Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Игровая коллаборация-технология, обеспечивающая развитие дошкольников в игре»

«Игровая коллаборация-технология, обеспечивающая развитие дошкольников в игре»

Ведущий стажировки: Козабаранов Никита Сергеевич, МБДОУ «Детский сад №16», инструктор по физической культуре

Участники стажировки: воспитатели, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, старшие воспитатели

Даты проведения стажировки: 19.04-21.04.2023 г.

E-mail: kozabaranovniki@mail.ru

Город: Саров, Нижегородская область

Цель программы: создать условия для овладения стажерами профессиональными компетенциями в рамках технологии «Игровая коллаборация – технология, обеспечивающая развитие дошкольников в игре» на культурном содержании образовательной области «Физическое развитие».

Задачи программы:

  • обеспечить условия для овладения технологией «Игровая коллаборация» с учетом классификации детской игры Е.Е. Кравцовой;
  • погрузить стажеров в непосредственное взаимодействие с детьми в момент овладения технологией «Игровая коллаборация»;
  • создать условия для формирования у стажеров компетентности интеграции игрового и спортивного оборудования;
  • создать условия для взаимодействия специалистов детского сада при разработке и реализации матрицы образовательного события;
  • создать условия активного погружения стажеров в практику реализации технологии «Игровой коллаборации», как технологии, обеспечивающей развитие дошкольников в игровой деятельности;
  • способствовать приобретению педагогами рефлексивных навыков анализа полученного опыта в овладении технологией.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/club218673328

Участники стажировки

Абашева Анна Александровна, Снежинск

Антипова Оксана Викторовна, Саров

Баранова Татьяна Игоревна, Северск

Блонова Татьяна Сергеевна, Нововоронеж

Ермилова Наринэ Гургеновна, Новоуральск

Кашина Светлана Валерьевна, Саров

Лауткина Наталья Афанасьевна, Лесной

Минина Татьяна Анатольевна, Саров

Пугачева Олеся Александровна, Заречный ПО

Силантьева Ольга Михайловна, Снежинск

Скорнякова Мария Олеговна, Северск

Скоробогатченко Насима Газнавиевна, Удомля

Смирнова Ирина Петровна, Трехгорный

Устинова Инна Анатольевна, Десногорск

Черкесов Игорь Анатольевич, Саров

Анализ стажировки

Стажировка проходила с 19 по 21 апреля 2023 года на базе МБДОУ «Детский сад № 16» г.Сарова Нижегородской области, в которой приняли участие инструкторы по физической культуре, воспитатели, старшие воспитатели из 10 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Трехгорный, Северск, Заречный ПО, Десногорск, Снежинск, Удомля, Новоуральск, Нововоронеж, Лесной, Саров. Местом обмена мыслями стала группа в социальной сети «ВКонтакте».

Цель стажировки достигнута в полном объеме: стажеры овладели технологией «Игровая коллаборация» и повысили профессиональные компетенции по технологиям поддержки игры дошкольника в соответствии с классификацией Е.Е. Кравцовой в процессе решения задач физического развития.

Решая задачи стажировки, в первый день были обеспечены условия для овладения технологией «Игровая коллаборация» с учетом классификации детской игры Е.Е. Кравцовой. Для этого проведен опрос: «Кто знаком с классификацией детской игры автора Е.Е. Кравцовой»? В ходе которого выяснилось, что не все стажеры знают данную классификацию и тем более не используют ее в своей практике.

Педагоги в своей практике используют учебную деятельность, а не игровую. Поэтому в формате мастерской участники стажировки познакомились с классификацией детской игры Е.Е. Кравцовой. Во время проб проявилось, что главная трудность заключается в поддержке режиссерской игры.

Воспитанники детского сада провели экскурсию по образовательному пространству, отмечая любимые для себя местечки, где разворачиваются их игры. В ходе экскурсии стажеры убедились, что игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Стажеры также смогли понаблюдать за тем, как разворачивается возрастная игра в группах детского сада. В дальнейшем данная информация использовалась стажерами в ходе стажерских проб.

Для дальнейшего погружения стажеров в игровую деятельность дошкольника как ведущую, участники стажировки поделись на четыре подгруппы через игру «Самый смелый…», после чего наблюдали за игрой детей и анализировали среду центров двигательной активности в группе на всех четырёх возрастах, пытаясь выявить дефициты спортивного инвентаря для развития силовых качеств дошкольника, не разрушая детскую игру.

Погружение стажеров в непосредственное взаимодействие с детьми в момент овладения технологией «Игровая коллаборация» началось уже в первый день стажировки и продолжалось до финала стажировки.

Стажеры разработали и презентовали тетрадь «Сбор информации», что является условием освоения первого этапа стажировки. В первую очередь такая тетрадь необходима для фиксации детской игры в группе. Стоит отметить, что эскизы тетради «Сбор информации», разработанные и презентованные стажерами, были похожи на разработанную и представленную им в ходе практического занятия. Стажерам понравилась идея с фиксацией детской игры для ее поддержки при решении задач физического развития, и они отметили, что непременно будут использовать ее в своей работе.

В ходе лекции ведущего стажировки стажеры познакомились с тремя этапами технологии «Игровая коллаборация», тем самым, получили целостное представление о технологии.

Перед тем как апробировать созданную тетрадь – первый этап технологии, и делать вбросы образовательных задач по физическому развитию в игру детей – третий этап технологии, стажеры распределились в новые подгруппы с помощью подвижной игры с правилами «Домик, мышка, кошка». Смена состава групп способствовала обмену опытом между стажерами, развитию коммуникабельности, умения работать в команде.

После проб, которые стажеры демонстрировали с помощью их фиксации в видеосюжетах, можно было сделать вывод: имеются затруднения в решении задач физического развития в режиссерской игре и игре с правилами.

Расширяя представления стажеров о третьем (событийном) этапе технологии, были использованы подготовленные для анализа видеосюжеты и наблюдение в реальном времени взаимодействия с детьми 5-6 лет инструктора по физической культуре и воспитателя группы в образовательном событии «Тренировочная база» в спортивном зале в сюжетно-ролевой игре «Космос» с решением когнитивных задач образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Каждое из четырех образовательных событий, представленных на стажировке на каждый вид игры, были детально проанализированы стажерами. Активная полемика развернулась вокруг образовательного события, целью которого было продемонстрировать, как инструктор по физической культуре поддерживает и развивает режиссерскую игру детей 3-4 лет. В ходе чего был сделан вывод, что решение образовательных задач в режиссерской игре в спортивном зале как событие не состоялось, это была образовательная ситуация, это зафиксировала и куратор стажировки Е.С. Непомнящая, предложив пути преодоления трудностей этой ситуации. Было результативно выявить этот дефицит и найти путь его решения.

Для формирования компетентности по поддержке детской игры при решении задач по физическому развитию был сделан акцент на интеграции игрового и спортивного оборудования.

Первоначально в программе стажировки была заявлена разработка оценочного листа интеграции игрового и спортивного инвентаря с учетом возрастной игры детей. Однако в ходе стажировки было принято решение заменить этот этап в связи с выявленными дефицитами опыта у стажеров по вхождению и поддержке игровой деятельности дошкольников. Данное время использовано для более глубокого погружения стажеров в игровую деятельность дошкольника. Оценочные листы для анализа двигательных центров в группе стажеры изучали и фиксировали по готовым шаблонам, которые разработаны и применяются на втором этапе технологии «Подготовительный», когда педагог готовит среду как в группе, так и в спортивном зале.

В ходе презентации стажерами заполненных оценочных листов были зафиксированы «белые» пятна в овладении стажерами технологией поддержки режиссерской игры, в частности, понятие «режиссерское поле», удерживание функционала педагога для поддержки и обогащения режиссерской игры. В ходе дискуссии удалось сформировать картину этих понятий и предусмотреть ошибочный путь, когда стажеры, взаимодействуя с детьми младшего дошкольного возраста, переходят на образную игру, вовлекая в свою деятельность партнера. Куратор стажировки Е.С. Непомнящая помогла стажерам расставить главные акценты в функционале педагога для поддержки режиссерской игры.

Для освоения четвертого этапа технологии стажеры создавали, а потом и реализовывали матрицу образовательного события. Перед созданием матрицы образовательного события, где стажеры отражали взаимодействие – коллаборацию воспитателя и инструктора по физической культуре, были организованы дебаты на тему: «Специалист и игра «-», «+». В очень жаркой дискуссии прошли дебаты, более аргументированной была команда «-». Это совершенно обосновано современными реалиями – стажеры имеют опыт учебной деятельности, а игровые компетенции они стали приобретать лишь в ходе стажировке. Однако, аргументы в сторону поддержки детской игры звучали намного четче – уверенно и развернуто, чем в начале стажировки.

Стажерам был презентован опыт составления матрицы образовательного события и прошло совместное обсуждение понятия «образовательное событие».

Стажеры создали матрицу, где смогли отразить коллаборацию – взаимодействие воспитателя и специалистов детского сада с целью поддержки детской игры и организации образовательных событий.

Каждая из четырех групп разработала и презентовала свои матрицы образовательного события, по которым в дальнейшем проживали образовательные события. Таким образом, стажеры получили непосредственный опыт разработки образовательного события, используя опыт работы педагогической команды детского сада «Кораблик».

Для содержательного наполнения матрицы стажеры отправились в группы и к специалистам детского сада, где выявляли интересы детей, доминирующую возрастную игру и делали вбросы задач по физическому развитию с перспективой на предстоящее образовательное событие. В ходе предоставленного времени, качественно были сделаны вбросы в образную и сюжетно-ролевую игры.

В течение трех дней стажировки создавались условия для активного погружения стажеров в практику реализации технологии «Игровой коллаборации» как технологии, обеспечивающей развитие дошкольников в игровой деятельности.

Было прожито три образовательных события с поддержкой образной, сюжетно-ролевой и игры с правилами. Стажеры смогли успешно решить образовательные задачи по физическому развитию в возрастной игре дошкольников. Именно образовательное событие – финальный этап технологии. И если образовательное событие по физическому развитию с поддержкой возрастной детской игры случилось, то технология работает!

Однако заявленное образовательное событие на младшей группе (возраст воспитанников 3-4 года), где доминирует режиссерская игра, не состоялось по причине отсутствия событийности, оно прошло в классической форме с использованием игровых приемов. Главная трудность, сформулированная в ходе рефлексии: «какими способами поддержать режиссерскую игру в спортивном зале, решая образовательные задачи по физическому развитию».

При активной помощи куратора Е.С. Непомнящей участники стажировки нашли ответ на возникший вопрос, отметив необходимость расширения собственного опыта игровой деятельности, поиска способов и средств соединения содержания функционала специалиста по физической культуре и педагога, обеспечивающего развитие ребенка в ведущем виде деятельности.

Анализируя образовательные события, прожитые стажерами, можно сделать вывод, что все стажеры освоили технологию «Игровая коллаборация», погрузились и приняли игровую классификацию Е.Е. Кравцовой, что продемонстрировали на практике.

В ходе проведения стажировки были созданы условия, которые способствовали приобретению стажерами рефлексивных навыков при анализе полученного опыта в овладении технологией.

Чтобы адаптироваться к новым условиям и в первые моменты осознать важность участия в стажировке, стажерам было предложено на доске «Что я жду от стажировки» написать свои ожидания. В конце третьего дня вернулись к зафиксированным ожиданиям и оставили отзыв о стажировке с опорой на эти ожидания. Все стажеры на выходе отметили, что их ожидания оправдались и они, действительно, познакомились и сделали практические пробы технологии «игровая коллаборация».

В конце каждого дня стажировки проводилась рефлексия, погружение в которую помогало стажерам осознать прирост своих профессиональных и личностных компетенций. Для этого были использованы разные формы: «Раскрась определенным цветом…», «Мясорубка», «Оставь свой отзыв…». Рефлексия была визуализирована через прием «Сундук».

В ходе всей стажировки можно было заметить, как профессионализм стажеров возрастал, как из «учителей» они превращались в играющих педагогов, именно поэтому стажировка состоялась!

С уважением, автор и ведущий стажировки Никита Сергеевич Козабаранов

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Полезные материалы

Дневник стажёра