Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Тьюторское сопровождение старшеклассников как основа формирования у обучающихся компетенции ответственного выбора на уровне ФГОС СОО»
ФИО разработчика | Аксенова Владислава Владимировна |
Название программы | Тьюторское сопровождение старшеклассников как основа формирования у обучающихся компетенции ответственного выбора на уровне ФГОС СОО. |
Цель программы | Развитие профессиональных компетенций участников стажировки через погружение в разработку модели образовательной среды обеспечивающей формирование компетенций ответственного выбора. |
Задачи программы | Стимулировать интерес стажеров к моделированию образовательной среды, обеспечивающей выработку компетенций ответственного выбора, овладению информационными технологиями для обеспечения тьюторского сопровождения и его апробации во взаимодействии с учащимися Погрузить стажеров в разработку индивидуальной образовательной среды, обеспечивающей выработку компетенций ответственного выбора. Проработать и создать со стажерами пакет нормативных документов с целью включения внедрения тьюторского сопровождения в образовательный процесс в школах стажеров. Выстроить механизм изучения, модерирования и реализации образовательного заказа обучающихся через тьюторское сопровождение со стажерами. Совместно со стажерами разработать структуру индивидуальных образовательных программ, внедряемых в образовательный процесс через тьюторское сопровождение. Разработать формат тьюториалов в рамках тьюторского сопровождения вместе со стажерами. Сконструировать со стажерами модель образовательной среды, формирующей компетенции ответственного выбора, для каждого образовательного учреждения стажеров. Обеспечить возможность апробации разработок стажеров во время стажировки. Организовать рефлексию, экспертную оценку и самооценку стажерских проб. |
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры | Одним из часто обсуждаемых вопросов, связанных с образованием, является проблема его результатов. Важным является результат образования — готовность ученика к самообразованию и самостоятельному выбору. Школа становится для обучающегося особым образовательным проектом, который необходимо придумывать и осуществлять собственные замыслы. Соответственно, появляется необходимость создания среды, которая может предоставить условия, чтобы обучающийся мог сам определиться в собственном выборе, основываясь на собственных интересах, принимать решения во время обучения, а также нести ответственность за свои действия. В 2017 году МБОУ «СОШ №109» г. Трехгорный начала реализовывать сетевые стандарты «Школы Росатома» и стандарты ФГОС СОО. Первопроходцем стал 10А класс, в котором на данный момент обучаются 30 человек. Будучи еще девятиклассниками, ученики передали руководству свой образовательный запрос на предметы, которые бы они хотели изучать на базовом и углубленном уровне. К началу учебного года в школе был сформирован учебный план и нелинейное расписание по образовательному заказу учеников и их родителей. Старшеклассники оказались в среде, где определились различные виды и формы образовательной деятельности в группах переменного состава и изменяющегося режима обучения. Также особенностью является то, что в условия нелинейного расписания изучение основных предметов учебного плана осуществляется как в традиционной урочной форме, так и в других видах занятий. В образовательный процесс внедряются новые формы: образовательные сессии, творческие мастерские, круглые столы, проекты, дискуссии и другие. Первым событием стала стартовая сессия, которая запустила реализацию индивидуальных образовательных программ 10-классников. Во время сессии был проведен цикл мероприятий, где старшеклассники писали и самостоятельно анализировали стартовые работы по выбранным углубленным предметам, выбирали элективные курсы, внеурочную деятельность. Итог сессии – окончательный вариант индивидуального учебного плана для каждого старшеклассника. В МБОУ «СОШ №109» создаются условия, при которых обучающийся может самоопределяться по интересам. Но есть риск, что старшеклассник еще не в состоянии определять свои потребности и от этого не может сделать ответственный выбор. В насыщенной среде (или, наоборот, в скудной среде при отсутствии вариантов) обучающийся должен понимать, как выстроить свой собственный путь, учитывая свои собственные интересы, желания и инициативы. При этом в пути необходим своеобразный «навигатор», человек, который поможет понять обучающемуся собственные интересы и возможности ученика, сопроводить по этому пути, оформить запрос и, в конце концов, быть рядом при выборе самого ученика. Здесь и встает вопрос о специалисте, который сможет взять на себя эти полномочия и быть частью среды. У класса есть классный руководитель, в школе есть педагоги-предметники и организаторы, завучи. Но дело в том, что учитель, приходя на урок, реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор отталкивается от интересов учащихся, помогая ему реализовать собственные цели. Красной нитью через работу тьютора идет формирование у детей компетенций ответственного выбора. Выбор – принятие кем-либо одного решения из имеющегося множества вариантов. Обучающийся должен не только уметь находить эти варианты, выбирать необходимое, основываясь на собственных интересах, и нести ответственность за свой выбор. Согласно П.Г.Щедровицкому, тьютор – педагог, который исполняет роль посредника между учителем и ребенком, организатор деятельности и программ индивидуального развития, а основными составляющими его технологии являются организация условий для становления индивидуальной образовательной программы учащихся и ее сопровождение. Тьютор – педагог, который работает в образовательной среде и модерирует условия для обучающихся делать собственный выбор и следовать собственному пути. Именно в этой среде с этим классом будут работать стажеры в рамках собственных стажерских проб. Предлагаемая программа стажировки позволит стажерам, включиться в активную поисковую и практическую работу по модерированию эффективной образовательной среды с тьюторским сопровождением непосредственно для своих образовательных учреждений в рамках реализации ФГОС СОО. Тем самым примерят на свою школу модель тьюторского сопровождения и спроектируют образ образовательной среды с этой моделью как частью среды. Основной опыт, который получат стажеры: Выстраивание механизма изучения и проработки образовательного заказа; Разработка структуры индивидуальных образовательных программ; Определения различных форматов тьюториалов; Изучение нормативно-правовой базы; Получение образовательного продукта – модели образовательной среды, формирующей у обучающихся компетенции ответственного выбора. Формат стажировки подразумевает постоянный выбор стажеров как формы работы во время практик, так и уровень сложности, что в дальнейшем будет отражено в дневнике стажера. Тьюторство — это иная идеология, выстроенная на иных ценностях и подходах, что влечет за собой необходимость освоения педагогом новой профессиональной роли, философии индивидуализации образовательного процесса, формирующей у детей возможность делать выбор и нести за него ответственность, практического освоения других технологий, в том числе и технологий открытого образования. |
Перечень необходимого оборудования | Компьютерный класс с выходом в Интернет; Компьютеры с программным обеспечением MSWord, Adobe Reader; Аудитория с открытым пространством для деятельности; Единая локальная компьютерная сеть; Мультимедийное демонстрационное оборудование (интерактивная доска, проектор); Электронные учебно-методические материалы; Постоянный выход в Интернет при помощи мобильного устройства на скорости 3G или 4G, принтеры. |
2. Программа стажировки.
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | Содержание этапа |
1 | Целеполагание стажеров. Кто такой тьютор? Сравнительная характеристика образовательных позиций тьютора и учителя Создание «скелета» образовательной среды, обеспечивающей формирование у учащихся компетенции ответственного выбора | 3ч.+дистанционный режим | — Удаленное целеполагание в рамках дистанционного этапа — Планирование собственных результатов стажировки и определение со стажерами «правил игры» в формате World-Cafe — Получение представления об образовательных позициях тьютора и учителя и сравнение этих двух позиций — Моделирование основных признаков образовательной среды в рамках тьюторского сопровождения и начало создания индивидуального проекта образовательной среды для каждого стажера. |
2 | Модерирование стажерами образовательного заказа. Проба в позиции тьютора. Тьюториал учеников 10 класса | 3ч. | — Разработка программы тьюториала для учеников 10 класса с использованием технологии BrainStorm и формата OpenCase — Стажерская проба – проведение разработанного тьюториала с учениками 10 класса |
3 | Проработка со стажерами нормативно-правовой базы. Разработка Положения о тьюторском сопровождении. Обсуждение на круглом столе | 3ч. | — Создание нормативно-правовой базы и определение «инструкций» для дальнейшей работы — Оформление правового-понятийного контента. — Круглый стол для участников стажировки. |
4 | Разработка со стажерами структуры ИОП. Работа с ИОП старшеклассников | 2.5 ч. | — Моделирование структуры индивидуальной образовательной программы. — Создание продукта – индивидуальной программы старшеклассников. |
5 | Разработка стажерами модели образовательной среды. Образовательное событие «Чистый лист» с 9-классниками школы | 2.5 ч | — Стажерская проба — запуск 1 этапа проекта «Чистый лист» для 9 класса. — Рефлексия стажерской пробы и образовательного события |
6 | Разработка стажерами модели образовательной среды. Пространство профессиональных проб старшеклассников | 3ч. | — Анализ карьерного пространства для выбора тьюторантов — Создание методического контента для проб и практик и разработка профессиональной пробы для обучающихся 10 класса. |
7 | Разработка стажерами модели образовательной среды. Пространство внеурочной деятельности старшеклассников Воркшоп тьютора «Dance Language» | — Знакомство с внеурочной деятельностью МБОУ «СОШ№109» на примере творческой мастерской «Dance Language». | |
8 | Разработка стажерами модели образовательной среды. Образовательное событие «Поймай вакансию» с 10-класниками школы | 3 ч. | — Стажерская проба – образовательное событие в рамках дня карьеры в МБОУ «СОШ 109» — Рефлексия стажерской пробы и образовательного события |
9 | Итоговая рефлексия: Определение конечных критериев образовательной среды, обеспечивающей формирование у учащихся компетенции ответственного выбора; | 4 ч. | — Защита собственного проекта образовательной среды для учебных заведений стажеров — Получение feedback’a и анализ полученных результатов; — Проведение оценочного творческого инсайт-события – «Чистый лист» для стажеров; — Прогнозирование возможности применения результатов тьюторского сопровождения в образовательных средах школ стажеров в дальнейшей образовательной деятельности и self-рефлексия; — Подведение итогов совместной деятельности; |
3. Учебный план стажировки на 24 учебных часа.
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1 | Целеполагание стажеров. Кто такой тьютор? Сравнительная характеристика образовательных позиций тьютора и учителя Создание «скелета» образовательной среды, обеспечивающей формирование у учащихся компетенции ответственного выбора | 3 | |||
2 | Модерирование стажерами образовательного заказа и разработка стажерами формата тьюториала. Проба в позиции тьютора. Тьюториал учеников 10 класса | 1 | 1 | 1 | |
3 | Проработка со стажерами нормативно-правовой базы. Разработка Положения о тьюторском сопровождении. Обсуждение на круглом столе | 2 | 1 | ||
4 | Разработка со стажерами структуры ИОП. Работа с ИОП старшеклассников | 0,5 | 2 | ||
5 | Разработка стажерами модели образовательной среды. Образовательное событие «Чистый лист» с 9-классниками школы | 0,5 | 1 | 1 | |
6 | Разработка стажерами модели образовательной среды. Пространство профессиональных проб старшеклассников | 1 | 1 | ||
7 | Разработка стажерами модели образовательной среды. Пространство внеурочной деятельности старшеклассников Воркшоп тьютора «Dance Language» | 1 | |||
8 | Разработка стажерами модели образовательной среды. Образовательное событие «Поймай вакансию» с 10-класниками школы | 2 | 1 | ||
9 | Итоговая рефлексия: Определение конечных критериев образовательной среды, обеспечивающей формирование у учащихся компетенции ответственного выбора | 2 | 2 | ||
6 | 12 | 6 |
Внешняя оценка результатов | Размещение материалов стажировки в открытом Интернет-пространстве, созданном участниками стажировки, с возможностью комментариев от пользователей сети Интернет. Экспертная оценка стажерских проб в соответствии с разработанными во время стажировки критериями (экспертные листы, баллы). Размещение результатов экспертной оценки в Интернет-пространстве стажировки. Качественная оценка стажерских проб учащимися МБОУ «СОШ №109» (отзывы, комментарии в Интернет-пространстве стажировки) Взаимооценка участников стажировки на разных этапах работы в форме Интернет-голосований. |
2. Самооценивание стажерами собственных результатов (как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки).
Самооценивание | Рефлексия стажеров будет проводиться после каждого крупного события в различных формах: оценочные листы, рефлексивные эссе, личные блоги, анкетирование. Создание облака тегов по итогам дня. Ведущий тег стажировки будет выбран голосованием и затем реализован с помощью мастерской AET. В рамках завершающей рефлексии стажеры примут участие в третьем этапе проекта «Чистый лист». Ведение дневника стажера |
С 30 марта по 1 апреля в г. Трехгорный, Челябинской области проходила стажировочная площадка «Тьюторское сопровождение старшеклассников как основа формирования компетенций ответственного выбора обучающихся на уровне ФГОС СОО» для педагогических работников из 10 городов России.
Ведущая стажировки: Аксенова Владислава Владимировна – тьютор МБОУ «СОШ №109» г. Трехгорного, сетевой школы проекта «Школа Росатома».
Цель стажировки: развитие профессиональных компетенций участников стажировки через погружение в разработку модели образовательной среды обеспечивающей формирование компетенций ответственного выбора.
Самое понятие «тьютор» во многом еще непонятно и туманно для многих педагогов России. Кто, что, как, где, зачем и почему – основные вопросы, которые необходимо было выяснить во время стажировки.
Работа началась во время дистанционного этапа стажировки, где произошло знакомство стажеров и командообразующий этап. Основной частью работы стажеров дистанционного этапа стала работа с документом ФГОС СОО для понимания того, с чем стажеры должны будут работать непосредственно на стажировке.
Идея стажировки – выстроить работу таким образом, чтобы стажеры сами могли «примерить» на себя роль тьютора. Для того чтобы понять работу тьютора и его место в школе, было необходимо вычленить из темы три основных понятия – тьюторское сопровождение, образовательная среда и ответственный выбор.
Работа на стажировке началась с определения понятия эффективности образовательной среды. После интерактивной экскурсии по школе был сделан вывод, что образовательная среда старшей школы не может существовать отдельно от начальной и средней школы, и при изменении одной из этих частей, изменяются и остальные. Поэтому при работе над итоговым «зачетным» заданием, стажеры моделировали образ своей собственной среды, опираясь на выводы сделанные во время стажировки.
После работы с образовательной средой, стажеры сделали вывод, что для регулирования процесса образования и самообразования обучающихся старшей школы нужен человек, который будет помогать осуществлять образовательный заказ, сопровождать индивидуальную программу, координировать и создавать условия для старшеклассника по прохождению его собственно намеченного маршрута. Таким образом, стажеры вышли на следующее определение – тьюторское сопровождение. Каждый из участников приехал с определенным заказом на стажировку, поэтому в начале первого дня было собрано «дерево вопросов». В финале 3 дня вопросы были открыты, где ответы на все вопрос были найдены во время стажировки. Главными вопросами оказались – «Функционал тьютора и его работа в школе», «Организация деятельности тьютора в образовательной организации» и т.д. Основная часть работы на стажировки была посвящена изучению и понимаю тьюторской деятельности в школе. Первый день работы был посвящен «понятийному контенту» — нормативно правовой базе, основным принципам реализации сопровождения индивидуальных образовательных программ и разбору трех основных компонентов – индивидуальному учебному плану, социальным практикам и профессиональным пробам и индивидуальному итоговому проекту. В работе были использованы различные формы организации деятельности – в первый день стажеры могли попробовать себя в роли тьютора при работе над формированием образовательного заказа и подготовке к работе с индивидуальным учебным планом с девятиклассниками школы в образовательном событии «Чистый лист».
Второй день стал практикоориентированным. Стажерам был предоставлен формат «деятельности по собственному замыслу», что тесно связано с формированием ответственного выбора у обучающихся. Для этого необходимо было разобрать третье понятие – ответственный выбор. Вопрос, который был задан стажерам: «Что есть ответственный и осознанный выбор?» — вызвал бурное обсуждение, которое привело к четкому определению. Осознанный выбор – часть ответственного, при котором приходит осмысление последствий и принятие результата в любом случае. Опираясь на эти заключения, стажеры совершили пробу в позиции тьютора, разработав образовательное событие с десятиклассниками школы. Образовательное событие «Поймай вакансию» погрузило старшеклассников в условия принятия решений в реальной жизненной ситуации.
Во второй день стажеры разработали оценочный лист, где определили для себя критерии тьюторских компетенций. Листы включал в себя следующие пункты:
• Коммуникативность и профессиональная корректность
• Способность к организации
• Методическая компетенция
• «Деятельностная компетенция»
Стажеры, примерив на себя профессию тьютора, оценили свои возможности и зафиксировали для себя «отправную точку», чтобы в конце третьего дня увидеть приращения и дефициты.
Третий день стал итоговым и оценочным для стажеров. Главной частью дня стала разработка собственных образовательных сред, формирующих компетенции ответственного выбора. Выбор был неограничен – это могла быть «идеальная среда» или реально существующая среда образовательных организаций стажеров. Стажерам была представлена возможность самостоятельно разработать критерии, по которому они оценят друг друга и себя в том числе. Ориентируясь на первый оценочный лист, стажеры сформулировали новые критерии уже для оценки образовательный сред.
• Применение полученных знаний
• Взаимодействие элементов
• Анализ среды
• Прогноз ожидаемых результатов и рисков
• Реалистичность
Сопоставив свое собственное видение и оценочное мнение со стороны, стажеры смогли увидеть свои дефициты и приращения во время стажировки. Рефлексивные эссе показали, что позиция тьютора интересна и эффективна, но не все еще готовы принять и тем более стать тьютором. Но также было отмечено, что они готовы работать в команде с тьютором в дальнейшем.
Безусловно, оценить степень прироста стажеров за три дня стажировки непросто, но исходя из тех критериев, которые стажеры формировали для себя, можно определить фронт дальнейшей работы. Стажеры выделили признаки, которые отображают работу тьютора в среде по сопровождению обучающихся.
Таким образом, цель, поставленная во время стажировки, была реализована с помощью следующих задач:
• Стимулировать интерес стажеров к моделированию образовательной среды, обеспечивающей выработку компетенций ответственного выбора, овладению информационными технологиями для обеспечения тьюторского сопровождения и его апробации во взаимодействии с учащимися
• Погрузить стажеров в разработку индивидуальной образовательной среды, обеспечивающей выработку компетенций ответственного выбора.
• Проработать и создать со стажерами пакет нормативных документов с целью включения внедрения тьюторского сопровождения в образовательный процесс в школах стажеров.
• Выстроить механизм изучения, модерирования и реализации образовательного заказа обучающихся через тьюторское сопровождение со стажерами.
• Разработать формат тьюториалов в рамках тьюторского сопровождения вместе со стажерами.
• Сконструировать со стажерами модель образовательной среды, формирующей компетенции ответственного выбора, для каждого образовательного учреждения стажеров.
• Обеспечить возможность апробации разработок стажеров во время стажировки.
• Организовать рефлексию, экспертную оценку и самооценку стажерских проб.
К сожалению, не все задачи были реализованы во время стажировки. Не удалось в полной мере разработать структуру образовательных программ старшеклассников. Но получив новый опыт, стажеры смогут создать свои собственные программы, отталкиваясь от заказа и интересов своих собственных учеников. Таким образом, можно вывести этот недостаток в положительную сторону.
Несмотря на обширность темы и недостаток времени, во время стажеры погрузились в среду, осуществляя ряд проб. И даже если не каждый сможет стать впоследствии тьютором, то наверняка сможет привлечь интерес своих образовательных организаций. Стажеры смогли найти ответы на интересующие их вопросы, получили новые знания для дальнейшей работы. Но, ответив на один ряд вопросов, появляется новый, в том числе, и у руководителя стажировки. Например, кто есть тьютор – «значимый» или «беспристрастный» взрослый? Можно ли просчитать все риски при сопровождении обучающегося? На этот и другие вопросы можно найти ответ в перспективе методом проб и собственных выводов.