Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Технология «Я играю» для поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника как основная форма образовательного взаимодействия с ним»
Развитие у стажёров практических умений организации образовательного взаимодействия с младшим дошкольником посредством технологии поддержки и развития режиссёрской и образной игры.
Ключевой идеей моего опыта является поддержка детской организованной или спонтанной игры и встраивание в неё когнитивной задачи (или задач) с целью обучения и развития воспитанников. Всё образовательное взаимодействие с дошкольниками выстраивается мною в данном формате, следовательно, обучение и развитие воспитанников происходит в рамках образовательного события (игра + когнитивная задача).
Почему именно игра является тем образовательным пространством, где ребёнок без труда способен освоить новый материал и с лёгкостью решить поставленные перед ним задачи?
В период дошкольного детства (с 3 до 7 лет) игра – является ведущим видом деятельности ребёнка, то есть деятельностью, которая оказывает наибольшее развивающее влияние на ребенка. (Л.С. Выготский). Наблюдения за детьми показывают, что в игре ребёнок чувствует себя уверенно, свободно, спонтанно. В ней каждый ребёнок развивается в своём темпе, опираясь на зону своего ближайшего развития. «В игре ребенок, – указывает Л.С. Выготский, – всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1967. – С. 74).
Благодаря этим особенностям ребёнок легко решает задачи, которые педагог вбрасывает в процессе игрового взаимодействия с ним. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом игры, не замечает, что при этом происходит обучение, а в последствии и его развитие, потому что он решает не задачу педагога, а свою собственную задачу.
Необходимо отметить, что игра как деятельность имеет своё развитие и начинается это развитие в раннем детстве с предметно-манипулятивной деятельности, в которой закладывается фундамент успешного развития каждого ребёнка.
Основываясь на периодизации развития игры в дошкольном возрасте Е.Е. Кравцовой, при взаимодействии с младшими дошкольниками основную роль отвожу поддержке и развитию режиссёрской и образной игры, как деятельности, имеющей решающее значение для развития ребёнка 3-4 лет. Поэтому в своей практике активно использую технологию развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника как основную форму образовательного взаимодействия с ним.
Мы готовы предложить коллегам-стажёрам в активных формах овладеть данной технологией, которую внедряем в свою практику.
Основные понятия, рассматриваемые в рамках стажировки:
Событие – основная форма жизнедеятельности детей в образовательной ситуации. Основа события – это совместная деятельность, предполагающая определенные аспекты:
Образовательное событие – это такая форма совместной деятельности педагога и детей (а иногда, и их родителей), которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Особенностью образовательного события является появление образовательного результата (продукта) возникшего в ходе специально организованного взаимодействия педагога и ребенка. Такие продукты могут быть как материальные (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат выставки мини – музея), так и нематериальные (новое знание, образ, идея, отношение, переживание и т.п.). Ориентация на конечный продукт и определяет технологию создания образовательного события.
Когнитивная задача – это образовательная задача, которая заключается в сообщении элементарных сведений, формировании первоначальных представлений, уточнении, дополнении, конкретизировании, систематизировании, дифференцировании и обобщении знаний в зависимости от возраста и уровня развития детей.
Проблемная ситуация в игре – это организация взаимодействия с воспитанниками в игровой форме, которая предполагает вовлечение детей в решение проблемных вопросов, задач, и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
В своей практике с проблемной ситуацией вхожу в детскую самодеятельную игру, а также создаю проблемную ситуацию в игровой форме для решения образовательных задач.
Выбор – наличие различных вариантов для осуществления воли. Необходимое условие для развития личности ребёнка.
Режиссёрская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребёнок организует деятельность как бы извне, как режиссёр, он выстраивает и развивает сюжет, управляет игрушками и озвучивает их. (Е.Е. Кравцова)
С психологической точки зрения режиссёрская игра представляет собой «воображение в действии». Необходимо отметить, что начальные формы режиссерской игры, свойственной детям младшего дошкольного возраста имеют примитивный сюжет, однообразны в действиях с предметами, сравнительно непродолжительны. Задача воспитателя детей младшего дошкольного возраста обогащать режиссёрскую игру.
Для обогащения сюжетов режиссёрской игры используем создание и обыгрывание макетов и другого полифункционального игрового материала (пространство, на котором разворачиваются игровые события), «кубики Е. Гаспаровой» и другие предметы- заместители, создание проблемной ситуации.
Почти одновременно с режиссерской игрой или несколько позже возникает еще один вид самостоятельной детской игры принципиально иной психологической природы. Это образно-ролевая игра. Ее отличием является то, что ребенок принимает на себя своеобразную роль – игровой персонаж – образ. Здесь уже он учится управлять не игрушкой, как в режиссёрской игре, а собой. Игра состоит в том, что ребенок воображает себя кем или чем угодно и, соответственно, ведет себя так, как полагается действовать воображаемому объекту.
Образная игра – это игра, в которой ребенок выделяет в выбранном образе, определённое действие или специфическую позу, позволяющую удерживать воображаемый образ, и воспроизводит его.
Для обогащения образной игры использую театрализацию и игры-драматизации, в том числе и с участием родителей.
Предложенная в рамках стажировки технология поддержки и развития режиссёрской и образной игры развивает игровые умения младшего дошкольника, обогащает детские игровые замыслы и позволит стажёрам использовать ведущую игру данного возраста для решения образовательных задач.
Этапы технологии. Предварительная работа: Обогащение игрового опыта чтением книг, рассматриванием картинок, наблюдением, беседой с упором на личный опыт ребёнка, использованием мультимедийных презентаций и других средств ИКТ, вовлечение родителей в обогащение и развитие режиссёрской и образной игры дома.
1 этап. Основной. На основном этапе воспитатель показывает различные варианты игрового поведения в режиссёрской или образной игре, способствующие накоплению детьми собственного опыта; встраивает когнитивные задачи в пространство игры (с учётом реализации ОП), вовлекает детей в игровой диалог и в игру на правах партнёра.
2 этап. Организация индивидуальных игр. В ходе игр воспитатель проводит наблюдение, анализ (фиксация активности детей после каждой игры, заполнение индивидуальных портфолио воспитанников).
Наблюдения за детьми показывают, что в возрасте 3-3.6 лет большую часть игрового времени они проводят в режиссёрской игре, часто инициируя игру самостоятельно. Некоторые дети уже проявляют большой интерес к образной игре. В ходе наблюдений часто включаюсь в детскую игру (с разрешения ребёнка) и помогаю приобрести новый игровой опыт.
Для реализации технологии поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника обязательно соблюдаю ряд условий:
А) для режиссёрской игры: предметы-заместители, места уединения, отведённые для игры (коробки из-под обуви, куски ткани и др.), настольные виды театра, индивидуальные коврики, мелкие игрушки для обыгрывания, макеты, ширмы, шапка рассказчика;
Б) для образной игры: костюмы животных, сказочных персонажей, людей разных профессий, разнообразные атрибуты (бусы, чемоданы, шляпы и т.д.), сцена – небольшое возвышение, или место, отделённое занавесом ткани, ширмы.
Мы постоянно находимся в поиске новых форм сотрудничества с семьей, наполняем их актуальным содержанием так, чтобы родители захотели им воспользоваться. Именно поэтому в качестве одной из основных форм сотрудничества с семьями наших воспитанников в условиях интеграции образовательного пространства ДОУ, мы выбрали такое объединение родителей, детей и педагогов, как детско-родительский клуб «Мама, папа, я – дружная семья». В рамках клуба мы строим свои отношения с семьей на принципах открытости, добровольности, личной заинтересованности и взаимоуважении. В последнее время наиболее востребованной формой проведения детско-родительского клуба является образовательное событие, которое проводится либо в форме «игровой лаборатории», либо как «аукцион творческих идей», где родители играют с детьми или проводят творческие мастер-классы. Благодаря новой форме организации встреч, каждый её участник получает возможность проявить себя, узнать что-то новое от других и применить это на практике.
В ходе стажировки её участники смогут принять активное участие в заседании детско-родительского клуба, а также разработают образовательное событие для развития игровой деятельности младших дошкольников в рамках клуба.
Программа стажировки включает три модуля и рассчитана на 24 часа. Данная программа основана на компетентностном, деятельностном, личностно-ориентированном подходах, предусматривает комплекс различных форм обучения: лекции, практические занятия, мастер-классы, деловые игры, стажёрские пробы, игровые тренинги, организацию экскурсии по детскому саду и предполагает работу в малых группах, индивидуально и в кластерах.
Формулировка понятийной и (или практической) задачи, решаемой в рамках стажировки | Содержание работы по теме | |
1 модуль программы — «Ключевые ориентиры для инициирования и поддержки детской игры в соответствии с ФГОС ДО» — 7 часов | ||
Понятийные задачи | Практические задачи | |
Актуализировать запрос стажёров по теме стажировки. Определить ключевые ориентиры поддержки и развития разных видов игры дошкольника по классификации Е.Е. Кравцовой; сформировать понятийную картину по теме стажировки. На основе предложенных карт наблюдения за игровыми проявлениями дошкольника, разработать и презентовать функционал воспитателя. Исследовать вместе со стажёрами требования к инициированию и поддержке режиссёрской и образной игры дошкольников. | Определение личностно-значимых целей обучения во время стажировки, ожидаемых результатов. Погружение в психолого- педагогические основания игры дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Определение стажерами личностной позиции при разрешении дилеммы о взаимоотношениях игры и обучения. Разработка функционала воспитателя. Разработка методических рекомендаций по использованию технологии поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника. | Входная диагностика. Игровой тренинг взаимодействия в группе, нацеленный на сплочение и знакомство участников стажировки, создание благоприятного социально-психологического климата в группе (использование технологии «Снежный ком», «Аквариум»). Актуализация имеющегося опыта по теме. Работа в кластерах. Интерактивная игра «Река времени» Круглый стол с использованием методов «Мозговой штурм», «Дебаты». Рефлексия с использованием приёмов «Пять открытий» и «Письмо самому себе» |
2 модуль программы – «Технология поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника как основная форма образовательного взаимодействия с ним» -10 часов | ||
Познакомить со структурой, принципами, условиями технологии поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника. Предложить стажёрам провести экспертизу среды для поддержки игры в групповых помещениях ДОУ. Вовлечь стажёров во взаимодействие с дошкольниками с использованием технологии группового сбора, как эффективного способа актуализации детских запросов по организации образовательных событий. Вовлечь стажёров в театрализованные игры с дошкольниками для обогащения сюжетов образной игры. Презентовать детско-родительский клуб «Мама, папа, я — дружная семья», как эффективную форму взаимодействия с родителями воспитанников по развитию игры младших дошкольников. | Погружение в технологию поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника как основную форму образовательного взаимодействия с ним. Оценка (по разработанным картам) развивающей предметно-пространственной среды ДОУ как образовательного пространства для успешного развития воспитанников в процессе игровой деятельности. Определение возрастной группы по наличию игрового материала. Участие стажёров в утреннем взаимодействии с дошкольниками, построенного по технологии группового сбора. Инсценировка сказок с дошкольниками в подгруппах. Просмотр заседания детско-родительского клуба, как одного из способов организации образовательного события для развития игровой деятельности младших дошкольников. | Игровой тренинг «Моделирование структуры образовательного события с использованием режиссёрской и образной игры детей младшего дошкольного возраста» (работа в группах). Представление модели открытого образовательного пространства МДОУ «Д/С № 18». Экскурсия по учреждению. Интерактивная игра по методам и приёмам организации группового сбора. Круглый стол по теме «Час сказки. Получилось ли событие?» Круглый стол «Детско-родительский клуб «Мама, папа, я – дружная семья», как один из способов развития и обогащения детской игры с участием родителей». Рефлексия стажёров с использованием приёмов «Три лица» и «Дерево моего успеха». |
3 модуль программы – «Приобретение собственного опыта инициирования и проживания образовательного события с использованием режиссёрской и/или образной игры» — 7 часов | ||
Сформировать у стажёров комплекс практических умений, необходимых для использования технологии поддержки и развития режиссёрской и/или образной игры младшего дошкольника в рамках образовательного события. | Разработать листы наблюдений за деятельностью воспитателя в игре и проанализировать образовательное событие с применением предложенной технологии. Погружение стажёров в образовательную среду ДОУ с целью апробирования разработанных образовательных событий. Отражение эффективности работы стажёров в образовательной среде ДОУ на мониторинг-экране, оценка профессиональных действий стажёров с учётом интернет голосования за продукты деятельности в интернет сообществе «Вконтакте» | Взаимодействие стажёров в кластерах с применением ПК. Практические занятия. Презентация результатов работы групп с помощью образовательного события «Фонтан идей». Создание условий для личной рефлексии стажёров с помощью приёма «Закончи предложение». Заполнение анкеты «Результаты приращивания профессиональных компетенций». |
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1 | 1 модуль программы — «Ключевые ориентиры для инициирования и поддержки детской игры в соответствии с ФГОС ДО» — 7 часов | ||||
1.1 | Вводное занятие. Планирование собственных результатов стажировки. Проведение входной диагностики (аутотестирование). | 0,5 | |||
1.2 | Тренинг взаимодействия в группе, нацеленный на сплочение и знакомство участников стажировки, создание благоприятного социально-психологического климата. | 0,5 | |||
1.3 | Согласование с участниками стажировки представлений об основных понятиях по теме стажировки. | 0,5 | |||
1.4 | Погружение в психолого- педагогические основания игры дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Интерактивная игра «Река времени» | 1 | 0,5 | ||
1.5 | Определение стажерами личностной позиции при разрешении дилеммы о взаимоотношениях игры и обучения. | 0,5 | |||
1.6 | Исследование стажёрами требований к инициированию и поддержке режиссёрской и образной игры дошкольников через погружение в технологию коллективной мыслительной деятельности. Метод «Мозговой штурм», «Дебаты» | 1 | |||
1.7 | Разработка функционала воспитателя. | 1 | |||
1.8 | Разработка методических рекомендаций по использованию технологии поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника. | 0,5 | 0,5 | ||
1.9 | Рефлексия по теме 1-го модуля программы | 0,5 | |||
2 | 2 модуль программы — «Технология поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника как основная форма образовательного взаимодействия с ним» — 10 часов | ||||
2.1 | Вовлечение стажёров во взаимодействие с дошкольниками, построенного по технологии группового сбора, как эффективного способа актуализации детских запросов по решению образовательных задач на день в игровой деятельности. | 0,5 | |||
2.2 | Экскурсия по детскому саду. Оценка (по разработанным картам) развивающей предметно-пространственной среды ДОУ как образовательного пространства для успешного развития воспитанников в процессе игровой деятельности. Определение возрастной группы по наличию игрового материала. Поиск путей совершенствования предметно-пространственной среды в группах ДОУ в событийном формате «Новые идеи развития» | 0,5 | 1 1 | ||
2.3 | Просмотр игрового взаимодействия педагога с детьми в группах младшего дошкольного возраста с внесением и решением когнитивных задач. Игровой тренинг «Моделирование структуры образовательного взаимодействия в режиссёрской и образной игре детей младшего дошкольного возраста» (работа в группах). Презентация разработанных игр стажёрами: Игра «Дуэль на ковре» | 1 | 1 0,5 | 0,5 | |
2.4 | Мастер-класс «Детско-родительский клуб «Мама, папа, я — дружная семья», как один из способов организации образовательного события для развития игровой деятельности младших дошкольников. | 1 | 0,5 | ||
2.5 | Вовлечь стажёров в театрализованные игры с младшими дошкольниками для обогащения сюжетов образной игры. Круглый стол по теме: «Час сказки. Получилось ли событие?» | 1 | 1 | ||
2.6 | Рефлексия стажёров с использованием приёмов «Три лица» и «Дерево моего успеха». | 0,5 | |||
3 | 3 модуль программы — «Приобретение собственного опыта инициирования и проживания образовательного события с использованием режиссёрской и/или образной игры» — 7 часов | ||||
3.1 | Разработка образовательного события с использованием технологии поддержки и развития режиссёрской и/или образной игры. Анализ продуктов деятельности. | 1 | 1 | ||
3.2 | Апробирование разработанных образовательных событий в группах младшего дошкольного возраста. | 1 | |||
3.3 | Презентация результатов работы групп с помощью образовательного события «Фонтан идей». | 1 | |||
3.4 | Создание электронных материалов, презентаций, универсальных рамочных конспектов образовательных событий, и т.д. (методической копилки стажёров). | 1 | |||
3.5 | Подведение итогов стажировки. Самооценка педагогами результатов своей деятельности на стажировке. Рефлексия стажёров с помощью приёма «Закончи предложение». Заполнение анкеты «Результаты приращивания профессиональных компетенций». | 1 | |||
3.6 | Праздничный концерт с непосредственным участием стажёров, посвящённый закрытию стажировки. | 1 | |||
Итого: | 1 ч | 7 ч | 11.5 ч | 4.5 ч |
Внешнюю оценку результатов стажировки осуществляет экспертная группа, созданная из числа педагогов и администрации ДОУ во время организации образовательного события «Фонтан идей», на котором будет продемонстрирована:
Самооценка проводится в три этапа:
Для оценки и анализа работы будет использоваться интервьюирование участников стажерских практик. Дневник стажера. Стажеры «соберут свой педагогический кейс» и наполнят его разными образовательными ресурсами, серией самостоятельно разработанных моделей в процессе стажировки.
С 10 по 12 апреля в городе Заречный Пензенской области на базе МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 18» «Рябинка» была организована и проведена стажировка для педагогических работников детских садов по теме: «Технология «Я играю» для поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника как основная форма образовательного взаимодействия с ним».
Руководитель стажировки: Лукьянова Татьяна Павловна, воспитатель второй младшей группы.
Целью программы стажировки было развить у стажёров практические умения организации режиссёрской и образной игры в младшем дошкольном возрасте посредством технологии «Я играю», а также сформировать умение решать образовательные задачи в процессе игры.
Программа стажировки была выстроена в форме космического путешествия на «Оранжевую планету». На протяжении всего путешествия рядом со стажёрами были дети, родители и педагоги детского сада.
Участниками стажировки стали 12 педагогов из Снежинска, Десногорска и Заречного ЗАТО. 10 воспитателей впервые участвовали в стажировке.
Дружеская встреча-знакомство «Жила-была стажировка в Заречном» прошла перед началом стажировки, 9 апреля, с целью знакомства участников друг с другом, сокращения психологической дистанции, создания доверительной атмосферы для дальнейшего общения и плодотворной работы. Встреча прошла позитивно, интересно, цели данного мероприятия были достигнуты.
Первый день. На территории детского сада гостей встречали инопланетяне и маленькие космонавты. Детский флешмоб под «Песенку про космос» в исполнении Ромы Волознёва не оставил никого равнодушным. В детском саду гостей ждали «лосёнок» (маленькая скульптура – символ города) и дети с напутствиями на стажировку.
Открыли стажировочную площадку начальник Департамента образования – Елена Васильевна Аникина и муниципальный координатор проекта – Ольга Васильевна Головачёва с пожеланиями успешной работы и обмена опытом.
В начале работы стажёры познакомились с доской «Новая Галактика», на которой они оставили свои ожидания от стажировки. Анализ записей на «ракетах» показал, что коллеги приехали на стажировку за новыми знаниями, поиском интересных идей в работе с дошкольниками, впечатлениями от общения с коллегами из других городов. Также стажёрам было предложено прикреплять на звёздочках вопросы, появившиеся в течение всего мероприятия. Это позволило выявить запросы коллег и быть всегда в курсе того, что ещё волнует стажёров, какие вопросы у них остаются без ответа.
Предложенное входное тестирование сформировало картину имеющихся компетенций у стажёров по развитию игровой деятельности в ДОУ. Тестирование показало, что не все стажёры имеют хорошо сформированные представления о классификации видов игры по Е.Е. Кравцовой, недостаточно владеют приёмами поддержки игровой деятельности дошкольника с учётом возраста ребёнка. Коллеги хотели бы познакомиться с опорными точками технологии поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника, а также имеют вопросы по организации образовательного события в ДОУ. Выяснилось, что 5 человек впервые слышали о классификации видов игры Е.Е. Кравцовой, 6 стажёров имели слабые представления о ней, и лишь один стажёр хорошо разбирался в классификации. В помощь коллегам в дневниках стажёра была предложена подробная информация о классификации видов игры Е. Е. Кравцовой.
Отвечая на вопросы теста, коллеги отметили, что знакомы с организацией пространства группы для поддержки игровой деятельности, владеют педагогическим наблюдением и навыками рефлексии.
Для обмена мнениями о важности игры в детском саду, был организован круглый стол на тему: «Играем? Играем!». С помощью техники «Аквариум», где каждый принял на себя роль для участия в дискуссии (инициатор, спорщик, соглашатель, оригинал, организатор, молчун), стажёры в игровой форме смогли ответить на важные вопросы: «Насколько важна игра в детском саду?» и «Играть или не играть воспитателю в детском саду?». Позже каждый сделал свои выводы с помощью написания синквейна на тему: «Игра». Данная работа помогла по-новому взглянуть на игру, как ведущий вид деятельности в детском саду. Коротким рассказом-синквейном коллеги подтвердили важность игры в развитии ребёнка, вспомнили основные функции игры и задумались, что делать педагогу, чтобы игра жила в детском саду?
Инпут «Разбуди в ребёнке волшебника» позволил наметить дальнейший вектор работы. Рассмотрев основные идеи Е.Е. Кравцовой по развитию игровой деятельности в детском саду, стажеры разобрали классификацию видов игры и условия их развития с помощью технологии «World kafe». Итогом данной работы был вывод о том, что все виды игр тесно связаны между собой, а развитие сюжетно-ролевой игры должно происходить постепенно, начиная с режиссёрской, где ребёнок учится строить сюжет, затем переходить в образную, где ребёнок примеряет на себя «образ».
В первую половину дня удалось упорядочить знания стажёров об игре, сформировать представления о классификации игры Е. Е. Кравцовой и условиях развития игровой деятельности дошкольников. Применяя полученные знания, педагоги, в четырёх подгруппах, смогли показать вид игры (по жребию), отразив её основные черты в ходе стажёрской пробы «Этюды на ковре».
После обеда стажёров ждал «лосёнок» с путеводными листами, которые нарисовали дети. Коллегам был предложен квест по детскому саду на тему: «Где живёт игра?» для изучения опыта организации развивающей предметно-пространственной среды групп детского сада в соответствии с возрастом детей и с учетом требований ФГОС ДО. Путеводные листы были четырёх цветов, поэтому стажёры легко поделились на четыре команды и, взяв готовые экспертные карты (разработанные финалистами проекта «Школа Росатома»), отправились проходить квест. Перед квестом стажёры получили задание: определить возраст детей группы, проживающих игровую деятельность как ведущую и отметить, живёт ли там игра?
Следующим заданием для коллег была презентация находок и дефицитов РППС, которые выявили стажёры. Маршруты в путеводных листах составлены так, что стажёры рассмотрели развивающую предметно-пространственную среду в группах детей разного дошкольного возраста и сделали вывод о том, какой должна быть среда в детском саду для развития и поддержки игры дошкольника в соответствии с его возрастом. Небольшие трудности по определению возраста детей возникли у стажёров в старших и средних группах т.к. большое количество разнообразных костюмов имело место в том, и в другом возрасте. Обратив внимание на другие параметры экспертной карты, стажёры справились с заданием.
Так как одним из условий реализации технологии «Я играю» является «играющий педагог», последним заданием первого дня была разработка функционала воспитателя младшего дошкольного возраста. Стажёры поделились на две команды и активно приступили к работе. Опираясь на карты наблюдений за игровым поведением дошкольника, активно проживающего режиссёрскую или образную игру, и дополняя их своими идеями, коллеги разработали два подробных функционала воспитателя детей младшего дошкольного возраста. Стажёры пришли к выводу, что критерии функционала воспитателя вполне можно использовать для наблюдения за работой педагога, внедряющего игровые технологии при взаимодействии с младшими дошкольниками.
Вечером стажерам было предложено совместно с детьми посетить кукольный спектакль «Зайкина школа», тем самым обогатить детские впечатления для развития образной игры.
Рефлексия дня была проведена с помощью техники «Пять открытий», где стажёры отметили моменты «личного роста» в первый день стажировки. Основным «открытием» первого дня стажировки для большинства коллег была классификация видов игры Е.Е. Кравцовой и её опорные точки. Также на доске «Новая Галактика» появились вопросы, на которые коллеги хотели бы получить ответ. Например, «Как организовать режиссёрскую игру?», «Почему в классификации Е.Е. Кравцовой пять видов игры, а мы рассматриваем только четыре? На эти и другие вопросы коллеги получили ответы во второй день стажировки.
Следующие два дня были посвящены детям младшего дошкольного возраста: наблюдению за самодеятельной игрой детей, знакомству с технологией «Я играю» для поддержки и развития режиссёрской и образной игры, наблюдению за игрой воспитателя с детьми, с использованием предложенной технологии, а также апробированию технологии «Я играю».
Второй день. День начался с зарядки со «звёздочками» (детьми подготовительной группы) в физкультурном зале. Данное мероприятие проводилось с целью заряда бодростью и положительными эмоциями от пребывания в детском саду. Работа второго дня началась со знакомства стажёров с технологией «Я играю» для поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника как основной формой образовательного взаимодействия с ним. Коллеги проанализировали видеоролик, в котором воспитатель решает образовательную задачу в процессе режиссёрской игры с младшими дошкольниками, а также рассмотрели, как с помощью данной технологии решать образовательные задачи в самодеятельной игре детей. Стажёры выяснили, чем отличается организованная педагогом игра с детьми от самодеятельной игры. Рассмотрели этапы технологии, условия для её реализации, а также познакомились с некоторыми приёмами организации режиссёрской и образной игры, в том числе и с авторским приёмом руководителя стажировки — «дорисовывание сюжета» в режиссёрской игре. Было видно, что стажёры заинтересовались эффективностью данной технологии, т.к. анализ видеоролика показал, что дети, играя с педагогом, не заметили, что решились образовательные задачи.
Далее стажёры участвовали в наблюдении за самодеятельной игрой детей во второй младшей группе и посмотрели организацию режиссёрской игры педагогом с использованием технологии «Я играю». После просмотра и обсуждения, коллеги пришли к выводу, что технология «Я играю» с использованием приёма «дорисовывание сюжета» очень понравилась детям и позволила педагогу решить ряд образовательных задач в процессе режиссёрской игры с детьми. Также, стажёры отметили, что воспитатель начал играть с подгруппой детей, не нарушая их идеи, использовал детский опыт, поддерживал детскую инициативу.
В процессе рефлексии, после подробного ознакомления с технологией «Я играю» в теоретических и практических формах, стажёры ответили на вопросы: «Развивается ли игра?» и «Что развивает игра?», ещё раз убедившись в важности и пользе игры в дошкольном детстве.
После знакомства с технологией «Я играю» для стажёров был проведён мастер — класс «Зайчик на пальчик» по изготовлению игрушки, которую можно использовать в режиссёрской игре с младшими дошкольниками. Изготовив «зайчика», стажёры сразу начали играть, придумывая интересные сюжеты, что говорит об интересе, проявленном стажёрами к режиссёрской игре.
Одним из способов развития игровой деятельности, которое активно используется в нашем детском саду, является образовательное событие, в том числе и в рамках детско-родительского клуба. Нам хотелось поделиться таким опытом.
Поэтому следующей задачей стажировки было разобраться в том, что такое образовательное событие, возможно ли использовать такую форму организации взаимодействия с младшими дошкольниками и их родителями для развития игровой деятельности.
Коллегам было предложено поделиться на две команды, для того чтобы разработать и презентовать структуру образовательного события. Также стажёры поделились своим опытом организации образовательных событий, на примерах разобрали чем отличается образовательное событие от мероприятия, праздника и проекта. Но с трудом представляли, как можно организовать образовательное событие в рамках детско-родительского клуба, так, чтобы наравне с детьми участвовали и родители, и сами стажёры.
Коллегам было предложено спроектировать и организовать образовательное событие «Час сказки» в рамках детско-родительского клуба. Подготовка к образовательному событию проходила в творческих спорах и сомнениях, но результат превзошёл все ожидания. Образовательное событие «Час сказки» (по развитию образной игры) в рамках детско-родительского клуба осталось ярким эмоциональным воспоминанием для всех его участников.
«Рефлексивный экран» помог каждому высказаться о мере своего участия в образовательном событии. Стажёры пришли к выводу, что совместное участие детей, родителей и педагогов в образовательном событии эффективно развивает игровую деятельность дошкольника за счёт активного участия родителей и педагогов в позиции «ребёнка», помогает создать условия для проявления своей индивидуальности каждому его участнику.
Третий день. Работа третьего дня началась с разработки двух игр: режиссёрской и образной. С помощью технологии «Мозговой штурм» и предложенного рамочного сценария стажёры разработали режиссёрскую игру по теме: «Домашние животные» и образную игру «Концерт ко Дню Космонавтики». Данная работа была проведена для определения опорных точек игры с использованием технологии «Я играю». После совместной работы коллеги разделились на четыре команды и по жребию разрабатывали режиссёрскую или образную игру в подгруппах. Необходимо отметить, что рамочный сценарий подразумевает лишь разработку темы, основную образовательную задачу, атрибуты и мотивацию для детей. Сама игра проводиться в группах опираясь на детские интересы и предложения.
Начались стажёрские пробы. Четыре яркие, познавательные игры на темы: «Кто что ест», «Кто живёт в лесу?» (режиссёрские игры), «Как помочь дедушке и бабушке?» и «Пробуждение медведя весной» (образные игры) прожили стажёры вместе с детьми. Запланированные задачи были решены, а игры получились спонтанными и разворачивались неожиданно для всех, в том числе и для «играющих педагогов». Рефлексия «Я – дело. Я – команда» позволила стажёрам проанализировать свою личную работу и работу своей группы по развитию игровой деятельности младших дошкольников и решению образовательных задач в ходе игры.
Коллеги обозначили трудности, с которыми столкнулись. Во-первых, тяжело заинтересовать детей так, чтобы они сразу «бросили свои дела» и подошли к играющему педагогу. Во-вторых, сложно играть не по сценарию, а по инициативе детей, удержав в игре намеченные образовательные задачи. В числе своих побед коллеги назвали то, что смогли удержать играющую позицию и всё же заинтересовали детей своей игрой, смогли решить в игре запланированную образовательную задачу и задачи, появляющиеся в ходе игры, а также то, что большая часть детей группы приняли участие в игре. В процессе обсуждения игр пришли к выводу, что не во всех группах дети активно используют предметы — заместители, способны к созданию костюмов из подручного материала. Сделали вывод, что нужно как можно больше использовать не готовые атрибуты к играм, а бросовый материал.
Перед итоговой рефлексией и закрытием стажировки был организован обмен опытом, где каждый желающий мог поделиться своими наработками по развитию игровой деятельности дошкольников. Коллеги рассказали, как организовать мультстудию, что развивают самодельные игры — бродилки, как с помощью кубика с картинками разыграть сказку, как заинтересовать детей созданием макета, о пользе картонных коробок для развития игры и многое другое. В процессе выступлений коллег, стажёры смогли посмотреть на представленный опыт через призму подхода Е. Е. Кравцовой. Коллеги отметили, что своё выступление готовили немного иначе, но изменили его в последний день, рассмотрев его с учётом классификации видов игры Е.Е. Кравцовой.
На итоговой рефлексии, с помощью технологии «Шапка вопросов», коллеги сами ответили на вопросы, которые возникли в ходе стажировки. Также поблагодарили друг друга за работу в команде и лично каждого за его особенный вклад.
В конце стажировки коллеги ответили на те же вопросы теста, что и в начале стажировки. Выходное тестирование показало заметный «прирост» у стажёров имеющихся компетенций по развитию игровой деятельности дошкольников.
№ | Вид компетенции педагога | Оценка (от 0 до 5) | |
1. Предметно – информационная компетенция: | 10.11.2019 | 12.11.2019 | |
1.1 | Знаю классификацию игровой деятельности по Кравцовой Е.Е. | 3.25 | 5 |
1.2 | Знаю концептуальные основы игровой деятельности
дошкольников в соответствии с их возрастом | 3.3 | 4.75 |
1.3 | Знаю опорные точки технологии поддержки и развития режиссёрской и образной игры младшего дошкольника | 2.6 | 5 |
Проектно-исследовательская компетенция: | |||
2.1 | Умею выявлять актуальные интересы дошкольников в игровой деятельности | 3.6 | 4.7 |
2.2 | Владею педагогическим наблюдением | 4.1 | 4.6 |
2.3 | Владею приемами поддержки игровой деятельности ребенка | 3.4 | 4.5 |
Контрольно-аналитическая компетенция: | |||
3.1 | Умею проводить текущий и итоговый анализ игровой
деятельности | 2.8 | 4.4 |
3.2 | Владею способами и средствами оценивания результатов
игровой деятельности | 3.4 | 4.6 |
3.3 | Владею навыками рефлексии | 3.8 | 4.8 |
Методико-технологическая компетенция: | |||
4.1 | Знаю, как организовать образовательное событие | 3.4 | 4.9 |
4.2 | Знаю, как вбрасывать в игру детей проблемные вопросы,
для решения образовательных и развивающих задач. | 3.1 | 4.7 |
4.3 | Знаю, как организовать пространство группы для поддержки игровой деятельности дошкольников | 4 | 4.75 |
4.4 | Знаю, как вбрасывать в образовательное событие проблемные вопросы, ситуации, для решения образовательных и развивающих задачи | 3.4 | 4.7 |
Стажеры закончили работу с информативной доской «Новая Галактика», оставив свои впечатления на «кометах» «Новой Галактики».
Также стажёры поделились своими отзывами о пройденной стажировке. Закончить анализ стажировки хочу словами одного из стажёров: «Спасибо. Я поняла, что начинать развитие игры нужно не с сюжетно-ролевой игры, как я делала раньше, а с её начала — с режиссёрской игры, потом развивать образную игру, и тогда игра будет жить в детском саду».