Авторская программа стажировки «Проблемно-поисковая технология, как инструмент педагога, обеспечивающий развитие и поддержку игровой деятельности дошкольников»

Список участников стажировки:

  1. Баженова Наталья Павловна, г.Зеленогорск
  2. Григорьева Оксана Станиславовна, г.Снежинск
  3. Гринёва Евгения Валерьевна, г.Железногорск
  4. Захарова Ольга Владимировна, г.Заречный ЗАТО
  5. Кабатова Оксана Александровна, г.Снежинск
  6. Лебедева Оксана Анатольевна, г.Снежинск
  7. Левина Наталья Владимировна, г.Зеленогорск
  8. Лисовская Ольга Витальевна, г.Снежинск
  9. Позднышева Оксана Александровна, г.Лесной
  10. Рощина Мария Сергеевна, г.Снежинск
  11. Скороспешкина Анастасия Борисовна, г.Снежинск
  12. Слюсарева Елена Сергеевна, г.Снежинск
  13. Уткина Наталья Владимировна, г.Удомля
  14. Черных Софья Вениаминовна, г.Новоуральск
  15. Шмелева Лариса Анатольевна, г.Снежинск

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Совершенствование и развитие профессиональных компетенций педагогов по проблемам реализации технологий, способствующих поддержке и развитию игровой деятельности дошкольников.

 

1.2. Задачи программы:

  • Создать условия для овладения стажерами технологиями организации предметно-пространственной среды, соответствующими современным подходам и требованиям ФГОС дошкольного образования, направленной на развитие игровой деятельности дошкольников;
  • Погрузить стажеров в концептуальные основы игровой деятельности дошкольников;
  • Апробировать на практике проблемно – поисковую технологию, способствующую развитию игровых навыков дошкольников в пространстве детской игры;
  • Создать условия для овладения технологиями «Снежный ком», «Чемодан, мясорубка, корзина», «Кубик Блума», «плюс-минус-интересно», способстующих совершенствованию рефлексивных компетенций стажеров;
  • Сформировать совместно со стажерами кейс практических материалов воспитателя, способствующих игровой деятельности дошкольников в игре;
  • Создать условия для погружения стажеров в практическую деятельность по проектированию и проживанию игровой деятельности с включением проблемно – поисковых ситуаций;
  • Сформировать профессиональную компетенцию у стажеров в области поддержки и развития игровой деятельности дошкольников, используя образовательные технологии.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребенка является освоение игровой деятельности.

В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Они отмечают углубление противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка дошкольника и явным перевесом в сторону обучения детей. Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствует особенностям субкультуры современного ребенка. Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.

ФГОС ДО выдвигает требование о том, чтобы развитие ребенка происходило в ведущем виде деятельности – игре, которая оказывает максимальный развивающий эффект. Так как ребенок через полученные в игровой деятельности впечатления, ощущения и опыт, приобретает знания, которые эмоционально проживаются и остаются с ним на всю жизнь.

Таким образом, стандарт определяет игру, как пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. Поэтому выходит, что инициативность напрямую связана с уровнем развития игры, которая обеспечивает все необходимые предпосылки для формирования учебной самостоятельности в школе.

Понимая ценность полноценной игры, педагоги нашего ДОУ уделяют её развитию особое значение и место в совместной деятельности с дошкольниками. Нами был получен опыт поддержки и развития детской игры, который постоянно обогащается за счет применения проблемно-поисковой технологии. Эта технология основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джорджа Дьюи. и предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций, активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей. Для применения этой технологии в своей педагогической практике, учитываем требования к созданию проблемной ситуации (по А.М. Матюшкину):

  • решение проблемной ситуации ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;
  • формулировка проблемы ясна и свободна от непонятных ребенку слов и выражений;
  • проблемная ситуация создает достаточную трудность в ее решении и в то же время посильна для ребенка;
  • проблемная ситуация бросает вызов детской любознательности;
  • в процессе решения проблемной ситуации возникает потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней.

В проблемно-поисковой технологии выделяют структурные единицы: проблемный вопрос, задача и ситуация. Применяя эту технологию, научились их различать и умело использовать в своей практике.

Благодаря вбрасыванию проблемных ситуаций, вопросов, задач, в момент «затухания» детской игры, происходит стимулирование детской активности, которая позволяет продолжить игру с изменившейся линией сюжета. Это, конечно, не сразу получается. Для этого создаем «провокации», готовя их в предметно-пространственной среде, разворачиваем ход детской активности в русло познавательно-исследовательской деятельности.

Различаем и применяем четыре основных типа проблемных ситуаций: 1) ситуация нехватки знаний (дошкольники не могут решить задачу, ответить на вопрос из-за отсутствия необходимых знаний); 2) ситуация новых условий (необходимые знания у детей имеются, однако им предстоит придумать, как применить их в новых условиях); 3) ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (например, ребенку надо выбрать из нескольких известных ему способов решения самый рациональный); 4) ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно такой результат.

Опытным путем пришли к пониманию того, что существует 4 уровня проблемности и каждый уровень зависит от возраста и подготовленности детей, поэтому вводили их поэтапно. Стала понятна необходимость владения контекстом и содержанием игры, для того, чтобы в нужный момент привнести интригу в игровое действие детей. Решение игровой проблемной ситуации не ставит точку в развитии игры. Осваивая новые знания, детская игра стала разворачиваться в новом сюжете и продолжилась.

Опыт работы убедил меня и моих коллег в том, что эта технология оказывает максимально развивающий эффект, способствует формированию таких важных качеств дошкольников как инициативность, самостоятельность, любознательность, умение принимать решения, выслушивать мнение товарища и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

В результате у детей формируется познавательный интерес и их действия в различных видах деятельности. Такое содействие и сотрудничество с детьми способствует признанию ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

Для применения данной технологии и организации эффективного воспитательно-образовательного процесса продумываем и заботливо организовываем богатую стимулами развивающую предметно пространственную среду. Дети сами принимают участие в ее формировании, исходя из интересов и потребностей каждого.

Применяя проблемный подход взаимодействия с дошкольниками, выяснила, что лучше начинать с приемов, позволяющих удивить, заинтриговать детей, вызвать положительные эмоции, чем начинать с вопросов и проблем, вызывающих затруднение, чувство беспомощности. Именно удивление стало стимулом к началу поисковой, творческой познавательной деятельности детей. А это требует ежедневного продумывания своей деятельности воспитателем.

Данное обстоятельство чрезвычайно важно для становления профессиональной компетентности педагога, для выработки его ответственной профессиональной позиции.

Поэтому для создания детской игры, способствующей развитию детской инициативности, самостоятельности воспитателю необходимо овладеть следующими компетенциями и ценностями: игровой, работа с интересами ребенка, управление предметно-развивающей средой группы.

Игровая компетентность: взрослый умеет играть сам и получает удовольствие от игры, умеет создать условия для детской игры, умеет включаться в игровую деятельность детей для ее развития, умеет наблюдать за свободной игрой детей и оценивать уровень развития игровых способностей.

Работа с интересами ребенка: взрослый умеет удивляться и удивлять, умеет услышать и поддержать детское любопытство, способен изменить образовательную деятельность так, чтобы она способствовала поиску ответов на детские вопросы. Он гибок в отношении планов дня и организации конкретной познавательной деятельности, способен предъявить детский интерес родителям и включить их в работу, умеет оформить результаты.

Управление предметно-развивающей средой группы: Взрослый умеет преобразовывать пространство группы в соответствии с новыми задачами, имеет собственный стиль организации пространства, способен удержать одновременно работу малых детских групп, умеет сотрудничать с детьми в оформлении пространства группы.

Опираясь на вышеперечисленные идеи опыта, и учитывая деятельностный подход, надеюсь помочь стажерам сформировать профессиональную компетенцию в области поддержки и развития игровой деятельности дошкольников.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

I МОДУЛЬ: Средовой подход – как условие развития и поддержки игровой деятельности дошкольника:

  1. Выявление ожиданий стажеров через погружение в технологию коллективной мыслительной деятельности (метод «Снежный ком»);
  2. Формирование у стажеров понятийной картины средового подхода, направленного на понимание концептуальных основ поддержки игровой деятельности дошкольника;
  3. Накопление арсенала профессиональных компетенций стажеров по поддержке игровой деятельности дошкольника на примере разбора видеокейса «Игра».

II МОДУЛЬ: Проблемно-поисковая технология, способствующая развитию игровых навыков дошкольников в пространстве детской игры:

  1. Освоение стажерами проблемно-поисковой технологии через разработку кейсов проблемных задач, вопросов, ситуаций;
  2. Формирование игровой компетенции стажеров через исследование действий педагогов в пространстве организации игровой деятельности дошкольников;
  3. Погружение стажеров в опыт использования проблемно-поисковой технологии в процессе апробирования на практике в процессе включения в игровую деятельность дошкольников.

III МОДУЛЬ: Технологический карман педагога – приобретение и проживание собственного опыта проектирования и реализации игрового образовательного события с применением проблемно-поисковой технологии.

  1. Формирование у стажеров понятийной картины событийности и освоение технологических приемов проживания образовательного события;
  2. Проектирование и оживание игрового образовательного события с применением проблемно-поисковой технологии, используя возможности образовательного пространства ДОУ и ресурсы педагогической команды;
  3. Поиск путей совершенствования применения проблемно-поисковой технологии, на основе полученного в ходе стажировки, опыта.

 

2.2. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
1. Выявление ожиданий стажеров через погружение в технологию коллективной мыслительной деятельности (метод «Снежный ком»)   0,5    
2. Погружение в концептуальные основы игровой деятельности дошкольников 0,5 0,5    
3. Обсуждение с помощью технологии коллективного разума ключевых ориентиров предметно-пространственной игровой среды (технология «Worldcafe»)

«Среда, которая располагает ресурсами и благоприятна для развития игровой деятельности»

  1,5    
4. Участие в экспертизе предметно-пространственной образовательной среды групповых помещений ДОУ по экспертным картам     1  
5. Презентация результатов в группах «Модель идеального игрового пространства»   1,5 0,5  
6. Разбор видеокейса «Игра» (из опыта работы) и выделение основных точек игровой деятельности детей 0,5 1    
7. Рефлексия «Кубик Блума»       0,5
8. Наблюдение за действиями педагогов по поддержке игровой деятельности дошкольников     1  
9. Разработка стажерами в командах листа наблюдений за деятельностью воспитателя в игровой деятельности (определение функционала воспитателя)     2  
10. Погружение в опорные точки проблемно-поисковой технологии через знакомство с её основными принципами 0,5   0,5  
11. Составление технологической карты действий педагога с применением проблемно-поисковой технологии   1   0,5
12. Освоение технологии через погружение в использование проведение стажерских проб с дошкольниками в разных возрастных группах     1 1,5
13. Рефлексия «Плюс, минус, интересно»       0,5
14. Определение основных принципов игрового образовательного события 0,5   0,5  
15. Проектирование модели игрового образовательного события (технология «коллективный разум») 0,5   0,5  
16. Подготовка и проведение образовательного события с использованием проблемно-поисковой технологии     1 1
17. Поиск путей совершенствования технологии через аукцион идей «Формы организации детей, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности ребенка дошкольника» 0,5 0,5 1  
18. Рефлексия стажировки (технология «Чемодан, мясорубка, корзина»)       1
  Итого: 24 часа 3 6,5 9 5,5

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Форма организации оценки Кем организована оценка Способ фиксации
1. Отзыв стажеров о результате стажировки Стажеры Качественная оценка
2. Экспертная оценка стажерских проб Методисты Управления образования, старшие воспитатели г. Железногорск Качественный отзыв
3. Рефлексия стажеров «игрового образовательного события» Стажеры Качественная оценка
4. Анкетирование стажеров через Google – формы (входное – выходное) Стажеры Количественная оценка

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Проводится анкетирование стажеров с помощью технологий «Снежный ком», «Плюс, минус, интересно», «Кубик Блума», «Чемодан, мясорубка, корзина» на начальном и заключительном этапе стажировки. Результативность работы стажёра определяется положительной динамикой.

 

  План проведения стажировки