Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Внедрение концептуальных идей и элементов педагогики Reggio Emilia в ДОУ как эффективное средство реализации ФГОС ДО

Информационный блок программы

ФИО разработчикаШибут Елена Владимировна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №24 «Искорки»
Название программыВнедрение концептуальных идей и элементов педагогики Reggio Emilia в ДОУ как эффективное средство реализации ФГОС ДО.
Цель программыРазвитие профессиональной компетентности участников стажёрской площадки в области реализации требований ФГОС ДО средствами внедрения современных эффективных технологий зарубежных стран.
Задачи программы
  • включить стажеров в практико-ориентированную деятельность по заданным модулям;
  • обозначить проблему изменений в современном отечественном дошкольном образовании, уточнить нормативно-правовые документы и рассмотреть актуальные вопросы в контексте заданной темы;
  • сформировать у стажёров представления о концептуальных основах и организационно-структурных особенностях систем дошкольного образования зарубежных стран (на примере педагогики Reggio Emilia) в сравнении с изменениями в современном дошкольном образовании России;
  • обеспечить освоение стажёрами основных принципов и направлений педагогики Reggio Emilia в контексте соотнесения с задачами ФГОС ДО;
  • сформировать у стажёров умение выделять и адаптировать идеи и элементы зарубежных технологий в собственную педагогическую деятельность;
  • создать кейс материалов, подготовленных стажёрами «Идеи и элементы Reggio Emilia с возможностью адаптации в образовательном процессе ДОУ».
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажерыСтремительно происходящие изменения в нашей стране, как и во всем мире, связаны, прежде всего, с переходом общества от индустриального этапа развития к информационному. Наряду с процессом глобализации экономики в мире происходит сближение образовательных систем разных стран. В этой связи представляются ценными два вектора выстраивания образовательной политики в дошкольном образовании: с одной стороны — поиск общих критериев качества образования детей в мировой педагогической культуре, с другой — сохранение и преумножение российских культурно-педагогических традиций.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы современного российского дошкольного образования, которые совпадают с принципами педагогической системы Reggio Emilia:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка).

Reggio Emilia — это целый мир эмоций и чувств, абсолютно новая философия, которая рассматривает воспитание детей через их взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Она помогает осознать, насколько это взаимодействие равноценно и уникально, учит относиться к достижениям ребенка с особым трепетом и уважением.

Опыт Реджио Эмилия не поддается буквальному переносу в другую культуру, в другие условия, к другим людям. Он может быть усвоен и переработан, но повторить его можно, только изменив, приспособив к своим нуждам и создав творческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтересованных в этом типе работы с детьми.

Данная стажёрская программа познакомит педагогов с современными тенденциями дошкольного образования, с идеями и принципами Реджио – педагогики и возможностями адаптации их в собственную педагогическую деятельность. Стажёрам будут созданы условия для апробации элементов педагогики Reggio Emilia в образовательном пространстве ДОУ.

Данная программа основана на компетентностном и личностно-деятельностном подходах, предусматривает комплекс различных форм обучения: деловая игра, мастер-классы, педагогические мастерские, лекционные занятия и практические семинары.

Основные формы, методы, приемы обучения: «SWOT-анализ», «Фишбоун», «Снежный ком», «World cafe», «Стратегия Идеал», Дебаты, полипозиционный диалог. Различные формы рефлексии: «Дерево желаний», «Синквейн», «Горячий стул».

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудованияДошкольное учреждение обладает достаточным количеством аудиторных площадей: музыкальный и спортивный зал, 6 групповых помещений, комната развивающих игр, методический кабинет.

 

Аудиторный фонд оснащен современным мультимедийным оборудованием: проектор, экран (переносной), 4 персональных компьютера и ноутбук, аудио, видео и фотоаппаратура, оргтехника, безлимитный Internet.

Методический кабинет оснащен достаточным количеством методических пособий, дидактических средств для реализации программы базовой площадки.

Программа стажировки

Программа стажировки включает 4 модуля и рассчитана на 24 часа.

1 модуль направлен на осознание стажёрами актуальности изменений в системе дошкольного образования, анализ и выявление проблем реализации требований ФГОС ДО, необходимости использования новых эффективных технологий в современном образовательном процессе. Предполагает позиционное самоопределение стажёров, готовность к осуществлению инновационной педагогической деятельности.

Предполагает повышение педагогического мастерства стажёров за счёт включения теоретико-практического блока ознакомления с концептуальными основами и организационно-структурными особенностями систем дошкольного образования зарубежных стран, в том числе педагогики Reggio Emilia.

Основные формы, методы, приёмы на данном этапе: тестирование, деловая игра, «Стратегия «Идеал», «Кейс идей», семинар-практикум, полипозиционный диалог, презентации из опыта работы, индивидуальные задания.

2 модуль направлен на изучение стажёрами основных принципов и направлений педагогики Reggio Emilia в контексте соотнесения с задачами ФГОС ДО. Предполагает ознакомление стажёров с опытом инновационной деятельности педагогов, изучающих и внедряющих элементы Реджио-педагогики.

В данном модуле предусматривается углублённая работа по освоению стажёрами технологии проектного метода в образовательном процессе, как основополагающего элемента педагогики Reggio Emilia.

Основные формы, методы, приёмы: сравнительный анализ, RAFT- технология, метод «Снежный ком», совместное игровое имитационное моделирование, общегрупповые обсуждения, полипозиционный диалог, работа с раздаточным материалом.

3 модуль предусматривает углублённую работу по освоению стажёрами методов оптимизации развивающей предметно-пространственной среды в группе, в соответствии с принципами Реджио-педагогики и требованиями ФГОС дошкольного образования.

Содержание модуля направлено на разработку стажёрами индивидуальных и групповых проектов по внедрению элементов Реджио-педагогики в образовательный процесс в рамках требований ФГОС ДО.

Основные формы, методы, приемы: мастер-класс, метод ««World cafe», работа в малых группах над созданием совместных проектов с последующей презентацией результатов, общегрупповые обсуждения, технология управления изменениями (экспертиза и доращивание проектных идей), круглый стол.

Учебный план стажировки

рмулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировкиКоличество часов
ЛекцииПрактические занятияСтажерская пробаОценочное событие
1 модуль
Актуализация запроса стажеров по теме стажировки – входящее тестирование.   

0,5

Создание условий для активного погружения стажеров в Событие по разработанным темам стажировки «Стратегия «ИДЕАЛ».  

1

 

 
Обзор нормативных документов в призме изменений современного образования (сравнительный анализ).  

 

 

1

 
Позиционное самоопределение стажёров, готовность к внедрению инновационных технологий. Деловая игра «Инновации в образовании с точки зрения родителя, ребёнка, педагога. 

 

1

 
Представление стажёрами элемента любой инновационной методики или технологии в соответствии с ФГОС ДО.  

2

 
Ознакомления с концептуальными основами и организационно-структурными особенностями систем дошкольного образования зарубежных стран. Круглый стол по теме. 

1

  
Рефлексия: «дерево желаний».   

0,5

2 модуль
— Изучение стажёрами основных принципов и направлений педагогики Reggio Emilia. Лекторий,

 

RAFT-технология.

1

1,5

 

 

 

 
Соотнесение принципов и задач ФГОС ДО с принципами Реджио-педагогики .  

1

 
Погружение в образовательный процесс с целью ознакомления с опытом инновационной деятельности педагога, внедряющего элементы Реджио-педагогики. 

1

1

 
Освоение метода проекта как основополагающего элемента педагогики Reggio Emilia — имитационное моделирование, «Снежный ком».  

1

 
Самостоятельная деятельность стажёров по организации детей в рамках реализуемого проекта.  

2

 
«Деловой круг» по результатам стажёрских проб.   

0,5

Рефлексия «Синквейн».   

0,5

3 модуль
Создание условий для освоения стажёрами принципов создания развивающей предметно-пространственной среды как «третьего воспитателя» дошкольников (мастер-класс) 

1

  
Стажёрская проба «Оптимизация предметной среды в группе ДОУ»  

2

 
Работа стажёров в малых подгруппах. Отбор материалов для кейса «Идеи и элементы Reggio Emilia с возможностью адаптации в образовательном процессе ДОУ»  

2

 
Презентация содержания кейса «Идеи и элементы Reggio Emilia с возможностью адаптации в образовательном процессе ДОУ» 

1

  
Рефлексия «Мои успехи и дефициты» — Горячий стул  

 

1

Закрытие работы площадки. Тестирование — выход   

0,5

Всего: 24 часа

1

5,5

14

3,5

Способы оценки результатов стажировки

Внешняя оценка результатов стажеров

Вид (форма) оценкиЭкспертыСпособ фиксации результатов
1Анкетирование участников стажёрской площадкиУчастники стажёрской площадкибаллы
2Отзывы о результатах работы стажёрской площадкиУчастники стажёрской площадкиКачественная оценка
3Рецензии на созданные материалыМетодисты Городского методического центраКачественная оценка
4Экспертная оценка стажерских пробМетодисты Городского методического центра, экспертная группа педагогов -стажистов МБДОУ д/с 24баллы

Самооценивание стажерами собственных результатов

 Как и в какой форме  организована самооценка

Кем будет организована оценка

Способ фиксации самооценки

Рефлексия в особых формах (см. учебный план стажировки) по каждой теме стажировки.

стажер

Дневник стажировки

1.Метод «Пять вопросов»
  • Чему Вы научились сами?
  • Чему Вы научили других?
  • Как пришли к образовательному результату?
  • Чего не хватило?
Способы преодоления дефицитов.

стажер

Индивидуальное интервью

На листе самооценки со шкалой семантического дифференциала – шкала разрядов между двумя биполярными мнениями, в которой опрашиваемый выбирает точку, соответствующую направленности и интенсивности его чувств.

стажёр

заполнение листа самооценки

«Стоп-кадр События» — стажер выбирает личностно значимый момент стажировки.

стажёр

фотоальбом

Видео и фотоматериалы