Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
Технология организации «умных» игр с дошкольниками, используя возможности Smart Board и развивающие игры В. Воскобовича при реализации ФГОС дошкольного образования
ФИО разработчика | Колногорова Оксана Леонидовна |
Название программы | Технология организации «умных» игр с дошкольниками, используя возможности Smart Board и развивающие игры В. Воскобовича при реализации ФГОС дошкольного образования |
Цель программы | Обеспечение освоения эффективными техниками организации игрового со-трудничества дошкольников с использованием развивающих игр и средств Smart Board. |
Задачи программы |
|
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры | Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, вступивший в силу 1 января 2014 года, направлен на решение определённых задач, одной из которых является формирование общей культуры личности детей, в том числе интеллектуальных качеств дошкольников. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, легче адаптируется в новой обстановке, лучше социализируется. А.В. Запорожец отметил, что если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества ребёнка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно. Развитие познавательных и интеллектуальных способностей во многом зависит от того насколько ребёнок вовлекается в творческий исследовательский поиск, и лучше всего развитие осуществляется в естественном, привлекательном для детей виде деятельности – игре. В период реализации ФГОС дошкольного образования, внедрения новых технологий, новых взглядов игра по-прежнему для ребенка остается главной, ведущей деятельностью, способной зажечь «искру пытливости и любознательности». Целевыми ориентирами, определенными ФГОС дошкольного образования, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможностей детей:
Достижение этих целевых ориентиров, формирование активной, самостоятельной, творческой личности дошкольников при организации игровой развивающей среды, в свете новых стандартов, требует от воспитателя умений создавать новые условия для поддержания и проявления самостоятельности и инициативы у дошкольников. Поэтому современному педагогу важно владеть целым спектром приёмов и техник организации игровой деятельности дошкольников, в которой ребенок является субъектом, максимально проявляющим свою инициативу и самостоятельность. Это возможно в условиях нашегоДОУ, где созданы прекрасные условия для организации игровой интеллектуально-творческой деятельности дошкольников на основе проблемно – игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в сочетании с возможностями интерактивной доски Smart Board. Организуя игровую интеллектуально-творческую деятельность с дошкольниками, учитываю следующие принципы:
Для эффективного решения образовательных задач использую различные формы организации игровых занятий с детьми:
Освоение игр детьми проходит поэтапно:
При организации с детьми проблемно- игровой деятельности с развивающими играми мне удалось выработать определенный алгоритм деятельности, который был мною смоделирован в интеллект – карте «Алгоритм организации дидактической (развивающей) игры с детьми».
Последний этап плавно перетекает в первый, т.е. возникает необходимость в продолжении использования игры в новых (более сложных) условиях, для этого изменяется игровое пространство. Игровые занятия с детьми проходят в интересной, увлекательной форме: игры-соревнования, игровая проблемная ситуация, путешествия, творческая мастерская. Результатом деятельности детей на каждом занятии является конкретный образовательный продукт – полученная игровая или творческая конструкция, связный рассказ ребенка о своей конструкции или полученных результатах игры. Рефлексией игровой деятельности детей являются «Книжки достижений», где каждый малыш, выполняя на занятиях индивидуальные игровые задания, имеет возможность накапливать свои творческие работы. А общим результатов игровой деятельности дошкольников в центре интеллектуально-творческого развития являются выставки творческих работ детей (индивидуальных, коллективных) на основе конструирования из разных материалов и в различных техниках, что позволяет детям самостоятельно оценивать свои успехи, а воспитателю, осуществлять индивидуальный подход и отслеживать результаты развития каждого ребёнка. В работе с дошкольниками активно использую и другие формы игрового взаимодействия: вместе мы реализуем творческие проекты по самостоятельному конструированию, создаём совместные журналы, где публикуем свои разработанные занимательные игры для родителей и сверстников, проводим различные интеллектуальные конкурсы, интеллектуальные бои и олимпиады для дошколят. Всё это предоставляет возможность участникам в состязательной форме развить и проявить свои интеллектуальные и творческие способности, обогатить сой игровой опыт в познавательной деятельности, проявить умения в конструировании игр и самореализоваться. Так же эффективным средством развития интеллекта у дошкольников является органическое сочетание развивающих игр и возможностей интерактивной доски SmartBoard. Интерактивные игры на моделирование и конструирование с помощью «пальчиков» становятся продолжением настольных развивающих игр и сопровождаются звуковыми и видеоэффектами, возможностями использования «шторок», лазерных указок, «волшебных» палочек. Главное преимущество этих игр – деятельностный подход к решению игровых задач. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Применение интерактивных технологий на игровых занятиях помогает повысить уровень мотивации. Занятия становятся интересными, насыщенными и занимательными, так как материал содержит в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, развитию мыслительных способностей, устойчивого познавательного интереса. Большая площадь поверхности доски Smart Board используется для организации игр в парах и подгруппах, которые формируют навыки коллективной работы, определения совместного пути решения логических задач и ответственность команды за общий полученный игровой результат. Включение в игровые ситуации интерактивной доски используется на 3 этапе освоения игр. В процессе игровой деятельности ребята, самостоятельно конструируют, придумывают новые игры, задания, «головоломки», проявляют творческую инициативу при моделировании игровых образов и предметов. Всё это развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию у ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свои результаты игровых действий и исправить ошибку, добиваясь решения задачи игры. «Оценка» результатов игровой деятельности ребенка осуществляется с помощью мультипликационных образов или «похвальных» анимаций, где заведомо исключается отрицательная оценка с целью создания ситуации успеха и формирования у детей положительного настроя на преодоление затруднений. Важной особенностью работы с дошкольниками по данной технологии является использование разных моделей организации и разворачивания детских игр, в которыхребенок выступает как субъект. Использую такие модели организации игровой деятельности детей с развивающими играми:
С целью поддержки детской инициативы и самостоятельности в игре, применяю вариативные техники организации игрового сотрудничества, такие как:
В процессе работы в данном направлении вела разработку наборов статических и динамических моделей, символьных объектов для использования детьми в игровом моделировании. Вместе с ребятами мы создали банк электронных развивающих игр и упражнений, который постоянно пополняется новыми игровыми проектами, разработанными самими детьми или родителями и назвали его – банк «умных» игр. Организованная таким образом деятельность детей способствует развитию умственных способностей, формирует навыки творческого мышления, воспитывает самостоятельность, инициативность в поиске игровых и конструктивных решений. А самое важное то, что каждый ребенок реализует свою главную естественную потребность – в игре. На сегодняшний день у каждого ребенка есть свои любимые развивающие игры, с которыми они могут играть с удовольствием, придумывать новые увлекательные конструкции. |
Перечень необходимого оборудования |
|
Во время стажировки будут решены все поставленные задачи программы. Содержание работы блока №1 под названием «Педагогические размышления или «ключи»» будет направлено на реализацию задачи формирования у стажеров представлений о многообразии средств и техник организации игровой интеллектуально-творческой деятельности дошкольников. В этом блоке стажеры в процессе знакомства с особенностями использования Smart – доски в интеграции с развивающими играми Воскобовича в образовательном процессе ДОУ погрузятся в педагогические размышления в поиске решений педагогической проблемы: как организовать развивающую игру, в которой ребёнок становится субъектом отношений, инициативным и самостоятельным деятелем. При этом они выделят значимые «ключи» в рассматриваемой технологии, открывающие возможность достижения целевых ориентиров дошкольниками в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Все свои размышления в течение 4 часов совместной работы стажеры соберут в единое решение и зафиксируют его в интеллект-карте.
Следующим, самым плодотворным блоком работы стажеров, №2 «Педагогический поиск или «замки»» будет практическое освоение возможностей Smart Board и «открытие педагогических лабораторий», в которых стажерам предстоит погрузиться в поиск технологичных решений при создании интерактивных «умных игр» и спроектировать разные модели организации и разворачивания детских игр, в которых ребенок выступает как субъект отношений. В рамках работы «Лаборатории педагогических изобретений» стажеры за 11 часов в различных формах организации проектирования (командное, спиральное, индивидуальное), проявив свою «изобретательскую способность», разработают серию игр с использованием средств Smart Board для дошкольников. А в «Лаборатории педагогических конструкций» займутся проектированием моделей организации игрового сотрудничества.
На следующем этапе (заключительном) в работе блока №3 «Педагогические решения или «открытия» важно апробировать и проанализировать результаты деятельности стажеров в «педагогических лабораториях». Поэтому им будет необходимо проверить функциональность своих «изобретений» — «умных» игр и отработать на практике вариативные техники организации игрового сотрудничества по тем моделям, которые они сконструировали на предыдущем этапе. Для этого в течение 6 часов будут организованы стажерские пробы в формате «3Д» – «Договариваемся, действуем, демонстрируем» и оставшееся время стажеры потратят на анализ и рефлексию полученных результатов.
В течение всей стажерской практики предполагается вести видео-дневник, с целью отражения в прожитых событиях эмоций, действий стажеров, их важных мыслей и принятых решений. При просмотре любого видеоряда, будет возможность для каждого участника проанализировать свою деятельность на всех этапах работы и увидеть собственные успехи и недостатки. А в итоге, будет создан видеофильм событий стажировки в форме «Видеожурнала».
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
Блок №1 | Педагогические размышления или «ключи». | ||||
1.1. | Открытая игровая деятельность дошкольников с использованием развивающих игр Воскобовича и Smart Board. Цель: Формирование у стажеров представлений о многообразии средств и техник организации игровой интеллектуально-творческой деятельности дошкольников. |
2 | |||
1. 2. | Моделирование многоступенчатой интеллект-карты на основе педагогических размышлений: о средствах и техниках организации игровой деятельности; о роли данной технологии в достижении целевых ориентиров дошкольниками. |
2 | |||
2. Педагогический поиск или «замки». | |||||
2.1. | Время интерактивных игр для стажеров с целью освоения на практике возможностей интерактивной технологии SMART. |
2 |
|
1 | |
2.2 | «Лаборатория педагогических изобретений». Поиск технологичных решений при создании интерактивных «умных» игр. Командное проектирование. Спиральное проектирование. Индивидуальное проектирование. Комплект игр — электронный boxplay. |
3 |
1 | ||
2.3. | «Лаборатория педагогических конструкций». Спроектировать разные модели организации и разворачивания детских игр, в которых ребенок выступает как субъект отношений.
Мини-проекты разных моделей игрового сотрудничества. |
3 |
1 | ||
3. Педагогические решения или «открытия». | |||||
3.1 | Апробация и анализ функциональности «изобретений» — «умных» игр. |
3 |
1 | ||
3.2. | Отработка на практике вариативных техник организации игрового сотрудничества на основе разработанных стажерами мини-проектов. |
3 |
1 | ||
3.3. | Рефлексия результатов работы стажерской площадки |
|
1 | ||
ИТОГО: 24 часа |
6 |
12 |
6 |
Внешняя оценка результатов стажеров | Внешняя оценка результатов стажеров направлена на определение уровня полученных результатов во время стажировки. Формы организации внешней оценки:
|
Самооценивание стажерами собственных результатов | Самооценивание стажерами собственных результатов будет осуществляться на основе рефлексивного просмотра видеоматериалов электронного дневника собственной стажерской деятельности и заполнения по ходу просмотра рефлексивного листа с «3Д-эффектом»:
Если стажеры смогут сделать подробные записи – продолжения предложений, то оценивают себя – «Успешно». Если стажеры не смогут подробно описать 3-Д эффекты стажерской площадки – получают оценку «Не достаточно успешно». |