Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Формирование компетенции ответственного выбора через коллективную систему обучения с использованием ресурсов внеурочной деятельности»

Список участников стажировки

  1. Зайцева Ирина Владиславовна, Новоуральск
  2. Крачковская Наталья Евгеньевна, Нововоронеж
  3. Леонова Марина Анатольевна, Курчатов
  4. Макаренко Анна Вячеславовна, Железногорск
  5. Мануилова Ирина Юрьевна, Новоуральск
  6. Павлов Сергей Владимирович, Северск
  7. Потапова Юлия Викторовна, Лесной
  8. Савина Светлана Владимировна, Полярные Зори
  9. Серпунина Юлия Олеговна, Железногорск
  10. Третьякова Оксана Александровна, Курчатов
  11. Чудиновских Людмила Владимировна, Лесной
  12. Шаповал Ольга Леонидовна, Полярные Зори

Ознакомиться с программой стажировки

Информационный блок программы.

ФИО разработчика: Мазурова Ольга Александровна.

Название программы: «Формирование компетенции ответственного выбора через коллективную систему обучения с использованием ресурсов внеурочной деятельности».

Цель программы: совершенствование метапредметных компетенций участников стажировки, направленных на формирование компетенции ответственного выбора с помощью технологии коллективной системы обучения, положенной в основу организации внеурочной деятельности.

Задачи программы:

создать условия для осмысления вопроса по использованию коллективных способов обучения в рамках формирования компетенции ответственного выбора;

  • сформировать представление о способах моделирования образовательного пространства с использованием ресурсов внеурочной деятельности на примере работы клуба «Юный журналист»;
  • создать образовательное пространство, способствующее личностному развитию стажеров;
  • включить стажеров в активную практическую деятельность, способствующую развитию метапредметных компетенций участников;

Ключевые идеи опыта.

Сегодня много ведется разговоров о том, как организовать образовательный процесс так, чтобы он был максимально эффективен, способствовал всестороннему развитию личности, а приоритетным направлением становится самостоятельное приобретение знаний учащимися и их практическое применение. К сожалению, не всегда подобную форму работы можно организовать на уроке. Но такую возможность предоставляет внеурочная деятельность учеников.

В рамках реализации ФГОС второго поколения внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Именно она объединяет различные виды деятельности, направленные на решение задач развития, воспитания и социализации ребенка. Использование ресурсов внеурочной деятельности направлено, прежде всего, на создание для учащихся условий, способствующих реализации их интересов, развитию индивидуальных способностей, формированию коммуникативной компетенции, осознанному подходу в ситуации выбора. Поэтому ресурсы внеурочной деятельности легли в основу реализации данной программы.

В основу образовательного события стажировки положена технология коллективного способа обучения (КСО). Она позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного события (работая в парах и микрогруппах), обозначать круг вопросов и проблем, которые требуют обсуждения или решения. Принципы данной технологии направлены на установление доброжелательных отношений между всеми участниками образовательного события. Приоритетным становится понятие взаимоуважения, результат может быть достигнут только общими усилиями, активно происходит процесс взаимообучения, взаимоконтроля.

Технология КСО предполагает деятельностный подход в организации образовательного события, который является одной из составляющих ФГОС второго поколения. Благодаря такому подходу будут достигнуты следующие результаты:

-метапредметные: участники работают с различными источниками информации, анализируя ее с точки зрения поставленного вопроса, определяют проблему и самостоятельно ищут способ ее решения, пользуясь имеющимися знаниями, личным опытом,   в ходе решения проблемы самостоятельно делают прогнозы будущих результатов, учитывают результаты других участников группы, соотнося их со своими, активно взаимодействуют со всеми участниками образовательного события;

личностные: развивается умение достигать поставленной цели, самостоятельно находить пути решения проблемы, происходит совершенствование навыков самоконтроля, самоорганизации, самоанализа;

  • предметные: эффективно используются навыки, сформированные на уроках различной направленности, уровень владения предметным материалом является неотъемлемой частью успешной работы в рамках образовательного события.

Содержательный блок программы.

Перечень оборудования.

Технические средства: компьютеры, оснащенные выходом в Интернет, программами Skype, Publisher, PowerPoint, фототехника, позволяющая осуществлять фото и видеосъемку.

Другое: персональная папка стажера с сопроводительной информацией по предстоящей работе.

Программа стажировки.

Содержательный блок 1. Мотивационная деятельность стажеров.   Формирование теоретической базы участников образовательного события.

Содержание блока №1

Нам не дано предугадать,Как слово наше отзовется…

Ф. И. Тютчев

Постановка проблемы (знакомство с содержанием интервью Ю. Грымова журналисту «Учительской газеты»: «Школа не учит детей самостоятельному выбору»). В результате определяется проблема для предстоящей работы.

Практическая деятельность участников.

Распределение на группы (при входе в кабинет, где будут проходить мероприятия, стажеры должны выбрать папку, содержащую перечень памяток; папки будут отличаться только тем, что в каждой есть своя репродукция известной картины, в основе ее сюжета лежит ситуация выбора; участник выбирает ту папку, которая содержит понравившуюся репродукцию).

  • Комментарий руководителя стажерской площадки: группам предлагается поработать с различными источниками информации: печатное издание, блог, Твиттер, в которых размещены работы Ю. Грымова или журналистов его редакции. Задача: охарактеризовать представленную информацию (какие события освещены; каково отношение автора к освещаемому событию; какова цель автора материала; какие чувства вызывает материал у читателей). Примерный ответ: все освещенные события вызывают общественный резонанс, автор предлагает свой взгляд на событие, читатели либо согласны, либо противоречат автору ( материал находит отклик у большинства аудитории).
  • Вы познакомились с работами тех, кто не может оставить равнодушными нас, читателей. А теперь я предлагаю вам выступить в роли журналистов (выбор сферы деятельности за стажером: печатное издание, блог, работа в Твиттере) и попытаться создать материал, осветив предложенную тему. О ней вы узнаете, познакомившись с мнениями Л. Н. Сараскиной (литературовед, критик. Доктор филологических наук. Член Союза российских писателей. Член жюри премии А. Солженицына.) и Д. И. Писарева об одном из героев известного романа.

Итак, представьте себя журналистами, работающими в Петербурге 19го столетия. Подготовьте материал, выбрав свою точку зрения на совершенный Раскольниковым поступок (оправдать или осудить героя). Но организуйте работу так, чтобы соседние группы не знали выбранной вами точки зрения.

После завершения работы стажеры знакомятся с материалами своих коллег из других групп и пытаются выявить позицию, выбранную их участниками, соглашаются или нет с предложенной точкой зрения. В результате возникает вопрос: « Какое влияние сможет оказать автор материала на аудиторию, если читатели не знают деталей события?»           (авторская позиция порой определяет читательскую реакцию, а значит, формирует общественное мнение).

Аналитическая работа.

Создавая материал, журналист должен руководствоваться правилами журналисткой этики. Составьте свой перечень правил, который стоит использовать любому, кто станет создателем публичного текста ( представление группами своих продуктов)

Рефлексия.

Пользуясь составленными правилами и сведениями, полученными в ходе сегодняшней работы, смоделируйте образовательное событие для учеников смешанных групп (8-11 кл.), направленное на формирование компетенции ответственного выбора. Возможное направление вашей работы сформулировано в виде вопроса: «Выбор….  Ты уверен, что тебе это нужно?» Возможным помощником в вашей работе станут выдержки из сочинений учеников, посвященные детскому взгляду на понятие «выбор».

Обдумывая образовательное событие, стажеры проводят SWOT — анализ, который будет использован на этапе рефлексии следующего дня.

Содержательный блок 2. Расширение представления о предложенной теме.

Психологический настрой: использование техник арт-терапии для установления эмоционального состояния и настроения участников стажировки с привлечением специалистов.

Практическая деятельность. Финальная стадия моделирования  образовательного события.

Аналитическая работа. Стажерские пробы ( реализация образовательного события с участием учеников школы).

Рефлексия. Анализ матрицы SWOT. Обсуждение

Содержательный блок 3. Создание продукта деятельности.

Постановка проблемы (систематизация полученных знаний в течение стажерской площадки).

Встреча на территории редакции городской газеты «Маяк». Знакомство с редакцией, историей газетного дела в городе.

  • Инструктаж по работе над созданием рубрики газеты.

Практическая деятельность. Перед стажерами стоит задача выпустить свою рубрику газеты, посвященную теме стажировки, но для этого необходимо выполнить индивидуальные задания для групп: первой провести опрос на предложенную тему, второй подготовить интервью с одним из участников соседних групп, третьей — подготовить «Страничку советов», посвященную тому, как сделать правильный выбор).

Аналитическая работа. Подготовка участниками группы информации для своей рубрики. Выбор ее названия.

Рефлексия. Презентация собственных рубрик. Создание общего тематического выпуска газеты, который содержит систематизированный материал, итог стажировки.

Учебный план стажировки

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировкиКоличество часов
ЛекцииПрактические занятияСтажерская пробаОценочное          событие
Содержательный блок №1. Мотивационная деятельность стажеров. Формирование теоретической базы участников образовательного события. Задачи блока №1: — организовать «этап вызова» с целью формирования мотивации стажеров; — сформировать у участников теоретическую базу по поставленной проблеме посредством выполнения практических задач; — организовать аналитическую работу участников, способствующую систематизации полученной информации; — организовать этап рефлексии, самоанализа проделанной работы с целью формулировки единых взглядов в рамках поставленной темы.
1.Знакомство.  Формулировка темы и проблемы.1
2.Распределение на группы. Комментарии. Работа с различными источниками информации. 1 1
3.Создание собственного материала для СМИ.11
4.Создание образовательного события.3
Содержательный блок №2. Расширение представления о предложенной теме. Задачи блока №2 выявить эмоциональный настрой участников стажерской площадки; — создать благоприятный психологический климат внутри коллектива для дальнейшей успешной работы; — вовлечь стажеров в активную практическую деятельность с целью расширения понятийного аппарата в рамках поставленной темы;
Арт-терапия0,50,5
Финальная стадия создания образовательного события.2
Реализация образовательного события.4
Рефлексия1
Содержательный блок 3. Применение накопленной информации в рамках предложенной темы. Создание продукта деятельности. Задачи блока №3. создать условия для практического применения накопленного материала; — организовать деятельность стажеров, направленную на создание готового продукта; — способствовать совершенствованию ИКТ-компетенции участников посредством привлечения специалистов редакции газеты «Маяк»; — способствовать созданию собственной модели образовательного события с использованием ресурсов внеурочной деятельности.
1.Экскурсия в газете «Маяк», знакомство с историей возникновения журналистского дела в городе Сосновый Бор.1
2.Инструктаж специалистов газеты по дальнейшей работе над созданием рубрики газеты.0,5
3.Работа над сбором информации для рубрик.2
4.Создание газетных рубрик с использованием специальных программ верстки.2,5
5.Презентация рубрик.1
6.Подведение итогов стажерской площадки.1
Итого: 2436,512,52

Способы оценки результатов стажеров.

Результаты работы стажировочной площадки будут оцениваться на внешнем уровне кандидатом педагогических наук, учителем МГБОУ «СОШ №553 с углубленным изучением английского языка» г. Санкт-Петербург Андрощук Н.А., доцентом кафедры литературы Института филологии Липецкого Педагогического Университета Расторгуевой В.С.

Самооценка производится стажерами с помощью ведения личного дневника, учитывающего достижения на определенном этапе, прогнозы и перспективы. В стажерской группе социальной сети «Вконтакте» размещаются отзывы, пожелания, размышления о проведенных стажировочных мероприятиях.

Полезные материалы

Рабочий материал для стажеров
Развернутый план стажировки

Анализ стажировки

С 1 по 3 марта 2018 года в городе Сосновый Бор Ленинградской области проходила стажировка для двенадцати учителей городов корпорации «Росатома»: «Формирование компетенции ответственного выбора через коллективную систему обучения с использованием ресурсов внеурочной деятельности». Цель: совершенствование метапредметных компетенций участников, направленных на формирование компетенции ответственного выбора с помощью технологии коллективной системы обучения, положенной в основу внеурочной деятельности.

День первый. 1 марта 2018 г.           

Итак, организационные вопросы решены. Школа принимает стажеров. Ребята готовятся к встрече, ученики начальной школы приготовили гостям весенний сюрприз. К стажерам с приветственным словом обратился директор школы Черышев А.И., пожелав плодотворной работы и ценного обмена опытом.

Перед началом работы стажировочной площадки гости поделились своими пожеланиями, выбрав подходящий для себя формат: видеодневник или «Непричесанные мысли» (высказывания, в основе которых первые впечатления, эмоции, которые возникают при переживании какого-либо события). Оказалось, всех объединяет одно: желание получить бесценный опыт профессионального общения, обменяться опытом, познакомившись с новыми формами работы.

На первом этапе стажерам, поделившись на группы, предстояло познакомиться со статьей Ю. Грымова «Школа не учит выбору».  В основу их работы был положен прием «Ромашка Блума»: в центр цветка помещено ключевое понятие, которое рассматривается в тексте ( проблема), а каждый лепесток содержит вопрос, возникающий в результате работы с конкретным смысловым отрезком текста. В результате группы составили свои «ромашки» с вопросами, ответы на которые хотелось бы найти в процессе работы. После представления своих работ стажеры проанализировали вопросы друг друга и отметили особенно значимые и актуальные:

— почему школа не учит ответственному, самостоятельному выбору;

— какие ценности в воспитании должны стать приоритетными;

— каким должен быть нравственный ориентир ученика;

— как сделать так, чтобы, несмотря на большой информационный поток, оказывающий влияние на детей, они смогли сделать правильный выбор.

Далее стажерам предстояло выступить в роли медийных критиков и познакомиться с различными источниками информации, которые активно используются современными школьниками (блог, статьи из популярного журнала, иллюстрации), с целью поиска ответа на вопросы, какое влияние средства массовой информации оказывают на детей, с помощью каких средств СМИ воздействуют на аудиторию. В результате представления проделанной работы, проведенных анализов различных источников информации стажеры пришли к следующим выводам:

— блоги, набирающие сегодня все большую популярность, характеризуются краткостью, доступностью, эмоциональностью, содержат чаще всего информацию, которая близка по своему содержанию молодому поколению, а значит, находят отклик у большинства своих молодых читателей, не оставляя их равнодушными;

— яркие, необычные иллюстрации, посвященные разной проблематике, касающейся настоящего или будущего молодежи, заставляют задумываться над разными вопросами, склоняют к принятию решений, разрушают моральные принципы, порой уничтожая традиционную систему ценностей;

— содержание статьи популярного журнала, по мнению стажеров, может оказать разное влияние на аудиторию в зависимости от уровня ее подготовки как читателей. Так неподготовленный читатель может согласиться с автором в решении самых противоречивых вопросов, сделанный им выбор может быть стихийным, навязанным, безответственным. Подготовленный читатель может вступить в диалог с автором, предлагая свою позицию на заданный вопрос, не поддаваясь оказываемому влиянию.

Вывод, который объединил мнения групп, был следующим: информация различных источников, предлагаемая   подросткам, заставляет их выходить из зоны комфорта, задумываться над различными вопросами, связанными с их жизненными проблемами, их образом жизни, их будущим, склоняя к определенному выбору. Умение анализировать предложенный материал может помочь принять верное решение.

Чем же руководствуются СМИ при подготовке своих материалов, которые в результате оказывают влияние на аудиторию, стажеры смогли узнать, оказавшись в роли журналистов. Каждая группа получила одно и то же задание: подготовить репортаж с места событий, темой которого стало резонансное убийство старушки молодым бедным студентом на одной из улиц Петербурга. Есть два свидетеля, один из которых нашел доводы, чтобы оправдать преступника, второй однозначно считает его виновным. Какое мнение положить в основу сюжета – выбор стажеров. В помощь им были даны правила журналисткой этики. Группы не знали, какую позицию выбрали их оппоненты. В процессе знакомства с репортажами стажеры старались разобраться в выбранной позиции коллег и пришли к выводу, что СМИ часто не бывают объективными, о чем мы часто забываем,  значит необходимо оценивать авторитетность источников информации.

Следующая форма работы, которая ждала стажеров впереди, — дебаты совместно с детьми. Группа учеников 9-11 классов вместе со стажерами познакомились с социальным роликом, главная идея которого заключалась в том, что современное поколение обладает массой дурных привычек, попусту теряет свое время, оправдывая себя, но они не понимают, что второй жизни у них не будет, чтобы начать все заново. Зрители разделись на две группы: те, кто соглашался с образом современной молодежи, представленном в ролике и те, кто придерживался обратной позиции. Группы договорились, кто будет спикерами, а кто наблюдателями. Начались дебаты. Обсуждение показало, что очень важно уметь отстаивать свою позицию, приводя существенные аргументы, а не ориентироваться на свои эмоции.

Таким образом, в результате проделанной работы стажеры пришли к выводу о том, что молодому поколению, находящемуся под воздействием различных информационных факторов, для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо уметь оценивать, анализировать, удерживать свою позицию. Именно эти составляющие лежат в основе управления своей деятельностью. Как же этому научить? Этот вопрос еще предстояло решить стажерам.

Немного отдохнуть педагогам удалось во время экскурсии по городу, где они не только знакомились с историей красивейших мест, но и собирали материал для своих репортажей.

После прогулки работа продолжилась. В формате «World Café» стажеры работали над следующими вопросами:

— Какова модель ответственного выбора?

— Какие формы работы в школе способствуют формированию компетенции ответственного выбора?

— Какие критерии можно использовать для оценки сформированности компетенции ответственного выбора?

В результате были созданы три модели ответственного выбора, экспертный лист с критериями и список различных форм работы, способствующих формированию компетенции ответственного выбора.

В процессе обсуждения итогов «World Café» были сделаны следующие выводы:

— ответственный выбор – не просто процесс принятия решения, а соотнесение целей и ценностей, анализ предложенных альтернатив;

— выбор – это всегда волевое усилие, преодо­ление точки комфорта, момент приложения личностной силы чело­века (сочетание интеллектуального «могу» и волевого «го­тов» формирует способность к совершению выбора);

—  настоящий выбор – это поступок, дающий силы для движения вперед, способность управлять своей деятельностью;

—  выбор предполагает максимальную востребованность и реализацию человека;

— настоящий выбор, на котором растет и оттачивается субъ­ектная позиция человека, возникает при наличии следующих усло­вий:

 1) нет и быть не может скры­той подсказки, какая из альтернатив на самом деле лучшая, пра­вильная, независимо от того, чего хочет сам человек.

2) отсутствие права отказаться от выбора делает выбор;

3) выбор включает не только предпочтение одной из альтернатив, но и принятие на себя ответственности;

4) необратимость: если человек решился на выбор, его нельзя пере­играть, его нужно принять как свершившийся.

В завершение первого дня стажеры получили домашнее задание: подготовить образовательное событие, ориентируясь на тему «Выбор… Тебе это действительно нужно?» и используя созданный в течение дня материал. В результате реализации события педагогам необходимо будет проанализировать составленный экспертный лист с критериями оценки ответственного выбора.

Второй день. 2 марта 2018 г.

Второй день стажировки начался с арт-терапии, которая смогла поднять настроение и помогла настроиться на работу.

Перед реализацией образовательных событий стажеры совершили экскурсию в Учебный центр Ленинградской АЭС, в рамках которой смогли не только познакомиться с новыми страничками истории, но и увидеть ресурсы атомной станции.

И вот ответственный момент настал. Стажеры готовы реализовать свои события вместе с учениками школы. Первая группа стажеров погрузила ребят в атмосферу творчества. В течение определенного времени было необходимо построить башню из коктейльных палочек. Задача осложнялась тем, что внутри группы ребятам было запрещено переговариваться. Выбранные пути общения друг с другом помогли командам создать свои башни, которые в результате были проверены на прочность.

Вторая группа стажеров предложила ребятам примерить на себя роль экскурсоводов по разным городам «Росатома». Но не все так просто. Для этого им необходимо было догадаться, о каком городе нужно собрать информацию, опираясь только минимум материла предложенного стажерами. В результате ребята справились с заданиями и познакомили зрителей с некоторыми интересными фактами из истории Лесного, Соснового Бора, Нововоронежа.

Третья группа стажеров в рамках своего образовательного события заставила ребят вспомнить различные ситуации выбора из их жизненного опыта. В результате вспомнились многие литературные герои и исторические деятели. Группы учеников состояли из ребят разного возраста, и стоит отметить, что они с удовольствием делились друг с другом своими мыслями, знаниями, анализировали, оценивали. Ребята не только смогли привести примеры, но и представили варианты своего ответственного выбора, связанного с их реальным жизненным опытом.

Но не будем забывать о том, что целью стажеров была и апробация экспертного листа, созданного накануне с критериями, помогающими оценить уровень сформированности компетенции ответственного выбора. В результате анализа образовательных событий был сделан вывод о том, что представленные критерии экспертного листа могут быть использованы только при оценке индивидуальной работы, а не групповой, что было представлено в течение работы.

Завершающим этапом работы второго дня стажировки стала разработка такой модели плана внеурочной деятельности, которая отражала бы возможность формирования у учащихся компетенции ответственного выбора. В результате стажеры предложили планы внеурочной деятельности, в рамках которых ученик может не только выбирать форму объединения (кружок, клуб, секция), но и образовательное событие, может выбрать свою роль: участник-зритель; может выбрать степень сложности получаемого опыта в том или ином направлении.

Один из представленных планов внеурочной деятельности предполагал и использование ресурсов школы для создания у учеников возможности выбора.

Третий день. 3 марта 2018 г.

В продолжение данной идеи в третий день стажировки была организована встреча с Ю. М. Иваненко, председателем Правления Сосновоборского отделения Ленинградского отделения Советского фонда культуры, и редактором городского Интернет-портала «Мой Сосновый Бор» Екатериной Лаврентьевой.

Ю. М. Иваненко познакомил участников стажировки со своими проектами, в рамках которых проходят различные выставки мастеров живописи и детей-воспитанников художественной школы Соснового Бора, постоянное бесплатное проведение экскурсий в здании Администрации г. Сосновый Бор с целью привлечения внимания молодого поколения к искусству, знакомство с возможностями самореализации тех, кто увлекается живописью, но еще не решается показать работы зрителю. 

Екатерина Лаврентьева рассказала стажерам об уникальности проекта «Мой Сосновый Бор». Благодаря именно его ресурсам, популярности в сети многие детские проекты нашли своего зрителя, обрели популярность: конкурс социальной рекламы среди детей «Коротко, но в точку», спортивные акции, приуроченные к различным событиям. Именно возможность почувствовать самореализацию, востребованность привлекает внимание школьников в работе с порталом «Мой Сосновый Бор». «Никто не останется незамеченным» — вот девиз его организаторов.

Так прошли три дня стажировки. Три дня, которые стали самым ярким, сложным, эмоциональным событием для меня, как человека, только начинающего свою деятельность в этой области. С какими же мыслями я осталась, когда последний гость покинул школу? Только прожив, прочувствовав, можно многое понять, принять и увидеть свои промахи. Стажировка – это лучший способ осознать границы своих возможностей и наметить вектор личностного роста. Но ничего бы этого не состоялось, если бы не присутствие опытного эксперта, Василковой Ю.А., которая в нужный момент открывала глаза на то, что делаю, задавала направление, оценивала происходящее. Я бы назвала прошедшее событие стажировкой для самой себя, после которой формируется новый взгляд на то, что ты делаешь, новое понимание того, что есть хорошо, а что посредственно. Спасибо, «Школе Росатома» за то, что открываете нас заново!

Фотоальбом стажировки

Отзывы стажеров