Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
Технологии, обеспечивающие открытость образовательного пространства, как средство позитивной социализации дошкольников
ФИО разработчика | Власова Светлана Владимировна |
Название программы | Технологии, обеспечивающие открытость образовательного пространства, как средство позитивной социализации дошкольников. |
Цель программы | Внедрение в работу участников стажировки современных педагогических технологий с целью повышения профессиональной компетентности педагогов. |
Задачи программы |
|
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры | Для достижения наилучшего результата во всех сферах детско-взрослого взаимодействия в учреждении разработана модель открытого образовательного пространства ДОУ, которую мы готовы предложить коллегам.
Открытость образовательного пространства заключается:
В учреждении подготовлены видеоматериалы, демонстрирующие личностно-ориентированный и деятельностный подход в детско-взрослом взаимодействии. В рамках современной образовательной парадигмы цель образования — всестороннее развитие личности, раскрытие и развитие её задатков и способностей. Достижению этой цели способствуют деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. По определению И.С. Якиманской: «Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования». Личностно-ориентированный подход — это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его творческих возможностей, становлении самосознания, осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании личностно-ориентированный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностями и учатся видеть личность в других людях. Личностный подход имеет много общего с индивидуальным подходом, но отличается тем, что преследует главную цель — развитие личности, принятие ее «такой, какая она есть», а не ее «переделывание под заданный стандарт» и подавление. В реализации личностного подхода в воспитании дошкольников воспитатель решает следующие вопросы: Какая деятельность более способствует развитию личности данного ребенка: игровая или учебная? Как воспринимает игру современный дошкольник? Что представляет собой обучение в дошкольном возрасте? Каковы модели дошкольного обучения? Как построить процесс обучения в ДОУ, чтобы он доставлял удовольствие и ребенку, и педагогу, и способствовал гармоничному развитию обоих. Деятельностный подход – субъектно-ориентированная организация педагогом деятельности ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности. Для успешного внедрения деятельностного подхода в детско–взрослое взаимодействие, педагог должен обладать следующими компетенциями:
Реализация компетентностного подхода в образовании требует принципиального изменения позиции педагога. Он перестает быть носителем «объективного знания», которое стремится передать ребенку. Его главной задачей становится мотивация дошкольников на проявление инициативы и самостоятельности, организация самостоятельной деятельности, в которой каждый (в том числе и сам педагог) мог бы реализовать свои способности и интересы. Педагог создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым участником совместной деятельности, на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей, определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний. В программе стажировки подобраны наиболее эффективные технологии, обеспечивающие оптимальные условия развития социально-коммуникативных, информационных компетенций дошкольников:
Основная идея использования группового сбора в качестве технологии заключается в том, что инициатива исходит от детей, а педагог является партнером по совместной деятельности, где дошкольники могут осваивать какую-то определенную деятельность не по рассказам педагога, а непосредственно включаясь в ее простейшие формы. Принципы, на которых строится работа с детьми: Свобода, Самостоятельность, Совместная работа. Дошкольники учатся:
Групповой сбор прост в проведении, легко воспринимается воспитателями и детьми любого возраста; значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений; позволяет реализовывать описанные современные подходы в организации работы с детьми. Огромным потенциалом в развитии познавательной активности, любознательности, инициативности детейобладает проектная деятельность. В дошкольной педагогической практике зачастую происходит прямой перенос школьных технологий. Так, проектная деятельность, реализованная без учета интересов детей, превращается в исполнение детьми замысла взрослого. Это наиболее частая ошибка в реализации проектов в детском саду. Главная черта проекта — замысел, он должен исходить от детей. Именно в технологии группового сбора имеются возможности выявлять детские замыслы и реализовывать их. Позиция педагога — идти вслед за интересами и замыслами детей. Это не значит, что весь воспитательно-образовательный процесс подчинен «хотениям» детей. Должно быть разумное сочетание моментов обучения детей взрослым, как носителем общечеловеческого опыта, и инициативы детей, как субъектов и полноправных участников взаимодействия. На наш взгляд, наиболее важное «приобретение» детей в процессе выполнения проекта, это не проектный продукт, а личный опыт детей и личностные качества, которые формируются в процессе выполнения проекта. Важнейшим условием в проектной деятельности является желание детей в ней участвовать. Деятельность должна быть настолько привлекательной, чтобы большинство детей безусловно захотели принять в ней участие. Кроме того, мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда дети избирательно относятся к партнерству, совместной деятельности с другими детьми — с кем-то хотят, а с кем-то не хотят играть. Успешному разрешению таких ситуаций способствует внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Использование видеокамеры, ноутбука, фотоаппарата, интерактивной доски — все это безусловно привлекает детей. Кроме того, полученный продукт можно многократно переделывать, добиваясь задуманного. Все это обеспечивает участие подавляющего большинства детей в совместном проекте. Если принято групповое правило «делаем все вместе», тогда не возникает ситуаций, что часть детей не включены в процесс. Использование мультимедийных презентаций позволяет визуализировать детские идеи, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Современные педагоги широко используют программу Power Point, однако она имеет свои ограничения, как в анимации, так и в звуковом оформлении. Мы предлагаем в рамках стажировки освоить новую программу – Proshow Gold. Созданный в ходе стажировки видеоролик станет прекрасной иллюстрацией для отчета о ходе стажировки. Работа в программе Proshow Gold позволяет формировать визуальный ряд в режиме «Мастер создания презентаций»; накладывать эффекты; озвучивать видеофрагменты детям; готовить звуковую дорожку (исполнение и звукозапись песен в исполнении детей); накладывать звуковую дорожку; настраивать время и скорость воспроизведения. Профессиональный стандарт педагога говорит о том, что современный воспитатель должен уметь пользоваться информационно-коммуникационными технологиями. В ходе стажировки педагоги научатся создавать видеоролики в программе Proshow Gold. Стажерами будет создан видеодневник, который может быть использован в качестве отчета о пройденной стажировке. Педагогические наблюдения выявили наличие стойкого интереса к использованию ИКТ у большинства детей. Однако, автор имеет опыт использования компьютерной программы не только для создания видеороликов, но и как средство формирования социальной компетентности дошкольников через реализацию детско-взрослого проекта. Так, например, наши наблюдения за воспитанниками, показали, что в группе существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети занимают разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие – менее. Для сплочения детей был реализован проект по созданию видеоролика о жизни группы. В ходе создания видеоролика дошкольники были разделены на несколько групп, в каждую из которых входили как «звезды», так и «отверженные». Дети активно включились в предложенную игру по созданию «фильма про них», проявляли желание самостоятельно выполнить какое-либо доступное им действие (например, написать слово, с помощью клавиатуры, сфотографировать, вставить фотографии, пользуясь мышкой). При этом большинство дошкольников охотно откликались на призывы о помощи детям, у которых возникали затруднения в ходе реализации технической части проекта. Причем, дети охотно помогали любому, кто нуждался в помощи, независимо от статуса ребенка по итогам социометрии. Таким образом, мы убедились, что реализация общего группового проекта (а тем более с использованием ИКТ) развивает социальные компетенции детей, способствует сплочению группы, повышению уровня доверия между детьми. Также у нас есть практика создания ситуаций выбора, проблемных ситуаций, проектирования разных вариантов развития событий для поддержки детской инициативы. Так, например, помогая Буратино (он потерял азбуку), дошкольники осуществляли выбор: найти потерянную азбуку или купить новую. Педагогом заранее были спланированы два варианта развития событий, в каждом из которых реализовывались одни и те же педагогические задачи. Таким образом, мы создали для детей ситуацию осознанного выбора, воспитанники голосовали за один из вариантов помощи, а затем объясняли свой выбор, отстаивали свою точку зрения и реализовывали выбранный сценарий событий. Еще один вариант создания педагогами ситуации выбора, когда дети двух параллельных групп собираются вместе и им озвучиваются две темы деятельности (например, «полет в космос» и «путешествие на море»). Деятельность организуют параллельно два педагога и дети могут выбрать к какой группе присоединиться. Сюжетные линии реализуются разные, но педагогические задачи единые. Таким образом, дети могут выбрать не только содержание деятельности, но и педагогов, партнеров по взаимодействию, место деятельности, а в ходе «путешествия» еще и разные уровни сложности заданий. Таким образом, реализуются широчайшие возможности в построении индивидуальных траекторий развития детей. Кроме того, возникает открытое сообщество, когда две группы детей «перемешиваются», взаимодействуют друг с другом, что способствует успешной социализации дошкольников. Можно выделить ряд компетенций, которые необходимо развивать педагогу в условиях модернизации образования. В числе таковых, сформулированных в виде умений, можно считать следующие:
Все выше затронутое относится к сфере профессиональной компетентности педагога. Воспитатели должны быть готовы и способны осуществлять собственную профессиональную деятельность в условиях требований компетентностного подхода к образованию. Освоению этих компетенций будет способствовать предлагаемая программа стажировки. Она включает следующий инструментарий: самоанализ собственной педагогической деятельности, самооценка профессиональной педагогической компетентности, разработка индивидуальной программы профессионального саморазвития. Методистами МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» под руководством к.п.н. Е.В.Вториной разработана карта диагностирования профессиональной педагогической компетентности, состоящая из трех блоков: профессионально — личностный, профессионально — деятельностный, профессионально — творческий, каждый из которых включает в себя ряд компонентов, соответствующих профессиональному стандарту современного педагога. Диагностика проводится педагогами в начале учебного года и определяет компетенции, требующие внимания. По итогам диагностики, педагогами создается индивидуальная программа развития профессиональной педагогической компетентности, в соответствии с которой педагоги будут работать в течение 1-3 лет. В конце каждого учебного года диагностика проводится повторно для определения достигнутого за год результата. Данная диагностическая карта была нами адаптирована для стажировки. Мы выделили ряд профессиональных компетенций, которые педагоги смогут развить в рамках обучения. Например, умение включать детей в разные виды деятельности; умение организовывать и руководить проектной деятельностью детей; умение создавать атмосферу, в которой дети хотели бы высказать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет и т.д. Использование диагностической карты позволит сделать деятельность стажеров пролонгированной — разработанную в рамках стажировки индивидуальную программу развития профессиональной компетентности они будут реализовывать самостоятельно в течение последующих лет. Это позволит реализовать не разовое включение, а системную работу по собственному профессиональному развитию. |
Перечень необходимого оборудования |
|
Занятие № 1. Тема: Открытое образовательное пространство как условие построения целостной модели развития всех участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО — 3 часа
Заочно — Предварительное ознакомление с понятием, структурой, принципами открытого образовательного пространства (рассылка документации по электронной почте).
Очно.
Занятие № 2. Тема: Реализация методов личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов в практике деятельности педагогов дошкольного учреждения. — 2 часа.
Занятие № 3. Тема: Технология группового сбора, как эффективный способ формирования социально-коммуникативных компетенций дошкольников — 7 часов.
Занятие № 4. Тема: «Создание индивидуальной программы профессиональной педагогической компетентности стажеров» — 3 часа
Занятие 5. Тема: Проектирование детско-взрослого взаимодействия согласно технологии группового сбора – 2,5 часа
Занятие № 6. Тема: Современные информационно-коммуникационные технологии в практике деятельности педагогов, как инструмент развития социальных компетенций дошкольников — 4 часа
Занятие № 7. Заключительное – 2.5 часа.
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1. | Открытое образовательное пространство как условие построения целостной модели развития всех участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО | ||||
Знакомство и создание благоприятной рабочей атмосферы с использованием технологии группового сбора | 30 мин | ||||
Интерактивная игра «Создание предметно-пространственной среды для успешного, комфортного обучения» с использованием технологии группового сбора | 30 мин | ||||
Представление компьютерной программы Proshow Gold, которая позволит создать видеодневник стажировки, просмотр видеоролика. (В ходе стажировки участники собирают фото, видеоматериал, интервью для включения в видеодневник.) | 30 мин | 30 мин | |||
Представление модели открытого образовательного пространства «МБДОУ Д/С №54» | 30 мин | ||||
Экскурсия по учреждению | 30 мин | ||||
2. | Реализация методов личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов | ||||
Методы личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов | 30 мин | ||||
Просмотр видеозаписи деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с применением данных методов | 30 мин | ||||
Анализ просмотренной видеозаписи, оценивание возможностей развития необходимых компетенций у детей | 60 мин | ||||
3. | Технология группового сбора, как эффективный способ формирования социально-коммуникативных компетенций дошкольников | ||||
Ознакомление со структурой, принципами, правилами проведения группового сбора |
30 мин |
|
|
30 мин | |
Просмотр взаимодействия с дошкольниками, построенного по технологии группового сбора, с использованием карт анализа занятия |
30 мин |
|
30 мин | ||
Самостоятельное проведение группового сбора участниками стажировки (сначала друг с другом, а затем с детьми). Видеозапись работы |
180 мин | ||||
Анализ деятельности |
60 мин | ||||
Определение проф. компетенций педагогов, необходимых для реализации технологии группового сбора |
30 мин | ||||
Знакомство с картами диагностики ППК |
30 мин | ||||
Заполнение карт стажерами (домашнее задание) | |||||
4. | Создание индивидуальной программы проф. пед. компетентности стажеров | ||||
Анализ диагностических карт и выявление компетенций, требующих развития |
60 мин | ||||
Разделение участников стажировки на группы в зависимости от того, какой блок компетенций необходимо развивать: профессионально-личностный, профессионально-деятельностный, профессионально-творческий |
30 мин |
30 мин | |||
Составление индивидуальных программ развития профессиональной педагогической компетентности участников при помощи алгоритма, разработанного МАУ «РЦО» |
60 мин | ||||
5. | Проектирование детско-взрослого взаимодействия согласно технологии группового сбора | ||||
Календарное планирование детско-взрослого взаимодействия в соответствии с технологией группового сбора, семинар |
30 мин | ||||
Самостоятельное составление стажерами календарного плана в соответствии с технологией группового сбора (работа в подгруппах) |
60 мин | ||||
Круглый стол: анализ деятельности, оценивание возможностей развития необходимых компетенций у педагогов |
60 мин | ||||
6. | Современные информационно-коммуникационные технологии в практике деятельности педагогов, как инструмент развития социальных компетенций дошкольников | ||||
Беседа с участниками стажировки о возможностях использования ИКТ в ДОУ, обсуждение личного опыта участников |
30 мин | ||||
Представление личного опыта автора стажировки в использовании ИКТ для формирования социальной компетентности дошкольников |
30 мин | ||||
Творческое задание для коллег с целью изготовления видеодневника стажировки |
30 мин | ||||
Обучение работе с компьютерной программой для создания видеороликов Proshow Gold |
60 мин | ||||
Совместное изготовление видеодневника стажировки |
60 мин | ||||
Анализ деятельности, оценивание возможностей развития необходимых компетенций у детей и взрослых. |
30 мин | ||||
7. | Заключительное | ||||
Повторная диагностика профессиональной компетентности педагогов с помощью диагностических карт |
30 мин | ||||
Презентация стажерами программ развития ППК/видеодневников стажировки/самоанализа |
60 мин | ||||
Рефлексия – круглый стол |
60 мин | ||||
Анкетирование «Оценка качества методической услуги» | |||||
8. | Итого: 24 часа |
1,5 ч |
4,5 ч |
11,5 ч |
6,5 ч |
Внешняя оценка результатов стажеров |
|
Самооценивание стажерами собственных результатов |
|
Оценка организаторов |
|