Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Играть. Нельзя. Запретить.»
Апробирование стажерами самостоятельных педагогических действий, направленных на развитие дошкольников в игровой деятельности.
МАДОУ «Детский сад №7» является одним из детских садов сети проекта «Школа Росатома», внедряющих ФГОС дошкольного образования. Для развития детской самостоятельности и поддержки инициативности в нашем детском саду организовано свободное пространство Open Space. Здесь созданы условия для взаимодействия разновозрастной аудитории. Это позволяет ребенку реализовывать свой собственный замысел в игровой деятельности.
Как известно, игра является ключевым звеном всей жизни дошкольника. Только играющий ребенок растет и развивается эмоционально полноценно. Кроме того, совместная игра детей между собой и со своими родителями является сильным инструментом укрепления института семьи.
Следуя за теоретическими положения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Е.Е. Кравцовой, следует понимать под игрой осмысленную активность. Играющий всегда субъект, а значит поступает личностно, из чего следует, что игра может строится только на том содержании, которое не только понятно ребёнку, но и важно для него. Роль взрослого состоит в том, чтобы предлагать детям различные ситуации, которые в дальнейшем станут содержанием игры, и создавать условия для переосмысления (формирования собственного замысла) различных игровых ситуаций.
В нашей педагогической практике мы используем опыт Е.Е. Кравцовой. По ее мнению, самодеятельная игра зависит от особенностей возраста и психологических потребностей ребенка. В своем развитии игра проходит несколько этапов. В каждом из них предполагается наличие особых условий для её организации и развития.
Использование социо-игровой технологии, позволяющей объединить движение, вариативность и работу в малых группах, способствует развитию навыков социального взаимодействия дошкольников.
Основными задачами социо-игровой технологии являются: повышение качества образования детей; снятие страха перед деятельностью; развитие индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей; развитие у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий; выстраивание взаимоотношений с окружающими.
День 1. Запуск стажировки. Определение проблемного поля деятельности (8 часов).
День 2. Проектирование замысла образовательного события (8 часов).
День 3. Образовательное событие и завершение стажировки (8 часов).
№ | Формулировка понятийной и/или практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие |
1 | Запуск стажировки. Определение проблемного поля деятельности. | ||||
1.1 | Знакомство. Посвящение в стажеры. Оформление ожиданий от стажировки. | 1 час | |||
1.2 | Рассмотрение классификации видов игры по Е.Е. Кравцовой. | 1/2 часа | |||
1.3 | Расширение представлений о социо-игровой технологии как инструментария для развития навыков социального взаимодействия дошкольников. | 1/2 часа | |||
1.4 | Освоение стажерами игровых технологий на практике. | 1 час | |||
1.5 | Обсуждение ключевых критериев оценочного инструментария, позволяющего судить об уровне сформированности условий для реализации игры. | 1 час | |||
1.6 | Участие в экспертизе предметно-пространственной среды групповых помещений ДОУ по созданным критериальным листам. | 2 часа | |||
1.7 | Презентация результатов экспертизы в группах. | 1 час | |||
1.8 | Формирование папки стажера. Рефлексия дня. | 1 час | |||
2 | Проектирование замысла образовательного события. | ||||
2.1 | Проектирование образовательного события для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников. | 1 час | |||
2.2 | Погружение в игровую деятельность дошкольников. | 2 часа | |||
2.3 | Сфокусированное обсуждение результатов стажерской пробы. | 1 час | |||
2.4 | Освоение практики проектирования образовательного события. | 1 час | |||
2.5 | Расширение представлений о технологии «Плавающего планирования» как эффективного инструмента создания условий для поддержки и развития игровой деятельности. | 1 час | |||
2.5 | Моделирование структуры «Плавающего планирования» в парах сменного состава. | 1 час | |||
2.6 | Пополнение папки стажера. Рефлексия дня. | 1 час | |||
3 | День 3. Образовательное событие | ||||
3.1. | Заключительная подготовка образовательного события. | 1 час | |||
3.2 | Стажерская проба. Реализация игрового события с применением эффективных технологий, используя возможности образовательного пространства ДОУ в группах по выбору. | 3 часа | |||
3.3 | Анализ образовательного события. Дебаты | 1 час | |||
3.4 | Поиск путей совершенствования проектирования и реализации образовательного события. | 1 час | |||
3.5 | Многоуровневое оценивание результатов стажировки. Завершающее оформление папки стажера. | 1 час | |||
3.6 | Рефлексия. Заключительное слово. | 1 час | |||
Итого: 24 часа | 1 час | 6 часов | 10 часов | 7 часов |
Внешняя оценка результатов стажеров осуществляется независимой экспертной комиссией по двум критериям:
Оценивание стажерами стажировки и работы эксперта осуществляется по следующим критериям:
Организуется на протяжении всей стажировки. На каждом этапе участники отмечают промежуточные результаты в своей папке стажера и в созвездии успеха.
С 12 марта по 14 марта 2019 года в городе Заречный Пензенской области в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7 «Игрушка» прошла стажировка «Играть Нельзя Запретить». Знаки препинания в названии стажировки отсутствовали. Их расставили в конце третьего дня. В стажировке приняли участие коллеги из городов Снежинск, Лесной, Саров, Десногорск, Полярные Зори, Удомля.
Цель программы стажировки: апробирование стажерами самостоятельных педагогических действий, направленных на развитие дошкольников в игровой деятельности.
Первый день. Открыла мероприятие начальник Департамента образования Елена Васильевна Аникина с пожеланиями работать продуктивно и оставаться детьми в любой ситуации. Все стажеры встали в один общий круг для знакомства. С помощью переходящей звезды мы познакомились друг с другом, характеризуя себя тремя словами. Было важно установить эмоциональную связь в самом начале знакомства, это послужило фундаментом для плодотворной работы на всех этапах стажировки.
В начале нашей работы стажерам было предложено сделать отметки на листе ожидания в дневниках и на экране. Это позволило выявить ключевые позиции предпочтений коллег. Среди них основные:
В программе стажировки часто встречается понятие «Созвездие успеха». Каждый стажер в начале встречи написал свое имя и закрепил его на коврографе. Выбрав из множества звезд (белые, серебряные, золотые) ту звезду, которая соответствует уровню знания об игре на данный период времени, стажеры составили начальное созвездие успеха. С его помощью мы получили представление об уровне осведомленности стажеров, об их готовности применять полученные знания на практике и скорректировали план стажировки в соответствии с полученной информацией.
Разбирая классификацию видов игры по Е.Е. Кравцовой, мы составили ментальную карту, структурировали большой объем информации, разобрались с понятиями «псевдо-, самостоятельная и самодеятельная игра». Понимание ключевых понятий такой емкой темы, как «Игра», позволило стажерам по-новому взглянуть на то, что они ранее считали игрой, в другом ракурсе оценить свое игровое поведение и игру своих воспитанников.
Затем стажеры приняли участие в экспертизе предметно – пространственной и образовательной среды групповых помещений ДОУ по созданным экспертным картам. После окончания экспертизы, участники стажировки представили результаты в виде SWОT — анализа. Выдвинули конструктивные предложения. Стажеры сформировали четкое представление о том, какая среда должна быть в детском саду для развития и поддержки игры.
В контексте технологии коллективного разума «Worldcafe» разобрали видеокейсы из опыта работы. Мы определяли тип и вид игры, отличали псевдоигру от самостоятельной и самодеятельной. Стажеры столкнулись с некоторыми трудностями в связи с тем, что виды игр очень редко встречаются в чистом виде, чаще они тесно переплетены, перетекают один в другой.
Далее стажеры поучаствовали в наблюдении за игровой деятельностью детей групп разных возрастов. Все стажеры определили на практике вид игры по Е.Е. Кравцовой. В завершении дня стажеры окунулись в социо-игровую технологию, как один из способов социально-коммуникативного развития детей.
В конце дня у стажеров была возможность обозначить свой «рост» в карте созвездий. Оставалось несколько белых звезд, но большую часть карты заняли серебряные.
Второй день. Работа началась с расширения представлений стажеров о технологии «Плавающего планирования» как эффективного инструмента развития и поддержки детской игры. Во время стажерской пробы составляли собственное плавающее планирование воспитателя на день. Убедились, что такой подход может быть удобным, когда по инициативе детей день прошел, не так, как было запланировано воспитателем. Это позволяет по-иному оценивать прожитый день.
Следующим этапом было погружение в игру-импровизацию, ведь чтобы дети играли, важно, чтобы рядом был играющий взрослый. По признанию самих стажеров самым трудным было играть не по известному сценарию, а незамедлительно, без подготовки реагировать на игровые провокации и вносить эти самые провокации своим коллегам.
Далее стажеры проектировали игровую ситуацию для поддержки и развития игровой деятельности детей. В группах готовились к третьему дню: инициировали игровую ситуацию с внесением в нее когнитивных задач.
Стажеры погрузились в игровую деятельность детей разных возрастных групп (от 4 до 7 лет). Они наблюдали за игрой, погружались в нее сами и впоследствии корректировали свои игровые замыслы для следующего дня. В завершение второго дня в созвездии успеха появились золотые звезды. С их помощью более половины стажеров обозначили свою готовность применять полученные знания на практике.
Третий день. Заключительная подготовка к игровому событию. Подготовка пространства для его проведения, используя ресурс ДОУ. Стажеры поделились на 2 подгруппы: играющие и эксперты.
По окончании игровой практики была проведена пресс-конференция по поиску путей совершенствования проектирования и реализации игры с использованием метода «Шесть шляп мышления». Каждому участнику была предоставлена возможность примерить на себя несколько ролей: критик, оптимист, креативщик, руководитель. В результате пришли к общему выводу, что игровое событие состоялось, стажеры продемонстрировали свое умение поддержать детскую инициативу, создали условия свободного выбора детьми деятельности, игровых материалов, и главное, отметили, что даже после ухода стажеров игра имела продолжение на протяжении длительного времени.
Заключительным этапом стажировки стала рефлексия в форме репортажа одного из известных телеканалов в образах знаменитых телеведущих. В финале стажировки было сформировано созвездие успеха. Абсолютно все стажеры заменили белые и серебряные звезды на золотые.
По окончании дня, участники стажировки давали интервью корреспондентам канала ТРК «Заречный», делились своими впечатлениями в группе «Играть! Нельзя Запретить!» в социальной сети Facebook, оставляли рефлексивные отзывы в Дневниках стажера. Самооценивание стажерами собственных результатов осуществлялось путем заполнения оценочных листов, по которым сделан вывод, что цель программы стажировки достигнута и задачи реализованы.