Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
Проектирование воспитательных событий, направленных на ценностную ориентацию школьников
Ведущий стажировки: Широкова Мария Александровна, МБОУ Школа № 13, учитель истории и обществознания
Участники стажировки: педагогические работники школ
Даты проведения стажировки: 26 – 28 сентября 2024 года
E-mail: mari@sirokova.ru
Город: Саров, Нижегородская область
Волкова Елена Геннадиевна, Саров
Гудыма Мария Андреевна, Лесной
Дробинина Наталья Николаевна, Глазов
Ковалева Софья Олеговна, Лесной
Коренюгина Елена Владимировна, Снежинск
Коржова Елена Александровна, Лесной
Корчагина Светлана Александровна, Нововоронеж
Красильникова Екатерина Витальевна, Саров
Лукинских Оксана Сергеевна, Новоуральск
Ляпин Дмитрий Александрович, Саров
Никитина Наталья Владимировна, Саров
Портнова Людмила Алексеевна, Саров
Садченкова Елена Аркадьевна, Лесной
Слюсарева Юлия Сергеевна, Саров
Туряева Ирина Анатольевна, Саров
Стажировка проходила 26-28 сентября 2024 года на базе МБОУ Школа № 13 города Сарова Нижегородской области. В стажировке приняли участие представители 6 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Нововоронежа, Новоуральска, Снежинска, Глазова, Лесного и Сарова. Каждый из них пришёл на стажировку с особой целью – научиться создавать среду, способствующую формированию личности ребёнка в духе традиционных российских ценностей; приобрести опыт работы с инструментом, который позволит проектировать эту среду. Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».
День первый.
Свет утреннего солнца мягко пробивался сквозь окна, освещая кабинет, где собрались педагоги из разных уголков страны. День начался с тёплого приветствия и нетворкинга, который стал основой для дальнейшего взаимодействия, заложив фундамент доверия и сотрудничества. Каждый смог поделиться своими ожиданиями от встречи и предложить свой профессиональный и личный опыт для обогащения коллег. Атмосфера была лёгкой и непринуждённой, что позволило участникам раскрыться.
В первой половине дня была выстроена работа над понятийным аппаратом. Разобрали семнадцать традиционных российских ценностей на предметные составляющие, определили, что же конкретно нужно формировать у школьников, плавно перешли к вопросу «Как?».
Стажеры обсуждали ценности, которые формируют нашу жизнь, искали их отражение в окружающем мире. Событие для педагогов «Город как ресурс» было спроектировано таким образом, чтобы стажеры могли погрузиться в городскую среду и использовать её как ресурс для формирования ценностных ориентаций школьников. Саров, город с богатой историей и уникальной атмосферой, стал для них не просто местом встречи, но и настоящей лабораторией идей.
После обеда стажеры погрузились в опыт воспитательной работы МБОУ Школа № 13, посетили воспитательное событие руководителя стажировки, совместно с ней и учащимися 8 класса получили возможность «прожить» ценность «приоритета духовного над материальным». Порассуждали над мнением: «Если, скажем, построить на кладбище высотку – это экономически выгодно, но духовно это является совершенным кощунством».
С Юлией Андреевной Куликовой, советником директора по вопросам воспитания, стажеры погрузились в проживание ценности «милосердие», а с Натальей Александровной Гуриной, классным руководителем 10 класса – в базовой ценности «жизнь».
На рефлексивно-аналитической сессии стажеры зафиксировали и систематизировали увиденные элементы образовательных событий. Получили возможность самостоятельно проанализировать и ответить на четыре вопроса: на формирование какой ценности направлен воспитательный формат? Смог ли педагог «зацепить» детей? Что было вызовом? Нашли ли момент «проживания»? Это было событие или мероприятие?
В период активной лекции Марии Александровны Широковой педагоги познакомились с инструментом, который позволяет облегчить работу по проектированию событий – конструктором событий, разработанным кандидатом педагогических наук Романом Викторовичем Селюковым. Стажеры синхронизировали основные понятия конструктора с элементами, которые увидели на практике у педагогов школы.
Кульминацией первого дня стало знакомство педагогов с ценностями города, которые стали ценностями всей страны. Стажёры взглянули на город как военный щит страны, посетив музей ядерного оружия, и как духовный щит – Свято-Успенскую Саровскую пустынь, где жил и подвизался преподобный Серафим Саровский.
День второй.
Второй день был посвящён практической работе. Стажёры, работая в группах, начали проектировать собственные образовательные события, которые в теории должны были позволить школьникам прожить одну из семнадцати традиционных ценностей с помощью конструктора событий Р.В. Селюкова. Это стало настоящим испытанием: удовольствие от работы переплеталось с глубокими размышлениями и снова и снова возникающими вопросами. Каждый шаг к общему пониманию был как кирпичик в стене нашего сотрудничества.
Стажёры работали в группах, создавали собственные раскладки событий по конструктору и презентовали их коллегам. Затем прошла развивающая экспертиза, на которой участники обменивались идеями и обсуждали возможные доработки.
Проектный офис стал местом для создания критериев оценки соответствия форматов воспитательных мероприятий конструктору Р.В. Селюкова и событийному формату в целом. Итогом работы стал оценочный инструментарий, который позволит оценивать соответствие форматов требованиям.
После обеда прошли ещё одни стажерские пробы по проработке воспитательных форматов для других традиционных российских духовно-нравственных ценностей, которые стажеры определяли самостоятельно, но уже в новых группах.
День третий.
Волнительное утро в подготовке к «опасным» стажерским пробам пролетело незаметно. Глядя на лица своих коллег-стажёров, я понимала, что они были полны ожидания и стремления реализовать свои проекты на практике.
В субботу в школе состоялись четыре воспитательных события, которые провели стажеры. Четыре идеи нашли своё воплощение, педагогам удалось создать «мосты» между знаниями и практикой. Стажеры попробовали себя в разных ролях: в роли модераторов, когда проводили свои события, и в роли экспертов, когда оценивали своих коллег на их событиях.
Рефлексивная сессия позволила обсудить результаты. Взгляды были полны понимания и поддержки. Коллеги давали обратную связь по событиям, точечно комментируя работу коллег по экспертному листу, разработанному во второй день работы, высказывали идеи, которые в будущем помогут улучшить данные форматы.
Стажировка оказалась полезной и продуктивной для всех участников. Она позволила педагогам приобрести новые знания и навыки, а также поделиться опытом и идеями. Участники отметили высокий уровень организации мероприятия, профессионализм ведущих и актуальность программы. А Саров для стажеров стал не просто городом – он стал символом новых начинаний и открытий.
С уважением, автор и ведущий стажировки, Мария Александровна Широкова