Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Технология «Handy stuff», как инструмент педагога, обеспечивающий развитие и поддержку игровой деятельности дошкольника»
Ведущий стажировки: Мукашева Юлия Васильевна, МАДОУ «Детский сад №11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей», воспитатель
Участники стажировки: педагогические работники детских садов
Даты проведения стажировки: 26.04-28.04.2023 г.
E-mail: uliya.mukasheva@gmail.com
Город: Заречный, Пензенская область
Цель программы: повышение профессиональной компетентности стажеров по освоению технологии «Handy stuff» в старшем дошкольном возрасте.
Задачи программы:
Брауэр Наталья Сергеевна, Снежинск
Будник Наталья Николаевна, Сосновый Бор
Веретенникова Оксана Аркадьевна, Снежинск
Вишнякова Татьяна Владиславовна, Новоуральск
Ежова Юлия Сергеевна, Лесной
Ивинихина Ирина Владимировна, Заречный СО
Ильяскина Галина Валерьевна, Балаково
Каширина Валентина Владимировна, Нововоронеж
Коновалова Анна Викторовна, Удомля
Махетова Анна Андреевна, Трехгорный
Панина Ольга Геннадьевна, Заречный ПО
Портнова Любовь Васильевна, Саров
Преснякова Оксана Сергеевна, Заречный ПО
Савенкова Светлана Петровна, Зеленогорск
Шитвенкина Альбина Ряшятовна, Заречный ПО
Стажировка проходила с 26 по 28 апреля 2023 года на базе МАДОУ «Детский сад №11» (2 корпус) «Цветик-Семицветик», города Заречного Пензенской области, в которой приняли участие воспитатели, заместитель заведующего и педагог-психолог из 12 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Балаково, Заречный ПО, Заречный СО, Зеленогорск, Лесной, Нововоронеж, Новоуральск, Саров, Снежинск, Сосновый Бор, Трехгорный, Удомля. Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».
Цель программы – повышение профессиональной компетентности стажеров по освоению технологии «Handy stuff» (доступный материал, который всегда под рукой) с детьми старшего дошкольного возраста.
Стажировке предшествовала работа педагогов с анкетой, благодаря которой возможно стало узнать, насколько участники знакомы с классификацией детской игры Е.Е. Кравцовой, а также возможность использования в своей деятельности неоформленного материала. В ходе опроса выяснилось, что более 70 процентов стажеров знакомы с классификацией игры и используют неоформленный материал в своей работе.
День первый.
Стажировка началась с «Веревочного курса», благодаря которому стажёры смогли познакомиться друг с другом и ведущим стажировки, стать одной командой. С помощью технологии «Дерево цели» они сформулировали свои ожидания от стажировки в целом.
Погружение стажеров в технологию «Handy stuff» началось с посещения мастер-класса ведущего стажировки в старшей группе. Для оценки реализации технологии в игровой деятельности детей стажерам был предложен готовый чек-лист. В нем педагоги-наблюдатели фиксировали элементы развивающей предметно-пространственной среды, действия педагога, направленные на поддержку и развитие игровой деятельности дошкольников, использование технологии «Handy stuff», когнитивные задачи, решаемые в ходе мастер-класса. Свои наблюдения стажеры озвучили во время рефлексивного анализа мастер-класса. Конечно, не обошлось без вопросов и спорных моментов. Эксперт-куратор стажировки Роман Селюков помог расставить нужные акценты.
Для актуализации знаний об особенностях разных видов игр по классификации Е.Е. Кравцовой, участникам стажировки было предложено составить «Портрет игры». Некоторые стажеры были знакомы с классификацией лишь поверхностно. Разбирая классификацию игр, педагоги проанализировали особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для поддержки игры дошкольников, маркеры игрового поведения детей и действия педагога, направленные на поддержку игровой деятельности.
Для погружения стажеров в тему стажировки педагоги познакомились с этапами реализации технологии «Handy stuff», особенностями каждого этапа, ролью технологии для инициирования и поддержки игровой деятельности, ролью педагога в этом процессе. В рамках теоретического погружения стажеры получили ответы на все интересующие их вопросы, основная масса которых была связана с тем, как применить технологию в практической деятельности.
Использование технологии «Handy stuff» предполагает проявление инициативы ребенка как в организации игры, так и при оформлении группового пространства. Поэтому на следующем этапе стажировки участники отправились экспертировать развивающую предметно-пространственную среду групп детского сада на предмет использования технологии «Handy stuff», предварительно разработав карты анализа под названием «Голос ребенка в среде».
Нужно было обратить внимание на несколько моментов:
Результаты экспертизы были представлены для обсуждения участниками стажировки. Педагоги отметили как положительные стороны, так и свои опасения, дефициты в среде, высказали конструктивные предложения. Стажеры сформировали представление о том, какая среда должна быть в детском саду для развития и поддержки игры, и отметили роль технологии «Handy stuff» в формировании среды.
Воспитанники «Цветика-Семицветика» провели для стажеров экскурсию по всему детскому саду, рассказали об интересных кружках, которые они посещают, выставках рисунков и поделок из бросового материала, играх, в которые дошколята играют в свободное время, показали игры, которые были сделаны руками детей.
Завершением первого дня стажировки стала стажерская проба. Педагоги, разделившись на три группы по жребию, должны были показать режиссерскую, образную и игру с правилами, используя технологию «Handy stuff». Вниманию коллег была представлена режиссерская игра «День рождения Мишки», образная-ролевая игра «Цирк» и игра-бродилка «Поиск лунных камней». Стажёры проявили находчивость, творчество и артистизм! В короткое время из неоформленного материала появились шикарные образы и атрибуты к играм, стажеры активно применяли технологию «Handy stuff».
В конце дня был проведен самоанализ активности стажеров в формате «Мишень», по результатам которого можно с уверенностью сказать, что все участники активно участвовали в изучении технологии. Цель первого дня достигнута!
Завершился насыщенный и увлекательный день посещением театра. Во время просмотра спектакля «Ты» стажеры обратили внимание на элементы образной и режиссерской игры.
День второй.
Второй день начался с флешмоба для стажеров, который провели дети старшей группы. Зарядившись бодростью, стажеры включились в разработку листов наблюдения за самостоятельной деятельностью детей. Педагоги в своих листах наблюдения отметили ценность самостоятельной игры. Во время презентации чек-листов было выделено множество критериев для наблюдения за деятельностью детей, которые можно объединить в три больших группы:
Разработав свои чек-листы, стажеры поучаствовали в наблюдении за самостоятельной игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста. Все стажеры определили по результатам наблюдения вид ведущей игры (по Е.Е. Кравцовой) и отметили, что в одной возрастной группе дети играют в несколько видов игр: есть дети с ярким проявлением образной игры, дети, организующие сюжетно-ролевую игру, а в одной группе смогли увидеть режиссерскую игру высокого уровня. Стажеры зафиксировали свободное использование детьми технологии «Handy stuff» в игровой и продуктивной деятельности. У стажеров в процессе наблюдения была еще одна задача: узнать, что является предметом интереса у детей группы, за которой они наблюдали. Чтобы решить эту задачу многие стажеры-наблюдатели включились (с разрешения детей) в игровую деятельность дошкольников. Информацию, которую они получили, им предстояло использовать для дальнейших стажерских проб.
Во время обсуждения и обмена информацией по результатам наблюдения у стажеров возникли спорные моменты. Например, предметом обсуждения стала эстетическая сторона использования технологии «Handy stuff»: важно, чтобы получаемые из подручных материалов продукты деятельности детей имели эстетичный вид или чтобы полученный продукт помогал детям эффективно проводить замещение реальных объектов в игровой деятельности.
Следующим этапом стажировки стало проектирование и реализация педагогами образовательного события с детьми. Стажеры совместно сформулировали понятие «образовательное событие», после чего руководителем стажировки было представлено собственное видение структуры образовательного события, его особенностей, а также отличие образовательного события от непрерывной образовательной деятельности (занятия) и традиционного праздника.
И, наконец, в конце дня стажеры получили домашнее задание: спроектировать образовательное событие под общим названием «Город мастеров». Стажеры поделились на 4 группы. Каждая группа выбрала свою тему для образовательного события в соответствии с приоритетным видом игры для детей.
День третий.
Этот день начался оживленно. Как всегда, сначала зарядка, да еще и непростая, а с парашютом. И снова участники стажировки убедились, что они одна команда, а значит, все получится! Ещё накануне стажёры получили домашнее задание: спроектировать образовательное событие и подселить его в группе через актуальный вид игры с использованием технологии «Handy stuff».
Подготовка атрибутов, элементов костюмов для проведения образовательного события прошла с использованием ресурсов детского сада. Прежде чем идти со своими замыслами к детям, стажеры презентовали задачи и ход придуманного образовательного события другим командам. Получилось четыре не похожих друг на друга сюжета, с которыми стажеры и отправились инициировать образовательные события в группы детей старшего дошкольного возраста.
Первая группа стажеров выбрала для события тему профессий, связанных со строительством. Дети очень эмоционально откликнулись на призыв помочь построить разрушенный штормом замок для морских жителей (в это время дошкольники проживали тему «Морские обитатели»). Ребята определили необходимые профессии, и работа закипела. Технология «Handy stuff» не только помогла инициировать игру, но и постоянно развивать её по ходу и решать когнитивные задачи!
Вторая группа стажеров в роли геологов направилась на поиски полезных ископаемых и профессионализм играющих педагогов, владеющих технологией поддержки игры дошкольников, увлёк детей: добыча полезных ископаемых – процесс не быстрый, нужно изготовить орудия труда, фонарики, лупы, а потом команда «геологов», ориентируясь по карте, добралась до залежей «неизвестной» науке руды. Процесс поиска ископаемых увлек детей, и после ухода взрослых «геологов» они продолжили поиск. И, самое удивительное, юные «геологи» нашли полезные ископаемые в процессе самостоятельной игры!
Третья группа стажеров реализовывала свои задачи с детьми подготовительной к школе группы с помощью квест-игры. Конечным результатом стало строительство города будущего из неоформленного материала. Дошколятам так понравилось играть и изобретать, что они решили придумать свою квест-игру, чтобы поиграть в нее со своими друзьями.
Эмоциональный настрой педагогов четвертой группы передался детям, и они захотели сделать игру про все знакомые профессии, чтобы потом всем вместе поиграть в неё. В изготовление игры-бродилки из неоформленного материала постепенно включилась вся группа! Игра постоянно дополнялась новыми элементами, по ходу апробации игры дети придумывали и меняли правила, а педагоги тем временем в этот процесс незаметно вбрасывали свои запланированные педагогические задачи.
По завершении стажерских проб педагоги просмотрели видеоролики с образовательными событиями и провели рефлексивную оценку. Педагоги экспертировали не только результаты своих проб, но и результаты проб своих коллег. Благодаря этому оценка получилась детальная и включала мнение всех стажеров. В роли независимых экспертов выступили воспитатели Детского сада №11, которые высоко оценили степень освоения стажерами технологии «Handy stuff». В ходе рефлексии были и обмен впечатлениями, и самоанализ, и вопросы, и дискуссии. Взгляд со стороны помог выявить как риски, так и перспективы использования технологии и для стажеров, и для педагогов детского сада, на базе которого проходила стажировка.
В итоге рефлексии участники стажировки пришли к общему выводу, что образовательные события удались, стажеры продемонстрировали свое умение поддержать детскую инициативу, создали условия свободного выбора детьми деятельности, материалов. А главное, что было отмечено в качестве положительной оценки результатов стажерских проб – даже после ухода стажеров образовательное событие имело продолжение в самостоятельной деятельности детей.
В конце третьего дня участники стажировки вернулись к зафиксированным в первый день ожиданиям и оставили отзыв о стажировке. Все стажеры на выходе отметили, что их ожидания оправдались, они получили положительные эмоции от стажерских проб с использованием технологии «Handy stuff», обозначили свою готовность применять полученные знания на практике. Большинство стажеров, проводя самооценку, говорили о профессиональном приросте.
Нужно отметить, что педагоги планируют транслировать и воплощать полученный опыт в своих детских садах, также все стажёры отметили положительную эмоциональную атмосферу стажировки, работу сплочённой команды Детского сада №11 «Цветик- Семицветик».
А завершилась стажировка концертом, настоящим детско-взрослым СО-бытием под названием «Секреты Цветика-Семицветика»! Участникам стажировки вручили сертификаты и памятные подарки и пожелали покорения новых профессиональных вершин.
С уважением, автор и ведущий стажировки, Юлия Васильевна Мукашева