Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Концептуальное моделирование через ассоциативное поле, выстроенное на принципах индивидуализации»
Создание условий для освоения стажерами способа концептуального моделирования через ассоциативное поле, выстроенного на принципах индивидуализации для оптимальной организации индивидуализированного образовательного процесса.
Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты определил необходимость поиска педагогами современных и нестандартных подходов к организации работы с обучающимися, позволяющих обеспечить индивидуализацию образовательного процесса. Согласно ФГОС, требования к метапредметным результатам включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; наличие ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; умение ставить цели и строить жизненные планы. Эффективному формированию соответствующих умений будет способствовать включение обучающихся в деятельность, реализация которой требует активизации этих умений.
Существует принципиальное различие между процессом индивидуализации и индивидуальным подходом в образовании.
Так, индивидуальный подход в образовании направлен на поддержку эффективности самого процесса обучения, и в этом случае педагог является главным звеном в обучающей системе: учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, и затем, проведя анализ средней успеваемости, подготовки и успешности, педагог подбирает определенные формы, средства и методы обучения не для отдельной личности, а для общей массы учащихся. В итоге, при индивидуальном подходе каждого конкретного ученика сравнивают не с самим собой, а сравнивают его достижения и успехи с достижениями и успехами других ребят в классе.
В свою очередь, индивидуализация процесса обучения, указывает на то, что позиция ученика становится активной, т.е. ученик выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить ученика самостоятельно управлять своей образовательной траекторией. И тогда педагог выступает уже как помощник, наставник. При таком подходе педагог помогает ученику выявлять и нарабатывать собственные техники, приемы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы.
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.
Существует концептуальное моделирование, которое позволяет обеспечить индивидуализацию образовательного процесса. Овладение процессом моделирования позволит обучающимся выстроить свою образовательную траекторию.
Для реализации концептуальной модели необходимо организовать оптимальное образовательное пространство, которое будет работать на основной замысел: обеспечить избыточность (дефицит), предоставить условия для выбора, убрать ограничения, дать полную свободу, тьюторское сопровождение, учесть возможные источники и инструменты для работы.
Стажеры получат возможность смоделировать такое образовательное пространство и реализовать в нем разработанную модель, которая бы могла служить запуском их субъектных проявлений в направлении образовательного содержания.
Освоение технологии концептуального моделирования на уроке строится по следующей схеме.
Концептуальное моделирование через ассоциативное поле – это индивидуальный способ обучения, включающий в себя деятельность по структуризации предметной области. Его цель – через ассоциации выявить перечень предметов, объектов, факторов и явлений, полный набор которых позволит реализовать поставленные перед обучающимися цели и задачи.
На первом этапе этой деятельности проводится расчленение (выделение, разбивка) предметной области на ряд подобластей (уровней), характеризуемых целостностью их восприятия. При этом требуемый критерий целостности восприятия дает право продолжать расчленение до тех пор, пока рассматриваемый объект не перестанет восприниматься как в свою очередь состоящий из объектов, т.е. до элементарного, неделимого уровня.
Результаты концептуального моделирования через ассоциативное поле являются базисными для реализации поставленных перед обучающимися задач. Чтобы выстроить концептуальную модель, необходимо детально поработать с объектами ассоциативного поля (абстракциями множества предметов реального мира), которые и будут ее составлять.
Можно выделить три вида объектов (атрибутов): реальные – предметы реального мира (абстракции реальных объектов); ролевые (абстракции цели или назначения человека); инциденты (абстракция произошедшего или случившегося).
На втором этапе идет работа по изучению внутренних связей объектов, где важно вычленить в общем решении задачи существенный элемент. Затем полученный проект модели корректируется, доводится до «идеала». Важно понимать, что концептуальная модель не имеет ничего общего со схемой. Схема – это наглядное пособие к объяснению, иллюстрация предлагаемых знаний, а модель – это результат обобщающего, абстрагирующего процесса, который всегда может преобразоваться.
Следующим этапом является поиск путей реализации данного продукта «ассоциативного творчества». Таким образом, концептуальное моделирование проходит в несколько этапов: «ассоциативное рисование»; фиксирование собственных ассоциаций; выделение, обобщение ключевых понятий; этап подведения к общему результату.
Подобная деятельность содержит в себе оптимальную комбинацию таких УУД, как умение самостоятельно определять цели обучения, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение организовывать учебное сотрудничество и т.д.
Ассоциативное поле, смоделированное на базе ассоциатов, полученных в свободном ассоциативном эксперименте – это база для концептуального моделирования. Оно может содержать в себе разный объем ассоциативных групп у разных индивидуумов. Чем шире набор обязательных внутренних и факультативных внешний ассоциаций, тем интереснее проходит работа по формированию концептуальной модели. Поэтому моя цель заключается в том, чтобы в ходе ассоциативного эксперимента создать оптимальные условия для активной работы по формированию общих и персональных, простых и сложных ассоциативных полей.
Концептуальное моделирование позволяет самостоятельно выстраивать собственную образовательную траекторию.
Использование таких форм работы, как «Imaginarium», «Activity», образовательные игры «Dixit», «Concept», интеллектуальные игры «Самый умный», конкурс проектов «Моя концептуальная модель», тематические фото – кроссы «Это любовь», «Что будет, если…», предметные карусели, интегрированные уроки ИКТ + русский язык, ИКТ + литература, литература + изо, уроки – дискуссии «Современный или устаревший язык мы изучаем?», «Влияют ли мультфильмы на детскую речь?», «Оказывает ли влияние имя на судьбу человека?» позволяет получить опыт качественного процесса моделирования, сформировать у обучающихся высокую учебную мотивацию.
В содержании обучения я выделяю следующие аспекты: материальный (единицы языка и речи), идеальный (предмет речи, темы, проблемы), процессуально-деятельный (действия в целях решения учебных задач), а также эмоционально-ценностный аспект. Моя задача заключается в организации такого образовательного пространства, в котором каждый обучающийся через собственный опыт самостоятельно смог бы прийти к планируемому результату.
Стоит отметить, что в своей практике я делаю акцент на то, что каждый обучающийся создает свою собственную модель в ходе ассоциативного эксперимента. Подобная работа основывается на системе научно-теоретических понятий и объектов ассоциативного поля, которая формируется в ходе индивидуальной образовательной деятельности. Это доказывает то, что научные понятия, философские концепции, критические выводы нельзя заучить, их необходимо сформировать в сознании ребенка посредством его собственного восприятия и осмысления. Только пропустив через себя ряд предложенных проблем, обучающийся сможет их проанализировать, сделать определенный вывод, а затем сравнить его с позицией «критиков». Это позволяет не просто механически усваивать материал, но и осмысливать его с учетом собственной мировоззренческой позиции, своей системы духовных ценностей. Фиксирование же своих наблюдений (создание концептуальной модели) необходимо для того, чтобы придать собственным размышлениям законченный вид. Все это работает на то, что ребенок не только актуализирует свой личностный потенциал, но и понимает точки собственного роста. Также в процессе создания концептуальной модели через ассоциативное поле и поиска путей ее реализации в образовательном пространстве происходит расширение познавательных возможностей обучающихся, построение межпредметных связей не на междисциплинарном, а на жизненном уровне, успешная социализация школьников, активизация образовательной и воспитательной деятельности в целом.
Для достижения подобных результатов, а также для создания индивидуальной образовательной траектории для обучающегося в образовательной среде, я предлагаю стажерам освоить способ концептуального моделирования через ассоциативное поле, выстроенное на принципах индивидуализации.
Разработанная программа стажировки даст возможность стажерам осознать, что индивидуализация позволяет ребенку осознать субъектную позицию по отношению к собственному образованию, наделить его ответственность за собственную жизнь, и одним из инструментов, которые могут это обеспечить, выступает концептуальное моделирование.
Участники стажировки смогут освоить концептуальное моделирование, на его основе выстроить собственный образовательный маршрут на 3 дня, смоделировать деятельность с обучающимися по созданию концептуальной модели.
Программа стажировки включает в себя три учебных модуля.
Формы обучения: воркшоп, брифинг, коворкинг, индивидуальная работа, дидактическая и сюжетная игра, фото-кросс, прямой ассоциативный эксперимент, мастер-класс, образовательное событие «Интеллектуальное караоке».
Модуль 1. Концептуальное моделирование через ассоциативное поле, выстроенное на принципах индивидуализации, как современная форма организации индивидуализированного образовательного процесса.
Модуль 2. Организация оптимального образовательного пространства для реализации концептуальной модели – продукта индивидуального «ассоциативного творчества».
Модуль 3. Проведение образовательного события и оценка его эффективности с позиций достижения планируемых результатов.
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1. | Модуль 1. Концептуальное моделирование через ассоциативное поле, выстроенное на принципах индивидуализации, как современная форма организации индивидуализированного образовательного процесса. | 2,5 | 3 | 2,5 | |
1.1. | Брифинг по обозначению проблемного поля деятельности стажерской площадки. Планирование собственных результатов стажировки. Проведение входной диагностики. | 1 | 0,5 | ||
1.2. | Фото-кросс «Творческий взрыв» (реальные, ролевые атрибуты предложенного понятия и инциденты в объективе фотокамеры). | 1,5 | 0,5 | ||
1.3. | Прямой ассоциативный эксперимент. Коворкинг «Презентация атрибутов (объектов: реальных, ролевых, инцидентов) ассоциативного поля». | 1 | 0,5 | ||
1.4. | Воркшоп «Создание концептуальной модели через ассоциативное поле» (индивидуальная работа по изучению внутренних связей объектов (полученных абстракций), систематизация, моделирование, корректировка). | 1,5 | 0,5 | ||
1.5. | Рефлексия дня через игру «Activity», оформление «бортового журнала». Обмен мнениями посредством media stakeout. | 0,5 | 0,5 | ||
2. | Модуль 2. Организация оптимального образовательного пространства для реализации концептуальной модели – продукта индивидуального «ассоциативного творчества». | 2,5 | 3 | 2,5 | |
2.1 | Организация и проведение образовательной игры ««Dixit». | 0,5 | |||
2.2. | Анализ полученных в ходе игры результатов, подготовка к мастер-классам. | 0,5 | 0,5 | ||
2.3. | Проведение мастер-классов с целью дальнейшей реализации концептуальной модели. | 1 | 0,5 | ||
2.4. | Образовательное событие «Интеллектуальное караоке». Презентация и обсуждение полученных в ходе проведения мастер-классов образовательных продуктов, конструирование модели нового образовательного события. | 1 | 0,5 | ||
2.5. | Организация работы творческих лабораторий (создание творческих проектов, которые будут составлять структуру, наполнят содержанием новое образовательное событие). | 1,5 | |||
2.6. | Апробация проектов, дискуссия, корректировка. | 0,5 | 0,5 | ||
2.7. | Рефлексия дня через игру «Concept», составление мини-эссе. | 0,5 | 0,5 | ||
3. | Модуль 3. Проведение образовательного события и оценка его эффективности с позиций достижения планируемых результатов. | 4,5 | 2 | 1,5 | |
3.1. | Организация работы творческих лабораторий (контрольные пробы творческих проектов). | 1 | |||
3.2. | Проведение образовательного события. | 1 | 1 | ||
3.3. | Анализ проведенного образовательного события, оценка его эффективности с позиций достижения планируемых результатов. | 1 | 0,5 | ||
3.4. | Создание кейса по теме «Концептуальное моделирование через ассоциативное поле, выстроенное на принципах индивидуализации» с использованием материалов трех дней стажировки. | 2 | |||
3.5. | Итоговая рефлексия по программе стажировки через игру «Imaginarium» (подведение итогов стажировки (личностное приращение стажеров), самоанализ и самооценка педагогами результатов своей деятельности на стажировке). | 0,5 | 1 | ||
0 | 9,5 | 8 | 6,5 |
Стажеры:
Созданные стажёрами материалы будут размещены на сайте МБОУ «СОШ №110» для экспертизы и интернет-опроса педагогического сообщества, на сайте проекта «Школа Росатома».
Будет организовано на протяжении всей стажировки. Входная диагностика позволит зафиксировать стажерам проблемные зоны по тематике стажировки. Результаты входной диагностики стажеры зафиксируют в своем дневнике стажировки. По результатам оценочных событий стажеры будут фиксировать в дневнике стажировки свое индивидуальное продвижение с использованием приемов эссе, заполнения «бортового журнала», посредством media stakeout, оценочных листов. По завершении работы стажёры оценивают степень своей готовности к концептуальному моделированию через ассоциативное поле в своей образовательной организации.
С 13 по 15 февраля 2019 года в г. Трехгорном на базе МБОУ «СОШ 110» прошла стажировка для учителей городов-участников проекта «Школа Росатома» по теме «Концептуальное моделирование через ассоциативное поле, выстроенное на принципах индивидуализации».
Руководитель стажировки — Неклюдова Наталья Станиславовна, учитель русского языка и литературы. Целью программы было создание условий для освоения стажерами способа концептуального моделирования через ассоциативное поле, выстроенного на принципах индивидуализации, оптимальной организации индивидуализированного образовательного процесса. Задачи стажировки были обозначены следующие:
Стажерская площадка была задумана как образовательное событие для педагогов, учитывающее специфику участников: наличие опыта, сформировавшегося педагогического стиля, ориентацию на практику.
День первый.
Работа первого дня была заявлена в рамках первого модуля «Концептуальное моделирование через ассоциативное поле, выстроенное на принципах индивидуализации, как современная форма организации индивидуализированного образовательного процесса».
8 часов 15 минут. Стажеры появились в стенах школы. Чтобы задать хороший настрой для плодотворной работы участников стажировки, утро начинается с танцевальной зарядки в стиле «Зумба». Напряжение немного спадает, улыбки появляются на лицах, все готовы к освоению новых «образовательных вершин». В рабочей аудитории гостей встречают начальник управления образования г.Трехгорного Первухина И.А., директор школы № 110 Лопаткина А.В., которые поприветствовали стажеров, пожелали продуктивной работы, новых открытий и профессионального взаимодействия. Затем Неклюдова Н.С., руководитель стажировки, предложила стажерам через ассоциации оценить свое эмоциональное состояние, создав цветок настроения «Цветик-семицветик». Отрадно было наблюдать, что цвет настроения стажеров оказался не синий, и в получившемся цветке преобладали светлые и спокойные тона, что свидетельствовало о хорошем рабочем настрое прибывших на стажировку учителей и комфортной психологической атмосфере. Так уже на первом этапе участники стажировки поработали с фиксированием собственных ассоциаций, что являлось одним из элементов программы стажировки. Далее всем присутствующим в рабочей аудитории было предложено познакомиться со своими коллегами. Стажеры представили, что каждый из них — член закрытого элитарного клуба. Естественно, что они знакомы со всеми его участниками, доверяют им. Раз в году двери клуба открываются для всех. В этот день можно попытаться ввести в круг членов клуба своих друзей. Для этого было необходимо дать своему товарищу такую рекомендацию, чтобы ни один из членов клуба не смог проголосовать против приема новичка. Это нелегко было сделать, но возможно. Стажеры разбились на пары, каждый из участников пары рассказывал своему партнеру об одном своем положительном и значимом качестве. В свою очередь, рассказавший о себе выслушивал историю своего партнера о том качестве, которое выделяет его среди других людей и позволяет претендовать на прием в клуб. А затем нужно было подготовить эффективную рекомендацию для своего партнера. Жанр рекламного выступления не был регламентирован. Стажеры показали все, чем богата их фантазия, избранные формы максимально отражали содержание представления. Все были приняты в «элитарный клуб» и готовы для дальнейшего сотрудничества… Но …Руководителем стажировки было предложено стажерам представить, что они попали в общество, в котором им не разрешают действовать по своей воле. Необходимо было подготовить небольшой текст — выступление, в котором нужно постараться аргументировать свое право действовать по своему усмотрению и управлять своей жизнью. В процессе презентации полученных текстов стажеры обратили внимание на то, как важно иметь выбор для каждого, чтобы самостоятельно выстраивать траекторию своей жизни, осознавая при этом, что ответственность за данный выбор лежит только на том, кто его делает. Стажеры доказывали необходимость того, что каждому человеку нужна свобода, только так может реализоваться полноценная личность с собственной жизненной траекторией. Через данную работу участники стажировки начали свое знакомство с принципами индивидуализации. Но это было только начало…
Далее стажерам предстоял брифинг по обозначению проблемного поля деятельности стажерской площадки, а также планирование собственных результатов стажировки. Участникам стажировки было предложено первое пробное действие по созданию индивидуального маршрута: на листе ватмана или в предлагаемом онлайн – сервисе (на выбор стажеров) нужно было зафиксировать личностную цель и планируемый результат на все три дня стажировки. Эта цель должна была отражать те профессиональные дефициты, которые осознают стажеры, а предполагаемый результат должен был стать достижимым в течение трех стажировочных дней. Стажеры отметили для себя необходимость разобраться с понятием «индивидуализации», получить представление о концептуальном моделировании через ассоциативное поле, выстроенном на принципах индивидуализации. После этого Неклюдова Н.С. предложила участникам стажировки поделиться своими ощущениями от проделанной работы. Стажеры говорили о том, что им были предоставлены условия для выбора, убраны ограничения, но отмечали то, что также испытывали некий дискомфорт, когда оказались погруженными в провокационную ситуацию. Некоторые участники стажировки высказали предположение о том, что именно эта провокационная ситуация и послужила для каждого запуском субъектных проявлений в направлении образовательного содержания. Тогда Наталья Станиславовна сообщила своим коллегам, что они в процессе целеполагания смогли почувствовать на себе принципы индивидуализации. Это послужило логическим переходом к следующему пробному действию, которое было направлено на установление основных дефиниций. На экране был представлен перечень разных подходов к обучению (индивидуальный подход и индивидуализация). Стажерам было предложено поработать индивидуально и выбрать из предложенных составляющих то, что можно отнести к индивидуализации, при этом нужно было опираться на те ощущения, которые они испытали на этапе целеполагания. Так каждый попытался сформулировать свое определение «индивидуализации», которое озвучил для своих коллег. Далее был применен прием диалогового конструирования при общем обсуждении понятий «индивидуализация» и «индивидуальный подход». Оказалось, формулировать сложно? Но стажеры сами развели два принципа обучения: «индивидуальный подход» и «индивидуализация». Важно, что достигнуто это было диалогом, без обращения к теории, без лекций. Модератором — руководителем стажировки и экспертом, М.Ю Ковалевой, «подкидывались» провокационные вопросы, усиливая этим проблемность обсуждения.
Далее Неклюдова Н.С. еще раз сделала акцент на том, что жизнь – это определенный набор свободных ассоциаций, соединив которые, выбрав для себя необходимые, каждый может выстроить свою индивидуальную жизненную траекторию. Чтобы построить данную траекторию, необходимо уметь работать с информацией, сравнивать, анализировать, обобщать, управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать ее, уметь сотрудничать. Именно такими качествами должен обладать обучающийся, чтобы построить свою траекторию развития. А технология, с которой предстояло познакомиться стажерам, и дает эти навыки ребенку. Это стало «логическим мостиком» к следующей стажерской пробе — прямому ассоциативному эксперименту, коворкингу, где предстояло поработать с атрибутами (объектами: реальными, ролевыми, инцидентами) ассоциативного поля. Стажеры попытались объединить предложенные ассоциативные атрибуты одним понятием. Все участники эксперимента с легкостью справились с этим, угадав, что загаданным понятием является «любовь». Затем участники стажировки дополнили данное ассоциативное поле, предложив собственные ассоциации. После этого стажеры приступили к созданию собственной концептуальной модели «любви» через ассоциативное поле. Это была индивидуальная работа по изучению внутренних связей объектов (полученных абстракций), систематизация, моделирование, корректировка. После презентации полученных моделей стажеры отмечали то, что смогли «с головой» погрузиться в настоящий ассоциативный эксперимент, «попробовали на вкус» то самое концептуальное моделирование через ассоциативное поле. К стажерам начало приходить осознание того, что это индивидуальный способ обучения, включающий в себя деятельность по структуризации предметной области. Ведь для того, чтобы выстроить концептуальную модель, необходимо детально поработать с объектами ассоциативного поля. Таким образом, работа по концептуальному моделированию проходила в несколько этапов: «ассоциативное рисование»; фиксирование собственных ассоциаций; выделение, обобщение ключевых понятий; этап подведения к результату. Затем состоялось внедрение в ряды стажеров детей (обучающихся 8-ых и 10-ого класса) для дальнейшего сотрудничества. Ребята и взрослые свободно разделились на группы. Первое, с чего началась совместная взросло-детская работа, — это экскурсия по школе. Ребята выступили в роли экскурсоводов для взрослых участников своих групп. Здесь стажеры уже проявили креативность, выбив ребят из зоны комфорта. Педагоги одной из групп не пожелали следовать по запланированному маршруту экскурсии, а озвучили свой запрос, попросив обучающихся сопроводить их в те места школы, какие были интересны стажерам. Ребята не растерялись и удовлетворили запрос педагогов. И уже в этом сработали принципы индивидуализации. После экскурсии ребятам и взрослым предстояла дальнейшая совместная деятельность – через объектив фотокамеры показать реальные, ролевые атрибуты и инциденты предложенного понятия «любовь». Начался фото-кросс «Творческий взрыв», где 5 групп, участниками которых были ученики и стажеры, в течение часа имели возможность в фотографиях выразить свое представление о любви. На первом этапе в аудитории царила рабочая обстановка: придумывали сюжет для фотографии, обсуждали объекты-участники, место съемки. Незаметно стало пусто, взрослые с детьми словно испарились, направляясь осуществлять задуманное. Участники некоторых групп волшебным образом в процессе реализации своих идей оказались на другом конце города, но в назначенный час вернулись все. После работы с полученным материалом стажеры попрощались с ребятами до следующего стажировочного дня, и все вместе станцевали флешмоб «Поймай позитивную эмоцию». После этого последовала рефлексия дня, на которой стажеры озвучили свои «открытия» и осознанные дефициты. Ценно, что уже сегодня некоторые стажеры говорили о том, что «разобралась, наконец, что такое «индивидуализация». Появились вопросы: « Как применять концептуальное моделирование в разных предметных областях?», «Является ли схема, ментальная карта и концептуальная модель одним и тем же, что их отличает друг от друга?» Данные вопросы требовали ответа, в связи с этим были внесены коррективы в планирование второго дня стажировки, учитывая запросы стажеров. Всем участникам стажировочной площадки было дано домашнее задание – объединиться (свободно) в группы, подготовить мастер-класс для детей, но!!! Необходимо было научить ребят тому, чего не умеет и никогда не пробовал ни один из стажеров. Как выразилась эксперт стажировки, Ковалева М.Ю.: «Пойди туда, не зная, куда. Принеси то, не зная, что». Стало понятно, что мозговой штурм не окончен… После работы в стенах школы участникам стажировки просто необходим был эффективный релакс и неформальная рефлексия, они имели возможность совершить пешую экскурсию в сопровождении педагогов школы №110 по почти «ночному» Трехгорному. Были изучены запросы гостей (что они хотят увидеть, посетить в городе), определен маршрут и обеспечено хорошее «гулятельное» настроение. Вернувшись с прогулки, стажеры приступили к подготовке домашней сессии. То ли еще будет.
День второй.
Работа второго дня была заявлена в рамках второго модуля «Организация оптимального образовательного пространства для реализации концептуальной модели — продукта индивидуального «ассоциативного творчества».
И вновь новый день начался с зарядки в стиле «Зумба — Ча-ча-ча». Стажеры смогли перебороть свою ночную усталость от домашнего задания и начать новый день с позитивными эмоциями. Пока не началась официальная работа в рамках тайминга стажировки, стажеры моделировали, рисовали, печатали, воплощали в жизнь рекламу своего СТРАННОГО мастер-класса. Ну вот рекламы все вывешены, пока взрослые работают, дети будут иметь возможность с ними познакомиться и записаться на заинтересовавший их мастер-класс от взрослых. А работа в аудитории началась с того, что Неклюдова Н.С., руководитель стажировки, руководствуясь теми вопросами, которые появились на рефлексии первого дня, представила свое видение первого стажерского дня через концептуальную модель и через интеллект-карту. Этим Наталья Станиславовна наглядно попыталась доказать, что интеллект-карта и концептуальная модель не одно и то же. Стажеры сами попытались найти отличия, у них это получилось. Так понимание «концептуальной модели» стало еще отчетливее. После этого стажерам вновь было предложено вернуться к поставленной в первый день цели, наметить дефициты, возможно, откорректировать свое видение предполагаемого результата работы. Затем стажеры вернулись к тому материалу, который у них получился в ходе фото-кросса, вставили полученные фотографии на заданные темы в общую презентацию через онлайн-сервис, имея возможность наблюдать за результатами работы других групп. После обсуждения проделанной работы и необходимости (уместности) данного фото-кросса в рамках стажировки участники стажеровки пришли к выводу о том, что на фото-кроссе они использовали следующие аспекты: материальный (единицы языка и речи), идеальный (предмет речи), процессуально-деятельный (действия в целях решения учебных задач), а также эмоционально-ценностный аспект. Следовательно, у стажеров сложилось такое образовательное пространство, в котором каждый через собственный опыт самостоятельно смог прийти к планируемому результату. Т.е. полученные фотографии и можно считать одним из вариантов концептуальной модели. Стажеры отметили, что каждый создал свою собственную модель в ходе ассоциативного эксперимента (получившиеся фотографии). Подобная работа была основана на системе научно-теоретических понятий (опыта участников стажировки) и объектов ассоциативного поля (ассоциаций), которая сформировалась в ходе индивидуальной образовательной деятельности. Это на практике доказало то, что научные понятия, философские концепции, критические выводы нельзя заучить, их необходимо сформировать в своем сознании посредством собственного восприятия и осмысления. Стажеры на себе смогли испытать, что, только пропустив через себя ряд предложенных проблем, можно их проанализировать, сделать определенный вывод. А далее участникам стажировки было предложено представить свой образовательный ресурс, которым они могут поделиться со своими коллегами, в виде концептуальной модели. Стажеры приступили к напряженной работе, не у всех сразу получалось, но в итоге концептуальные модели были готовы. Каждый имел возможность изучить предлагаемые ресурсы, определиться с собственными потребностями и разработать свой дальнейший образовательный маршрут. Но об этом чуть позже… А далее стажерам было предложено выбрать и посетить два из предлагаемых пяти мастер-классов от детей («Изобретай свои велосипеды», «3-D очки», «Простое электричество», «Праздничная открытка», «Память сердца»), где взрослые побывали в роли активных участников, а также смогли оценить данные мастер-классы с точки зрения реализации принципов индивидуализации. После этого настала очередь стажеров организовывать собственные мастер-классы, которые они готовили «дома». Дети, выбрав понравившийся мастер-класс, устремились к стажерам, которые их представляли. Царила захватывающая, креативная обстановка. А ведь дети не знали, что взрослые учат их тому, чего до сегодняшнего дня не умели делать сами. Это осталось тайной до третьего дня стажировки. Затем вновь рефлексия, на которой представление об «индивидуализации» и о «концептуальном моделировании» становится более прозрачным. Но разрыв еще присутствует, все ожидают инсайта в третий день. А пока все отправляются на экскурсию на ГК «Завьялиха». Но стажеры вновь получают задание: во время поездки на Завьялиху необходимо найти там ассоциации, касающиеся предметной области каждого учителя-предметника, и уже на основе этого создать концептуальную модель через свой предмет, выложив ее в группе ВК. Маленькое путешествие сопровождалось бурей только положительных эмоций, и, действительно, у некоторых стажеров получились концептуальные модели. После такого релакса нет ничего лучше активного отдыха и игры в боулинг. Несколько выбитых страйков, неформальное общение и рефлексия дня «сделали» вечер второго стажировочного дня.
День третий.
Работа третьего дня была заявлена в рамках третьего модуля «Проведение образовательного события и оценка его эффективности с позиций достижения планируемых результатов».
И опять энергичная «Зумба-Африка», и усталость уже совсем не чувствуется, как, собственно, не чувствуется уже ничего. Чтобы немного выдохнуть, стажеры приглашаются на детскую мастерскую-релакс «Территория позитива и творчества», где они получают возможность сделать памятный подарок для себя, близких, друга, коллеги, нарисовав на срезе дерева акриловыми красками то, что душе угодно. В процессе работе взгляды смягчаются, опять появляются искренние улыбки. В конце мастерской — релакс в стажерах чувствуются силы вновь вести «образовательный бой». И вот начинаются контрольные пробы творческих проектов. А что это? А теперь стажеры вместе с ребятами, которые посетили их мастер-классы, должны творчески презентовать на сцене продукт своей мастерской. А вам «слабо»? Нет, такой сплоченной взросло-детской команде уже ничего не страшно, им все по плечу. И вот они уже буквально врываются на сцену, презентуя умение вырезать из фруктов, идеально говорить по-французски, делать ароматные «бомбочки» для ванн, делать несколько дел, как великий Цезарь. Зрители в зале (ученики8,9,11 классов, педагоги школы №110) взрываются восторженными аплодисментами. Тут приходит осознание того, что все получилось, и то, что происходило на сцене, тоже является концептуальной моделью. Вот почти все пазлы сложены. Далее в аудитории происходит работа по взаимообмену образовательными ресурсами, желающие получают консультацию М.Ю. Ковалевой, эксперта стажировки. Проработаны все этапы «Концептуального моделирования» с позиций реализации принципов индивидуализации. Настала очередь финала. Стажерам было предложено проанализировать три дня активной работы, систематизировать информацию, переварить новые идеи и представить результат стажировки в любой свободной форме. Та цель, которая была поставлена стажерами в самом начале, требовала реализации. У педагогов было совсем немного времени на оформление результатов. Свои впечатления стажеры выразили в отзывах, через «Рефлексивную мишень», составляя акрослово, через форму «Пять пальцев», даже составляли фразеологизмы о проделанной работе. Безусловно, оценить степень профессионального продвижения участников за три дня очень сложно, но по выступлениям стажеров очевидно, что хотя бы в смысле актуализации проблем реализации принципа индивидуализации в образовании через концептуальное моделирование, в частности, продвижение есть. Так, на предварительном этапе участники неоднократно отмечали непонимание принципа индивидуализации, непонимание того, как можно применять концептуальное моделирование на своем предмете. На финале никто не путался в определениях индивидуализации и индивидуального подхода и даже заявляли те шаги, которые они уже готовы предпринять в своих школах. Копилка педагогических и технологических идей наполнилась, завязались новые знакомства, появились единомышленники в других городах. На прощальном чаепитии «Теплый дом» были сказаны добрые слова стажерам и вручены свидетельства и подарки. Это был замечательный час, когда можно было поблагодарить стажеров за активную работу, за позитивный настрой и готовность совершенствоваться.