Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Использование Кейс-технологии для обогащения и провоцирования детской игры»
Формирование у стажеров представлений и практических навыков обогащения и провоцирования детской игры посредством использования Кейс-технологии.
Дошкольное детство — короткий, но очень важный период становления личности, ведь именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него складывается характер, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду. Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей детей, развитии самостоятельности, становлении и развитии личности ребёнка в целом.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку через игру. Вопрос повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места очень важен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией из мира детства игра уходит. Поэтому сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Вернуть игру, в которой ребёнок примеряет на себя разные роли, в которой развивается его речь, эмоции, воображение.
Игра – основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В игре ребёнок учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребёнка. Кроме того, в игре ребёнок активно общается со сверстниками. Игра – это пространство, которое позволяет быть смелым, потому что можно быть кем угодно и где угодно. Игра – это место проб. Игра позволяет творить то, что не рискнешь сотворить в реальности, потому что игра – это безопасно. Игра позволяет перебирать варианты и находить решение. Игра – это место поисков и находок.
Один из основополагающих принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – это построение образовательного процесса дошкольного образования в формах, наилучших для детей каждой возрастной группы, прежде всего в игре. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников. Поэтому среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста называются:
Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит – успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.
Динамика современной жизни требует от педагога поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. В основе идеи программы лежат принципы, заложенные в ФГОС дошкольного образования. В котором среди условий, необходимых для всестороннего развития личности дошкольника, ключевым рассматривается игра как ведущий вид деятельности, необходимый для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Одну из главных ролей в развития детской игры играет личность педагога, обладающего огромным инструментарием для поддержки и обогащения игры, способного создавать развивающие провокации, подбрасывать разнообразные задачки, поддержать детский замысел, иногда даже самый простой. Воспитателю очень важно «ухватиться» за любое слово, сказанное ребёнком или действие с игрушкой или предметом и тут же, пока есть интерес, необходимо поддержать его, обогатить сюжет, пополнить словарный запас, показать образец, включиться в игру, показать картинку или книгу на данную тему, сделать атрибуты или достроить постройку. В таких моментах можно использовать современные игровые технологии для развития игры дошкольников и дошкольников в игре. Но запланировать данный процесс практически невозможно потому, что всё идёт от инициативы ребёнка. Здесь важны мобильность, эмоциональность, своевременность, знание возрастных особенностей детей и этапы развития игры. Именно поэтому одним из эффективных инструментов педагога на ряду с насыщенной развивающей предметно-пространственной средой, использованием в деятельности по обогащению игры экскурсий, художественной литературы, мультфильмов и детских фильмов, а также собственной позиции активного игрового партнера, являются современные технологии, обеспечивающие поддержку и развитие детской игры.
Цель которых не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Одной из таких технологий, позволяющих провоцировать и обогащать детскую игру, возводить её в ранг события мы считаем Кейс-технологию.
Кейс-технологию мы рассматриваем как одно из эффективных средств развития и провоцирования детской игры, когда дети получают возможность взаимно обмениваться информацией, попробуют решать самостоятельно «проблемы», образовательные задачи, вброшенные им во время игры. Актуальность применения кейс-технологии заключается в общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на развитие воображения, способностей, умения перерабатывать и использовать полученную информацию. Так же данная технология способствует обучению детей уступать друг другу, договариваться между собой. Во время игры у детей происходит постоянный социальный эксперимент, они пробуют применять на себя различные роли, игровые правила, решают и преодолевают проблемные ситуации, тем самым получая социальный опыт, который смогут применять в других, жизненных ситуациях.
На практике мы часто сталкиваемся с тем, что игры детей «затухают», едва начавшись, либо переходят на накатанные рельсы более простого сюжета, дальше не развиваясь. Игровые действия «шаблонизируются». Возникает проблема – самостоятельная игра детей не поднимается на новый уровень. В связи с этим, для развития детской игры педагог может применить различные инструменты, например, методы кейс-технологии.
В своей практике для обогащения и провоцирования детской игры мы используем следующие методы:
Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, выбор возможных решений. От наглядности она отличается тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на её решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, принимают решение, воображают. Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими детьми, людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
Кейс-стади (кейс-ситуация) – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути её решения. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники разбирают ситуацию, обозначают проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Кейс-стади направлена на формирование воображения, умение прорабатывать проживать различные проблемные ситуации, находить пути их решения, формирование навыков коммуникативного взаимодействия, использование приобретенного в процессе решения кейса социального опыта в жизненных ситуациях.
Фото-кейс представляет собой фотографию, сюжет которой отражает какую – либо проблему или образовательную задачу, текст к кейсу, который описывает совокупность событий и вопрос, мотивирующий на решение проблемы.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства. Наиболее существенными становятся социальные связи, выраженные в сюжете через позы людей, их жесты и внешние выразительные действия. Полученные впечатления, при рассматривании кейс-иллюстраций или фото-кейсов, вызывают у детей желание применить их в игре, поделиться своими мыслями о увиденном, высказать отношение к изображенным героям, рассказать о своём опыте, возникшем под влиянием воспринятого.
Действуя в реальных или специально моделируемых ситуациях, проживая их в игре, ребёнок упражняется в использовании информации как собственного опыта поведения.
Ролевое проектирование – это метод кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей. Цель которого, на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данного вида технологии является: умение дошкольников принимать на себя роль; спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками; ролевое взаимодействие.
Рассмотрим этапы кейс-технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.
Этапы | Деятельность детей |
1. Знакомство с ситуацией, её особенностями | Воспринимают предложенную ситуацию |
2. Актуализация знаний | Распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются |
3. «Мозговой штурм» | Осуществляют поисковую деятельность |
4. Презентация | Представляют свои роли, осуществляют «презентацию» |
Рефлексия |
Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора проблемы, ситуации определяется наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, событийности, что придает ей эмоциональную окраску, интересность, пробуждает у детей исследовательскую мотивацию. Выбранная кейс-ситуация должна соответствовать потребностям дошкольников, иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей.
Обязательно кейс-ситуация должна зацепить ребёнка, прейти из ранга обыденной ситуации в событие. Она должна содержать достаточно информации по силам и возможностям ребёнка, вопрос, в котором должна быть мотивация на решение проблемы и не содержать подсказок относительно её решения. При создании какой-либо проблемы (кейс-ситуации), лучше всего её иллюстрировать, т.к. дошкольнику проще увидеть ситуацию, или героев ситуации нежели их представлять. Можем сделать вывод, чем отличается кейс от проблемной ситуации. Кейс не даёт дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить её из той информации, которая содержится в его описании.
Таким образом, перспективность кейс-технологии заключается в том, что воспитатель может быстро создавать нестандартные проблемные ситуации и «вбрасывать» их в ход игры дошкольников, тем самым обогащая или провоцируя её на дальнейшее развитие. Организация работы с кейс-технологией не требует проведения дополнительных занятий, но предусматривает интеграцию её содержания во все виды детской деятельности. Кейсы можно дополнять и пополнять, в итоге получатся новые нестандартные ситуации. Это даёт возможность воспитателю использовать их для различных целей и применять во всех возрастных группах.
Рассмотрим возможности применения кейс-технологии на различных этапах развития игры дошкольников. Согласно классификации игры по Е.Е. Кравцовой, игра, хоть и считается ведущим видом деятельности дошкольников, но возникает далеко не сразу. До трехлетнего возраста ребёнок познаёт окружающую действительность, предметы и их функции, пробует всё на вкус и цвет, щупает, рассматривает. Игры как таковой ещё нет, но есть активное исследование предметов этого мира и игровые действия с игрушками: катает машинку, кормит, купает, кладёт куклу в кроватку, строит из кубиков, варит суп, забивает гвоздь, как папа. Психологи называют эту деятельность режиссерской игрой.
Здесь будет целесообразным применение фото-кейса или кейс-иллюстраций с вариантами использования различных предметов. Немаловажным является отображать на фото или иллюстрациях использование взрослым так называемых предметов-заместителей, чтобы ребёнок мог видеть другие образы в привычных вещах. На этом этапе задача взрослого максимально интересно описать кейс, рассказать о тех предметах, которые окружают ребёнка в детской комнате, на кухне и в других местах. Таким образом, постепенно ребёнок от взрослого узнает о назначении каждого предмета, активно и свободно начнёт ими манипулировать, используя их по назначению и не по назначению, придумает и откроет для себя новые способы употребления привычных для нас вещей.
С 2,5-3 лет ребёнок начинает разыгрывать небольшие сюжеты с игрушками. Учится озвучивать героев, он принимает в игру взрослого, если тот хорошо умеет играть и является образцом: может показывать интересные идеи, например, озвучивать игрушки, вносить в сюжет разнообразие. На этом этапе очень хорошо внести в игру проблематику с помощью фото-кейса или кейс-иллюстрации, а в описании кейса сочинить простой детский сюжет или вспомнить сказку.
В самом начале четвертого года жизни у ребёнка возникает новый вид игры, который получил название образно-ролевой игры. Она необходима для дальнейшей сюжетно-ролевой игры, для умения перевоплощаться, для развития творчества и очень нужна для развития детского воображения. Здесь уже ребёнок учится управлять не игрушкой, как в режиссёрской игре, а собой. Теперь ему не нужна игрушка, за которой он прятался в режиссерской игре, здесь можно самому стать рыцарем, принцессой, спасателем, пожарником. Очень важно, что ребёнок учится овладевать образом и удерживать его.
Взрослый может поддержать игру с помощью различных кейс-ситуаций, развивая сюжет с образом, который взял на себя ребёнок. Тем самым дать ребёнку возможность прожить выбранный образ, поддержать его инициативу. Так как у него самого ещё не хватает сил и удерживать образ, и одновременно развивать сюжет. В описании кейс-ситуации взрослый даёт информацию о персонаже, которым хочет быть ребёнок. Ребёнок должен это увидеть. Образы можно брать из книг, детских энциклопедий, из фильмов и мультфильмов. Можно просто задать образец игрового поведения, показав в кейс-ситуации, как данный персонаж может себя вести. Обязательно в РППС группы внести разные ткани, костюмы, другие атрибуты, которые могут подчеркнуть образ, переодевание помогает перевоплотиться.
Кейс-ситуации помогают ребёнку осваивать способность выделять и удерживать поведенческий контекст взятого на себя образа. Через проживание образа он готовит себя к тому, чтобы подчиняться правилам. В этой игре активно развивается воображение и способности к перевоплощениям!
Когда ребёнок научился самостоятельно придумывать сюжет и получил опыт ролевого поведения, возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Как отмечал Д.Б. Эльконин, ребёнок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живёт.
В старшем дошкольном возрасте замыслы детей заметно отличаются новизной и оригинальностью. Появляются героические, фантастические, романтические сюжеты – это игры в воинов, принцесс, водолазов, индейцев, драконов, волшебниц. Бытовые сюжеты остаются, но приобретают иной характер. Но мы часто сталкиваемся с тем, что игры распадаются, едва начавшись, либо переходят на накатанные рельсы более простого сюжета, они не способны дальше развернуть сюжет. Дети могут проигрывать в один и тоже сюжет, причём каждый раз сначала. Игровые действия «шаблонизируются», самостоятельная игра детей не поднимается на новый уровень. Возникает проблема – однообразие сюжета. В связи с этим необходимо обогащать сюжетно-ролевую игру посредством применения кейс-технологии. Здесь для поддержания и провоцирования развития деткой игры можно использовать все виды кейсов и различные вербальные провокации.
Для того, чтобы сюжеты игр были разнообразны и богаты по содержанию в описание кейсов можно включать ситуации из детских телепередач, мультфильмов, жизненного опыта детей. Для более эмоционального восприятия содержания кейсов, для понимания сути проблемы мы используем фотографии, иллюстрации из книг. В результате такой работы перед детьми оживают образы и события, возникает то эмоциональное настроение, которое необходимо для реализации их в играх, у ребят появляется желание действовать самим.
Часто в игре дети не могут действовать согласованно, не прислушиваются к мнению партнеров, т.е. не умеют комбинировать предложенные им и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. Здесь на помощь педагогу приходит ролевое проектирование, способствующее расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей. Цель которого, на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации. Когда дети разворачивают сюжет, воспитатель обычно занимает позицию наблюдающего, чтобы в момент возникновения затруднений в игре, сделать содержательный вброс либо провокацию с помощью кейс-технологии.
Сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль, и появляется новый вид игры – игра с правилами. Здесь уже нет привлекательного сюжета и привлекательных ролей, здесь сам сюжет – это правило, которое нужно соблюдать.
Игры с правилами – это такая школа произвольности, когда ребёнок может управлять своим поведением, своими чувствами, своими эмоциями, своими действиями и подчиняться тем правилам, которые существуют в том пространстве, где он сейчас находится.
Для того, чтобы научить детей договариваться друг с другом, уступать друг другу, слышать товарища, продолжать его мысль мы используем кейс-ситуации, фото-кейсы, кейс-иллюстрации. Все эти методы кейс-технологии помогают ребёнку нарабатывать способность подчиняться правилам, осмыслять их, и делать лично-значимыми. Правильно подобранные проблемные ситуации в описании кейсов позволяют детям научиться не просто подчиняться, а переосмысливать правила. Дают возможность детям создавать свои собственные правила, выстраивать игру по своим правилам, формулировать эти правила, пользоваться правилами.
Подводя итог всего выше сказанного, хочется отметить, используемая нами Кейс-технология позволяет педагогу не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Применение кейс-технологии позволяет придать игре сильную эмоциональную окраску, что даёт возможность возводить её в ранг события. Используя различные кейс-ситуации, педагог может ненавязчиво мотивировать и поддерживать детскую инициативу, формировать познавательные интересы и действия детей в различных видах деятельности, создавать условия для выбора, обогащать и провоцировать детскую игру, а также решать в игре, что немаловажно образовательные задачи.
Пройдя программу стажировки, педагоги смогут повысить свой профессиональный уровень, на практике узнать о возможностях применения Кейс-технологии для развития детей в игровой деятельности. Получив знания о современной интерактивной технологии, педагоги научатся составлять кейсы практических материалов и универсальных средств для дальнейшей работы, эффективно применять данную технологию в своей деятельности.
Ведущей формой работы педагогов по программе стажировки будут стажерские пробы – педагоги будут разрабатывать Кейсы практических и методических материалов и универсальных средств для дальнейшей работы по проектированию игровых ситуаций. Итоговый продукт: буклет, CD-диск с материалами стажировки, Кейс с материалами стажировки.
Блок 1. Ориентировка стажеров в понятийном поле: создать условия для делового, творческого профессионального общения и погружение стажеров в проблемы игры на современном этапе.
Задачи: | Методы: |
1. Создать благоприятную рабочую атмосферу с использованием технологии группового сбора. Определение участниками стажировки ожидаемых результатов. 2. Сформировать у стажеров представление о детской игре как основном виде деятельности в дошкольном детстве. 3. Проанализировать особенности разных видов игр по Е.Е. Кравцовой и выделить ценность каждой из них как особый ресурс развития ребёнка. 4. Сформировать представления стажеров о Кейс-технологии. 5. Разработать «Современный портрет играющего воспитателя». 6. Совершенствовать рефлексивные умения педагогов в процессе стажерской практики. | 1. Знакомство. «Детский совет». 2. Методический диалог «Особенности самодеятельной игры дошкольников». 3. Составление смысловой карты «Особенности разных видов игры по Е.Е. Кравцовой в развитии ребёнка». 4. Анализ стажерами видеороликов «Наблюдение за детьми в игре (в различных возрастных группах)». 5. Интерактивная презентация «Что такое кейс-технология? История, виды, методы». 6. Презентация «Современный портрет играющего воспитателя». 7. Рефлексия первого дня. |
Блок 2. Предоставление стажерам возможности апробировать самостоятельные, педагогические действия по обогащению и провоцированию детской игры с использованием кейс-технологии.
Задачи: | Методы: |
1. Обобщить представления стажеров о значимых эффектах Кейс-технологии для развития и обогащения детской игры. 2. Рассмотреть возможности Кейс-технологии в развитии и поддержке детской игры. 3. Отработать практические приёмы поддержки и развития детской игры, посредством использования Кейс-технологии. 4. Разработать карты наблюдения «Владение педагогом эффективными технологиями для обогащения детской игры, в том числе Кейс-технологией». 5. Проанализировать условия для развития детской игры в МАДОУ, место и время игры в жизни детского сада. 6. Определить тематику предстоящего игрового события и выбор вида кейса. | 1. «Детский совет». 2. Мастер-класс «Особенности применения кейс-технологии на различных этапах развития игры дошкольников» (разработка кейсов). 3.Работа с картами определений «Возможности использования Кейс-технологии для обогащения и провоцирования детской игры». 4. Составление и презентация экспертных карт анализа предметно-пространственной среды, благоприятной для развития игровой деятельности ребёнка. 5. Экспертиза стажерами предметно-развивающей среды в группах детского сада, соответствующей требованиям ФГОС ДО (экскурсия по МАДОУ). 7. Составление и презентация карты наблюдения «Инструментарий педагога для развития и поддержки детской игры». 6. Рефлексия второго дня. |
Блок 3. Приобретение участниками стажировки собственного опыта по использованию различных форм, средств и методов поддержки, обогащения и провоцирования детской игры. Стажерам будет предложено сделать ответственный выбор собственной активной позиции:
Задачи: | Методы: |
1. Приобрести опыт проживания игровых ситуаций с различных позиций: активного наблюдателя; игрового партнёра; эксперта. 2. Распределить обязанности по проектированию игровых ситуаций в различных возрастных группах. 3. Продумать и подготовить необходимое игровое оборудование и атрибуты. 4. Обеспечить активное погружение стажеров в совместную с дошкольниками игровую практику, используя Кейс-технологию. 5. Презентация стажерами собственных образовательных кейсов, разработанных в рамках стажировки. | 1. «Детский совет». 2. Подготовка команд к реализации игровой практики с детьми, с использованием методов Кейс-технологии. 3. Реализация спроектированных командами игровых событий с использованием Кейс-технологии. 4. Экспресс оценка деятельности стажеров по реализации игровых событий «Думали. Действовали. Демонстрировали». 5. Эссе «Значение Кейс-технологии для дальнейшей реализации её в своей профессиональной деятельности с детьми». Рефлексия новообразований, появившихся в ходе стажерской практики. 6. Рефлексия третьего дня. |
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1 блок: Ориентировка стажеров в понятийном поле. Понятийная задача: Сформировать представления стажеров о Кейс-технологии, эффективность использования Кейс-технологии в игровой деятельности дошкольников. Практическая задача: Выделить и обозначить преимущества кейс-технологии. | |||||
1. | «Детский совет». Знакомство. | 0,5 | |||
2. | Методический диалог «Особенности самодеятельной игры дошкольников в соответствии с ФГОС ДО». | 1 | |||
3. | Составление смысловой карты «Особенности разных видов игры по Е.Е. Кравцовой в развитии ребёнка». | 1,5 | |||
4. | Анализ стажерами видеороликов «Наблюдение за детьми в игре (в различных возрастных группах)». | 1,5 | |||
5. | Интерактивная презентация «Что такое кейс-технология? История, виды, методы». | 1 | |||
6. | Презентация «Современный портрет играющего воспитателя». | 1,5 | |||
7. | Рефлексия с помощью приёма «ИНСЕРТ». | 0,5 | |||
2 блок: Погружение стажеров в совместную деятельность по организации игровых событий дошкольников посредством кейс-технологии. Практическая задача: Овладеть практическими умениями разрабатывать Кейс-ситуации в соответствии с тематикой игры дошкольников. | |||||
1. | «Детский совет». | 0,5 | |||
2. | Мастер-класс «Особенности применения кейс-технологии на различных этапах развития игры дошкольников» (разработка кейсов). | 1,5 | |||
3. | Работа с картами определений «Возможности использования Кейс-технологии для обогащения и провоцирования детской игры». | 1,5 | |||
4. | Составление и презентация экспертных карт анализа предметно-пространственной среды, благоприятной для развития игровой деятельности ребёнка. | 2 | |||
5. | Экспертиза стажерами предметно-развивающей среды в группах детского сада, соответствующей требованиям ФГОС ДО (экскурсия по МАДОУ). | 2 | |||
6. | Составление и презентация карты наблюдения «Инструментарий педагога для развития и поддержки детской игры». | 1,5 | |||
7. | Рефлексия второго дня. | 0,5 | |||
3 блок: Приобретение стажерами собственного опыта по обогащению и провоцированию игровой деятельности дошкольников посредством Кейс-технологии. Практическая задача: Обеспечить активное погружение стажеров в реализацию спроектированных командами игровых событий с использованием Кейс-технологии. | |||||
1. | «Детский совет». | 0,5 | |||
2. | Подготовка команд к реализации игровой практики с детьми, с использованием методов Кейс-технологии. | 1,5 | |||
3. | Реализация спроектированных командами игровых событий с использованием Кейс-технологии. | 2,5 | |||
4. | Экспресс оценка деятельности стажеров по реализации образовательных событий «Думали. Действовали. Демонстрировали». | 1,5 | |||
5. | Рефлексия. Эссе «Значение кейс-технологии для дальнейшей реализации ее в своей профессиональной деятельности с детьми». | 1 | |||
Итого | 24 часа |
Главными результатами работы стажеров будут стажерские пробы по разработке Кейсов практических и методических материалов, универсальных средств для дальнейшей работы по проектированию игровых ситуаций. Внешнюю оценку реализованных стажерами игровых событий будет осуществлять команда экспертов, в состав которой входят администрация, специалисты и воспитатели МАДОУ, использующие данную технологию в работе с детьми. Каждое событие будет проанализировано экспертами и получит свою рецензию. Для внешней оценки проведенного совместно с детьми события будет проведено интервьюирование среди всех участников образовательных отношений (дети, педагоги, родители). Освещение хода и результатов стажировки в группе в социальной сети Facebook.
Рефлексия деятельности стажеров будет осуществляться по итогам каждого блока программы и в целом всей программы на основе индивидуальных заметок в «Дневнике стажера», который будет заполняться в конце каждой рабочей встречи. Стажеры фиксируют свои впечатления, дают собственную оценку предлагаемым формам взаимодействия, форме их организации и содержанию, оценивают свои успехи и результаты по темам, а также формулируют вопросы организаторам, для получения индивидуальных консультаций. Для оценки и анализа работы будет использоваться интервьюирование участников стажерских практик.
Игра занимает важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, т.к. является ведущим видом его самостоятельной деятельности. В игре развивается ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации, именно в игре развиваются мышление, воображение, умение правильно принимать на себя роль и следовать правилам. А самым ценным видом игры выступает самодеятельная игра. Потому, что это игра инициирована ребёнком, игра, которую он сам придумал, игра, в которой ребёнок выстраивает все взаимоотношения. В рамках именно самодеятельной игры идёт максимальное развитие дошкольника. Данный вид игры ценен ещё и тем, что мы педагоги уже не можем в неё попасть, мы к самодеятельной игре не имеем прямого отношения, а значит, мы не можем ею управлять. Но на практике мы часто сталкиваемся с тем, что игры детей «затухают», едва начавшись, либо переходят на накатанные рельсы более простого сюжета, дальше не развиваясь. Игровые действия «шаблонизируются». Возникает проблема – самодеятельная игра детей не поднимается на новый уровень. В связи с этим, для обогащения и провоцирования детской игры педагог должен применять новые эффективные технологии. С позиции данной проблемы были определены цель и задачи стажировки «Использование Кейс-технологии для обогащения и провоцирования детской игры».
Цель программы: формирование у стажеров представлений и практических навыков обогащения и провоцирования детской игры посредством использования Кейс-технологии.
Задачи программы:
День 1: Погружение стажеров в проблемы игры на современном этапе.
Первый день стажировки был посвящен ориентировке стажеров в понятийном поле. Одной из задач было сформировать представление о детской самодеятельной игре как основном виде деятельности в дошкольном детстве, посредством классификации игры Е.Е. Кравцовой (некоторые участники не были знакомы с данным подходом). Каждый педагог получил «Дневник стажера», который содержал в себе теоретические и практические материалы по теме стажировки.
Разбирая классификацию игр по Е.Е. Кравцовой, стажеры составили смысловые карты, проанализировали особенности разных видов игр и выделили ценность каждой из них в различных возрастных периодах. Понимание ключевых моментов позволило по-новому посмотреть на детскую игру и оценить свою игровую позицию. В результате стажеры отметили важность проживания каждого этапа игры, и необходимость изменения собственных взглядов на детскую самодеятельную игру. Педагогам было предложено подкрепить полученную информацию практикой и продемонстрировать небольшие «игровые этюды», визуализируя основные характерные особенности различных видов игр. В ходе стажерской пробы участники обозначили свои дефициты в понятийной и практической базе. Чтобы их устранить, следующим заданием стал анализ видеороликов «Наблюдение за детьми в игре».
В ходе командной работы педагоги разбирали видео кейсы (из опыта МАДОУ №13 «Родничок») и старались, обобщив имеющиеся представления, определить возраст детей и преобладающий вид игры, а также роль воспитателя. Нужно отметить, что в процессе обсуждения стажеры столкнулись с некоторыми трудностями. Они были связаны с тем, что в жизни виды игр очень редко встречаются в чистом виде, чаще всего, они тесно переплетены или перетекают один в другой. По ходу работы с видео кейсами, стажеры постоянно задавали вопросы: «Как отличить один вид игры от другого?», «Какую позицию должен занять воспитатель?» и др. Это дало возможность затронуть некоторые аспекты, которые не были прописаны в программе стажировки. Педагоги обращались к своим записям в дневниках стажеров, делали пометки, вносили поправки, анализировали собственный опыт по наблюдению за детской игрой, чтобы выделить ключевые моменты и сформулировать их содержание.
Для самостоятельной работы участникам стажировки было предложено составить «Современный портрет играющего воспитателя», который представлял бы собой описательную модель профессиональных и личностных качеств педагога, способного поддержать детскую игру. Анализируя собственный практический опыт по провоцированию и обогащению игры, стажеры обозначили перечень основных профессиональных компетенций, умений, знаний и действий педагога, характеризующие его как играющего. В процессе презентации командных продуктов наблюдалось личное отношение к происходящему и собственное понимание того, что значит быть «играющим воспитателем», педагоги активно делились опытом.
Анализируя представленные командами «портреты», отметили, что основными показателями, которые стажеры выделили, были:
Стажерами был сделан вывод о том, что не все озвученные показатели отражаются в их личной практике, обозначили свои дефициты.
Чтобы сформировать представления стажеров о Кейс-технологии и выделить её значимые эффекты для развития и обогащения детской игры мы применили интерактивные формы работы. Подача теоретического материала совмещалась с практическими пробами и наглядными примерами. Стажерам были представлены основные методы Кейс-технологии, реализуемые в МАДОУ №13, каждый из которых был раскрыт и предложен для использования в практике. Участники стажировки смогли увидеть и проанализировать кейс-иллюстрации, фото-кейсы, заранее приготовленные педагогами «Родничка», выделить их сильные и слабые стороны, попробовать адаптировать их к своей работе. Проигрывание заданных ролей в рамках ролевого проектирования вызвало у педагогов ряд вопросов о том, как можно совместить самодеятельную игру детей и организованные воспитателем методы Кейс-технологии. Поддерживая инициативу стажеров, мы внесли корректировки в программу 2 дня стажировки. Было решено начать работу с решения актуальных вопросов.
В завершение была проведена рефлексия, в которой стажеры отразили свои впечатления, эмоции и переживания от первого дня стажировки. Всеми педагогами было отмечено:
По итогам дня, сделали вывод, что вопросов было много, ответов ещё больше — это говорит о том, что все происходящее зацепило, заинтересовало стажеров. Споры и конструктивные диалоги заставили задуматься над тем, как это можно применить на практике, в своей профессиональной деятельности.
День 2: Предоставление стажерам возможности апробировать самостоятельные, педагогические действия по обогащению и провоцированию детской игры с использованием Кейс-технологии.
Работа началась с поиска ответов на возникшие вопросы о том, как совместить самодеятельную игру детей и организованные воспитателем методы Кейс-технологии. Именно с этой целью стажерам было предложено выделить возможности применения Кейс-технологии для обогащения и провоцирования детской игры и составить карты определений «Особенности применения Кейс-технологии на различных этапах развития игры дошкольников». Педагоги попробовали определить, какие методы будет уместно использовать для обогащения различных видов игр, попытались обозначить роль воспитателя, а также думали над тем, как внести Кейс-провокации и образовательные задачи, не разрушив самодеятельной игры детей. Были сформированы кейсы практических материалов для дальнейшей работы по развитию дошкольников в игровой деятельности. В процессе работы, мы заметили, что появились устоявшиеся группы педагогов, поэтому решили внести провокацию и вывести их из зоны комфорта. С помощью жеребьёвки сформировались новые объединения стажеров. Педагогам пришлось кооперироваться, прислушиваться друг другу, отстаивать свою точку зрения, учитывать поступившие предложения. В результате такой продуктивной работы были зафиксированы проблемные моменты и вопросы, разрешить которые удалось с помощью спонтанно организованного баттла, где стажеры попытались выявить сильные и слабые стороны технологии. Задавая вопросы и, самостоятельно друг другу отвечая на них, педагоги сами разобрались в непонятных моментах.
В ходе обсуждений пришли к выводу, что ещё одним немаловажным компонентом, поддерживающим детскую самодеятельную игру, и позволяющим эффективно использовать Кейс-технологию является РППС. Именно с этой позиции была реализована стажерская проба – выход стажеров в группы детского сада для экспертизы развивающей предметно – пространственной среды групп МАДОУ. В качестве инструмента для фиксации собственных наблюдений выступила «Карта оценки игровой среды группы» (разработанная педагогами МАДОУ №13), в которую педагоги могли (по желанию) внести дополнительные критерии в соответствии с темой стажировки. Анализ результатов экспертизы был сведен педагогами к констатации фактов наличия тех или иных атрибутов и материалов для развития и поддержки разных видов игры. Поэтому было принято решение представить результаты в виде SWОT — анализа, где стажеры постарались выделить сильные и слабые стороны РППС групп и обозначить возможности и угрозы развития самодеятельной игры детей, выдвинули конструктивные предложения. В качестве сильной стороны РППС педагоги выделили большое количество бросового и неоформленного материала в группах, предметов-заместителей, продуктов детской деятельности, атрибутов для игр, выполненных руками детей. В качестве слабой стороны и угрозы для развития самодеятельной игры по мнению стажеров выступила «перенасыщенность» РППС. Разобрав результаты, пришли к выводу, что, анализируя среду МАДОУ №13, педагоги по сути анализировали себя и организацию среды в своих группах.
В рамках подготовки к реализации игровой практики с детьми, стажеры вышли в группы для знакомства, наблюдения за самодеятельной игрой, инициативой и интересами детей. Некоторые педагоги попытались сделать предварительный вброс своих образовательных задач и провокаций в детскую игру посредством методов Кейс-технологии. Каждому стажеру предстояло сделать ответственный выбор в какой возрастной группе он будет пробовать себя с позиции «игрока», а в какой с позиции «эксперта».
В завершение провели рефлексию, в которой стажеры отразили свои впечатления, эмоции и переживания второго дня стажировки. Педагоги отметили:
Анализируя рефлексивные тексты стажеров, отметили, что увеличилось количество высказываний об интересе и понимании темы. 60% педагогов обозначили позицию «всё встало на свои места». По итогам дня сделали вывод, что все теоретические аспекты получили своё практическое закрепление в деятельности, это позволило сформировать у стажеров понимание взаимосвязи теории с практикой. Педагоги отметили удовлетворенность результатами и желание транслировать опыт, полученный в рамках стажировки в своей работе. Живое, профессиональное и продуктивное общение помогло стажёрам избавиться от страхов предстоящего взаимодействия с детьми.
День 3: Приобретение участниками стажировки собственного опыта по использованию различных форм, средств и методов поддержки, обогащения и провоцирования детской игры.
Третий день стажировки был направлен на реализацию игрового взаимодействия в различных возрастных группах детского сада. Каждый стажер попробовал себя в двух позициях- «игрока» и «эксперта».Педагоги старались применить на практике новую технологию, методы и приёмы обогащения и провоцирования детской игры, принимали на себя роли, предложенные детьми, наблюдали, демонстрировали своё педагогической мастерство и умение поддержать детскую инициативу, создали условия для свободного выбора детьми деятельности, игровых материалов. Было отмечено, что даже после ухода стажеров игра имела продолжение. Воспитанники «Родничка» с большим удовольствием поддерживали и подхватывали все идеи, провокации, предложения стажеров и играли с ними.
Педагоги, реализовавшие свои стажерские пробы, были включены в работу по созданию карты наблюдения, в которой определили функционал играющего воспитателя для развития и поддержки различных видов игр дошкольников. Каждый стажер внёс свой вклад в общий продукт. Эта работа не являлась законченной, каждый педагог взял карту себе на вооружение и на доработку в своих детских садах.
На общем круге, педагоги делились своими впечатлениями, наблюдениями, конструктивными предложениями и замечаниями так же с двух позиций — «игрока» и «эксперта», демонстрировали своё отношение к полученному в рамках стажировки опыту и высокий уровень мотивированности к применению его в своей профессиональной деятельности и для личностного развития.
Рефлексия третьего дня показала:
По итогам дня, пришли к выводу, что рефлексивные отзывы в Дневниках стажеров содержат планы на будущее: трансляция полученного опыта в своих детских садах, дальнейшее профессиональное развитие, также все стажеры отметили положительный эмоциональный фон стажировки и возможности для профессионального общения и обмена опытом.
Анализ ожиданий и результатов участников стажировки
Хочется отметить, что участниками стажировки были в основном воспитатели (11 человек), 2 специалиста и 2 старших воспитателя, поэтому ожидания, обозначенные в начале, носили практический характер и были направлены на:
Проведя анализ ожиданий и результатов стажировки, пришли к выводу, что у каждого педагога произошли качественные изменения (профессиональные и личностные), появилось желание попробовать внести технологию в свою практику, пересмотреть свою позицию в игре. Все ожидания, с которыми они приехали на стажировку, полностью оправдались, некоторые стажеры отметили, что получили больший результат, чем ожидали.
В заключение хочется отметить, что прошедшую стажировку можно считать успешной, так как все поставленные задачи были решены, цель – достигнута, намечены пути дальнейшего взаимодействия с участниками после завершения стажировки.