Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
Стажировка в образовательных организациях Голландии
Open Space мы подмечаем уже всюду!
Все представители 5 сетевых школ проекта «Школа Росатома» встретились и обнялись в аэропорту как близкие родственники. Успешно и благополучно пережили зону турбулентности, помогая другу и всему самолету. Заречный и Трехгорный «держали крылья», которыми самолёт «пытался махать», Саров «балансировал хвостом». И все дружно смотрели в иллюминатор. Голландия сверху расчерчена перфекционистскими полями, перпендикулярными и параллельными каналами, идеально вычерченными дорогами, игрушечными домиками и hi-tekовскими ветряками.
Амстердам встретил великолепным солнцем, запахом весны и тюльпанами, которые компенсировали двухчасовую очередь на паспортном контроле и не дали нам сформулировать жалобную грамоту в Гаагский суд.
Результаты образования заметили уже в очереди на паспортный контроль, когда 2-х летний ребёнок изучал с мамой английский, напевая всем русским известную со школы песенку «ABCDЕFG…», и считая пальчики на руках. Нам тоже пришлось вспомнить английский, отвечая на вопросы работника службы контроля, правда все показали разный уровень понимания и говорения, зато коммуникация состоялась.
Самоорганизация, терпение, выносливость формируются у детей с самого раннего детства, было ощущение, что к детям относятся также как ко взрослым. Они стоят в очереди, не зависимо от возраста, носят свои чемоданы, и никто не обращает на них внимания, если они захотят поваляться на полу терминала.
При посадке в автобус нам напомнили, что русским женщинам в Голландии «коня на скаку останавливать не надо», есть мужчины, которые решат возникшие проблемы.
Наш отель в городе Лейден – «Holiday Inn» – каникулы, праздник, а ведь для всех нас «Школа Росатома» – это «праздник, который всегда с тобой». Получив на руки карту отеля, мы решили не пользоваться ею (бессознательно), а найти наши номера «методом проб и ошибок». Сервисный лифт оказался без ручки и без кнопки 3 этажа, хотя наши номера расположены именно на этом этаже, но мы на нем со смехом и успехом добрались до номеров.
Следуя инструкциям Романа Викторовича, признаки Open Space мы подмечаем уже всюду. Пространство отеля настолько открытое, что позволяет развернуть различную деятельность: тут вам и конференц-зал, и круглый стол, и дружеская беседа в мягких диванах и рефлексивное ночное совещание. Внутренний дворик создан для отдыха и общения за завтраком и ужином, а, возможно, и уединения, мебель мобильная, пространство трансформируется с помощью перегородок.
И это только начало, и мы ещё не были в образовательных учреждениях Страны тюльпанов.
Юлия Василкова, Ольга Каторова, Светлана Пухова, МБОУ Гимназия №2, г.Саров, Нижегородская область
Вся программа ещё впереди, а уже есть новые идеи!
Стажировка в Голландию – это Вызов! По крайней мере, для представителей несетевых школ. В аэропорту Красноярска из-за сильного ветра задержали 4 самолёта. Елене Карягиной удалось вылететь на следующем. Перед моим носом закрылись двери аэроэкспресса, следующего до Шереметьево. Принцип поселения в отеле и ведения дневника стажировки нам понятен: те, кто лишь понаслышке знает про индивидуальные учебные планы, нелинейное расписание и открытые образовательные пространства – это команда!
Пишу эти строки одна, ночь уже даже в Голландии, Елена, мужественно выдержав двадцатичетырёхчасовой дорожный марафон, готовится к завтрашнему дню в царстве Морфея, предварительно поделившись со мной своими впечатлениями. Итак, мы в самолёте Шереметьево – Схипхол. Практически вся наша группа собралась в хвосте лайнера. В Москве накрапывал дождик, но стоило нам подняться над облаками, как солнце и ожидания от стажировки сделали своё дело. Настроение было великолепным, С Еленой мы пообщались на тему «Школы проектов», возник ряд замыслов после разговора с Ивановой Диной Александровной из Зеленогорска. В общем, начало было положено. Немного попугала всех турбулентность. Казалось, что хвост самолёта живёт своей отдельной жизнью, мне кажется, что старший бортпроводник тоже был «не в своей тарелке», он несколько раз повторял одно и то же и пару раз в середине фразы переходил с английского на русский. В аэропорту нас тоже ждало испытание: огромная очередь на паспортный контроль. Мы так и не поняли, больше мы летели или стояли. Но! Оказывается, Схипхол – важнейшие воздушные ворота Европы. 5-й показатель в Европе по обслуживанию пассажиров (Википедия), 6 взлётно-посадочных полос. И если бы мы знали на момент ожидания, что этот аэропорт выиграл 120 призов за время существования и 8(!) раз признавался лучшим аэропортом мира, то, наверняка, мы бы безумно гордились тем, что в этом нескончаемом лабиринте приобщаемся к великому.
И вот, Голландия! Пахнет весной, +14 на улице, цветут деревья, солнышко ещё не спряталось. Мы счастливы, что добрались, умиляет чистота, «игрушечные» домики, ветряки, распаханные, словно по линеечке, поля, самые настоящие мельницы. Кто-то фотографирует, несмотря на сгущающуюся темноту за окном. Елена рядом борется со сном, но интерес перевешивает. А я ловлю себя на мысли, что, да, Роман Викторович, я не могу «прочувствовать на себе в своей повседневной деятельности все прелести сетевых школ», что уж я могу применить в своей деятельности из опыта зарубежных школ? Но всё делается для чего-то. Во-первых, Селюков Роман Викторович чётко в своём письме задал направляющий вектор – куда смотреть, на что обращать внимание. Во-вторых, я очень благодарна муниципальным координаторам за возможность «выпасть» на недельку из реальной реальности в альтернативную реальность (Евгений Вячеславович Личкин, привет из Голландии). Ну, и, наконец, вся программа ещё впереди, а уже есть новые идеи, бесценные советы по поводу организации стажировки, данные в прямом смысле на ходу Василковой Юлией Александровной из Сарова, ну и ваша поддержка, уважаемые руководители.
Татьяна Ивкучева, г.Сосновый Бор
Если делать одно и то же, то работа превратится в рутину и не позволит развиваться.
Часть 1. Лирическая
Раннее утро. Воздух чист и прозрачен. Солнца пока нет, но нас это не расстраивает. За окнами отеля – лужайка. Глаза двух математиков радуют геометрические очертания: правильные формы газонов, параллельные дорожки, круглые цветущие клумбы. Взор нечаянно останавливается на интересном мужчине, одиноко сидящем в неподвижной позе с фотоаппаратом в руках. Каково же было удивление и радость, когда обнаружилось, что это Александр Юрьевич Заякин из Зеленогорска, который, видимо, искал следы событийности в Лейдене. И нашёл! Результатом события стало фото необыкновенно упитанного зайца.
Часть 2. Практическая.
Дом детских прав. Более 3 веков этот дом был приютом для детей-сирот. Архитектура, герб над входом, внутренний дворик – всё пронизано духом старины. В этом доме нас ждала встреча с представителями всемирной организации ISSA, занимающейся дошкольным образованием. Для ознакомления был предоставлен документ «Компетентный педагог 21-го века. Принципы качественной педагогики». По некоторым аспектам не сразу пришли к взаимопониманию, мешал различный подход. Нашу делегацию волновали вопросы контроля, практического применения, которые так и остались открытыми. В свою очередь, представители ISSA задали вопрос, поставивший в тупик нашу команду. «Хотели бы вы, чтобы в вашей стране кардинально поменялось образование?». Есть о чём задуматься… Несмотря на некоторые разночтения, в общем и целом мы с голландскими коллегами едины:
– Не следуем за системой, следуем за ребёнком.
– Как определить зону ближайшего развития каждого ребёнка здесь и сейчас?
– Мы меняемся каждый день, следовательно, нам не нужно делать одно и то же. Если делать одно и то же, то работа превратится в рутину и не позволит развиваться.
После обеда нас ожидала встреча с экспертом в области образования Фредом Куликом. Обаятельный, харизматичный, умный Фред, с первой секунды покорил нашу группу. Мы много нового узнали о системе образования Голландии от реального практика, прошедшего путь от учителя до директора школы.
Часть 3. Романтическая.
Программа по собственному замыслу в образовательном пространстве г.Лейдена. Брусчатые мостовые, залитые солнцем, «игрушечные» домики на набережных, парящие над каналами чайки: всё настраивало на романтический лад. Ветряные мельницы с застывшими крыльями, гуси-лебеди, пасущиеся на лугу, распустившиеся цветы навевали умиротворение и покой. Приятно порадовала отзывчивость местных жителей, готовых не только подсказать дорогу, но и даже проводить.
С нетерпением ждём продолжения…
Татьяна Ивкучева, г.Сосновый Бор, Елена Карягина, г.Железногорск
Хорошо подумайте, готовы ли вы для развития…
Сегодня была первая попытка «увидеть-примерить» сетевые стандарты «Школы Росатома» в образовательной системе Голландии.
Слушая Михаэлу Ионеску, директора по программам сети ISSA (инновационной сети специалистов и организаций в области развития детей), провели для себя параллель: обозначенный ею принцип «Не следуем за системой, а следуем за ребенком» соответствует реализации стандартов СОО в наших сетевых школах.
«Чтобы вы хотели изменить в своей системе образования?» Найти ответ на этот вопрос Михаэлы оказалось сложно, даже в групповом «штурме». Наверное, потому что для начала нужно договориться, является ли наш способ обучения лучшим. Если нет – требуются перемены (в процессе или результате). Если же он лучший – нужны ли перемены?
«Примерили на себя» и общие принципы построения сети ISSA как любой другой сети:
Индивидуализация в контексте сетевых стандартов получила подтверждение в выступлении Фреда Кулика, эксперта в области образования. Реализация стандарта среднего образования позволяет максимально индивидуализировать деятельность ребенка в сети «Школы Росатома».
Цитата дня: «Хорошо подумайте, готовы ли вы для развития… Потому что вы уйдете вверх, как ракета, а весь ваш круг общения останется, где был. Готовы вы потерять всех? Иначе вы должны развиваться вместе!»
Светлана Бурлакова, Марина Матвеева, Елена Пеплова, МАОУ Гимназия №216 «Дидакт», г.Заречный, Пензенская область
Третий день стажировки в Голландии – полет нормальный!
Сегодня, 4 апреля – особенный день! И по погоде, и по впечатлениям, и по посещениям!
Сегодня весь день мы провели в Амстердаме. Полный восторг!
Содержательная часть началась в школах начального уровня. Мне повезло (повезло?), так как я попала в школу раннего развития Марии Монтессори. В этой школе обучаются дети с 4 до 12 лет, интересен тот факт, что в школы Голландии дети приходят не в начале учебного года, а уже на второй день после того, как им исполняется 4 года. Но уже с этого возраста они учатся сами планировать свою деятельность, осуществлять коммуникацию. Педагоги отслеживают продвижение ребенка, проводят занятия сразу с несколькими группами по разным направлениям.
Поражает удивительно спокойный климат среди детей и педагогов наряду с наличием творческой среды. В то же время удивляют и другие вещи, такие как полное равнодушие к присутствию взрослых незнакомых людей (побывав на занятиях в 4 группах, с нами из детей так никто и не поздоровался), сразу еще больше полюбили своих, российских. Вот если бы соединить воспитанность и уважение взрослых наших детей, да свободу выбора в рамках дозволенности и планирование свой деятельности голландских детей…
Впечатления от Амстердама продолжились на улицах города и водных каналах. Красивейшие здания дополнялись добрыми и отзывчивыми людьми, готовыми помочь в любой ситуации гостям города. Поставив перед собой цель посетить музей Винсента Ван Гога, мы изучили карту Амстердама, ускорили передвижение по незнакомым улицам, вступили в коммуникацию с местными жителями и получили долгожданный продукт! Экскурсия по музею состоялась, картины великого художника тронули и вдохновили до глубины души!
День завершился. Довольные и счастливые, полные различных эмоций, мы вернулись в отель. Миссия третьего дня стажировки выполнена!
Ольга Каторова, МБОУ Гимназия №2, г.Саров, Нижегородская область
Хаос и бардак, но ведь это же как-то работает!…
Третий день нашей стажировки был посвящен погружению в образовательное пространство начальных школ Амстердама: De Ster («Steve Jobs School»), Montessori basisschool, De Vencer.
Для всех начальных школ Голландии существует единый государственный стандарт. Однако во всех трех школах мы увидели возможности выбора для детей, примеры разновариантности настолько безграничные, что на первый взгляд происходящее казалось хаосом. Но, как выяснилось в процессе погружения в содержание деятельности детей и педагогов, все четко обозначено рамками: правил, времени, системы оценки. Перенос способа в наши условия возможен (в преломлении на детей), только внутри каждого педагога должны произойти кардинальные изменения.
Помимо вариантов реализации индивидуальных образовательных маршрутов были замечены те самые свободные образовательные пространства, для них организованные, где ребенок может в разновозрастной группе или же один заняться увлекательной образовательной задачей («тихие комнаты»; коридоры, коридорчики и рекреации с мобильными столами; Open Space со съемными и раздвижными стенами и просто уютные уголки с компьютерами).
Хельма Броуверс (представитель Фонда Корчака) во время рефлексии еще раз сформулировала основные принципы работы профессионалов голландской системы образования:
Цитата дня: «Свободой нужно уметь пользоваться».
Светлана Бурлакова, Марина Матвеева, Елена Пеплова, МАОУ Гимназия №216 «Дидакт», г.Заречный, Пензенская область
Дети не «привязаны» к планшетам, это лишь способ информирования о поставленных задачах.
Государственная начальная школа «Звезда». Интернет даёт следующую справку. Несколько школ Нидерландов перешли на iPad. Главная особенность открытия специализированных школ – внедрение собственной методики обучения и абсолютного новаторства в сфере образования. Проект был назван «Steve Jobs Schools». В этих экспериментальных учебных заведениях учителя из наставников превращены в тренеров, подсказывающих верный путь и дающих ценные указания. Все 58 школьных предмета, входящие в образовательный план Нидерландов, были перенесены в электронный планшет в виде пошаговых тестов, учебных пособий, наглядных примеров и контрольных задач. Это позволило отступить от привычных нам жёстких расписаний занятий и чётких планов, позволив ученикам и их родителям самостоятельно планировать учебный процесс и время, потраченное на него. Чтобы запланированный объем информации всё-таки был получен учеником, учителя и родители имеют возможность контролировать не только время, потраченное на занятия, но и время прихода и ухода из школы, активную работу, неправильные ответы на тестовые задания, недопонятый материал и даже местонахождение ребёнка на территории школы (вплоть до точечного обозначения его на карте здания).
Это теория. На практике оказалось, что школа находится не в самом благополучном районе Амстердама (как сказала переводчик Варвара: «Здесь на велосипеде лучше не кататься»), большинство детей не являются носителями голландского языка, уровень жизни родителей достаточно низкий.
Казалось бы, если всё так плохо, то тут не до инноваций. Видимо голландцы последовательны во всём. Действительно, в школе у ребёнка есть свой образовательный маршрут. Учитель предлагает темы, которые необходимо изучить ребёнку рамках предмета. Каждые 6 недель ребёнок с родителем и коучером составляют план: как он будет решать поставленные учителем задачи (самостоятельно или при помощи взрослого в группе), какой будет форма (их предлагает взрослый) представления конечного результата. При помощи специальной программы формируется учебный план на этот период. На планшете можно проследить не только продвижение ребёнка в предмете и уровень выполнения поставленных задач, приращение ребёнка в этой области, но и кто выбирал: сам ребёнок или взрослый. Каждая неделя посвящена определённой теме: прошлая – театру, настоящая – транспорту. Дети рисуют, читают книги, делают мини проекты в рамках заданной тематики. Результаты их деятельности можно увидеть в комнатах для занятий, на стенах в коридоре. Я не могу утверждать, что среда работает на ребёнка, скорее он сам её создаёт совместно с учителем. Мне понравились: во-первых, сама атмосфера, дух заботы и переживания за ребёнка, понимание важности формирования детской мотивации, во-вторых, формирование ответственности за выбор не только у ребёнка, но и у взрослого (если ребёнок по каким-то причинам не справляется, выделяется время для индивидуальных занятий), в-третьих, в одной комнате могут развиваться одновременно и групповая и индивидуальная форма работы, а если ребёнок захочет, он может уйти в комнату тишины и там самостоятельно поработать над задачами. В-четвёртых, дети не «привязаны» к планшетам, это лишь способ информирования о поставленных задачах, позволяющий увидеть продвижение ребёнка в изучаемой области и определения дальнейших детских перспектив.
И в заключение, я была сильно удивлена, когда маленький ребёнок подошёл ко мне, не стесняясь, стал по картинкам рассказывать, как работает двигатель внутреннего сгорания, я поняла, что это всё даёт ребёнку свободу и он открыт для мира.
Светлана Пухова, МБОУ Гимназия №2, г.Саров, Нижегородская область
Хорошая школа та, в которой учат быть причастным к своему обучению, школа, в которой учат жить.
«Дети в начальной школе – движущиеся звезды», и каждый с разными талантами, с разными запросами. И такая ассоциация со звездами не случайно появилась у наших новых друзей из Фонда Я.Корчака Хельмы и Элис. Как сделать так, чтобы каждый ребенок излучал свой собственный «свет»: свет знания, свет культурного общения, свет исследования, свет свободы? И это все учителя (в Голландии это доценты, директрисы, коучи и так далее) учат детей удерживать собственными силами, быть ответственными за свой выбор, за свои результаты. Директор школы Монтессори так и говорит: «У нас дети хотят и могут выбирать то, что они будут учить и сами будут планировать, что будут делать. А с восьмилетнего возраста дети делятся своими «хотениями» и навыками собственного планирования с родителями и педагогами на консультациях, которые проходят раз в три месяца.
А где могут образовываться «звезды»? – в особой среде! Если говорить языком физики, то еще в результате гравитационного сжатия. И сжатия не в плане ограничения и давления со стороны взрослых, в плане сосредоточений в рамках привычного для нас класса, огромного пространства выбора, пространства, в котором проживают свою историю каждый ребенок. А их в классе 25! И задача учителя не подвигать ученика учится, а создавать среду, чтобы дети самостоятельно учились. Учителя, по словам директора школы Монтессори, не работают на тесты, которые, кстати, проходят в государстве два раза в год, а смотрят на результаты индивидуального развития. Что получится у ребенка, к чему он проявляет интерес?
В школе удивительно спокойно: одни строят замок, другие разбираются с математикой, третьи наряжаются в костюмы – и у каждого своя история. Но она зафиксирована в собственной карте выбора на день.
Удивительно то, что и учителю предоставляется свобода: каждый учитель может воплотить свои идеи. Они сами решают, чем они будут заниматься. И на первый взгляд видна полная свобода. Не случайно говорят, что Голландия – свободная страна. Но, когда смотришь на нее изнутри, понимаешь, что между «свободой» и «ответственностью» стоит знак равенства. Хорошая школа та, в которой учат быть причастным к своему обучению, школа, в которой учат жить.
Учителя пытаются приобщить детей думать вместе, слышать свой голос, и не только говорить, но и делать. Поэтому и учителя определяют для себя свои личные задачи работы, предъявляют их своим коллегам и, двигаясь вместе, они учат детей быть гражданами своей страны!
Алла Ваганова, МАОУ Гимназия, г.Новоуральск, Свердловская область
Учить, используя мнение и развитие детей.
Сегодня мы побывали в начальной школе г.Лейдена Haanstra Primary School, директором которой является Брайн Грот. Нам удалось увидеть жизнь голландских мальчишек и девчонок своими глазами. Экскурсию по школе, в которой учится 250 ребят в возрасте от 4 до 12 лет и работают 23 педагога, проводили 12-летние школьники. Несмотря на то, что общение проходило на английском языке, который не является родным, ни для представителей нашей делегации, ни для голландских школьников, мы выстроили коммуникацию и узнали много интересного от ребят и директора школы.
Например, что все дети собираются по пятницам в актовом зале и празднуют окончание недели, при этом по очереди каждая группа (или класс) готовят маленький концерт. Ребята изучают математику, родной язык, английский язык, испанский язык, чтение, историю, биологию, географию. Причем такие предметы, как родной язык, математика, чтение, изучаются в первой половине дня, то все остальные – в второй, после обеда. Изучение истории, географии, естествознания объединено общими темами, например, «Океан», в ходе изучения которых дети выполняют индивидуальные проекты, где каждый ребенок сам выбирает вопрос, на который он будет отвечать, и с какой точки зрения – исторической, естественнонаучной и так далее. Уважение к выбору ребенка являемся ключевым требованием к работе учителя, по словам директора школы, важным является учить детей, используя их собственное мнение и развитие, важно чтобы они учились выражать свое мнение и думать самостоятельно.
Оценки в школе выставляются по «двухбалльной» системе: выполнено – не выполнено. Но два раза в год дети сдают национальные тесты и прогресс каждого ученика является обязательным требованием, предъявляемым к школе. Мы увидели в классе таблицы «учета индивидуальных достижений» каждого ребенка по определённой теме. Мы спросили детей: «Помогаете ли вы младшим?», на что они ответили «Да, иногда». В последствии директор школы сказал о том, что в школе практикуется обучение чтению в разновозрастных группах.
На всех педагогов нашей делегации произвели впечатление открытые, доброжелательные дети, готовые отвечать на вопросы, сформулированные на не вполне правильном английском языке.
Культурным событием сегодняшнего дня стало посещение парка цветов Keukenhof, который является мировой достопримечательностью. Обилие природных красок цветов и весны, геометрия разноцветных полей, разнообразие цветочных ароматов кружили головы и внушали жизненный оптимизм!
Светлана Семич, Дина Иванова, Александр Заякин, МБОУ СОШ №161, г.Зеленогорск, Красноярский край
Open Space по-новому.
Сегодня были в гостях в Haanstra Primary School. Директор Brian Groot организовал образовательное событие для всех, пока на вопросы одних отвечал он, другие в сопровождении 4-х детей изучали школу. Сначала было сложно, а потом, осознав, что другого пути нет, вся группа включилась в работу по преодолению языкового барьера. Коммуникация состоялась! В этой школе, как я поняла, нет оценок, есть наблюдение за ребёнком и совместная работа учителя и родителей, если возникнут проблемы после аттестационных мероприятий, проводимых 2 раза в год. Понятие учебной программы условно, есть 3 большие темы, внутри которых много целей и задач, эти темы отображаются во всех предметных областях. В первой половине дня дети изучают такие предметы как чтение, письмо, математика, иностранный язык, вторая половина дня посвящена естествознанию, географии, истории. Есть возможности для проектной деятельности, много детских работ можно увидеть в этой школе. По словам директора, разновозрастные форматы возможны. Например, 12-летние дети помогают 6-летним осваивать чтение. Индивидуальный маршрут, индивидуальная программа ученика слабо просматриваются, но, когда идёшь по школе, понимаешь, что многие явления исходят из интереса ребёнка и поддержания этого интереса.
Мои представления в ходе экскурсии по школе об Open Space изменились. Оказывается, что и классная комната может быть «открытым пространством». Все кабинеты (надеюсь, что я могу применять данный термин) очень похожи друг на друга, предметную область определить невозможно. Например, когда дети сказали: «Здесь изучают географию», моему удивлению не было границ: «Как же так? Политическая карта мира висит на другом этаже в коридоре?» Для меня, как учителя-предметника, это стало открытием. Зонирование как бы есть, но оно условно, его можно быстро поменять. Я могу зайти в любой кабинет этой школы и провести занятие в групповой, индивидуальной или смешанной форме, могу сходить с детьми в музей (многие уроки так и проходят в этой школе), могу сформулировать общую проблему в рамках предмета, дети, решая её через выбранные и сформулированные личнозначимые микро-темы, также будут изучать историю. Я понимаю, если я начну подобным образом организовывать деятельность детей, пусть не сразу, мелкими шажками, тогда у детей изменится отношение к предмету, мне самой будет интересно с ними изучать историю. Как начать?
P.S. Роман Викторович, я помню, что Вы нам об этом говорили на семинаре прошлым летом и мне казалось, что это из области фантастики, теперь я побывала в школе, где это реально работает!
Светлана Пухова, МБОУ Гимназия №2, г.Саров, Нижегородская область
Гаага, Атлантика, талантливые дети и не только…
Сегодня по программе знакомство с Гаагой и уникальной школой для талантливых детей. Но обо всем по порядку. Дорога от Лейдена до Гааги: умиляемся всем автобусом умиротворенным голландским пейзажам, буйству весны за окном – все вокруг зеленеет и расцветает прямо на наших глазах. В Гааге находится международный суд ООН. Это и есть наша первая остановка. Кроме фотографий на фоне здания суда, вся группа обратила внимание на символическое дерево во внутреннем дворике. Белые бумажечки небольших размеров привязаны к ветвям дерева. Что на них? Пожелания мира на всех языках. Не прошли мимо и мы. Теперь на дереве мира есть и пожелания мира и спокойствия от сетевых школ. А ещё сетевые школы стали обладателями первого общего документа: все директора приобрели в сувенирном магазине устав ООН на русском языке. Решено список общих документов пополнять и расширять. До встречи в школе у нас оставалось свободное время. Путь наш лежал на побережье Атлантики. О этот неповторимый запах моря! Мягкий песочек, прибой больших волн, солнце и ветер! Делегация сетевых школ исчезла в альтернативную реальность. Где-то из глубины души в каждом проснулся ребёнок, который визжал, кричал, подпрыгивал и бегал от волн. А некоторые особо задиристые девчонки из заречного даже босиком побегали по побережью, но одна большая волна их догнала и окатила. Так что сели они в автобус довольные и мокрые.
На побережье оказалась скульптурная композиция очень интересного неизвестного нам автора. Каждая скульптура заставила нас искать смыслы и ассоциации с образованием. Нашли и законспектировали.
С полными легкими воздухом Атлантики мы поехали в центр Гааги. Нашли киоск, в котором продавалась знаменитая голландская селедка. Отведав местный деликатес, отправились осматривать королевский дворец. Перед нами шла делегация арабских мужчин в строгих костюмах. К ним навстречу вышел (вы не поверите) сам Марк Рютте – премьер-министр Нидерландов. Теперь нам завидуют даже голландцы. Не все они видели своего премьера на расстоянии вытянутой руки. Но хватит о экскурсионной части. Переходим к цели стажировки. Школа у нас по плану одна – консерватория для молодых талантов Royal Conservatoirе. Это единственная школа в стране, в стенах которой совмещены школьное и предконсерваторское образование. Попасть в нее не так уж просто, нужно пройти строгий отбор. Мы познакомились с двумя русскоговорящими учениками Ниной и Рейнджелом. Ребятам было в удовольствие общаться с нами на русском языке. Надо сказать, что удовольствие было обоюдным. Мы просто засыпали ребят вопросами. Позже к разговору присоединились учителя. Мы прошли по школе и побывали на мастер-классе по балету. Что взяли для себя? Старшая школа более похожа на нашу. Однако открытое образовательное пространство мы обнаружили – столы для индивидуальной и групповой работы, музыкальные инструменты, образовательные следы ребят есть и в открытом пространстве, и в коридорах школы. Мы познакомились с КИМами по-голландски. Выпускной экзамен из начальной школы проходит в течение трёх дней, является разноуровневым. От количества баллов, набранных на этом экзамене, зависит дальнейшее образование ученика в средней школе. К этому экзамену ученики относятся очень серьёзно и ответственно. Классы в этой школе небольшие: от трёх до двадцати учеников, в каждом классе есть свой классный руководитель – ментор. Функционал ментора практически аналогичен функционалу классного руководителя. Ставка учителя в школах Голландии 28 часов, а если ты ментор, то 25. Глубокая дифференциация внутри голландского школьного образования позволяет каждому ученику найти уровень по своим способностям и не чувствовать себя аутсайдером в образовании. Этим решается самая важная задача – каждому ученику создаются комфортные условия в образовании. Такой индивидуальный образовательный маршрут. Это уже не первая школа, где экскурсию по школе проводят дети. Поражает коммуникативная компетентность ребят, их спокойствие, умение выражать свои мысли и манера общения ученика с учителями. Оказывается, этому учат, коммуникации уделяют много времени. Приятно поражены. Посещение школы дало нам ещё один паззл, который дополнил картину образования по-голландски.
Лариса Клочко, Инна Свистун, Елена Вавилова, МБОУ СОШ №109, г.Трехгорный, Челябинская область
Школа Талантов в Гааге.
Сегодня в программе – посещение школы талантов при королевской консерватории в Гааге Royal Conservatoire School for Young Talent. Название учебного заведения настраивало на торжественный лад, ожидали увидеть особую атмосферу. На самом деле, мы не увидели никакой роскоши и помпезности, встретили удивительно доброжелательных и трудолюбивых людей, к тому же хорошо говорящих на русском языке. Нам посчастливилось познакомится с выпускницей Кубанского университета, ныне живущей в Гааге и преподающей английский язык в этой школе, поэтому мы смогли получить ответы на все вопросы, которые у нас возникли ранее. Сложилась относительно полная картина системы образования Нидерландов.
В школу дети идут в четыре года и первые восемь лет обучаются на ступени начального образования. Начиная с третьего года обучения, дети сдают тесты 2 раза в год по родному языку, математике, английскому языку. Информация об индивидуальных достижениях ребенка хранится в национальной информационной системе тестирования, поэтому и учитель, и родители к окончанию начальной школы знают, на каком уровне конкретный ребенок будет сдавать экзамены за курс начальной школы. Тесты двухуровневые (высокий и низкий). Сегодня мы имели возможность ознакомится с этими тестами. Тесты высокого уровне по математике – непростые, состоят из двух частей. Одну часть можно выполнять, используя бумагу и ручку для предварительных расчетов, другую часть необходимо выполнять устно и записывать ответ сразу.
От того, как ребенок выполнил тесты, ему предложат обучаться в основной школе на разных уровнях (4, 5 или 6 лет). Программа, рассчитанная на 6 лет – самая сложная, для детей, поступающих по окончанию школы в университет. Разработан механизм перехода с одного уровня программы на другой при наличии академических успехов. В противном случае возможен переход на более низкий уровень обучения или повторное обучение в том же классе. Начиная с третьего года обучения в основной школе, ребята могут выбирать предметы для углубленного изучения.
Школа, в которой мы побывали сегодня, создана для одаренных детей в области музыки, балета, художественного творчества. С нами беседовали 14-летняя Нина и 17 – летний Рейнджел. Нина с раннего возраста играет на виолончели, видит себя в будущем исполнительницей в оркестре или преподавателем. Рейнджел – будущий пианист, с 9 лет концертирует. В первой половине дня ребята занимаются уроками, как и их сверстники, в обычных школах, а после обеда занимаются музыкой в той же школе при консерватории. Учителя с уважением относятся к их большой занятости и учитывают ее при определении объема домашнего задания. Самое главное – у ребят есть возможность общаться с профессионалами, проходить интересные для них мастер-классы. Они считают, что их шансы на поступление в консерваторию после школы достаточно высоки.
Помимо школы сегодня делегация г.Зеленогорска посетила музей Эшера, художника, известного оптическими иллюзиями, невозможными фигурами, орнаментами, иллюстрирующими математические закономерности. Эшер является символом сочетания инноваций и традиций, что вполне соответствует духу системы образования Нидерландов.
Светлана Семич, Дина Иванова, Александр Заякин, МБОУ СОШ №161, г.Зеленогорск, Красноярский край
«Автобус» среднего образования Голландии.
Сегодня нас ждёт ещё одна школа Лейдена – Лицей Visser’t Hooft. Встречу эту вся наша стажерская команда ждёт с нетерпением, так как начальных школ мы видели не одну, а вот старшая школа только вторая. Обучение старшеклассников в Голландии очень интересует сетевые школы. И мы спешим на встречу. Так спешим, что никто нигде не задержался, поэтому автобус приехал… на полчаса раньше. Что же делать, ведь нас пока никто не встречает. Наш водитель очень быстро нашел выход, и мы поехали кататься по фешенебельным кварталам и историческому центру Лейдена. Полчаса пролетели незаметно, и вот нас встречает улыбчивый Ремме Ван Дер Нат. И должность у него совсем уж необычна для русского уха – лидер. Путём ассоциативных сравнений и логических выводов приходим к общему мнению — функционал лидера сродни нашему завучу. И это тоже радует нашу команду, наконец-то мы общаемся с администратором! Школа находится в самом центре и в следующем году будет отмечать столетний юбилей. Обучаются в школе 1300 учеников с 12 до 18 лет. Мы еще раз уточнили для себя уровни среднего образования в Голландии и принципы распределения детей по уровням. С 15 лет начинается профильное обучение, профилей всего четыре, их задает государство, и менять что-либо в профиле ученик не может. Профили очень похожи на наши: социальный, экономический, естественно-научный и технический. В каждой школе, которые мы посетили за время стажировки, есть свои изюминки. Лицей не исключение: в нем есть группы билингвального обучения. Для изучения предлагаются несколько языков: китайский, итальянский, греческий, латинский и английский. И вообще языковая подготовка голландских школьников нас поразила и заставила по-хорошему им завидовать. В школе в основном преобладает классно-урочная система с различными формами групповой и парной работы во время урока. Помимо оборудованных кабинетов мы увидели много мест для индивидуальной работы детей: во всех коридорах стоят доски и столы со стульями. Под самой крышей есть замечательно оборудованная просторная медиатека, где ребята могут позаниматься каждый своим делом. А после уроков их ждёт школьный театр: фото с различных представлений украшают коридоры лицея. Всех нас очень поразила просторная, двухэтажная учительская. Такое своеобразное открытое образовательное пространство для педагогов. В беседе с Ремме выясняем поразительную вещь: выбор школы (средней) он как родитель полностью оставляет за своими детьми. Он поясняет нам, что в Голландии принято прислушиваться к мнению детей, ведь это им учиться в школе, ходить каждый день на занятия. Так пусть они ее и выбирают. Понимаем, что это не случайное решение: голландские дети уже с пятилетнего возраста постоянно ставятся в ситуацию выбора. Поэтому к 12 годам они уже способны делать ответственный выбор.
А что же родители? Их постоянно информируют об успехах или неуспехах ребенка. Система информирования компьютеризирована и полностью прозрачна. На ее основе учителя и решают, какой уровень образования под силу ребенку. Школа нам очень понравилась, а сравнение классно-урочной системы Голландии с автобусом, которое шутя привел Ремме, запомнилось всем. Мы тоже в автобусе. Как бы приехать на ту же остановку? Вторая половина дня проводилась каждым по собственному замыслу. Трехгорный поехал знакомиться с Роттердамом. Купить билет на поезд – ерунда. Сесть в нужный, уточнив платформу у кассира – тоже уже по силам. Роттердам сразу от вокзала поразил своими небоскребами и зеркально-бетонным величием. Нас окружили футуристические здания всех форм, какие только можно предположить. День удался на славу!
Лариса Клочко, Инна Свистун, Елена Вавилова, МБОУ СОШ №109, г.Трехгорный, Челябинская область
Лицей в Лейдене.
Сегодня участники стажировки продолжили знакомство с системой образования Голландии в Лицее г.Лейдена, города, славного своими образовательными традициями. Именно в Лейдене в XVI веке был основан старейший университет, в котором преподавал Альберт Эйнштейн, был создан первый конденсатор или знаменитая Лейденская банка и многое, многое другое.
Лицей, в котором мы побывали, тоже имеет свою историю, дети учатся в здании, состоящем из двух частей: старой и новой. Старой части здания уже 100 лет, поэтому там множество невероятно крутых лестниц. Конечно же мы спросили про детский травматизм. Оказывается, его нет, потому что в Голландии крутые лестницы повсюду, например, в домах и музеях. Дети привыкают передвигаться по ним с малых лет.
В Лицее обучаются 1300 детей в возрасте от 12 до 18 лет по программам трех уровней. На первом уровне ребята обучаются 4 года, а затем получают профессиональное образование. Как нам сказали, они могут затем получить профессию медсестры, полицейского, и многие другие. На втором уровне – 5 лет, после чего получают профессиональное образование в течение 4-х лет на уровне бакалавра или прикладное высшее образование. На третьем уровне учатся 6 лет, после чего поступают в университет и получают академическое образование.
Наш собеседник, учитель истории и лидер группы, отвечающий за организацию международного сотрудничества в Лицее, рассказывал об этапах своего обучения и становлении профессиональной карьеры. Чтобы стать учителем в старшей школе, необходимо закончить третий, 6-летний уровень образования и поступить в университет, где хорошо изучить преподаваемый в дальнейшем предмет: историю, физику, математику и так далее. После университета необходимо пройти дополнительную годичную подготовку для работы в школе.
Для работы учителем в начальной школе или учителем английского языка достаточно закончить школу на втором, 5-летнем уровне и получить 4-х годичное профессиональное образование.
Система работы с учителями в Лицее несколько напоминает систему работы в наших школах. Участники стажировки увидели в ней «знакомые черты».
В школе есть лидеры (у нас бы сказали завучи), которые объединяют учителей, работающих в разных классах. Один лидер курируют учителей, преподающих в первых классах, второй – в 3-4 классе, третий – в 5-6 классе, четвертый курирует все международные проекты Лицея. Отдельный человек отвечает за расписание.
Так же, как и у нас в школах действует система профильного обучения. Выделяют следующие профили: «Культура», «Экономика», «Здравоохранение», «Техника». Ученик определяется с профилем к 15 годам (третий год обучения) и в дальнейшем не меняет его, так как набор предметов для разных профилей значительно отличается.
В пространстве Лицея есть как обычные классы, так и открытые пространства для индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Похожие пространства создаются сейчас в сетевых школах проекта «Школа Росатома».
Лицей сотрудничает с Лейденским университетом. Самые способные дети, обучаясь в школе, получают зачеты по некоторым университетским курсам. Университет заинтересован в способных студентах.
Интересно, что многие учителя предпочитают работать с меньшей нагрузкой, чтобы освободить время для общения с семьей, отдыха, саморазвития. В Лицее существует традиция, согласно которой каждый учитель на первом уроке выделяет время для беседы с детьми на темы морали и нравственности. Часть учителей религиозны и выстраивают такие беседы с опорой на библейские сюжеты. Если учитель атеист, то он использует для беседы любой материал, который считает нужным.
После посещения Лицея стажеры отправились по своим индивидуальным маршрутам осваивать новую для них языковую и культурную среду. Делегация г.Зеленогорска посетила г.Роттердам, который был почти полностью разрушен в годы второй мировой войны и отстроен заново. Город поражает необычными современными архитектурными решениями, авангардными скульптурами, открывает еще одну грань такой необычной Голландии.
Светлана Семич, Дина Иванова, Александр Заякин, МБОУ СОШ №161, г.Зеленогорск, Красноярский край