Авторская программа стажировки «Орган ученического самоуправления как коммуникативная площадка, направленная на формирование компетенции ответственного выбора у школьников»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Дворянцева Ольга Владимировна, Новоуральск
  2. Коломеец Ольга Александровна, Зеленогорск
  3. Красько Анна Ивановна, Железногорск
  4. Матасова Ирина Викторовна, Заречный СО
  5. Свиридова Елена Геннадьевна, Железногорск
  6. Трунькина Галина Викторовна, Заречный ЗАТО
  7. Черенкова Анна Сергеевна, Железногорск
  8. Ширкина Инна Михайловна, Зеленогорск
  9. Шуточкина Любовь Анатольевна, Железногорск
  10. Юферова Ольга Олеговна, Железногорск

 

1. Информационный блок программы

  • ФИО разработчика Молчанова Мария Александровна
  • Название программы Орган ученического самоуправления как коммуникативная площадка, направленная на формирование компетенции ответственного выбора у школьников.
  • Цель программы Формирование у участников стажерской программы компетенции моделирования органа ученического самоуправления как коммуникативной площадки, направленной на развитие ответственного выбора у школьников.
  • Задачи программы
    • Актуализировать представления участников стажерской программы о формах работы, в которых разворачивается совместная деятельность учителя и органа ученического самоуправления.
    • Погрузить стажеров в ситуацию выбора посредством вовлечения их в деятельность органа школьного самоуправления.
    • Вовлечь стажеров в деятельность по формированию компетенции ответственного выбора у членов органа школьного самоуправления через решения проблемных кейсов.
    • Организовать совместное – стажеров и членов органа ученического самоуправления – проектирование события, направленного на формирование компетенции ответственного выбора у школьников.
    • Совместно со стажерами разработать алгоритм и критерии оценки сформированности у школьников компетенции ответственного выбора;
    • Создать условия для самостоятельного моделирования стажерами механизма деятельности органа ученического самоуправления как коммуникативной площадки по формированию компетенции ответственного выбора у школьников.
    • Организовать рефлексию и самооценку стажерами своей деятельности в рамках стажерской площадки и после внедрения разработанной на стажировке модели органа ученического самоуправления как коммуникативной площадки по формированию компетенции ответственного выбора у школьников
  • Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры

Федеральный государственный образовательный стандарт уделяет большое внимание воспитательной компоненте, делая акцент на достижение метапредметных и личностных результатов учащимися. Одним из таких результатов является компетенция ответственного выбора.

Вся наша жизнь состоит из выбора, будь то выбор профессии или школы, в которую мы отдаем своего ребенка, выбор круга общения, ценностных ориентиров и т.д. При этом каждый из нас несет личную ответственность за этот выбор. С одной стороны, наличие выбора – один из индикаторов развитого демократического общества, с другой стороны выбор — это всегда принятие решения, отказ от одного в пользу другого, равного по своей силе. По мнению психологов, одно из самых сложных испытаний для человека, это испытание выбором. «Как сформировать у ребенка понимание того, что каждый его выбор — его ответственность?» — это одна из главных проблем, решению которой уделяется большое внимание в воспитательной системе МБОУ Школа №95.

Как ресурс для работы в направлении формирования у учащихся компетенции ответственного выбора в школе было принято управленческое решение, направленное на развитие самоуправления учащихся. В результате деятельного диалога учащихся, педагогов, родителей и администрации школы был создан Совет соуправления учащихся МБОУ Школа №95.

Совет соуправления учащихся Школы №95 — это орган ученического самоуправления, форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Совет соупралвения учащихся в нашей школе работает по четырем направлениям, совпадающим с направлениями работы Российского движения школьников:

  • информационно-медийное;
  • военно-патриотическое;
  • гражданская активность;
  • личностное развитие.

Само понятие «орган ученического САМОуправления» подразумевает самостоятельное проектирование его участниками, как своей деятельности, так и ее результатов, выбор и ответственность за него. Каким образом Совет соуправления школы №95 способствует формированию у учащихся компетенции ответственного выбора? Что подразумевается под сформированной компетенцией ответственного выбора?

 

В схеме отражены три основных блока, обеспечивающих ситуацию выбора, влияющую на формирование данной компетенции средствами Совета.

 

Основным блоком в формировании компетенции ответственного выбора ресурсами Совета соуправления является блок №2, связанный с выбором направления работы, места в проектных командах и роли в проектах. Одной из основных технологий, используемой на данном этапе, является проектная технология. Школа давно работает в данном направлении и имеет авторскую технологию «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся в образовательном пространстве школы». В основе технологии лежит метод проектов и ситуация успеха для учащихся, как событие, через которое ребенок может конструктивно проявить себя (самореализоваться). Создаётся формирующая и развивающая среда, в которой происходит формирование компетенции ответственного выбора у учащихся, через совместную деятельность, сотрудничество, сотворчество.

Для мониторинга и оценки сформированности компетенции ответственного выбора исследуются количественные и качественные показатели, получаемые в результате ведения рефлексивного портфолио членом Совета соуправления учащихся, использования метода «Фокус группа» и медиативного метода «Круги общения».

Участникам стажировки предлагается погрузиться в деятельность Совета соуправления учащихся, взглянув на самоуправление с четырех сторон (каждой из которых будет посвящен отдельный модуль программы):

  • Самоуправление – выбор.
  • Самоуправление – ответственный выбор.
  • Самоуправление – коммуникативная площадка.
  • Самоуправление – коммуникативная площадка для формирования компетенции ответственного выбора у школьников.

Непосредственными участниками работы площадки будут являться не только стажеры, но и члены Совета соуправления учащихся, которые будут, в зависимости от модуля программы, выполнять разные роли, основываясь на собственном выборе, обеспечивая максимальную включенность стажеров в реальную деятельность Совета, направленную на формирования компетенции ответственного выбора у учащихся. 

В рамках стажировки участники также предлагается групповая работа по разработают алгоритм и критерии оценки сформированности компетенции ответственного выбора у учащихся.

Продуктом стажировки станет модель органа ученического самоуправления как коммуникативной площадки, направленной на формирование компетенции ответственного выбора у учащихся, которую участники стажировки будут внедрение в своих ОУ.

 

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки

Помещения для реализации программы стажировки: Конференц-зал, Актовый зал, 5 кабинетов, музей, кабинет Совета соуправления учащихся, компьютерный класс.
Мультимедийное оборудование: —    5 проекторов, мультимедийных экранов

—    аудио, видео и фотоаппаратура,

—    оснащение персональными компьютерами, с выходом в Интернет;

—    Программные средства обеспечения:

—    Интернет-браузеры: Yandex, Google Chrome и др.

—    Офисные программы: MS Office 2007-2013, Google docs.

Учебно-методический комплект: Кейс руководителя стажировки: учебный план стажировки, раздаточный материалы, мультимедийная презентация, фото и видео материалы.

Кейс стажёра: дневник стажерской программы, включающий в себя информационные и раздаточные материалы, а также материалы по рефлексивным методикам и сервисам.

  

Программа стажировки

Программа стажировки включает 6 модулей и рассчитана на 24 часа.

Модуль 1 (дистанционный). «ДО» (1час)

Ожидаемый результат модуля: Обмен опытом по вопросу ученического самоуправления привел к определению ключевых проблем в работе ученического самоуправления и векторов работы по формированию у педагогов компетенции моделирования ОУС как коммуникативной площадки по формированию компетенции ответственного выбора школьников.

Метод оценки: Первичная он-лайн фокус-группа по результатам он-лайн презентаций педагогического опыта работы органов ученического самоуправления. 

Модуль 2. «Самоуправление – выбор!» (7 часов)

Ожидаемый результат модуля: Погрузившись в деятельность Совета соуправления учащихся, участники стажировки «изнутри» прожили ситуации выбора, возникающие в работе школьного самоуправления. Решение задачи, поставленной для группы, способствовало проживанию стажерами ситуации успеха.

Метод оценки: На данном этапе учащиеся выступают в роли экспертов в области деятельности Совета соуправления. Они дают свою оценку деятельности стажеров, участвующих в их проектной группе по схеме «3 плюса – 3 минуса – 3 плюса».  Самооценивание стажерами осуществляется через сервис Padlet, в котором участники создают веб-доску, где фиксируют собственные результаты, отвечая на три вопроса «Что узнал? Как проживал? Есть провал?»

Модуль 3. «Самоуправление — ответственный выбор». (3 часа)

Ожидаемый результат модуля: Решая проблемные кейсы совместно с учащимися, у стажеров формируется двустороннее видение и понимание, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого, тех проблемных моментов, которые моделируют ситуацию ответственного выбора. Кроме того, у участников стажировки формируется банк «Ситуаций выбора», которые они могут использовать в своей практике.

Метод оценки: Внешняя оценка проводится в формате Feedbackот через постановку участников стажировки в экспертную позицию – каждый оценивает каждого. Самооценивание осуществляется через создание Облака слов (сервис Wordle), отражающего ключевые слова-результаты дня.

Модуль 4. «Самоуправление – коммуникативная площадка». (7часов)

Ожидаемый результат модуля: стажеры и члены органа ученического соуправления спроектировали и провели образовательное событие, в рамках которого формируется компетентность ответственного выбора.

Метод оценки: По итогам события будет проведена рефлексия по методу «Результат события — ингредиент для пиццы».

Модуль 5. Самоуправление – коммуникативная площадка для формирования компетенции ответственного выбора у школьников. (6 часов)

Ожидаемый результат модуля: участники стажировки разработали алгоритм и критерии оценки сформированности у школьников компетенции ответственного выбора.

Метод оценки: Экспертная оценка алгоритма и критериев оценки сформированности у школьников компетенции ответственного выбора.

Модуль 6. Моделирование органа ученического самоуправления и механизмов его деятельности. (6 часов)

Ожидаемый результат модуля: участники стажерской программы спроектировали и презентовали модель работы органа ученического самоуправления в их ОУ, получили обратную связь от экспертов.

Метод оценки: Экспертная оценка моделей по схеме «3плюса – 3минуса – 3плюса». Итоговая фокус-группа.  Интервьюирование. Составление стажерами тезисного плана на веб-доске. отражающего итоговую рефлексия стажёров по определению целостности и практической значимости приобретённых компетенций для дальнейшего саморазвития.

Модуль 7 (бонусный, дистанционный). «ПОСЛЕ»

Ожидаемый результат модуля: Участники стажировки внедрили созданную модель в свои образовательные организации и представили результаты.

Метод оценки: Экспертами выступают сами стажеры, которые формулируют оценку опыта внедрения модели по схеме «3 плюса – 3 минуса – 3 плюса».

Самооценивание происходит еще на стадии презентации, когда участники отвечают на три вопроса: 1. Как внедряли? 2. Какие возникли сложности? 3. Каковы положительные результаты?

 

Учебный план стажировки на 24 учебных часа

Таблица 1.

М

О

Д
У

Л

Я

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное
событие
1 Актуализация представлений участников стажерской программы о формах работы, в которых разворачивается совместная деятельность учителя и органа ученического самоуправления.
Знакомство участников стажерской площадки. 0,25
Представление стажерами существующей модели органа ученического самоуправления (ОУС) в их ОУ.  0,25
—    он-лайн фокус-группа 0,5
2 Погружение стажеров в ситуацию выбора посредством вовлечения их в деятельность Совета соуправления учащихся.
Участие стажеров в агитационной кампании по вступлению в Совет соуправления учащихся. 0,5
Выбор стажерами направления работы в Совете соуправления, с использованием метода «Wheel of choice» — «Вертушка выбора». 0,5
Выбор стажерами своих ролей в рамках проектной группы. 1
Решение в проектной группе поставленных задач, основанное на выборе методов, средств и ресурсов. 2
Ролевая игра с элементами web-quest «Координатор — не диктатор». 2
Рефлексия в проектной группе по схеме «3 плюса-3минуса-3плюса». 1
3 Вовлечение стажеров в деятельность по формированию компетенции ответственного выбора у членов Совета соуправления школы.
Практическое решение проблемных кейсов, возникающих в деятельности Совета соуправления учащихся. 2
Обсуждение результатов. Создание «облака слов» по итогам дня. 1
4 Совместное – стажеров и членов органа ученического самоуправления – проектирование события, направленного на формирование компетенции ответственного выбора у школьников.
Workshop по проектированию события (используя методы «BrainStorm» и «635»). 2,5
Реализацию спроектированного события совместно с членами Совета соуправления учащихся. 2,5
Рефлексивный этап по итогам события по методу «Результат события — ингредиент для пиццы». 2
5 Разработка алгоритма и критериев оценки сформированности у школьников компетенции ответственного выбора.
Разработке алгоритма и критериев по методу SWOT–анализа, Brainstorm. 1
Представление и обсуждение результатов групповой работы. 0,5
6 Моделирование стажерами органа ученического самоуправления и механизмов его деятельности.
Моделирования стажерами органа ученического самоуправления и механизма его деятельности, используя сервис Creately. 1 1,5
Презентация созданных моделей перед экспертами. 1
Подведение итогов стажировки. Рефлексия 1
7 Организация рефлексии и самооценки стажерами своей деятельности в рамках стажерской площадки и после внедрения разработанной на стажировке модели органа ученического самоуправления как коммуникативной площадки по формированию компетенции ответственного выбора у школьников.
  Представление стажерами в дистанционном режиме результатов внедрения созданной на стажировке модели органа ученического самоуправления как коммуникативной площадки для формирования компетенции ответственного выбора у школьников.        
  Итого   3,5 14,5 6

 

Способы оценки результатов стажировки.

Внешняя оценка результатов стажеров  

Форма организации оценки Субъект оценивания Способ фиксации оценки
Он-лайн фокус- группа Экспертная группа Бланки супервизора
«3плюса – 3минуса – 3плюса» Экспертная группа из числа учащихся или педагогов Оценочные бланки
Feedback Эксперты из числа стажеров Качественная оценка
Интервьюирование Учащиеся, педагоги Видеофиксация

 

Самооценивание стажерами собственных результатов

Форма организации оценки Субъект оценивания Способ фиксации оценки
Заполнение пространства веб-доски Участник стажерской площадки Записи на веб-доске
«Результат мероприятия — ингредиент для пиццы». Фото – фиксация проекта «Пицца»
Создание Облака слов Составленное облако слов