Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Конструктор ценностно-ориентированных воспитательных мероприятий/событий»

«Конструктор ценностно-ориентированных воспитательных мероприятий/событий»

Ведущий стажировки: Царева Ольга Борисовна, МАОУ «Лицей», учитель истории и обществознания

Участники стажировки: педагоги-организаторы школ, заместители директоров по УВР, классные руководители, учителя

Даты проведения стажировки: 25 – 27 апреля 2024 года

E-mail: tcar406@mail.ru

Город: Лесной, Свердловская область

Программа мероприятий стажировки
https://vk.com/club210869508

Участники стажировки

Абрамова Татьяна Юрьевна, Лесной

Азарочкина Алина Александровна, Снежинск

Бабушкина Ольга Владимировна, Новоуральск

Богданова Татьяна Александровна, Балаково

Вашева Наталия Витальевна, Новоуральск

Зарицкая Екатерина Владимировна, Трехгорный

Киселёва Анастасия Александровна, Усолье-Сибирское

Киселёва Наталья Григорьевна, Десногорск

Коломиец Нина Вадимовна, Заречный СО

Корепанова Лариса Александровна, Снежинск

Кравцова Екатерина Романовна, Новоуральск

Куфтина Дарья Владимировна, Железногорск

Лабазина Анастасия Анатольевна, Заречный ПО

Леонтьева Оксана Сергеевна, Сосновый Бор

Пиядова Анастасия Андреевна, Димитровград

Хлюстова Евгения Владимировна, Снежинск

Чиркова Мария Юрьевна, Снежинск

Шамина Галина Ивановна, Нововоронеж

Ширяева Ирина Александровна, Саров

Ягина Элеонора Владимировна, Курчатов

Анализ стажировки

Стажировка проходила 25-27 апреля 2024 года на базе МАОУ «Лицей» города Лесного Свердловской области. В стажировке приняли участие представители 15 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Снежинска, Новоуральска, Балаково, Трехгорного, Усолья-Сибирского, Десногорска, Заречного СО, Железногорска, Заречного ПО, Соснового Бора, Димитровграда, Нововоронежа, Сарова, Курчатова и Лесного. Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».

Нулевой порог…

Медленно-медленно, туго и с натяжкой шло знакомство… 15 городов: от Усолья-Сибирского до Соснового Бора и Десногорска. Коллеги разного опыта, разных «предметов», разных целей, разные… Только Снежинск командой приехал, хотя и они все из разных школ. Ни одной коалиции, ни одной оппозиции…

Это моя третья стажировка. Могу давать мастер-класс по спокойствию, фэншуйному равновесию и прагматичному здравомыслию. «Тук-тук» – только за три дня до, когда вдруг сорвалось одно из показательных и многообещающих событий (с камнем счастья…) по весьма объективной причине. Лишь «тук-тук…», и почти никакого панического «Keep calm, come what may!»

А за день до… ОНИ приехали. Среди новых светлых лиц – Ирина, моя СОучастница по Финалу конкурсной программы проекта «Школа Росатома». Добрались, перебрались, обосновались, уже не потеряются. Мои!

День первый.

И вот они, все наперечет! Двадцать! Ответственность. Ведь придётся говорить не о навыках профессиональных, хотя мне об этом проще, а о тонких материях, в которых сама иду наощупь.

Нетворкинг. Знакомимся, устанавливаем правильные и добрые связи. Нет ни одного человека, который бы выбрал испытание «Башня-крепость» – то есть все открыты и практически доверчивы. Спасибо нашему руководителю муниципального управления образования, Алексею Павловичу Парамонову, он из тех, кто может неформально, но, по существу, высказаться, ёмко и в цель простимулировать. И ещё за мной моя школа: шепчет, ворожит и переживает. Целая школа неравнодушных, супергеройских профессионалов. Поэтому, совсем не страшно. Да и бояться некого, приехали интересные, боевые, молодые, цепкие, не отягощённые закостенелостью педагоги.

Первый опыт. Событие «На что потратить жизнь?», почти мое культовое. Стажеры сидят вместе с восьмиклассниками, «покупают» ценности. Стажеры мудрее, берегут жизненное время для крепкой семьи, здоровых детей и безопасности, на всемирную славу и знаменитостей не размениваются. Вовлекаются. Раскладывают и поглаживают любовно бумажки с ценностями. Не выбрасывают. Впрочем, и дети не выбрасывают. Сберегли и дружбу, и любимую работу, и яркие впечатления, и изрядный кусок земли для дома… Формат, который актуализирует личные ценности, заставляет задуматься, как мы тратим время и жизненную энергию. Льстит, что потом десять стикеров написали на канбан-доске именно про это событие: «Забираю!»

Время погружения в разные форматы воспитательной работы лицея. Задание: определить ту ценность, что «зашита в мероприятиях», найти был ли момент «проживания», личностной кульминации в занятии, как можно усилить формат? И так… на всякий случай, мероприятие это было или событие? Стажеры выбрали по две локации.

  1. Разговоры о важном в 9 «б» классе. Разговоры о справедливости. Ведь это важно? Понимать, что справедливость неизбежна, что либо воздаяние, либо поощрение тебя настигнет. Ребята выстраивают поведенческую блок-схему о таком тривиальном явлении, как списывание. Справедливость торжествует, она беспощадна! Участники стажировки рекомендуют этот формат, как показала рефлексия.
  2. В 6 «б» – урок основ духовно-нравственной культуры народов России «Как узнать героя?». Тема, заданная тематическим планом, может быть интересна и жива. Герой ли тот, кто достает щенка из колодца? Или тот, кто лихо опережает снежную лавину на быстрых лыжах? Или тот, кто поднимает упавшего бегуна-марафонца, пренебрегая своей победой? Позже окажется, что определить заложенную ценность в состоянии только руководитель стажировки. Впрочем, «высокие нравственные идеалы» изначально лидировали в рейтинге пока непонятных нравственных задач.
  3. Профминимум в 10 классе. Все просто, о фотографах. О том, что профессия исчезает. Но вброшен эмоциональный разрыв морального выбора. Пулитцеровская фотография и человеческая жизнь: что перевешивает? Тут разговор, скорее не о ценностях, а о нравственных механизмах – долг и совесть. Вопрос о правомерности и силе видеоконтента остается открытым.
  4. 4 класс воссоздает сказку о лицеисте Платоше, который обзывал всех, не понимая, что унижает чужое достоинство. Ученики «восстанавливали» середину видеотекста. По мнению стажеров, получилось только у одной группы. Что ж! Такова наша педагогическая реальность, таковы основания для рефлексии. Формат рождался коллективно, даже сквозь расстояния (спасибо Марине Ковалёвой из Железногорска).

Позже – целый час обсуждения увиденного. И здорово, и боязно, что стажёры честны и много говорят. Где-то «было много» учителя, где-то пережат «легковесный тон», где-то чересчур заорганизовано, где-то «что-то не так»… И то правда. В событии сценарий не доопределён. В нём ярок и актуален вызов, он точка отсчёта. Самая «жесть» творить событие в начальной школе! Как тут не переборщить с вызовом и не навредить тонкой эмоциональной организации ребенка? Как удержаться от направляющих слов, от мудрых, нечаянных подсказок, от суперинтересных заданий? Уже при обсуждении выяснили, что точка проживания – это некий духовный разрыв, эмоциональная «травма», ощущение проблемы, как личностной. Но вот алгоритма создания воспитательного события не появилось.

И вот теперь – время «техники». Мастер-класс по конструктору Романа Викторовича Селюкова. Стратегия номер один (ценность – оболочка – вызов – деятельность), и стратегия номер два (супердеятельность – вызов – ценность – оболочка…). По полочкам и с примерами про «зерно» и «фрукт», вызов и вызывателя. Руководитель стажировки представила схему на основе базисной.

Теория без практики мертва! Преодолевая кофе-брейк, стажеры погрузились в первую, совершенно безопасную пробу. Нужно было создать событие для формирования ценности «Крепкая семья». Трудно? А кому легко!? Растерянность во взгляде, много вопросов: «А если так?» Закусанные губы, перечёркнутые записи… Как кто-то написал позже на канбан-доске: «В теории всё понятно, но ты поди разработай!». Даже если вам дан простор для фантазии, что якобы есть родители, есть нужная локация и бескорыстные мастера видео- и аудиомонтажа – «поди разработай!».

Из четырех проектов запомнился один простой. Про распределение обязанностей в семье. Таблица с равным количеством ячеек для всех: сыну, папе, маме. И просто нужно вписать все заранее подготовленные обязанности в ячейки… Не столкнутся ли дети с тем, что для мамы «ячеек не хватает»? Запомнился один пронзительный… Приём «Поговори со мной»… Наверное, до слёз. Запомнился и один сложный. Практически игра в антиутопию про детектор нужности и любви, про энергометр. Подумалось, что стажеры уже могут пробовать себя на сценарном поприще…

Для релаксации и умиротворения в завершение первого дня стажировки все отправились в Детскую школу искусств, где показали творческие мастерские, прекрасные работы юных творцов, и участники стажировки сами создавали, выуживая из белой нити чистый образ ангела с мягкими, полётными крыльями. Как и у нас, к полёту и радости готовы! Ведь получилось у всех. Все с ангелами, а значит, с добром. Благодарим руководителя ДШИ А.В. Кунгину и преподавателя ДШИ, мастера макраме Т.М. Напалкову.

День второй.

Как выглядит 99% воспитательной работы в школе?

  • извинись, ты совершил неподобающее… погромче… в чем ты просишь прощения?
  • поздравляем ученицу 7 класса! Она победила в конкурсе стихотворений, с произведением Р.Рождественского. Она настоящий патриот и человек с сильной гражданской позицией!
  • Дети, Лешенька, Машенька встаньте ровнее, выше поднимите ручки! Снимаю! («чик») И ещё раз! «Мы голосуем за жизнь!» – эти буковки, что в ваших руках, составляют такую замечательную фразу!
  • Каждый должен наклеить бумажного голубя на плакат, следите, чтобы цвет соответствовал нашему флагу…

… Знакомо каждому классному руководителю и советнику по воспитанию в школе. Наверняка такие форматы имеют некий воспитательный смысл и уж тем более социализирующую основу. Но утверждать, что ценности передались невозможно. Почему? Потому что нет провокации к действию, к самопроживанию, к самоорганизации. Искусство «провокации», как признак педагогического мастерства.

Это тема для TED-выступления для организатора стажировки (тему выбираю сам, говорю, вдохновляя, вещаю от 5 до 18 минут, подбираю особый видеоряд – всё это критерии TEDх). Это была актуализация темы, мотивация на плодотворную работу, представление крутого формата для клубного часа старшеклассников – всё в одном флаконе.

Следом – вторая проба по составлению воспитательных мероприятий/событий. Только теперь в стратегии номер два: от цепляющей подростков среды, от интересной им деятельности к ядру, к ценности. Работа по методике «Проектный офис» по карусели. Две команды останавливаются на полпути, не удается именно провокация. Подумалось, что современное поколение нуждается в жесткости, в боли, чтобы почувствовать моральную дилемму. Возможно и нет, тут всё очень субъективно.

Некоторые форматы получились прямо «ух!».

Иммерсивный театр про книги. Спрячешь или нет? Подожжёшь или нет? То, что это событие – ДА! Сложно технически – 3Da! Духовно полезно – точно!

Игра про путешествие. Похоже на тренинг по тимбилдингу. Среда точно цепляет детей. Но как сделать, чтобы было опасно и нефальшиво? Определение руководителя стажировки – «в переработку»!

Наставничество. Почти тривиальный повод. Но может быть весьма эффективным и весьма действенным. Формат, рожденный как «скорая помощь».

«Антибуллинг». Самая жёсткая провокация. Как операция по живому. Среда актуальная – социальные сети. Технически сделать просто. Но задумка опасная… Прежде всего для классного руководителя. Руководитель стажировки поделилась своими размышлениями об этом с коллегами: «Мне бы было прямо страшно и горько увидеть, что дети бы промолчали…»

И «наши отличники», группа выбравшая ценность «Свобода». При общем обсуждении убрали почти половину сценария. Ибо там, где событие – нет алгоритма и сценарной определённости. Нужно докручивать…

Что ж, стажерский спринт был суперкоротким. Делимся вновь на команды и теперь работаем над итоговым продуктом. Оказалось, что «родить» две крутых идеи за день очень энергозатратно. Но через полтора часа пришлось сообщить диспетчеру по расписанию класс и локацию для события на завтра.

Ну и нужно подкрепить духовные переживания остротой и формой. И в завершение второго дня стажировки все перемещаются в гостеприимный Центр детского творчества к мастеру и режиссеру театра-студии «Арлекин» И.А. Власовой: кратко от мастера о том, что такое театральная педагогика, как высветить боль, решить личностную проблему, погрузиться в мир ценностей. Целая жизнь по пьесе Жан-Батиста Андреа «Дьяволы и святые». Участникам стажировки выпала честь быть зрителями последнего спектакля. Талантливым актёрам от 14 до 17 лет. Пьеса о многозначности и сложности мира, о любви, о настоящей дружбе и ненастоящем предательстве, о милосердии, утратах и прощении, самопожертвовании и свете в конце тоннеля. О великой силе музыки. О цепком якоре памяти. О выходе из безвыходности.

Все рыдают. Вот это разрыв! Тут и про ценность семьи, и про высокие нравственные идеалы, и про гуманизм. Дети-артисты точно пронизаны и пропитаны этими ценностями. Это главный результат театральной педагогики. Благодарим руководителя ЦДТ Т.А. Кадцину и мастера и режиссера театра-студии «Арлекин» И.А. Власову.

День третий.

Время предъявить рождённые на стажировке события. Их четыре. Со стороны кажется, что стажеры почти не переживают.

Ток-шоу «Детское и взрослое». Стратегия №2. Ситуация деловой игры. Как отметили организаторы и зрители сам факт озвучивания и обсуждения проблем понимания (непонимания) между поколениями – редкий. Детям в позиции взрослого было труднее, не все справились. Но плюс в том, что проблему определили дети и в какой-то момент вежливая дискуссия превратилась в перепалку. А это чувства и преодоление, это попытка эмпатии чужой роли.

В это же время проходило событие о ценности здорового образа жизни для 9 «б» класса. Стратегия №1. Работающий вызов, и, что важно, личностно задевает каждого: диагнозы в медицинской карте через 10 лет пугают даже несведущего. Критическое мышление и поперечное мнение руководителя стажировки зудит от желания снять часть прямых заданий ребятам. Но даже при этом крене в мероприятии концовка прекрасна – дети с удовольствием мнут и рвут свои карты.

Зона высокой ответственности: мероприятие «Особенный мир». Вызов от социальной сети. Что получилось? Получилось раскрутить восьмиклассников на съемку обращения. Что не получилось? Не получилась, возможно, проникновенная атмосфера. Будет ли продолжение идеи? Или это только разовая акция? Пока не понятно. Но это самое ответственное мероприятие, ведь вторгаясь в чужой мир, будь готов в нём остаться.

Игра «Демократия». Воистину событие, ибо есть только зачин. Чем закончится – неизвестно. Тема актуальнейшая – дворовые и опасные собаки. «Отстреливать нельзя оставлять жить». Живое обсуждение городского совета, в некоторых случаях роли удивительно совпали с игроком. Кульминация – поставить под выбранным решением проблемы личную подпись, а не ролевую. И знаете что? Хотя, на взгляд руководителя стажировки, «победило зло», раунд споров возобновился сам по себе при подписании, а потом еще обсуждали эту тему и выбор каждого практически через неделю после события. Старшеклассников задело.

Удачный ли был «выпускной» стажеров? Могу сказать только о личных ощущениях. Сохранилась неопределённость в уровне понимания главных идей стажировки. Обозначились объективные трудности в преодолении стремления всё придумать за детей. Озвучен страх, что «одной», без команды, не справиться.

Обобщенные итоги стажировки с точки зрения руководителя стажировки:

  • есть понимание того, что в работе педагога точно не будет иметь воспитательного эффекта;
  • есть коллекция идей, которые, переработав, реально использовать в собственной педагогической практике;
  • есть осознание того, как важно проживание провокации и искусство провокации;
  • есть сообщество участников стажировки и связи (поэтому мы не одни);
  • и пусть времени для отработки навыка, для прохождения практики недостаточно, практикой будет последующая деятельность.

Здорово, что несколько стажеров признались, что перезагрузка произошла. Впрочем, она произошла и у меня, руководителя стажировки. Новая ступень, новые идеи, новые цели!

С уважением, автор и ведущий стажировки Ольга Борисовна Царева

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Полезные материалы

Презентация канвы стажировки