Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
Технология «Time Сhoice» как система поддержки инициативных ситуаций развития ребенка и становления детской самостоятельности в образовательном пространстве детского сада
ФИО разработчика | Непомнящая Елена Сергеевна |
Название программы | Технология «Time Сhoice» как система поддержки инициативных ситуаций развития ребенка и становления детской самостоятельности в образовательном пространстве детского сада |
Цель программы |
|
Задачи программы |
|
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры | В основе идей заявляемого опыта лежат принципы, заложенные в ФГОС ДО, где среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития, соответствующей специфики дошкольного возраста, определены важные составляющие (п.3.2.5.): «2) поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
Эти три основания послужили для меня отправной точкой отбора эффективных методик, технологий и формирования практики, способствующей развитию детской инициативы и самостоятельности, среди которых технология «Time Сhoice». Выстраивая взаимодействие с воспитанниками в социальной ситуации развития, я придерживаюсь направления заданного Л.С. Выготским «Социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые свойства личности…» В практике моей работы в рамках технологии «Time Сhoice» была выстроена понятийная картина пространства детской инициативы, определены ключевые ориентиры построения образовательной среды, средства поддержки и фиксации выбора ребенка (пособие «Экран выбора»), сформулированы этапы работы и комплекс педагогических воздействий.Технология работы педагога по поддержке детской инициативы разделена мною на несколько этапов, на которых роль взрослого в значительной степени меняется и определяется теми задачами, которые ставит передсобой ребенок: 1 этап – зарождения инициативы, на котором все иногда останавливается, и просто не замечая ее появления взрослый порой не находит способа для ее поддержки. На этом этапе на первый план выдвигаются задачи:
Решение всех этих задач происходит в процессе активного внедрения и применения в образовательном процессе технологии моделирования, где происходит применение знаков и символов в обозначении центров активности, дублированных на «Экране выбора» группы; обозначении норм и правил поведения, как общепринятых группой детей, так и введенных по собственной инициативе. На «Экране выбора» с помощью знаков дошкольник отражает свое желание, свой выбор, свои планы на день, которые, по его мнению, являются важными и с ними должны считаться все и взрослые, и сверстники. Главная задача данного пособия – сделать видимым самостоятельный выбор ребенком тех дел, которыми он будут заниматься. Мною продумана стратегия создания и применения в практике «Экрана выбора», где ключевыми ориентирами являются следующие моменты:
Главным условием формирования самостоятельности ребенка является осознание им ситуаций действия по правилам и пространства собственной инициативы. Таким образом, при проектировании образовательного пространства детского сада главной задачей является грамотное сочетание, мера ситуаций разного характера (адаптивных, промежуточных, ситуаций инициативы), их вариативность в опыте ребенка. Для возникновения и поддержки различных ситуаций взрослый должен создать условия. Предоставляя ребенку действовать по собственной программе, педагогу необходимо учитывать риски (возможно):
Выделение и адекватная оценка этих рисков позволила сформулировать один из основных концептуальных принципов возникшей образовательной практики «Timechoice» — признание возможностей зарождения инициативы другим путем и предоставления права действовать по собственным (культурным) правилам и нормам. 2 этап— «TimeChoice». В режиме дня ежедневно выделенопо 45 минут в утренний и вечерний отрезки времени. Эти отрезки то время (которое никогда не может использоваться взрослым для других дел), когда каждый ребенок в группе может заняться тем делом, которое он выбрал (обозначив его на «Экране выбора»). Для педагога, это время наблюдения за проявляющимися склонностями ребенка, удовлетворенности его интересов той насыщенностью развивающей предметно-пространственной среды, которую он создал. Так же в этот отрезок для педагога велика вероятность увидеть переход действий ребенка из зоны ближайшего в зону актуального развития. Во время «Time Choice» у ребенка формируется внутренний план действий, когда он, делая выбор, моделирует предстоящую собственную деятельность. Подходя к «Экрану выбора», ребенок формулирует (внутренне, а иногда ребенок проговаривает ее вслух) задачу, составляет план действий по ее реализации, а так же подготавливает условия для разворачивания деятельности, реализовывает поставленные собственные задачи, завершает деятельность, представляет ее результаты (по желанию) в среде. «Экран выбора» позволяет ребенку увидеть количество желающих заняться собственным делом именно в этом центре активности. Фотография подчеркивает значимость личности сверстника, который уже «заявил» себя в этом центре для возможной совместной деятельности, или подчеркивает необходимость (если сверстник не заинтересовал — как партнер) развернуть деятельность рядом или вынести ее за пределы центра (применяя легко трансформируемые, мобильные инструменты деятельности). Проживая в данной образовательной практике, дети легко совершенствуют, заданные изначально взрослым правила «Time Сhoice». Так, одной из модификаций обозначения выбора у старших дошкольников бывает «предварительный» сговор, когда дети втроем — вчетвером занимают пространство клетки центра собственными фотографиями, резервируя за собой право использования тех материалов, которых в группе недостаточно и необходим договор между детьми на очередность их использования. На этом этапе ребенок, как бы сам управляет взрослым, сам обращается к нему в ходе возникших у него затруднений, со своей стороны, взрослый не является инициатором общения, урегулирования возникающих споров и разногласий. Ключевым моментом является расширение арсенала «недирективной помощи, поддержки» педагога, когда взрослый совершенствует свои собственные техники (уход от прямой помощи, ориентация ребенка «помоги себе сам», «попробуй сам решить свою проблему», «обратись за помощью к сверстнику» и т.д.). Время «Time Сhoice»жестко не регламентировано, оно может начаться и закончиться так, как решит ребенок. Обычно инициаторами подходов к «Экрану выбора» становятся сами дети, которые, рано приходя в детский сад, делают выбор и сразу же организуют свою собственную деятельность, таким образом, меняя свои предпочтения несколько раз в день. Ориентиром окончания времени «Time Сhoice»служат важные для ребенка моменты – утренняя пробежка, прием пищи, либо желание продолжить занятия чем-то интересным на прогулке. Каждый ребенок сам определяет для себя темп выхода из деятельности по выбору. Развитие самостоятельности и инициативы ребенка происходит с участием находящего рядом с ним заинтересованного взрослого, который регулирует свои действия в зависимости от формирующихся у ребенка компетентностей. 3 этап – рефлексия. На этом этапе каждый педагог анализирует результаты наблюдений, свои (недирективные) возможности и возможности среды, которую он создал. Так как основополагающие моменты уже заданы педагогам во ФГОС дошкольного образования, они и становятся отправной точкой педагогического анализа:
Мною разработан инструментарий для осуществления оценочной деятельности- лист наблюдений за проявлениями инициативы и самостоятельности детей в процессе «Time Choice»: Дополнительно к карте педагог фиксирует персональные моменты развития самостоятельности и инициативы дошкольника в форме стикер-заметок и фотографий. Данная система работы стала образовательной практикой МБДОУ д/с №32, прошла апробацию в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности, получила дальнейший толчок к развитию и совершенствованию, как со стороны взрослого, так и со стороны воспитанников, проживающих в этой образовательной практике. Проживание в данной образовательной практике позволяет воспитанникам уже с младшего дошкольного возраста достигать положительных индивидуальных образовательных результатов в движении по целевому ориентиру «ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности-игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». Технология «Time Choice» способствует совершенствованию профессиональных умений педагогов ДОУ вести педагогическое наблюдение, анализировать и обрабатывать полученные результаты и именно их ставить в основу планирования следующего этапа развития своих воспитанников; умения выстраивать предметно-пространственную среду относительно развития воспитанников группы, их личных предпочтений и запросов. Опыт моей работы был представлен в рамках VII Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: в каких институциональных формах достигаются индивидуальные образовательные результаты», Единого краевого методического сбора муниципальных образований Красноярского края, муниципального фестиваля педагогических практик. Образовательная практика прошла экспертизу в рамках регионального пилотного проекта по введению ФГОС ДО в Красноярском крае. Опубликована в сборнике «Опыт введения ФГОС ДО в Красноярском крае» (сборник статей). Составитель Л.Г. Обросова. Р.А. Васильева, Красноярск 2015, 104 стр. |
Перечень необходимого оборудования |
|
Программа стажировки включает 3 модуля и рассчитана на 24 часа. Данная программа основана на компетентностном и личностно-деятельностном подходах, предусматривает комплекс различных форм обучения: лекционные, практические занятия, практические пробы технологии и образовательной практики, групповое и индивидуальное проектирование, работа в кластерах, деловые игры. На промежуточных этапах стажировки проводится оценочное событие, которое позволяет оценить уровень присвоения практического опыта стажерами и определить дальнейший маршрут прохождения программы стажировки.
Модуль №1. Исследование стажерами требований к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО (7 часов)
| |
Понятийные задачи:
Определение ключевых ориентиров предметно-пространственной и образовательной среды. Формирование понятийной картины «пространство детской инициативы». Погружение в психолого-педагогические основания технологии««Time Сhoice».
| Практические задачи:
Освоение ролей «очевидец», «участник», «следователь» в процессе мотивационно-деятельностной игры. Обсуждение с помощью технологии коллективного разума («world cafe») ключевых ориентиров предметно-пространственной и образовательной среды. Визуализация образа понятия «время выбора» посредством представления модели и (или) описания образа с учетом стартовых компетентностей стажеров; Создание банка практических материалов (игры, пособия) в системе координат, где X– возраст ребенка,Y- психические функции на основе персонального практического опыта стажера. |
Рефлексивный анализ и оценка: аутотестирование (ВХОД); выявление ожидания стажеров через технологию «Снежный ком»; анализ требований стандарта для формирования оснований развития новых практик в ДОУ. | |
Модуль №2. Проектирование структуры образовательной практики «Time Choice» (7 часов). | |
Понятийные задачи:
Рассмотрение концептуальных подходов к применяемым технологиям; Погружение в опорные точки технологии: -реализация принципа личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком как условия развития инициативы и свободовыражения ребенка; -моделирование — как способ фиксации выбора ребенка и правил поведения группы. | Практические задачи:
Моделирование структуры образовательной практики «Time Choice» в парах сменного состава; Участие в экспертизе предметно-пространственной и образовательной среды групповых помещений ДОУ по созданным экспертным картам; Формирование толерантности к ситуациям неопределенности через систему практико-ориентированных приемов; Исследование действий педагогов ДОУ в пространстве образовательной практики. |
Рефлексивный контроль и оценка: презентация экспертных карт анализа предметно-пространственной и образовательной среды ДОУ; представление результатов экспертизы; внешняя оценка профессиональных действий стажеров. | |
Модуль №3. Приобретение собственного опыта проживания в образовательной практики «TimeChoice» и технологии «Open Space» (10 часов) | |
Понятийные задачи:
Формирование представлений о практических действиях педагогов по организации практики «Time Choice»; Расширение представлений о возможностях образовательной практики на примере технологии «openspace» | Практические задачи:
Освоение практики «Time Choice» с акцентом на поддержку детской инициативы и самостоятельности в роли «очевидца» или «следователя» по самостоятельному выбору стажера; Проектирование предметно-пространственных оснований технологии «Open Space» в группе с педагогом-практиком, владеющим технологией (выбор центра, исходя из предпочтений стажеров); Организация средового пространства «Open Space» по собственного проекту, используя ресурс ДОУ; Освоение приемов технологии «Open Space» в роли «активного участника»; Поиск путей совершенствования образовательной практики в группах ДОУ в событийном формате «Новые идеи развития» |
Рефлексивный контроль и оценка: презентация результатов работы групп (техника полипозиционного диалога); фиксация путей совершенствования практики в процессе представления продукта собственной деятельности; аутотестирование/ВЫХОД. |
№ п/п | Формулировка понятийной и практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1. | Входное аутотестирование через Google Формы. Погружение в психолого-педагогические основания образовательной практики «Time Choice» (on-line) |
1,5 | |||
2. | Выяснение ожидания стажеров через погружение в технологию коллективной мыслительной деятельности. Метод «Снежный ком». |
|
1 | ||
3. | Освоение функций ролей «очевидец», «следователь», «активный участник», присваемых стажерами в ходе погружений в процессе мотивационно — деятельностной игры. |
|
1 | ||
4. | Формирование понятийной картины «пространство детской инициативы»; визуализация образа понятия «время выбора» посредством представления модели и (или) описания образа с учетом стартовых компетентностей стажеров. Технологии «абстрактные картинки», «коллаж», «лего-конструирование», «эссе». |
1,5 | |||
5. | Обсуждение с помощью технологии коллективного разума ключевых ориентиров предметно-пространственной и образовательной среды. Технология «Worldcafe» «Среда — как условие успешности реализации практики в ДОУ». Организация многоуровнего диалога стажеров в контексте обсуждения общей проблемы. |
|
2 | ||
6. | Создание карт по результатам работы «World cafe». Участие в экспертизе предметно-пространственной и образовательной среды групповых помещений ДОУ по созданным экспертным картам. Презентация результатов в группах. |
2 | |||
7. | Рассмотрение концептуальных подходов к применяемым технологиям.
Погружение в опорные точки технологии «Time Choice». Разбор практических кейсов. Работа с обучающим видео. |
1 |
1 | ||
8. | Моделирование структуры образовательной практики «Time Choice» в парах сменного состава в присутствии эксперта практика (критерии оценки профессиональных действий стажеров – организация слаженного взаимодействия; умение быстро и конструктивно договариваться; использовать опыт и знания каждого; наличие опорных точек технологии в модели практики). |
|
1 | ||
9. | Сфокусированное обсуждение моделей структуры образовательной практики в группе.Презентация результатов работы группы. Технология полипозиционного диалога. |
|
1 | ||
10. | Практико-ориентированное освоение стажерами эффективных педагогических воздействий образовательной практики через игровое моделирование «ситуаций неопределенности». |
1,5 | |||
11. | Освоение практики «Time Choice» с акцентом на поддержку детской инициативы и самостоятельности в роли «очевидца» или «следователя» по самостоятельному выбору стажера. |
1,5 | |||
12. | Расширение представлений о модификации технологии «Time Choice» на примере технологии «OpenSpace». Проектирование предметно-пространственных оснований технологии «Open Space».в группе с педагогом-практиком, владеющим технологией (выбор центра, исходя из предпочтений стажеров). |
1,5 | |||
13. | Организация средового пространства «Open Space» по собственного проекту, используя ресурс ДОУ. |
1 | |||
14. | Освоение приемов технологии «Open Space» в роли «активного участника» через событийный подход организации опыта стажера (критерии оценки профессиональных действий стажеров – организация слаженного взаимодействия; умение быстро и конструктивно договариваться; использовать опыт и знания каждого; наличие опорных точек технологии в реализуемой практике). |
|
1,5 | ||
15. | Поиск путей совершенствования образовательной практики в группах ДОУ в событийном формате «Новые идеи развития» (критерии оценки профессиональных действий стажеров: степень самостоятельности в решение поставленной задачи; принятие на себя ответственности) |
|
2 | ||
16. | Фиксация путей совершенствования практики в процессе представления продукта собственной деятельности (критерии оценки профессиональных действий стажеров- умение видеть возможности, согласованность целей и планируемых результатов, наличие образовательных эффектов) |
1,5 | |||
17. | Выходное аутотестирование через Google-формы. |
0,5 |
| ||
ИТОГО |
3 |
4 |
11 |
6 |
Внешняя оценка результатов стажировки
Форма оценки |
Эксперты |
Способ фиксации |
Отзывы о результатах программы стажировки. | Педагоги ДОУ, работающие в смешанных творческих группах вместе со стажерами. | Качественная оценка |
Internet — голосование за кейсы практических материалов (продукты, созданные стажерами) на Facebook в группе «Страна чудес / Wonderland» | Он-лайн участники педагоги и родители воспитанников ДОУ городов присутствия Госкорпорации «Росатом». | Результаты Internet — голосования
(R1 =1балл для ТОП-5, набравшихmaxколичество Like) |
Оценка профессиональных действий стажеров (сводные данные экспертных листов оценочных событий). | Муниципальный координатор проекта «Школа Росатома» Огдина Л.В., специалисты Управления образования ЗАТО г. Зеленогорска. | R2 max — 5 баллов |
Самооценивание стажерами собственных результатов
Входная и выходная анкеты содержат критерии трудовых действий, входящий в профессиональный стандарт педагога.Стажер проставляет соответствующую оценку (по 10-балльной шкале) уровня развития трудовых действий на начало и конец стажировки. Анкеты обрабатываются, определяется суммарное изменение количества баллов по входной анкете(количественный критерий).
Трудовая функция | Трудовые действия |
Общепедагогическая функция. Обучение. |
|
Воспитательная деятельность. |
|
Развивающая деятельность. |
|
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования |
|