Авторская программа стажировки «Педагогическая технология использования системы «Модуль-игра», обеспечивающая развитие дошкольников в игровой деятельности»

Список участников стажировки:

  1. Авдюкова Татьяна Олеговна, г.Зеленогорск
  2. Алексеева Анастасия Григорьевна, г.Зеленогорск
  3. Бахтина Антонина Степановна, г.Железногорск
  4. Богданова Екатерина Алексеевна, г.Железногорск
  5. Бушмина Олеся Борисовна, г.Нововоронеж
  6. Дёмина Галина Петровна, г.Зеленогорск
  7. Игонина Анастасия Александровна, г.Зеленогорск
  8. Кошелева Нина Александровна, г.Зеленогорск
  9. Малявкина Анна Александровна, г.Зеленогорск
  10. Маскевич Оксана Николаевна, г.Железногорск
  11. Мезенина Галина Евгеньевна, г.Лесной
  12. Рябченко Кристина Викторовна, г.Зеленогорск
  13. Тетерина Алена Сергеевна, г.Зеленогорск
  14. Ульдина Ирина Викторовна, г.Зеленогорск
  15. Федоренко Татьяна Николаевна, г.Зеленогорск

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Совершенствование профессиональных компетенций стажеров по освоению и реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности.

 

1.2. Задачи программы:

  • Создать условия для активного погружения стажеров в практико-ориентированную деятельность по развитию детской игры.
  • Актуализировать теоретические основы концептуальной модели развития детской игры Е.Е Кравцовой.
  • Способствовать овладению стажерами технологией организации развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие игровой деятельности с учетом шкал ECERS-R.
  • Апробировать на практике способы применения системы «Модуль-игра», в образовательном пространстве ДОУ, через активное погружение стажеров в совместную игровую деятельность с детьми, используя систему «Модуль-игра».
  • Создать совместно со стажерами кейс материалов по практическому применению системы «Модуль-игра» для поддержки и развития игры.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Практически никого не надо убеждать, что ребенок дошкольного возраста – это существо играющее. Все изменения в психике и в личности дошкольника связаны с игрой. Игра определяет формы взаимодействия дошкольников с окружающими, игра готовит ребенка к переходу на новый этап, к новой ведущей деятельности. Поэтому, если мы хотим научить ребенка учиться, нужно с ним играть. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативы и самостоятельности. Ребенок-субъект – хозяин своих действий. Самостоятельная деятельность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и, в конечном счете, себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства собственной активности. Ведущая деятельность возрастного периода неразрывно связана с воображением. Любые ситуации, игры будут иметь развивающий характер, если связаны с воображением. Действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления.

Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений. Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, способствует формированию у ребенка способности определенным образом ориентироваться в них. Необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми.

В игре формируется:

  • Внутренний план действий.
  • Произвольность действий.
  • Планирование.
  • Децентрация.
  • Способность совместно действовать по общим правилам и образцу.
  • Развитие воображения.
  • Способность замыслить и организовать собственное действие.
  • Развитие речи и умение участвовать в диалоге.

Игра, хоть и считается ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, возникает не сразу. Согласно концепции Е.Е. Кравцовой:

  • Сначала ребенок научается соединять отдельные предметы по смыслу, самостоятельно придумывать самые простые сюжеты – режиссерская игра. Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество – научается «видеть целое раньше частей».
  • Затем ребенок пробует перевоплощаться, переносит функцию с одного предмета на другой, «примеряет» ее на себя. Эта «примерка» делает ребенка всемогущим – образно-ролевая игра.
  • Кода ребенок получил опыт ролевого поведения и перевоплощения, то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Здесь особое внимание ребенка направлено на социальные отношения людей.
  • Сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль – появляется игра с правилами.
  • Режиссерская игра старшего дошкольного возраста собирает важнейшие достижения других игр, в ней проявляются все особенности воображения ребенка.

Особое условие развития сюжетно-ролевой игры – детские игрушки, являющиеся точной копией реальных предметов, или даже сами эти предметы. Ребенку с такой игрушкой ничего не нужно домысливать самому. Все заложено в самой игрушке, не остается места воображению.

Очень часто игрушки отвлекают ребенка и становятся не средством игры, а ее целью, поэтому очень важно предоставит детям бросовый, неоформленный материал в избытке. Нужны инструменты – сделай или представь их себе. И то, и другое станет развивать воображение. Настоящие же инструменты могут переключить внимание ребенка, и его деятельность будет идти не от замысла, а от наличия той или иной игрушки.  

Для развертывания сюжетно-ролевой игры идеально подходит предметно-игровая система «Модуль-игра», отвечающая определению развивающей предметной среды: она функционально моделирует развитие детской деятельности; создана с учетом многолетних исследований, проводимых автором системы С.Л. Новоселовой.

В игре дети сами создают себе из модулей-элементов любую, отвечающую их игровому замыслу предметно-игровую среду, гибко меняя ее по ходу игры. Это может быть и прилавок магазина, и приемная врача, и стройка, и т.п.

Система «Модуль-игра» – это и новые возможности детского конструирования. Сооружая постройку для себя, дети учитывают свой рост и возможность действовать внутри постройки.

Система «Модуль-игра» предоставляет уникальную возможность конструирования не только традиционным способом составления целого из частей, но и путем изымания из целого большого модуля отдельных его составных элементов, что обогащает содержание конструктивной деятельности дошкольников, развивая их проектное мышление, будит фантазию.

Система «Модуль-игра» является дидактическим материалом для сенсорного, сенсомоторного развития. Дети знакомятся с формой, величиной, количеством предметов, их весом, положением относительно друг к другу и окружающему пространству. Дети приобретают способность соотносить практические действия с конкретными свойствами элементов-модулей, а также планировать свои действия с учетом цели и замысла.

Система «Модуль-игра» – это не только развивающая предметная среда для игр, но и развивающая педагогическая технология, которая учитывает значение игры в детском развитии.

Данная стажёрская программа познакомит педагогов с технологией использования системы «Модуль-игра» в игровой деятельности дошкольников. Стажёрам будут созданы условия для апробации системы «Модуль-игра» в образовательном пространстве ДОУ.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

Программа стажировки включает 3 блока и рассчитана на 24 часа.

Данная программа основана на компетентностном и личностно-деятельностном подходах, предусматривает комплекс различных форм обучения: мастер-классы, лекционные занятия и практические семинары.

Основные формы, методы, приемы обучения: использование RAFT-технологии; работа в группах над созданием совместных проектов с последующей презентацией результатов этой работы, обсуждения; различные формы рефлексии: «Плюс — минус — интересно», «Три М», «Чемодан, мясорубка, корзина», техника «Рефлексивная мишень».

1 блок направлен на погружение стажеров в концепцию развития игровой деятельности.

  • Предполагает повышение педагогических компетенций стажёров за счёт включения теоретико-практического блока ознакомления (по Кравцовой Е.Е.).
  • Включает стажеров в наблюдение детской деятельности и определение на практике этапа развития игровой деятельности.
  • Предусматривает стажерскую пробу по исследованию и анализу закономерностей и этапов развития игровой деятельности в дошкольном возрасте и ознакомление с системой «Модуль-игра».
  • Предполагает поиск возможностей интеграции системы «Модуль-игра» в развитие игровой деятельности.

Основные формы, методы, приёмы на данном этапе: тестирование, семинар-практикум, проба, презентации из опыта работы, RAFT- технология.

2 блок направлен на рассмотрение требований «Шкал ECERS-R» к организации РППС и игровой деятельности воспитанников и создание оценочных карт игровой деятельности детей с учетом требований шкал.

  • Предполагает наблюдение практического опыта игровой деятельности с применением системы «Модуль-игра» в старшей группе ДОУ, анализ опыта.
  • Предусматривает проведение стажерами экспертизы предметно-пространственной среды групп ДОУ, способствующей развитию игровой деятельности и исследование действий педагогов ДОУ в поддержке и организации игровой деятельности воспитанников.
  • Заполнение оценочных карт игровой деятельности детей с учетом требований.

Основные формы, методы, приёмы: структурированное наблюдение, работа с оценочными листами, со «Шкалами ECERS-R».

3 блок предусматривает проектирование игровой деятельности по решению образовательных задач с использованием системы «Модуль-игра».

  • Предполагает презентацию проектов игры с использованием системы «Модуль-игра».
  • Направлен на активное погружение стажеров в практический опыт решения образовательных задач в игровой деятельности.
  • Предусматривает представление материалов кейса «Модуль-игра».

Основные формы, методы, приёмы: обсуждения, работа в малых группах над созданием совместных проектов с последующей презентацией результатов.

В процессе стажировки участники ведут двухчастный дневник (в одной графе – наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой – комментарии), что позволит в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

 

2.2. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи Количество часов
Лекции Практические

занятия

 

Стажерская

проба

 

Оценочное

событие

 

1 блок
Открытие стажерской площадки.

Блиц-знакомство.

1      
Выявление ожиданий стажеров по теме стажировки.

Входящее тестирование.

0,5      

 

Актуализация стажерами теоретических основ «Концепции развития детской игры Е.Е Кравцовой». 1      
Наблюдение и включение стажеров в детскую деятельность.

Определение в практике этапа развития игровой деятельности.

    1  
Проведение собственного анализа «Закономерности и этапы развития игровой деятельности» с применением RAFT-технологии.     1  
Ознакомление с системой «Модуль-игра» через презентацию опыта работы. 1      
Обсуждение возможностей интеграции системы «Модуль-игра» в игровую деятельность детей.

Презентация стажерами результатов обсуждения на основе модели «Плюс-минус».

Формирование кейса «Модуль-игра».

  1    
Рефлексия «Плюс — минус — интересно». 1      
2 блок
Наблюдение практического опыта игровой деятельности с применением системы «Модуль-игра» в старшей группе ДОУ.   1    
Дискуссионный анализ «Эффекты применения системы «Модуль-игра».   0,5    
Рассмотрение требований «Шкал ECERS-R» к организации РППС и игровой деятельности воспитанников.

Создание оценочных карт игровой деятельности детей с учетом требований «Шкал ECERS-R» и концепции Е.Е. Кравцовой.

  1 1  
Исследование действий педагогов ДОУ в поддержке и организации игровой деятельности воспитанников.

Заполнение оценочных карт игровой деятельности детей с учетом требований

«Шкал ECERS-R» и концепции Е.Е. Кравцовой.

  0,5 1  
Исследование стажерами предметно-пространственной среды групп ДОУ, способствующей развитию игровой деятельности дошкольников с применением оценочных карт.

Обсуждение результатов.

  0,5 1  
Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».   1    
3 блок
Проектирование игровой деятельности с решением образовательных задач с использованием системы «Модуль-игра».     1 1
Презентация проекта игры с использованием системы «Модуль-игра».     1  
Погружение стажеров в практический опыт решения образовательных задач в игровой деятельности.       2
Обсуждение и поиск путей по расширению педагогических компетенций в вопросах развития игровой деятельности.       1
Презентация материалов кейса «Модуль-игра».   2    
Рефлексия стажерской площадки: «Три М», «Схема-паутина»   1    
 Всего: 24 часа 4,5 8,5 7 4

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Форма оценки Эксперты Каков способ фиксации самооценки
Анкетирование участников стажёрской площадки. Участники стажёрской площадки. Баллы.
Отзывы о результатах работы стажёрской площадки. Участники стажёрской площадки. Качественная оценка.
Проведение экспертизы другими участниками стажерской площадки. Участники стажёрской площадки. Экспертные листы, баллы.

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Как и в какой форме организована самооценка Кем будет организована оценка Каков способ фиксации самооценки
Рефлексия по каждому блоку стажировки. Стажер. Дневник.
Оценочный лист: ответы на вопросы:

·      Выполнил ли я то, что задумал?

·      Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат программы?

·      Всё ли получилось так, как я задумывал?

·      Что было сделано хорошо?

·      Что было сделано плохо?

·      Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

Стажер. Заполнение оценочного листа.
«Стоп-кадр»: стажер выбирает личностно значимый момент стажировки. Стажёр. Фотоальбом.

 

  План проведения стажировки