Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
Технология Дальтон-план как способ создания условий для формирования личностных результатов обучающихся уровня основной школы в учебной деятельности
ФИО разработчика | Зырянова Ирина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 64» г. Лесной Свердловской области |
Название программы | Технология Дальтон-план как способ создания условий для формирования личностных результатов обучающихся уровня основной школы в учебной деятельности. |
Цель программы |
|
Задачи программы |
|
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры |
Федеральные государственные образовательные стандарты задают ориентир на личностное развитие. Одной из базовых целей общего образования является создание условий для формирования у обучающихся способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации. Применительно к основной школе данная цель конкретизируется следующим образом: сформировать способности обучающихся к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории. Для достижения поставленной цели обучающийся должен:
Все перечисленные требования лежат в основе требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы при реализации ФГОС ООО. Заявляемый опыт отражает специфику деятельности МБОУ СОШ № 64 в реализации технологии Дальтон-план по формированию личностных результатов обучающихся. Именно в ней заложены большие возможности для реализации личностно-ориентированного образования в условиях классно-урочной системы. В основе технологии Дальтон-план лежит идея объединения деятельности взрослого и ребенка по достижению индивидуализированных целей обучения. Особенно хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как благодаря ей, в первую очередь, обеспечивается реализация ФГОС ООО. Цель технологии Дальтон-план можно сформулировать следующим образом: обеспечить индивидуализированное развитие ученика и его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебной (урочной и внеурочной) деятельности. Дальтон-план – это сочетание образовательных избыточных пространств для осуществления деятельности, которое основано на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Раскроем подробно содержание каждого принципа. Принцип свободы. Он выражается в праве выбора обучающимся темы и ее содержания, партнера, источников информации, темпа, форм и способов деятельности, но в тоже время в персонифицированной ответственности за осуществленный выбор. Границы определены предметом, который стоит в учебном плане; ответственность – правилами, которые вырабатываются совместно всеми членами детско-взрослого сообщества, потому что ребенок всегда с готовностью выполняет те инструкции, в составлении которых он сам принимает участие, и отвергает похожие установки, если не признает их своими. Границы и правила позволяют ребенку не только дать чувство свободы, но и безопасности. Принцип самостоятельности. Он выражается в выборе обучающимся уровня самостоятельности учебной деятельности, в стремлении и, отчасти, способности самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений; самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов (определять образовательные цели, намечать пути их достижения, искать способы возникающих образовательных задач, контролировать и оценивать свою деятельность, по необходимости обращаться за экспертной оценкой к сверстникам и взрослым) и нести ответственность за свой выбор. Принцип сотрудничества. Он выражается в выборе формы учебной деятельности: индивидуальной, парной, групповой. Обучающийся имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к сверстникам или ученикам другой возрастной категории, родителям, учителям; вступать с ними в разнообразные конструктивные отношения (сначала при поддержке взрослого (учителя), а потом и самостоятельно). Работая в группе, каждый старается не только занять в ней определенное положение, но и вынужден учиться договариваться, поступаясь своими личными интересами, конструктивно и быстро разрешать конфликты. Во взаимодействии (в том числе разновозрастном) дети учатся ясно формулировать свои мысли и желания; соотносить их с задачами, выбранными конкретной группой; осознавать значимость другого человека; уважительно и доброжелательно относиться к нему, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; быть способным вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоить социальные нормы и правила. В зависимости от возраста участников растет как индивидуальный, так и коллективный контроль и ответственность за результаты работы всей группы. Взрослый (учитель) – часть образовательной среды, окружающей ребенка. Он так устраивает деятельность обучающихся, чтобы большую часть работы они могли осуществлять без его участия. Взрослый необходим лишь на начальных этапах, когда ребята еще только учатся самостоятельному поиску и ориентации в образовательном пространстве. Он подскажет, как и к кому обратиться за помощью, вдохновит на трудную для ребенка работу, напомнит о правилах, совместно принятых в классе. Именно напомнит, потому что обучающиеся сами чувствуют ответственность за поддержание порядка и рабочей атмосферы: они, а не только взрослый, авторы законов собственной жизни. Однако это не означает, что какими-то установленными правилами ученик может пренебречь. Взрослый однозначен в выполнении правил и договоренностей. Особенно это относится к выполнению различных социальных норм. Но при этом взрослый (учитель), работающий в технологии Дальтон-план, гибок. Он знает, кому нужно позволить отклониться от выбранного образовательного маршрута, а кого призвать к внимательности и ответственности. В устах такого учителя никогда не прозвучит: «Ты сделал это неправильно!». Он обязательно спросит: «Почему ты это сделал так»? Для формирования личностных результатов обучающихся в технологии Дальтон-план важны:
Все перечисленные принципы технологии Дальтон-план лежат не только в основе деятельности ребенка, но и взрослого (в том числе учителя). Поэтому, вся программа стажировки будет основана на принципах технологии Дальтон-план. Важно, чтобы стажеры самостоятельно их сформулировали в ее рефлексивной части. Технология Дальтон-план включает три компонента: задания, лабораторию и «дом». Охарактеризуем каждый. Задания составляют содержательную основу технологии. Они должны носить творческий характер. В каждом — определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе и могут быть поискового и исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой учебного проекта (в урочной деятельности), и социального, включающего социальные пробы, практики (во внеурочной деятельности). Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. К заданиям предъявляются следующие требования:
Индивидуальное развитие обучающегося осуществляется на основе выполнения системы заданий в урочной и внеурочной деятельности. Лаборатория – это время в расписании обучающегося, отведенное для самостоятельной работы над заданиями, а также для участия в учебных занятиях. «Дом» – это условия, приближенные к «домашней свободе»: наличие места, где обучающемуся комфортно осуществлять деятельность по реализации замыслов, индивидуального плана; свободы выбора с кем выполнять работу; наличие группы консультантов. Существуют четыре формы реализации технологии Дальтон-план: коллективное занятие, учебное занятие, лабораторное занятие, конференция (диспут). Рассмотрим систему действий взрослого (учителя) и обучающихся в рамках каждой формы. Коллективное занятие имеет следующие особенности:
На таких коллективных занятиях взрослому (учителю) нельзя читать лекции; уходить при обсуждении от заявленной темы; делать выводы, носящие законченный характер; давать оценку выступлениям. Поэтому, в качестве основной формы организации деятельности становится установочно-проектный семинар. Учебной занятие – составная часть классно-урочной системы. Оно может быть организовано в следующих форматах: стратегическая игра, игровое моделирование, тренинг, образовательное событие. Ключевым видом деятельности на учебном занятии становится освоение способов деятельности в проектировании и коммуникации. Лабораторные занятия – тип учебных ситуаций самостоятельной реализации замыслов и самостоятельного применения способов деятельности. Во время лабораторных занятий обучающийся работает индивидуально (в своем темпе, в паре, группе). Он может выступать на занятии и в качестве репетитора для других. Кроме того, в ходе лабораторных занятий ученик может консультироваться со взрослым (учителем) или партнером другого возраста по поводу возникающих в процессе деятельности вопросов. Роль взрослого (учителя) заключается в том, что он осуществляет консультационное сопровождение школьников, беседует с ними по результатам выполненных ими заданий (создает условия для рефлексии, позволяющей обеспечить осознанный субъектный выбор), дает новые задания. В ходе лабораторий нельзя организовывать общее обсуждение проблемы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необходимости. Взрослый (учитель) имеет большую возможность наблюдать за деятельностью обучающихся и в дальнейшем масштабировать, набирая статистику интересов каждого. Таким образом, осуществляет тьюторское сопровождение деятельности. К признакам лабораторного занятия относятся:
Конференция (диспут) – презентация продуктов самостоятельной деятельности. На таком занятии обучающиеся представляют результат своей деятельности – реальный, социально значимый, целостный, завершенный, осмысленно выполненный продукт. Это может быть проект, исследование или результаты опытно-поисковой деятельности, социальных практик, проб. Одним из неотъемлемых условий организации конференции (диспута) является отражение авторской (субъектной) позиции, собственного взгляда на решаемую проблему, а также осознанное представление значимости полученного продукта. В своих выступлениях обучающиеся могут отметить и индивидуальные достижения (точки качественных изменений): новые знания, компетентности, приобретенный опыт, освоенный вид деятельности, профессиональные навыки. Отличительная черта конференции (диспута) состоит в организации обсуждения вопросов интерактивного характера. Диспут, например, обеспечивает внимание, активизирует мысль, нацеливает на поиск, развивает мыслительные способности, создает устойчивый познавательный интерес. Взрослый (учитель) на уроке-диспуте ведет обучающихся по пути самостоятельного открытия, помогает следить за дидактическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на самостоятельное открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем. Такая организация учебной деятельности способствует развитию не только личностных результатов обучающихся, но и «сквозных» (самостоятельности, инициативы, ответственности). Таким образом, сочетание представленных форм в определенной последовательности становится способом погружения обучающихся в деятельностную образовательную среду, в которой формируются личностные результаты. Погружение можно представить на основе следующих этапов:
Формы организации учебной деятельности обучающихся в технологии Дальтон-план могутразворачиваться в систему дня (Дальтон-день), недели (Дальтон-неделя) и др. В течение одного учебного дня (уроков и внеурочных занятий) при реализации технологии Дальтон-план ребенок слушает объяснения взрослого (учителя), предназначенные всей группе, участвует в групповых обсуждениях, тренируя свои коммуникативные способности, осуществляет пробы. Главные учебные часы – это часы свободной работы над специальными дальтон-заданиями, составленными взрослым (учителем) или старшими по возрасту учениками. В течение Дальтон-дня две третьи всего времени предназначены для самостоятельных проб(лабораторий). В Дальтон-неделе время свободной работы различно – от 5-7 часов (5-6 классы) до 10 часов (7-9 классы) в зависимости от возраста и степени самостоятельности ребят. Обычно одна четвертая часть всего учебного времени цикла (дня, недели, четверти) выделяется для проведения классных учебных занятий (в том числе установочно-проектных семинаров). Две четвертых части – отводятся на лабораторные занятия. Оставшаяся часть – на конференции (диспуты) или иные интерактивные формы, в том числе дистанционные. В заключении следует отметить, что личностные результаты обучающихся не подлежат итоговой оценкекачества освоения основной образовательной программы общего образования, поэтому, для определения эффективности их формирования следует оценивать условия, в которых они формируются. В таблице 1 приведены критерии оценки эффективности деятельности образовательной организации по формированию личностных результатов обучающихся. |
Критерии оценки |
Содержания критерия |
Показатели |
Формирование социальных компетентности (личностные результаты) | — способность обучающихся брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов образовательной организации, способность быть лидером, способность работать автономно. |
|
Формирование поликультурных компетентности (личностные результаты) | — способность понимать различия между культурами, уважение к представителям иных культур, способность жить и находить общий язык с людьми других культур, языков, религий и др. |
|
Формирование общекультурной компетентности (личностные результаты) | — духовно-нравственное развитие личности, ее общая культура, личная этическая программа, направленная на формирование основы успешной саморазвивающейся личности в мире человека, природы и техники. |
|
Таким образом, вся программа стажировки будет построена на технологии Дальтон-план, обеспечивающей индивидуализированное развитие стажера и его социально-педагогического опыта, за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности на основе переноса способов действования. В качестве основных форм организации работы будут выступать проектный семинар во всех его видах: установочном, модельном, экспериментальном и пробы, в рамках которых будет осуществляться проблематизация и задаваться все последующие ситуации развития стажеров.
Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы, для проведения стажировки
№ п/п |
Перечень оборудования |
Количество |
1 | Компьютер | 13 |
2 | Ноутбук | 7 |
3 | Проектор | 1 |
4 | Документ-камера | 1 |
5 | Принтер | 2 |
6 | Сканер | 2 |
7 | Интерактивная доска | 1 |
8 | Автоматизированное рабочее место стажера с веб-камерой, наушниками и с выходом в сеть Интернет на скорости не менее 4 Мбит/сек.) | 1 |
Учебный цикл/время | Задачи программы | Содержание деятельности | Продукт |
1 Дальтон-день/8 ч. | 1. Самоактуализация знаний и опыта стажеров (0,5ч.).
| Актуализация имеющегося опыта работы по формированию личностных результатов в условиях реализации ФГОС ООО. Определение личностно-значимых целей обучения во время стажировки. Определение ожидаемого результата. | Вишлист (лист замыслов). |
2. Проблематизация. Целеполагание (1,5 ч.). | Установочно-проектный семинар «Структура и содержание личностных образовательных результатов в соответствии с ФГОС ООО: уровневый характер личностных результатов, их поэтапное формирование (знание, присвоение, опыт)». | Страницы личного дневника: «Карта моих дефицитов», «Мои установки». | |
3. Анализ. Моделирование (4 ч.). | Лаборатории (групповые пробы «Первое погружение в опыт):
| Анкета «Оцени свой образовательный продукт».
Карта-модель личностных результатов с учетом способов организации их достижений. Модель дальтон-дня (маршрут дня, содержание образовательных событий). Банк дальтон-заданий в урочной и внеурочной деятельности. | |
4. Презентация моделей
(1ч.). | Конференция «Мои открытия: освоение способов деятельности в проектировании и коммуникации». | Сборник методических материалов. | |
5. Рефлексивный контроль. Оценка деятельности (1ч.). | Дальтон-час «Определение позиций, мотивов и потребностей стажеров. Самоопределение стажеров, проявляющееся в мотивации самоизменения, готовности строить собственный образовательный проект. | Анкетирование «Оцени свой образовательный продукт»; личные страницы дневника: эссе. | |
2 Дальтон-день/ 8 ч. | 1. Проблематизация. Целеполагание (1,5 ч.). | Установочно-проектный семинар «Опыт реализации технологии Дальтон-план в урочной деятельности. Точки роста. Риски. Способы их минимизации». | Личная страница дневника «Моя методичка». |
2. Практика. Ситуации самостоятельного применения опыта( 5 ч.). | Лаборатории (пробы «Погружение в реальную образовательную среду»: проведение смоделированных образовательных событий в течение учебного дня).
| Технологическая карта учебного занятия. Технологическая карта лаборатории. Технологическая карта конференции. | |
3. Анализ деятельности стажеров(1ч.). | Круглый стол: «Реализация технологии Дальтон-план. Опыт. Проблемы. Перспективы». | Банк методических рекомендаций. | |
4. Рефлексивный контроль. Оценка деятельности (0,5ч.). | Дальтон-час «Рефлексия новообразований стажеров. Оценка возможности переноса освоенных способов деятельности». | Анкетирование «Оцени свой образовательный продукт»; личные страницы дневника: эссе. | |
3 Дальтон-день/8ч. | 1. Проблематизация. Целеполагание
(1 ч.). | Установочно-проектный семинар «Формирование личностных результатов во внеурочной деятельности. Социальный опыт как личностный результат. Социальная проба – организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия». | План-действий. |
2. Моделирование. Анализ (3ч.). | Лаборатории (пробы):
| Модель публичных форм представления личностных результатов.
Технологическая карта социальной пробы. Банк форм оценки среды взросло-детского сообщества. | |
3. Практика. Ситуация самостоятельного применения» (2ч.). | Погружение. Социальная проба «Литературные дудлы» совместно с обучающимися МБОУ СОШ № 64 и представителями городской газетой «Вестник». | Статья в газете «Вестник» в рубрике «Литературные дудлы» | |
4. Презентация опыта (1ч.). | Сетевое событие «Мои открытия: освоение способов деятельности в проектировании и коммуникации». | Продукт в социальных сетях. | |
5. Рефлексивный контроль. Оценка деятельности (1ч.). | Дальтон-час «Оценка уровня функциональной компетентности стажеров: точки качественных изменений». | Анкетирование «Оцени свой образовательный продукт»;
личные страницы дневника: эссе. |
№ п/п | Формулировка понятийной или практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
лекции | практическое занятие | стажерская проба | оценочное событие | ||
1 | Тема1. Самоактуализация знаний и опыта стажеров.
Актуализация имеющегося опыта работы по формированию личностных результатов в условиях реализации ФГОС ООО. Определение личностно-значимых целей обучения во время стажировки. Определение ожидаемого результата. |
— |
— |
— |
0,5 |
2 | Тема 2. Проблематизация. Целеполагание.
«Структура и содержание личностных образовательных результатов в соответствии с ФГОС ООО: уровневый характер личностных результатов, их поэтапное формирование (знание, присвоение, опыт)». | — |
1,5 | — | — |
3 | Тема 3. . Анализ. Моделирование.
|
— |
— |
4 |
— |
4 | Тема 4. Презентация моделей. «Мои открытия: освоение способов деятельности в проектировании и коммуникации». |
— |
— |
— |
1 |
5 | Тема 5. Рефлексивный контроль. Оценка деятельности.
Дальтон-час «Определение позиций, мотивов и потребностей стажеров. Самоопределение стажеров, проявляющееся в мотивации самоизменения, готовности строить собственный образовательный проект. |
— |
— |
— |
1 |
6 | Тема 6. Проблематизация. Целеполагание.
«Опыт реализации технологии Дальтон-план в урочной деятельности. Точки роста. Риски. Способы их минимизации». |
— |
1,5 |
— |
— |
7 | Тема 7. Практика. Ситуация самостоятельного применения опыта.
|
— |
— |
5 |
— |
8 | Тема 8. Анализ деятельности стажеров.
«Реализация технологии Дальтон-план. Опыт. Проблемы. Перспективы». |
— |
— |
— |
1 |
9 | Тема 9. Рефлексивный контроль. Оценка деятельности.
Дальтон-час «Рефлексия новообразований стажеров. Оценка возможности переноса освоенных способов деятельности». |
— |
— |
— |
0,5
|
10 | Тема 10. Проблематизация. Целеполагание.
«Формирование личностных результатов во внеурочной деятельности. Социальный опыт как личностный результат. Социальная проба – организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия». |
— |
1 |
— |
— |
11 | Тема 11. Моделирование. Анализ.
|
— |
— |
3 |
— |
12 | Тема 12. Практика. Ситуация самостоятельного применения».
Социальная проба «Литературные дудлы» совместно с обучающимися МБОУ СОШ № 64 и представителями городской газетой «Вестник». |
— |
— |
1 |
1 |
13 | Тема 13. Презентация опыта. Сетевое событие.
«Мои открытия: освоение способов деятельности в проектировании и коммуникации». |
— |
— |
— |
1 |
14 | Тема 14. Рефлексивный контроль. Оценка деятельности.
Дальтон-час «Оценка уровня функциональной компетентности стажеров: точки качественных изменений». |
— |
— |
— |
1 |
Итог 24 часа |
0 |
4,5 |
12,5 |
7 |
Ожидаемые результаты стажировки
Так как программа стажировки рассчитана на разновозрастный и разноуровневый состав стажеров, имеющих собственный (отличный от других) опыт формирования личностных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО, поэтому результаты приращения профессиональных качеств в каждой теме программы определяются по уровням:
Внешняя оценка результатов стажеров |
Таблица 2. Шкала результативности педагогического продукта
|
шкала |
уровень |
Менее 40 баллов |
Базовый |
40-69 баллов |
функциональный |
70-80 баллов |
компетентный | ||||||||
шкала |
уровень | ||||||||||||||||
Менее 40 баллов |
Базовый | ||||||||||||||||
40-69 баллов |
функциональный | ||||||||||||||||
70-80 баллов |
компетентный | ||||||||||||||||
Самооценивание стажерами собственных результатов | Самооценивание стажерами собственных результатов будет проводится в виде оценки результатов и продуктов проб по оценочным листам. Форма и содержание оценочных листов (критерии, уровни достижения результата) будут спроектированы самими стажерами в групповой деятельности. Личные наблюдения, свой опыт стажеры будут фиксировать в форме личного днев-ника. Им также будет предложено разработать анкету «Оцени свой педагогический продукт» и другие оценочные события. |