Авторская программа стажировки «Тьюторское сопровождение старшеклассников как основа формирования у обучающихся компетенции ответственного выбора на уровне ФГОС СОО»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Бушуева Екатерина Аркадьевна, Сосновый Бор
  2. Ветлугина Светлана Серафимовна, Новоуральск
  3. Власова Анна Юрьевна, Лесной
  4. Герасимова Светлана Вячеславовна, Волгодонск
  5. Зайцева Надежда Александровна, Зеленогорск
  6. Закотенко Зарина Исломовна, Удомля
  7. Литвинова Екатерина Валерьевна, Снежинск
  8. Митякина Елена Анатольевна, Удомля
  9. Михайлова Юлия Владимировна, Зеленогорск
  10. Петрова Елена Александровна, Десногорск
  11. Родионова Надежда Александровна, Новоуральск
  12. Самсонова Ангелина Сергеевна, Заречный ЗАТО
  13. Черкасова Ольга Васильевна, Балаково

 

1. Информационный блок программы.

ФИО разработчика Аксенова Владислава Владимировна
Название программы Тьюторское сопровождение старшеклассников как основа формирования у обучающихся компетенции ответственного выбора на уровне ФГОС СОО.
Цель программы
  • Развитие профессиональных компетенций участников стажировки через погружение в разработку модели образовательной среды обеспечивающей формирование компетенций ответственного выбора.
Задачи программы

 

  • Стимулировать интерес стажеров к моделированию образовательной среды, обеспечивающей выработку компетенций ответственного выбора, овладению информационными технологиями для обеспечения тьюторского сопровождения и его апробации во взаимодействии с учащимися
  • Погрузить стажеров в разработку индивидуальной образовательной среды, обеспечивающей выработку компетенций ответственного выбора.
  • Проработать и создать со стажерами пакет нормативных документов с целью включения внедрения тьюторского сопровождения в образовательный процесс в школах стажеров.
  • Выстроить механизм изучения, модерирования и реализации образовательного заказа обучающихся через тьюторское сопровождение со стажерами.
  • Совместно со стажерами разработать структуру индивидуальных образовательных программ, внедряемых в образовательный процесс через тьюторское сопровождение.
  • Разработать формат тьюториалов в рамках тьюторского сопровождения вместе со стажерами.
  • Сконструировать  со стажерами модель образовательной среды, формирующей компетенции ответственного выбора, для каждого образовательного учреждения стажеров.
  • Обеспечить возможность апробации разработок стажеров во время стажировки.
  • Организовать рефлексию,  экспертную оценку и самооценку стажерских проб.
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры  Одним из часто обсуждаемых вопросов, связанных с образованием, является проблема его результатов. Важным является результат образования — готовность ученика к самообразованию и самостоятельному выбору. Школа становится для обучающегося особым образовательным проектом, который необходимо придумывать и осуществлять собственные замыслы.

 Соответственно, появляется необходимость создания среды, которая может предоставить условия, чтобы обучающийся мог сам определиться в собственном выборе, основываясь на собственных интересах, принимать решения во время обучения, а также нести ответственность за свои действия.

 В 2017 году МБОУ «СОШ №109» г. Трехгорный начала реализовывать сетевые стандарты «Школы Росатома» и стандарты ФГОС СОО. Первопроходцем стал 10А класс, в котором на данный момент обучаются 30 человек. Будучи еще девятиклассниками, ученики передали руководству свой образовательный запрос на предметы, которые бы они хотели изучать на базовом и углубленном уровне. К началу учебного года в школе был сформирован учебный план и нелинейное расписание по образовательному заказу учеников и их родителей. Старшеклассники оказались в среде, где определились различные виды и формы образовательной деятельности в группах переменного состава и изменяющегося режима обучения. Также особенностью является то, что в условия нелинейного расписания изучение основных предметов учебного плана осуществляется как в традиционной урочной форме, так и в других видах занятий. В образовательный процесс внедряются новые формы: образовательные сессии, творческие мастерские, круглые столы, проекты, дискуссии и другие. Первым событием стала стартовая сессия, которая запустила реализацию индивидуальных образовательных программ 10-классников. Во время сессии был проведен цикл мероприятий, где старшеклассники писали и самостоятельно анализировали стартовые работы по выбранным углубленным предметам, выбирали элективные курсы, внеурочную деятельность. Итог сессии – окончательный вариант индивидуального учебного плана для каждого старшеклассника. 

 В МБОУ «СОШ №109» создаются условия, при которых обучающийся может самоопределяться по интересам. Но есть риск, что старшеклассник еще не в состоянии определять свои потребности и от этого не может сделать ответственный выбор.

В насыщенной среде (или, наоборот, в скудной среде при отсутствии вариантов) обучающийся должен понимать, как выстроить свой собственный путь, учитывая свои собственные интересы, желания и инициативы.  При этом в пути необходим своеобразный «навигатор», человек, который поможет понять обучающемуся собственные интересы и возможности ученика, сопроводить по этому пути, оформить запрос и, в конце концов, быть рядом при выборе самого ученика. Здесь и встает вопрос о специалисте, который сможет взять на себя эти полномочия и быть частью среды. У класса есть классный руководитель, в школе есть педагоги-предметники и организаторы, завучи. Но дело в том, что учитель, приходя на урок, реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор отталкивается от интересов учащихся, помогая ему реализовать собственные цели.

Красной нитью через работу тьютора идет формирование у детей компетенций ответственного выбора. Выбор – принятие кем-либо одного решения из имеющегося множества вариантов. Обучающийся должен не только уметь находить эти варианты, выбирать необходимое, основываясь на собственных интересах, и нести ответственность за свой выбор. Согласно П.Г.Щедровицкому, тьютор – педагог, который исполняет роль посредника между учителем и ребенком, организатор деятельности и программ индивидуального развития, а основными составляющими его технологии являются организация условий для становления индивидуальной образовательной программы учащихся и ее сопровождение. Тьютор – педагог, который работает в образовательной среде и модерирует условия для обучающихся делать собственный выбор и следовать собственному пути.

 Именно в этой среде с этим классом будут работать стажеры в рамках собственных стажерских проб.

 Предлагаемая программа стажировки позволит стажерам,  включиться в активную поисковую и практическую работу по модерированию эффективной образовательной среды с тьюторским сопровождением непосредственно для своих образовательных учреждений в рамках реализации ФГОС СОО. Тем самым примерят на свою школу модель тьюторского сопровождения и спроектируют образ образовательной среды с этой моделью как частью среды.

 Основной опыт, который получат стажеры:

  • Выстраивание механизма изучения и проработки образовательного заказа;
  • Разработка структуры индивидуальных образовательных программ;
  • Определения различных форматов тьюториалов;
  • Изучение нормативно-правовой базы;
  • Получение образовательного продукта – модели образовательной среды, формирующей у обучающихся компетенции ответственного выбора.

 Формат стажировки подразумевает постоянный выбор стажеров как формы работы во время практик, так и уровень сложности, что в дальнейшем будет отражено в дневнике стажера.

Тьюторство — это иная идеология, выстроенная на иных ценностях  и подходах, что влечет за собой необходимость освоения педагогом новой профессиональной роли, философии индивидуализации образовательного процесса, формирующей у детей возможность делать выбор и нести за него ответственность, практического освоения других технологий, в том числе и технологий открытого образования.

2. Содержательный блок программы.

  1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки.
Перечень необходимого оборудования
  • Компьютерный класс с выходом в Интернет;
  • Компьютеры с программным обеспечением MSWord, Adobe Reader;
  • Аудитория с открытым пространством для деятельности;
  • Единая локальная компьютерная сеть;
  • Мультимедийное демонстрационное оборудование (интерактивная доска, проектор);
  • Электронные учебно-методические материалы;
  • Постоянный выход в Интернет при помощи мобильного устройства на скорости 3G или 4G, принтеры.

2. Программа стажировки.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов Содержание этапа
1 Целеполагание стажеров.

Кто такой тьютор?

Сравнительная характеристика образовательных позиций тьютора и учителя

Создание «скелета» образовательной среды, обеспечивающей формирование у учащихся компетенции ответственного выбора

3ч.+дистанционный режим — Удаленное целеполагание в рамках дистанционного этапа

— Планирование собственных результатов стажировки и определение со стажерами «правил игры» в формате World-Cafe

— Получение представления об образовательных позициях тьютора и учителя и сравнение этих двух позиций

— Моделирование основных признаков образовательной среды в рамках тьюторского сопровождения и начало создания индивидуального проекта образовательной среды для каждого стажера.

2 Модерирование стажерами образовательного заказа. Проба в позиции тьютора. Тьюториал учеников 10 класса 3ч. — Разработка программы тьюториала для учеников 10 класса с использованием технологии BrainStorm и формата OpenCase

— Стажерская проба – проведение разработанного тьюториала с учениками 10 класса

3 Проработка со стажерами нормативно-правовой базы.

Разработка Положения о тьюторском сопровождении. Обсуждение на круглом столе

3ч. — Создание нормативно-правовой базы и определение «инструкций» для дальнейшей работы

— Оформление правового-понятийного контента.

— Круглый стол для участников стажировки.

4 Разработка со стажерами структуры ИОП.

Работа с ИОП старшеклассников

2.5 ч. — Моделирование структуры индивидуальной образовательной программы.

— Создание продукта – индивидуальной программы старшеклассников.

5 Разработка стажерами модели образовательной среды.

Образовательное событие «Чистый  лист» с 9-классниками школы

2.5 ч — Стажерская проба  — запуск 1 этапа проекта «Чистый лист» для 9 класса.

— Рефлексия стажерской пробы и образовательного события

6 Разработка стажерами модели образовательной среды.

Пространство профессиональных проб старшеклассников

 

 

 

 

 

 

3ч.

— Анализ карьерного пространства для выбора тьюторантов

— Создание методического контента для проб и практик и разработка профессиональной пробы для обучающихся 10 класса.

7 Разработка стажерами модели образовательной среды.

Пространство внеурочной деятельности старшеклассников

Воркшоп тьютора «Dance Language»

— Знакомство с внеурочной деятельностью МБОУ «СОШ№109» на примере творческой мастерской «Dance Language».
8 Разработка стажерами модели образовательной среды.

Образовательное событие «Поймай вакансию» с 10-класниками школы

3 ч. — Стажерская проба – образовательное событие в рамках дня карьеры в МБОУ «СОШ 109»

— Рефлексия стажерской пробы и образовательного события

9 Итоговая рефлексия: Определение конечных критериев образовательной среды, обеспечивающей формирование у учащихся компетенции ответственного выбора; 4 ч. — Защита собственного проекта образовательной среды для учебных заведений стажеров

— Получение feedback’a и анализ полученных результатов;

— Проведение оценочного творческого инсайт-события – «Чистый лист» для стажеров;

— Прогнозирование возможности применения результатов тьюторского сопровождения в образовательных средах школ стажеров в дальнейшей образовательной деятельности и self-рефлексия;

— Подведение итогов совместной деятельности;

3. Учебный план стажировки на 24 учебных часа.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба       Оценочное

         событие

1 Целеполагание стажеров.

Кто такой тьютор?

Сравнительная характеристика образовательных позиций тьютора и учителя

Создание «скелета» образовательной среды, обеспечивающей формирование у учащихся компетенции ответственного выбора

  3    
2 Модерирование стажерами образовательного заказа и разработка стажерами формата тьюториала. Проба в позиции тьютора. Тьюториал учеников 10 класса   1 1 1
3 Проработка со стажерами нормативно-правовой базы. Разработка Положения о тьюторском сопровождении. Обсуждение на круглом столе     2 1
4 Разработка со стажерами структуры ИОП.

Работа с ИОП старшеклассников

  0,5 2  
5 Разработка стажерами модели образовательной среды.

Образовательное событие «Чистый лист» с 9-классниками школы

  0,5 1 1
6 Разработка стажерами модели образовательной среды.

Пространство профессиональных проб старшеклассников

  1 1  
7 Разработка стажерами модели образовательной среды.

Пространство внеурочной деятельности старшеклассников

Воркшоп тьютора «Dance Language»

  1  
8 Разработка стажерами модели образовательной среды.

Образовательное событие «Поймай вакансию» с 10-класниками школы

    2 1
9 Итоговая рефлексия: Определение конечных критериев образовательной среды, обеспечивающей формирование у учащихся компетенции ответственного выбора     2 2
      6 12 6

3. Способы оценки результатов стажировки.

  1. Внешняя оценка результатов стажеров (как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки (баллы, результаты Интернет-голосований, рецензии на созданные материалы и т.п.).
Внешняя оценка результатов
  • Размещение материалов стажировки в открытом Интернет-пространстве, созданном участниками стажировки, с возможностью комментариев от пользователей сети Интернет.
  • Экспертная оценка стажерских проб в соответствии с разработанными во время стажировки критериями (экспертные листы, баллы). Размещение результатов экспертной оценки в Интернет-пространстве стажировки.
  • Качественная оценка стажерских проб учащимися МБОУ «СОШ №109» (отзывы, комментарии в Интернет-пространстве стажировки)
  • Взаимооценка участников стажировки на разных этапах работы в форме Интернет-голосований.

2. Самооценивание стажерами собственных результатов (как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки).

Самооценивание
  • Рефлексия стажеров будет проводиться после каждого крупного события  в различных формах: оценочные листы, рефлексивные эссе, личные блоги, анкетирование.
  • Создание облака тегов по итогам дня. Ведущий тег стажировки будет выбран голосованием и затем реализован с помощью мастерской AET.
  • В рамках завершающей рефлексии стажеры примут участие в третьем этапе проекта «Чистый лист». 
  • Ведение дневника стажера