Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Game improvisation или игровая импровизация»

«Game improvisation или игровая импровизация»

Ведущий стажировки: Чапаева Марина Сергеевна, МБДОУ «Детский сад №16», воспитатель

Участники стажировки: воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, старшие воспитатели

Даты проведения стажировки: 24.04-26.04.2023 г.

E-mail: chapaevam@yandex.ru

Город: Саров, Нижегородская область

Цель программы: Создать условия для повышения компетентности стажёров посредством овладения технологии «Game improvisation или Игровая импровизация».

Задачи программы:

  • способствовать развитию способности познания себя и открыто выражать свои чувства в межличностных отношениях;
  • погрузить стажёров в практику реализации технологии «Game improvisation или Игровая импровизация»;
  • формировать и обогащать игровую культуру педагога как профессиональную компетенцию;
  • формировать навык анализа полученного опыта в овладении и результативности технологии.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/club211184654
https://vk.com/club218675402

Участники стажировки

Алешина Татьяна Александровна, Балаково

Антонова Мария Андреевна, Заречный СО

Астраускене Марина Александровна, Железногорск

Баженова Наталия Александровна, Глазов

Бехтольд Юлия Николаевна, Удомля

Воробьёва Ольга Михайловна, Снежинск

Емельянова Ольга Сергеевна, Полярные Зори

Ерусланова Елена Анатольевна, Новоуральск

Зобкова Светлана Васильевна, Нововоронеж

Зубкова Светлана Юрьевна, Курчатов

Иванова Екатерина Александровна, Димитровград

Кащеева Татьяна Владимировна, Саров

Колпакова Оксана Николаевна, Саров

Маркелова Анна Александровна, Заречный ПО

Мыльникова Татьяна Леонидовна, Снежинск

Пятак Наталья Викторовна, Саров

Савиченко Татьяна Андреевна, Зеленогорск

Семёнова Татьяна Евгеньевна, Заречный ЗАТО

Скороспешкина Анастасия Борисовна, Снежинск

Соловьёва Ксения Юрьевна, Лесной

Херенская Светлана Александровна, Заречный ПО

Чернышева Лариса Дмитриевна, Лесной

Анализ стажировки

Стажировка проходила с 24 по 26 апреля 2023 года на базе МБДОУ «Детский сад № 16» г.Сарова Нижегородской области, в которой приняли участие 22 стажёра, из которых воспитатели (73%), старшие воспитатели (9%), заместитель заведующего и заведующие (14%) и методист дополнительного образования (4%). Все они из 15 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Глазов, Новоуральск, Заречный ПО, Заречный СО, Удомля, Балаково, Курчатов, Лесной, Полярные Зори, Нововоронеж, Снежинск, Железногорск, Димитровград, Зеленогорск, Саров. Местом обмена мыслями стала группа в социальной сети «ВКонтакте».

Чтобы лучше познакомиться со стажёрами, узнать об их профессиональном опыте и личных интересах, было предложено написать о себе в рубрике «Будем знакомы» в группе «Game improvisation или Игровая импровизация» в социальной сети «ВКонтакте», благодаря этому стало ясно, что на стажировку едут единомышленники, никто не жалеет о выбранной профессии и все готовы «ломать стереотипы» и идти вперёд!

День первый.

Первый день стажировки начался со встречи стажёров в холле детского сада. Дети подготовительной группы «Жемчужинки» приветствовали гостей и направляли их к «доске ожиданий», где стажёры на импровизированных кадрах кинопленки написали свои ожидания от предстоящей встречи.

Топ-10 самых популярных ожиданий стажеров:

  • «Незабываемых впечатлений, ярких открытых детей, новых педагогических открытий»;
  • «Новых интересных вдохновляющих идей, новых ярких эмоций»;
  • «Подзарядиться креативом и узнать, как попасть в проект «Школа Росатома»;
  • «Ярких впечатлений, ярких событий, новых друзей»;
  • «Содержательного интересного диалога»;
  • «Умения импровизировать»;
  • «Веселья, обогащения, перевоплощения»;
  • «Интересного и продуктивного времяпрепровождения»;
  • «Погрузиться в новое, интересное»;
  • «Play Games».

Итак, с ожиданиями определились, и перешли к торжественному открытию, где познакомили педагогов с основной идеей стажировки и дали начало трёхдневному шоу-марафону «Game improvisation или Игровая импровизация» в формате съёмок на студии «Кораблик». Здесь трудится дружная команда единомышленников: Васильева Майя Александровна, Колотухина Ольга Викторовна, Маринич Светлана Валерьевна, которые поддержали начинание руководителя стажировки, дав возможность «прожить» и апробировать авторскую технологию в течение четырёх лет на каждом возрастном этапе воспитанников.

И вот, первый этап технологии «Game improvisation или Игровая импровизация» – «Welcome или Добро пожаловать» для стажёров начался со съёмок программы «Будем знакомы» на телестудии «Кораблик». Вместе с педагогом-психологом Руденко Мариной Феликсовной, организаторы попытались «разбудить мозг стажёров» и подготовить их к восприятию важной информации при помощи специальных игр-упражнений, таких как «Знакомство», «Приветствие», «Самопрезентация», «Молекулы и атомы», «Ассоциации». Интеллектуальный потенциал стажёров возрос во много раз за счёт активации скрытых резервов. Сначала они были замкнуты, но благодаря доброжелательной духовной атмосфере среды детского сада, смогли раскрепоститься. Первые минуты тесного общения со стажёрами показали, что все они обладают мощным доброжелательным горящим зарядом энергии и притяжением, что смогут познать мир детской игры в новом формате – формате «Игровой импровизации», началом создания которого стали игры-импровизации, так или иначе используемые в работе.

Опрос стажёров о знании игровой технологии Е.Е. Кравцовой показал, что большинство педагогов (70%) ею владеют, поэтому пришлось сразу внести коррективы в программу стажировки, и, не прибегая к лекционному материалу, предложить им продемонстрировать свои знания. Работая в группах, стажёры смогли выявить основные аспекты игры на каждом возрастном этапе.

Затем стажёры отправились в группу детского сада, где ведущий стажировки продемонстрировал личный опыт реализации технологии на примере второй младшей группы. Анализируя увиденную режиссёрскую игру, были сделаны следующие выводы: педагог шёл от интересов детей («Мир насекомых»), среда была подготовлена так, чтобы провоцировать ребят к входу в игру и самостоятельному её продолжению, для поля деятельности был выбран нестандартный бросовый материал, который привлёк внимание детей, и они поддержали действие, педагогом был выбран плавный переход на образную игру, он же и заставил стажёров задуматься, а нужен ли он был детям, ведь образ «Бабочки» для них хоть и был привлекателен на тот момент, но не заинтересовал их так, как игра на режиссерских полях.

На обсуждении стажеры пришли к выводу, что предугадать всего невозможно, поэтому нужно держать в голове несколько вариантов развития сюжета. А чтобы его поддержать, можно обратиться к среде группы. Ведь даже малейшее изменение РППС может вновь разжечь или развить детский интерес, обогатить его мир. И для этого совсем не обязательно использовать готовые режиссёрские игровые поля, а можно самому их создать, тем самым привлечь внимание ребёнка. Немного фантазии и поле деятельности готово! Дети с радостью действуют самостоятельно, воспроизводя то, что на данный момент им интересно. Также стажёры отметили, что педагог постоянно старался провоцировать детей на действия, импровизируя не только со средой, но и с решением когнитивной задачи по познавательному развитию.

Далее последовало знакомство с остальными этапами технологии «Game improvisation» посредством предоставления опыта её применения на средней группе в образной игре. Глубже погрузившись в технологию, стажёры вычленили 4 основных этапа и пришли к следующим выводам: все этапы цикличны и каждый несёт в себе определённую цель; технология может помочь развитию детской игры и зарождению событийности уже на третьем этапе. Также было отмечено, что все составные технологии используются стажёрами в работе с детьми (наблюдение, взаимодействие с детьми и родителями, РППС, решение когнитивных задач по возрасту, образовательное событие, переход на новый уровень игры), просто их нужно упорядочить.

Но у участников стажировки появился закономерный вопрос, почему мы говорим об импровизации, а сами заранее готовимся к ней, создавая среду, вычленяя цели и задачи для их достижения, провоцируя детей к включению в нее и действуем «как бы» по намеченному плану, но в то же время говорим, что действие совершается «здесь и сейчас»?

Эти вопросы стали новым вызовом для стажёров. Чтобы получить на них ответы и понять в чем смысл импровизации, участники стажировки оправились в Саровский драматический театр, где встретились с действующими актёрами, для которых импровизация – это работа. В театре для стажеров были проведены мастер-классы, девиз которых «Раскрепощаемся – Импровизируем – Играем». Выполняя предложенные задания, педагоги узнали, что импровизация – это не спонтанное взаимодействие, а тщательно разработанное и подготовленное действие, у которого есть цель, разнообразные пути (варианты) её достижения и конечный результат. Также стажёры научились снимать внутреннее напряжение и зажимы, которые тормозят развитие собственной импровизации, «прокачали» своё внимание. И какое же «Добро пожаловать» без знакомства с историей театра и небольшой экскурсии, которую провела актриса Инесса Шевцова, если быть точнее, она познакомила с разнообразной, постоянно меняющейся средой театра, которая вдохновляет актёров на работу.

Освоение технологии продолжилось в «Кораблике», где стажёры познакомились с пространством сада и проанализировали его среду для того, чтобы начать тесно взаимодействовать с детьми и сотрудниками групп разных возрастов: «Смайлики» (младшая группа), «Дельфинчики» (средняя группа), «Капельки» (старшая группа) и «Осьминожки» (подготовительная группа). По результатам экскурсии педагогами были заполнены карты наблюдения, в которых они отобразили: проживаемый вид игры, детские предпочтения, наполняемость среды в соответствии с возрастом и интересами детей.

Проанализировав карты, стажёры сделали вывод, что РППС:

  • в группе «Осьминожки» переполнена проработанными игрушками, а необходимый по возрасту материал убран в недоступные места, также нет провокаций для детей в самостоятельном создании игр с правилами.
  • в группе «Капельки» для развития сюжетно-ролевой игры детей не хватает игрового пространства, а также не удобно расставлен игровой материал и столы.
  • в группе «Дельфинчики» не хватает места для демонстрации образов, большое количество ненужного материала, очень много персональных костюмов-образов детей и практически нет пространства для зарождения ролевых взаимодействий.
  • в группе «Смайлики» много готовых проработанных игровых полей и нет атрибутов для зарождения образной игры.

А далее – новый вызов и новая провокация в формате «Ночной переполох»! Задание для стажёров – поэкспериментировать со средой групп, выявить имеющиеся дефициты и предложить своё видение того, как её изменить, чтобы запустить цепную реакцию перемен в пользу развития детского воображения (фантазии) и поддержки детского интереса и игры.

В итоге, изменения в среде произошли! Но что этому предшествовало? Сначала стажёры просто недоумевали, как быть. Как это поменять среду, которая уже существует, в которой живут дети? Да, тяжело решиться на перемены. Стажёры долго обсуждали, что можно сделать, когда вроде бы всё устраивает. Но ведь дефициты в среде выявлены, значит надо менять! И вот, столы «летят» в разные стороны, ненужный инвентарь выносится за пределы группы, что-то меняется местами и выходит на передний план, открываясь взору детей, появляется новое нестандартное оборудование, вбрасываются провокации для развития новых игровых линий для достижения поставленной цели, в данном конкретном случае – «запустить» игру. Воспитатели групп с интересом наблюдали за работой стажёров, прислушивались, поддерживали предложенные идеи. Еще одна провокация – результаты своей работы стажёры увидят только на следующий день, просмотрев видеосюжеты с игрой детей в новой среде.

Анализ первой стажерской пробы показал, что импровизация не идёт по шаблону, но «заготовка» – цель (к чему хотим подвести) должна быть чётко выстроена в голове и не зависимо от того, куда повернёт ситуация, педагоги должны разнообразными способами достичь поставленной цели. Подвести итог первого дня было предложено в формате «Стоп кадр». Стажёры изобразили свой личный профессиональный прирост в виде картинок и схем.

Самое популярное из нарисованного:

  • «Взрыв» (эмоциональный, психологический) – «фейерверк» — «…когда скорость выделения преобладает над скоростью рассеивания»;
  • «Волна» – «Мы на одной волне»;
  • «Зажженная лампочка» –  «Много интересных идей, которые можно использовать в своей работе»;
  • «Солнышко» – «Всё начинается с «Добро пожаловать»;
  • «Матрёшка» — «…когда начинаешь играть (ассоциация с матрёшкой), открываешь каждый раз новую игрушку, и я открыла для себя что-то новое и интересное»;
  • «Праздник» – «Мир единомышленников рядом»;
  • «Губка» – «…которая всё-всё пытается впитать»;
  • «Лестница» – «С каждым шагом, с каждым часом, я иду вверх и вверх, открывая позитив и новый опыт».

День второй.

Второй день стажировки начался с «Утреннего круга» в группе «Смайлики». Стажёры снова погрузились в технологию «Игровая импровизация» и в наблюдение за детской игрой в «новой» среде. Проанализировав видеосюжеты, были сделаны выводы, что изменения, которые участники стажировки накануне привнесли в РППС групп, не только спровоцировали детей на игру согласно возрасту, но и вывели на передний план, следующий вид игры. Педагоги еще раз убедились в том, что среда должна быть мобильна и сменяема согласно детским интересам и возрастным особенностям. 

Обсуждая и анализируя собственные стажерские пробы, педагоги выделили интересные формы и провокации, использованные ими на этом этапе технологии:

  • «Режиссёрский хэнд мейд», когда можно убрать проработанные игровые поля и заменить их на нестандартные или модульные, которые могут меняться в течение игры, как это сделала команда «Смайлики».
  • «Образная мультипликация», когда обогатить образ ребёнка помогает грамотно подобранный мультфильм или сменяемость образов, предложение новых. Например, через образ, который на себя примеряет воспитатель, и действует согласно ему, как это предложила команда «Дельфинчики».
  • «Сюжетный лайф хак» то есть, привнести в детскую игру какую-нибудь «изюминку», и она спровоцирует интерес детей к совместной игре с ролевыми диалогами. Спрятанная коробка с разнообразным наполнением для сюжетно – ролевой игры по интересной для детей теме, которую «подкинула» ребятам накануне команда «Капельки»;
  • «Волшебный сундучок», когда в арсенале воспитателя и детей должны быть базовые вещи, демонстрирующие личный опыт. Например, у «Осьминожек» появляется начатая «кем-то» игра-бродилка (рядом журналы с картинками, фломастеры, клей и много другое).

Итог проделанной работы – среда «зашла»! В играх детей начали своё развитие те линии, которые предложили стажёры.

Второй этап технологии – «ТВ шоу» и у стажёров новый вызов, новая проблема, как «войти» в детскую игру, с помощью каких собственных действий её поддерживать. Чтобы в этом разобраться, в телестудии «Кораблик» началась съёмка программы «Шоу импровизация», гостьей которой стала Баба Яга (образ продемонстрировал воспитатель – Окишева Наталья). Такая форма работы помогла стажёрам приобрести опыт «вхождения» в детскую игру и создания ситуаций вызова для себя и для детей с помощью игр-импровизаций: «Вопрос – ответ», «Праздничный калейдоскоп», «Сцены из шляпы» и «Ассоциация».

Опробовав предложенные способы вхождения в детскую игру на коллегах, на каждом возрастном этапе прошла «Студийная запись» (работа с детьми) с решением когнитивных задач с помощью игр-импровизаций. Анализ проб был в формате «Пресс-конференции», где журналисты (стажёры и эксперты) задавали вопросы выступающим командам. «Горячие дебаты» показали, что в этом этапе всем ещё нужно разбираться. Так как вхождение в игру у некоторых команд получилось чётко регламентированным, с «отрывом» детей от их самодеятельной игры, некоторым педагогам было тяжело удержать внимание ребят собственными действиями. Стажёры опять вышли из ситуации комфорта. В ходе обсуждения, все сошлись в мнении, что педагоги должны чётко помнить, нельзя разрушать детскую игру, надо искать правильные не нарушающие пути входа и выхода из неё и, конечно, не забывать про возраст и интересы детей. И если на первом этапе технологии провокация была в среде, то здесь уже – провокация в действиях педагога.

Чтобы «докопаться» до сути 2 этапа технологии, стажёры приняли новый вызов. Им нужно было понять, кто такой играющий педагог. Было предложено это сделать с помощью психологического тренинга «Фантазия», где стажёры смогли обогатить свой игровой опыт способностью «взглянуть за горизонт» и «дать волю фантазии и воображению», благодаря упражнениям «Чудесный мешочек», «С вещами на выход» и «Картинная галерея», здесь, взяв карту, каждый смог приоткрыть дверь в свой внутренний мир. Это нацелило стажёров на то, что, чтобы «зайти» в мир ребёнка, нужно и себя побольше узнать, приобрести внутреннюю свободу, открыться.

После этого нужен был «Мозговой штурм». Каждая команда разработала и представила на суд слушателей и оппонентов свой «Функционал воспитателя в контексте авторской технологии «Game improvisation». Разбирая каждый пример, прошло соотнесение его с этапами технологии, подкрепив все это доказательной базой. Здесь стажёры переосмыслили свои обычные действия, чётко увидели наполнение каждого этапа. Сейчас уже понятно, что участники стажировки стали лучше разбираться в технологии, но только с позиции своей возрастной группы, а по другим возрастам ещё остались вопросы. Поэтому были ещё раз внесены коррективы в программу стажировки, и вновь подбросив провокацию, стажерам необходимо было спроектировать образовательные события в разновозрастных группах в соответствии с технологией «Игровая импровизация», и тем самым выйти на 3 этап технологии – «Демо клип».

Рефлексия второго дня прошла в интересной и необычной форме – в виде «Синквейна» – пятистрочной стихотворной формы, позволившей быстро получить результат и сформулировать свою мысль на тему: «Стажировка» («Игровая импровизация»).

Интересно было услышать следующее:

  • Стажировка. Интересная, спорная. Думать, играть, искать. Надо научить педагогов импровизировать. Игра.
  • Стажировка. Импровизированная, уточняющая. Прокачали, поиграли, рефлексировали. Вдохновение и полёт, глоток свежего воздуха. Событие.
  • Стажировка. Яркая, разнообразная. Импровизировать, играть, увлекать. Игровая импровизация мне близка и понятна. Профессиональный прирост.
  • Стажировка. Яркая, событийная. Играть, импровизировать, учиться. Очень важна для меня. Обмен опытом.

Немного перевести дух помогла вечерняя экскурсия по святым местам города.

День третий.

Третий день стажировки начался с внедрения технологии и проведения 4 разновозрастных образовательных событий, согласно жеребьёвке. Это было тесное взаимодействие команд стажеров с детьми. Ведь нужно удержать всё: содержание 4 этапов технологии, детский интерес, индивидуальные личностные качества детей, когнитивные задачи на каждый возраст, эмоциональный настрой и уже не привычную среду группы, где работали два дня, а общее пространство детского сада. Опять провокация для стажёров. Опять выход из зоны комфорта.

На первом этапе технологии у всех стажеров была тесная взаимосвязь с педагогами и сотрудниками детского сада для того, чтобы сказать детям: «Добро пожаловать, или создавать провокацию в среде». На втором этапе – «ТВ шоу», педагоги обобщили приобретенный за два дня опыт и задумали несколько путей для достижения своей цели с использованием игр-импровизаций. На третьем этапе – «Демо клип», стажеры провели четыре образовательных события с решением множества когнитивных задач в открытом пространстве детского сада (Open Space и спортивном зале). И на четвёртом – «Шаг вперёд», проанализировав свою работу, посмотрели на зону ближайшего развития всех детей, тем самым, завершив первый для себя цикл «Игровой импровизации».

Как результат, благодаря приобретённому опыту, а также личному креативу, воображению и импровизации прошли 4 образовательные события, спроектированные стажёрами.

Первое событие «День рождения Атомовёнка». Хорошая задумка, где дети вместе с Крокодилом Геной и Чебурашкой готовили торт для Атомовёнка по специальному рецепту, которая могла вылиться в огромное интересное событие, если бы педагоги вовремя передали инициативу «в руки детей» и «отошли», но, что-то пошло не так и «событие» превратилось в анимацию со стороны взрослых. Итог, большую часть времени действовали взрослые, а дети просто смотрели.

Второе событие «Цирк». Здесь грамотно была проведена работа по поддержке детских интересов и инициатив. Каждый ход события шёл к определённой цели. Дети нашли себе дело по душе, предложив сотрудникам цирка свою помощь и свои идеи развития действий. Цирковое представление состоялось!

Третье событие «Оркестр». Продуктивная работа. Постоянные вбросы провокаций. Педагоги увидели в детях высокий уровень произвольности, услышали живой звук и увидели выступление «настоящего» оркестра. Однако нужно не забывать держать в поле зрения всех детей, чтобы каждый достиг той цели, которую начал выполнять, в нашем случае поиграл в концерте на том музыкальном инструменте, который смастерил.

Четвёртое событие «Чебурашка приглашает друзей». Событие пошло от инициативы детей, как следствие – полная их вовлеченность. Оно увлекло ребят настолько, что сымпровизированное детьми «Кафе» зародило место встречи с друзьями, куда хочется прийти и пообщаться. Но и здесь встал вопрос – как грамотно выйти из игры, когда игра так захватила ребят, а пришло время заканчивать.

Итак, подведя итог стажёрских проб, можно сделать следующие выводы:

  • первое, чтобы образовательное событие состоялось, нужно чтобы перед детьми постоянно стоял вызов – проблема, тогда у них произойдёт эмоциональный отклик, появится продукт деятельности;
  • второе, нужна внутренняя свобода педагога, за которой последует своевременная передача инициативы «в руки детей» для демонстрации ими своего личного опыта;
  • третье, чёткое понимание своих действий в достижении поставленной цели, подбор нескольких вариантов входа и выхода из проблемных ситуаций.

Завершало трёхдневный шоу-марафон «Игровая импровизация» оценочное событие в форме игры «КВН», где эксперты и стажеры подвели итог сформированности компетентности по овладению технологией «Game improvisation или Игровая импровизация». Стажёры провели самоанализ успешности стажёрских проб, спланировали собственные траектории развития по применению технологии в своей педагогической деятельности. Стажёры приняли новый вызов и вновь играли. «Визитка», «Игровой биатлон», «Музыкальное домашнее задание» – показали экспертам и всем участникам стажировки, какой «Шаг вперёд» сделал каждый на 4 этапе технологии.

Домашнее музыкальное задание поставило красивую музыкальную точку стажировки. Мотив и слова песен отождествили технологию в деле.

В «Отзывах о стажировке» были видны планы педагогов на будущее: трансляция полученного опыта в своих детских садах, дальнейшее профессиональное развитие, также отмечен положительный эмоциональный фон стажировки и возможность для профессионального общения и обмена опытом.

Проведя анализ ожиданий и результатов стажировки, пришли к выводу, что у педагогов произошли профессиональные и личностные изменения, появилось желание внести технологию в свою практику. Ожидания, с которыми стажёры пришли на стажировку, полностью оправдались.

С уважением, автор и ведущий стажировки, Марина Сергеевна Чапаева

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Полезные материалы

Дневник стажёра