АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ «Межпредметное интегративное погружение как образовательное событие, направленное на реализацию индивидуальных смыслов и возможностей участников»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Важенникова Евгения Владимировна, Новоуральск
  2. Зобкова Светлана Васильевна, Нововоронеж
  3. Клюкина Наталья Александровна, Новоуральск
  4. Комарова Лариса Сергеевна, Новоуральск
  5. Ладыгина Людмила Петровна, Лесной
  6. Луконина Анна Андреевна, Лесной
  7. Лукьянова Ольга Николаевна, Лесной
  8. Маковеева Наталья Викторовна, Лесной
  9. Николаева Юлия Викторовна, Трехгорный
  10. Парамонова Светлана Ивановна, Лесной
  11. Семяшкина Оксана Сергеевна, Лесной
  12. Хасанова Наталья Евгеньевна, Новоуральск
  13. Шадрина Надежда Анатольевна, Новоуральск

 

Информационный блок программы

Название программы  «Межпредметное интегративное погружение как образовательное событие, направленное на реализацию индивидуальных смыслов и возможностей участников»
Цель программы  Формирование у стажеров способности организации образовательного события (в том числе в сети Интернет) через деятельностное освоение технологии межпредметного интегративного  погружения.
Задачи программы
  • обеспечить освоение стажерами принципов технологии межпредметного интегративного погружения;
  • сформировать у участников представление о возможностях технологии в реализации индивидуальных смыслов и возможностей участников;
  • охарактеризовать, сравнить и опробовать различные инструменты для организации межпредметного погружения в сети Интернет;
  • совместно разработать открытую Интернет-площадку стажировки и организовать деятельность стажеров в сети как участников межпредметного интегративного погружения;
  • создать технологическую карту межпредметного интегративного погружения и смоделировать образовательные события в технологии погружения;
  • организовать проведение стажерских проб с учащимися МАОУ «Лицей»;
  • организовать рефлексию и экспертную оценку стажерских проб (в том числе в сети Интернет);
  • продолжить событие на открытой Интернет-площадке стажировки (предложение sketch-идей для погружений, обмен фото и видеоматериалами о событиях, технологическими картами проведенных межпрежметных интегративных погружений, ссылками на методические материалы и т.д.). 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

При последовательной работе с погружениями они становятся системообразующим элементом образовательной программы школы, основными узлами, к которым стягиваются разные предметные линии и от которых расходятся связи к другим содержательным областям и видам занятий.

Технология межпредметного интегративного погружения:

  1. Формирует у детей понимание целостности окружающего мира. Позволяет преодолеть предметную разрозненность и выделить общие для многих наук и сфер деятельности понятия, общие методы и способы учебной и практической деятельности.
  2. Увязывает учебный материал с жизнью, с практической деятельностью, что позволяет детям увидеть пользу, практическое воплощение изучаемого в школе материала.
  3. Дает каждому участнику возможность пройти по индивидуальной образовательной траектории (наполнить деятельность своими смыслами и содержанием, проявить собственные способности и реализовать возможности).
  4. Организует разновозрастные детские и детско-взрослые сообщества.
  5. Позволяет привлечь экспертов и специалистов, заинтересованных в теме погружения.
  6. Основана на командной работе педагогов-предметников по согласованию смыслов, содержания, форм работы с детьми, что помогает сгладить несогласованность и несинхронность предметных программ. Подготовка погружения естественным образом становится педагогической мастерской, когда учителя и специалисты обмениваются опытом и идеями для реализации общего замысла, выходя за рамки своих предметов.
  7. Позволяет создать «рваный» ритм школьной жизни, разрывающий предсказуемую учёбу яркими событиями. «Оживляет» школьные предметы и дает дополнительную мотивацию к учёбе для детей, к творческому поиску – для педагогов.

Образовательным вызовом для участников стажировки станет разработка и представление образовательного события (в том числе в сети Интернет) в технологии межпредметного интегративного погружения. Стажировка разворачивается как пространство компетентностных проб участников.

Участникам будет представлен опыт проведения образовательных событий в МАОУ «Лицей». Стажеры посмотрят видеорепортажи и «следы» в сети Интернет нескольких завершенных межпредметных интегративных погружений. Визуализация и «проживание» этих событий даст наглядное представление о принципах технологии, содержании и возможных формах организации погружений.

Для организации межпредметного погружения в сети Интернет можно использовать различные инструменты, выбор которых зависит от сюжетной линии и структуры погружения, планируемых результатов, количества и возможностей участников. Будут рассмотрены возможности различных программных продуктов, проведен сравнительный анализ и обмен имеющимся опытом по их использованию.

Участнику стажировки предстоит:

  • совместно с другими участниками определить общие и индивидуальные цели стажировки, осуществить планирование деятельности;
  • на основе представленного опыта проведения погружений в МАОУ «Лицей» самостоятельно сформулировать принципы технологии и структуру межпредметного погружения и разработать технологическую карту события;
  • моделировать Интернет-пространство события; совместно с другими стажерами организовать открытую Интернет-площадку стажировки, изменять и дополнять её в зависимости от возникающих в ходе стажировки новых задач;
  • в сети Интернет совместно с другими стажёрами создать банк sketch-идей для погружений (Скетчи — это визуальные заметки, представляющие собой сочетание текста, рисунков и схем);
  • на основе выбранной sketch-идеи самостоятельно разработать образовательное событие в технологии погружения и разместить эту модель в Интернет-пространстве события;
  • в группе с другими стажёрами провести стажерскую пробу с учащимися МАОУ «Лицей», разместить фотоотчеты в сети Интернет;
  • с помощью Интернет-голосования получить оценку предложенных каждым стажёром sketch-идей и разработанной модели погружения; экспертную оценку стажёрской пробы.
  • обменяться впечатлениями о приобретенном во время стажировки опыте с другими участниками и организаторами (в том числе в Интернет-пространстве стажировки).

У стажёров и других пользователей сети появится возможность дальнейшего профессионального общения, обмена идеями и опытом на созданной Интернет-площадке, посвященной методологии организации образовательных событий в технологии межпредметного интегративного погружения.

Можно сказать, что во время стажировки участники пройдут все этапы погружения «изнутри», став участниками образовательного события. При этом будут сохраняться все особенности событийного образовательного формата:

  1. Моделируется тема для предельного разбора и переосмысления.
  2. Задачность и режим стажировки имеет «недоопределенный» характер, оставляя место для субъектного поведения стажеров, реализации индивидуальных смыслов и возможностей.
  3. Высокая интенсивность и открытость стажировки.
  4. Конкурсный режим предполагает не только открытые критерии оценивания, но и несколько тактов позиционной экспертизы (с позиций других стажеров, экспертов, учащихся…).
  5. Группа участников – смешанная (стажеры из разных городов), а рейтинг – не только групповой, но и индивидуальный.
  6. По всем способам деятельности проводится тьюторское сопровождение,  и с  завершением события  оно не только не заканчивается, а продолжается — рефлексией, организацией общения участников стажировки в сети Интернет, встраиванием их в дальнейшие образовательные программы их образовательных учреждений.

 

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования
  • 2 компьютерных класса;
  • Единая локальная компьютерная сеть;
  • Свободный доступ к интернету в учебных кабинетах;
  • Интерактивные доски, документкамеры;
  • Соответствующее программное обеспечение;
  • Комплект материалов: ФГОС, Примерная образовательная программа, методические материалы по организации межпредметных интегративных погружений;
  • Возможно использовать при проведении стажерских проб: оборудование школьных лабораторий по химии, физике, биологии; нанолаборатория; инженерный технопарк (3D-принтер, станок с ЧПУ, лаб-диск «Физика», набор «Нанотехнологии в чемодане», наборы «Электроника для начинающих», цифровой микроскоп, телескоп и т.д.).

 

Программа стажировки

№ п/п

Формулировки понятийных или практических задач

Количество часов

Содержание работы

1.

Актуализация личностных смыслов участников стажировки

0,5

Определение стажёрами личностно значимых целей стажировки

2.

Осмысление принципов и инструментов  технологии междисциплинарного интегративного погружения.

2

Работа в формате World Cafe.  Представление опыта проведения погружений в МАОУ «Лицей». Выявление смысловых уровней события, описание структуры погружения в ходе совместного анализа и обсуждения. Неформальное знакомство участников стажировки друг с другом.

3.

Целеполагание и совместное планирование деятельности.

1

Определение индивидуального и группового смыслов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания деятельности участников стажировки.

4.

Создание Интернет-пространства образовательного события

2

Google-документы, Google-blogger, Wiki, WordPress, сообщество в социальной сети, сайт события и др. Характеристика возможностей и критерии выбора инструментов для организации события в сети Интернет. Организация открытой Интернет-площадки стажировки.

5.

Этапы создания образовательного события в технологии межпредметного интегративного погружения

3

Образовательный вызов. Определение межпредметного понятия и универсальных способов учебной деятельности. Программно-предметное содержание. Игровой сюжет. Согласование сюжетной и содержательной линий. Результаты деятельности участников (личностные, метапредметные, предметные). Позиции участников рабочей группы педагогов и специалистов. Стажерские пробы техник.

6.

Моделирование межпредметного интегративного погружения (в том числе в сети Интернет)

7,5

Sketch-идеи погружений. Технологическая карта погружения (участники, содержание, правила, основные события, форматы времени, продукт, эксперты и т.д.).  Риски при проведении погружения. Изменение и дополнение Интернет-пространства стажировки. Взаимодействие участников в сети Интернет.

7.

Презентация продукта стажировки

6

Стажерские пробы с учащимися МАОУ «Лицей». Внешняя оценка стажерских проб.

8.

Организация  рефлексии и самооценки

2

Рефлексивный анализ результатов дня. Взаимное оценивание проделанной работы (Интернет-голосование) и комментирование промежуточных результатов в сети. Анализ внешней оценки стажерских проб.
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


­ http://www.theworldcafe.com — адаптированный перевод М. А. Пронина и Р. Афтанделяна при участии Е. Марчук. Согласно этике сообщества практиков все материлы The World Cafe могут быть свободно использованы при наличии ссылки на сайт (на авторов материала и рисунков) и на авторов переводов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план стажировки

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Стажерская проба

Оценочное событие

1.

Актуализация личностных смыслов участников стажировки. Экспресс-опрос

 

0,5

 

 

2.

Осмысление принципов и инструментов  технологии междисциплинарного интегративного погружения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • представление опыта проведения погружений в МАОУ «Лицей» (выездная школа «Надежды Росатома» для старшеклассников; «Погружение в профессию: технопредпринимательство» для учащихся 7-9 классов; «День науки» для начальной школы)

При совместном анализе и обсуждении:

  • выявление 4-х смысловых уровней события,
  • выделение и описание этапов погружения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

 

 

 

1,5

 

 

3.

Целеполагание и совместное планирование деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • определение индивидуального и группового смыслов деятельности;
  • критерии оценивания деятельности участников стажировки.

 

1

 

 

4.

Создание Интернет-пространства образовательного события:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Google-документы, Google-blogger, Wiki, WordPress, сообщество в социальной сети, сайт события и др.;
  • Возможности и критерии выбора программного обеспечения для организации события в сети Интернет;
  • Отбор инструментов и организация открытой Интернет-площадки стажировки.

 

 

0,5

 

 

 

 

 

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

5.

Этапы создания образовательного события в технологии межпредметного интегративного погружения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Образовательный вызов. Определение межпредметного понятия и универсальных способов учебной деятельности. Программно-предметное содержание. Игровой сюжет. Согласование сюжетной и содержательной линий. Риски при проведении погружения. Позиции участников рабочей группы педагогов и специалистов.
  • Результаты и продукт деятельности участников. Критерии оценивания.

 

 

 

 

 

 

 

1,5

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

6.

Моделирование межпредметного интегративного погружения (в том числе в сети Интернет):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • создание банка sketch-идей погружений в Интернет-пространстве стажировки;
  • образовательный вызов
  • составление технологической карты погружения (участники, содержание, правила, основные события, форматы времени, продукт, эксперты и т.д.). 
  • Изменение и дополнение Интернет-пространства стажировки.
  • Взаимодействие участников в сети Интернет (знакомство с результатами работы стажёров, комментарии).
  • Определение лучших идей для погружений, выбор 3-х технологических карт для проведения стажерских проб путем Интернет-голосования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

3

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

1

7.

Презентация продукта стажерскими командами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Стажерские пробы с учащимися МАОУ «Лицей» в соответствии с разработанными технологическими картами.
  • Презентация результатов в сети Интернет.
  • Внешняя оценка стажерских проб.

 

 

 

 

5

 

 

 

0,5

 

 

 

 

 

 

 

0,5

8.

Организация рефлексии и самооценка в том числе в сети Интернет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(по результатам каждого дня и стажировки в целом)

 

1

 

1

   

0,5

7

13

3,5

 

Способы оценки результатов стажировки

Внешняя оценка результатов стажеров
  1. Размещение материалов стажировки в открытом Интернет-пространстве, созданном участниками стажировки, с возможностью комментариев от пользователей сети Интернет.
  2. Экспертная оценка стажерских проб в соответствии с разработанными во время стажировки критериями (экспертные листы, баллы). Размещение результатов экспертной оценки в Интернет-пространстве стажировки.
  3. Качественная оценка стажерских проб учащимися МАОУ «Лицей» (отзывы, комментарии в Интернет-пространстве стажировки)
  4. Взаимооценка участников стажировки на разных этапах работы в форме Интернет-голосований за лучшие sketch-идеи погружений; за событие, «в котором я хотел бы участвовать».
  5. По результатам двух Интернет-голосований и позиционной экспертизы стажерских проб формируется рейтинг участников.
Самооценивание стажерами собственных результатов  Самооценивание стажерами собственных результатов через рефлексивный анализ в форме комментариев в Интернет-пространстве стажировки на завершающем этапе работы (эмоциональная и содержательная составляющая оценки приобретенного опыта).

 

АНАЛИЗ СТАЖИРОВКИ

Работа стажировки на дистанционном этапе началась с обсуждения особенностей события, в том числе образовательного. В результате стало очевидно, что у всех участников стажировки различное понимание этого явления. По отношению к технологии межпредметного интегративного погружения участники также находились на разных позициях: одни еще не имели о ней никакого представления; другие – знали о технологии, но не пробовали в своей профессиональной деятельности; третьи – уже имели опыт проведения межпредметных погружений. Понимание этих моментов позволило организатору стажировки спланировать работу на очном этапе с учетом различных стартовых позиций участников.

Стажировка «Межпредметное интегративное погружение как образовательное событие, направленное на реализацию индивидуальных смыслов и возможностей участников» проводилась с 27 февраля по 1 марта 2017 года в городе Лесном на базе МАОУ «Лицей».

Цель — формирование у стажеров способности организации образовательного события (в том числе в сети Интернет) через деятельностное освоение технологии межпредметного интегративного погружения.

Исходя из поставленной цели, работа стажировочной площадки разворачивалась как образовательное событие с преобладанием практической работы и компетентностных проб участников.

Для эмоционального восприятия технологии межпредметных погружений и ее возможностей стажерам были предложены видеоматериалы проведенных в МАОУ «Лицей» погружений (выездная школа «Надежды Росатома» для старшеклассников; фестиваль «CINEMAния» для 9-х классов; «Технопредпринимательство» для 7-х классов; «Морская регата – 2017» для 4-х классов). Визуализация и «проживание» этих событий дало наглядное представление о принципах технологии, содержании и возможных формах организации погружений. В ходе работы педагогической мастерской стажеры проводили рефлексивный анализ увиденного и оценивали возможности организации и проведения погружений в своем образовательном учреждении. В результате активной дискуссии выявились преимущества технологии, позволяющие реализовать требования ФГОС, и ряд возможных затруднений, на которые обращалось особое внимание в процессе последующей работы.

Два затруднения, сформулированные большинством участников стажировки, касались содержания работы в технологии МИП. Они стали «стержнем» работы в первый день:

  • Разработка общей идеи погружения и игрового сюжета, интересного и привлекательного для детей. Преодоление затруднения велось в ходе индивидуальной работы стажеров по созданию sketch-идей для погружений. В помощь стажерам были предложены материалы рабочей тетради с примерами меж(над)предметных понятий (с возможностью раскрытия на предметном содержании) и игровых сюжетов (с «зашитым» в них продуктом деятельности детей).
  • Формулирование образовательного вызова, который будет побуждать детей к активной деятельности. Стажерам предстояло составить небольшой текст, который будет отражать главную идею погружения, придуманного ими, а также побуждать детей к действию, заинтересовать их. По совместной договоренности на этом этапе стажеры работали в парах и ориентировались на пятиклассников.

На практике были опробованы инструменты для организации события в сети Интернет, проанализированы ограничения и возможности их использования. В результате совместного моделирования Интернет-пространства стажировки создан банк sketch-идей для погружений и образовательных вызовов, которые возможно использовать в последующей педагогической деятельности.

Ежедневная рефлексия проводилась не по заданным вопросам, а формулировалась самими участниками по трем направлениям:

  • рефлексия эмоционального состояния,
  • рефлексия деятельности,
  • рефлексия содержания.

Участники совместно работали в соц. сети, моделируя опрос с добавлением собственных вариантов ответа по каждому из направлений.

Затруднения, касающиеся деятельности педагогов при подготовке и во время погружения, прорабатывались во второй день работы стажировочной площадки:

  • Необходимое условие успешности образовательного события – работа детей и взрослых «на равных», соучастие в событии, совместная деятельность, направленная на достижение результата. Педагоги были включены в состав детских групп, работающих с образовательными вызовами, составленными в первый день работы. Перед стажерами стояла задача, перейти из позиции наставника в позицию СО-участника. Каждый участник получил экспертную оценку детей в том, насколько ему это удалось. После работы с детьми у педагогов появилось представление о том, что привлекает детей в образовательном событии и действительно побуждает их к активной деятельности.
  • Подготовка и проведение погружения – всегда командная работа педагогов.  Только согласуя свои действия и распределяя обязанности, можно подготовить погружение. В разработку были взяты три идеи, вызвавшие наибольший интерес детей. Стажеры работали в группах, следуя маршрутному листу подготовки погружения, описанному в рабочей тетради.

Подготовка погружения за 4 часа — «сверхзадача» второго дня – обусловила высокий темп работы и активное взаимодействие участников друг с другом и педагогами лицея.

Стажерские пробы – презентация продукта деятельности стажеров – оценочное событие – все это происходило одновременно в третий день стажировки.

Событие началось для детей с ситуации выбора. «Служба медиации», «Олимпиада – 3017», «Комфортная среда» — каждый ребенок мог решить, в каком погружении ему хочется участвовать. Стажеры вовлекли в событие больше 50 детей. Выбор детей распределился неравномерно.

  • Погружение «Служба медиации» было посвящено рассмотрению межпредметного понятия «конфликт», нахождению способов выхода из конфликтных ситуаций.
  • В погружении «Олимпиада – 3017» участники прогнозировали развитие спорта в будущем, придумывали новые виды спорта и изготавливали новые спортивные снаряды. В спортивном зале прошли состязания по разработанным участниками правилам.
  • Погружение «Комфортная среда» объединило содержание многих предметных областей в раскрытии межпредметного понятия «пространство». Участники проектировали OPEN SPACE в лицее.

На этапе рефлексии стажеры обменялись с детьми впечатлениями о совместной работе.

В рефлексивном эссе по итогам работы участникам нужно было ответить на вопрос «Можно ли назвать нашу стажировку образовательным событием?» Эта форма рефлексии позволила организатору стажировки оценить эффективность собственной деятельности и понимание стажерами особенностей событийного формата. Среди аргументов в пользу положительного ответа стажеры отметили следующие:

  • «Свободный полет» каждого участника, активная самостоятельная деятельность, наполнение ее собственным смыслом и содержанием;
  • Стажеры сами разработали погружения от начала и до конца. Было нелегко, совместно преодолевали затруднения;
  • «Дописывание» сценария стажировки самими участниками в ходе работы;
  • Предоставление права выбора детям, а не педагогам. Максимальный учет интересов и потребностей детей в организации события;
  • Равноправие детей и взрослых. Совместное творчество, эмоции и переживания;
  • «Экстремальность» формата: работали с участниками из других городов и разных предметов, с незнакомыми детьми, в высоком темпе;
  • Новый интересный опыт, который хочется опробовать в своем образовательном учреждении;
  • Разрешение многих спорных моментов и противоречий относительно понимания особенностей образовательного события.

Такие выводы участников дают основание думать, что цель стажировки достигнута, благодаря совместной деятельности организатора, участников и детей.

Хочется поблагодарить стажеров и коллег за деловую, творческую, дружескую атмосферу, которая была создана в дни работы и позволила прийти к общему результату!

 

АНАЛИЗ СТАЖИРОВКИ

 

Отзывы стажеров

  Отзывы стажеров