Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Педагогическая технология использования системы «Модуль-игра», обеспечивающая развитие дошкольников в игровой деятельности»

Список участников стажировки:

  1. Авдюкова Татьяна Олеговна, г.Зеленогорск
  2. Алексеева Анастасия Григорьевна, г.Зеленогорск
  3. Бахтина Антонина Степановна, г.Железногорск
  4. Богданова Екатерина Алексеевна, г.Железногорск
  5. Дёмина Галина Петровна, г.Зеленогорск
  6. Журавлева Ольга Владимировна, г.Зеленогорск
  7. Игонина Анастасия Александровна, г.Зеленогорск
  8. Киреева Светлана Владимировна, г.Зеленогорск
  9. Кошелева Нина Александровна, г.Зеленогорск
  10. Малявкина Анна Александровна, г.Зеленогорск
  11. Маскевич Оксана Николаевна, г.Железногорск
  12. Родиончева Ольга Альбертовна, г.Зеленогорск
  13. Рябченко Кристина Викторовна, г.Зеленогорск
  14. Тетерина Алена Сергеевна, г.Зеленогорск
  15. Федоренко Татьяна Николаевна, г.Зеленогорск

Ознакомиться с программой стажировки»

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Совершенствование профессиональных компетенций стажеров по освоению и реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности.

1.2. Задачи программы:

  • Создать условия для активного погружения стажеров в практико-ориентированную деятельность по развитию детской игры.
  • Актуализировать теоретические основы концептуальной модели развития детской игры Е.Е Кравцовой.
  • Способствовать овладению стажерами технологией организации развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие игровой деятельности с учетом шкал ECERS-R.
  • Апробировать на практике способы применения системы «Модуль-игра», в образовательном пространстве ДОУ, через активное погружение стажеров в совместную игровую деятельность с детьми, используя систему «Модуль-игра».
  • Создать совместно со стажерами кейс материалов по практическому применению системы «Модуль-игра» для поддержки и развития игры.

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Практически никого не надо убеждать, что ребенок дошкольного возраста – это существо играющее. Все изменения в психике и в личности дошкольника связаны с игрой. Игра определяет формы взаимодействия дошкольников с окружающими, игра готовит ребенка к переходу на новый этап, к новой ведущей деятельности. Поэтому, если мы хотим научить ребенка учиться, нужно с ним играть. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативы и самостоятельности. Ребенок-субъект – хозяин своих действий. Самостоятельная деятельность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и, в конечном счете, себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства собственной активности. Ведущая деятельность возрастного периода неразрывно связана с воображением. Любые ситуации, игры будут иметь развивающий характер, если связаны с воображением. Действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления.

Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений. Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, способствует формированию у ребенка способности определенным образом ориентироваться в них. Необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми.

В игре формируется:

  • Внутренний план действий.
  • Произвольность действий.
  • Планирование.
  • Децентрация.
  • Способность совместно действовать по общим правилам и образцу.
  • Развитие воображения.
  • Способность замыслить и организовать собственное действие.
  • Развитие речи и умение участвовать в диалоге.

Игра, хоть и считается ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, возникает не сразу. Согласно концепции Е.Е. Кравцовой:

  • Сначала ребенок научается соединять отдельные предметы по смыслу, самостоятельно придумывать самые простые сюжеты – режиссерская игра. Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество – научается «видеть целое раньше частей».
  • Затем ребенок пробует перевоплощаться, переносит функцию с одного предмета на другой, «примеряет» ее на себя. Эта «примерка» делает ребенка всемогущим – образно-ролевая игра.
  • Кода ребенок получил опыт ролевого поведения и перевоплощения, то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Здесь особое внимание ребенка направлено на социальные отношения людей.
  • Сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль – появляется игра с правилами.
  • Режиссерская игра старшего дошкольного возраста собирает важнейшие достижения других игр, в ней проявляются все особенности воображения ребенка.

Особое условие развития сюжетно-ролевой игры – детские игрушки, являющиеся точной копией реальных предметов, или даже сами эти предметы. Ребенку с такой игрушкой ничего не нужно домысливать самому. Все заложено в самой игрушке, не остается места воображению.

Очень часто игрушки отвлекают ребенка и становятся не средством игры, а ее целью, поэтому очень важно предоставит детям бросовый, неоформленный материал в избытке. Нужны инструменты – сделай или представь их себе. И то, и другое станет развивать воображение. Настоящие же инструменты могут переключить внимание ребенка, и его деятельность будет идти не от замысла, а от наличия той или иной игрушки.

Для развертывания сюжетно-ролевой игры идеально подходит предметно-игровая система «Модуль-игра», отвечающая определению развивающей предметной среды: она функционально моделирует развитие детской деятельности; создана с учетом многолетних исследований, проводимых автором системы С.Л. Новоселовой.

В игре дети сами создают себе из модулей-элементов любую, отвечающую их игровому замыслу предметно-игровую среду, гибко меняя ее по ходу игры. Это может быть и прилавок магазина, и приемная врача, и стройка, и т.п.

Система «Модуль-игра» – это и новые возможности детского конструирования. Сооружая постройку для себя, дети учитывают свой рост и возможность действовать внутри постройки.

Система «Модуль-игра» предоставляет уникальную возможность конструирования не только традиционным способом составления целого из частей, но и путем изымания из целого большого модуля отдельных его составных элементов, что обогащает содержание конструктивной деятельности дошкольников, развивая их проектное мышление, будит фантазию.

Система «Модуль-игра» является дидактическим материалом для сенсорного, сенсомоторного развития. Дети знакомятся с формой, величиной, количеством предметов, их весом, положением относительно друг к другу и окружающему пространству. Дети приобретают способность соотносить практические действия с конкретными свойствами элементов-модулей, а также планировать свои действия с учетом цели и замысла.

Система «Модуль-игра» – это не только развивающая предметная среда для игр, но и развивающая педагогическая технология, которая учитывает значение игры в детском развитии.

Данная стажёрская программа познакомит педагогов с технологией использования системы «Модуль-игра» в игровой деятельности дошкольников. Стажёрам будут созданы условия для апробации системы «Модуль-игра» в образовательном пространстве ДОУ.

Содержательный блок программы.

2.1. Программа стажировки.

Программа стажировки включает 3 блока и рассчитана на 24 часа.

Данная программа основана на компетентностном и личностно-деятельностном подходах, предусматривает комплекс различных форм обучения: мастер-классы, лекционные занятия и практические семинары.

Основные формы, методы, приемы обучения: использование RAFT-технологии; работа в группах над созданием совместных проектов с последующей презентацией результатов этой работы, обсуждения; различные формы рефлексии: «Плюс — минус — интересно», «Три М», «Чемодан, мясорубка, корзина», техника «Рефлексивная мишень».

1 блок направлен на погружение стажеров в концепцию развития игровой деятельности.

  • Предполагает повышение педагогических компетенций стажёров за счёт включения теоретико-практического блока ознакомления (по Кравцовой Е.Е.).
  • Включает стажеров в наблюдение детской деятельности и определение на практике этапа развития игровой деятельности.
  • Предусматривает стажерскую пробу по исследованию и анализу закономерностей и этапов развития игровой деятельности в дошкольном возрасте и ознакомление с системой «Модуль-игра».
  • Предполагает поиск возможностей интеграции системы «Модуль-игра» в развитие игровой деятельности.

Основные формы, методы, приёмы на данном этапе: тестирование, семинар-практикум, проба, презентации из опыта работы, RAFT- технология.

2 блок направлен на рассмотрение требований «Шкал ECERS-R» к организации РППС и игровой деятельности воспитанников и создание оценочных карт игровой деятельности детей с учетом требований шкал.

  • Предполагает наблюдение практического опыта игровой деятельности с применением системы «Модуль-игра» в старшей группе ДОУ, анализ опыта.
  • Предусматривает проведение стажерами экспертизы предметно-пространственной среды групп ДОУ, способствующей развитию игровой деятельности и исследование действий педагогов ДОУ в поддержке и организации игровой деятельности воспитанников.
  • Заполнение оценочных карт игровой деятельности детей с учетом требований.

Основные формы, методы, приёмы: структурированное наблюдение, работа с оценочными листами, со «Шкалами ECERS-R».

3 блок предусматривает проектирование игровой деятельности по решению образовательных задач с использованием системы «Модуль-игра».

  • Предполагает презентацию проектов игры с использованием системы «Модуль-игра».
  • Направлен на активное погружение стажеров в практический опыт решения образовательных задач в игровой деятельности.
  • Предусматривает представление материалов кейса «Модуль-игра».

Основные формы, методы, приёмы: обсуждения, работа в малых группах над созданием совместных проектов с последующей презентацией результатов.

В процессе стажировки участники ведут двухчастный дневник (в одной графе – наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой – комментарии), что позволит в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

2.2. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийной и (или) практической задачиКоличество часов
ЛекцииПрактические занятияСтажерская пробаОценочное событие
1 блок
Открытие стажерской площадки. Блиц-знакомство.1
Выявление ожиданий стажеров по теме стажировки. Входящее тестирование.0,5
Актуализация стажерами теоретических основ «Концепции развития детской игры Е.Е Кравцовой».1
Наблюдение и включение стажеров в детскую деятельность. Определение в практике этапа развития игровой деятельности.1
Проведение собственного анализа «Закономерности и этапы развития игровой деятельности» с применением RAFT-технологии.1
Ознакомление с системой «Модуль-игра» через презентацию опыта работы.1
Обсуждение возможностей интеграции системы «Модуль-игра» в игровую деятельность детей. Презентация стажерами результатов обсуждения на основе модели «Плюс-минус». Формирование кейса «Модуль-игра».1
Рефлексия «Плюс — минус — интересно».1
2 блок
Наблюдение практического опыта игровой деятельности с применением системы «Модуль-игра» в старшей группе ДОУ.1
Дискуссионный анализ «Эффекты применения системы «Модуль-игра».0,5
Рассмотрение требований «Шкал ECERS-R» к организации РППС и игровой деятельности воспитанников. Создание оценочных карт игровой деятельности детей с учетом требований «Шкал ECERS-R» и концепции Е.Е. Кравцовой.11
Исследование действий педагогов ДОУ в поддержке и организации игровой деятельности воспитанников. Заполнение оценочных карт игровой деятельности детей с учетом требований «Шкал ECERS-R» и концепции Е.Е. Кравцовой.0,51
Исследование стажерами предметно-пространственной среды групп ДОУ, способствующей развитию игровой деятельности дошкольников с применением оценочных карт. Обсуждение результатов.0,51
Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».1
3 блок
Проектирование игровой деятельности с решением образовательных задач с использованием системы «Модуль-игра».11
Презентация проекта игры с использованием системы «Модуль-игра».1
Погружение стажеров в практический опыт решения образовательных задач в игровой деятельности.2
Обсуждение и поиск путей по расширению педагогических компетенций в вопросах развития игровой деятельности.1
Презентация материалов кейса «Модуль-игра».2
Рефлексия стажерской площадки: «Три М», «Схема-паутина»1
 Всего: 24 часа4,58,574

Способы оценки результатов стажировки.

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Форма оценкиЭкспертыКаков способ фиксации самооценки
Анкетирование участников стажёрской площадки.Участники стажёрской площадки.Баллы.
Отзывы о результатах работы стажёрской площадки.Участники стажёрской площадки.Качественная оценка.
Проведение экспертизы другими участниками стажерской площадки.Участники стажёрской площадки.Экспертные листы, баллы.

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Как и в какой форме организована самооценкаКем будет организована оценкаКаков способ фиксации самооценки
Рефлексия по каждому блоку стажировки.Стажер.Дневник.
Оценочный лист: ответы на вопросы: ·      Выполнил ли я то, что задумал? ·      Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат программы? ·      Всё ли получилось так, как я задумывал? ·      Что было сделано хорошо? ·      Что было сделано плохо? ·      Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?Стажер.Заполнение оценочного листа.
«Стоп-кадр»: стажер выбирает личностно значимый момент стажировки.Стажёр.Фотоальбом.
План проведения стажировки

Анализ стажировки

Первый день начался с открытия стажерской площадки интеллектуальной игрой «Что? Где? Когда?», в которой крутился настоящий волчок и гости отвечали на вопросы, выясняя что, где, когда будут делать на площадке. Маленькая волшебная Совушка принесла гостям небольшие сувенирчики, с помощью которых стажеры разделились на команды, представились друг другу.

Муниципальный координатор проекта «Школа Росатома» Ольга Петровна Китаева приветствовала гостей из городов Зеленогорска и Железногорска. Заведующий детским садом Ольга Львовна Истомина познакомила гостей с историей детского сада, ведь в этом году мы отмечаем 60-летний юбилей.

Стажеры получили программу, дневники стажировки для дальнейшей работы, выполнили входящее тестирование. Затем вместе с ведущим выявили ожидания от стажировки, которые разделились на три блока:

  • получение практического игрового опыта;
  • положительные эмоции;
  • обогащение теоретических знаний по игровой деятельности дошкольников.

Работа закипела: стажеры отправились наблюдать игровую деятельность детей младшей, старшей, подготовительной групп, фиксировать виды детской деятельности на данных группах, знакомиться с детьми.

После небольшой кофе-паузы стажеры углубились в изучение концепции

Е.Е. Кравцовой, конкретизировали педагогические знания по периодизации развития игры по критерию Л.С. Выготского: наличие мнимой (воображаемой) ситуации, провели собственный анализ этапов развития игровой деятельности на основе своих наблюдений, представили результаты наблюдения с применением RAFT-технологии, используя разные роли: депутата, журналиста, заместителя заведующего.

Затем стажерам предстояла работа по ознакомлению с содержанием научно-методического обоснования системы «Модуль-игра» С.Л. Новоселовой и интегрирования ее в модель развития детской игры.

Стажеры познакомились с системой «Модуль-игра», ее составом, принципом изготовления, схемой сборки отдельных модулей в один большой модуль-куб, со стороной 1 м. Педагоги работали в группах, выясняли возможности применения системы «Модуль-игра» в деятельности детей, представляли результаты: одна команда построила целый город и организовала экскурсию для детей, вторая команда разыграла сказку-драматизацию «Заюшкина избушка» и показала, как можно изучать состав слова с помощью отдельных модулей, а третья команда отправилась в путешествие на корабле.

Подвела итог первого дня рефлексия «+» «-» «интерес?»

Утром второго дня педагогов встречала маленькая Совушка с презентиками от детей старшей группы и словами наставления.

Стажеры наблюдали практический опыт игровой деятельности с применением системы «Модуль-игра» в старшей группе «Путешествие на Мадагаскар», обсудили эффекты применения системы «Модуль-игра в игровой деятельности.

Так как система «Модуль-игра» является компонентом развивающей предметно-пространственной и игровой среды, то коллеги познакомились с требованиями «Шкал ECERS-R» к организации РППС и игровой деятельности воспитанников, изучили опыт работы со «Шкалами ECERS-R», как инструмента оценки предметно-пространственной среды группы, научились заполнять оценочные листы и выводить средний балл оценки РППС. Для многих коллег стажерская работа по «Шкалам ECERS-R» позволила обогатить практический опыт применения шкал в организации образовательной работы с детьми.

Затем прошла экспертиза предметно-пространственной среды старшей группы, которая является участником исследования в рамках проекта «Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования РФ» и участником Федерального исследования качества дошкольного образования (НИКО ДО).

Для экспертизы использовались оценочные листы «Шкал ECERS-R» показателей 3-6 подшкалы «Предметно-пространственная среда», показатель 24 – ролевые игры, 35 – свободная игра.

Используя «Шкалы ECERS-R» и концепцию Е.Е. Кравцовой стажеры создали оценочные карты игровой деятельности детей, действий педагогов в поддержке и организации игровой деятельности воспитанников для режиссерской, образной, с/р игры, игры с правилами.

Неоценимую помощь в обсуждении оценочных карт оказала эксперт проекта «Школа Росатома» Елена Сергеевна Непомнящая. Затем стажеры отправились на разные группы заполнять оценочные карты игровой деятельности детей и действий педагогов.

Результаты представили на обсуждении и пришли к выводу: дети и педагоги в группах – играющие субъекты деятельности.

Итог второго дня – рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина». Некоторые стажеры уже пришли к выводу, на что необходимо сделать компетентный акцент в работе с детьми в своих группах.

Работа третьего дня началась пораньше, ведь стажерам предстояло спроектировать игровую деятельность с решением образовательных задач и использованием системы «Модуль-игра» для младшей, старшей и подготовительной групп. За деятельностью стажеров наблюдали педагоги-практики. Затем прошла презентация игр на разный возраст и стажеры отправились реализовывать свои замыслы в группы ДОУ.

В младшей группе развернулась режиссерская игра с Колобком на поле из модулей, где педагоги решали образовательные задачи по закреплению понятий: большой — маленький, узкий – широкий, высокий – низкий. А небольшая группа малышей устроила себе горку, соорудив ее из отдельных модулей, и увлеченно скатывалась.

В старшей группе стажеры развернули с/р игру «Дорога домой». Несмотря на то, что в группе присутствовало всего 5 человек (дети остались дома из-за мороза -40) все откликнулись на игру, увлеченно строили поезд из модулей, распределяли роли, рисовали билеты, считали вагоны и развозили гостей по станциям. Образовательные задачи по закреплению счета в пределах 10 были выполнены.

В подготовительной группе стажеры организовали игру с правилами «Универсиада – 2019». Из модулей соорудили вместе с детьми разнообразные препятствия для преодоления, выяснили, какие виды спорта будут представлены на Универсиаде в Красноярске, обговорили правила игры и соревнование началось. Все дети группы (10 человек) изъявили желание участвовать в Универсиаде. Самые ловкие победили. Затем дети перенесли игру-бродилку на бумагу.

На обсуждении вместе анализировали, что удалось реализовать из задуманного, а что не получилось, искали пути по расширению педагогических компетенций в вопросах развития игровой деятельности, слушали и брали на заметку комментарии эксперта проекта «Школа Росатома» Е.С. Непомнящей.

По данным внешней оценки результатов деятельности стажёров, по результатам оценочных событий педагогами-практиками детского сада, все педагоги-стажеры получили положительную оценку.

Самооценивание стажерами собственных результатов осуществлялось путем заполнения «Листов самооценки стажера».

В процессе стажировки участники вели дневник, где записывали наблюдаемые факты, высказывания, комментарии, что позволило в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

Стажеры оставили много положительных, душевных отзывов о работе стажерской площадки. На закрытии стажировки был продемонстрирован видеоролик о ходе стажировки, разыграна беспроигрышная лотерея. Все стажеры получили сертификаты.

Так незаметно, на одном дыхании, пролетели три дня увлеченной и плодотворной работы.

Цель моей стажерской площадки по обеспечению освоения и применения стажерами системы «Модуль-игра» в игре достигнута.

Фотоальбом стажировки

Видеоролики стажировки

Отзывы стажеров