Авторская программа стажировки «Орган ученического самоуправления как коммуникативная площадка, направленная на формирование компетенции ответственного выбора у школьников»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Дворянцева Ольга Владимировна, Новоуральск
  2. Коломеец Ольга Александровна, Зеленогорск
  3. Красько Анна Ивановна, Железногорск
  4. Матасова Ирина Викторовна, Заречный СО
  5. Свиридова Елена Геннадьевна, Железногорск
  6. Трунькина Галина Викторовна, Заречный ЗАТО
  7. Черенкова Анна Сергеевна, Железногорск
  8. Ширкина Инна Михайловна, Зеленогорск
  9. Шуточкина Любовь Анатольевна, Железногорск
  10. Юферова Ольга Олеговна, Железногорск

 

1. Информационный блок программы

  • ФИО разработчика Молчанова Мария Александровна
  • Название программы Орган ученического самоуправления как коммуникативная площадка, направленная на формирование компетенции ответственного выбора у школьников.
  • Цель программы Формирование у участников стажерской программы компетенции моделирования органа ученического самоуправления как коммуникативной площадки, направленной на развитие ответственного выбора у школьников.
  • Задачи программы
    • Актуализировать представления участников стажерской программы о формах работы, в которых разворачивается совместная деятельность учителя и органа ученического самоуправления.
    • Погрузить стажеров в ситуацию выбора посредством вовлечения их в деятельность органа школьного самоуправления.
    • Вовлечь стажеров в деятельность по формированию компетенции ответственного выбора у членов органа школьного самоуправления через решения проблемных кейсов.
    • Организовать совместное – стажеров и членов органа ученического самоуправления – проектирование события, направленного на формирование компетенции ответственного выбора у школьников.
    • Совместно со стажерами разработать алгоритм и критерии оценки сформированности у школьников компетенции ответственного выбора;
    • Создать условия для самостоятельного моделирования стажерами механизма деятельности органа ученического самоуправления как коммуникативной площадки по формированию компетенции ответственного выбора у школьников.
    • Организовать рефлексию и самооценку стажерами своей деятельности в рамках стажерской площадки и после внедрения разработанной на стажировке модели органа ученического самоуправления как коммуникативной площадки по формированию компетенции ответственного выбора у школьников
  • Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры

Федеральный государственный образовательный стандарт уделяет большое внимание воспитательной компоненте, делая акцент на достижение метапредметных и личностных результатов учащимися. Одним из таких результатов является компетенция ответственного выбора.

Вся наша жизнь состоит из выбора, будь то выбор профессии или школы, в которую мы отдаем своего ребенка, выбор круга общения, ценностных ориентиров и т.д. При этом каждый из нас несет личную ответственность за этот выбор. С одной стороны, наличие выбора – один из индикаторов развитого демократического общества, с другой стороны выбор — это всегда принятие решения, отказ от одного в пользу другого, равного по своей силе. По мнению психологов, одно из самых сложных испытаний для человека, это испытание выбором. «Как сформировать у ребенка понимание того, что каждый его выбор — его ответственность?» — это одна из главных проблем, решению которой уделяется большое внимание в воспитательной системе МБОУ Школа №95.

Как ресурс для работы в направлении формирования у учащихся компетенции ответственного выбора в школе было принято управленческое решение, направленное на развитие самоуправления учащихся. В результате деятельного диалога учащихся, педагогов, родителей и администрации школы был создан Совет соуправления учащихся МБОУ Школа №95.

Совет соуправления учащихся Школы №95 — это орган ученического самоуправления, форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Совет соупралвения учащихся в нашей школе работает по четырем направлениям, совпадающим с направлениями работы Российского движения школьников:

  • информационно-медийное;
  • военно-патриотическое;
  • гражданская активность;
  • личностное развитие.

Само понятие «орган ученического САМОуправления» подразумевает самостоятельное проектирование его участниками, как своей деятельности, так и ее результатов, выбор и ответственность за него. Каким образом Совет соуправления школы №95 способствует формированию у учащихся компетенции ответственного выбора? Что подразумевается под сформированной компетенцией ответственного выбора?

 

В схеме отражены три основных блока, обеспечивающих ситуацию выбора, влияющую на формирование данной компетенции средствами Совета.

 

Основным блоком в формировании компетенции ответственного выбора ресурсами Совета соуправления является блок №2, связанный с выбором направления работы, места в проектных командах и роли в проектах. Одной из основных технологий, используемой на данном этапе, является проектная технология. Школа давно работает в данном направлении и имеет авторскую технологию «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся в образовательном пространстве школы». В основе технологии лежит метод проектов и ситуация успеха для учащихся, как событие, через которое ребенок может конструктивно проявить себя (самореализоваться). Создаётся формирующая и развивающая среда, в которой происходит формирование компетенции ответственного выбора у учащихся, через совместную деятельность, сотрудничество, сотворчество.

Для мониторинга и оценки сформированности компетенции ответственного выбора исследуются количественные и качественные показатели, получаемые в результате ведения рефлексивного портфолио членом Совета соуправления учащихся, использования метода «Фокус группа» и медиативного метода «Круги общения».

Участникам стажировки предлагается погрузиться в деятельность Совета соуправления учащихся, взглянув на самоуправление с четырех сторон (каждой из которых будет посвящен отдельный модуль программы):

  • Самоуправление – выбор.
  • Самоуправление – ответственный выбор.
  • Самоуправление – коммуникативная площадка.
  • Самоуправление – коммуникативная площадка для формирования компетенции ответственного выбора у школьников.

Непосредственными участниками работы площадки будут являться не только стажеры, но и члены Совета соуправления учащихся, которые будут, в зависимости от модуля программы, выполнять разные роли, основываясь на собственном выборе, обеспечивая максимальную включенность стажеров в реальную деятельность Совета, направленную на формирования компетенции ответственного выбора у учащихся. 

В рамках стажировки участники также предлагается групповая работа по разработают алгоритм и критерии оценки сформированности компетенции ответственного выбора у учащихся.

Продуктом стажировки станет модель органа ученического самоуправления как коммуникативной площадки, направленной на формирование компетенции ответственного выбора у учащихся, которую участники стажировки будут внедрение в своих ОУ.

 

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки

Помещения для реализации программы стажировки: Конференц-зал, Актовый зал, 5 кабинетов, музей, кабинет Совета соуправления учащихся, компьютерный класс.
Мультимедийное оборудование: —    5 проекторов, мультимедийных экранов

—    аудио, видео и фотоаппаратура,

—    оснащение персональными компьютерами, с выходом в Интернет;

—    Программные средства обеспечения:

—    Интернет-браузеры: Yandex, Google Chrome и др.

—    Офисные программы: MS Office 2007-2013, Google docs.

Учебно-методический комплект: Кейс руководителя стажировки: учебный план стажировки, раздаточный материалы, мультимедийная презентация, фото и видео материалы.

Кейс стажёра: дневник стажерской программы, включающий в себя информационные и раздаточные материалы, а также материалы по рефлексивным методикам и сервисам.

  

Программа стажировки

Программа стажировки включает 6 модулей и рассчитана на 24 часа.

Модуль 1 (дистанционный). «ДО» (1час)

Ожидаемый результат модуля: Обмен опытом по вопросу ученического самоуправления привел к определению ключевых проблем в работе ученического самоуправления и векторов работы по формированию у педагогов компетенции моделирования ОУС как коммуникативной площадки по формированию компетенции ответственного выбора школьников.

Метод оценки: Первичная он-лайн фокус-группа по результатам он-лайн презентаций педагогического опыта работы органов ученического самоуправления. 

Модуль 2. «Самоуправление – выбор!» (7 часов)

Ожидаемый результат модуля: Погрузившись в деятельность Совета соуправления учащихся, участники стажировки «изнутри» прожили ситуации выбора, возникающие в работе школьного самоуправления. Решение задачи, поставленной для группы, способствовало проживанию стажерами ситуации успеха.

Метод оценки: На данном этапе учащиеся выступают в роли экспертов в области деятельности Совета соуправления. Они дают свою оценку деятельности стажеров, участвующих в их проектной группе по схеме «3 плюса – 3 минуса – 3 плюса».  Самооценивание стажерами осуществляется через сервис Padlet, в котором участники создают веб-доску, где фиксируют собственные результаты, отвечая на три вопроса «Что узнал? Как проживал? Есть провал?»

Модуль 3. «Самоуправление — ответственный выбор». (3 часа)

Ожидаемый результат модуля: Решая проблемные кейсы совместно с учащимися, у стажеров формируется двустороннее видение и понимание, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого, тех проблемных моментов, которые моделируют ситуацию ответственного выбора. Кроме того, у участников стажировки формируется банк «Ситуаций выбора», которые они могут использовать в своей практике.

Метод оценки: Внешняя оценка проводится в формате Feedbackот через постановку участников стажировки в экспертную позицию – каждый оценивает каждого. Самооценивание осуществляется через создание Облака слов (сервис Wordle), отражающего ключевые слова-результаты дня.

Модуль 4. «Самоуправление – коммуникативная площадка». (7часов)

Ожидаемый результат модуля: стажеры и члены органа ученического соуправления спроектировали и провели образовательное событие, в рамках которого формируется компетентность ответственного выбора.

Метод оценки: По итогам события будет проведена рефлексия по методу «Результат события — ингредиент для пиццы».

Модуль 5. Самоуправление – коммуникативная площадка для формирования компетенции ответственного выбора у школьников. (6 часов)

Ожидаемый результат модуля: участники стажировки разработали алгоритм и критерии оценки сформированности у школьников компетенции ответственного выбора.

Метод оценки: Экспертная оценка алгоритма и критериев оценки сформированности у школьников компетенции ответственного выбора.

Модуль 6. Моделирование органа ученического самоуправления и механизмов его деятельности. (6 часов)

Ожидаемый результат модуля: участники стажерской программы спроектировали и презентовали модель работы органа ученического самоуправления в их ОУ, получили обратную связь от экспертов.

Метод оценки: Экспертная оценка моделей по схеме «3плюса – 3минуса – 3плюса». Итоговая фокус-группа.  Интервьюирование. Составление стажерами тезисного плана на веб-доске. отражающего итоговую рефлексия стажёров по определению целостности и практической значимости приобретённых компетенций для дальнейшего саморазвития.

Модуль 7 (бонусный, дистанционный). «ПОСЛЕ»

Ожидаемый результат модуля: Участники стажировки внедрили созданную модель в свои образовательные организации и представили результаты.

Метод оценки: Экспертами выступают сами стажеры, которые формулируют оценку опыта внедрения модели по схеме «3 плюса – 3 минуса – 3 плюса».

Самооценивание происходит еще на стадии презентации, когда участники отвечают на три вопроса: 1. Как внедряли? 2. Какие возникли сложности? 3. Каковы положительные результаты?

 

Учебный план стажировки на 24 учебных часа

Таблица 1.

М

О

Д
У

Л

Я

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное
событие
1 Актуализация представлений участников стажерской программы о формах работы, в которых разворачивается совместная деятельность учителя и органа ученического самоуправления.
Знакомство участников стажерской площадки. 0,25
Представление стажерами существующей модели органа ученического самоуправления (ОУС) в их ОУ.  0,25
—    он-лайн фокус-группа 0,5
2 Погружение стажеров в ситуацию выбора посредством вовлечения их в деятельность Совета соуправления учащихся.
Участие стажеров в агитационной кампании по вступлению в Совет соуправления учащихся. 0,5
Выбор стажерами направления работы в Совете соуправления, с использованием метода «Wheel of choice» — «Вертушка выбора». 0,5
Выбор стажерами своих ролей в рамках проектной группы. 1
Решение в проектной группе поставленных задач, основанное на выборе методов, средств и ресурсов. 2
Ролевая игра с элементами web-quest «Координатор — не диктатор». 2
Рефлексия в проектной группе по схеме «3 плюса-3минуса-3плюса». 1
3 Вовлечение стажеров в деятельность по формированию компетенции ответственного выбора у членов Совета соуправления школы.
Практическое решение проблемных кейсов, возникающих в деятельности Совета соуправления учащихся. 2
Обсуждение результатов. Создание «облака слов» по итогам дня. 1
4 Совместное – стажеров и членов органа ученического самоуправления – проектирование события, направленного на формирование компетенции ответственного выбора у школьников.
Workshop по проектированию события (используя методы «BrainStorm» и «635»). 2,5
Реализацию спроектированного события совместно с членами Совета соуправления учащихся. 2,5
Рефлексивный этап по итогам события по методу «Результат события — ингредиент для пиццы». 2
5 Разработка алгоритма и критериев оценки сформированности у школьников компетенции ответственного выбора.
Разработке алгоритма и критериев по методу SWOT–анализа, Brainstorm. 1
Представление и обсуждение результатов групповой работы. 0,5
6 Моделирование стажерами органа ученического самоуправления и механизмов его деятельности.
Моделирования стажерами органа ученического самоуправления и механизма его деятельности, используя сервис Creately. 1 1,5
Презентация созданных моделей перед экспертами. 1
Подведение итогов стажировки. Рефлексия 1
7 Организация рефлексии и самооценки стажерами своей деятельности в рамках стажерской площадки и после внедрения разработанной на стажировке модели органа ученического самоуправления как коммуникативной площадки по формированию компетенции ответственного выбора у школьников.
  Представление стажерами в дистанционном режиме результатов внедрения созданной на стажировке модели органа ученического самоуправления как коммуникативной площадки для формирования компетенции ответственного выбора у школьников.        
  Итого   3,5 14,5 6

 

Способы оценки результатов стажировки.

Внешняя оценка результатов стажеров  

Форма организации оценки Субъект оценивания Способ фиксации оценки
Он-лайн фокус- группа Экспертная группа Бланки супервизора
«3плюса – 3минуса – 3плюса» Экспертная группа из числа учащихся или педагогов Оценочные бланки
Feedback Эксперты из числа стажеров Качественная оценка
Интервьюирование Учащиеся, педагоги Видеофиксация

 

Самооценивание стажерами собственных результатов

Форма организации оценки Субъект оценивания Способ фиксации оценки
Заполнение пространства веб-доски Участник стажерской площадки Записи на веб-доске
«Результат мероприятия — ингредиент для пиццы». Фото – фиксация проекта «Пицца»
Создание Облака слов Составленное облако слов

 

Анализ стажировки

29-31 января в г. Железногорске на базе Школы №95 прошла стажировка для учителей городов присутствия Госкорпорации «Росатом» по теме «Орган ученического самоуправления как коммуникативная площадка, направленная на формирование компетенции ответственного выбора у школьников».

Руководитель стажировки: Молчанова Мария Александровна, учитель английского языка,  куратор Совета соуправления учащихся и Российского движения школьников в  Школе №95.

«Погрузиться –> Проанализировать –> Проектировать» — девиз всей программы стажировки. Непосредственными участниками должны быть не только стажеры, но и дети из Совета соуправления учащихся Школы №95, которые помогут погрузиться в свою деятельность и увидеть все процессы, происходящие изнутри.

День первый.

8 утра. Шары на месте. Дети на встрече. Стажеры в пути.

Идут последние приготовления и параллельно борьба с волнением перед этой долгожданной встречей с людьми, для которых разрабатывались все предстоящие события.

Наконец-то все собрались. Прозвучали приветственные слова от директора Школы №95 – Д.В. Протопопова и эксперта «Школы Росатома» – М.Ю.Ковалевой Можем начинать. Первое, что, конечно, требуется сделать – познакомиться. Видеоролик от руководителя стажировки, а затем групповые портреты от сидящих по группам стажеров, помогли узнать немного друг о друге. Время обозначить свои ожидания от стажировки – представляем, что мы в кафе, приглашаем официантов и делаем свои заказы. В «стоп-листе» не оказалось чего-либо из заказанного, поэтому все ожидания стажеров должны быть оправданы. 

Время входить в позицию «ребёнка» и знакомиться с другими детьми — членами Совета соуправления учащихся, которые пригласили и проводили стажёров на открытое заседание, где председатель Совета соуправления учащихся рассказала о том, как организуется работа. Затем стажёрам было предложено поучаствовать в «вертушке выбора» — пройтись по разным площадкам, где руководители направлений работы Совета соуправления учащихся представляли свою деятельность и приглашали присоединиться к ним.

Время выбора. Определиться с направлением, а их было представлено четыре (личностное развитие, информационно-медийное направление, гражданская активность и военно -патриотическое), стажёрам было не просто. Но ещё сложнее было доказать детям, почему именно они должны попасть в то или иное направление. СЛОЖНО, но тем не менее линия была удержана, каждое направление сформировано. Теперь пора ближе знакомиться не только с деятельностью, но и с самими детьми. Назначали свидания, обсуждали интересные темы и уже там произошёл тот самый «коннект», который продолжался до последнего момента стажировки. Но не все так просто, возвращаем стажёров из позиции «ребёнка» в позицию «взрослого», который работает с Советом соуправления. Пусть сам наберёт себе группу и проведёт для них командообразование. Стажерам удалось придумать и провести интересные игры. Вот уже слышны первые восторги детей и видны горящие глаза некоторых стажёров, НО для некоторых деятельностные форматы вызывают определенную трудность. Тем лучше, выход из «зоны комфорта» — значит все делаем правильно.

Вновь в позицию «ребёнка». Начинается работа по направлениям, каждое из которых получило проблему, которую они должны решить, спроектировав и проведя событие для учеников школы №95. Но сначала все — таки определимся с целеполаганием и вспомним, что такое формат проекта, для этого подключаем руководителя, координатора и экспертов системного мероприятия «Школы Проектов» и ещё раз разбираемся с методической частью проекта, решая проблемный кейс.

После обеда на стажировку заглянул важный гость — советник управления по работе с регионами госкорпорации «Росатом», руководитель Всероссийского проекта «Школа Росатома» — Шурочкова Наталья Валерьевна. Она поделилась с участниками стажировки своими мыслями о современных героях и любимых проектах детей.

Возвращаемся к проектированию события, 2 часа на идею, продумывание вызова, поиск ресурсов, репетицию. Каждая группа (2 стажера, 3 члена Совета соуправления учащихся) работает самостоятельно. Не сбиться с позиции «ребёнка» получается не у всех стажёров, работать на равных с детьми и договариваться, оказывается не так просто, как казалось. Время идёт, одна группа уже примеряет костюмы, другая разучивает танец, третья бегает по школе, снимает ролик, а четвёртая пытается остановиться на идее.

Время, отведённое на проектирование события, подходит к концу. Проблемная ситуация в одной из групп выводит на новые обсуждения. Возвращаемся в позицию «взрослого» и пытаемся анализировать. Делимся на две группы: ДЕТИ vs ВЗРОСЛЫЕ.

Вопрос взрослым:

«Почему детям нужно давать делать ответственный выбор?»

Вопрос детям: «Почему взрослые не хотят, чтобы дети делали ответственный выбор?»

Живое обсуждение в группах, которые не знают о вопросах друг друга, приводит к ещё более живому спору при оглашении ответов. Проблемная ситуация, возникшая в одной из групп, при обсуждении снова вызывает эмоции. Справиться с ситуацией помогает эксперт «Школы Росатома» и психолог в одном лице — Марина Ковалева, расставив правильные акценты во всем происходящем (взрослые не смогли встать в позицию детей, а дети не смогли отстоять свои позиции). Спасибо сложившейся ситуации, показавшей некоторые дефициты и обозначила проблемные точки как детей, так и взрослых.

Время менять атмосферу. Вручаем значки и говорим добрые слова человеку, который стал «Открытием дня». Объятия. Тёплые слова. Трепет. Даже слезы радости. Все идёт так, как и должно, когда за дело берутся дети!

День подходит к концу, стажеры отправляются оставлять свои впечатления и эмоции на web-доске. Заканчиваем день вечерней экскурсией по городу. Интересно, как развернутся завтрашние события?

День второй.

8 утра. На входе в старший блок стоит Бетмен и призывает всех прийти в музей.

На входе в младший блок — кот Леопольд и мыши собирают с малышами копилку добрых дел.

Скоро звонок на урок. А, значит, время реализовывать задуманные события. Стажеры в сборе. Дети тоже. Ближайшие два часа участвуем в подготовленных событиях.

И первый же вопрос в голове руководителя стажировки и эксперта: «А события ли?»

Группа «Патриотического направления» придумала провести экскурсию по теме героизм в школьном музее «Я помню! Я горжусь!».

Группа «Личностное развитие» предлагала школьникам поучаствовать в создании подарка-флешмоба для участников юбилейного сезона «Школы Проектов».

Группа направления «Гражданская активность» разыгрывала ситуацию ссоры мышей перед школьниками младшего звена, которые должны были по просьбе кота Леопольда помирить мышей.

А группа «Информационно-медийного направления» освещала события стажировки в информационном пространстве школы. А также готовили медийный продукт, подготовка которого стала бы событием для группы.

Провели, пришло время обсуждать. По итогам проведённого события группам нужно было составить рефлексивные «пиццы», каждый из ингредиентов которой отражал отношение к тому, что они реализовали. В целом все были довольны, и даже группа, в которой накануне наблюдалась проблемная ситуация, смогла выйти из положения и договориться.

А дальше следует вопрос, как взрослым, так и детям: «А события ли получились у групп? Или это были мероприятия?»

Обсудили основные отличия мероприятия от события и рассмотрели схему создания события. Пришли к выводу, что провели мероприятия. Поработали снова и предложили корректировки. Самым сложным для групп было — справиться с созданием «вызова». Закончился этот этап стажировки обещанием детей организовывать больше событий, а не мероприятий (посмотрим).

Время вернуться в позицию «взрослого». Стажерам было предложено поучаствовать в web-quest, где они находили информацию о роли «Диктатор» и роли

«Координатор», затем полученную информацию нужно было использовать в ролевой игре «Координатор-не диктатор». Игра была нацелена на то, чтобы обозначить две принципиально разные позиции куратора ученического самоуправления. Пришли к выводу, что куратор, который работает на формирование компетенции ответственного выбора, должен быть координатором, выступать ресурсом для учащихся. Исключением, по мнению участников стажировки, можно считать лишь ситуации опасные для жизни и здоровья детей, в них можно «включить» диктатора.

Во время обсуждения позиций куратора Совета соуправления учащихся, на лицах стажёров вдруг появилось недоумение. А все потому, что одновременно каждому из них пришло СМС: «Уважаемый куратор Совета соуправления, напоминаю, что сегодня в 14.20 в каб. 2-21 состоится срочная встреча Администрации школы и Совета соуправления учащихся. Надеюсь, все уже готово. Быть без опозданий».

Время стажерам проявить себя в качестве куратора. Смогут ли они подготовить учащихся ко встрече с администрацией, сохранив роль координатора?

У стажёров было 40 минут, чтобы подготовить свою группу, при этом, о том, что должно быть представлено перед администрацией, стажеры должны были узнать от детей. Совместно они создавали слайды, репетировали речь. Весь Совет соуправления работал единым организмом. Все было почти готово.  

Встреча с администрацией, судя по отзывам и комментариям стажёров, не частое явление в их образовательных организациях, и, если и есть, проходит в другом формате. Здесь состоялся диалог администрации и учащихся, как это обычно и бывает. Учащиеся представляют результаты своей деятельности, обозначают проблемы и необходимые для более эффективной работы ресурсы. Администрация при этом задаёт свои вопросы, делает комментарии и предлагает пути решения некоторых проблем.

Стажеры в данной ситуации находились в позиции «взрослого», который готовил детей, помогал им правильно расставить акценты и сформулировать идеи. И как же они переживали, пока слушали, как ребята представляли результаты деятельности, как яростно пытались их защитить и отстоять правоту, когда администрация давала слово им как кураторам. Удержаться в позиции координатора при подготовке, по словам детей, стажерам удалось.

После встречи, конечно, состоялось обсуждения всего происходящего, все сошлись на мнении, что такие встречи, действительно, необходимы, ведь это одна из тех точек, где учащиеся полностью ощущают всю ответственность за свой выбор. Главное, чтобы все не превратилось в диктатуру со стороны администрации, иначе о каком ответственном выборе речь. Стажеры сами отметили, что СОуправление — это то, чего не достаёт в их образовательных учреждениях.

На последующем рефлексивном мероприятии стажеры и дети составили общую «пиццу эмоций», а затем встали в круг, где каждый говорил соседу пожелания. Как оказалось, не каждый смог открыться, даже спустя 2 дня тесного общения. Есть о чем задуматься. Все снова закончилось вручением значков тому, кто стал «Открытием дня». Количество значков на некоторых бейджах растёт на глазах. Приятно наблюдать за всеми эмоциями.

А дальше время подвести итоги дня один на один с собой, и вновь на рефлексивных web-доскак стажеров появляются комментарии и ответы на два основных вопроса на сегодня: «Какое ощущение хотелось бы сохранить?» и «От какого ощущения хотелось бы избавиться?».

Насыщенный выдался день, отдых был не менее активным. Боулинг. Поделились на две команды. Как только не летали шары, чтобы сбить заветные кегли, но лучший способ предложила эксперт «Школы Росатома» — она играла левой рукой, выбив несколько strike.

День третий.

 8:30. Звенит звонок на урок.

В актовом зале собрались учащиеся школы, туда же были приглашены стажеры, чтобы посмотреть спектакль школьной театральной студии «Отражение», который накануне стал победителем муниципального этапа театрального фестиваля-конкурса «ТЕ-АРТ ОЛИМП РОСАТОМА». Спектакль на военную тематику не оставил стажёров равнодушными. Слезы на глазах. Обсудили ситуацию выбора не только в рамках школьного самоуправления, но и в принятии решений в такой серьезной ситуации, как война.

Переходим в позицию «эксперта». Анализируем все то, что происходило на протяжении двух прошедших дней. Что же все-таки такое «ответственный выбор»? Как его формировать в среде школьного самоуправления? Отвечая на эти вопросы, стажеры строили пирамиду ответственного выбора, выделяя основные и наиболее важные этапы.

А дальше нужно было составить критерии среды, позволяющей формировать ответственный выбор у школьника. Такая задача оказалась не простой для большинства стажёров. После долгих обсуждений все-таки выдвинули несколько критериев и получили ценные рекомендации от эксперта «Школы Росатома».

Подходит к концу трёхдневная стажировка и нужно представлять итоговый продукт, которым стала «Модель органа ученического самоуправления, направленная на формирование компетенции ответственного выбора». Стажерам была предложена игровая ситуация, согласно которой, им нужно устроиться на работу в одну из самых престижных школ России с высокой заработной платой и отличными условиями. Одно НО, работодатель хочет взять человека, который бы смог развернуть в школе деятельность по созданию ученического самоуправления. Роли работодателей выполняли эксперты из числа администрации Школы, сотрудников Управления образования и директор Молодежного центра. Каждый стажёр представлял созданную им модель и обосновывал, почему именно она формирует у учащихся ответственный выбор.

Итоги стажировки и написание рефлексивного эссе  были последними пунктами программы, но стажеры из Зеленогорска — Ширкина Инна и Коломеец Ольга, предложили повести для ребят из Совета соуправления учащихся событие, к которому подготовились заранее. Действие происходило в школьном музее «Я помню! Я горжусь!». Туда же пригласили и администрацию Школы, которая была не только зрителем, но и активным участником происходящего.

Последний час стажировки был одним из самых торжественных и трепетных моментов всех трёх дней. Вручение сертификатов и подарков. Слова благодарности и пожелания. Праздничный торт — сюрприз от Совета соуправления учащихся стажерам. Вручение приза победителю номинации «Открытие стажировки», которым стала Инна Ширкина из Зеленогорска. Слезы радости и грусти от расставания у детей и взрослых, которые за эти три дня успели стать друг для друга значимыми. Мастер — класс по оригами Галины Трунькиной из Заречного ЗАТО в последние минуты стажировки.

Это был первый и очень ценный опыт. Спасибо всем, кто к нему причастен. Спасибо проекту «Школа Росатома» за возможность выходить за собственные рамки. Это было настоящим образовательным событием!

И отдельное спасибо за нововведение – присутствие эксперта «Школы Росатома» на стажировке. Очень важно, когда рядом есть человек, который находится «в ситуации» и может помочь правильно выходить из разных проблемных моментов. Участие и неравнодушное отношение Марины Юрьевны Ковалевой помогло прожить этот опыт более осмысленно, сделать верные выводы и наметить дальнейший вектор собственного роста.

 

Фотоальбом стажировки

 

Видеоролики стажировки

Отзывы стажеров

  Анна Красько
  Анна Черенкова
  Галина Трунькина
  Елена Свиридова
  Инна Ширкина
  Ирина Матасова
  Любовь Шуточкина
  Ольга Дворянцева
  Ольга Коломеец
  Ольга Юферова