Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
Разновозрастные социальные и творческие проекты как наиболее продуктивная форма организации внеурочной деятельности, обеспечивающая оптимальные условия для формирования социальных компетенций
ФИО разработчика | Пеплова Елена Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Гимназия № 216 «Дидакт». |
Название программы | Разновозрастные социальные и творческие проекты как наиболее продуктивная форма организации внеурочной деятельности, обеспечивающая оптимальные условия для формирования социальных компетенций. |
Цель программы | Приобретение стажерами опыта проектирования и реализации форм разновозрастного сотрудничества, обеспечивающих формирование у школьников социальных компетенций. |
Задачи программы |
|
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры | Современный мир меняется очень стремительно. Эпоха просвещения (как работы по накоплению и передаче знаний и опыта), сменилась эпохой социального действия. Основная проблема общества сейчас — это выбор не между Знанием и Незнанием, а выбор между Действием и Бездействием.
На сегодняшний день принципиально значимыми в образовании и воспитании школьников являются педагогические технологии, обеспечивающие у детей способность действовать самостоятельно. Кроме того, одним из личностных результатов освоения выпускником образовательной программы новым ФГОС определяется сформированность социальных компетенций, а именно:
Во внеурочном пространстве возможна в полной мере реализация универсального права каждого человека на выбор, свободу и самореализацию, провозглашенного еще в античные времена и зафиксированного в 18 веке – «Позволяйте делать, позволяйте идти». Важна любая возможность перейти вместе с детьми в измерение, где дети не ученики, а учителя не руководители, а просто люди, равные в своих взаимоотношениях. Это создает инновационные продуктивные, творческие, открытые формы школьного уклада жизни и естественную среду событийности. Включая обучающихся МБОУ Гимназия № 216 «Дидакт» в разновозрастные социокультурные проекты «Творческая осень», «Осенний лагерь мечты», «Зимняя сказка», «Школьная весна», «Франглия», мы создаем условия для самоактуализации, формирования у учащихся ответственности за выполняемую ими работу, условия для экспериментирования с собственными действиями, изменения и утверждения собственной гражданской позиции. Эти проекты являются особыми пространствами для социальных проб школьников — местом социального взаимодействия. Проектирование выступает как вид самостоятельной, коллективно-распределенной деятельности, исполнение которой предполагает объединение детей в разновозрастные группы, что является, по нашему наблюдению, дополнительным стимулом для развития как младших, так и старших детей. Вся работа в проекте строится в поисковом режиме и максимально приближена к норме действий взрослых людей, но за результат своей работы отвечают сами дети. Все разновозрастные проекты внеурочной деятельности Гимназии №216 «Дидакт» организованы как продуктивные, ведущие к реальному результату. Главным наполнением пространства творческой, социальной реализации и рефлексии являются образовательные события. Как организатор и куратор проектов могу утверждать, что включение учащихся всех возрастов в систему проектирования собственной деятельности от этапов целеполагания и разработки критериев оценки и результатов, через этапы моделирования, до этапов рефлексивного контроля, позволяет решать ряд задач по формированию личности ребенка в соответствии с его возрастными актуальными потребностями и ведущей деятельностью. Между 9 и 10 годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для 10-11-летних — получить у других людей оценку своих возможностей. Отсюда их направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих реальную пользу и получающих общественную оценку. Доминирующие потребности подросткового возраста (Д.Б. Эльконин): потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует потребность 12-13-летних в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14-15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (9-11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12-13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14-16 лет). Специальная организация, специальное построение деятельности предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки на систему «я и общество», развертывание многообразных форм общения, и в том числе высшей формы общения со взрослыми на основе морального сотрудничества. Подобная деятельность может быть продуктивной только в разновозрастном коллективе, в акте сотворчества со старшими. Работа в позиции «учителя», «наставника», «организатора» развивает самостоятельность школьников, основанную на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения, но уже не из позиции сверстника, а из позиции «взрослого». Чтобы научиться учить себя, быть учителем самого себя, школьнику нужно поработать в позиции «учителя», «наставника» по отношению к другому. Эффекты разновозрастного сотрудничества крайне важны для становления самостоятельности: условия для опробования, рефлексии и обобщения известных средств и способов действия, формирование способности понимать и учитывать интеллектуальную позицию другого человека, работа с разными точками зрения. В мою задачу как педагога входит подготовка детей к проявлению их авторства, поиск форм и способов реализации индивидуальной позиции ученика, которую он заявляет в каждом проекте, оказание технической поддержки на пути утверждения его как автора инициативы. Каждый ребенок хочет, чтобы взрослый понял, принял, защитил и поддержал именно его. Если этого не случается, школьная жизнь может превратиться для ребенка в каждодневную пытку и противоборство. Ребенку нужно не руководство, а неформальная совместность. Тогда детско-взрослое сообщество становится естественной, открытой событийной общностью. Согласно А.Б.Воронцову «Образовательное событие – это мероприятие, в результате которого что-то происходит в ребенке, развивает его. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, — но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности». Переступая порог нашей гимназии, чувствуешь, что школа необычна. Холл первого этажа встречает листопадом. Афиши зовут на спектакли, творческие работы учащихся раскрывают мысли, идеи, образы и эмоции юных творцов. Погружаясь в эту атмосферу, понимаешь, что пришла неслышными шагами, улыбаясь ярким, и пока еще теплым солнцем — золотая осень. У многих талантливых людей именно в это время года происходит творческий подъем. Может поэтому уже не первый год осенью в гимназии реализуется разновозрастной проект «Творческая осень». «Творческая осень» — стартовый проект, задающий ритм школьной жизни на весь учебный год. Он включает в себя следующие направления деятельности и события:
Проект «Творческая осень» завершился, победители названы, на пресс-конференции и совете гимназии все желающие смогли задать интересующие вопросы и получить на них ответы, высказать свои замечания и пожелания, и гимназисты начинают подготовку следующих проектов. Какова же технология организации общегимназических разновозрастных социально-культурных и творческих проектов? Она полностью соответствует структуре деятельности: На начальном этапе проектирования обсуждаются ценностные ориентиры проекта: как сделать наше совместное проживание интересным, запоминающимся, успешным? Формируются детско-взрослые проектные группы, ответственные за отдельные направления подготовки. Они образуют творческие группы, которые ведут проект по всем этапам. Проектные группы на совете гимназии конструируют способы реализации проекта, строится прогноз результатов деятельности (интеллектуальной, эстетической) и практический эффект личностного развития каждого участника проекта. Определяется группа для разработки положений и осуществления контроля за подготовкой конкретных событий. Рекламная кампания предлагает всем желающим принять участие в проекте. Участники проекта определяют задачи предстоящей деятельности, детально продумывают все направления подготовки. Ученики самостоятельно планируют все действия, создавая своеобразную модель реализации проекта. Отдельно продумывается место и время предъявления личных достижений по всем направлениям проекта. Один из самых важных этапов проекта — этап оценки, где дети анализируют, как прошло дело, где каждый находит свое реальное «Я» в проекте и в целом в системе культурных ценностей. Для получения статистической картины каждый отвечает на вопросы:
Рефлексия на этом этапе осуществляется через публичное признание достижений и позитивного вклада каждого участника проекта, через награждение, публикацию авторских замыслов и конкретных творческих работ (стихов, сочинений, рассказов о гимназии и гимназистах). На этом этапе происходит выход на постановку задачи на новый проект. Для подведения итогов проектной деятельности постоянно функционирует пресс-центр, детально анализирующий все результаты. Отчетность может проходить в форме работы расширенного совета гимназии, пресс- конференций, экспресс – газет. Подростки, участвуя в любом из предложенных ими же проектов (групповых или индивидуальных), научаются способу деятельности в ситуации выбора и возможности применять этот способ в будущей жизни, т.е. по сути, подросток проектирует свое будущее. |
Перечень необходимого оборудования |
|
Формулировки понятийных и практических задач | Количество часов | Содержание работы |
1. Сформированность социальных компетенций как требование ФГОС к личностным результатам. | 3 | Проблематизация, целеполагание: необходимость организации во внеурочном образовательном пространстве мест для реализации универсального права каждого человека на выбор, свободу и самореализацию.
Анализ требований ФГОС к формированию социальных компетенций. Педагогические условия для формирования социальных компетенций. Проектирование образовательных пространств для социальных проб школьников, социального взаимодействия. |
2. От проектных задач — к проектной деятельности | 4 | Проблематизация, целеполагание: необходимость соблюдения принципа преемственности для переноса способов работы над проектной задачей в разновозрастной группе на организацию разновозрастного проекта.
Проектная задача как система детских действий, направленных на возникновение не существовавшего в практике ребенка результата и качественное самоизменение группы детей. Социальные компетенции, формируемые при решении проектных задач: умение договариваться, умение осуществлять взаимопомощь в решении задачи, умение распределять обязанности, умение вырабатывать общую стратегию. Проектирование как вид самостоятельной, коллективно-распределенной деятельности. Виды проектов, структура проектов. Анализ разновозрастного проекта «Зимняя сказка» гимназии №216 «Дидакт» с точки зрения создания условий для формирования социальных компетенций. Проектирование и реализация стажерами постановки задачи на новый разновозрастной проект. |
3. Разновозрастная группа как условие для реализации доминирующих потребностей подростков | 5 | Проблематизация, целеполагание: необходимость создания разновозрастных групп как пространства социального позиционирования.
Исследование доминирующих потребностей подросткового возраста по Д.Б. Эльконину: потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, мотив занять определенное место в коллективе сверстников; стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности. Работа в позиции «учителя», «наставника», «организатора» как средство для развития самостоятельности школьников, способности удерживать точку зрения «взрослого». Эффекты разновозрастного сотрудничества для формирования социальных компетентностей. Функция социальной поддержки – помощь старших младшим при организации деятельности, поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников. Проектирование организации работы над проектной задачей в разновозрастной группе и стажерские пробы по разработанным проектам. |
4. Технология разновозрастного проектирования | 9 | Проблематизация, целеполагание: необходимость проведения социокультурного или творческого проекта в соответствии со структурой деятельности (по В.В.Давыдову)
Событийный формат реализации разновозрастных проектов. Творческий разновозрастной проект как «место успеха», место для предъявления достижений, место возникновения и реализации групповых и индивидуальных замыслов. Ценностные ориентиры проекта: как сделать совместное проживание интересным, запоминающимся, успешным? Принципы формирования детско-взрослых проектных групп. Конструирование способов реализации проекта. Прогноз результатов деятельности (интеллектуальной, эстетической) и практический эффект личностного развития каждого участника проекта. Детско-взрослое жюри как необходимость формы осуществления оценки всех событий разновозрастного проекта, как возможность реализации потребности подростка быть и считаться взрослым. Этап оценки проекта как рефлексия и публичное признание достижений и позитивного вклада каждого участника проекта. Постановка задачи на новый проект. Роль совета гимназии, пресс-конференций, экспресс–газет в рефлексии и оценке проведения проекта. Проектирование стажерами событийного формата мероприятия (внутри реализуемого на данный момент в гимназии разновозрастного проекта) и реализация его в стажерской пробе. |
5. Роль педагога в организации проектной деятельности | 3 | Проблематизация, целеполагание: необходимость смещения роли педагога с позиции указывающего, руководящего на роль сопровождающего (тьютора)
Создание условий для выбора каждым ребенком содержания образования, которое наиболее полно соответствуют его индивидуальным особенностям. Задачи педагога при организации проведения разновозрастного проекта на каждом его этапе. |
Учебный план стажировки
№ | Формулировка понятийной и ( или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекция | Практическое занятие | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1 | Сформированность социальных компетенций как требование ФГОС к личностным результатам. (3 часа)
Проблематизация, целеполагание: необходимость организации во внеурочном образовательном пространстве мест для реализации универсального права каждого человека на выбор, свободу и самореализацию. Анализ требований ФГОС к формированию социальных компетенций. Педагогические условия для формирования социальных компетенций. Проектирование образовательных пространств для социальных проб школьников, социального взаимодействия. |
2 |
1 | ||
2 | От проектных задач — к проектной деятельности. (4 часа)
Проблематизация, целеполагание: необходимость соблюдения принципа преемственности для переноса способов работы над проектной задачей в разновозрастной группе на организацию разновозрастного проекта. Проектная задача как система детских действий, направленных на возникновение не существовавшего в практике ребенка результата, в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Социальные компетенции, формируемые при решении проектных задач: умение договариваться, умение осуществлять взаимопомощь в решении задачи, умение распределять обязанности, умение вырабатывать общую стратегию. Проектирование как вид самостоятельной, коллективно-распределенной деятельности. Виды проектов, структура проектов. Анализ разновозрастного проекта «Зимняя сказка» гимназии №216 «Дидакт» с точки зрения создания условий для формирования социальных компетенций. Проектирование и реализация стажерами постановки задачи на новый разновозрастной проект. |
1 |
2 |
1 | |
3 | Разновозрастная группа как условие для реализации доминирующих потребностей подростков . (5 часов)
Проблематизация, целеполагание: необходимость создания разновозрастных групп как пространства социального позиционирования. Исследование доминирующих потребностей подросткового возраста по Д.Б. Эльконину: потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, мотив занять определенное место в коллективе сверстников; стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности. Работа в позиции «учителя», «наставника», «организатора» как средство для развития самостоятельности школьников, способности удерживать точку зрения «взрослого». Эффекты разновозрастного сотрудничества для формирования социальных компетентностей. Функция социальной поддержки – помощь старших младшим при организации деятельности, поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников. Проектирование организации работы над проектной задачей в разновозрастной группе и стажерские пробы по разработанным проектам. |
2 |
2 |
1 | |
4 | Технология разновозрастного проектирования. (9 часов)
Проблематизация, целеполагание: необходимость проведения социокультурного или творческого проекта в соответсвии со структурой деятельности (по В.В.Давыдову) Событийный формат реализации разновозрастных проектов. Творческий разновозрастной проект как «место успеха», место для предъявления достижений, место возникновения и реализации групповых и индивидуальных замыслов. Ценностные ориентиры проекта: как сделать совместное проживание интересным, запоминающимся, успешным? Принципы формирования детско-взрослых проектных групп. Конструирование способов реализации проекта. Прогноз результатов деятельности (интеллектуальной, эстетической) и практический эффект личностного развития каждого участника проекта. Детско-взрослое жюри как необходимость формы осуществления оценки всех событий разновозрастного проекта, как возможность реализации потребности подростка быть и считаться взрослым, признание окружающими взрослыми равенства с точки зрения прав. Этап оценки проекта как рефлексия и публичное признание достижений и позитивного вклада каждого участника проекта. Постановка задачи на новый проект. Роль совета гимназии, пресс-конференций, экспресс–газет в рефлексии и оценке проведения проекта.Проектирование стажерами событийного формата мероприятия (внутри реализуемого на данный момент в гимназии разновозрастного проекта) и реализация его в стажерской пробе. |
2 |
4 |
3 | |
5 | Роль педагога в организации проектной деятельности. ( 3 часа) Проблематизация, целеполагание: необходимость смещения роли педагога с позиции указывающего, руководящего на роль сопровождающего (тьютора) Создание условий для выбора каждым ребенком содержания образования, которое наиболее полно соответствуют его индивидуальным особенностям. Задачи педагога при организации проведения разновозрастного проекта на каждом его этапе. |
1 |
1 |
1 | |
Всего 24 часа |
8 |
10 |
6 |
Внешняя оценка результатов стажеров | Внешняя оценка будет осуществляться через:
|
Самооценивание стажерами собственных результатов | Самооценивание будет производиться через заполнение созданной стажерами «Карты личностных достижений», через рефлексивный анализ |