Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Реализация принципа индивидуализации в общеобразовательной организации»
Создание условий для формирования у стажеров идеи и навыков организации образовательной среды, способствующей реализации принципов индивидуализации обучения.
На современном этапе развития образования учителю необходимо продумывать построение образовательных отношений таким образом, чтобы удовлетворить запросы как отдельного ученика, его законных представителей, так и запросы государства в целом. Внедрение ФГОС на всех уровнях образование, инклюзия, достижение не столько предметных, сколько метапредметных и личностных результатов обучения, формирование компетентностей личности – вот те ориентиры, которые направляют деятельность учителя. В альтернативу индивидуальному подходу уже достаточно давно ставятся принципы индивидуализации.
Проблема разграничения индивидуализации и индивидуального подхода широко рассматривается в современной педагогической теории. И, хотя, некоторые специалисты не выделяют принципиальной разницы между двумя этими понятиями, разница все-таки есть, и достаточно существенная. Индивидуализация предполагает создание избыточной образовательной среды, дающей обучающему возможность получить такой опыт, который позволил бы ему быть субъектом собственного образования, т.е. самостоятельно строить свой образовательный маршрут и нести за него ответственность.
МАОУ «СОШ № 45» является обычной общеобразовательной школой, в которой обучаются дети с разными образовательными запросами. С 2019 – 2020 учебного года мы начинаем внедрять ФГОС СОО, однако уже на протяжении 4 лет практикуем обучение старшеклассников по индивидуальному учебному плану и имеем достаточный опыт в данной деятельности. В школе нет интерактивного современного высокотехнологичного свободного пространства для реализации в нем разнообразной деятельности учащихся 10-11 классов в рамках реализации их индивидуальных учебных планов, нет добавочного финансирования, что с одной стороны усложняет процесс реализации обучения по ИУП, но с другой стороны мы готовы показать как можно развернуть образовательную деятельность, исходя из имеющихся ограниченных ресурсов. Нами осуществляется выстраивание образовательной среды школы с учетом реализации принципов индивидуализации обучения, в том числе обучение по индивидуальному учебному плану, в рамках условий общеобразовательной школы.
Мы считаем, что процесс индивидуализации обучения, направленный на личностное развитие каждого отдельного обучающегося, будет возможен, если:
В рамках первого условия уместно говорить о возможности организации обучения учащихся по индивидуальному учебному плану, сопровождения обучающегося при создании и реализации им его индивидуальной образовательной траектории. В соответствии с этим одним из компонентов индивидуализации является тьюторская деятельность, в которую заложены следующие функции: ориентировочная, образовательная, социальная, корректирующая и воспитательная. Роль учителя меняется на роль тьютора. Конечно, в большей степени классный руководитель является в данной ситуации тьютором (при отсутствии таковой должности в школе), но и учитель – предметник должен переориентировать свою работу не просто на обучение, а на педагогическое сопровождение каждого обучающегося. Еще одним компонентом индивидуализации в данном направлении является свободный выбор предметов для изучения, т.е. для обучающихся должен быть представлен реальный выбор дополнительных (элективных) курсов для изучения помимо предметов, обозначенных в инвариантной части учебного плана. Именно избыточная образовательная среда предоставляет возможности для обучающихся простроить свою образовательную траекторию, особенно на уровне среднего общего образования, как это делается в нашей школе. Третьим компонентом индивидуализации должна стать разработка и реализация в школе адаптированных образовательных программ. Сейчас это – не просто «прихоть» или веяние моды в образовании, это реальность, которая продиктована инклюзией. Реализация адаптированных образовательных программ в общеобразовательной организации позволит каждому ребенку, в том числе с особыми образовательными потребностями, найти в нашей среде ресурсы для развития и построения своей образовательной траектории.
В рамках второго условия необходимо понимать, что индивидуализация обучения требует создания специальных условий, создания особой образовательной среды. Современным направлением является виртуальная образовательная среда, обеспечение возможности включения курсов дистанционного обучения (что опять же приведет к созданию избыточной образовательной среды). Данные курсы, разработанные учителем – предметником могут преследовать несколько целей: от поддержки очного обучения до индивидуальной работы с одаренными детьми, обучающимися с ОВЗ и т.д. В рамках предмета «Иностранный язык» одним из требований ФГОС по оснащению кабинета является наличие лингафонной системы. Казалось бы, разве лингафонный кабинет имеет какое-то отношение к реализации принципа индивидуализации? Он больше подходит для осуществления индивидуального подхода к обучению! Однако, этот вопрос можно рассмотреть и с другой точки зрения. Именно возможность выбора темпа работы, средства обучения, уровня сложности задания для индивидуальной, парной и групповой работы формируют ту самую избыточную образовательную среду, которая способствует индивидуализации обучения. И дело здесь может касаться не только лингафонного кабинета или курсов дистанционного обучения, которые мы используем в нашей школе, а любых доступных на сегодняшний момент учителю средств обучения и даже оформления кабинета.
В рамках третьего условия не стоит забывать о структуре урока, педагогических технологиях, приемах и методах, способствующих индивидуализации обучения. Можно ли выделить таковые из огромного разнообразия в современной педагогике? В принципе все современные технологии, направленные не только на достижение обучающимися предметных, но и метапредметных и личностных результатов, способствуют реализации принципа индивидуализации обучения. В данном ракурсе можно рассмотреть технологию проблемно – диалогического обучения на уроках английского языка, технологию профессиональных проб, использование приемов и методов ТРИЗ, эдьютейнмент и коллаборацию в обучении.
Таким образом, мы видим, что реализация принципа индивидуализации обучения зависит как от конкретных управленческих решений (например, организация обучения по индивидуальным учебным планам), так и от материального и педагогического потенциала школы и учителя. И, наверно, главную роль в процессе индивидуализации обучения, все-таки необходимо отдать современному учителю, который должен и может пересмотреть свою роль на уроке, подобрать педагогические технологии, приемы, методы и средства обучения, может стать обучающемуся куратором и тьютором, готовым помочь каждому ученику в определении и реализации его образовательной траектории.
Участники стажировки будут погружены в опыт проектирования и модерации образовательной среды старшей школы через реализацию принципов индивидуализации обучения.
Педагогам-стажёрам представится возможность:
Формулировка понятийных или практических задач, решаемых на стажировке | Количество часов | Содержание работ |
День 1. Запуск стажировки. | ||
1.1. Знакомство | 0,5 часа | Визитная карточка стажера. |
1.2. Определение индивидуальных запросов стажеров по проблеме создания образовательной среды для реализации принципов индивидуализации обучения в общеобразовательной организации. | 2 часа | Практикум. Проектирование индивидуального образовательного маршрута по программе стажировки. Оформление с дневником стажера. |
1.3. Оформление понятийного поля программы стажировки. Проектирование ИУП обучающегося. | 2 часа 0,5 часа 1,5 часа 0,5 часа 0,5 часа | Работа с понятиями стажировки в формате «world cafe» (индивидуализация обучения, индивидуальный подход, образовательная среда, виртуальная образовательная среда, индивидуальный учебный план, тьюторство). Лекция: составление ИУП на уровне СОО. Проектный семинар: составление ИУП обучающегося. Оценка существующей в МАОУ «СОШ № 45» образовательной среды с точки зрения реализации принципов индивидуализации обучения на уровне среднего общего образования. Мозговой штурм: подготовка обучающегося 9-го класса к составлению ИУП. |
1.4. Рефлексия. | 0,5 часа | Заполнение дневника стажера. |
День 2. Разработка идеи. | ||
2.1. Проектирование деятельности тьютора на этапе подготовки обучающегося к составлению ИУП. | 1 час | Аукцион идей: подготовка обучающегося к составлению ИУП. |
2.2. Создание ситуации для модерации взаимодействия внутри образовательной среды. | 1 час | Стажерская проба: сопровождение обучающегося 9 класса на этапе запуска ИУП. |
2.3. «Методический дайвинг» (технология эдьютейнмент, проблемно-диалогическое обучение, технология профессиональных проб, ТРИЗ, проектные задачи) | 1 час 3,5 часа | Workshop: современные педагогические технологии, реализующие принципы индивидуализации обучения, из опыта работы МАОУ «СОШ № 45». Практикум: погружение в мир педагогических технологий, выбор и реализация маршрута стажера по исследованию педагогических технологий. |
2.4. Проектирование критериев оценки реализации принципов индивидуализации в образовательном процессе | 1 час | Проектный семинар: проектирование критериев оценки реализации принципов индивидуализации в образовательном процессе |
2.5. Рефлексия. | 0,5 часа | Заполнение дневника стажера. |
День 3. Форсайт «Идея реализации принципов индивидуализации обучения в школе» | ||
3.1. Оценочное событие, апробация критериев оценки реализации принципов индивидуализации в образовательном процессе. | 0,5 часа 1 час 1 час | Панельная дискуссия: критерии оценки реализации принципов индивидуализации в образовательном процессе. Стажерская проба: оценка реализации принципов индивидуализации обучения в рамках урочной деятельности. Групповая работа: презентация результатов экспертизы уроков. |
3.2. Сопровождение обучающегося 9 класса при составлении ИУП. | 1,5 часа | Стажерская проба: Сопровождение обучающегося 9 класса при составлении ИУП. Вернисаж индивидуальных учебных планов, составленных обучающимися при стажерском сопровождении. |
3.3. Погружение «Идея реализации принципов индивидуализации обучения в школе». | 2 часа | Круглый стол: представление стажерами своих идеи по реализации принципов индивидуализации обучения в школе. Методический exchange. |
3.4. Анализ итогов стажировки, получение обратной связи от экспертов и стажеров. | 2 часа | Рефлексивный семинар: рефлексивная оценка собственной деятельности и достижений, результатов работы стажировочной площадки. Анализ дневника стажера. |
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1 | Знакомство. Определение индивидуальных запросов стажеров по проблеме создания образовательной среды для реализации принципов индивидуализации обучения в общеобразовательной организации. | 2,5 ч | |||
2 | Оформление понятийного поля программы стажировки. Проектирование ИУП обучающегося. | 2 ч | |||
3 | Проектирование ИУП обучающегося. | 0,5 ч | 3 ч | ||
4 | Проектирование деятельности тьютора на этапе подготовки обучающегося к составлению ИУП. | 1 ч | |||
5 | Создание ситуации для модерации взаимодействия внутри образовательной среды. | 1 ч | |||
6 | «Методический дайвинг» (технология эдьютейнмент, проблемно-диалогическое обучение, технология профессиональных проб, ТРИЗ, проектные задачи) | 5 ч | |||
7 | Критерии оценки реализации принципов индивидуализации в образовательном процессе | 2.5 ч | 1 ч | ||
8 | Сопровождение обучающегося 9 класса при составлении ИУП. | 1,5 ч | |||
9 | Погружение «Идея реализации принципов индивидуализации обучения в школе». | 2 ч | |||
10 | Самооценка стажерами собственной деятельности. Организация интерактивной внешней оценки результатов стажерских проб | 1 ч | 1 ч |
При внешней оценке используется метод экспертных оценок. Внешними экспертами будут являться педагоги школы и города, обучающиеся школы, с которыми будут взаимодействовать стажеры. На интернет – голосование будут выставлены работы стажеров, которые при экспертной оценке получили наивысшие баллы или лучшие отзывы, в зависимости от способа оценки работы (качественная или количественная).
Будет проводиться в форме онлайн опросника с использованием планшетов, с автоматической обработкой результатов.
С 8 по 10 апреля 2019 г. в городе Новоуральск на базе МАОУ «СОШ № 45» прошла стажировка для учителей городов – участников проекта «Школа Росатома» по теме «Реализация принципа индивидуализации в общеобразовательной организации». Руководитель стажировки – Щербакова Ирина Владимировна, учитель английского языка.
Цель программы: создание условий для формирования у стажеров идеи и навыков организации образовательной среды, способствующей реализации принципов индивидуализации обучения.
Открытие стажировки началось с небольшого знакомства с городом и школой, директор МАОУ «СОШ № 45» Бармин Александр Владимирович поприветствовал гостей. Эксперт стажировки, Ковалева Марина Юрьевна, пожелала участникам плодотворной работы и профессионального прироста.
Перед активным погружением в работу участникам была предоставлена возможность высказать свои предположения относительно программы стажировки, обозначить свои ожидания, познакомиться друг с другом, попробовать поработать в команде и описать свой эмоциональный настрой на стажировку с помощью картин известных художников. С помощью сервиса Survio.com коллеги заполнили небольшую входную анкету, где отметили свое понимание разницы между индивидуализацией и индивидуальным подходом. Как показало анкетирование, 50% опрошенных знакомы с этой темой только в теоретическом плане, 20% — работают над этой темой, но у них еще остаются вопросы, 30% — совсем не разбираются в данной теме. Основным ожиданием стажеров было не просто накопление теоретической базы по реализации принципа индивидуализации в общеобразовательной организации, а погружение в практическую деятельность, которую они могли бы построить по своему замыслу.
Итак, у стажеров сложилось свое представление о предстоящей стажировке, настал этап планирования. Каждый участник прописал свою цель и задачи своей деятельности по достижению данной цели на ватмане, за помощью на данном этапе стажеры могли обратиться к предложенным консультантам: Ковалевой Марине Юрьевне, эксперту стажировки, Щербаковой Ирине Владимировне, руководителю стажировки, Молчановой Марианне Львовне, заместителю директора МАОУ «СОШ № 45», Бгатовой Татьяне Григорьевне, заместителю директора МАОУ «СОШ № 45». Если еще в первый день цели стажеров казались немного абстрактными, то при анализе своей деятельности и своего прогресса в следующие дни стажеры могли скорректировать как цель, так и свои шаги и задачи по достижению данной цели.
Началось «погружение в индивидуализацию». Работа с понятиями стажировки в формате World Cafe позволила участникам «открыть» для себя новые смыслы казалось бы давно знакомых слов «индивидуализация» и «индивидуальный подход». Как в своей рефлексии отмечали стажеры, «произошел разрыв: имеющаяся информация не стыковалась с информацией, которую мы – стажеры добывали своим трудом через различные групповые формы». Именно на этом этапе пришло понимание, что вопросов больше, чем ответов, что «индивидуализация» — широкое понятие, она проявляется в образовательном процессе по-разному и затрагивает разные стороны деятельности как ученика, так и учителя, администрации школы — каждого: ситуации выбора, роль учителя, субъектная позиция ученика, тьюторское сопровождение, реализация ИУП… Трудно перечислить все, к чему пришли стажеры. Трудно было и стажерам, ведь перед ними стояла еще одна, непростая, задача: составить критерии оценки реализации принципов индивидуализации в образовательном процессе. Возникли сложности: какие критерии, как отобрать, на что делать упор, что оцениваем. Не всем было легко развернуть теорию в практической плоскости, однако в групповой работе стажеры создали некий образ критериев, которые дорабатывались и дорабатывались еще в течение двух дней.
Следующим этапом стажировки стало знакомство с понятием индивидуального учебного плана обучающегося на уровне СОО. В рамках формата jigsaw reading стажеры нашли и осознали разницу между несколькими профилями обучения, обозначили риски, определили структуру и наполнение ИУП. Коллеги очень ответственно отнеслись к работе с кейсом по индивидуальному учебному плану, уделяя внимание любым мелочам, так как они понимали, что на следующий день они с этим выходят к детям – девятиклассникам, и именно они будут выступать в роли тьютора при составлении ИУПа обучающимися.
Однако, на данном этапе настал такой момент, когда стажеры стали практически отождествлять индивидуальный учебный план с индивидуализацией, не замечая других «следов» и признаков реализации принципа индивидуализации в общеобразовательной организации. Хоть немного вернуть стажеров в правильное русло помогла оценка существующей в МАОУ «СОШ № 45» образовательной среды, которая была предложена в двух формах: экспедиция по школе и интервьюирование администрации школы. Стажеры подготовили свои вопросы, ответы на которые помогли бы им «уловить следы индивидуализации» в школе. То, какие вопросы задали стажеры, и то, какие вопросы они не задали, на что мудро указала наш эксперт, Марина Юрьевна, подтолкнуло участников стажировки к корректировке и доработке критериев оценки реализации принципов индивидуализации в образовательном процессе.
Доосмыслить, доработать пришлось уже дома. С этим страшным словом «Критерии» наши стажеры закончили свой первый день. По впечатлениям от первого дня, по рефлексии стажеров можно сказать, что это был крайне плодотворный день, насыщенный различными форматами работы, оставивший больше вопросов, чем ответов и принесший новые, совсем неожиданные формулировки и решения.
Второй день обещал быть интересным и крайне разнообразным, ведь именно здесь — первая стажерская проба, погружения в мир педагогических технологий и вновь Критерии. В рамках анализа предыдущего дня стажеры смогли подкорректировать свои цели на стажировку, задать возникшие «за ночь» вопросы, обозначить свои идеи, ощущения, мысли относительно принципа индивидуализации в образовательной организации. С критериями готовы были все, но вот насколько они «состоятельны» нам должен был показать второй день.
Итак, первая стажерская проба. Составление ИУП обучающегося, работа с девятиклассниками МАОУ «СОШ № 45». Проба состоялась. Каждому стажеру было предложено поработать с обучающимся 9го класса на этапе запуска ИУП (кому-то повезло больше – некоторые работали с двумя обучающимися!). Сопровождать ученика, дать ему возможность воплотить свои замыслы относительно своего будущего (выбор предметов для изучения), а не «давить» на обучающегося, настоятельно советовать ему что-то – вот то, что вызывало порой сложность. Наши стажеры справились, указав, что смена своей роли далась им тяжело, и не всегда они могли удержаться в рамках такой роли. Но дети помогали стажерам разобраться в механизме составления ИУП, «в котором дети порой понимают больше нас».
Стажерская проба позади, стажеры удовлетворены результатом, у них все получилось на данном этапе. А будет ли также легко дальше? Перешли к современным педагогическим технологиям. Воркшоп по современным педагогическим технологиям был построен с применением технологии проблемно – диалогического обучения, работы с кейсом (при решении проблемы), частичного применения приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (на этапе рефлексии). Содержание воркшопа также было связано с современной педагогической технологией, Edutainment, которая дает ученику право выбора форм, средств обучения, право реализовать свои замыслы, пойти своим путем. Проанализировав случившееся, стажеры пришли к выводу, что эти технологии работают на становление субъектной позиции ребенка.
Пора стажерам погружаться в мир педагогических технологий, выступить в роли экспертов, найти, оценить «следы» индивидуализации в образовательном процессе. На данном этапе мы вновь вернулись к Критериям, началась проверка их «состоятельности».
Коллеги могли построить свой маршрут, выбрав роль, в которой они пойдут на урок (эксперт, обучающийся, тьютор и т.д.), выбрав технологию, которую хотели бы оценить вне предметного содержания, выбрав учебный предмет, занятие по которому они могли бы посетить. Можно отметить, что «очевидного» выбора по предметам стажеры не совершили, пошли на «роль» и на технологию, что не могло не порадовать, так как было видно, что участники стараются уловить «индивидуализацию» вне учебного предмета и осознать ее как надпредметный принцип. В каждом уроке, погружении стажеры «по крупицам» собирали картинку реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе, анализировали, дорабатывали Критерии. Второй день закончился на позитиве. Критерии получили свое окончательное оформление, у стажеров сложилось достаточно четкое представление того, как и через что реализуется индивидуализация в школе, что ИУП – это не вся индивидуализация, а один из ее ярких элементов, которому предшествует большая, планомерная работа по развитию субъектной позиции ученика как в урочной деятельности, так и в жизни.
День выдался насыщенным и сточки зрения расширения информационного поля стажеров, и с точки зрения форматов работы. А завтра – вновь стажерская проба, 20-тиминутное занятие с детьми. Идеи витали повсюду. Стажеры обменивались друг с другом мыслями, как им «показать эту индивидуализацию». «Вчера думала, как много всего! Это я просто не знала, что будет сегодня», вот что говорили стажеры про последний день. А организаторы – то знали, поэтому для эмоциональной разгрузки стажерам был предложен необычный мастер – класс: «Рисуем в кафе за 1,5 часа». За чашечкой кофе в приятной приглушенной атмосфере участники примеряли на себя новую роль, роль художника. «В каждом чемодане поедет частичка Новоуральска в другой город …».
Третий день – самый ответственный, день, который подведет итог той работе, что была проделана в первые два дня, покажет, произошел ли прирост у стажеров, достигли ли они своей цели, реализовали ли они своей замысел на стажировку.
Несмотря на переживания стажеров по поводу их стажерской пробы, им был предложен совершенно новый вызов. Коридорное образование. А как Вы можете использовать пространство коридора для образовательных целей? Стажеры, объединившись в группы, предложили несколько интереснейших идей, как организовать коридорное пространство МАОУ «СОШ № 45» так, чтобы оно без вмешательства взрослого «подталкивало» ребенка к открытию, к появлению у него новых образовательных замыслов. Уже позже, по завершении стажировки, стажеры отмечали, что начали продумывать «коридорное образование» и для своей школы.
И снова возвращаемся к Критериям. Одна из самых сложных ролей – роль эксперта. Стажеры оценивают уроки по разработанным ими же самими Критериям на наличие «следов» индивидуализации. Перед ними стоит непростая задача – не только найти признаки индивидуализации, но и найти места в уроках, где можно было бы реализовать принципы индивидуализации, предложить, как это сделать. Проба получилась. Экспертная позиция покорилась стажерам. Критерии, уже на несколько раз переработанные, доказали свою состоятельность. Стажеры видят, как и в чем проявляется индивидуализация, могут посоветовать, как вывести тот или иной этап урока в такую форму, чтобы работа шла над развитием субъектной позиции ученика.
Стажеры знают, понимают, видят … . А что покажет проба? «Точно понимала, что не получится, но было интересно, что именно». Прошло 10 стажерских проб, каждый стажер попробовал перенести весь полученный на стажировке опыт в свою деятельность с детьми. Были проведены занятия по биологии, физике, математике, технологии, английскому языку, физической культуре, психолингвистике, русскому языку. Рефлексия по стажерской пробе включала в себя сопоставление результатов самооценивания и взаимооценивания стажерами. Каждый увидел свой прирост, свои дефициты, определил, над чем можно поработать в будущем, каждый «прожил индивидуализацию».
Одним из последних этапов стажировки являлся круглый стол, в рамках которого стажеры представляли свои идеи по реализации принципов индивидуализации обучения в школе. Ковалева Марина Юрьевна акцентировала внимание стажеров на вопросах развития субъектной позиции ученика. Все стажеры предложили свое видение того, каким образом и через что они могли бы реализовывать принципы индивидуализации в своих школах, на своих уроках и занятиях. Здесь вновь вспомнили и про ситуации выбора, про замыслы учеников, ИУПы, субъектность и тьюторство, коридорное образование и много, многое другое.
Подводя итого стажировки, участники отметили, что смогли реализовать свой замысел на эти три дня, пришли к поставленной цели. Каждая новая ситуация создавала новые вопросы для стажеров, а каждый их последующий шаг давал на них ответы. В своих дневниках стажера каждый участник отметил свой профессиональный прирост, который касался как непосредственной темы стажировки, так и форматов организации работы стажеров.
Особо хочется отметить роль эксперта стажировки, Ковалевой Марины Юрьевны, которая неустанно работала со стажерами, руководителем стажировки и администрацией МАОУ «СОШ № 45». Ее советы, острые вопросы, своевременная помощь позволили всем задействованным в стажировке лицам очень глубоко погрузиться в тему стажировки, прожить ее, получив новый опыт деятельности и новые идеи для дальнейшей реализации.
Завершение стажировки прошло в теплой атмосфере, атмосфере дружеского и одновременно профессионального общения, когда не боишься высказывать свои мысли и планы, порой самые безумные, относительно своей профессиональной деятельности. Стажировка «Школы Росатома» — это опыт, опыт для всех, а ведь именно опыт является тем звеном, которое связывает наши замыслы с результатом их реализации. Чем больше опыта, тем больше замыслов, тем больше результатов.