Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент проектирования и модерирования образовательной среды старшей школы, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора у учащихся»
1.1. ФИО разработчика — Пухова Светлана Владимировна
1.2. Название программы: «Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент проектирования и модерирования образовательной среды старшей школы, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора у учащихся».
1.3. Цель программы:
1.4. Задачи программы:
1.5. Ключевые идеи опыта:
МБОУ Гимназия № 2 является одной из школ сети проекта «Школа Росатома», внедряющая ФГОС среднего общего образования с 2016 г. Образовательная программа старшей школы спроектирована в соответствии с требованиями ФГОС ООО, в учебном плане программы выделены разделы для реализации индивидуально-групповых форматов, проектной, исследовательской, конструкторской, управленческой, коммуникативной деятельности учащихся по их собственному замыслу, выделены часы для реализации проб и практик (социальных, культурных, исследовательских, производственных и т.п.). В Гимназии есть интерактивное современное высокотехнологичное свободное пространство для реализации в нем разнообразной деятельности учащихся 10-11 классов в рамках реализации их индивидуальных учебных планов. Педагогами гимназии осуществляется внедрение технологии индивидуального образовательного маршрута Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся требует и специально выстроенной образовательной среды старшей школы.
Мы обращаемся к принципу индивидуализации, который в первую очередь ориентирован на процесс самообразования учащегося и строится на учете индивидуальных образовательных целей и приоритетов каждого учащегося, позволяет ответственно относиться к сделанному им самим выбору, выделяет не только задачи, но и определяет ресурсы, дефициты как свои, так и среды. Поэтому среда должна быть открытой. Для реализации принципа индивидуализации на уровне каждого учащегося самому школьнику необходимо овладеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в свою собственную образовательную программу. В новых условиях необходимо найти особые образовательные технологии и дидактические средства, способствующие формированию компетенцией ответственного выбора.
Культура выбора, осознанный запрос школьника на собственный процесс образования, а вместе с ними и способность взять на себя ответственность за свой образовательный результат – чрезвычайно важная задача. Проблема решения данной задачи усугубляется негибким характером формального школьного образования. Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент проектирования образовательной среды старшей школы, по нашему мнению, является одним из возможных путей решения данной проблемы и выполнения обозначенной задачи.
Индивидуальный образовательный маршрут — целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.).
Маршрутная система обучения, т.е. внедрение технологии индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ), позволяет организовать такой процесс образования, когда не только учитываются психологические, физиологические и интеллектуальные способности детей, но и выстраивается работа по определению личной траектории развития и образования, осмыслению и управлению индивидуальным образовательным маршрутом.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования:
Индивидуальный образовательный маршрут является отражением не столько индивидуального содержания образования, сколько специфических для школьника средств овладения информацией, содержанием – способами деятельности, с помощью которых школьник постигает необходимые знания, умения, навыки и продвигается в развитии.
По мнению И.С. Якиманской, при приоритетном учете субъектного опыта школьника образовательное пространство, в котором действует школьник, предполагает ориентированность учебного процесса на вариативность опыта работы с предметным материалом, осуществление самоконтроля и самооценки процесса учения, что подчеркивается составляющей «образовательный».
Проектирование образовательной среды старшей школы через индивидуальный образовательный маршрут осуществляется школьником на уровне индивидуального образовательного пространства, определяемого личным опытом обучающегося и изменяющего этот опыт.
Рассматривая старшую школу как образовательную среду, где взаимодействуют субъекты образовательного процесса в лице учителя, учащихся и других возможных участников образовательных отношений, мы признаем, что эта среда — это встреча множества индивидуальных образовательных пространств. Задача учителя в такой ситуации – организовать соответствующие обновленной концепции российского образования (принцип индивидуализации, открытости, непрерывности в образовании, вариативности) условия для проектирования, осмысления и реализации учениками их индивидуальных образовательных маршрутов, быть готовым к работе с рисками, связанными с изменениями индивидуальных траекторий учащихся (например, отказаться от самостоятельного изучения и «вернуться» в класс).
Участники стажировки будут погружены в опыт проектирования и модерации образовательной среды старшей школы через технологию проектирования индивидуального образовательного маршрута. Педагогам-стажёрам представится возможность:
Технологии и методы работы со стажерами:
2.1. Перечень необходимого оборудования:
№ | Вид оборудования | Количество |
1 | Технические средства обучения | Автоматизированными рабочими местами укомплектованы большинство кабинетов Гимназии (компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, колонки). Большая часть кабинетов оснащена интерактивными досками, есть интерактивные приставки Mimio, многофункциональными устройствами, документ-камерами. Во многих кабинетах установлены web-камеры, микрофоны, имеются цифровые видеокамеры и диктофоны. В гимназии есть технически оснащенные актовый зал, современное высокотехнологичное образовательное пространство Open space |
2. | Программное обеспечение | Microsoft Office, Adobe Reader, Adobe Photoshop, (на всех компьютерах в составе АРМов в учебных кабинетах); Программы для организации и проведения вебинаров, ВКС, Skype. |
2.2 Программа стажировки
Формулировка понятийных или практических задач, решаемых на стажировке | Количество часов | Содержание работ | Продукт деятельности стажёра |
1.Блок запуска стажировки. Обозначение проблемного поля деятельности стажёрской площадки. | |||
1.1Знакомство. 1.2 Актуализация потребностей и осознание собственных ресурсов стажерами в формировании компетенции ответственного выбора у учащихся. | 2 | Круглый стол «Что такое старшая школа. Принципиальные отличия от других уровней образования» Практическая задача оформить свои изначальные ожидания от стажировки в любом формате. Практикум. Проектирование индивидуального образовательного маршрута по программе стажировки | Лист ожиданий Индивидуальный образовательный маршрут стажера |
1.3 Оформление понятийного поля программы стажировки. Проектирование критериев оценки компетенции ответственного выбора. Выделение характеристик процесса модерации | 1 1,5 1.5 | Семинар-практикум: Работа с понятиями стажировки в формате «world cafe» («образовательная среда», «компетенция ответственного выбора», «индивидуальный образовательный маршрут», «проектирование», «модерация»). Проектный семинар Проектирование критериев оценки компетенции ответственного выбора. Проектный семинар Выделение принципиальных характеристик процесса модерации с помощью техники «Проектный митинг» . | Тезаурус понятий в Папке стажера Критериальный лист оценки уровня сформированности компетенции ответственного выбора Сценарии процедуры модерации |
2. Блок проектирования. Проектирование и модерация образовательной среды старшей школы с помощью индивидуального образовательного маршрута. | |||
2.1. Знакомство с технологией ИОМ как инструмента проектирования образовательной среды | 1 2 | Лекция. Технология ИОМ, структура, критерии. Стажерская проба (проба модерации и проба экспертизы). Проектирование индивидуального образовательного маршрута девятиклассника МБОУ Гимназии № 2. | Памятка по созданию ИОМ Заполненный экспертный лист |
2.2. Проектирование модели образовательной среды старшей школы, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора. Разработка и апробация критериев оценки образовательной среды, формирующей ответственный выбор | 2 2 5 | Практикум. Выделение элементов и создание модели старшей школы, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора с помощью ИОМ. Презентация моделей (работа группами). Практикум: разработка критериального листа, для оценки образовательной среды, формирующей компетенцию ответственного выбора Стажерская проба. Оценочное событие (проба модерации и экспертизы – на выбор стажеров) Оценка существующей образовательной среды старшей школы Гимназии с помощью разработанного инструментария. Презентация результатов экспертизы и рефлексия. | Модель структуры старшей школы, обеспечивающей формирование у учащихся компетенции ответственного выбора. Оценочный лист Результаты супервизии, рефлексивное эссе по итогам модерации и экспертизы |
2.3. Погружение в опыт модерации взаимодействия внутри образовательной среды | 3 | Стажерская проба. Оценочное событие Проектирование и модерация одного из этапов проектирования ИОМ в 9-11 классах на выбор стажеров (запуск(9 кл.), координация ИОМ(10-11 кл.), рефлексивная сессия(10-11 кл.). Экспертиза деятельности стажеров в формате супервизии. | Кейс модерации |
3. Блок. Рефлексия и подведение итогов стажировки | |||
3. Анализ итогов стажировки, получение обратной связи от экспертов и стажеров. | 3 | Методика оценки деятельности модератора. Рефлексивная оценка собственной деятельности и достижений, результатов работы стажировочной площадки. Анализ дневника стажировки. | Папка стажёра (таблица продвижения, дневник стажера. |
2.3. Учебный план стажировки.
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажёрская проба | Оценочное событие | ||
1.Блок запуска стажировки. Обозначение проблемного поля деятельности стажёрской площадки.(6 часов) | |||||
Актуализация потребностей и осознание собственных ресурсов стажерами в формировании компетенции ответственного выбора у учащихся. | 2 | ||||
Оформление понятийного поля программы стажировки. Проектирование критериев оценки компетенции ответственного выбора Выделение характеристик процесса модерации | 4 | ||||
2. Блок проектирования. Проектирование и модерация образовательной среды старшей школы с помощью индивидуального образовательного маршрута. (15часов) | |||||
Знакомство с технологией ИОМ как инструмента проектирования образовательной среды | 1 | 2 | |||
Проектирование модели образовательной среды старшей школы, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора. Разработка и апробация критериев оценки образовательной среды, формирующей ответственный выбор | 4 | 4 | 1 | ||
Погружение в опыт модерации взаимодействия внутри образовательной среды | 2 | 1 | |||
3. Рефлексия и подведение итогов стажировки (3 часа) | |||||
Анализ итогов стажировки, получение обратной связи от экспертов и стажеров. | 3 | ||||
Всего 24 ч. | 1 | 10 | 11 | 2 |
3.1.Внешняя оценка результатов стажеров складывается из нескольких источников
Результат стажера признается успешным в случае положительной рецензии на разработанные материалы (качественный критерий), появление динамики в решении кейсовых заданий (по данным входной и итоговой работы).
Результат работы стажерской площадки признается успешным, если каждый педагог, участвующий в стажировке, имеет положительную динамику решения кейсовых заданий, если более 50% стажеров дают положительный отзыв о результатах программы стажировки, не менее половины стажеров получают положительную рецензию на созданные материалы.
3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов будет организовано на протяжении всей стажировки. Входная диагностика направлена на формулирование стажерами собственных целей и задач, оценивание текущего уровня владения методами и технологиями, уровня понимания различных контекстов. Результаты входной диагностики стажеры зафиксируют в своем дневнике стажировки. Каждый день стажеры будут фиксировать в дневнике стажировки свое индивидуальное продвижение с использованием приемов эссе, резюме, мини-сочинения, оценочных листов (по выбору стажеров). Выходная диагностическая анкета содержит вопросы, направленные на оформление стажерами собственного представления о результатах, достижениях, полученных во время стажировки, достигнутому уровню владения соответствующей технологией, методом (10 балльная шкала).
Приложение 1.
Индивидуальный образовательный маршрут стажёра.
День/ дата | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Продукт | Варианты работы | ||||
с рук-лем стажиров-ки | в паре (укажите ФИО стажёра) | в группе | индиви-дуально | свой вариант | |||
Актуализация потребностей и осознание собственных ресурсов стажерами в формировании компетенции ответственного выбора у учащихся. | Презентац-ия своих ожиданий | ||||||
Оформление понятийного поля программы стажировки. Проектирование критериев оценки компетенции ответственного выбора. Выделение характеристик процесса модерации | Запись в дневнике стажёра Критериаль-ный лист оценки уровня сформиро-ванности компетен-ции ответствен-ного выбора | ||||||
Знакомство с технологией ИОМ как инструмента проектирования образовательной среды | экспертный лист | ||||||
Проектирование модели образовательной среды старшей школы, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора. Разработка и апробация критериев оценки образовательной среды, формирующей ответственный выбор | Модель старшей школы, оценочный лист Рефлексив-ное эссе. | ||||||
Погружение в опыт модерации взаимодействия внутри образовательной среды | Кейс модерации | ||||||
Анализ итогов стажировки, получение обратной связи от экспертов и стажеров. | Папка стажёра (таблица продвиже-ния, папка стажера) |
Стажировка по теме: ««Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент проектирования и модерирования образовательной среды старшей школы, обеспечивающий формирование компетенции ответственного выбора у учащихся» проходила с 23 по 25 марта на базе МБОУ Гимназия № 2. Для прохождения программы приехали 11 учителей из Нововоронежа, Заречного ЗАТО, Новоуральска, Трёхгорного, Зеленогорска и Северска. Целью стажировки было:
— обеспечить готовность стажеров к работе по формированию компетенции ответственного выбора у учащихся через проектирование и модерирование старшей школы как образовательной среды с помощью индивидуального образовательного маршрута;
— формирование у стажеров навыков проектирования и модерирования старшей школы через индивидуальный образовательный маршрут, как среды, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора.
День первый.
Стажировку открыли директор Департамента образования Администрации города Сарова Володько Наталия Валерьевна и заместитель директора Департамента образования Администрации города Сарова Мухин Владислав Геннадьевич. После приветственного слова директора Василковой Юлии Александровны, перед началом работы стажировочной площадки гости поделились своими пожеланиями. Оказалось, всех объединяет одно: желание получить бесценный опыт профессионального общения, обменяться опытом, познакомиться с новыми формами работы, сформулировать понимание компетенции «ответственного выбора», механизм её формирования в среде старшей школы. Далее внимание педагогов было обращено к индивидуальному маршруту стажёра. На каждом этапе работы в маршрутном листе необходимо было выбрать или форму работы, или роль, или профессиональную позицию, или целевую аудиторию. Главное было удержать выбранную позицию. Содержательный этап стажировки начался для гостей с определения для себя формы работы. По итогам выборов создались детские, взрослые и детско-взрослые группы, им предстояло обсудить, создать и представить модель старшей школы по Федеральному государственному образовательному стандарту. По итогам защиты выяснили, что в старшей школе учащимся предоставляется выбор предметов, уровень их изучения, тема индивидуального проекта, для усиления некоторых предметов старшеклассникам предлагаются элективные курсы, таким образом постепенно формируется индивидуальная образовательная программа старшеклассника. После обсуждения стажёры сформулировали для себя ожидания от стажировки. Главными для большинства были вопросы: что такое «образовательная среда», может ли она формировать компетенцию ответственного выбора у учащихся старшей школы, как выглядит индивидуальный образовательный маршрут.
Для первоначального формирования понимания среды старшей школы и «индивидуальный образовательный маршрут» гостям была предложена первая стажёрская проба в форме образовательной экскурсии по Гимназии на которой им необходимо было найти следы индивидуального образовательного маршрута. По возвращении все обменялись мнениями, поделились впечатлениями, перечислили следы: нелинейное расписание, графики индивидуальных консультаций педагогов, проектная деятельность, open space, школьное самоуправление. После обобщения стажёрам была предложена лекция «Технология «индивидуальный образовательный маршрут»: понятие, структура, этапы разработки», в ходе которой подробно освещена данная технология, ее структурные элементы и условия для реализации, в частности, был продемонстрирован опыт ИОМ в предмете. Были заданы вопросы касающиеся выстраивания индивидуальной работы с учеником, родителями.
Вторая половина дня была посвящена формированию понятий «образовательная среда», «индивидуальный образовательный маршрут», критерии оценки компетенции ответственного выбора. Формат «Word-café», позволил разделиться на группы, каждому участнику определить свою роль: хозяина кафе, задающего вопросы, выступающего и гостя. За каждым столиком нужно было выполнить разный формат заданий: в технологии «фишбоун» — создать модель образовательной среды старшей школы по ФГОС, в виде swart-отчета проанализировать через позиции преимуществ, недостатков, рисков и возможных угроз, за последним столиком создавали критериальный лист для оценки компетенции «ответственного выбора». При представлении работ пришли к следующим выводам: индивидуальный образовательный маршрут позволяет учитывать индивидуальность и интересы старшеклассника, формирует умения планировать свою деятельность. По остальным позициям возник ряд вопросов: как поменялась образовательная среда старшей школы с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт? при определении сформированности компетенции «ответственного выбора» у старшеклассника что оценивать: результат или процесс? По последнему вопросу началась дискуссия: группа поделилась на 2 части: одни за оценку результата, другие — за процесс. Решили, что в течении работы стажировочной площадки попытаемся ответить на эти вопросы.
Для проектирования образовательного события для детей и родителей 9-х классов и осуществления стажёрской пробы педагогам надо было снова определиться с позицией: директора, заместителя директора и классного руководители/ тьютора, психолога. Каждый участник разрабатывал свою область участия в образовательном событии. Директора: общее руководство процессом, заместители: организацию, проведение, выступление перед родителями и детьми с объяснением ключевых моментов при формировании индивидуальной образовательной программы, классные руководители: консультации при выборе, помощь в организации и проведении. Перед всеми участниками была поставлена общая задача, пользуясь разработанным критериальным листом оценить формирование компетенции ответственного выбора у девятиклассников и удержать выбранную позицию.
Первый день закончился трогательным спектаклем победителей муниципального этапа конкурса «Те-Арт Олимп Росатома» «…сердце словом отзовётся…» под руководством Ирины Игоревны Дудоровой. Улица – место, объединяющее разных людей в одном пространстве, живой организм со своим прошлым, секретами и тайнами. История проспекта Мира, представленная ребятами, – история улицы, города, страны, мира…людей, связавших свою жизнь с историей тронула сердца гостей и не оставила их равнодушными к происходящему на сцене.
День второй.
День начался с проведения совместного мероприятия педагогического коллектива и стажеров «Сессии запуска и проектирования индивидуальных учебных планов». Событие разворачивалось в режиме реального времени, стажеры были погружены в настоящую деятельность с родителями и учащимися 9-х классов. Стажёры должны были удержать выбранные роли и оценить был ли выбор девятиклассников ответственным в процессе проведения события.
Закипела работа. Участников было много, пришлось продублировать некоторые группы, при работе разрешено было пользоваться компьютером с выходом в Интернет. Стажеры активно помогали, консультировали, осуществляли модерацию групп, исходя из своих ролей. По истечении времени началась защита проектов. При формулировании цели поступления в 10 класс дети руководствовались возможностью углубления тех предметов, которые необходимы при поступлении, выбирали технические специальности, ВУЗы Москвы, Санкт — Петербурга, Нижнего Новгорода.
Следующим этапом было выступление заместителя директора гимназии Калмыковой С. В. и стажера в роли заместителя директора Бормотовой Н. А., на котором были озвучены основные условия необходимые для формирования индивидуальной образовательной программыв соответствии с требованиями ФГОС СОО.
По итогам работы были сделаны следующие выводы:
На следующем этапе участникам стажировки простояло самим спроектировать событие для детей 8, 9,10-х классов (на выбор стажеров), которое позволило бы оценить компетенцию ответственного выбора у детей.
Было разработано три формы с учащимися для осуществления стажёрской пробы: для десятиклассников- тренинг в формате «лестница достижений», для разновозрастных групп-дискуссия о важности литературы в образовании и игровой формат «Бункер».
Первыми реализовывали свой формат группа, состоящая и з Аленичевой Марины Юрьевны, Матвейчук Натальи Никандровны, Шадриной Евгении Витальевны и Бормотовой Натальи Александровны. Первоначально с учащимися обсудили понятие «ответственный и безответственный выбор», как выбор влияет на жизнь каждого, как осуществить ответственный выбор, а затем предложили сформулировать каждому участнику самую важную для него жизненную ценность и определить на каком уровне развития этой ценности он находиться, обозначить своё положение на лестнице. Во время обсуждения выяснилось: старшеклассники подошли к выполнению задания ответственно, многие определили для себя, что ценности находятся на этапе развития, выбор дальнейшей траектории в формировании ценности во многом зависит от личности, целеполагания и планирования результатов на будущее.
Вторая группа в составе Калмыковой Марины Юрьевны, Петрунина Надежды Николаевны, Коновалова Дмитрия Александровича в начале выступила с дискуссионным вопросом: сегодня литературное образование подвергается критике, многие считают его далёким от детей, их запросов и интересов. Была поставлена задача для разновозрастной группы: согласны ли вы с этим утверждением, обсудите и создайте модель литературного образования, которая повысит интерес к изучению литературы. Для слушателей были разработаны экспертные листы, которые необходимо было заполнить во время детской защиты. Были выделены следующие критерии: модель отражает значимость литературного образования, способствует воспитанию нравственности, отвечает возрастным особенностям, соответствует ФГОС СОО, способствует качественной подготовке к ЕГЭ. По итогам выступления группы пришли к выводам, что литературное образование необходимо, оно формирует человека, гражданина, позволяет приобщиться к мировому культурному наследию, выступающие отметили, что в Гимназии много делается для популяризации литературы: спектакли по литературным произведениям, акция «Открытый микрофон», где дети читают стихотворения, выпускается школьная газета, также было предложено создать дискуссионный клуб для обсуждения прочитанных или понравившихся произведений, литературные гостиные для объединения любителей одного литературного жанра. К сожалению, критериальный лист не отобразил ответственный выбор учащихся, сложно было по нему оценить процесс формирования.
Последняя форма была наиболее эмоциональной. Анчутина Ирина Владимировна, Стафеева Надежда Александровна, Григорьева Надежда Ивановна, Южакова Ольга Евгеньевна предложили каждому участнику разновозрастной группы сделать выбор. «Надвигается катастрофа, есть бункер, в котором 6 мест. Необходимо выбрать 5 людей, которые будут спасены вместе с вами, именно они заложат основы для будущего общества». На обоснование своего выбора отводилась 1 минута. Началась презентация желающих спастись: актрисы, спортсмена, студента медколледжа, лауреата Нобелевской премии, инженера-технолога, полицейского с пистолетом, врача -хирурга, историка, беременной жены бухгалтера. Предстоял сложный выбор: кого предпочесть, кто необходим, как сделать выбор между подругой и директором Гимназии. Надо отметить, что гимназисты исходили из поставленных задач, не учитывали эмоциональные факторы, к выбору подошли ответственно. В основном аргументация сводилась к следующим важным (по мнению детей) позициям: продолжение человеческого рода, безопасность, медицинская помощь, сохранение культурного наследия. Во время рефлексии участники игры обозначили, что выбирать сложно, когда не хватает информации, ещё не сформированы до конца жизненные ценности, отсутствует понимание перспектив развития общества.
Во время обсуждения со стажёрами итогов дня выяснили, что на данном этапе у каждого участника стажировочной площадки постепенно формируется понимание выбора, условий для выбора, но критерии оценки не сформировались. Совместно со стажёрами выделили условия для выбора: наличие альтернатив, понимание последствий, необратимость, отсутствие права отказа от выбора и заложили такие критерии как целеполагание, анализ ресурсов, планирование, принятие решений, отношение к результату и рефлексия.
Второй день завершился интересной обзорной экскурсией по городу. И снова выбор: журналист, историк, селфимен или фотограф. Предпочтение отдали последним двум позициям, которые и были реализованы гостями. Команда проехала по улицам города, увидела достопримечательности «нового района»: Ледовый дворец, реконструированный стадион «Икар», здание Драматического театра. Особый интерес вызвало посещение монастырского комплекса, расположенного в «старой части» Сарова. Никого не оставило равнодушным посещение Дальней Пустынки, места православного паломничества. Сберегая в неприкосновенности лес, памятник дает возможность живо представить себе обстановку, которая окружала Серафима Саровского в годы его подвижничества. Сегодня там установлен памятник Преподобному Серафиму Саровскому работы скульптора В.М. Клыкова.
День третий.
Последний день стажировки практически полностью был посвящён проектированию модели старшей школы, обеспечивающей формирование компетенции «ответственного выбора» у учащихся. Стажёры снова объединились в группы, никто не захотел поменять выбранную позицию: директора, заместителя директоров, классного руководителя/тьютора. Каждой команде снова было дано задание директорам-создать модель управления внедрения стандарта, заместителям- проанализировать выбор девятиклассников, представить общий отчёт по формированию индивидуальных учебных планов, классным руководителям- обсудить функционал тьютора и классного руководителя, определить необходимость введения новой должности в школе. Модель созданная командой директоров определила необходимые структурные элементы в образовательной организации: коллегиальные органы управления, материально-техническое оснащение, кадры, образовательная программа учреждения, выстроенная в логике индивидуальной учебной программы, предоставляющей право выбора учащемуся. По итогам аналитической справки заместителей директора выяснилось, что будущие десятиклассники в основном выбирают технические предметы: физику, химию, биологию, информатику, углублённую математику, лишь треть отдала предпочтение социально-экономическому направлению. При обсуждении функционала классного руководителя и тьютора выяснилось, что позиции очень схожи, единственное различие в том, что выстраивание работы с учениками и их родителями становится более индивидуализированным.
Для того, чтобы помочь стажёрам создавать критериальный лист для оценки образовательной среды старшей школы, формирующей компетенцию ответственного выбора, им было предложено создать модель такой школы, с учётом тех знаний, которые они получили во время первых двух дней. В ходе работы получились одинаковые модели, важными элементами которой стали: пространство проб и практик, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный учебный план, все эти элементы проходили через субъектные позиции обучающихся и предоставление им выбора в любой сфере учебной деятельности.
Впереди было самое сложное итоговое задание — создание критериального листа и оценка образовательной среды старшей школы Гимназии. Но опытные стажёры, приросшие знаниями за эти дни, не испугались. Пошли по простому пути: заложили элементы созданных моделей, наличие или отсутствие которых надо было зафиксировать, при условии наличия 70% положительных позиций можно считать, что старшая школа формирует выбор. Во время оценки существующую среды старшей школы Гимназии, стажёры пришли к выводу, что большинство позиций присутствует, а значит, формирование выбора у старшеклассников происходит, но, к сожалению, ответственный он или нет сможет определить только время.
Итоги стажировки и написание рефлексивного эссе были последними пунктами программы. Последний час стажировки был одним из самых торжественных и трепетных моментов всех трёх дней. Вручение сертификатов и подарков. Слова благодарности и пожелания. Эти три дня успели стать друг для друга значимыми.
Спасибо всем, кто был причастен к моему первому опыту. Спасибо проекту «Школа Росатома» за возможность выходить за собственные рамки и прирастать новыми компетенциями.