Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Среда + Содержание + Система = Развитие»
Ведущий стажировки: Телятникова Галина Николаевна, МАДОУ «Детский сад № 7», воспитатель
Участники стажировки: педагогические и руководящие работники детских садов
Даты проведения стажировки: 22 – 24 апреля 2024 года
E-mail: telyatnikova.galina1@mail.ru
Город: Заречный, Пензенская область
Цель программы: повышение профессиональных компетенций стажёров посредством погружения в авторскую методику «3С», обеспечивающую развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей.
Задачи программы:
Алексеева Галина Викторовна, Полярные Зори
Бояркина Анастасия Владимировна, Димитровград
Брауэр Наталья Сергеевна, Снежинск
Гребенщикова Татьяна Васильевна, Заречный СО
Зимина Алина Зарифовна, Курчатов
Князева Анжелика Вячеславовна, Глазов
Козабаранов Никита Сергеевич, Саров
Колбешкина Елена Николаевна, Волгодонск
Колодкина Лариса Анатольевна, Сосновый Бор
Никицова Татьяна Сергеевна, Десногорск
Осеева Наталья Андреевна, Сосновый Бор
Парфенова Наталья Михайловна, Саров
Саратова Надежда Анатольевна, Нововоронеж
Селютина Екатерина Викторовна, Удомля
Соколова Наталья Владимировна, Балаково
Субботина Галина Владимировна, Сосновый Бор
Сурина Инна Геннадьевна, Трехгорный
Фридрих Полина Андреевна, Лесной
Чупеева Ирина Анатольевна, Нововоронеж
Ячменёва Наталья Михайловна, Новоуральск
Стажировка проходила с 22 по 24 апреля 2024 года на базе МАДОУ «Детский сад №7» города Заречного Пензенской области, в которой приняли участие 20 стажеров (воспитатели детских садов, старшие воспитатели, заместители заведующих и заведующие) из 16 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Глазов, Новоуральск, Волгодонск, Удомля, Заречный СО, Десногорск, Балаково, Курчатов, Лесной, Полярные Зори, Нововоронеж, Снежинск, Димитровград, Сосновый Бор, Саров, Трехгорный.
Онлайн-площадкой для подготовки к стажировке и рефлексии во время и после стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте». Именно онлайн-площадка позволила участникам стажировки познакомиться заранее: стажеры написали приветственные посты, а также актуализировали свои представления о классификации видов игры Елены Евгеньевны Кравцовой.
День первый.
Стажировка началась в формате нетворкинга, с выделения стажерами проблем в обеспечении развития игровой деятельности дошкольников. Стажеры были поделены на четыре группы. Каждой группе предлагался десятиминутный видеофрагмент игры детей разных возрастов. Правила нетворкинга предполагают, что на первом такте участники одной команды работают в разных группах, а уже на втором такте – «собирают» воедино полученную каждым участником информацию. Благодаря такому формату работы каждый стажер отсмотрел четыре ролика с игрой (режиссерской, образной, сюжетно-ролевой и игрой с правилами) и познакомился в деятельности с другими участниками стажировки (налаживали друг с другом связи, высказывая свои точки зрения, обнаруживая собственные дефициты во владении технологией поддержки и развития игры и намечая вероятные точки роста). В результате питч-сессии по итогам нетворкинга стажеры отметили, что в каждом видеоролике можно было увидеть «игровые дефициты» детей, педагогов и среды, а значит – есть, куда расти и есть, над чем поработать во время стажировки (наметили пути и возможности развития и амплификации игры дошкольников всех возрастов).
Следующим тактом работы стало погружение стажеров в позицию эксперта (для этого были подготовлены экспертные листы) в образовательное событие ведущего стажировки «Полет на самолете». По задумке, присоединившись к сюжетно-ролевой игре в той роли, которой взрослого наделили дети, ведущий стажировки должен был вбросить когнитивную задачу (построение модели типа числовая ось, ориентирование в ряду чисел с помощью построенной модели). Но шла пятидесятая минута события, а дети все играли и играли, решая возникающие «на борту» задачки. Стажеры не просто наблюдали: Никита Козабаранов из Сарова остался за бортом в качестве начальника аэропорта, Екатерина Селютина из Удомли в качестве диспетчера держала связь с самолетом. Стажеры-пассажиры других рейсов ожидали свой самолет в зале ожидания, а стажеры-птицы мешали самолету лететь. Вброс когнитивной задачи произошел на шестидесятой минуте полета, к этому моменту дети наигрались и решили множество собственных задач (например, у детей возникла необходимость создания видеопланшетов для кресел пассажиров и оказания первой помощи на борту самолета). После приземления, не дожидаясь официального обсуждения, уже во время кофе-паузы стажеры начали обмениваться мнениями, завязалась очень интересная беседа, и прямо вот так, за чашкой кофе, вместе сделали важные фиксации, каждый нашел ответ на интересующий вопрос, побывав в позиции эксперта.
Обсуждение вышло за рамки тайминга, было живым, интересным. Важно отметить, что стажеры увидели все составляющие аббревиатуры СССР (Среда + Содержание + Система = Развитие). После питч-сессии стажерам была предложена активная презентация методики «3С». Все вопросы, которые возникли у стажеров, были разобраны.
Следующим тактом работы стал практический блок. Для погружения в практику были выбраны капитаны, которые и набрали себе команды. Каждая команда наблюдала за игрой детей определенного возраста в условиях групповых помещений. Задачей стажеров было обсудить и спланировать изменения в среде для развития игровой деятельности дошкольников на определенном возрастном этапе развития детей и под конкретные задачи из ФОП. Реализовали запланированные изменения среды стажеры в тот же день после того, как дети разошлись по домам. Стажеры активно двигали мебель, перемещали контейнеры с игрушками, убирали лишнее, добавляли недостающее, таким образом, проработав первую составляющую методики «3С» – «Среду».
День второй.
После зажигательного утреннего флешмоба стажеры отправились в группы для взаимодействия с детьми в обновленной среде и оценки собственных действий по ее проектированию. В ходе питч-сессии были представлены планы стажеров по реорганизации среды групп по плану «Было – Задачи развития – Стало». После этого такта работы ни у кого не осталось сомнений в том, что среда имеет огромное значение в развитии игровой деятельности дошкольников.
Затем следовал этап проектирования модели образовательного события в группе с использованием различных инструментов проектирования: карта-конструктор образовательного события, интеллект-карта образовательного события, план-проект в таблице. Для проектирования собственного образовательного события можно было использовать любой инструмент из предложенных, приветствовался и собственный.
На этапе проектирования событий стажеры обнаружили собственные профессиональные дефициты. Например, как сделать так, чтобы задача педагога стала в процессе события задачей детей, как эмоционально и по максимуму вовлечь детей в событие, как зайти в событие в возрастосообразной игре, как не «скатиться» в аниматорство, как вбросить задачку из зоны ближайшего развития детей, как не пропустить индивидуальные ходы? Вопросы были интересными, рассуждали вместе, обсуждали примеры из жизни и практики событийного взаимодействия с детьми.
Главной трудностью для стажеров было определение способа и времени вброса когнитивной задачи в детскую игру. «Прожив» свое событие в группе взрослых, стажеры устранили недостатки и выставили свои проекты спроектированных образовательных событий на аукцион! Валютой аукциона был «аргумент». Победителями стали два проекта. Самым «дорогим» стал лот «Путешествие на корабле», а самым востребованным – лот «Поможем иноплонетянину Чоку вернуться на свою планету».
Две команды, ставшие лидерами по итогам аукциона, отправились готовиться к реализации образовательного события с участием детей, а двум другим командам предстояло опробовать себя в позиции экспертов.
День третий.
Третий день стажировки начался с реализации образовательных событий, спроектированных стажерами. Какие это были события: яркие, эмоциональные, искренние и качественные! Образовательные события получили максимальные из возможных оценок по итогам экспертизы, а значит, можно с уверенностью утверждать, что методикой «3С» стажеры овладели.
Подведя итог стажерских проб, можно сделать следующие выводы.
Заключительная рефлексия стажировки прошла в очень теплой атмосфере, потому что за три дня стажеры успели сплотиться вокруг единой цели: сделать как можно больше детей играющими. Отзывы стажеров свидетельствовали о том, что они не просто получили полезную для себя информацию, а еще и овладели действенной методикой работы и теперь готовы применять полученные знания и опыт в своей каждодневной работе (даже несмотря на временные технические сложности, которые закономерно могут возникнуть на этапе «перестройки» своей профессиональной деятельности).
С уважением, автор и ведущий стажировки Галина Николаевна Телятникова