Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Проектирование и реализация образовательного события для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников посредством промышленного туризма»
5. Ключевые идеи опыта:
В основе опыта лежат принципы, заложенные в ФГОС дошкольного образования. В котором среди условий, необходимых для всестороннего развития личности дошкольника, ключевым рассматривается игра — ведущий вид деятельности, необходимый для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Именно игра способствует развитию интересов и способностей дошкольника.
Игровые навыки и умения детей будут формироваться и активно развиваться при поддержке и помощи взрослого. Но помощь должна быть недирективной.
Одной из форм позволяющих обогатить и активизировать игровую деятельность дошкольников является промышленный туризм.
Промышленной туризм – это организация экскурсии на действующие предприятия и в учреждения города.
Экскурсионная деятельность строится с учетом следующих принципов:
В процессе экскурсионной деятельности решаются задачи:
Любая экскурсия в мир трудовой деятельности взрослого является событием. В чем же сущность понятия «образовательное событие»? Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт превращается в средство для достижения новой цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель.
Основа события – это совместная деятельность, предполагающая определенные аспекты:
Этапы организации образовательных событий в ДОУ:
1 этап
– определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, планах образовательной работы.
2 этап
– определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.
В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.
Идет определение целей образовательной деятельности разной по содержанию и форме. Педагог определяет, какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведения образовательного события.
3 этап
– подготовка к образовательному событию.
В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, осуществляется просмотр тематических материалов.
4 этап
– проведение образовательного события.
Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом.
5 этап
– рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.
По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого.
Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.
1 шаг:
На начальном этапе выбираются предприятия, которые находятся в «шаговой» доступности от дошкольной образовательной организации (поликлиника, супермаркет, ателье, стройка, театр юного зрителя, детская школа искусств и др.).
2 шаг:
Разрабатывается примерный план тематических недель на учебный год. Например, «Неделя медицинского работника», «Неделя строителя» и др.
3 шаг:
Совместно с детьми и родителями идет подборка игрового, дидактического материала по запланированной теме. На содержании подобранного рассматриваются и обсуждаются трудовые действия, орудия труда и инструменты, результаты труда, личностные и профессиональные качества представителей профессии.
4 шаг:
Экскурсия на предприятие или в учреждение города. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастет, если они смогут принять в нем хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых.
5 шаг:
Организация образовательного события («День медицинского работника», «День театра» и др.) одна из задач которого – применение в игровой деятельности, полученных знаний, умений в процессе экскурсии. Например, «День дизайнера». В течении «Недели дизайнеров» был подобран наглядный, демонстрационный, дидактический материал, художественная литература, атрибуты к сюжетно-ролевой игре по данной тематике, а так же предметы-заместители и бросовый материал. Была организованна экскурсия в полиграфический центр. В день проведения образовательного события воспитатель предлагает детям создать группу «будущего». Детям дается возможность использовать все пространство игровой комнаты и предоставляется свобода выбора материала развивающей предметно-пространственной среды (бросовый, природный материал, материал по изобразительной деятельности и др.), выбор роли. Помощь педагога недирективная. Дети включают трудовые действия, орудия труда и инструменты профессии дизайнера в игровой процесс, находят предметы-заместители и используют их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и оборудование.
В конце дня проходит презентация созданных объектов.
Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.
2. Программа стажировки
Программа стажировки включает 3 модуля и рассчитана на 24 часа. Деятельность стажировочной площадки ориентирована на создание образовательного пространства, обеспечивающего условия для приобретения новых профессиональных компетенций педагогическими кадрами. Данная программа основана на компетентностном и личностно-деятельном подходах, предусматривает комплекс различных форм обучения: лекционные, практические занятия, деловые игры.
Содержание работы:
Модуль №1 направлен на обозначение проблемного поля деятельности стажерской площадки.
Модуль №2 направлен на актуализацию потребности стажёров в освоении и творческом применении в педагогической практике экскурсионной деятельности (промышленный туризм) как средство поддержки и развития игровой деятельности. (3 часа )
Модуль №3 направлен на проектирование образовательного события. (15,5 часов)
Модуль №4 направлен на итоговую рефлексию по программе стажировки. (2,5 часа)
3. Учебный план стажировки на 24 учебных часа.
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
Модуль №1 Обозначение проблемного поля деятельности стажерской площадки | |||||
1 | Входная диагностика | 1 | |||
2 | Согласование с участниками стажировки представлений о понятиях «промышленный туризм», «экскурсионная деятельность», «образовательное событие». | 2 | |||
Модуль №2 Актуализация потребности стажёров в освоении и творческом применении в педагогической практике экскурсионной деятельности | |||||
3 | Промышленный туризм как эффективный способ поддержки и развития игровой деятельности дошкольников | 1 | 1,5 | 0,5 | |
Модуль №3 Проектирование образовательного события | |||||
4 | Изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с замыслом | 0,5 | 1 | 2 | |
5 | Разработка совместно со стажерами алгоритма реализации образовательного события | 0,5 | 1,5 | 1 | |
6 | Разработка сценария образовательного события | 2 | 3 | ||
7 | Реализация фрагмента образовательного события | 1 | 2 | 1 | |
Модуль №4 Итоговая рефлексия по программе стажировки | |||||
7 | Самоанализ и самооценка педагогами результатов своей деятельности на стажировке | 1 | |||
8 | Подведение итогов стажировки | 1,5 | |||
Итого 24 часа | 2 | 9 | 8 | 5 |
Внешняя оценка результатов стажеров (как, в какой форме кем будет организована, каков способ фиксации оценки (баллы, результаты Интернет-голосований, рецензии на созданные материалы и т.п.) Созданные стажерами материалы будут размещены на сайте детского сада в разделе «методическая копилка».
2. Самооценивание стажерами собственных результатов.
Самооценивание стажерами собственных результатов будет организовано на протяжении всей стажировки. Входная диагностика позволит зафиксировать стажерам проблемные зоны по тематике стажировки. Результаты входной диагностики стажеры зафиксируют в своем дневнике стажировки. По результатам оценочных событий стажеры будут фиксировать в дневнике стажировки свое индивидуальное продвижение с использованием приемов эссе, резюме, мини-сочинения, оценочных листов (по выбору стажеров).
С 18 по 20 апреля 2018 года в МАДОУ «Детский сад №17» г. Заречный Пензенской области проходила стажировка педагогических и руководящих работников детских садов по программе «Проектирование и реализация образовательного события для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников посредством промышленного туризма».
Цель стажировки: развитие профессионально значимых компетенций стажеров, необходимых для эффективного проектирования и реализации образовательного события для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников.
Первый день:
Открытие стажировочной площадки началось с песни воспитанников детского сада «Здравствуйте!» и приветственного слова заместителя начальника Департамента образования Осиповой Надежды Николаевны. После зажигательного совместного флэшмоба детей и стажёров «Будет дорога твоя легка!», оставшись в кругу, каждый рассказал немного о себе и своей дороге в проект «Школа Росатома».
В начале работы стажёрам было предложено обозначить свои ожидания от стажировки, что позволило выявить ключевые позиции коллег:
— получить практические навыки, которые можно будет применять на практике;
— обогатить багаж знаний;
— познакомиться с новыми людьми, обменяться опытом.
Затем вместе со стажерами актуализировали знания об этапах развития игровой деятельности по классификации Е.Е.Кравцовой. В ходе обсуждения, анализа педагогических ситуаций, выявили ключевые ориентиры разных видов игры (режиссерской, образно-ролевой, сюжетно-ролевой, игры с правилами). Далее работа велась в подгруппах. Вниманию стажёров были предложены четыре видеоролика с игрой детей, посмотрев которые, необходимо было определить вид игры детей и обосновать свой выбор, опираясь на уже выделенные ключевые ориентиры.
В ходе обсуждения педагоги пришли к выводу: для развития игровой деятельности детей недостаточно только теоретических знаний педагогов, обязательно должны быть созданы определенные условия. В первую очередь, правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду. Мы предложили стажёрам побыть в роли экспертов и провести экспертизу РППС, направленной на поддержку и развитие игровой деятельности детей в четырех группах разного возраста. Перед «экспертами» стояла задача: посетить группу (в момент отсутствия детей) и по ресурсам, маркерам среды, а также следам игровой деятельности детей, определить возраст воспитанников группы и ведущий вид игры в данной группе. Результаты экспертизы необходимо было вносить в экспертные листы для того, чтобы позже проанализировать выполненное задание.
После анализа РППС коллеги подготовили презентацию в виде рисунка, в нем отразили впечатления об увиденном. Рисунок отображал, в какие виды игр дети играют, показал пропорциональное соотношение этих игр. Участники всех четырех групп с заданием справились успешно: правильно определили возраст воспитанников группы и доминирующий вид игры на данном возрастном этапе развития игры. Также в ходе обсуждения выяснили, что во всех четырех группах созданы условия РППС для развития игровой деятельности всех видов игр. Например, режиссёрская игра, являясь доминирующим видом игры во второй младшей группе, не исчезает в более старшем возрасте, а продолжает развиваться; игры с правилами, в которые предпочитают играть дети подготовительной к школе группе, совсем не чужды малышам и т.д. Совместно стажёры пришли к выводу: в каждом возрасте присутствуют все виды игр, но на определенном возрастном этапе, один из видов игры является доминирующим.
Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась, необходимо не только правильно организовывать РППС, но и обогащать личный опыт детей, знакомить их с окружающей действительностью. Мы предложили стажёрам «поиграть» с детьми. В группах старшего дошкольного возраста есть атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Ателье». Необходимо было вызвать интерес у детей с помощью создания проблемной ситуации, погрузиться в детскую игровую деятельность, обогатить сюжет игры. В детском саду две параллельные группы, одна из которых, недавно ходила на экскурсию в Ателье, о чем мы осознанно «забыли» упомянуть. Стажёры разделились на две группы, а также внутри каждой группы выбрали двух экспертов, которые должны были наблюдать за игрой «со стороны» и свои наблюдения вносить в экспертный лист для оценки поддержки и обогащения игровой деятельности детей в разрезе сюжетно-ролевой игры.
В процессе обсуждения, анализа выполнения задания стажёры «увидели», что в одной из групп игра была более насыщенной, содержательной. Дети имели багаж знаний, соответственно игровая деятельность была более осознанной, дети были активнее, самостоятельнее, инициативнее. В этот момент мы раскрыли «секрет», что дети данной группы совместно с воспитателем посетили Ателье, где на практике познакомились с трудовыми действиями сотрудников, их профессиональными взаимоотношениями.
Далее мы раскрыли стажёрам ключевые идеи опыта «Проектирование и реализация образовательного события для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников посредством промышленного туризма». Педагоги узнали, что такое промышленный туризм, его отличие от других видов экскурсий, познакомились с принципами и этапами организации экскурсионной деятельности.
Закончился первый день рефлексией «Чемодан, мясорубка, корзина».
Второй день:
Следующий день начался с проектирования экскурсии в Театр юного зрителя. В совместной работе мы определили образовательные задачи, обозначили круг профессий, с которыми сможем познакомить детей, и профессиональные действия которых дети могут применить в игровой деятельности. Сформулировали перечень профессиональных взаимоотношений людей выбранных профессий (гримёр – актёр, костюмер – швея, художник – режиссер и т.д.), обсудили способы ознакомления и обогащения знаний детей о социальных взаимоотношений представителей различных профессий.
Далее мы все вместе посетили Театр юного зрителя. В театре нам удалось расширить представления детей о людях таких профессий, как гардеробщица, кассир, администратор, актёр, режиссер, декоратор, художник-бутафор, швея, костюмер, гример, звукорежиссер, светорежиссер.
Анализируя экскурсию, стажёры пришли к выводу, что промышленный туризм не только позволяет детям включиться в трудовую (безопасную) деятельность взрослых, но и расширяет представления о трудовых взаимоотношениях между людьми, что благоприятно сказывается на развитии сюжетно-ролевой игры.
Для того, чтобы спроектировать образовательное событие на основе полученных детьми знаний, нужно было выяснить, что такое «образовательное событие», какими характеризующими показателями оно обладает, и как они проявляются в действиях детей, взрослых и среде. Совместной работой трех групп был собран и проанализирован кейс «Образовательное событие».
После этого стажёры познакомились с этапами проектирования образовательного события и приступили непосредственно к проектированию образовательного события «День Театра».
Второй день завершился рефлексией, где стажёры кратко описали, что нового они узнали, что у них получилось, что было трудно, что их удивило, что было интересно, и что, по их мнению, они теперь умеют.
Третий день:
Последний день стажировки начался с проектирования и изменения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с «гибким» сценарием образовательного события. Стажёры использовали ресурсы образовательной среды ДОУ: задействовали спортивный зал, подобрали бросовый материал, множество атрибутов, различного оборудования, которое могло понадобиться.
Итоговое образовательное событие началось в группе, где детей вовлекли в проблемную ситуацию, дети ее приняли, осознали и начали предлагать способы решения возникшей проблемы. Образовательное событие «День Театра» проживалось всеми участниками ярко и эмоционально.
Последующий анализ прожитого образовательного события, основанный на выделенных ранее показателях образовательного события, показал, что СОБЫТИЕ состоялось!
Стажёры заполнили страницу рефлексии третьего дня стажировки, написали эссе «Моя стажировка», поделились своими впечатлениями с корреспондентами «Атом ТВ» по итогам трёхдневной работы. Основываясь на отзывах стажёров, можно сделать вывод, что поставленные цель и задачи стажировочной площадки были выполнены.
Во время закрытия стажировки и вручения сертификатов мы услышали теплые слова благодарности за полученные новые знания, за предоставленную возможность обменяться опытом.