Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Межкультурно-аксиологические направленно-сти деятельности педагога как основа формирования компетенции ответственного выбора подростка»
В условиях культурной диверсификации, полилингвальности, технологизации, информатизации, интеграции в различных сферах общественной жизни, расширения границ взаимодействия людей в глобальном мире проблема ценностного самоопределения личности обогащается новыми смыслами.
Современный подросток подвергается влиянию со стороны различных общественных факторов: обилие СМИ, быстрые потоки информации, семья, школа, коллективы сверстников и пр. Не обладая достаточным нравственным и социальным иммунитетом, он становится на пути ответственного ценностного выбора. Критерием для осуществления этого выбора подростком, сенситивным к восприятию и осмыслению ценностей, безусловно, должна являться его ориентация на общечеловеческие ценности доброты, любви, справедливости, счастья, проявляющиеся в поведении родителей, педагогов.
Не умаляя значения общечеловеческих ценностей и опираясь на ступени нравственного развития личности, изложенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, выделим межкультурные ценности как социально значимые в условиях сегодняшней реальности и современной образовательной ситуации. Включая идеи толерантности, эмпатии, уважения к достоинству личности вне зависимости от ее принадлежности к каким-либо культурным, социальным, религиозным и иным группам, межкультурные ценности, как результат ответственного выбора личности, являются условием ее конкурентоспособности в глобальном мире и определяют траекторию ответственного выбора ею дальнейших жизненных ориентиров.
Данная программа стажировки ориентирована на разрешение противоречия между обусловленной тенденциями современной действительности и требованиями ФГОС необходимостью педагога в реализации межкультурно-аксиологических направленностей своей деятельности как основы формирования компетенции ответственного выбора подростка и недостаточной методико-технологической готовностью к осуществлению подобной работы.
Актуальность моей стажировочной площадки определяется необходимостью педагогов в:
Таким образом, в рамках стажировки предлагается погружение педагогов в межкультурно-аксиологическую среду школы и определение направленностей своей межкультурно-аксиологической работы с подростками, нацеленной на формирование у них компетенции ответственного выбора.
Основой сотрудничества и сотворчества участников стажировочной площадки выступают определенные принципы:
Работа стажировочной площадки будет проходить в три этапа.
Первый этап, СМЫСЛОобразующий, нацелен на рефлексивно-поисковое погружение стажеров в межкультурно-аксиологическую среду.
Активное взаимодействие стажеров друг с другом и учащимися на данном этапе предполагает:
Стажерам предстоит взглянуть на образовательную деятельность с позиции межкультурных ценностей и возможностей осуществления осознанных выборов в поликультурном мире.
Работа на данном этапе поможет стажерам определить собственные межкультурные смыслы, познакомиться с ключевыми аспектами педагогической аксиологии, продемонстрировать собственное понимание понятия «выбор» с ценностных позиций.
Второй этап, аПРОБАционный, ориентирован на освоение стажерами способов реализации межкультурно-аксиологических направленностей в образовательной действительности.
Опираясь на предложенный А.В. Кирьяковой механизм ценностного ориентирования личности как цепочку «поиска – оценки – выбора – проекции», а также основываясь на механизмах формирования ценностных ориентаций у подростка, изложенных в собственном диссертационном исследовании, разработаны направления поэтапного формирования у подростков компетенции ответственного выбора на основе его ценностного выбора в межкультурно-аксиологической среде, с которыми будут ознакомлены стажеры. Эти направления включают в себя:
Данные направления рассматриваются центральными в предложенном контексте работы педагога с подростками.
На данном этапе работы стажировочной площадки педагоги будут погружены в многочисленные ситуации по освоению способов формирования компетенции ответственного выбора на основе межкультурных ценностей. В ходе кейсов, воркшопов, межкультурных тренингов стажеры:
Содержательной основой погружения стажеров в межкультурно-аксиологическую среду послужит их сотрудничество в контексте межкультурного диалога. Концептуальным базисом работы стажировочной площадки станет моделирование ситуаций взаимодействия стажеров на основе выбора альтернатив и принятия ответственности за свой выбор как педагога и как личности.
Третий рефлексивный этап работы стажировочной площадки направлен на осуществление оценивания эффективности апробации межкультурно-аксиологических направлений формирования у подростка компетенции ответственного выбора.
В ходе работы на данном этапе стажеры смогут:
Таким образом, участие в данной стажировке позволит педагогам:
1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки:
2. Программа стажировки
Работа над программой стажировки включает три этапа (таблица 1), раскрывающих способы достижения стажерами поставленных задач.
Таблица 1 – Содержательное наполнение программы стажировки «Межкультурно-аксиологические направленности деятельности педагога как основа формирования компетенции ответственного выбора подростка»
Содержательные и практические задачи, решаемые на данном этапе | Содержание работы | Формат работы |
СМЫСЛообразовательный этап | ||
Актуализация знаний участников стажировки об аксиологических основаниях педагогической деятельности, возможностях средового подхода для решения вопросов приобщения обучающихся к социально значимым ценностям | Задание 1: составьте культурный портрет своей школы/ одной параллели классов. Задание 2: определите, что включает в себя понятие «межкультурные ценности», свои размышления представьте в форме ментальной карты | Дистанционное задание для участников до начала стажировки |
Знакомство участников. Целеполагание | Игра-ледокол «Формула личности» | |
Начальное погружение в проблему; прогнозирование возможных результатов работы, определение личностных смыслов участниками | Какой должна быть межкультурно-аксиологическая среда: осуществление ответственного выбора подростком с ценностных позиций. | Старт ап Работа с «Дневниками стажеров» |
Факторы межкультурно-аксиологической среды, обеспечивающей формирование ответственного выбора подростка | · Педагогическая мастерская; · экскурсия по школе | |
Влияние факторов межкультурно-аксиологической среды на формирование компетенции ответственного выбора учащегося | · Работа в фокус-группах, учителя-подростки; · рефлексивная пауза, определение собственных замыслов, фиксация «проблемных зон» | |
Межкультурные ценности в истории г. Трехгорного | Интерактивная экскурсия стажеров | |
Ответственный выбор: рассмотрение альтернатив для осуществления выбора в контексте межкультурного диалога | Кейс с участниками стажировки, работа в рамках технологии межкультурного этюда | |
Саморефлексия в рефлексивно-практических тетрадях «Дневник стажера» | Оценочное событие | |
аПРОБАционный этап | ||
Изучение и осмысление направлений межкультурно-аксиологических ориентаций деятельности педагога, постановка проблемной ситуации | Направления межкультурно-аксиологических ориентаций педагога | · мини-лекция; · рефлексивная пауза (работа в «Дневниках стажеров») |
Определение методико-технологического аппарата реализации выделенных направлений работы | Рассмотрение технологий, способствующих формированию компетенции ответственного выбора у учащихся в межкультурно-аксиологической среде: · «музей проживания» · педагогика удивления · когнитивная визуализация · педагогический дизайн | · Брейнсторминг; · мастер-классы с учащимися · интервизия предлагаемых методико-технологических способов в фокус-группах; · стажерская проба совместно с учащимися 8-11 классов |
Проектирование межкультурно-аксиологической образовательной среды, обеспечивающей формирование у подростков компетенции ответственного выбора | Разделение участников на фокус-группы | Тимбилдинг тренинг |
Работа в группах над проектом межкультурно-аксиологической образовательной среды, обеспечивающей формирование у учащихся компетенции ответственного выбора | · Работа в фокус-группах; · разработка проекта, · презентация продукта своей работы | |
Межкультурные ценности: их осознание и оценка с позиции собственной системы ценностей | · рефлексивный тренинг; · эмпатийная разминка | |
Апробация элементов предложенного проекта в образовательной деятельности | Мастер-классы/пробы стажеров | |
Межкультурная ярмарка | Образовательное событие | |
Способствует ли межкультурно-аксиологическая среда формированию компетенции ответственного выбора? | Круглый стол участников | |
Домашнее задание стажерам: разработать экспертный лист для оценивания спроектированной межкультурно-аксиологической образовательной среды и ее возможностей в формировнаии компетенции ответственного выбора | Индивидуальная/групповая работа. Предлагаемый инструментарий оценивания представлен ниже | |
Оценочный этап | ||
Оценка эффективности созданной модели, ее проекция на собственный педагогический опыт | Осуществление анализа экспертных листов и оценивания | Работа стажеров в рефлексивно-практических тетрадях «Дневник стажера». Взаимооценивание |
Мир эмпатии | Межкультурный тренинг | |
Создание фотоотчета по результатам стажировки, рефлексия результатов полученного опыта | Что является критерием ответственного выбора человека? Анализ результатов-эффектов и результатов-продуктов стажировки | Воркшоп Рефлексивное эссе в «дневнике стажера» |
3. Учебный план стажировки
Учебный план стажировки рассчитан на 24 часа работы со стажерами и раскрыт в таблице 2.
Таблица 2 – Учебный план программы стажировки
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
СМЫСЛообразовательный этап (8 часов) | |||||
1 | Актуализация знаний участников стажировочной площадки об аксиологических основаниях педагогической деятельности, возможностях средового подхода для решения вопросов приобщения обучающихся к социально значимым ценностям: · выполнение дистанционного задания; · знакомство, целеполагание участников | 1 | 0,5 | ||
2 | Начальное погружение в проблему; прогнозирование возможных результатов: · демонстрация авторского видения межкультурно-ценностной среды и ее роли в формировании компетенции ответственного выбора; · определение составляющих межкультурно-аксиологической среды школы; · определение стажерами возможностей межкультурно-аксиологической среды с позиции формирования компетенции ответственного выбора; · определение стажерами собственных смыслов; · стимулирование поисковой интеракции участников стажировки; · погружение участников в ситуацию «проживания» трудностей ответственного выбора подростка; · осуществление саморефлексии, прогнозирование возможных результатов работы, определение личностных смыслов участниками | 1 1 0,5 | 0,5 1 1 | 0,5 1 | |
аПРОБАционный этап (12 часов) | |||||
3 | Изучение и осмысление направлений межкультурно-аксиологических ориентаций деятельности педагога, постановка проблемной ситуации | 0,5 | 0,5 | ||
4 | Определение методико-технологического аппарата реализации выделенных направлений работы: · знакомство стажеров с эффективными технологиями, способствующими формированию компетенции ответственного выбора в межкультурно-аксиологической среде; · выбор и раскрытие стажерами продемонстрированных приемов в совместной работе с учащимися | 1,5 | 1,5 | ||
5 | Проектирование модели межкультурно-аксиологической образовательной среды, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора подростков: · стимулирование творческого взаимодействия стажеров; · групповая работа над проектом межкультурно-аксиологической среды, обеспечивающей формирование у подростка компетенции ответственного выбора; · презентация стажерами продуктов своей работы; · создание ситуаций для осмысления стажерами межкультурных ценностей с профессиональной и личностной позиций; · внедрение стажерами предложенного проекта межкультурно-аксиологической среды в работе с подростками; · участие стажеров в общем межкультурном событии; · осуществление стажерами рефлексивного анализа полученного опыта | 1,5 | 1 1 1 2 | 1 0,5 | |
Оценочный этап (4 часа) | |||||
6 | Оценка стажерами эффективности созданной модели, ее экстраполяция на собственный педагогический опыт | 1 | 0,5 | ||
7 | Участие в межкультурном тренинге-игре | 1 | |||
8 | · создание фотогазеты по результатам стажировки; · итоговая рефлексия | 1 | 0,5 | ||
ВСЕГО часов | 0,5 | 8,5 | 10,5 | 4,5 |
Степень сформированности у подростков компетенции ответственного выбора оценивается на основе разработанного критериального аппарата (таблица 3). Стажерам будет предложено проанализировать критериальный аппарат и внести изменения.
Таблица 3 – Критериально-диагностический аппарат определения степени сформированности у подростков компетенции ответственного выбора
Критерии | Когнитивный | Операциональный | Личностный | Аксиологический |
Показатели | Система знаний подростка о межкультурных ценностях как значимых ориентирах в глобальном мире, знания о различных культурах РФ и всего мира | Умение конструктивного межкультурного сотрудничества, умение избегать конфликты в ситуациях межкультурного взаимодействия, умение контролировать проявление негативных эмоций, умение тактично выражать свою позицию | Готовность проявлять качества личности: коммуникабельность, флексибильность, эмпатию, толерантность | Положительное отношение к межкультурным ценностям, включенность в деятельность в межкультурно-аксиологической среде |
Инструментарий | Тематические тексты, анкетирование, опросы, наблюдение за работой подростков | Диагностика эмоциональных барьеров межличностного общения (В.В. Бойко), кейсы, тренинги, практические задания | тест «Диагностика интерактивных направленностей личности (Н.Е. Щуркова, тест «Интолерантность – толерантность» Л.Г. Почебут, тест «Шкала межкультурной эмпатии» тест В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности» | Наблюдение, организационно-управленческие игры, анализ эссе подростков |
1. Внешняя оценка результатов стажеров
Внешняя оценка результатов работы участников стажировочной площадки осуществляется представителями управления образования, педагогами МБОУ «СОШ №108», привлеченными экспертами-специалистами в сфере ценностного воспитания обучающихся и их приобщения к межкультурным ценностям, в форме:
Критерии предполагают оценку деятельности стажеров по двум показателям (наличие – 1 балл /отсутствие – 0 баллов).
Таблица 4 – Экспертный лист оценивания работы стажера
№ | Критерий оценивания | Баллы |
1 | Стажер точно определяет личностную значимость реализации межкультурно-аксиологических направлений для формирования компетенции ответственного выбора подростка | 1 |
2 | В своей работе стажер опирается на принципы функционирования межкультурно-аксиологической образовательной среды | 1 |
3 | Представляемые стажером разработки построены на современной методико-технологической базе и способствуют реализации ФГОС | 1 |
4 | Стажер проявляет активное участие в работе стажировочной площадки | 1 |
5 | Стажер точно и четко визуализирует результаты своей работы | 1 |
Итого 5 баллов |
Результаты защиты стажерами разработанного проекта оцениваются в соответствии с критериями, представленными в таблице 5.
Таблица 5 – Критериальный аппарат для оценки проекта межкультурно-аксиологической образовательной среды, обеспечивающей формирование компетенции ответственного выбора подростка
№ | Критерии | Показатели |
1 | Целостность | Включенность в структуру модели материально-предметного, межличностного и дидактического факторов среды. Наличие взаимосвязанных компонентов, отражающих реализацию направлений межкультурно-аксиологического ориентирования подростков педагогом |
2 | Технологичность | Вариативность актуального методико-технологического аппарата апробации модели |
3 | Воспитательная ценность | Наличие межкультурно-аксиологических направлений содержания деятельности, обеспечивающих ответственный выбор подростков |
4 | Деятельностная основа | Степень включенности подростка во взаимодействие с межкультурно-аксиологической средой |
5 | Продуктивность | Презентативность результатов реализации модели (визуализация-план, инфограмма, схема /фотоотчет, статья, публикация на личном сайте и пр.) |
6 | Обоснованность | Раскрыта научная новизна и практическая значимость реализации представленной модели |
2. Самооценивание стажерами собственных результатов
Самооценивание стажерами результатов работы обеспечивается в ходе заполнения каждым участником рефлексивно-практической тетради «Дневник стажера», выполнения рефлексивных заданий в ходе тренингов и практических занятий.
Внутренняя оценка также осуществляется в ходе взаимной оценки стажерами представленных моделей по критериям и показателям, раскрытым выше.
С 23 по 25 апреля на базе МБОУ «СОШ №108» г. Трехгорного проходила работа стажировочной площадки по теме «Межкультурно-аксиологические направленности деятельности педагога как основа формирования у обучающегося компетенции ответственного выбора».
В основу программы стажировки положены принципы компетентностного, средового, аксиологического и деятельностного подходов, позволяющих определить компетенцию ответственного выбора как сложный педагогический феномен, декомпозировать его на отдельные элементы; выявить содержательное наполнение факторов межкультурно-аксиологической среды школы, рассмотреть ценности как критерий выбора личности и выделить событийно-деятельностные форматы взаимодействия в образовательной среде.
В ходе работы стажеры погрузились в межкультурно-аксиологическую среду школы и определили возможности формирования в ней у учащихся компетенции ответственного выбора.
Работа участников стажировки проходила в три этапа.
На первом, СМЫСЛообразовательном этапе, стажеры очертили проблемное поле стажировочной площадки, включающее три составляющих: компетенция ответственного выбора, ценности и межкультурные направленности образовательной деятельности.
Работа площадки началась с айс-брейкинг тренинга «Формула личности», позволившему педагогам из разных городов Росатома и образовательных учреждений г. Трехгорного познакомиться и стать единым коллективом, вставшим на путь осмысления ключевых понятий стажировки. Установочный семинар познакомил стажеров с принципами взаимодействия, планом мероприятий и помог им определить личностные цели и задачи работы, а также выбрать желаемые роли в ходе работы. Большинство педагогов отметило, что хотели бы попробовать себя в роли участников, однако работа стажировки предполагала принятие стажерами на себя ответственной роли эксперта, что стало настоящим вызовом для них.
Далее стажеры определили характеристики межкультурно-аксиологической среды школы в процессе работы мирового кафе. Среди характеристик среды «хозяева столов» обозначили: мобильность пространства, ориентацию на развитие субъектной позиции ученика, межкультурную направленность взаимодействия, создание ситуаций выбора, в основе которого лежит принятие личностью общечеловеческих ценностей.
Дальнейшая работа по сингапурской методике позволила стажерам конкретизировать наполнение межкультурно-аксиологической среды, включающей материально-предметный, межличностный и ресурсно-методический факторы. Таким образом, в сознании стажеров сложился вербальный образ межкультурно-аксиологической среды школы и обозначена ценностная проблематика в рамках вопросов выбора.
После этого стажерам предстояло попробовать себя в роли экспертов и разработать лист оценивания межкультурно-аксиологической среды школы, способствующей формированию у учащихся компетенции ответственного выбора. В основу разработки листа были положены факторы межкультурно-аксиологической среды школы, которые стали критериями оценивания образовательной среды. Стажеры в составе фокус-групп обсуждали возможные показатели для включения в экспертный лист. Итогом работы стало составление сводного листа (таблица 1), с помощью которого стажеры оценивали среду школы на основе своих наблюдений в ходе педагогического пастиччо: погружение в межкультурно-аксиологическую среду школы, способствующей созданию ситуаций выбора.
Таблица 1
Лист экспертного оценивания межкультурно-аксиологической среды школы
№ | Критерии | Показатели | Баллы |
1 | Материально-пространственный | · Доступность среды (доступ к АРМ, библиотечному фонду и другим объектам среды).
· Возможность свободного выхода в Интернет. · Наличие межкультурных зон. · Мобильность пространства. | 0 б. – отсутствие проявления показателя,
1 б. – показатель проявляется частично, |
2 | Межличностный | · Работа с индивидуальной образовательной программой.
· Демократический стиль взаимодействия субъектов среды. | 2 б. – показатель проявляется полностью |
3 | Ресурсно-методический | · Наличие программ, разработок для проведения мероприятий межкультурной направленности.
· Использование интерактивных технологий работы с учащимися. · Преобладание групповых форм работы. |
Погружение в межкультурно-аксиологическую среду школы предполагало участие стажеров в мастер-классах, где была представлена систематическая работа школы 108 в межкультурно-ценностном направлении. В завершении первого дня педагоги погрузились в решение ситуации межкультурного взаимодействия и, следуя алгоритму работы с адаптационно-культурологическим этюдом, ответственно выбрали правильный путь ее успешного разрешения. В ходе рефлексии стажеры поделились результатами оценивания межкультурно-ценностной среды школы и обсудили те ситуации выбора, с которым они сталкивались в течение дня.
Второй день работы стажировки начался с экскурсии в музей художественного литья ПСЗ, которая погрузила участников в историю г. Трехгорного. Затем стажерам предстояло визуализировать понятие выбор и представить свои «произведения современного искусства» на школьной выставке. Осмыслив понятие «выбор» как противоречивый философский феномен, стажеры приступили к его педагогической интерпретации с позиции компетентностного подхода. В процессе обсуждений было определено наполнение личностного (качества), ориентационного (ценности) и когнитивного (знания, умения и навыки) компонентов компетенции ответственного выбора.
На втором, аПРОБАционном, этапе работы стажеры осмыслили механизм формирования компетенции ответственного выбора как последовательной цепочки поиска, оценки, выбора и деятельности ученика в отношении выбранного объекта.
Важным элементом работы на данном этапе было определение технологий успешного формирования у учащегося компетенции ответственного выбора в межкультурно-аксиологической среде. Стажерам пришлось выйти из «зоны комфорта», и, взаимодействуя в рамках новой для них технологии эдуCкрам, обозначить суть и возможности создания ситуаций выбора одной из трех предложенных им технологий. В ходе рассмотрения новых технологий, когнитивная визуализация, педагогика удивления, «музей проживания», участники стажировки ощутили разрыв понятийного шаблона и активизировали свою дальнейшую работу.
Осмыслив ключевые понятия стажировки, определив аксиологический контекст образования XXI в., рассмотрев потенциал актуальных технологий с позиции их возможностей для формирования у учащегося компетенции ответственного выбора, стажеры ощутили готовность к осуществлению проб. Дальнейшая работа предполагала разработку хода образовательных событий с учащимися на разных уровнях образования.
В процессе деловой игры «В поисках работы» стажеры выбрали роль работодателя или педагога, ищущего работу, и в непринужденной атмосфере определили участников новых групп, которым предстояло разработать событие, нацеленное на формирование у учащихся компетенции ответственного выбора в межкультурно-аксиологической среде.
Критерии, которым должны были следовать стажеры, включали следующее:
Третий день стажировки начался с предвкушения стажерами проб, к осуществлению которых они готовились весь предыдущий вечер. Созданию творческой и доброжелательной атмосфере третьего дня способствовал тренинг целеполагания «Рецепт хорошего дня», где стажеры креативно обозначили свои пожелания в виде рецепта продуктивного сотрудничества и настроились на встречу с учениками школы 108.
Событие, проведенное группой стажеров, в начальной школе предполагало осмысление и оценку третьеклассниками общечеловеческих ценностей ходе «Аукциона ценностей». Ситуация выбора, в которую погрузились шестиклассники, предполагала определение профессиональных качеств для представителей выбранных ребятами профессий и выбор информационных источников. Десятиклассники под руководством третьей группы стажеров погрузились в свободную и творческую атмосферу мирового кафе и, представляя выбранную или страну, поразмыслили над вопросом потери ценностей в виртуальном пространстве.
Завершением работы стажеров на данном этапе стала проба «Нобелевская премия». Уступив на несколько баллов педагогам в когнитивном баттле, десятиклассники совместно с выбранными стажерами-наставниками приступили к поиску и выбору оснований своей роли на благо человечества. Продуктом работы стала защита речи нобелевского лауреата каждым из десятиклассников.
Третий, оценочный этап, работы предполагал экспертную деятельность стажеров. За круглым столом участники стажировки проанализировали увиденные ими пробы друг друга и оценили их по ранее разработанному критериальному листу. Выслушав пожелания и замечания эксперта и других участников стажировки, педагоги определили ориентиры дальнейшей работы.
В сложившейся благоприятной атмосфере каждый участник сопоставил степень достижения в ходе работы стажировки личностной цели и зафиксировал свои впечатления и Дневнике стажера. Рефлексия завершилась теплыми словами благодарности стажеров друг другу, эксперту и руководителю стажировки.
Таким образом, работа стажировочной площадки стала событием как для ее участников, так и для меня. В ходе работы стажерам пришлось столкнуться с разрывами понятийных шаблонов, заглянуть вглубь своей ценностной системы, выявить проблемные области своей деятельности в рамках заявленной темы и попробовать себя в непривычных для многих из них ролях. Работа на стажировке оказалась для ее участников вызовом своим возможностям, с которыми стажеры справились, получив удовольствие от сотворчества, сотрудничества и событийности. Огромную роль в координировании хода работы стажировки сыграла эксперт, М.Ю. Ковалева, благодаря которой я определила необходимость применения иных форматов взаимодействия стажеров.
Спасибо проекту «Школа Росатома» за возможность обогатить собственный опыт в ходе взаимодействия с коллегами в новых форматах сотрудничества, погрузиться в решение актуальных проблем образования и быть на шаг впереди!