Авторская программа стажировки «Технология работы с детьми, обеспечивающая развитие дошкольников посредством игровой деятельности «Творчество + Правила»

Список участников стажировки:

  1. Ахмадеева Ксения Юрьевна, г.Лесной
  2. Гаврина Ирина Анатольевна, г.Зеленогорск
  3. Гоманкова Екатерина Сергеевна, г.Железногорск
  4. Кирпичева Светлана Викторовна, г.Снежинск
  5. Кривелёва Карина Павловна, г.Железногорск
  6. Кругликова Юлия Михайловна, г.Зеленогорск
  7. Науекене Наталья Анатольевна, г.Железногорск
  8. Уткина Ольга Ивановна, г.Железногорск
  9. Шилова Оксана Владимировна, г.Снежинск
  10. Юкляевская Татьяна Анатольевна, г.Зеленогорск

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Формирование профессиональных компетенций стажеров посредством погружения в авторскую технологию, обеспечивающую развитие дошкольников посредством игровой деятельности «Творчество + Правила».

 

1.2. Задачи программы:

  1. Создать условия для развития предметно-информационной компетенции стажеров посредством погружения в деятельностные форматы работы по теме авторской технологии «Творчество + Правила».
  2. Создать условия для развития проектно-исследовательской, контрольно-аналитической и методико-технологической компетенции стажеров в ходе освоения технологий, используемых для обогащения игры детей старшего дошкольного возраста.
  3. Создать условия для рефлексии стажерами практического опыта, приобретенного в ходе стажировки в рамках технологии, обеспечивающей накопление приемов поддержки игрового опыта дошкольника через создание и презентацию продуктов собственной деятельности.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

В основе идеи моего опыта лежит проблематика социально-личностного, социально-коммуникативного развития ребенка. Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложны процесс, в результате которого ребенок научается устанавливать и поддерживать необходимы контакты с окружающим миром. Процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный и начинать развивать ребенка надо с раннего возраста. Я считаю, что использование моей технологии поможет ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.

Для детей 3-7 лет ведущим видом деятельности (то есть основной деятельностью, которая оказывает наибольшее развивающее влияние на ребенка) является игра.

При создании своей технологии я использовала классификацию развития игровой деятельности по Г.Г. Кравцову и классификацию по видам игры Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. В нашем МАДОУ разработаны классификационные таблицы по данным технологиям. В ходе стажировки я предлагаю стажерам поработать с этими таблицами.

 

Развитие игровой деятельности.

Этапы возрастного развития дошкольника (начало) Ведущий вид деятельности (Ввд) Форма организации жизни (Фож)
2-2,5 года Режиссерская игра Общение со взрослым

Предметная деятельность

3 года  

Образная игра

Общение со взрослым

Предметная деятельность

Режиссерская игра

4 года Сюжетно-ролевая игра Общение со взрослым

Предметная деятельность

Режиссерская игра

Образная игра

5,5-6 лет С правилами игра Общение со взрослым

Предметная деятельность

Режиссерская игра

Образная игра

Сюжетно-ролевая игра

(по Г.Г. Кравцову)

 

Виды игры.

Виды игры Возникновение Отражение Выражение Значение
Режиссерская 2-2,5 года Действие предметов, назначение предметов. Ребёнок управляет по ходу развертывания сюжета действиями игрушек, выполняющих функций как людей, так и предметов, требующихся по ходу игры. Изображение действия. Формируются способности сюжетотворчества, видение игровой ситуации в целом, умение посмотреть на ситуацию глазами разных персонажей.
Образная 3 года Свойства предметов.

Образы

Ребёнок воображает себя кем и чем угодно и соответственно ведёт себя так, как полагается действовать воображаемому объекту. Выделяет и воспроизводит какое-то ключевое действие или специфическую позу воображаемых образов. Способность к отождествлению.
С куклой 3-3,5 года Человеческие роли и отношения Ребёнок воображает себя и действует с куклой, определяясь в своих реакциях состоянием и самочувствием куклы, заботой о её благополучии. Учиться видеть партнёра.
Сюжетно-ролевая 4 года

(в среднем дошкольном возрасте и наиболее эффективно развивается

Человеческие роли и отношения Принимает на себя роль и взаимодействует с партнёром по игре в логике развития взаимоотношений, задаваемых сопряжёнными ролями. Учиться согласованно взаимодействовать друг с другом.
С правилами 5,5-6 лет Правила жизни Осваивают, видоизменяют или создают правила, которые потом соблюдают в процессе игры. Учатся соблюдать правила, формируется произвольность поведения.

(по Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой)

 

Наблюдая за самостоятельной игровой деятельностью детей, я заметила, что последнее время в играх чаще всего отражаются сюжеты мультфильмов и мультсериалов, дети редко развивают сюжет на основе тем, затронутых в ходе непосредственно-образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимные моментах.

Поэтому, я считаю необходимым уделять внимание тематике детских игр. Ведь именно в игровых отношениях дети легче осваивают нормативное поведение, упражняются в различных способах выстраивания отношений с окружающими, учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Моя технология направлена на развитие ориентировки детей старшего дошкольного возраста в социально-значимых темах, посредством формирования игровых умений в играх с правилами. Название технологии сложилось из сочетания двух видов игр, которые близки старшим дошкольникам: режиссерская игра высокого уровня и игра с правилами. Последовательное проигрывание игрового сюжета в разных видах игр дает возможность детям глубоко погрузиться в тему, прожить ее с разных сторон, что значительно обогащает их социально- личностный опыт.

Этапы технологии «Творчество + Правила».

Первый этап. Чтение книги.

Выбор художественного произведения согласно тематическому планированию, чтение его детям. В старшем дошкольном возрасте я практикую чтение длинных произведений перед сном, а в совместной деятельности организую обсуждение прочитанного, рассматривание иллюстраций, предлагаю детям продуктивную деятельность по сюжету книги исходя из желаний ребенка: слепить героев произведения, нарисовать понравившийся сюжет.

Второй этап. Изготовление игрового макета.

Для того, чтобы дети начали проигрывать сюжет прочитанной книги, им необходим игровой маркер, поэтому я предлагаю детям сделать макет из бросового материала по сюжету художественного произведения. В процессе изготовления макета дети вспоминают сюжет произведения, обсуждают какими предметами будет наполнен макет, делают героев книги. Дети начинают режиссировать игру практически с самого начала создания макета. Режиссерская игра – это творческий вид игры, в котором деятельность идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию. Процесс конструирования и игры тесно связаны.

В процессе обыгрывания у детей часто возникает потребность добавить что-нибудь еще, доделать недостающие предметы. На этом этапе можно предложить детям изменять сюжет, «вбрасывая» в игру неожиданные повороты и идеи.

Третий этап. Создание настольной игры.

Подготовительный к школе возраст – это возраст формирования игры с правилами. Именно в играх с правилами имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Дети не только сами выполняют правила, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам.

Поэтому я предлагаю детям «поиграть по-другому», придумать и создать свою настольную игру по созданному на предыдущих этапах и обыгранному ими макету.

Шаги создания игры:

  1. Изготовление схемы макета. (Используем технологию наглядного моделирования Л.А. Венгера)
  2. Накладывание на получившуюся схему игровой дороги «гуська».
  3. Придумывание правил новой игры.
  4. Игра по придуманным правилам.

Особое внимание в своей стажировке я планирую уделить формированию игры с правилами на основании технологии Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой. В своей технологии авторы выделят два вида детских игр: сюжетную игру и игру с правилами.

«Детская игра включает в себя два основных вида: сюжетную игру и игpy с правилами. Общая характеристика игры заключается в том, что это деятельность необязательная, не связанная с достижением утилитарных целей, деятельность, доставляющая удовольствие. Но при этом каждый из указанных видов имеет свои специфические особенности, существенно отличающие их друг от друга».

Авторы указывают на отличия одного вида игры от другого, выделяют этапы и общую стратегию формирования игры с правилами, подчеркивают важность формирования обоих видов игры в дошкольном детстве. «Оба вида игры оказывают большое влияние на развитие у детей способности взаимодействовать друг с другом. В сюжетной игре ребенок оказывается сопричастным к смыслу игровых действий партнеров, приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими. В игре с правилами он осваивает общие способы реализации принципа равноправия (жребий, очередность), учится вступать в состязательные отношения с партнерами».

Формирование игры с правилами особенно важно для детей старшего дошкольного возраста так, как именно эта игра дает возможность детям перейти на следующий этап – учебная деятельность.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

Модуль 1: Погружение стажеров в темы «Социально-коммуникативное развитие дошкольников», «Игровая деятельность дошкольников».

Задачи: актуализировать знания стажеров об основных направлениях социально-коммуникативного развития, соответствующих современным подходам и требованиям ФГОС ДО. Создать условия для актуализации у стажеров представлений о структуре, классификации и развитии игровой деятельности дошкольников.

Модуль 2: Погрузить стажеров в концептуальные основания и опорные точки технологии «Творчество + Правила».

Задачи: познакомить стажеров с опорными точками технологии «Творчество + Правила». Повысить контрольно-аналитическую компетенцию стажеров через выявление актуальных интересов дошкольников в игровой деятельности на группах МАДОУ. Приобрести практический опыт работы по авторской технологии, освоить приемы проектирования, изготовления и презентации игровых макетов и настольных игр.

Модуль 3: Приобретение и присвоение личного знания стажерами по авторской технологии «Творчество + Правила».

Задачи: создать условия для развития проектно-исследовательской, контрольно-аналитической, методико-технологической и коммуникативной компетентности стажеров посредством апробации авторской технологии на группах МАДОУ. Организовать презентацию стажерами идей прожитой технологии, путей совершенствования предъявленной технологии с учетом собственного, полученного в ходе стажировки опыта.

 

2.2. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийной или практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов

 

Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
  1 МОДУЛЬ (8 ч.)        
1. Анкетирование (вход). 0.5      
2. Квест по пространству МАДОУ

«Где живет игра» — экспертиза предметно-пространственной и образовательной среды по созданным экспертным картам. Презентация результатов.

    1.5  
3.  Социо-игра «Шапка вопросов», выяснение ожиданий стажеров. 1      
4. Игра «Самый умный», активизация представлений стажеров по теме: «Социально-коммуникативное развитие дошкольника в контексте новых требований ФГОС ДО».   1.5    
5. Разбор кейсов. Актуализация представлений о структуре игровой деятельности, классификации игры с учетом возраста воспитанников по Г.Г. Кравцову, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой (индивидуально, в группах).   1.5    
6. Дискуссия «Стратегия формирования игры с правилами» (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).   0.5    
7. Приобретение практического опыта технологии в процессе просмотра деятельности с детьми по авторской технологии.   1    
5. Рефлексия дня. Метод «Шесть шляп». 0.5      

 

  2 МОДУЛЬ (8 ч.)        
1. Презентация опорных точек технологии «Творчество + Правила». 1      
2. Работа в группах детей старшего дошкольного возраста МАДОУ с целью выявления актуальных интересов дошкольников по разработанным картам.       1
3 Проектирование модели макета игры, используя ресурсы МАДОУ.   1    
4. Технологическая мастерская: освоение технологических приемов изготовления макетов для режиссерской игры.   2    
5. Презентация изготовленных стажерами макетов.   1    
6. Технологическая мастерская: освоение технологических приемов изготовления настольных игр. Презентация игр.     1.5  
7. Рефлексия дня. Прием «Чемодан- Мясорубка- Корзина». 0.5      
  3 МОДУЛЬ (8 ч.)        
1. Стажерская проба: наблюдение за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста в группах МАДОУ с целью определения тематики будущей настольной игры.     1.5  
2. Стажерская проба: создание настольной игры по макету из групп МАДОУ.     2.5  
3. Оценочное событие: представление стажерами идеи прожитой технологии сквозь призму её образовательных эффектов.       2.5
4.  Анкетирование (выход). 0.5      
5. Заключительная рефлексия – поиск путей совершенствования предъявленной технологии с учетом собственного, полученного в ходе стажировки опыта. 1      
  ИТОГО: 5 8.5 7 3.5

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Проводится организаторами стажерской площадки во время презентации настольных игр, созданных совместно стажерами и детьми.

В роли экспертов выступят: заведующий МАДОУ№ 64 «Алые паруса», кандидат педагогических наук Романова Н.В., заместитель заведующего по УВР Ахметшина С.А., старший воспитатель Володина Н.А. Эксперты представляют качественный отзыв о провождении стажерами программы стажировки (качественная оценка).

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Входная/выходная анкета содержит вопросы об уровнях сформированности профессиональных компетенций, которыми владеют стажеры. Анкета разработана на основе подходов И.П. Подласыго.

Стажер проставляет соответствующую оценку (по 5-ти балльной шкале) в начале и в конце стажировки. Анкеты обрабатываются, определяется суммарное изменение количества баллов по входной анкете. Стажеры знакомятся с результатами входной и выходной анкет (количественная оценка).

Форма организации оценки Кем организована оценка Способ фиксации
Анкетирование участников: оценка результатов программы стажировки стажеры Балльная оценка, максимально – 5 баллов

 

  План проведения стажировки