Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
Внедрение концептуальных идей и элементов педагогики Reggio Emilia в ДОУ как эффективное средство реализации ФГОС ДО
ФИО разработчика | Шибут Елена Владимировна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №24 «Искорки» |
Название программы | Внедрение концептуальных идей и элементов педагогики Reggio Emilia в ДОУ как эффективное средство реализации ФГОС ДО. |
Цель программы | Развитие профессиональной компетентности участников стажёрской площадки в области реализации требований ФГОС ДО средствами внедрения современных эффективных технологий зарубежных стран. |
Задачи программы |
|
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры | Стремительно происходящие изменения в нашей стране, как и во всем мире, связаны, прежде всего, с переходом общества от индустриального этапа развития к информационному. Наряду с процессом глобализации экономики в мире происходит сближение образовательных систем разных стран. В этой связи представляются ценными два вектора выстраивания образовательной политики в дошкольном образовании: с одной стороны — поиск общих критериев качества образования детей в мировой педагогической культуре, с другой — сохранение и преумножение российских культурно-педагогических традиций.
Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы современного российского дошкольного образования, которые совпадают с принципами педагогической системы Reggio Emilia:
Reggio Emilia — это целый мир эмоций и чувств, абсолютно новая философия, которая рассматривает воспитание детей через их взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Она помогает осознать, насколько это взаимодействие равноценно и уникально, учит относиться к достижениям ребенка с особым трепетом и уважением. Опыт Реджио Эмилия не поддается буквальному переносу в другую культуру, в другие условия, к другим людям. Он может быть усвоен и переработан, но повторить его можно, только изменив, приспособив к своим нуждам и создав творческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтересованных в этом типе работы с детьми. Данная стажёрская программа познакомит педагогов с современными тенденциями дошкольного образования, с идеями и принципами Реджио – педагогики и возможностями адаптации их в собственную педагогическую деятельность. Стажёрам будут созданы условия для апробации элементов педагогики Reggio Emilia в образовательном пространстве ДОУ. Данная программа основана на компетентностном и личностно-деятельностном подходах, предусматривает комплекс различных форм обучения: деловая игра, мастер-классы, педагогические мастерские, лекционные занятия и практические семинары. Основные формы, методы, приемы обучения: «SWOT-анализ», «Фишбоун», «Снежный ком», «World cafe», «Стратегия Идеал», Дебаты, полипозиционный диалог. Различные формы рефлексии: «Дерево желаний», «Синквейн», «Горячий стул». |
Перечень необходимого оборудования | Дошкольное учреждение обладает достаточным количеством аудиторных площадей: музыкальный и спортивный зал, 6 групповых помещений, комната развивающих игр, методический кабинет.
Аудиторный фонд оснащен современным мультимедийным оборудованием: проектор, экран (переносной), 4 персональных компьютера и ноутбук, аудио, видео и фотоаппаратура, оргтехника, безлимитный Internet. Методический кабинет оснащен достаточным количеством методических пособий, дидактических средств для реализации программы базовой площадки. |
Программа стажировки включает 4 модуля и рассчитана на 24 часа.
1 модуль направлен на осознание стажёрами актуальности изменений в системе дошкольного образования, анализ и выявление проблем реализации требований ФГОС ДО, необходимости использования новых эффективных технологий в современном образовательном процессе. Предполагает позиционное самоопределение стажёров, готовность к осуществлению инновационной педагогической деятельности.
Предполагает повышение педагогического мастерства стажёров за счёт включения теоретико-практического блока ознакомления с концептуальными основами и организационно-структурными особенностями систем дошкольного образования зарубежных стран, в том числе педагогики Reggio Emilia.
Основные формы, методы, приёмы на данном этапе: тестирование, деловая игра, «Стратегия «Идеал», «Кейс идей», семинар-практикум, полипозиционный диалог, презентации из опыта работы, индивидуальные задания.
2 модуль направлен на изучение стажёрами основных принципов и направлений педагогики Reggio Emilia в контексте соотнесения с задачами ФГОС ДО. Предполагает ознакомление стажёров с опытом инновационной деятельности педагогов, изучающих и внедряющих элементы Реджио-педагогики.
В данном модуле предусматривается углублённая работа по освоению стажёрами технологии проектного метода в образовательном процессе, как основополагающего элемента педагогики Reggio Emilia.
Основные формы, методы, приёмы: сравнительный анализ, RAFT- технология, метод «Снежный ком», совместное игровое имитационное моделирование, общегрупповые обсуждения, полипозиционный диалог, работа с раздаточным материалом.
3 модуль предусматривает углублённую работу по освоению стажёрами методов оптимизации развивающей предметно-пространственной среды в группе, в соответствии с принципами Реджио-педагогики и требованиями ФГОС дошкольного образования.
Содержание модуля направлено на разработку стажёрами индивидуальных и групповых проектов по внедрению элементов Реджио-педагогики в образовательный процесс в рамках требований ФГОС ДО.
Основные формы, методы, приемы: мастер-класс, метод ««World cafe», работа в малых группах над созданием совместных проектов с последующей презентацией результатов, общегрупповые обсуждения, технология управления изменениями (экспертиза и доращивание проектных идей), круглый стол.
рмулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | |
1 модуль | ||||
Актуализация запроса стажеров по теме стажировки – входящее тестирование. |
0,5 | |||
Создание условий для активного погружения стажеров в Событие по разработанным темам стажировки «Стратегия «ИДЕАЛ». |
1
| |||
Обзор нормативных документов в призме изменений современного образования (сравнительный анализ). |
|
1 | ||
Позиционное самоопределение стажёров, готовность к внедрению инновационных технологий. Деловая игра «Инновации в образовании с точки зрения родителя, ребёнка, педагога. |
|
1 | ||
Представление стажёрами элемента любой инновационной методики или технологии в соответствии с ФГОС ДО. |
2 | |||
Ознакомления с концептуальными основами и организационно-структурными особенностями систем дошкольного образования зарубежных стран. Круглый стол по теме. |
1 | |||
Рефлексия: «дерево желаний». |
0,5 | |||
2 модуль | ||||
— Изучение стажёрами основных принципов и направлений педагогики Reggio Emilia. Лекторий,
RAFT-технология. |
1 |
1,5 |
| |
Соотнесение принципов и задач ФГОС ДО с принципами Реджио-педагогики . |
1 | |||
Погружение в образовательный процесс с целью ознакомления с опытом инновационной деятельности педагога, внедряющего элементы Реджио-педагогики. |
1 |
1 | ||
Освоение метода проекта как основополагающего элемента педагогики Reggio Emilia — имитационное моделирование, «Снежный ком». |
1 | |||
Самостоятельная деятельность стажёров по организации детей в рамках реализуемого проекта. |
2 | |||
«Деловой круг» по результатам стажёрских проб. |
0,5 | |||
Рефлексия «Синквейн». |
0,5 | |||
3 модуль | ||||
Создание условий для освоения стажёрами принципов создания развивающей предметно-пространственной среды как «третьего воспитателя» дошкольников (мастер-класс) |
1 | |||
Стажёрская проба «Оптимизация предметной среды в группе ДОУ» |
2 | |||
Работа стажёров в малых подгруппах. Отбор материалов для кейса «Идеи и элементы Reggio Emilia с возможностью адаптации в образовательном процессе ДОУ» |
2 | |||
Презентация содержания кейса «Идеи и элементы Reggio Emilia с возможностью адаптации в образовательном процессе ДОУ» |
1 | |||
Рефлексия «Мои успехи и дефициты» — Горячий стул |
|
1 | ||
Закрытие работы площадки. Тестирование — выход |
0,5 | |||
Всего: 24 часа |
1 |
5,5 |
14 |
3,5 |
Внешняя оценка результатов стажеров
№ | Вид (форма) оценки | Эксперты | Способ фиксации результатов |
1 | Анкетирование участников стажёрской площадки | Участники стажёрской площадки | баллы |
2 | Отзывы о результатах работы стажёрской площадки | Участники стажёрской площадки | Качественная оценка |
3 | Рецензии на созданные материалы | Методисты Городского методического центра | Качественная оценка |
4 | Экспертная оценка стажерских проб | Методисты Городского методического центра, экспертная группа педагогов -стажистов МБДОУ д/с 24 | баллы |
Самооценивание стажерами собственных результатов
Как и в какой форме организована самооценка |
Кем будет организована оценка |
Способ фиксации самооценки |
Рефлексия в особых формах (см. учебный план стажировки) по каждой теме стажировки. |
стажер |
Дневник стажировки |
1.Метод «Пять вопросов»
| стажер | Индивидуальное интервью |
На листе самооценки со шкалой семантического дифференциала – шкала разрядов между двумя биполярными мнениями, в которой опрашиваемый выбирает точку, соответствующую направленности и интенсивности его чувств. |
стажёр |
заполнение листа самооценки |
«Стоп-кадр События» — стажер выбирает личностно значимый момент стажировки. |
стажёр |
фотоальбом |