АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ «Технология моделирования, как инструмент педагога, обеспечивающий развитие игровой деятельности дошкольников»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Васильева Майя Александровна, Саров
  2. Галахова Ольга Николаевна, Трехгорный
  3. Грищенко Татьяна Анатольевна, Железногорск
  4. Дубникова Ольга Викторовна, Трехгорный
  5. Ивлева Инна Георгиевна, Железногорск
  6. Колотухина Ольга Викторовна, Саров
  7. Кудрявцева Татьяна Юрьевна, Заречный ЗАТО
  8. Левушкина Юлия Игоревна, Полярные Зори
  9. Макарочкина Галина Геннадьевна, Снежинск
  10. Мухитдинов Артур Нуриевич, Снежинск
  11. Мыскина Елена Александровна, Димитровград
  12. Рогачева Татьяна Васильевна, Димитровград
  13. Рымарчук Анна Георгиевна, Лесной
  14. Сабирова Татьяна Имаагзановна, Снежинск
  15. Шебанова Татьяна Александровна, Заречный ЗАТО

 

 

 

Ознакомиться с программой стажировки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационный блок программы.

Название программы  «Технология моделирования, как инструмент педагога, обеспечивающий развитие игровой деятельности дошкольников».
Цель программы  овладение стажёрами элементами технологии моделирования как эффективными педагогическими действиями развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
Задачи программы — раскрыть и актуализировать теоретические основы технологии моделирования, её элементы как эффективные педагогические действия;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— создать условия для практического обучения через работу с инструментами технологии;

— погрузить в апробацию персонального опыта овладения элементами технологии моделирования через создание технологичной карты действий с инструментом технологии;

— создать условия проектирования элементов технологии в экспертную карту и показа стажерами игры на практике;

— создать условия для осмысления и актуализации собственных профессиональных педагогических действий, выявление ресурсов и дефицитов.

 

1.5. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Ключевые идеи опыта основывается на концепции развития способностей Л.А. Венгера и применении в образовательной деятельности с воспитанниками технологии наглядного моделирования как способа овладения ребенком действиями замещения реальных предметов, явлений, событий условными заместителями, построение и использование наглядных моделей. Под наглядными моделями, как средством образного характера — эталоны, схемы, модели, символы, понимаются такие виды изображений, в которых выделены и представлены в более обобщенном и схематизированном виде отношения их компонентов, где сами эти компоненты обозначены при помощи условных заместителей.

Так, для развития самодеятельной игры детей в рамках реализации технологии моделирования на начальном этапе создаются условия, при которых как в специально организованном взаимодействии с ребенком, так и в его самостоятельной деятельности происходит освоение действия замещения реальных предметов заместителями и действий с ними.

Например, педагогом разыгрывается сюжет «Кормление куклы», где показываются игровые действия с игрушкой, которые подкрепляются эмоциональной речью и проговариванием того, что делается, с объяснением, как и зачем, и что буду делать дальше. «Я сейчас покормлю куклу. Она хочет кушать. Вот здесь кашка в тарелке. У меня ложка. Открывай ротик, ешь, кашку!».

  • Затем в игру вводятся предметы-заместители, при этом происходит замещение предмета в чистом виде его воображаемым заместителем.

Например, разыгрывался этот же сюжет, но беря в руки кубик, педагог проговаривает «Пусть это будет сейчас кусочек хлеба» и «я кормлю куклу», затем обыгрывается подобным образом другой предмет – палочкой мешаем «суп» в кастрюльке, как ложкой.

  • В следующий раз те же предметы-заместители выступают в качестве заместителей других предметов: кубик – вместо мыла, палочка – как будто градусник. Постепенно, используются заместители, и большее количество функции их меняется в зависимости от содержания игровых ситуациях во взаимодействии с детьми.
  • Педагог организует игровые ситуации, при которых ребенок сам начинает включаться в «систему заместителей», беря на себя роли предметов, т.е. происходит замещение действия самим ребенком (действия, подчерпнутые из личного опыта).

                   Например, в игровой ситуации «Готовлю обед», когда «вскипел» чайник, и ребенок громко зашипел. Покормив свою «дочку», тщательно собирает «крошки» со стола, «моет» посуду. Организованные подобным образом педагогом действия позволяют в дальнейшем, детям повторять то, что показывал взрослый, внося своё. Дети начали использовать в самодеятельных играх разнообразные предметы-заместители, обсуждали использование предметов, показывали различные действия с ними, поправляя друг друга. 

На втором этапе, с воспитанниками проводилась игра «Во что можно играть с эти предметом?», способствующая возможности увидеть в предмете-заместителе обозначение множества разнообразных полноценных предметов и реальных действий с ними. Так, раскладывались различные мелкие предметы, детали конструктора, и нужно было придумать и назвать в какую игру или действие можно поиграть с ними, проговаривая при этом, в качестве чего или кого эти предметы могут выступать в игре. При этом важно максимально заинтересовать ребенка, хвалить его выдумку и даже нелепые ответы. Например, палочка, колесико, кубик как подушка для куклы, паровозик, пусть как ступенька и т.д.

 Таким образом, через специальную организацию замещения предметов и действия в процессе игровых ситуаций как со взрослым, так и далее в самостоятельных действиях детей, педагог подготавливает возможность понимания ребенком того, что и он сам может быть в игре кем-то иным (мамой, доктором и т.д.), что в дальнейшем обеспечивает ему способность овладеть более сложным способом построения игры – овладение ролью.

Для развития сюжетной игры детей дошкольного возраста в рамках реализации технологии моделирования создаются условия овладения действиями наглядного моделирования отношений ответственности через способы построения и использования графических моделей, отображающих простейшие социальные отношения, что в дальнейшем помогает детям осуществлять самостоятельное планирование и реализацию полноценной сюжетно-ролевой игры.

1 шаг: проводится знакомство с материалом — набор картинок с изображением людей на каждого ребенка (женщины, мужчины, бабушки, дедушки, девочки, мальчика). Несколько кружков, соотнесенных по величине, отображающих степень ответственности персонажей,  карточки с готовыми моделями.

  • Педагог рассказывает короткие истории, а дети подбирают соответствующие картинки с изображением персонажа истории.

Например, изображение женщины выступало в разнообразных историях в роли то мамы, то в роли продавца, то врача и др., т.е. картинка могла выступать в разных качествах.

  • После подбора нужных картинок, педагог задает вопрос: «Если играть в …, то какая роль будет главной?» и дети показывают картинку с главным действующим лицом в предложенном сюжете.

Например, если играть в доктора, то картинка с изображением женщины будет главной ролью.

  • Затем детям раздаётся два больших и два маленьких кружка и предлагается картинку с главным персонажем не поднимать, а положить на большой кружок, а картинку с второстепенным персонажем – на маленький кружок. В том случае, если персонажи равнозначны, то класть соответствующие картинки на кружки одинакового размера.
  • Далее детям раздается по две карточки с нарисованными на них готовыми моделями: на одной – большой и маленький кружки; на другой – два одинаковых. Слушая рассказ воспитателя, детям предлагается выбрать соответствующие картинки, выбрать подходящую к ситуации модель и разложить картинки на модели.

Например, «Мама кормила свою дочку. Она дала ей кашу, чай и бутерброд. А потом мама заболела. Дочка кормила маму и следила, чтобы она не вставала с постели», что позволяет наглядно увидеть — модель остается прежней, а значение ее элементов меняется, и меняются местами ранее разложенные картинки.

2 шаг: картинки убираются и остаются только модели из двух – трех связанных между собой заместителей, они преобразовываются (элементы модели меняют свою значимость).

  • Детям предлагается среди нескольких выбрать подходящую модель к рассказу, содержащий различные ситуации или сюжетам картинок – различным ситуациям из жизни взрослых или игровым ситуациям, и обосновать свой выбор. Например, рассказ о маме и двух дочках, где модель содержала один большой кружок и два маленьких.
  • После того, как дети овладеют действием подбора из ряда моделей той, которая соответствует сюжету рассказа или картинки, им предлагается зарисовать соответствующие модели, с условием, что все кружки должны поместиться на одной странице.
  • От отдельных моделей простейших отношений далее происходит переход моделирования отношений ответственности в схемах, составленных из 3-5 моделей по ходу разворачивания эпизодов истории.

                   Например, рассказывается сюжет про маму. В первой части, мама, ведя дочку в детский сад, переводит ее через дорогу (дети закрашивают большой кружок), во второй части рассказа, мама становится пассажиром автобуса (дети закрашивают маленький кружок), так как в этой ситуации ответственный водитель автобуса – он ведет автобус и ответственный за пассажиров. В третьей части рассказа, мама была медсестрой и помогала в работе врачу (дети закрашивают маленький кружок). Далее, мама перевязывает больного (дети закрашивают большой кружок). В заключение рассказа, мама была в магазине покупателем (закрашивается маленький кружок), потому что в магазине работает продавец, который обслуживает многих покупателей. После завершения рассказа, когда закрашены соответствующие кружки по всем пяти моделям, кружки соединяются прямыми линиями.

1

Схема, отображающая роли одного и того же персонажа в разных ситуациях истории.

По средствам построения графической модели, можно увидеть, что в зависимости от изменения сюжета положение персонажа (его роль) может изменяться.

Далее, детям раздаются готовые схемы, уже без закрашивания кружочков и предлагается придумать историю, соответствующую как количеству моделей в предлагаемой схеме, так и месту героя в каждой модели.

Так, создавая условия овладения действием манипулирования с моделями, состоящих из 2-3 заместителей, у ребенка появляется возможность в любой воображаемой игровой ситуации выделить действующих лиц, построить и применить графическую схему их взаимодействия, и преобразовать эту модель в зависимости от изменения роли персонажа в различных ситуациях.

Моделирование системы отношений ответственности в совместной игровой деятельности со сверстниками, позволяет ребенку легко распределить роли и организовать сюжетно-ролевую игру, которая, при интересе со стороны детей, может, дополняется разнообразными сюжетами с изменением ролевого поведения.

 

2. Содержательный блок программы.

2.1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки.

•        Площади дошкольного учреждения: групповое помещение, пространство Open Space, ресурсный — методический центр, медиацентр.

•        Аудиторный фонд дошкольного учреждения оснащен современным мультимедийным оборудованием: 2 интерактивные доски, 2 проектора, 1 переносной экран на штативе, 8 персональных компьютеров и ноутбуков, различная аудио, видео и фотоаппаратура, и оргтехника, безлимитный Internet.

 

2.2. Программа стажировки:

№ количество часов

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки, содержание работы

I блок:

3 часа

Теоретический блок программы раскрывает:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— основы технологии;

— теоретическое обоснование инструментов технологии как способа обозначения центров активности детей в РППС группы;

— актуализирует теоретические основы элементов технологии в контексте взаимодействия с детьми.

II блок:

3 часа

Обучение в практике проходит через:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— выявление основных подходов элементов технологии;

— рассмотрение возможностей работы с элементами технологии через анализ просмотра совместной игровой деятельности с детьми.

III блок:

18 часов

Апробация персонального опыта в рамках технологии проходит в процессе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— изучения в практике внедрения элементов технологии в образовательное пространство группы;

— проведения собственного анализа соответствия технологии как эффективного инструмента реализации ФГОС дошкольного образования через создание экспертной карты;

— разработку технологичной карты действий с элементами технологии моделирования;

— обследование образовательного пространства группы с заданием:

  • выявление инструмента и его соответствие центрам активности;
  • разработка персонального варианта инструмента через модель и его краткое описание;
  • проектирование наблюдений в рамках «Отражение элементов технологии моделирования в игровом пространстве группы».

— создание и презентация проекта РППС группы детей дошкольного возраста с учетом приобретённых знаний в рамках технологии;

— актуализация в персональный опыт инструментария технологии через:

  • подгрупповую работу создания продукта «Графическая модель отношений» через моделирование ситуации общения;
  • индивидуальную работу через написание эссе;
  • выявление в собственном педагогическом опыте возможных примеров представленных элементов технологии моделирования и создание модели через графический рисунок.

— оформление основных приемов данных элементов технологии в экспертную карту;

— показ стажерами игры на практике в контексте реализации элементов технологии моделирования в процессе организации игровых ситуаций.

 

2.3. Учебный план стажировки (24 часа):

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Стажерская проба

Оценочное событие

1.

Раскрыть теоретические основы технологии.

1

 

 

 

2.

Выявить основные подходы и элементы технологии моделирования.  

1

 

 

3.

Изучить на практике внедрение элементов технологии в образовательное пространство группы.  

 

1

 

4.

Провести собственный анализ соответствия технологии как эффективного инструмента реализации ФГОС дошкольного образования через создание экспертной карты.  

 

 

2

5.

Представить теоретическое обоснование инструмента технологии как способа обозначения центров активности детей в РППС группы.

1

 

 

 

6.

Раскрыть возможности работы с данными элементами технологии через анализ просмотра совместной игровой деятельности с детьми.  

1

 

 

7.

Разработать технологичную карту действий с элементами технологии моделирования.  

 

2

 

8.

Обследовать образовательное пространство группы с заданием:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • выявить инструмент и его соответствие центрам активности;
  • предложить собственный вариант инструмента через модель и его краткое описание;
  • спроектировать наблюдения в рамках «Отражение элементов технологии моделирования в игровом пространстве группы».
 

 

2

 

9.

Создать и презентовать проект РППС группы детей дошкольного возраста с учетом приобретённых знаний в рамках технологии.  

 

 

2

10.

Актуализировать теоретические основы технологии в контексте взаимодействия с детьми

1

 

 

 

11.

Рассмотреть наглядный способ использования элементов технологии через анализ просмотра совместной игровой деятельности с детьми  

1

 

 

12.

Апробировать в практической деятельности инструменты технологии моделирования.  

 

2

 

13.

Предложить способы самореализации в контексте приобретённого опыта инструментария технологии через:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • подгрупповую работу по созданию продукта «Графическая модель отношений» через моделирование ситуации общения;
  • индивидуальную работу через написание эссе;
  • выявление в собственном педагогическом опыте возможных примеров представленных элементов технологии моделирования и создание модели через графический рисунок
 

 

3

 

14.

Оформить основные приемы данных элементов технологии в экспертную карту.  

 

2

 

15.

Провести стажерам игру на практике в контексте реализации элементов технологии моделирования в процессе организации игровых ситуаций.  

 

 

2

Итого:

3

3

12

6

 

3. Способы оценки результатов стажировки.

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Внешнюю оценку результатов деятельности стажёров осуществит экспертная группа, созданная из числа представителей администрации, педагогов дошкольного учреждения.

1. Анкетирование участников: если не менее половины свидетельствуют о реализации поставленных задач собственной деятельности в рамках стажировки.

2. Отзывы о результатах программы стажировки: признается успешным в том случае, если не менее половины стажеров дают положительный отзыв о результатах программы стажировки.

3. Internet – голосование за продукты деятельности педагогов – стажеров в социальной сети Facebook в группе «СТРАНА ЧУДЕС / WONDERLAND» https://www.facebook.com/groups/513791402114439/: не менее половины продуктов получат оценку Like, то стажировка признается успешной.

4. Экспертная оценка стажерских проб: если не менее половины педагогов – стажеров получают положительную оценку на созданные материалы.

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Самооценивание стажерами собственных результатов будет осуществляться путем заполнения ими рефлексивных карт.

Критерий

Показатель

Итоговый балл

1. Реализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

целей и задач

собственной деятельности в рамках стажировки

Полностью

реализованы

5 баллов

Частично

реализованы

1-4 балла

Не реализованы

0 баллов

 
2. Использование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

элементов технологии моделирования при организации игровых ситуаций

 

Использую активно

и обоснованно

5 баллов

Использую

частично, не

всегда

обоснованно

2-4 балла

Практически не

использую

0.3 балл

 
3. Актуальность и значимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполняемой стажером деятельности в рамках технологии

Актуальна и

значима

5 баллов

Частично

актуальна,

практически не

значима

2-4 балла

Не актуальна и

не значима

0.4 балл

 
4. Самостоятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реализации поставленных

задач

Проба проведена

самостоятельно

5 баллов

Проба проведена

с частичной

помощью

тьютера

2-4 балла

Проба проведена

с постоянной

помощью

тьютера

0-4 балла

 
5. Удовлетворённость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деятельностью в рамках

программы стажировки

Полностью

удовлетворён

5 баллов

Частично

удовлетворён

2-4 балла

Не удовлетворён

0-4 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ стажировки

С 1 по 3 марта в МБДОУ д/с № 32 «Страна Чудес» города Зеленогорска Красноярского края проходила стажировка педагогических и руководящих работников детских садов по программе «Технология моделирования, как инструмент педагога, обеспечивающий развитие игровой деятельности дошкольников».

В стажировке приняли участие коллеги из городов Трехгорный, Лесной, Заречный, Саров, Снежинск, Полярные Зори, Димитровград, Железногорск.

Целью стажировки являлось овладение стажёрами элементами технологии моделирования как эффективными педагогическими действиями развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Первый день:

В начале нашей работы стажерам было предложено обозначить свои ожидания о стажировке через погружение в технологию коллективной мыслительной деятельности методом «Снежный ком». Что позволило выявить четыре ключевые позиции коллег:

  • познакомиться с игровым пространством детского сада;
  • узнать, как технология моделирования может быть использована для развития игровой деятельности дошкольников;
  • приобретение своего ценного опыта и личных выводов;
  • положительные эмоции.

Затем участникам стажировки был представлен лекционный материал по теме «Игра-ведущий вид деятельности дошкольника», где с опорой на основные идеи теории об игре и ее роли в психическом развитии ребенка Л.С Выготского, были представлены концептуальные основы игровой деятельности по четырем возрастным этапам дошкольников (режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами).

В контексте технологии коллективного разума «World cafe» состоялось обсуждение в группах из числа стажеров ключевых ориентиров предметно-пространственной и образовательной среды, которая располагает ресурсами и благоприятна для развития  игровой деятельности ребенка. На основе полученных практических материалов деятельности участников, ими была осуществлена стажерская проба по проектированию экспертной карты. Стажерами была проведена экспертиза предметно-пространственной и образовательной среды четырех возрастных групп детского сада по созданным экспертным картам. Обобщив полученный опыт, группам из стажеров было предложено создать и презентовать собственную «Модель идеального игрового пространства», в которой отразились те показатели, которые позволяют ребенку погрузиться в режиссерскую, образную, сюжетно-ролевую и игру с правилами.

Далее, вниманию участников стажировки были представлены концептуальные подходы технологии моделирования для развития игровой деятельности дошкольников через обозначение опорных точек моделирования отношений ответственности, отображающих простейшие социальные отношения в сюжетно-ролевой игре на основе способа построения и использования графических моделей. Затем стажерам было предложено опробовать полученный опыт через составление технологичной карты действий педагога в парах сменного состава в присутствии эксперта-практика из числа педагогов детского сада. Состоялось обсуждение в группах и презентация практического материала.

По окончании первого дня, участники стажировки делились своими впечатлениями в группе ВремяВыбора/TimeChoice  в социальной сети Facebook, оставляли рефлексивные отзывы в Дневниках стажера.

Второй день:

День начался с участия стажеров в традиционном «Утреннем круге» воспитанников подготовительной к школе группы, по окончании, которого была представлена деятельность ведущего стажировки с детьми в рамках заявленной технологии. На примере проживаемой игровой ситуации «Лаборатория звезд», были наглядно представлены те опорные точки технологии моделирования, которые помогают ребенку дошкольного возраста в любой воображаемой игровой ситуации выделить действующих лиц, построить и применить графическую схему их взаимодействия, и преобразовать эту модель в зависимости от изменения роли персонажа в различных ситуациях.

Далее, участникам стажировки было предложено опробовать персональный опыт овладения элементами технологии моделирования через разработку содержания и проведение игровой ситуации с детьми с учетом их возраста и тематикой событий в группах, с опорой на спроектированную технологичную карту действий с инструментом технологии в присутствии эксперта-практика. По итогу состоялось обсуждение и сделан вывод о соответствии технологии как эффективного инструмента педагога, обеспечивающего развитие игровой деятельности дошкольников.

После, стажерам было предложено на основе приобретенного опыта выстроить модель отношений в игровой ситуации «Параллельные миры», разобрать, образующиеся в ходе замысла, роли и выстроить собственную линию поведения через моделирование отношений ответственности. В пространстве OPEN SPACE состоялось игровое событие, где активными участниками стали сами стажеры.

Завершением дня стала подготовка стажерами игрового события с детьми в пространстве OPEN SPACE, по итогам которого была проведена внешняя оценка результатов деятельности стажёров экспертной группой, созданная из числа педагогов детского сада.

По окончании дня, участники стажировки делились своими впечатлениями в группе ВремяВыбора/TimeChoice  в социальной сети Facebook, оставляли рефлексивные отзывы в Дневниках стажера.

Третий день:

И вот наступил последний день стажировки. Участникам предстояло провести разработанное ранее игровое событие с детьми с учетом их возраста, в основе которого лежала игровая ситуация, актуальная для детей и мотивирующая их на пробы, и совместно его прожить с учетом приобретённого опыта в рамках программы стажировки в присутствии экспертов-практиков. Событие состоялось в двух пространствах детского сада, в двух больших группах больших и маленьких участников. И основным его результатом стали рефлексивные мысли детей, облаченные в рисунки. На основе пережитого, стажеры разработали и презентовали участникам стажировки, внешним экспертам практический материал «Наш взгляд на игровое событие».

В заключении:

По данным внешней оценки результатов деятельности стажёров, которую осуществляла экспертная группа, созданная из числа представителей администрации, педагогов детского сада:

  • анкетирование участников свидетельствуют об успешной реализации поставленных задач собственной деятельности в рамках стажировки;
  • все участники дают положительный отзыв о результатах программы стажировки, о чем свидетельствуют отзывы, заполненные в Дневнике стажера;
  • экспертная оценка стажерских проб: все педагоги – стажеры получают положительную оценку на созданные материалы.

Самооценивание стажерами собственных результатов осуществлялось путем заполнения ими рефлексивных карт, по итогам которых сделан вывод, что цель программы стажировки достигнута и задачи реализованы.

Спасибо проекту «Школа Росатома» за возможность получения бесценного опыта в профессиональной жизни, за удивительное и бесценное общение с коллегами, за развитие!

 

Отзывы

 

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  Рефлексия 1 день
  Рефлексия 2 день
  Рефлексия 3 день 
  Презентация №1 по итогам образовательного события
  Презентация №2 по итогам образовательного события