Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
Технология позиционного образования. Проектирование ситуаций развития личностных результатов учащихся
ФИО разработчика | Редько Анастасия Александровна |
Название программы | Технология позиционного образования. Проектирование ситуаций развития личностных результатов учащихся. |
Цель программы |
|
Задачи программы |
|
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры | Общая идея заявляемого опыта восходит к научной школе Л.С. Выготского и её современных представителей В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман. Мы используем понятия, принятые в психологии развития: социальная ситуация развития, событийная общность, позиция, способы действия и способы взаимодействия в разных формах учебной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт формулирует необходимость создания условий для формирования следующих групп личностных результатов учащихся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, Технология позиционного образования, используемая мной в педагогической практике, позволяет эффективно конструировать условия для формирования личностных результатов учащихся. Ключевые тезисы технологии позиционного образования: Социальная ситуация развития есть поле пересечения разных точек зрения, смыслов, что в итоге и есть событие. В психологии образования отмечается эффективность позиционного принципа организации учебного взаимодействия детей в процессе формирования у них учебно-предметных понятий и освоения социальных норм взаимодействия, распределяя основные учебные действия между детьми, т.е. создавая педагогические условия для выхода детей в разные учебные позиции (детские, ученические позиции). Выделяют такие типы ученических учебных позиций, действуя из которых, обучающийся осваивает сами учебные действия (целеполагания, моделирования, контроля и оценки). Это позиции «аналитика», исследующего условия учебной задачи, «конструктора», моделирующего способ ее решения, «контролера», проверяющего соответствие модели учебной задаче и пределов ее «работы», «эксперта», сверяющего алгоритм действия по модели. Этот принцип заложен в дидактическую систему Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Наряду с изложенным, в сфере образования выделяют как исходные, корневые позиции Педагога и Обучающегося, которые соответственно базируются на социокультурных жизненных позициях взрослых (Родитель, Умелец, Учитель, Мудрец) и детей (Школяр, Ученик, Учащийся). Все «детские», ученические позиции могут входить в содержание разных позиций взрослых, «взрослые позиции», но первоначально они должны быть распределены между учениками для их последовательного освоения (удержания и обмена). Проектирование педагогических условий перехода из одних позиций в другие составляет сущность технологии позиционного образования. Основную задачу предлагаемой стажировочной площадки составит проектирование стажерами социальных ситуаций развития в позиционном контексте, обеспечивающих не только переходы из одних учебных позиций в другие, но и выход обучающихся из «детских» позиций во «взрослые», что формирует у детей и подростков ответственное поведение, а это особенно важно в подготовке детей к подростковому кризису личности и его преодолению. Интегральная характеристика такого рода проектирования заключается в том, что смысл педагогических действий возникает на пересечении жизненных позиций. Именно в таких точках встречи возникает смысловое пространство развития и саморазвития, а задачу педагога составляет проектирование ситуаций развития, ситуаций, в которых возможен выход ребенка в новую жизненную позицию, возможно проба «своих замыслов» как очередной шаг развития. Поэтому в профессиональном становлении педагогов важнейшее значение имеет понимание сути различных позиций в существующей культуре, освоение этих позиций и действие из них, организация с детьми и подростками разнопозиционного взаимодействия, в целях пробы своих, индивидуально- личностных позиций. При этом педагог ориентируется на понятие позиции какнаиболее целостной, интегративной характеристики человека, достигшего полной самоопределенности. Основной формой организации работы стажировки будет педагогическая мастерская, где стажеры, будут погружены в контекст технологии позиционного образования в учебно-предметном и метапредметном, урочном и внеурочном пространстве школы и межшкольном взаимодействии. Базовый материал – портфолио автора, преподавателя иностранных языков (английского и французского). Итогом стажировки будут являться сконструированные стажерами технологические карты формирования личностных результатов в разном (соответственно выбору стажера) предметном и метапредметном поле, в целях их дальнейшего применения в своих образовательных учреждениях и возможности транслированияпедагогическому сообществу. |
Перечень необходимого оборудования |
|
Формулировки понятийных и практических задач | Количество часов | Содержание работы |
1. Основания позиционного образования и его значение для эффективного становления личностных результатов учащихся. | 4 | Проблематизация: Актуализация имеющегося опыта работы в условиях внедрения ФГОС. Понимание различий понятий «статус», «роль», «позиция» и их влияние на формирование индивидуально-личностных позиций обучающихся. Позиции «детские» и «взрослые». Постановка проблемы формирования субъектности (самостоятельности, самоопределенности личности) детей и подростков в стабильный, предкризисный и кризисный периоды. 1 час
Моделирование: Исследование особенностей действий из разных учебных и социокультурных позиций. Конструирование теоретической модели взаимосвязи разных типов позиций по горизонтали и вертикали. Исследование «перекрестных» позиций. Конфликты личностные и межличностные в позиционном контексте. Моделирование способов коррекции действий педагогов и подростков в рассматриваемой логике. 2 часа Рефлексия: Анализ авторских разработок по использованию технологии позиционного образования в предметном поле иностранных языков (английский, французский). Разработка стажерами формы технологической карты, отражающей соотношение смыслов действий детей и подростков и смыслы педагогических действий. 1 час |
2. Технологический аспект позиционного образования: зачем нужно строить учебное взаимодействие? | 10 | Проблематизация: Проблема адекватности педагогических ситуаций социальной ситуации развития детей и подростков. Возрастной аспект проблемы формирования личностных результатов. 2 часа
Моделирование: «Переходы по горизонтали» – моделирование способов педагогических действий. Моделирование социальной ситуации развития детей (младших школьников 6-12 лет) с учетом расхождения возрастного этапа развития и уровня школьного образования. Мастер-класс автора по реализации возрастного потенциала 10-12-летних детей. Варианты коррекционной работы по формированию (доформированию) личностных результатов. «Переходы по вертикали» — моделирование способов действия за пределами урока. Предподростковый возраст (5-6 класс) как стартовая площадка взросления, время и место освоения механизмов взрослого ответственного поведения. Работа стажеров над содержательным наполнением технологической карты, разработанной в предыдущем блоке стажировки, с учетом предметной и метапредметной направленности стажеров. 6 часов Рефлексия: Анализ авторских разработок стажеров с точки зрения их вхождения в технологию позиционного образования. 2 часа |
3. Технологический аспект позиционного образования: взросление и ответственность. | 8 | Проблематизация: «Холостые выстрелы» методики, разрушающие личность. Исследование проблемы соответствия педагогических технологий возрастным потребностям личности старшего подростка. 2 часа
Моделирование: «Слабость воли или слабость целей?» — Моделирование способов построения взрослых, партнерских отношений в позиционном контексте организации урочной и внеурочной деятельности. Формирование социальных компетенций. Доработка стажерами своих предметных и метапредметных технологических карт формирования личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС уровней общего образования. Реализация модели оценивания условий формирования личностных результатов учащихся в позиционном контексте:
4 часа Рефлексия: работы стажировочной площадки как профессиональной событийной общности. Анализ педагогических эффектов технологии позиционного образования (по материалам продуктов стажировки, разработанными стажерами для применения в своих образовательных учреждениях). Создание стажерами листов самооценки. 2 часа |
№ | Формулировки понятийной и/или практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская работа | Оценочное событие | ||
1. | Педагогическая мастерская 1. Позиционное образование: основания и эффекты | ||||
1.1 | Исследование различий понятий «статус», «роль», «позиция» и их значение в формировании индивидуально-личностных позиций обучающихся. |
|
1 |
| |
1.2.
| Исследование способов решения личностных и межличностных конфликтов в позиционном контексте.
Конструирование моделей построения действий обучающихся и педагогов из разных позиций и эффекты формирования личностных результатов. |
1 |
1
2 |
1 | |
1.3 | Разработка стажерами формата технологической карты формирования личностных результатов учащихся на основе моделей позиционного взаимодействия. |
|
1 |
1 | |
2 | Педагогическая мастерская 2. Позиционное образование: переходный этап | ||||
2.1 | Возрастной аспект проблемы формирования личностных результатов.
Проблема адекватности педагогических действий социальной ситуации развития детей и подростков. |
1 |
|
1 | |
2.2 | Социальная ситуация развития личности 5-6-классников: проблема перехода из начальной в основную школу. Мастер-класс автора на предметном материале иностранного языка. |
2 | |||
2.3 | Проектирование стажерами ситуаций развития личности учащихся в урочной и внеурочной форме предметной и метапредметной деятельности младших подростков. |
2 | |||
2.4 | Содержательное наполнение и анализ стажерами технологических карт формирования личностных результатов. |
1 |
1 | ||
3 | Педагогическая мастерская 3. Позиционное образование: взросление и ответственность. | ||||
3.1 | Проблемы: «холостые выстрелы методики» и «слабость воли или слабость целей?» |
1 | |||
3.2 | Моделирование способов построения взрослых, партнерских отношений на предметном материале стажеров.
Конструирование стажерами внеурочных ситуаций развития личности старшего школьника. |
2
2 |
1 | ||
Рефлексия работы стажировочной площадки: «приращение» технологических основ позиционного образования. |
2 | ||||
ИТОГО: 24 часа |
1 |
5 |
12 |
6 |
Внешняя оценка результатов стажеров | Внешняя оценка результатов стажерской деятельности будет осуществляться специалистами, владеющими базовыми понятиями заявленной темы конкурса, Департамента образования г. Заречного, университета г. Пензы и МБОУ «СОШ № 226». В диагностике результатов стажировки исходными будут тезисы:
В качестве показателей результативности стажировки будет предъявлена итоговая папка стажера, в которую войдут материалы, разработанные на стажировочной площадке и итоговые листы рефлексии, обобщенные на основе индивидуальных листов рефлексии, которые в свою очередь будут вести стажеры по ходу стажировки. |
Самооценивание стажерами собственных результатов | По ходу работы стажировочной площадки стажеры будут
|