Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Школьный технопарк» как образовательная среда, формирующая у учащихся компетенцию ответственного выбора»
Вопрос развития инженерного образования в России является стратегическим для экономической безопасности страны и развития человеческого капитала России. Чтобы реализовать в опережающем режиме стандарты основного общего образования, необходимо особое внимание уделять принципам непрерывного естественнонаучного, физико-математического и технического образования. Эти идеи заложены и в комплексной программе «Уральская инженерная школа» (Указ Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 N 453-УГ «О комплексной программе «Уральская инженерная школа»).
Для повышения качества подготовки технических специалистов необходимо начинать развивать их со школьной скамьи. Именно поэтому очень важно развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, углублять естественно-научное образование и знакомить с инженерным делом.
Одним из эффективных и современных направлений развития школы является создание школьного технопарка.
«Школьный технопарк» в нашем понимании – это среда, создаваемая в образовательном учреждении специально, для перевода теоретических знаний учащихся в реальный продукт, в производство, в товар.
Основные виды деятельности, которые проявляются в среде технопарка:
«Школьный технопарк» — это место разворачивания и реализации проектных замыслов. Деятельность школьников в исследовательских группах и проектных командах обеспечивает необходимую социализацию, опыт предметного взаимодействия, конструктивного решения содержательных проблем. Формирование разновозрастных групп в исследовательских лабораториях, студиях и мастерских, появление в них студентов и взрослых, состоявшихся в своих профессиях, улучшает качественным образом работу этих структурных подразделений и позволяет формировать различные компетенции учащихся.
Среда «Школьный технопарк» открыта и доступна каждому учащемуся. Каждый ребенок может реализовать свои возможности в любом направлении деятельности — в техническом творчестве, арт-дизайне, рекламе, проектировании, робототехнике, моделировании и прототипировании, микроэлектронике и т.д. В начальной школе ребенок учится выбирать из множества предложенных педагогом вариантов и только пробует делать свои гипотезы. В средней школе в технопарке создаются условия/ситуации для безответственных проб, а в старшей школе учащиеся готовы делать ответственный выбор.
Это позволяет детям сделать выбор направления, сочетая его с личными интересами и потребностями, решать инженерные задачи: видеть/находить/предлагать много вариантов решений проблемной ситуации, фиксировать все предложенные варианты, анализировать, находить сильные и слабые стороны, угрозы, возможности, оценивать каждый вариант, выбрать один вариант и реализовать его, и при этом и нести ответственность за полученные результаты, презентовать их в рамках школьных, городских и областных фестивалях и конференциях.
В рамках стажировки педагоги не просто познакомятся с технопарком лицея, а в деятельностном формате совместно с учащимися опробуют возможности этой среды, пройдут все этапы, как инженерного творчества, так и этапы формирования компетенции ответственного выбора.
Предлагаемая программа стажировки позволяет слушателям, опираясь на имеющийся опыт, включиться в активную практическую работу по развитию компетентности ответственного выбора у учащихся, организуя ситуацию выбора в инженерных проектах, выступая в роли тьютора или фасилитатора группы.
Стажеры освоят на практике технологии и инструменты, реализуемые в инженерном образовании, создадут портфель педагогических идей, разработают критерии оценки сформированности компетенции ответственного выбора у учащихся, пройдут стажерские пробы в формате образовательного события.
Программа стажировки предполагает использование дистанционной части (знакомство участников, анкетирование через Google-форму, формирование Интернет-пространства стажировки, совместное редактирование документов) и очной (практические занятия, стажерские пробы), которые отражаются в едином информационном ресурсе стажировки – сообществе, организованном на платформе Facebook.
В результате реализации программы участники стажировки приобретут следующие профессиональные приращения:
Целевая аудитория
Данная программа ориентирована на педагогов любого предмета.
Предстажировочный этап:
On-line занятия, используя возможности Google, актуализация у стажеров имеющегося опыта работы в условиях реализации ФГОС, выявление стажерами собственных профессиональных дефицитов при работе с техническим оборудованием и программными средствами, регистрация в сообществе стажировки на платформе Facebook.
Тема 1 Как создать образовательную среду, чтобы она стала ресурсом для формирования компетентности ответственного выбора учащихся. – 5,5 часов
Погружение в тему «Школьный технопарк – эффективная образовательная среда», SWOT-анализ. Обсуждение проблемного поля стажировки: образовательная среда, событийные форматы в школе, компетенция ответственного выбора. Форсайт-сессия. Рефлексия в дневнике стажера.
Тема 2 Мастерские «Школы инженеров»: инженерное творчество или площадка для формирования ответственного выбора взрослого и ребенка. – 3,5 часов.
Стажерская проба «Ярмарка идей», направленная на развитие дивергентного мышления стажеров. Мастерские «Школа инженеров» (3D-моделирование, образовательная робототехника, программирование на Arduino, конструирование).
Тема 3 Событийная педагогика: что важнее предметный или личностный результат. – 6,5 часов.
Разработка методического портфеля, проектирование события, разработка критериев оценки, при необходимости разработка Интернет-сопровождения проекта. Разработка оценочного инструментария формирования компетенции ответственного выбора у учащихся. Рефлексия в дневнике стажера. Подготовка к стажерской пробе.
Тема 4 Компетенция ответственного выбора: кто несет ответственность — ребенок или педагог. – 5,5 часов
Работа с учащимися лицея, реализация идей в событийных форматах.
Публикация ссылок на материалы стажерских проб в сообществе. Презентация продукта стажерских проб и методического портфеля стажировки. Рефлексия в дневнике стажера.
Тема 5 Рефлексивный анализ и внешняя экспертиза: для чего необходимы два вида оценивания. Оценка результатов стажировки. – 3 часа
Оценочные события. Внешняя оценка стажерских продуктов. Рефлексия в дневнике стажера.
После каждой темы, стажеры будут отмечать свои суждения по заданному проблемному вопросу на «Стене размышлений». На последнем этапе эти суждения будут отрефлексированы группой.
Учебный план стажировки на 24 учебных часа
Таблица 1.
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1 | Как создать образовательную среду, чтобы она стала ресурсом для формирования компетентности ответственного выбора учащихся.– 5,5 часа | ||||
1.1 Актуализация личностных смыслов участников стажировки. Обсуждение понятийного поля стажировки. | 1 | ||||
1.2 Погружение в тему «Школьный технопарк – эффективная образовательная среда». | 1 | 1 | |||
1.3 SWOT- анализ события. | 1 | ||||
1.4 Форсайт-сессия. | 1 | ||||
1.5 Рефлексия. | 0,5 | ||||
2 | Мастерские «Школы инженеров»: инженерное творчество или площадка для формирования ответственного выбора взрослого и ребенка. – 3,5 часов | ||||
2.1 Стажерская проба «Ярмарка идей» | 2 | ||||
2.2 Мастерские «Школа инженеров» (3D-моделирование, образовательная робототехника, программирование на Arduino, конструирование. | 1,5 | ||||
3 | Событийная педагогика: что важнее предметный или личностный результат.– 6,5 часов | ||||
3.1 Разработка методического портфеля | 1 | ||||
3.2 Проектирование события, разработка критериев оценки. | 2 | ||||
3.3 Разработка карты оценивания развития компетентности ответственного выбора | 2 | ||||
3.4 Интернет-сопровождение. | 1 | ||||
3.5 Рефлексия. | 0,5 | ||||
4 | Компетенция ответственного выбора: кто несет ответственность — ребенок или педагог.– 5,5 часов | ||||
4.1 Стажерская проба. | 3 | ||||
4.2 Публикация ссылок на материалы стажировки в сообществе. On-line обсуждение в сообществе стажировки. | 1 | ||||
4.3 Презентация продукта стажерских проб, методического портфеля стажировки. | 1 | ||||
4.4 Рефлексия. | 0,5 | ||||
5 | Рефлексивный анализ и внешняя экспертиза: для чего необходимы два вида оценивания.– 3 часа | ||||
5.1 Заполнение анкеты самооценки | 0,5 | ||||
5.2 Подведение итогов | 1 | ||||
5.3 Внешняя оценка стажерских продуктов. | 0,5 | ||||
5.4 Рефлексия. | 1 | ||||
Итого | 0 | 15 | 5 | 4 | |
Всего | 24 часа |
Внешняя оценка результатов стажеров
Разработанные в рамках стажировки продукты будут размещены в сообществе стажерской площадки. Внешняя оценка результатов деятельности стажеров обеспечивается внешними экспертами:
Эксперт Конкурса учителей проекта Школа Росатома — Ковалева М.Ю.
Директор МКУ «Информационно-методический центр» — Левина И.В.
Директор МАОУ «Лицей» — Лепихина Е.Г.
Самооценивание стажерами собственных результатов
Стажерам будет предложено:
5 — 7 марта 2018 года в городе Лесной на базе МАОУ «Лицей» для педагогов проекта Школа Росатома прошла стажировка по теме «Школьный технопарк» как образовательная среда, формирующая у учащихся компетенцию ответственного выбора.
Программа стажировки была нацелена на погружение участников в инженерную образовательную среду лицея, для получения стажерами опыта формирования у учащихся компетенции ответственного выбора.
День первый. 5 марта 2018 года.
Все готово к старту стажировки! Рабочее пространство организовано так, чтобы всем участникам было комфортно и удобно. Продумана фотозона и зона для кофе-пауз. Ватманы, цветная бумага, магниты, маркеры, стикеры, игра «Имаджинариум» – все на своих местах. Еще несколько минут и жизнь в аудитории забурлит, приобретет активные формы взаимодействия, выстроится коммуникация между участниками. А сейчас минуты тишины приглашают собраться с мыслями, настроиться на предстоящую стажировку.
В этом году тема конкурса посвящена формированию ответственного выбора учащихся, а значит, через всю работу на стажировочной площадке все три дня этому уделяем особое внимание. Школьный технопарк – это ресурс, среда, в которой можно формировать компетенцию ответственного выбора (КОВ). На все, что будет происходить на стажировке, участники должны смотреть именно с этой точки зрения – через воображаемые высокотехнологичные очки КОВ. Пусть это будет первым открытием на стажировке.
На часах 8 часов 30 минут. Стажеры приехали в лицей. Их встречают педагоги и лицеисты. Гости стажировки – заместитель главы города по вопросам науки, культуры и спорта Е.А. Виноградова, начальник Управления образования О.В. Пищаева приветствуют стажеров, желают продуктивной работы, новых открытий и профессионального взаимодействия. Все важные и нужные слова сказаны, сделано общее фото, и стажировка входит в рабочий режим деятельности.
На этапе актуализации личностных смыслов стажерам было предложено обычному листу бумаги придать форму, зафиксировать свои ожидания и цель. Появились самолеты, корабли, элементы цветов, треугольники и даже бесформенные фигуры, украшенные стикерами. И вот первый вызов – в ожиданиях знакомство с технопарком лицея, а ответственный выбор не звучит. Примеряем очки КОВ, стараемся удержать позицию и задать приоритетам нужный вектор развития. В игре Имаджинариум ищем себя. Каким я приехал на стажировку? На протяжении всей стажировки можно добавлять карточки. Как я меняюсь на стажировке? На доске выстраиваются картинки стажеров, такие разные, непохожие друг на друга… (На протяжении всех дней картинок на доске становится больше.) Погружаясь в тему стажировки, предлагаем стажерам нарисовать ассоциативный ряд к понятию ответственный выбор, обсуждая, выходим на среду лицея и событийные форматы. В образовательном событии «Школа инженеров» стажеры примеряют на себя роли наблюдателя, участника и эксперта и вместе с пятиклассниками решают инженерную задачу, по доставке посылки в город Белибино. Важно было удержать свою роль и увидеть детские приращения через «очки КОВ». Сразу выявились дефициты стажеров. Как отмечают участники стажировки, было сложно удержать свои роли наблюдателям, очень хотелось включиться в решение проблемы вместе с детьми. Эксперты испытывали сложность в формулировке критериев, и уходили в оценивание события, а не КОВ. Участники отметили, что совместное проживание события было самым интересным и продуктивным. Но были сложности с распределением ролей внутри группы. Зачастую взрослые не могли «перейти» от лидерской позиции, и руководили детьми в группе. В результате инженерная задача была решена. Получились разные модели – атомный дирижабль, уровневая, поднимающаяся с разных сторон, наклонная плоскость, трубопровод, вездеходная машина. Домашнее задание получили не пятиклассники, а стажеры. Необходимо было написать лицеистам, в каких ролях они находились на образовательном событии, что они увидели и прочувствовали, а так же дать экспертную оценку для детей прожитого события. На следующем этапе стажеры должны познакомиться со средой «Школьный технопарк», посетить нанолабораторию, кабинет физики, информатики и робототехники. И опять вызов — как сделать так, чтобы среда «Школьный технопарк», которую они сейчас увидят, стала ресурсом формирования ответственного выбора? Необходимо оценить ее через «очки КОВ». Как результат – SWOT анализ среды, и вопросов все больше с каждым шагом.
В конце дня стажеры смогли погрузиться в творчество, открыть в себе новые грани и ресурсы, а так же сплотиться, подружиться и пройти испытания в центре диагностики и консультирования.
День второй. 6 марта 2018 года.
Второй день стажировки начался с мастерских, на которых мастерами выступали лицеисты. Стажерам предложили выбрать мастерскую по интересам. ТИКО-конструирование проводили первоклассники, которые вместе с педагогами мастерили ТИКОград с детскими площадками, зданиями; мастерскую по ЛЕГО-конструированию проводили второклассники, которые учили стажеров создавать движущиеся модели из конструкторов WeDo и MINDSTORMS, на мастерской Arduino восьмиклассники совместно с педагогами создавали Led-светодиод, программировали светофор, «бегущий огонь». 3D-мастерская научила стажеров создавать 3D модели: кружки, подставки под канцелярию и модель дома, а также девятиклассники ответили на все вопросы по реализации этого направления в школе. На уроке истории состоялся workshop, где шестиклассники конструировали храмы по канонам православного зодчества. Стажеры выступали в роли подмастерья, решали инженерные задачи, которые предлагали им мастера, но при этом педагогам необходимо было увидеть, какие изменения происходят в ребенке, когда он «примеряет» роль взрослого. Опять «очки КОВ» сыграли здесь важную роль!
На следующем этапе стажеры обсуждали свои инженерные задачи, которые можно реализовать вместе с лицеистами в среде «Школьный технопарк». Из одиннадцати идей остановились на трех – «Сказочный дом» для начальной школы, «Музей воздуха» и «Марсоход» для среднего звена. Стажеры разбились на группы и приступили к разработке образовательного события. По запросу стажеров, было выделено время для проектирования экспертной карты – дефицит первого дня. Обсудили трудности в ее разработке, совместно сформулировали критерии, и приняли решения ее апробировать в третий день при реализации собственных событийных форматов. Чудесным завершением второго дня стала праздничная история «Новые приключения Золушки», на которой лицеисты поздравили с наступающим праздником весны всех педагогов, а стажерам подарили отличное настроение, чудесные эмоции, новые праздничные форматы и фоторамку с общей фотографией. В ответном слове стажеры создали поздравительную открытку для всех участников праздничной истории, в которой написали не только слова поздравления и благодарности, но и свои открытия, переживания, чувства.
На этапе рефлексии стажеры отвечали на два вопроса. Зачем нужно два вида оценивания: рефлексия и экспертиза? Почему взрослый не хочет, чтобы ребенок делал ответственный выбор?
Уставшие, но довольные стажеры отправились в санаторий-профилакторий «Солнышко» дорабатывать свои идеи для завтрашнего дня.
День третий. 7 марта 2018 года.
Третий день – важный день! Сегодня стажеры проводят образовательные события, реализуют свои идеи, решают инженерные задачи совместно с лицеистами. Планируется три открытых формата для начального и среднего звена. С самого раннего утра стажеры готовят аудитории, создают многовариантную среду для лицеистов.
На первой активности работали учащиеся 4 классов. Перед ними была поставлена инженерная задача: создать дом для сказочного героя. Условия каждый раз менялись, добавлялись новые герои, был выдержан жесткий тайминг, предлагался выбор, как в материалах, так и в возможностях реализации идей в группах.
На второй активности работали разновозрастные группы лицеистов 6-8 классов. Ребята должны были из предложенных материалов создать экспонаты для «Музея воздуха». Лицеисты использовали весь багаж знаний по физике, биологии, химии, и не только создали экспонаты, но и объясняли протекающие процессы с научной точки зрения.
В третьей активности лицеисты отправились в космос создавать колонию на Марсе. Необходимо было решить ряд инженерных и транспортных задач. Как спрограммировать движения роботов, взять пробы почвы на анализ, отправить сигнал на Землю – это трудности, которые пришлось преодолевать космической экспедиции.
И опять установка стажерам — смотрим на происходящее через «очки КОВ»! После завершения активностей прошел глубокий анализ прошедших событий. Все ли поставленные задачи удалось реализовать? Как откликались дети на вызов стажеров. Какие риски просчитывали, с чем столкнулись? Какие открытия делали дети? Приходилось ли детям делать ответственный выбор? В чем он заключался?
Все стажеры сошлись на том, что образовательные события – это то, что не хватает сейчас современным школам, это возможность проживать учебные, инженерные задачи, проявлять себя, выстраивать коммуникацию и делать личностно-значимые открытия. Компетенцию ответственного выбора формировать не просто. Необходимо еще прорабатывать эту тему, расставить все точки, изучить материал по субъектной позиции, организовывать пробы и погружения в школе, предлагать детям действовать по собственному замыслу. Быть педагогом сегодня – это невозможность действовать по раз и навсегда заданному образцу. Необходимо меняться в первую очередь самому. И форматы проекта «Школа Росатома» этому способствуют!
Последний час стажировки был посвящен теплому и очень важному общению, где были сказаны напутствующие слова стажерам и вручены свидетельства координатором проекта «Школа Росатома» в городе Лесной И.А. Ивановым. Эксперт М.Ю. Ковалева поблагодарила за продуктивное сотрудничество и за то, что вопросов после стажировки появилось больше, чем было. Это был торжественный момент, и в тоже время очень дорогой и трепетный, когда можно было поблагодарить стажеров за активную работу, положительный настрой, и теплые дружеские отношения. Завязались новые знакомства, появились единомышленники в городах, в которых хочется побывать.
Особые слова благодарности эксперту М.Ю Ковалевой, которой удалось все перевернуть в моей голове и указать вектор дальнейшего личностного и профессионального развития.