Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Прокси-пространство» как ресурс для формирования личностных результатов учащихся

Информационный блок программы

ФИО разработчикаКовалева Марина Юрьевна
Название программы«Прокси-пространство» как ресурс для формирования личностных результатов учащихся
Цель программыОрганизация деятельности для формирования у стажеров способности создания прокси-пространства
Задачи программы
  1. актуализировать знания стажеров о планируемых результатах освоения обучающимися образовательной программы через метод case-study; произвести классификацию личностных результатов, обозначить способы их формирования
  2. организовать деятельность стажеров по освоению обозначенной технологии через погружение в прокси-пространства
  3. смоделировать со стажерами прокси-пространство, используя опыт их педагогической практики.
  4. организовать практическое применение разработанных моделей (элементов моделей) в прокси-пространстве урока «Проектная деятельность (5 класс) и научно-исследовательской лаборатории «Введение в психологию» (9 -11 класс КГОАУ «Школа космонавтики»)
  5. создать Карту мониторинга личностных результатов
  6. транслировать результаты приобретенного опыта в сети Интернет (сайт МБОУ Школы № 100, образовательные Интернет-порталы, сайт «Школы Росатома»)
  7. организовать ситуацию рефлексии и возможность получения интерактивной внешней оценки стажерских проб, в том числе от обучающихся Школы № 100 и «Школы космонавтики».
  8. создать среду для дальнейшего общения, обсуждения, консультаций.
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажерыАктуальность данной стажировочной площадки заключается в следующем:
  1. Во ФГОС четко прописан заказ государства (которого не было долгое время) к образованию, который сформулирован в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы, в том числе личностных результатах.
  2. Что такое предметные и метапредметные результаты (с некоторой корректировкой на форму проведения итоговой аттестации), как их достигать, представляются педагогам понятными, если не брать во внимание личность ученика, в то время как формирование и мониторинг личностных результатов вызывают много вопросов.
  3. «Результат педагогического воздействия – это отсроченный результат»… «Педагогическая деятельность — это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению»… Это все про личностные результаты. Но как влиять на их формирование?
  4. Сегодня педагоги чаще оказываются в ситуации, когда они формируют предметные и метапредметные результаты, «погружаясь в среду уже существующих личностных результатов учащихся». Личностные результаты формируются педагогом интуитивно.
  5. Сложнее всего педагогам организовать пространство урока, в котором бы они могли осознанно формировать личностные результаты.

Основная проблема, на решение которой будет направлена деятельность площадки заключается в следующем: как организовать пространство урока, чтобы оно стало ресурсом формирования личностных результатов.


Полагаю, что, получив опыт погружения в деятельность и побывав в роли ученика, педагог сможет понять, как организовано прокси-пространство изнутри.


Гипотеза: предполагаю, что, получив личный опыт и смоделировав прокси-пространство на площадке стажировки, учитель разовьет в себе способность к самостоятельному моделированию такого пространства. Что же такое прокси-пространство, что я понимаю под этим. Сразу оговорюсь, что прокси-пространство – мой термин, описывающий определенные смыслы, за которым скрывается четкий технологический процесс создания такого пространства:

  1. Прокси-пространство – пространство, которое можно описать следующими словами: посредник, безопасность, контроль, транзит, поддерживается многими областями, в том числе предметными.
  2. Это специальным образом смоделированное пространство, которое является ресурсом для получения следующих личностных результатов: готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, сформированность ответственного отношения к учению, наличия опыта участия в социально значимом труде, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, освоение социальных норм и правил поведения.
  3. Попадая в такое пространство, ребенок приобретает здесь стимулы для развития, учится соотносить понятия «свобода» и «система запретов», попадает в ситуацию необходимого действования.
  4. Прокси-пространство можно моделировать под ситуацию, которую необходимо отыграть (я это называю «запрос в прокси-пространство»)
  5. Если прокси-пространство организовано правильно, то происходит прирост (изменение) в предметных и метапредметных результатах.

Деятельностная парадигма предполагает активную позицию ученика в учебной деятельности, самостоятельное конструирование собственной образовательной деятельности. Стажеры будут погружены в организованное прокси-пространство и смогут, с одной стороны, получить опыт проживания, построения деятельности в данном пространстве, с другой стороны, будут иметь возможность «снять» методы и техники работы.


У стажера будет возможность освоить на программе стажировки следующие методики и технологии:

  1. Технология организации прокси-пространства
  2. Метод case-study
  3. Технологию организации проектной, исследовательской деятельности учащихся.
  4. Техники организации «дополненной реальности».
  5. Работа на платформе WordPress

Кроме этого будет возможность собрать для себя «чемоданчик» методических материалов для дальнейшего использования на своих уроках.


Психологи смогут познакомиться с программой урока «Развитие проектного мышления» (5 класс), получить опыт организации исследовательской деятельности по психологии учащихся старших классов

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования
  1.  Компьютерный класс, оснащенный современными компьютерами.
  2. Ресурсный центр.
  3. Единая локальная компьютерная сеть.
  4. Свободный доступ к интернету в учебных кабинетах
  5. Соответствующее программное обеспечение и методические разработки.
  6. Кабинет психолога
  7. Ресурс лаборатории в КГОАУ «Школа космонавтики»
Человеческий ресурс: руководитель программы педагог-психолог высшей категории, победитель муниципального этапа краевого конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России», финалист (2 место) в краевом профессиональном конкурсе «Лучший педагог-психолог», руководитель научно-исследовательской лаборатории «Введение в психологию» в КГОАУ «Школа космонавтики», грантополучатель

Программа стажировки

Формулировки понятийных и практических задачКоличество часовСодержание работы
1. Определение личностных смыслов участников стажировки (до начала стажировки)0,5Online занятие для определения границ личностных смыслов участников стажировки (ответ на вопрос «зачем мне это надо»). Экспресс-опрос.
2. Осмысление идеи о планируемых личностных результатах освоения ОП.3Предмет-метапредмет-личность. Формы взаимодействия. Метод case-study. Экспертиза кейсов.
3. Освоение технологии создания прокси-пространства6,5Прокси-пространство: смыслы и техники.«Дополненная реальность». Стажерские пробы техник
4. Моделирование прокси-пространства урока7,5Модель прокси-пространства: вымысел или реальность. Риски при построении прокси-пространства. Стажерские пробы в 5 классе на уроке «Проектная деятельность», в 9-11 классах в рамках НИЛ «Введение в психологию»
5. Разработка, анализ и корректировка карты мониторинга личностных результатов2,5«Карта личностных достижений» в прокси-пространстве. Групповой проект «Карта личностных достижений». Экспертиза проектов
6. Создание на сайте школы № 100 страницы «Прокси-пространство – ресурс для личностного роста»3Знакомство с платформой WordPress как ресурса для создания «дополненной реальности» (совместное администрирование). Самостоятельные пробы создания страницы на платформе. Совместное проектирование ресурсной страницы «Прокси-пространство – ресурс для личностного роста» для трансляции опыта и создания площадки для дальнейшего сотрудничества
7. Организация ситуации рефлексии (рефлексивный анализ результатов дня)1«Карта личностных достижений». Анализ внешней оценки стажерских проб

Учебный план стажировки

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировкиКоличество часов
ЛекцииПрактическое занятиеСтажерская пробаОценочное событие
1Определение личностных смыслов участников стажировки. Экспресс-опрос 0,5  
2Осмысление идеи о планируемых личностных результатах освоения ОП    
 
  • Предмет-метапредмет-личность. Формы взаимодействия.
 1  
 
  • Психологические особенности и новообразования возраста.
0,5   
 
  • Решение кейсов. Экспертиза кейсов
 0,5 1
3Освоение технологии создания прокси-пространства    
 
  • Характеристика прокси-пространства: структура, цейтнот, безопасность, насыщенность, интерес, нестандартная ситуация
 1 0,5
 
  • Освоение техник прокси-пространства: решение конфликтных ситуаций с временным ограничением/ смысловое решение конфликтных ситуаций; выбираемся из «долговой ямы»; «погружение в безопасность» и др. Проектирование «дополненной реальности»
 131
4Моделирование прокси-пространства урока    
 
  • Модель прокси-пространства: вымысел или реальность. Моделирование.
 1 0,5
 
  • Риски при построении прокси-пространства.
 0,5  
 
  • Отработка способов организации прокси-пространства в 5 классе на уроке «Проектная деятельность», в 9-11 классах в рамках НИЛ «Введение в психологию». Экспертиза организации пространства
  41,5
5Разработка, анализ и корректировка карты мониторинга личностных результатов    
 
  • «Карта личностных достижений» в прокси-пространстве.
0,5   
 
  • Создание группового проекта «Карта личностных достижений». Экспертиза проектов.
  11
6Создание на сайте Школы страницы «Прокси-пространство – ресурс для личностного роста»    
 
  • Знакомство с платформой WordPress
 1  
 
  • создания страницы на платформе WordPress.
  1 
 
  • Совместное проектирование ресурсной страницы «Прокси-пространство – ресурс для личностного роста»
  1 
7Рефлексия    
 
  • Заполнение «Карты личностных достижений». Анализ внешней оценки стажерских проб
 1  
  16,5115,5

Способы оценки результатов стажировки

Внешняя оценка результатов стажеровВнешняя оценка будет осуществляться через:

 

  1. Размещение итогов стажировки на школьном сайте http://школа100.рф/ на странице «Прокси-пространство – ресурс для личностного роста» с возможностью добавления комментариев от коллег, экспертов. Анализ результатов опроса на сайте школы
  2. Оценку участников «Проектной деятельности» 5 класс, НИЛа «Введение в психологию», 9-11 класс – интернет-голосование, качественная оценка.
  3. Проведение экспертизы другими участниками стажерской площадки – экспертные листы, баллы.
  4. Работу экспертной группы Методического совета Школы № 100.
  5. Размещение наработок на сайте проекта «Школа Росатома».
Самооценивание стажерами собственных результатовСамооценивание будет производиться через заполнение созданной стажерами «Карты личностных достижений», через рефлексивный анализ

Видео и фотоматериалы