Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Образовательное событие как интегративная форма совместной деятельности для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников с использованием ЛЕГО-конструирования»
Программа стажировки состоит из 4-х тематических блоков:
1 блок: Образовательное событие. Событийность. Стажёры определят сущность образовательного события и его отличие от мероприятия, расширят теоретические знания о видах и особенностях организации образовательных событий, ответят на ключевые вопросы: «Что такое образовательное событие?», «Почему событийность актуальна именно сегодня?», «Отвечает ли событийность требованиям ФГОС ДО?». Участники стажёрской площадки разработают идею и определят основные критерии оценки образовательного события, проведут его анализ.
2 блок: Детская игра. Игровая деятельность. Участники стажёрской площадки актуализируют знания о разных видах игр, определят способы поддержки и развития игровой деятельности, спонтанной игры и апробируют их на практике.
3 блок: Моделирование. Стажёры определят сущность детского моделирования как метода развития и взаимодействия детей дошкольного возраста, научатся самостоятельно создавать разные виды схем, инструкций, алгоритмов для конструкторской деятельности детей. Педагоги создадут авторский набор плоского геометрического конструктора. Участники стажёрской площадки познакомятся с разными способами поддержки детской инициативы в конструктивной деятельности, научатся использовать конструктор ЛЕГО в реализации образовательных задач, спроектируют и проведут образовательное событие с детьми.
4 блок: Проектирование образовательного события. Стажёры приобретут практические навыки проектирования технологической карты (конструкта) образовательного события и создадут творческий продукт стажерской практики – конструкт образовательного события.
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
Открытие стажировки Игра на знакомство стажёров друг с другом | 0,5 | 0,5 | |||
1.1 | 1 блок: Образовательное событие. Событийность. Семинар-практикум на тему «Событийность как средство достижения целевых ориентиров дошкольного образования» Индивидуальная работа в Дневнике стажировки «Определение видов и особенностей образовательного события» | 0,5 | 0,5 | ||
1.2 | Игра-тренинг «Эхо далёкого детства» Стажерская проба: написание идеи образовательного события. Презентация. | 0,5 | 1 | ||
1.3 | Презентация образовательного события для стажеров | 0,5 | |||
1.4 | Работа в малых группах: разработка критериев оценки образовательного события с последующей презентацией. Стажёрская проба: анализ предложенного образовательного события. Домашнее задание: анализ и корректировка собственного образовательного события. Создание «Банка идей образовательных событий» | 1 | 1 | 2 | |
2.1 | 2 блок: Детская игра. Игровая деятельность. Семинар-практикум «Детская игра на разных возрастных этапах дошкольника» Индивидуальная работа в Дневнике стажера «Особенности образовательной среды и роль воспитателя в организации различных видов игр». Стажерская проба: разработка и проведение образовательного события для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников в соответствии с заявленными условиями. | 0,5 | 1,5 | 1,5 | 1 |
2.2 | Рефлексия. Индивидуальная работа в Дневнике стажера «Рефлексия собственной деятельности в проведённом образовательном событии». Работа в малых группах: анализ образовательного события. | 1,5 | 0,5 | 0,5 | |
3.1 | 3 блок: Моделирование. Мастер-класс «Система работы по развитию пространственных представлений у дошкольников с применением техники плоскостного и объёмного моделирования». Круглый стол на тему «Интеграция образовательных областей через ЛЕГО-конструирование» Стажерская проба: разработка и проведение образовательного события с использованием ЛЕГО-конструирования. Рефлексия: смысловое оценивание личных приобретений через рефлексивную игру. | 1 | 2 | 2 | 0,5 |
4.1 | 4 блок: Проектирование образовательного события. Семинар-практикум «Технологическая карта (конструкт) как одна из форм проектирования образовательного события». Практикум: проектирование образовательного события в зависимости от его вида. Стажерская проба: создание творческого продукта стажерской практики — конструкта образовательного события. Рефлексия: рефлексивное эссе стажёра на определение личных приобретений. Закрытие стажировки | 0,5 | 1,5 | 1 | 1 |
3,5 | 8,5 | 7 | 5 |
3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.
Внешняя оценка результатов стажировки будет организована автором программы с привлечением экспертов непосредственно в процессе проведения стажировки и по окончании ее проведения в следующих формах:
— оценку стажерских проб, результатов деятельности и включенности стажеров в процессе событий стажировки, будет осуществлять экспертная группа специалистов;
— предоставление возможности размещения продукта стажерской деятельности на Интернет-странице сайта образовательного учреждения с последующей оценкой (по желанию стажера).
3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.
Аналитико-рефлексивная деятельность стажеров будет организована автором программы стажировки, непосредственно с участниками стажировки в процессе проведения стажировки и по окончании ее проведения.
Формы самооценивания:
— Самоанализ, рефлексивное эссе, позволяющие стажеру оценить собственную деятельность (Дневник стажёра);
— Игры на рефлексию с использованием наглядности на отношение к событиям стажировки.
С 24 по 26 апреля в МАДОУ детский сад «Страна чудес» структурное подразделение детский сад № 37 «Лесная сказка» города Новоуральска Свердловской области проходила стажировка педагогических и руководящих работников детских садов на тему: «Образовательное событие как интегративная форма совместной деятельности для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников с использованием ЛЕГО-конструирования».
В стажировке приняли участие коллеги из городов Снежинск, Заречный ЗАТО Пензенской области, Полярные Зори, Трёхгорный, Северск, Озёрск, Лесной, Зеленогорск.
Цель стажировки: Совершенствование профессиональной компетентности стажеров в технологии проектирования и реализации образовательных событий как интегративной формы совместной деятельности для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
День первый 24 апреля.
Открыла стажировку на правах хозяйки детского сада заведующий структурным подразделением детский сад № 37 «Лесная сказка» Ольга Николаевна Ахтямова и муниципальный координатор проекта «Школа Росатома» Татьяна Николаевна Аленькина. Далее эстафетную палочку принял руководитель стажировки Олег Александрович Скотников, исполнив песню «Город детства», которая закончилась словами девочки – кассирши: «Билеты в Детство есть!» Стажёры получили от детей билеты, а непродолжительный детский концерт закончился прибытием попутного поезда из Ромашково в Детство, из окон которого на стажёров смотрели дети (детские фотографии стажёров). Перед тем как отправиться в Детство, стажёры познакомились друг с другом и обозначили свои ожидания от стажировки на «облаках ожиданий», и с песней «Детство, детство» отправились в путь.
На первой станции под названием «Эхо далёкого детства» стажёры очень эмоционально вспомнили из своего дошкольного детства случаи, события, опыт приобретения чего-то нового, то, что, осталось от детского сада в их памяти. Вопрос «Почему мы до сих пор помним эти события?» помог им на интуитивном уровне выявить некоторые компоненты образовательного события, а именно: яркость, эмоциональную окрашенность, новый опыт, чувственные переживания, значимость, вызов, признание.
Ответ на вопрос «Так какими же должны быть наши сегодняшние мероприятия, если мы хотим, чтобы они хоть ненадолго остались в памяти ребёнка?» был очевиден.
После таких мероприятий ребёнок обычно делится своими впечатлениями с близкими людьми. Каждый стажёр вспомнил одно из таких событий, прошедших в их детском саду и написал рассказ от лица ребёнка, который рассказывает об этом событии своей маме. Эта работа ещё раз убедила нас в том, насколько важно уметь видеть мир глазами ребёнка, предвидеть события, которые мы проектируем для него.
Такая работа оказалась очень полезной и в плане последующего анализа мероприятия по такому критерию как субъектность ребёнка во всём, что с ним происходит.
Проделанная предварительная работа подвела нас к теме стажировки.
Во время лекции стажёры обсуждали очень важные вопросы, а именно:
Вариантов ответов на последний вопрос было множество, но вот об одном хочется рассказать чуть подробнее. Мы очень хорошо понимаем, что формат событийности набирает обороты и благодаря проекту «Школа Росатома» . Однако, все стажёры отметили, что в сетевых детских садах это происходит намного быстрее и легче, т.к. в этом заинтересована и администрация детского сада. Стажёры пришли к выводу, что пока администрация детского сада хотя бы будет не препятствовать, это ещё как-то возможно, а если нет, то «туши свет». (Заведующий детским садом города Лесного, присутствующий на этой стажировке, пообещала, что приложит все усилия, чтобы формат событийности внедрить в педагогический процесс своего детского сада). А ещё многие педагоги не до конца понимают особенности образовательного события, его отличие от тех мероприятий, которые они проводят, что мешает им принять данную форму взаимодействия с детьми, так как, чтобы это принять, нужно это хорошо понимать. Это и стало поводом для нашего дальнейшего разговора.
Опираясь на высказывания известных педагогов (В.И. Слободчикова, Б.Д. Эльконина и А.С. Макаренко) о понятии «образовательное событие», стажёры написали свои определения. Презентация определений ещё раз убедила нас в том, насколько понятие «образовательное событие (ОС)» широко и субъективно. И это не случайно, потому что на самом деле ОС очень разные по форме, структуре, продолжительности и по многим другим факторам, которые могут служить основанием для их классификации. Такую условную классификацию мы со стажёрами составили, предварительно сравнив два представленных ОС.
Т.к. событийность подразумевает проживание ребёнком значимых ситуаций, событий, творческую включенность субъекта в деятельность, исключая стороннее наблюдение и пассивное восприятие, стажёры сделали вывод, что главным отличием ОС от мероприятия будет высокая субъектная позиция ребёнка. Поэтому дальнейший разговор был направлен на поиск путей, способов и приёмов активизации субъектной позиции ребёнка в разных видах ОС и привлечения родителей, как полноценных участников образовательного процесса. Стажёры ещё раз проанализировали те мероприятия, о которых они писали в творческих работах на тему «Как можно было бы повысить субъектную позицию ребёнка в этом мероприятии?». Было очень интересно слушать, жаль, что мы это не записали.
Разделившись на группы, стажёры определили этапы ОС с подробными комментариями каждого этапа (задачами и особенностями), критерии оценки ОС, а так же отметили специальные условия для поддержки детской инициативы, как одного из основных проявлений субъектной позиции ребёнка.
Данная работа завершилась созданием банка идей ОС. Пять групп стажёров разработали пять идей ОС, направленных на решение обозначенной проблемы в группе детей, а итоговым результатом этих ОС должен стать праздник.
После чего стажёров ждал сюрприз – образовательное событие «В гостях у хозяйки медной горы», где стажёры узнали много интересного о камнях Урала, поучаствовали в различных конкурсах и приобрели украшения из камней.
День второй 25 апреля.
Утро началось с путешествия в Детство. На станции «Игрушка моего детства» каждый стажёр эмоционально рассказал о своей любимой игрушке из детства. Далее мы определили функциональную нагрузку каждой игрушки: чему учила, что развивала, что с помощью этой игрушки постигали, на что провоцировала. Разговор плавно перешёл на современные игрушки, выявление проблем современного рынка игрушек и определения путей их решения в пределах детского сада. Среди современных игрушек мы не смогли не упомянуть конструктор ЛЕГО, который присутствует во многих детских садах. Оказалось, что примерно половина участников стажировки в своей педагогической деятельности использует этот конструктор. Узнав об этом, я немного изменил ход предстоящей лекции, уделив больше внимания не общим вопросам лего-конструирования в детском саду, а проблеме правильного использования конструктора ЛЕГО. Оказалось, что у многих стажёров дети, построив свою модель, выставляют её на выставку, чтобы все остальные могли ей любоваться. Но для того ли должны творить дети свои модели? С картинами и поделками из пластилина или из другого материала это понятно, а что делать с поделками из конструктора? Время на занятиях в лего-студии не всегда позволяет детям играть с тем, что он построил. Что же делать?
Одним из выходов может стать использование конструктора как средства для решения игровых задач, которые может ставить перед ребёнком как педагог с помощью проблемных ситуаций или провокаций, так и сам ребёнок. А, выполнив какую-либо игровую задачу, ребёнок уже с чувством выполненного долга, не травмируя свою психику, может легко разобрать своё творение, и уже в группе, имея такой же конструктор, ребёнок может не только воспроизвести то, что он только что делал, но и организовать свою самодеятельную игру и вовлечь в неё других ребят. Таким образом, в лего-студии ребёнок получает не только навыки конструирования, но и способы обогащения игры с конструктором ЛЕГО, решая разнообразные игровые задачи.
В своей лекции я поделился со стажёрами своими приёмами, которые использую для развития игровой деятельности с конструктором ЛЕГО. Далее стажёры были приглашены в группу к детям, где мы в ходе разговора с детьми, спровоцировали их на постройку острова. Стажёры тоже так увлеклись этим занятием, что пришлось их срочно уводить из группы, дав возможность детям самим творить и играть с тем, что они построили. После запуска ОС в группе, стажёры совместно с воспитателями этой группы, определили пути развития ОС, разработав целый арсенал различных провокаций и проблемных ситуаций, которые могут вывести детей на новый уровень игры и новый уровень деятельности, т.е. определили пути развития ОС, если вдруг дети «застрянут» на том же уровне.
Стажёры решили одну провокацию «закинуть» детям уже на следующий день, пригласив их к себе в гости, в музыкальный зал. Используя построенный детьми макет «Чудо-острова», стажёры смонтировали мультипликационный клип на песню «Чунга-чанга», в надежде на то что этот клип в дальнейшем станет той самой провокацией, которая выведет детей на новый уровень деятельности, а именно на создание мультфильма со своими историями и своими сюжетами
Перед походом в Центр внешкольной работы на торжественное закрытие муниципального этапа конкурса «Воспитатель года России 2018» мы провели круглый стол, где обсудили интересные вопросы по поводу участия в профессиональных конкурсах. Оказалось, что главным сдерживающим фактором является нехватка времени и страх в том, что в таком испытании не будет поддержки от коллектива, в чём я и некоторые коллеги попытались их переубедить. Стажёрам на этом мероприятии предстояло принять участие в оценке визиток, поэтому необходимо было придумать специальную номинацию от самой независимой команды экспертов. И номинация была определена: «За педагогическую изысканность!»
После яркого оценочного события стажёров ждала экскурсия по Станции юных техников и мастер-класс от людей, увлечённых своим делом – резьбой по бересте. Сделав себе подарок на память, стажёры успели прогуляться по вечернему городу.
День третий 26 апреля.
Третий день так же начался с путешествия в Детство. На станции «Игра моего детства» стажёры вспомнили любимую игру из своего детства и рассказали о ней, отвечая на вопросы «Кто научил вас играть в эту игру?», «Где вы играли в такую игру?». Ответы на эти вопросы ещё раз показали нам, куда подевалась игра и почему она пропала.
Далее последовал анализ этих игр в соответствии с периодизацией развития игры в дошкольном возрасте Елены Кравцовой. Мы досконально разобрались в понятиях «игра спонтанная», «самостоятельная» и «самодеятельная», после чего сделали следующий вывод: самодеятельная игра не возникает сама по себе на «пустом месте». Для того, чтобы она появилась, ребёнок должен иметь игровой опыт. А где он может его получить? В детском саду или на улице. Раньше игровой опыт мы больше получали на улице у ребят постарше, сегодня у детей остался только детский сад, т.к. на родителей надежды тоже мало. А т.к. в детском саду со старшими детьми ребёнок практически не контактирует (разновозрастных групп очень мало), помогать ему в этом может только кто? Правильно, воспитатель. А каким образом? Играть. Чем стажёры и продолжили заниматься. Разделившись на три команды, каждая группа подготовила и показала на практике некоторые способы и приёмы педагогического сопровождения детей от одного вида игры к другому. (В первый день стажировки мы это выделили как один из видов образовательных событий). Мало того, в игру незаметно должен был внедриться специалист и решить свою образовательную задачу, не нарушая ход события. Далее следовал содержательный самоанализ работы каждой группы. Многие стажёры отметили, что те импровизации, которые они демонстрировали были скудны — не хватает кругозора, как детского с их героями и смыслами, так и общего.
День продолжился визитом детей. Дети приготовили для стажёров сюрприз — танец «Чунга-чанга», а стажёры в ответ показали им клип на эту песню. Дети были в восторге, эмоции «били ключом», когда они увидели, как обитатели острова, которых они сделали из конструктора ЛЕГО, стали на экране двигаться, как по острову прошли дети из мира ЛЕГО. Стажёры рассказали, что этому могут научиться даже дети, тем более, что их воспитателей этому они уже научили. Но наша встреча на этом не закончилась. Стажёрам так понравился детский танец, что они попросили детей научить их этому танцу. Дети тут же «преподали» взрослым урок, который закончился зажигательным общим танцем и совместной песней «Детство, детство…». Подарив свои подарки, дети попрощались со своими друзьями, а наша стажировка продолжилась итоговыми заданиями: «Направления развития игры» (продолжи предложения) и «Компетенции педагога при организации и проведении образовательного события».
Среди всех компетенций стажёры выделили для себя те, которые наиболее актуальны, то, над чем они хотели бы поработать в самое ближайшее время. Многие отметили умение незаметно «вползать» в детскую игру и «отползать» из неё, а так же «стремление педагога к развитию детской игры посредством проживания образовательных событий». Было очень отрадно осознавать, что эта компетенция стала для стажёров так актуальна. Значит стажировка прошла не зря. А читая отзывы стажёров, всё больше и больше в этом убеждаешься.