Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Медиаинсайт как универсальная технология, выстроенная на принципах индивидуализации, в альтернативу индивидуальному подходу»

Список участников стажировки:

  1. Березкина Ирина Александровна, г.Саров
  2. Жданова Ольга Борисовна, г.Новоуральск
  3. Карлова Галина Ивановна, г.Северск
  4. Крупенева Екатерина Юрьевна, г.Зеленогорск
  5. Лашина Галина Владимировна, г.Саров
  6. Нетреба Елизавета Юрьевна, г.Новоуральск
  7. Подольская Роза Сабировна, г.Трехгорный
  8. Поносова Вера Вениаминовна, г.Новоуральск
  9. Прохорова Инна Александровна, г.Заречный ЗАТО
  10. Сапегина Мира Александровна, г.Сосновый Бор
  11. Стрелкова Екатерина Александровна, г.Саров
  12. Сусарина Татьяна Владимировна, г.Новоуральск
  13. Хасанова Наталия Евгеньевна, г.Новоуральск
  14. Ширкина Инна Михайловна, г.Зеленогорск

Ознакомиться с программой стажировки

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Самостоятельное овладение участниками стажировки способов в проектировании и модерировании медиаинсайта как универсальной технологии, выстроенной на принципах индивидуализации в альтернативу индивидуальному подходу.

1.2. Задачи программы:

  1. Актуализировать потребности и осознание собственных ресурсов стажерами в формировании икт-компетенции как способности реализовать технологию медиаинсайта, выстроенную на принципах индивидуализации в альтернативу индивидуальному подходу.
  2. Организовать конструирование стажерами критериальной карты оценки успешности продукта медиаинсайта как универсальной технологии, выстроенной на принципах индивидуализации в альтернативу индивидуальному подходу.
  3. Обеспечить стажерам возможность исследовать формы работы, в которых реализуется универсальная технология медиаинсайта, выстроенная на принципах индивидуализации, в альтернативу индивидуальному подходу, чтобы сформировать видение медиаинсайта как инновационной формы обучения и самореализации участников программы стажировки;
  4. Спланировать совместную работу стажеров и обучающихся для проектирования и реализации технологии медиаинсайта через апробирование выборочных приемов;
  5. Организовать рефлексию и самооценку стажерами своей деятельности после внедрения разработанной ими на стажировке модели медиаинсайта.

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Современный учитель обязан выстраивать свою работу в соответствии с требованиями ФГОС, в основу которого положен системно-деятельностный подход, чтобы понимать школу как платформу ответственного выбора личностной траектории роста, направляемой учителями-наставниками. Но мы сталкиваемся с серьезными противоречиями: низкий уровень ИКТ-компетенции учителей не соответствует запросам обучающихся; ресурсов образовательного учреждения недостаточно, чтобы образовательное событие выходило за рамки «школьного»; классно-урочная система затрудняет получение полноценного объемного знания; отсутствие разновозрастных групп проводит четкую границу между учениками, затрудняя их коммуникативное взаимодействие; обращая внимание на запросы обучающихся, школьный коллектив зачастую придерживается индивидуального подхода, хотя необходимо реализовывать принципы индивидуализации. Для того чтобы сократить эти проблемы, необходима технология, которая сможет объединить группы детей и взрослых, позволит выйти за привычные рамки школьных кабинетов, но в то же время будет использовать общую и доступную для всех образовательную среду. Такой технологией, выстроенной на принципах индивидуализации, в альтернативу индивидуальному подходу, является технология медиаинсайта.

Слово «медиа» понимается в современном виде слишком узко, ассоциируется только с СМИ. Торонтская школа теории коммуникации изначально трактовала медиа как совокупность средств, способов и средового существования для создания и распространения любой информации, где человек и создатель, и посредник, и потребитель. Индивидуальные человеческие особенности восприятия информации позволяют настолько расширить перечень приемов медиа, что каждый участник найдет свой способ получения и передачи информации.

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств медиа с целью формирования культуры общения, творческих способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотный человек обладает развитой способностью к восприятию, анализу, оценке и созданию текстов, к пониманию социокультурного и гражданского контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем. Медиаобразование как часть общего образования школьников может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.), дистанционным или непрерывным с учебным временем. Отвечая нуждам современной педагогики в развитии личности, медиаобразование расширяет спектр методов и форм проведения занятий с учащимися, а комплексное изучение видов передачи медиа помогает исправить, например, такие существенные недостатки традиционного образования как одностороннее, изолированное друг от друга изучение литературы, музыки или живописи.

Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и др. продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиа, усвоение знаний о медиакультуре. При этом медиаобразование, сочетая в себе лекционные и практические занятия, представляет собой своеобразное включение учащихся в процесс создания произведений медиакультуры, то есть погружает обучающихся во внутреннюю лабораторию основных медиапрофессий.

Слово «инсайт» определяется В. Келером как «внезапное разрешение ситуации», «озарение», нахождение неординарного выхода из вызова, прорыва в понимании самой сути вызова и ответа на него.

Таким образом, медиаинсайт – технология, выстроенная на принципах индивидуализации, в альтернативу индивидуальному подходу, использующая ресурсы и возможности медиапространства, позволяющая включать разновозрастные и разноуровневые группы для восприятия информации и создания собственного продукта в ответ на нее.

Работа с медиа позволяет включить множество участников, каждый из которых найдет свою роль, которую можно поменять, усовершенствовать, размножить. Условия индивидуализации реализуются в создании особой среды, где микроколлективы, выстраивая иерархию функций через прохождение этапа смыслового дайвинга или даже доджера (как одного из самых популярных стартов медиа) создают идею инсайта – наиболее эффективный, интересный, уникальный, но тиражируемый, оптимальный по затратам временных, материальных, личностных и энергоресурсов медиаформат.

Для мониторинга и оценки эффективности медиаинсайта исследуются количественные и качественные показатели, получаемые в результате ведения онлайн голосования или подсчета статистических данных, рефлексивных техник и освещения работы в образовательном и медиапространстве.

Медиаинсайт построен на системно-деятельностном подходе и обеспечивает достижение обучающимися результатов ФГОС общего образования, основные из которых:

  • личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в той среде, которая им комфортна, система значимых социальных и межличностных отношений выстраивается от потребности получения результата и формируется по степени овладения теми или иными навыками;
  • метапредметные: нестандартная форма процесса работы и ее продукта развивает умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; влияние экспертных оценок позволяет соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; работа в группе дает возможность оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; во время работы формируется и развивается компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области виды деятельности, новые знания и их преобразование и применение в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного и творческого типов мышления.

Индивидуализация образовательного процесса, организованного с помощью погружения в медиасреду, обеспечивается субъектной позицией ученика, возможностью действовать по собственному замыслу, осознавать восполнять свои дефициты во время моделирования и проб.

Продукты медиаинсайта могут быть организованы на этапах:

  • Изучения предметной темы;
  • Проведения и представления учебного исследования, проекта;
  • Составления и рефлексии индивидуального образовательного маршрута;
  • Планирования и организации любой совместной деятельности субъектов образования (учитель, ученик, родитель и пр.);
  • Организации рефлексивного маршрута по степени овладения теми или иными знаниями и умениями.

Участникам стажировки предлагается самостоятельно овладеть способами проектирования медиаинсайта, поучаствовав как в индивидуальном его создании, так и в модерировании ученического проекта, оценить его эффективность.

Стоит отметить, что образовательное пространство МАОУ СОШ №72 открыто для апробирования технологии медиаинсайта, поэтому стажировка позволит реализовать и проанализировать все этапы внедрения технологии: от вызова до реализации. Непосредственными участниками работы площадки будут являться не только стажеры и руководитель стажировочной площадки, но и коллектив МАОУ СОШ №72 и ее учащиеся, а также коллеги и их воспитанники из школ города, которые будут, в зависимости от модуля программы, выполнять разные роли,обеспечивая максимальную включенность стажеров в реальную деятельность.

Продуктом стажировки станет не только создание алгоритма выбора и оценки образовательного проекта, выполненного в рамках технологии медиаинсайта, но и освоение стажерами таких компетенций, как овладение инструментарием индивидуализации, приемов технологии медиаинсайта, повышение пользовательской компетенции ИКТ, саморефлексии.

Содержательный блок программы.

2.1. Программа стажировки.

Программа стажировки включает 6 модулей и рассчитана на 24 часа.

Модуль 1. «Вызов» (6 часов + предварительный дистанционный режим). Целеполагание.

  1. Дистанционно: «Медиатехнологии в образовательной среде»: первичные проблематизация и целеполагание, проведение «захвата» аудитории по потребностям и актуальности использования современных икт-приемов; коммуницирование участников; размещение тем для ознакомления с целью обеспечения комфортных условий стажировки (facebook); создание самопрезентации;
  2. Интеллектуальный инсайт «Со-медиа». Поиск «болевых» ситуаций использования медиатехнологий.
  3. Приемы реализации медиаинсайта (практические занятия совместно со специалистами города и их воспитанниками);
  4. Занятия по оценке образовательной среды на предмет следованию принципам индивидуализации и использования медиатехнологий в обучении.

Модуль 2. «Автовызов. PRинсайт» (2 часа). Проблематизация.

Оценивание и редактирование самопрезентации с использованием информационного приращение средств медиаинсайта; проба создания проекта через личный медиаинсайт: поэтапная реализация проекта самопрезентации деятельности стажера в рамках медиаинсайта и оценка ее эффективности участниками стажировки. Конструирование оценочного листа медиаинсайта.

Модуль Модуль3. «JTинсайт» (6 часов). Пробные действия.

Проведение трейдинга идей проектов в рамках использования технологии медиаинсайта, выстроенная на принципах индивидуализации, в альтернативу индивидуальному подходу, через голосование, формирование рабочей группы стажера и учащихся, создание медиапроекта по спланированной стажером теме. Оценка реализации и эффективности проекта участниками группы и другими стажерами.

Модуль 4. «UNEинсайт». (6 часов). Конструирование.

Конструирование образовательного события в рамках принципа индивидуализации, формирование у стажеров двустороннего видения медиаобразования; презентация проекта и рефлексия позволяют просчитать преимущества и риски выбранного приема медиаинсайта, проверить эффективность образовательного проекта, просчет рисков.

Модуль 5. «Оценка деятельности стажеров». (4часа). Контроль и оценка.

Рефлексия и внешняя экспертиза деятельности; проведение оценочного события; прогнозирование возможностей использования медиаинсайта и его приемов в дальнейшей образовательной деятельности; овладение практическими навыками обобщения собственного педагогического опыта.

2.2. Учебный план стажировки.

Этапы стажировки соответствуют этапам технологии медиаинсайта:

  1. Вызов 2. Инкубационный период («вынашивания», организации и распределения идеи) 3. Индивидуальный или групповой инсайт 4. Краш-тест 5. Рефлексия.
Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировкиКоличество часов
ЛекцииПрактические занятияСтажерская пробаОценочное событие
Модуль 1. «Вызов» (6 часов)
1.1Первичные проблематизация и целеполагание, проведение «захвата» аудитории по потребностям и актуальности использования современных икт-приемов; коммуницирование участников; размещение тем для ознакомления с целью обеспечения комфортных условий стажировки.1
1.2Организация консультаций и мастерских, необходимых для проектирования индивидуального маршрута стажера.1,51,51
1.3Оценка образовательной среды стажировки, составление оценочного листа.1
Модуль 2. «PR инсайт» (2 часа)
2Организация пробы по созданию самопрезентации с применением медиатехнологий, самооценивание работы.11
Модуль 3. «JTинсайт» (6 часов)
3.1Проведение трейдинга идей. Формирование рабочей группы, организация деятельности участника медиаинсайта; оценка реализации и эффективности проекта участниками группы и другими стажерами.0,531
3.2Конструирование оценочного листа реализации продукта технологии медиаинсайта, как технологии, выстроенной на принципах индивидуализации, в альтернативу индивидуальному подходу.10.5
Модуль 4. «UNEинсайт». (6 часов)
4Конструирование образовательного события, формирование у стажеров двустороннего видения медиаобразования; презентация проекта и рефлексия позволяют просчитать преимущества и риски выбранного приема медиаинсайта, проверить эффективность образовательного проекта, просчет рисков.0,54,51
Модуль 5. «RLX инсайт». (4 часа)
Рефлексия и экспертиза деятельности; проведение оценочного события; прогнозирование возможностей использования медиаинсайта и его приемов в дальнейшей образовательной деятельности; овладение практическими навыками обобщения собственного педагогического опыта.22
Итого24 часа

Способы оценки результатов стажировки.

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Форма организации оценкиКем организована:Способ фиксации оценки
Оценка качества разработанного проекта, работа с листом оценки, конференция; оценка успешности спроектированного и проведенного совместно с обучающимися и коллегами продукта с применением освоенной технологии, рефлексивные столы.Взаимооценивание, экспертная оценка, экспертная группа из числа учащихся и педагогов.Устная рецензия с предварительным обсуждением критериев, работа с индивидуальным маршрутным листом стажера, оценочными листами, оценочные бланки, опросы участников в социальных сетях, видео и фото фиксация.

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Самооценивание является обязательным элементом любого события, реализуемого в рамках индивидуализации, поэтому формы самооценивания будут присутствовать на каждом этапе стажировки, как фиксатор изменения качественного состояния стажеров. Одной из основных работ по оцениванию своего продвижения в пространстве стажировки будет составление и правка индивидуального маршрутного плана стажера – способа отслеживания продвижения участника стажировки в освоении программы. Одной из форм самооценивания будет рефлексивное эссе.

Результаты работы стажеров признаются успешными, если стажер следует заданному им маршруту и одновременно с этим корректирует и дополняет его.

Анализ стажировки

С 18 по 20 февраля 2019 года в г. Лесном на базе МАОУ СОШ №72 прошла стажировка для учителей городов присутствия Госкорпорации «Росатом» по теме «Медиаинсайт как универсальная технология, выстроенная на принципах индивидуализации, в альтернативу индивидуальному подходу».

Ведущий стажировки: Луконина Анна Андреевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №72. Целью программы было обеспечить овладение участниками стажировки способов в проектировании и модерировании медиаинсайта как универсальной технологии, выстроенной на принципах индивидуализации в альтернативу индивидуальному подходу, готовность стажеров к работе с использованием среды медиа и приемов, на ней основанных, в своей практике. Стажерская площадка была задумана как образовательное событие не только для педагогов, но и для всего учреждения, так как стажировка проводилась на базе МАОУ СОШ №72 впервые.

Индивидуализация предполагает главенство субъекта деятельность, его возможностей и замыслов. Стажировка была моим замыслом, моей пробой. Это путь со мной прошли много людей: 14 человек из 7 городов присутствия Госкорпорации «Росатом», супервизор, учителя и ученики МАОУ СОШ №72. Мы все разные: кто-то в системе «Школы Росатома» более 7 лет, кто-то знаком с ней лишь по мероприятиям для талантливых детей, а кто-то вовсе впервые на стажировке; кто-то имеет стаж работы более 30 лет, а кто-то молодой специалист; кто-то учитель в школе, кто-то педагог дополнительного образования. Один стажер является основателем «Атом-ТВ», успешного медиапроекта, другой развивает литературно-художественный конкурс «Зеленогорский пегасик». Каждый участник уникален, у каждого был свой смысл при выборе стажировки.

Маршрут был построен мною заранее, но каким стал этот путь для каждого его участника?

День первый. Разрыв.

Точно огромный зрачок исполинского глаза, который тоже только что раскрылся и глядит в изумлении, на него в упор смотрел весь мир.
И он понял: вот что нежданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. Я живой, подумал он.

Рэй Брэдберри.

Когда предстоит путешествие, важно знать, с кем состоится путь. Поэтому я начала день с игры «Неопознанный стажер. Конверсейшн», в которой стажеры отвечали, на первый взгляд, простые вопросы: «О чем был последний интересный для вас разговор?», «Какой школьный предмет вам так и не пригодился?», но на самом деле вопросы несли более глубокий смысл: «Кем вам проще быть: начальником или подчиненным?» — стажер ответил начальником, а разве им нужно быть, следуя принципу индивидуализации? «Совершенно не любила музыку, не понимаю, зачем она была нужна мне?» — но выполнение заданий по предмету для учеников, вне зависимости от их принятия, обязательны. Эта игра была одним из этапов целеполагания, ведь слушая вопрос одного участника, волей-неволей об ответе на него задумывался каждый из присутствующих. Свое первичное представление о личной цели участия в стажировке участники представили в среде Wikiwall – площадке коллективного редактирования пространства, где возможно прикрепление текстовой заметки и изображения, доступна функция рисования. Задание было сложным: совместное редактирование — это не только возможность увидеть множество целей, но и среда, в котором важен выбор формы и площадки, ведь действие одного участника влияет на действия другого. 

Следующим был штурм «Со-инди-медиа», в процессе которого было необходимо внести ясность в понятийное поле стажировки. Термин индивидуализация, который понимался стажерами не в целостной картине, был противопоставлен индивидуальному подходу: сравнивая ассоциативное восприятие в среде menti.co, акцентировали внимание на те слова, которые писали стажеры: «личность, потребность, развитие, выбор» – то, что связано с индивидуализацией, а «особенности, взаимодействие, изучение, помогаю» – с индивидуальным подходом. Следующим шагом был перенос принципа в среду медиа. Но слово медиа слишком многогранно, как прийти к чему-то общему? Стажерам было предложено составить ментальную карту этого понятия и представить ее, отмечая ключевые слова. По итогам работы этими словами стали: информация, субъектность, взаимодействие, собственный выбор. Работа с понятиями была построена на взаимодействии стажеров друг с другом, что дало возможность обмена понятиями и пониманиями. Супервизор стажировки И.В. Зырянова выдвинула свою трактовку медиа как живой среды, основанной на процессе: целеполагание, моделирование, контроль и оценка – и предложила оценить каждому стажеру свое положение, вне медиа, что стало, фактически, первой главной рефлексией.

Обозначив, что медиапроект и будет медиаинсайтом, результатом вдохновения и озарения медиа, стажеры погрузились в одну из самых сложных проб первого дня: было необходимо составить экспертные листы медиапроекта: как его оценить не только с точки зрения использования средств медиа, но и имея в виду принцип индивидуализации? Стажеры могли работать индивидуально или в парах, группах. В представленных картах были выявлены общие критерии: актуальность, субъектная позиция исполнителя, тройная экспертная позиция (сам, аудитория, компетентный субъект), масштабность проекта. Но как считать верными те критерии, которые основаны на собственных представлениях, без их апробации?

Именно для апробации критериальных карт были задуманы и организованы консультационные встречи с представителями различных медиасред, которые стажеры выбирали исходя из собственных интересов: Т.А. Кадциной, редактором издания «Rosatom’s cool», Т.А. Сивковой, руководителем проекта «ЛеснойМолодой», А.В. Ниценковой, главным редактором городской газеты «Вестник» и другими. Но критериальные листы отошли на второй план, потому что их заместило понятие медиа. Задача не удержана – ошибка? Нет, ненужный объезд, который можно вывести обратно на маршрут.

В самом начале дня я написала личную цель стажировки: «Хочется разрывов». И они случились в первый день. Я поняла, что нет никакого стопроцентного знания, что ведущий стажировки – не гарант успешности, ведь он такой же попутчик на маршруте со своим багажом и своей историей. Задело размышление: «Вечером поняла, что в детстве я не научилась делать выбор! Осознавая всю ответственность, которая ложиться на меня во время принятия решения, очень трудно сделать уверенный шаг. Можно ли научить делать ответственный выбор других, когда не владеешь этим сама?». Это был вопрос не только стажера к самому себе. Но и к другим стажерам. Но и к ведущему стажировки. Вопрос проблемный, острый, тот, который будто разъедает изнутри, делая любое действие некомфортным чуть ли не физически до тех пор, пока не найдется на него ответ или модель ответа.

После посещения спектакля театра-студии «Арлекин», победителей конкурса «Те-арт Олимп Росатома», «Обычный день» (режиссер И.А.Власова), была организована рефлексия дня «А это был обычный день?». В этот день в наш маршрут вошло словосочетание «хвостики субъектности» — те следы, по которым можно увидеть степень сформированности результата той цели, которая была поставлена в начале. О них узнали все, так как своим мастер-классом по ведению твиттера И.А. Прохорова инициировала создание аккаунтов у тех стажеров, у кого его не было, чтобы делиться опытом, мыслями и чувствами от происходящего. Был ли результат за этот день? Каждый для себя обозначил разрывы и возможности. А раз они есть, нужно их реализовать?

День второй. Дефициты.

Не бойтесь совершать ошибки, спотыкаться и падать; чаще всего величайшую награду приносит то, что больше всего пугает. Кто знает, куда приведет жизнь, путь долог, и в итоге само путешествие и есть цель.

Новый день начался с отсроченной рефлексии в формате составления индивидуального маршрута целей стажировки, ведь экспертная работа по отношению к самому себе самая сложная. Стажерам было предложено делать записи в течение всего рабочего времени площадки в формате «вчера-сегодня-завтра» в соответствии с работой «цель-план-результат». И это стало сквозной рефлексией во время всей стажировки. Справедливости и самокритичности ради стоит отметить, что это одна удачная из сотен неудавшихся попыток организовать рефлексию. Рефлексия – мой дефицит, осознанный во время стажировки.

Стажеры представили результаты работы предыдущего дня: экспертные листы, разработанные в группах. Критерии содержали модель оценки деятельности при моделировании и реализации проекта, оценки личностного роста субъекта (было задумано/итоговый вид, позиционная оценка создателя и т.п.). Критерии необходимо было апробировать – и вот новая проба: в рамках «Декады наук», проходящей в МАОУ СОШ №72, стажерам было предложено посетить занятия и оценить их по выработанным критериям. Здесь были «Кейс – журналистика», защита индивидуальных и групповых проектов в начальной школе, «Робототехника», «Танцевальная лаборатория», «Визуальное проектирование», «OpenCase. Моделирование стартап проектов», «Президентские выборы». Посещая площадки, стажеры, во-первых, проверяли составленные критерии с точки зрения выдерживания принципа индивидуализации и присутствия медиасреды, а во-вторых выбирали для себя приемлемую роль: непосредственные участники площадки, наравне с детьми, или выдерживание экспертной роли. В процессе обсуждения были сделаны выводы о том, что не каждая площадка соответствовала заданным параметрам, а значит, критерии снова выдержали правку.

Но одно дело экспертировать чью-то работу, а другое – создавать что-то свое. Следующая стажерская проба уже с детьми: необходимо выдвинуть идею совместного медиапроекта на основе проблем, которые волнуют детей: проблемы поступления, поиск себя, сложности взаимоотношений с близкими людьми, недосып и другие. Было сложно выдержать позицию модератора, чтобы не повлиять на выбор обучающихся: за ними должен сохраниться выбор темы и формата медиапроекта. К тому же дети, участвующие в идейном замысле, выполняли и свою экспертную роль: наблюдали за тем, как работают «взрослые», главенствуют или дают бразды правления ребенку, навязывают ему свою идею или слышат и принимают «детскую». Удалось не всем. Понравилась фраза одного из стажеров: «Я почувствовала себя злодейкой, которая вмешивается в чужие замыслы, и поэтому всегда себя мысленно одергивала». Этот этап выявил, что у кого-то не сформировались или сформировались не до конца понятийные точки индивидуализации, проявилась готовность и неготовность стажера в принципе ее принять. Какие профессиональные дефициты осознали в себе стажеры?

 Финальной точкой стал простой, на первый взгляд, вопрос от И.В. Зыряновой: «Вы сегодня прожили много ролей: стажеры, эксперты, модераторы…но для чего?». Эта «ролевая» рефлексия позволила стажером актуализировать самого себя: а в какой роли я был? Какая у меня позиция? Что мне было по душе, а что вызывало дискомфорт? Готов ли я уйти от привычной роли?

Стало ясно: стажировка должна быть изначально средой высвечивания дефицитов, профессиональных и личностных, чтобы возникла необходимость их восполнения и перевоплощения в прирост, среда, в которой возникшие разрывы обнажились до максимума, обозначив необходимость личного изменения. Причем обозначиться они должны не только у стажеров, но и ведущего. Потому что развитие возможно лишь тогда, когда осознаешь собственные нет, не недостатки, нереализованные возможности. Важен был эффект внутреннего противоречия «должен — хочу — могу», осознание того, что работать по-старому невозможно, и то, как это продолжится, будет зависеть только от педагога.

День третий. Проба.

Взгляд Другого определяет и формирует нас. Мы неспособны осознать, кто мы такие, без взгляда и ответа Других.

Умберто Эко

В начале было Слово. На стажировке в самом начале была Идея. Перед третьим днем стажеры должны были предложить для голосования идею медиапроекта, который возможно было реализовать в течение трех часов на базе МАОУ СОШ №72. Поэтому день начался со знакомства с результатами голосования. За проект открытой группы в социальной сети «Мое будущее», которая бы содержала статьи и тренинги по работе над собой, маршруты выбора профессий и места учебы, проголосовали 17 человек, за проект «Шаг в будущее», переросший в последствии в сайт shaginfuture — 10, за челлендж «Быть или творить» — 6, литературную эстафету «Мой Пушкин» — 5 человек. Случилось так, что за один из проектов, предполагающий создание информационной группы о закрытых городах, не проголосовали вообще. Почему так вышло? Ответ прозвучал на финальной рефлексии: «Мы выбрали проект, интересный нам, а не детям». Когда стажеры начали работать над проектами вместе с учениками, участники последней группы выбрали себе роль экспертов, оценивающих процесс создания медиапроекта по разработанным ранее критериям. В процессе работы произошло, пожалуй, самое главное – изменения в начальной идее стажеров, которые внесли дети. Субъектная позиция обучающегося, его основная роль в проектировании – вот одно из тех основных условий, при котором его возможности будут реализованы. Изменился формат и даже содержание – стажеры модерировали работу своей группы, держа приоритет детской инициативы. Три часа интенсивной работы для того, чтобы запустить проект и представить его в формате стендовой защиты. Аудитория была большой: весь этаж, предоставленный стажерам, во время перемены был заполнен интересующимися учениками. Особенно привлекли те площадки, в которых аудитория могла принимать активное участие: вот школьники читают любимые стихи Пушкина, пока другие смотрят, как знакомый фармацевт читает отрывок из «Онегина», мимо них проносится гурьба, которая задумала повторить сцену из любимой книги.  В другом кабинете предлагают список актуальных, по мнению учеников, и перспективных профессий. Во время работы групп были пройдены этапы создания медиапроекта, предусматривающие методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и других продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиа, усвоение знаний.

Внутри каждой группы по окончанию работы была организована рефлексия: кто-то собирал лайки, кто-то устроил круглый стол, кто-то работал в формате «плюсы-минусы-вопросы», кто-то рисовал. Каждый вынес из своей работы свое содержание: для кого-то было нужным получить навык создания сайта, другим важно было быты услышанным, другим побыть модератором сообщества, рассчитанного на большую аудиторию и др. Самое главное, что каждый реализовал свою потребность, направил вектор своей возможности. Дети прожили интенсив создания и реализации проекта, были услышаны и смогли высказаться сами. Многие из них захотели продолжать работу над созданными проектами, предложили внедрить их в практику МАОУ СОШ №72. Учителя школы, присутствующие на стендовой защите и наблюдающие за происходящим, вдохновились идеями стажеров и вынесли на обсуждение адаптированные под свои предметы версии проектов, что стало невероятным шагом вперед для школы. На этапе оценки пробного действия стажеры сказали много слов благодарности детям, которые помогли им лучше понять свое положение в теме, но мы, учителя школы, были счастливы видеть те изменения, которые произошли в детях во время работы со стажерами.

Результатом этой пробы стало проживание алгоритма создания медиапроекта, от замысла до оценки после его реализации, опыт моделирования и участия в работе разновозрастной группы. Обсуждение внутри команды с детьми дали новую пищу для размышлений, новые идеи и замыслы.

Изначально я предполагала, что стажеры пройдут все стадии «инсайта». На первой должно было произойти знакомство с проблемой (актуализация понимания по индивидуализации и медиа: человек собирает всю возможную информацию, прямо или косвенно относящуюся к вопросу). На второй ступени процесса — стажерами бы прожился инкубационный период знания, она бы интерпретировалась в соотношении с его внутренним осознанием. Третий этап — сам инсайт — момент, когда у человека накапливается критическая масса информации, подсознание наконец «выдаёт» решение. После него должен был быть «краш-тест» — стадия проверки решения через пробу. И последний этап – этап оценки, позволяющий отрефлексировать тот опыт, который был прожит за все это время. Но так задумывала я. Что получилось на самом деле? Нельзя сказать, пройден ли был этот цикл стажерами, ведь для каждого финальной стала своя стадия, в каждую из них был вложен их собственный смысл. Может, для кого-то было важным остаться на уровне замысла, для другого проба стала самым важным событием. Также и с маршрутом от целеполагания до оценки. Инсайтом было не только принятие медиа в обучении, но и готовность принять принцип индивидуализации. В самом начале стажировки я задала вопрос: «Как перевести с русского на русский медиаинсайт?» — «Озарение информацией». Для некоторых стажировка стала не ответом на готовый вопрос (да и не должна была быть), а породила еще больше вопросов, надеюсь, что к самим себе и к тому, что каждый делает.

Работа над собственным маршрутом стажировки, что стало рефлексивным портретом целей, позволила отследить изменения в личных целях стажера: от «научиться» до «принять» и «попробовать». Можно сказать, что произошло приращение профессиональных и личностных качеств стажеров, которые позволят не остаться прожитому опыту только в числах стажировки.

Итоговая рефлексия была построена по принципу «тройного круга»: стажер внутри себя, стажер с другими стажерами, стажеры с ведущим и супервизором стажировки. Прозвучали важные «Если бы еще хотя бы один день…я поняла, как хотела бы сделать!», «Самое главное – не бояться ошибиться», «Мне стало мало себя», «Стажировка – это когда дают новые смыслы в понедельник, доходит во вторник, а озаряет в среду». Стажировка- инсайт. Инсайт не только для стажеров, но и для ведущего. Чтобы озарение было не секундной ложной вспышкой, а правильным светом, к которому хочется идти, рядом должен быть тьютор, который направит. И я очень рада, что в первую стажировку была рядом Ирина Вячеславовна, которая направляла на новые смыслы, провоцировала разрывы и вскрывала дефициты. Это бесценно.

Стажировка не предполагает глаголов узнать, освоить, научиться, а принять, осознать, оценить. Самым главным было понять: а я могу? Готов ли я стереть собственные границы и позволить новому войти в рабочую практику? Если нет, то почему? Если да, то в какой степени? Было усвоено главное правило: нельзя бояться сделать ошибку, ошибок нет, ведь жить (именно жить) в принципе индивидуализации – значит иметь право на нее, потому что ошибка – это то, что делает твою возможность возможной или невозможной на собственном пути. В любой пробе важно не только то ЧТО ты сделал, а в том КАК это отобразилось в тебе. Как сжалась или разжалась пружина личного роста, каково искажение изображения в зеркале собственных смыслов. А вообще изменения есть? Прожив опыт стажировки, задаю себе эти же вопросы.

Стажировка – площадка ролей: стажеры, эксперты, модераторы, тьюторы, междуролевики – и все это перемешивается, закольцовывается. Сейчас тебе кажется, что ты на высоте, что все понятно, а через минуту ты понимаешь, что это лишь ложный морок, и за пеленой тумана еще долгая дорога. Это пройти необходимо – только через тернии возможна истина. Потому что тот опыт, который вы пропустили через себя, даст возможности тем, кто пойдет рядом с вами.

У Виктора Пелевина есть фраза: «Достаточно было спокойно подумать три секунды, чтобы все понять. Вот только где их взять, три спокойных секунды?» А стажировка «Школы Росатома» дала целых три неспокойных дня для того, чтобы понять? Нет, для того чтобы принять то, что возможно все! И я чту это дело, как источник возможностей!

Фотоальбом стажировки

Видеоролики стажировки

Отзывы стажеров

Отзывы участников стажировки