Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Обогащение опыта игрового поведения и развитие способностей дошкольников средствами музыкальной деятельности»
В основе идей заявляемого мной опыта лежат принципы, заложенные в ФГОС дошкольного образования. Среди условий, необходимых для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, развития личности дошкольника, ключевым рассматривается игра. А.В. Запорожец подчеркивал, что самостоятельной детской игре принадлежит ведущее значение в плане всестороннего развития ребенка: и в отношении его социального развития («это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание личности»), и в отношении эмоционального развития – дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, и для формирования произвольности поведения, и для развития воображения, образного мышления ребенка и т. д. Велико значение игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). И, наконец, игра с музыкальным сопровождением является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Однако, до сегодняшнего времени игра в функционале действий музыкального руководителя была лишь частью строго структурированного занятия и в процентном соотношении занимала, в лучшем случае, 25% времени занятия. Другая проблема, которая определяет жизнь современного специалиста, это нарушение естественного цикла игровой деятельности детей, когда дети, согласно расписанию, прерывают собственную игру и отправляются в музыкальный зал на занятие.
Я – музыкальный руководитель детского сада «Страна чудес», в котором основная структурная единица образовательного взаимодействия с воспитанниками – событие, когда педагог вносит в игровую деятельность детей задачу, тем самым создает условия для развития способностей детей. И наши воспитанники, большую часть дня проживающие в игре, стали стремительно терять интерес к традиционным формам музыкальных занятий и утренников.
Образовательный процесс в детском саду целостный и уже давно образовательные события пришли на смену традиционным утренникам, все важные музыкальные события рождаются из игры, которая на сегодняшний момент интересна детям. Однако, нельзя ограничиться только форматами праздничных событий, с прогнозируемым сценарным ходом. Важна ежедневная жизнь детей! Поэтому социальная ситуация развития воспитанников в нашем детском саду и сподвигла меня на поиск путей развития способностей дошкольников средствами музыкальной деятельности в ведущем виде деятельности – игре.
На сегодняшний день в Российском образовании нет современных технологий такого развивающего обучения, поэтому я, столкнувшись с трудной профессиональной задачей, выстраиваю свой собственный путь, действую в двух направлениях:
Задачи развития музыкальных способностей детей в различных видах музыкальных игр:
Режиссерская игра на режиссерском поле с предметами-заместителями детей 3-4 лет | Развитие звуковысотного слуха: 1. «Птицы и птенчики» (на режиссерском поле разыгрывается ситуация птицы – большая треугольная призма, птенчики маленькие треугольные призмы; задача – соотнести звуковую разницу между пением взрослой птицы и птенчиков); 2. «Три медведя» (на игровом поле плоскостные изображения медведей: большого, среднего размера и маленького; задача – услышать высокий, средний, низкий регистры звуковысотного ряда). Развитие ритмического слуха: 1. «Две лошадки» (на режиссерском поле фигурки лошадок; задача – ритмически четко произносить слова песни «цок-цок-цок», «но-но-но», «гоп-гоп-гоп», манипулируя фигурками, разыгрывая небольшой сюжет.) 2. «Веселые дудочки» (на игровом поле – 3 карточки с изображением медведя, играющего на трубе, лисички с дудочкой и мышонка со свирелью; задача – угадать по ритмическому рисунку – кто из зверей играет). Развитие тембрового и динамического слуха: 1. «Громко – тихо» (на режиссерском поле две карточки с изображением большого и маленького аккордеона, спорящие мышата; задача – различать динамику звучания в музыке). 2. «Узнай инструмент» (на игровом поле карточки с изображением музыкальных инструментов; задача – услышать и отгадать тембр музыкального инструмента). Определение жанра и развитие памяти: 1. «Что делает кукла» (на игровом поле фигурка куколки, разыгрывается небольшой сюжет; задача – в соответствии с музыкальным жанром отгадать — что делает игрушка: ходит, танцует или спит) 2. «Узнай и спой песню по картинке» (на игровом поле разыгрывается содержание песенки; задача – узнать песню по звучащей фразе, показать картинку). |
Образная игра детей 4-5 лет | Развитие звуковысотного слуха: 1. «Птицы и птенчики» (музыкальный руководитель в образе мамы, накидывает на детей серые отрезы ткани, превращая их в птенцов; задача – развивать слуховое восприятие и умение различать звуки по высоте.) 2. «В лесу» (музыкальный руководитель в образе сказочницы исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, «Зайка» – в среднем, «Птичка» – в высоком регистре. Дети отгадывают и принимают образ отгаданного героя, надевая маски или шапочки; задача – различать музыкальные регистры) Развитие ритмического слуха: 1. «Петушок, курочка и цыпленок» (музыкальный руководитель исполняет попевки, дети изображают курочку, петушка или цыпленка, отхлопывая ритмический рисунок каждого персонажа; задача – различать ритмические рисунки каждого героя). 2. «Игра с зайкой» (музыкальный руководитель надевает ушки и предлагает детям изобразить зайчиков и музыкантов: зайчики пляшут под ритмичную музыку, музыканты отбивают ритм на музыкальных инструментах; задача – узнавать сильные доли такта, воспроизводить их при помощи музыкального инструмента). Развитие тембрового и динамического слуха: 1.«Кот и мыши» (музыкальный руководитель предлагает детям принять образы кота или мышей, проиграть стихотворение, изобразить его с помощью музыкальных инструментов на слова «тихо», «громко» и т.д.; задача – развивать у детей динамический слух и навыки игры на детских музыкальных инструментах). 2. «Узнай инструмент» (музыкальный руководитель в роли дирижера оркестра приглашает на концерт детей – музыкантов и детей – слушателей; задача – учить детей различать по слуховому восприятию тембр звучания различных детских музыкальных инструментов, учить культуре слушания) Определение жанра и развитие памяти: 1. «Узнай и спой песню по картинке» (музыкальный руководитель в образе Незнайки просит детей рассказать об изображенных на картинках песнях и исполнить их; задача – развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором, ансамблем, индивидуально). 2. «Угадай жанр» (музыкальный руководитель предлагает детям угадать по картинкам жанр музыкальных произведений, исполнить под музыку; задача – учиться слышать и определять музыкальные жанры, отражать их в движении). |
Сюжетно-ролевая игра детей 5-6 лет | Развитие звуковысотного слуха: 1. «Музыкальный магазин» (музыкальный руководитель или ребёнок-продавец – играет мелодию (продает) на инструменте вверх, вниз или на одном звуке; дети выкладывают мелодию нотами-кружочками (отсчитывают деньги); задача – услышать движение мелодии) 2. «Турист» (музыкальный руководитель или ребенок – «турист», он идет в поход в горы, то поднимаясь, то спускаясь с горы или остановился на привал и т.д. – игроки исполняют мелодию на металлофоне согласно действиям туриста (движение мелодии вверх, вниз, паузы и т.д.); задача – услышать и озвучить рассказ движением мелодии). Развитие чувства ритма: 1. «Поварята» (старший повар – музыкальный руководитель или ребенок предлагает детям-поварятам набор посуды для приготовления обеда – кастрю-ля, ско-во-ро-да, та-рел-ки, чаш-ки, дети прохлопывают ритм каждого вида посуды и записывают его ритмослогами. Затем главный повар предлагает поменяться в приготовлении блюд; задача – развивать память и ритмическое чувство.) 2. «Почта»: почтальон (музыкальный руководитель или ребенок) приносит в группу конверты и картинки зверей. Говорит, что зверята написали своим мамам письма, но вместо адреса написали ритмы и просит детей соотнести ритмы с фотографиями зверей, например бе-лочка, зай-чик); задача – умение ориентироваться в ритмических рисунках). Развитие тембрового слуха: 1. «Цирковая школа»: магистр цирковых наук – музыкальный руководитель или ребенок – объявляет набор цирковых артистов и проводит просмотр претендентов (борцы, силачи, жонглеры). Силачи демонстрируют свой образ под барабан, гимнастки под треугольник, дрессировщики под бубен и т.д. Музыкальный руководитель или ребенок исполняет мелодию на треугольнике, бубне, барабане. Исполнение на инструментах варьируется; задача – учить детей различать тембр музыкальных инструментов). 2. «Оркестр» – музыкальный руководитель или ребенок – «дирижер» набирает музыкантов в свой оркестр, но чтобы в него попасть, надо иметь хороший слух и знать звучание разных инструментов. Для этого «дирижер» проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте, а дети отгадывают звучащий инструмент; задача – учить различать тембровое звучание инструментов). Развитие диатонического слуха: 1. «Гостинцы». Дедушка – музыкальный руководитель или ребенок – приехал из деревни и привез гостинцы для внучат. Просто так он их не отдаст, а хочет поиграть с детьми. Он спрятал свои гостинцы в разных местах и хочет, чтобы дети их отыскали, руководствуясь громкостью звучания знакомой песни: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится гостинец, или ослабевает по мере удаления от него. После получения гостинцев дедушка предлагает устроить чаепитие; задача – закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко, не слишком громко). 2. «Строители» (музыкальный руководитель – инженер с чертежом, на котором изображен домик для разных героев «Теремка» или другой сказки, а также строительные детали трех размеров. Инженер просит детей построить домик, обговорив размеры деталей, соотнести их с размерами героев. После постройки инженер рассказывает, что каждый из сказочных героев просыпается по-разному, поет свою любимую песню: громко (медведь), не очень громко (лягушка) и тихо (мушка); задача – учить соотносить размер героя с динамикой звука). Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти: 1. «Музыкальный квест» (дети готовят кукольный театр для малышей, музыкальный руководитель приходит и показывает детям пустой театральный чемодан, в нем письмо от Карабаса-барабаса: никакого кукольного театра для малышей не будет, всех кукол я спрятал в разных тайных местах, поэтому кукольный театр отменяется…», единственная подсказка – символы пространств детского сада, где спрятаны куклы. Дети отгадывают значения символов, двигаются по детскому саду, на пути следования педагоги исполняют им мелодии или проигрывают музыку героев кукольного спектакля. Дети узнают музыкальные образы и получают куклу; задача – развивать музыкальную память, ориентировку в пространстве, понимание символов). 2. «Музыкальный концерт»: музыкальный руководитель в роли кассира, продает детям билеты на концерт, дети отправляются в музыкальный зал. Занавес, на сцене никого нет. Раздается звонок, и выясняется, что на афише художник перепутал 8 с 9 – артисты приедут завтра, а выступить надо сегодня, т.к. сейчас в зале будет аншлаг. Кассир просит детей выступить вместо артистов, открывает афишу – у нас танец, песня, оркестр и чтение стихов, дети исполняют репертуар; задача – узнавать и исполнять знакомые мелодии, песни, вспоминать и выразительно читать стихи, развивать общую и музыкальную память). |
Игра с правилами детей 6-7 лет | Развитие звуковысотного слуха: 1. «Эхо» (музыкальный руководитель или ребенок исполняет песню «Эхо», дети повторяют; задача – интонационно точно повторить мелодию песни). 2. «Звуки мы идем искать» (дети, произнося считалку, двигаются за ведущим по залу. Он подводит их к различным предметам и стучит по ним молоточком, слушая звук. Дети по звуку определяют, к какому типу относится этот звук; задача – уметь определять тип звука – шумы, звуки природы, музыкальные звуки). Развитие чувства ритма: 1. «Прогулка в парк» (дети сидят за столами, перед каждым из них металлофон. Педагог рассказывает историю про детей, которые гуляли в парке. Дети озвучивают рассказ, согласно его содержанию при помощи ритмического рисунка на металлофоне; задача – развивать слуховое внимание, чувство ритма). 2. «Определи по ритму» (ведущий-ребенок исполняет ритмический рисунок песни или пляски с помощью хлопков или музыкальным молоточком по столу, дети по ритму отгадывают произведение и картинкой закрывают пустую половину карточки; задача – уметь по ритмическому рисунку узнавать знакомый музыкальный материал). Развитие тембрового слуха: 1. «Здравствуй, музыкант!» (выбирается водящий, которому закрывают глаза. Остальные дети поют, стоя в кругу с инструментами. «Здравствуй, здравствуй, музыкант! У тебя большой талант! Инструменты отгадай, друг за другом называй!» Дети поочерёдно играют на своих инструментах, а водящий отгадывает. Если он ошибся, выходит другой ребёнок; задача – учить детей различать по тембру звучание детских музыкально-шумовых инструментов.) 2. «Рассказ музыкального инструмента» (музыкальный руководитель или ребенок включает записи звучания музыкальных инструментов, дети показывают картинку с изображением инструмента; задача – развивать слуховое внимание и восприятие.) Развитие диатонического слуха: 1. «Колокольчики». (Музыкальный руководитель или ребенок исполняют мелодию, меняя громкость звучания. Дети показывают карточки с изображением больших, средних или маленьких колокольчиков; задача – учить детей различать силу звучания музыки). 2. «Передай игрушку». (Дети стоят в кругу, под громкое звучание музыки игрушку передают вправо, под тихое звучание музыки – влево. Если музыка звучит громко, движения рук с мячом могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более плавными и нежными; задача – услышать смену динамики в музыке). Развитие восприятия музыки: 1. «Песня – танец – марш» (дети реагируют сменой движений на смену музыкальных жанров; задача – развивать слуховое внимание и восприятие). 2. «Музыкальная бродилка» (дети знаками изображают любимый репертуар, обозначают его на карте «Страны Музыки». Кидают игральный кубик по очереди, переставляют фишки и исполняют выпавшие в результате розыгрыша кубика песни, танцы, оркестровые отрывки и т.д.; задача – развивать музыкальную память, уметь с помощью символов изобразить разные жанры музыки). Развитие музыкальной памяти: 1. «Назови композитора» (музыкальный руководитель или ребенок показывает портреты композиторов и просит назвать их произведения. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель или ребенок включает отрывок из музыкального наследия этих авторов, детям надо угадать – чей звучит шедевр. При правильном ответе ребенок получает два очка; задача – развивать музыкальную память). 2. «Музыкальная викторина» (музыкальный руководитель или ребенок включает отрывки знакомых детям разножанровых произведений, дети двигаются в соответствии с жанром или исполняют песню. Когнитивная задача – узнавать знакомые мелодии, развивать музыкальную память). |
Взаимодействие с детьми в ведущем виде деятельности с внесением в нее когнитивных задач помогает мне достичь образовательных эффектов, обеспечивающих успешность ребенка. Я создаю условия для движения ребенка по целевому ориентиру, обеспечивая успешность его развития:
Программа стажировки позволит:
Данная программа предусматривает комплекс различных форм обучения: лекционные занятия, мастер-классы, групповое и индивидуальное проектирование, практические занятия, просмотр видеофрагментов, стажерская проба и оценочные события. Программа стажировки включает три модуля, рассчитана на 24 часа.
Модуль №1. Я изучаю (5 часов). |
1. Аутотестирование ВХОД. 2. Выявление ожиданий стажеров через технологию «Снежный ком». 3. Исследование стажерами концептуальных оснований построения образовательной среды ДОУ с учетом ведущего вида деятельности и ведущих задач развития дошкольников. 4. Формирование оснований для концептуальных изменений философии деятельности специалиста ДОУ. |
Основные формы работы: лекция с форматом обсуждения, экспертиза, стажерская проба, оценочное событие. |
Модуль №2. Я наблюдаю и осмысляю (8 часов). |
1. Исследование действий музыкального руководителя и воспитателей ДОУ в пространстве организации игрового взаимодействия дошкольников. 2. Погружение стажеров в опыт использования игровой технологии в процессе реализации внесения когнитивных задач музыкального развития в игровую деятельность, апробирование на практике и овладение функцией эксперта в процессе наблюдения. 3. Осмысление полученного опыта через разработку карт наблюдений, применение их в практической деятельности в процессе педагогического наблюдения. |
Основные формы работы: профессиональное исследование, практические занятия, стажерская проба, оценочное событие. |
Модуль №3. Я творю (11 часов). |
1. Приобретение собственного опыта поддержки и развития игровой деятельности дошкольников, технологии инициирования и проживания игрового образовательного события. 2. Разработка функционала профессиональных действий музыкального руководителя «Внесение когнитивных задач музыкального развития в игровую деятельность дошкольника» через развитие режиссерской, образной и сюжетно-ролевой игры, игры с правилами в практическом взаимодействии с воспитанниками ДОУ. 3. Аутотестирование/ВЫХОД. |
Основные формы: работа в кластерах над созданием совместных проектов с последующей презентацией результатов этой работы, общегрупповые обсуждения, фестиваль, создание видео кейса, оценочные события. |
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практическое занятие | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1 модуль (5 часов) | |||||
1. | Входное аутотестирование через Google Формы | 0,5 | |||
2. | Выяснение ожидания стажеров через погружение в технологию коллективной мыслительной деятельности; метод «Снежный ком» | 0,5 | |||
3. | Обсуждение с помощью технологии коллективного разума («worldcafe») классификации игры (режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами) с учетом ведущего вида деятельности | 2 | |||
4. | Рассмотрение концептуальных подходов к применяемой технологии внесения когнитивных задач в области музыкального развития в игровую деятельность детей. Разбор практических кейсов | 1 | |||
5. | Участие в экспертизе предметно-пространственной и образовательной среды музыкального зала и вспомогательных помещений ДОУ | 1 | |||
2 модуль (8 часов) | |||||
1. | Разработка карты наблюдений за действиями педагогов ДОУ по поддержке спонтанной игровой деятельности воспитанников с помощью технологии Фиш – Боун | 1 | |||
2. | Исследование действий педагогов ДОУ в пространстве организации игрового взаимодействия дошкольников во время сквозной образовательной практики ДОУ Open Time Choice | 1 | |||
3. | Разработка модели образовательной среды детского сада, направленной на поддержку игровой деятельности дошкольника | 1 | |||
4. | Погружение стажеров в опыт использования игровой технологии в процессе реализации образовательной области «Музыка», апробирование на практике и овладение функцией эксперта в процессе наблюдения. Организация многоуровнего диалога стажеров в контексте обсуждения общей проблемы | 1 | 1 | ||
5. | Взаимодействие стажеров в группах. Определение функционала музыкального руководителя, его точек взаимодействия с воспитателем группы, направленного на поддержку игровой деятельности дошкольника и решения задач музыкального развития | 2 | |||
6. | Презентация функционала. Оценочное событие «Биржа труда» | 1 | |||
3 модуль (11 часов) | |||||
1. | Проектирование игрового события «Театральное фойе» (образная игра), «Театральный буфет» (сюжетно-ролевая игра), «Театральная режиссура» (режиссерская игра), «Театральная бродилка» (игра с правилами) по выбору стажера в микрогруппах с применением эффективных технологий, используя возможности образовательного пространства ДОУ | 2 | |||
2. | Стажерская проба. Инициирование и поддержка спроектированного образовательного события | 2 | |||
3. | Исследование действий педагогов и родителей ДОУ по проживанию сценарного события «Театральная сказка» | 1 | |||
4. | Проектирование в четырех микрогруппах. Внесение когнитивных задач музыкального развития в ведущий вид деятельности воспитанников четырех возрастных групп ДОУ развивающей и компенсирующей направленности на постсобытийном материале театрального фестиваля (на основе разработанного функционала музыкального руководителя с учетом ведущего вида игры) | 1 | |||
5. | Инициирование события. Видеосьемка и монтаж пятиминутного ролика с экспертом-практиком ДОУ для представления на фестивале «Новая волна» | 2 | |||
6. | Оценочное событие. Фестиваль «Новая волна». Публичная презентация видеороликов игровой деятельности детей с внесением в нее когнитивных задач музыкального развития | 1 | |||
7. | Создание видео-кейса практических материалов нового функционала музыканта ДОУ. Рефлексия. Сиквейн | 1 | 0,5 | ||
8. | Аутотестирование/ВЫХОД | 0,5 | |||
Итого: 24 часа | 2 | 2,5 | 13 | 6,5 |
Форма организации оценки | Кем организована оценка | Способ фиксации | |
1. | Internet — голосование выложенных проектов, созданных в процессе стажировки на Facebook в группе «Время Выбора / Time Choice» | Он-лайн участники, педагоги ДОУ, стажеры, участники группы, родители, посетители страницы | Бальная оценка, максимально 5 + баллов |
2. | Экспертная оценка стажерских проб | Стажеры, администрация ДОУ | Бальная оценка, максимально 5 баллов |
Входная/ Выходная анкета содержит вопросы о целях и задачах, которые ставят перед собой стажеры. Стажер проставляет соответствующую оценку (по 5-балльной шкале) уровню владения соответствующей технологией.
Отзывы содержат результат о достижении (или недостижении) поставленных целей, решении (или недостаточном решении) заявленных стажером задач.
Форма организации оценки | Кем организована оценка | Способ фиксации |
Анкетирование участников: оценка результатов программы стажировки | Стажеры | Бальная оценка, максимально 5 баллов |
Отзывы о результатах программы стажировки в форме эссе | Стажеры | Положительный отзыв |
Реализация качества прохождения программы определятся динамикой самооценки ключевых компетенций стажера.
С 27 по 29 марта детский сад №32 «Страна чудес» г.Зеленогорска Красноярского края открылся для гостей из городов присутствия Госкорпорации «Росатом»: Новоуральск, Полярные Зори, Заречный ЗАТО, Снежинск, Трехгорный, Лесной, Железногорск, Саров. Тема стажировки «Обогащение опыта игрового поведения и развитие способностей дошкольника средствами музыкальной деятельности» привлекла внимание не только коллег – музыкальных руководителей, но и воспитателей, и администраторов дошкольных образовательных учреждений. Главной задачей стажировки являлось погружение стажеров в опыт внесения задач музыкального развития в ведущий вид деятельности детей – игру, а также научить стажеров проектировать и инициировать образовательное событие с внесением в него задач музыкального развития воспитанников.
Общение со стажёрами началось заочно, в группе ВремяВыбора/TimeChoice, где стажёры рассказали о себе, представили свои креативные стороны. Для более полного знакомства и понимания стартовых возможностей «музыкантов» был проведён опрос по касающейся стажировки теме на https://www.facebook.com/groups/546639075494474/. Каждый из стажеров уже «звучал», как особенный, музыкальный инструмент, однако, нам предстояло всем вместе (тутти) в классическом – моцартовском – оркестре сложить абсолютно новую #МелодиюИгры! Это и стало хэштегом стажировки! А для того, чтобы любая мелодия оставила след и звучала чисто, неповторимо и уникально, мы наполнили новым, современным содержанием #МелодиюИгры. И вот как это было….
ДО старта участников стажировки приветствовали главный специалист отдела дошкольного, общего и дополнительного образования ГУО Бандукова Юлия Леонидовна, исполняющая обязанности заведующего детским садом №32 Ермишкина Татьяна Владимировна и эксперт АНО «Институт образовательной политики «Эврика», эксперт инновационной сети образовательного проекта «Школа Росатома» и старший воспитатель детского сада №32 в одном лице – Непомнящая Елена Сергеевна.
В музыкальном зале, стилизованном под времена венского классицизма, гостей приветствовали воспитанники детского сада и Вольфганг Амадей Моцарт, которые посвятили участников в «стажеры» совместным звучным оркестром под «Турецкий марш» Rondo Alla Turca и настроили на самостоятельность и активность общим энергичным флешмобом «Все зависит от нас самих».
Программа стажировки продолжилась знакомством – стажерам было предложено провести ассоциацию между собой и изображенным музыкальным инструментом и кратко пояснить свой выбор. Выяснение ожиданий стажеров прошло через погружение в технологию коллективной мыслительной деятельности «Снежный ком». Чего же хотят стажеры: «приобрести практический опыт применения игровых технологий», «опыт организации РППС», «впасть в детство на 3 дня», «перезагрузки», «повернуть мышление», «музыка и игра?!» и даже «вдохновений, событий, песен и друзей». Входное тестирование профессиональных компетенций стажеров показало, что ДО стажировки «знают современные тенденции развития дошкольного образования» на 3,85 из 5 баллов и 77% респондентов, «владеют всеми видами игр, умеют поэтапно формировать игровую деятельность детей» на 3,46 из 5 баллов и 69%, «знают опорные точки проектирования образовательного события» и «имеют практический опыт организации образовательного события» 3,54 из 5 баллов и 70,8%.
Следующий этап – РЕсурсы стажеров, что они знают об игре и ее классификации по Е.Е.Кравцовой, как они ее будут рассматривать с позиций «дети», «завхозы», «воспитатели», «специалисты». Стажеры были разделены на «квартеты» и «трио» и получили каждый свое музыкальное название – Allegro, Moderato, Presto, Vivo. В музыкальных ансамблях с помощью технологии Worldcafe стажеры рассматривали 4 вида игры, а глава каждого стола – дирижер – представил итог работы каждой группы.
Свой РЕсурс представил ведущий стажировки, пРЕзентовав личный опыт «Технология внесения когнитивных задач музыкального развития в ведущий вид игры», а стажеры, руководствуясь пояснениями Елены Сергеевны Непомнящей, и «помощником» – дневником стажера, разобрали практические кейсы технологии и провели экспертизу предметно-пространственной и образовательной среды музыкального зала и очерченного пространства вспомогательных помещений.
Далее стажеры попали в МИр спонтанной детской игры, наблюдая за действиями педагогов ДОУ в условиях культурной практики Open Time Choice. Стажеры нашли ответы на несколько ключевых вопросов, которые им были заданы в листе наблюдений: какую игру поддерживает точка, каковы средства поддержания игры, роль педагога в поддержке игры, была ли музыка помощницей в игре и самый гениальный замысел ребенка.
Эти ответы и наблюдения за детьми и педагогами помогли стажерам попасть в свой, собственный МИр педагогических фантазий и разработать модель виртуальной образовательной среды ДОУ, направленной на поддержку игровой деятельности воспитанников. Возможно, в будущем идеи этих моделей вдохновят стажеров на перемены в среде собственного ДОУ.
Анализируя первый день, стажеры отметили, что «познакоМИлись с подходами к технологии, что очень ценно», «…пеРЕстраивали свое мышление, подключали кРЕатив, играли, планировали, моделировали», «есть идеи для пРЕобразования сРЕды в группе и детском саду», поняли, что «наша задача – помочь РЕбенку прожить свое детство радостно и содержательно».
ФАнтастический второй день стажировки начался с погружения стажеров в опыт использования игровой технологии в процессе реализации образовательной области «Музыка». Наблюдая за режиссерской игрой с предметами-заместителями в группе раннего возраста «Малышки» и игрой-бродилкой «Событейкой» в подготовительной к школе группе «Эльфы», стажеры овладели функцией эксперта, увидели процесс внесения когнитивных задач музыкального развития в игру детей и взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя.
Презентация ведущего стажировки «Мой день в «Стране чудес» расширила представления стажеров о традиционных и инновационных формах работы музыкального руководителя «Страны чудес», позволила разработать, осмыслить и представить собственное видение функционала музыкального руководителя в условиях ФГОС ДО на оценочном событии «Биржа труда». ФАнтастический день продолжился проектированием и проведением образовательного события «Театр» с внесением задач музыкального развития в образную «Театральную гримерную», сюжетно-ролевое «Театральное кафе», «Театральную режиссуру» и «Театральную бродилку». В помещении Open Space стажеры оборудовали четыре игровых зоны и инициировали и поддерживали игры в разновозрастном детском сообществе, в том числе с детьми с ОВЗ. Анализируя событие, Елена Сергеевна Непомнящая дала оценку всем положительным моментам, отметила и прокомментировала неудавшиеся стороны прожитого события, еще раз обратила внимание стажеров на классификацию игр, рекомендовала — как при проектировании и проведении событий избегать таких ошибок.
Закончился день ФАнтастическим Театральным фестивалем семейных сказок, где стажерам было предложено сыграть роль «театральных критиков».
По моему мнению, именно в этот день появилась СОЛЬ в понимании технологии «Внесение когнитивных задач музыкального развития в игру детей», а стажеры отметили, что это был «очень продуктивный день по получению опыта планирования и реализации образовательного события», «…мы стали на ступень выше, постепенно пришло осознание смысла всего происходящего», «…находясь в окружении профессионалов своего дела, … получила огромную мотивацию самосовершенствоваться!», «а театральный фестиваль показал, как важно взаимодействие детского сада с родителями и именно вовлечение родителей в музыкально-театральную деятельность».
ДЛЯ полного проживания ежедневных ритуалов и традиций «Страны чудес» завершающий день начался с участия стажеров в утреннем флешмобе и экскурсии по детскому саду. ДЛЯ закрепления изученной технологии стажеры спроектировали и провели события в выбранных ими группах с внесением когнитивных задач музыкального развития воспитанников в ведущем виде игры, смонтировали – кто самостоятельно, кто с помощью экспертов-практиков – видеоролики проведенных событий и представили их на суд жюри кинофестиваля «Новая волна». Уважаемое жюри, состоявшее из экспертов–практиков и Магистра педагогических наук Елены Сергеевны Непомнящей, дало оценку каждому видеоролику и рекомендовало ведущему фестиваля, В.А.Моцарту выдать «лицензию на осуществление деятельности с внесением музыкального содержания в игру детей» и памятные сувениры всем музыкальным ансамблям стажировки. Вечер продолжился просмотром детско-родительских сказок в рамках Театрального фестиваля.
Итоговое тестирование показало прирост в развитии профессиональных компетенций стажеров после прохождения стажировки: дЛЯ сравнения «знают современные тенденции развития дошкольного образования» на 4,69 из 5 баллов 93,8% респондентов, «владеют всеми видами игр, умеют поэтапно формировать игровую деятельность детей» на 4,31 из 5 баллов 86,2% тестируемых, «знают опорные точки проектирования образовательного события» 4,54 из 5 баллов 90,8% респондентов и «имеют практический опыт организации образовательного события» 4,62 из 5 баллов 92,4% тестируемых.
СИла стажировки #МелодияИгры отразилась в рефлексии завершающего дня: «стажировка…открыла новые возможности развития игры средствами музыкальной выразительности», «спаСИбо организаторам за возможность окунуться в мир игры», «главное, что получилось в стажировке – это услышать мелодию игры ребенка, причем каждого…», «реально, эксклюзивный детский сад в России, а не только в Красноярском крае… Это прорыв для меня, уже хочется поделиться со своими коллегами и внедрять!!!», «СпаСИбо, «Страна чудес», за сказку длиною в три счастливых дня!». В завершение стажировки коллеги исполнили Музыкальную благодарность #МелодииИгры, и это тоже было очень трогательно, душевно и СИльно!
Нас, знающих новый функционал, инновационную технологию, умеющих проектировать, инициировать и поддерживать детскую игру, стало на 15 больше. Вместе – мы СИла, и все завиСИт от нас самих!