Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Создание многокомпонентного образовательного пространства для развития социального интеллекта детей посредством внедрения технологии «Game up», обеспечивающей поддержку и развитие дошкольников в игровой деятельности»

Список участников стажировки:

  1. Боровик Инна Борисовна, г.Курчатов
  2. Вавилина Ольга Николаевна, г.Снежинск
  3. Донцова Ксения Рудольфовна, г.Новоуральск
  4. Егорова Наталия Владимировна, г.Новоуральск
  5. Епифанова Маргарита Сергеевна, г.Лесной
  6. Котельникова Наталья Викторовна, г.Лесной
  7. Кузнецова Ольга Владимировна, г.Зеленогорск
  8. Кутузова Юлия Викторовна, г.Зеленогорск
  9. Маврина Наталия Владимировна, г.Саров
  10. Осинцева Полина Петровна, г.Снежинск
  11. Черкашина Анна Юрьевна, г.Волгодонск
  12. Щиголева Ирина Николаевна, г.Снежинск

Ознакомиться с программой стажировки

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Овладение стажёрами приемами технологии «Game up», обеспечивающей развитие социального интеллекта дошкольников, поддержку и развитие их в игровой деятельности.

1.2. Задачи программы:
  • создание условий для погружения стажёров в сензитивную среду апробации приемов педагогической технологии, обеспечивающей поддержку и развитие дошкольников в игровой деятельности;
  • знакомство с технологией «Game up»: алгоритм внедрения и варианты использования в образовательном процессе, совместной деятельности и взаимодействии с родителями (законными представителями) детей;
  • развитие самостоятельного мышления стажёров и получение наглядного результата мыслительной деятельности при использовании технологии «Game up»;
  • создание условий для рефлексии и самооценки стажёрами своей деятельности;
  • разработка критериев самооценки результатов стажёрских проб.
1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Современная жизнь ставит перед системой образования новые сложные задачи – поиск эффективных средств воспитания молодого поколения, которому предстоит действовать в условиях демократического, самоуправляющего и динамичного общества. Это требует высокого уровня гармоничного развития личности ребенка.

Задача современного образования – не просто дать знания воспитанникам, а научить детей добывать знания и применять их на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями. Система дошкольного образования – начальная ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Дошкольное образование ставит цель – сформировать инициативную, любознательную и социализированную личность.

Социальное развитие – процесс и результат качественных и количественных изменений, происходящих в человеке в процессе его приобщения к культурным ценностям под влиянием социальной культуры и становления его универсальных социальных способностей. В процессе социального развития происходит усвоение ребенком общественно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

Дети любят наряжаться, примерять разные образы. Но часто возникают проблемы с простраиванием сюжета игры, что служит одной из причин «затухания» игры. «Game up» – технология, обеспечивающая развитие дошкольников в игровой деятельности. Технология направлена на пролонгацию детьми сюжета игры с опорой на карты Проппа. «Game up» – механизм запуска игры, причем работает он на любом этапе игры. «Game up» не ограничивает выбор детей в развитии сюжета, а дает возможность развернуть сюжет в другой плоскости. Наиболее эффективно применение технологии «Game up» в сюжетно-ролевой игре и играх с правилами, что согласно классификации игр по Е.Е. Кравцовой соответствует возрасту 5 – 7 лет.

В сюжетно-ролевой игре «Game up» позволяет развивать сюжетную линию, менять ее направление, а также более детализировано погрузиться в «драматургию сюжета». А в игре с правилами «Game up» помогает расширить спектр правил, давая возможность продлить время игры, изменить участников, концепцию игры. В возрасте 2 – 5 лет, что согласно классификации игр Е.Е. Кравцовой соответствует режиссерской и образной игре, дети получают базовые знания знаковой системы карт Проппа.

Технология «Game up» не нарушает ход самодеятельной игры, а наоборот является вариативным способом поддержки и ее развития.

Обладая базовыми знаниями знаковой системы карт Проппа, ребенок расшифровывает сигнал на карте, «вброшенной» педагогом – провокатором. В зависимости от этой расшифровки меняется направление игровой деятельности и инструментарий для реализации того или иного сюжета игры. Педагог «провоцирует» картами, а ребенок воплощает собственную инициативу в выборе и дальнейшем развитии сюжета: его наполнении, системы атрибутов, декораций и т.д. «Game up» – педагог вбрасывает карту в игру => игра может изменить перспективу развития как по горизонтали (развитие и/или смена сюжета), так и по вертикали (более детализированное погружение в «драматургию сюжета»).

Еще одной причиной «затухания» игры служит бедный социальный опыт. Дети не видят модели поведения в семье. Технология «Game up» помогает вовлечь родителей в образовательный процесс, а именно научить и вооружить их приемами передачи жизненного социального опыта.

«Game up» – средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию, а также средством создания единого образовательного пространства.

Итак, основа «Game up» – это совместная деятельность, предполагающая определенные аспекты:

  • включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
  • участие педагога как провокатора игровой ситуации;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации образовательного пространства);
  • открытый временной конец (каждый участник работает в своем темпе).

Содержательный блок программы.

2.1. Программа стажировки.

Концепция программы стажировки – сюжетосложение в тематическом аспекте «GAMES FACTORY» (Фабрика игры). «GAMES FACTORY» – это погружение в работу механизма создания игры: от зачина (спонтанного начала) – до открытого финала, в процессе которого стажёрам будет представлена возможность применения технологии «Game up».

Технология «Game up» – импульс формирования, активизации, пролонгации детьми сюжета игры с опорой на карты Проппа в условиях самодеятельной игры.

У стажеров есть возможность самим стать участниками функционирования цехов «GAME`S FACTORY», определив сюжетную линию, в которой они «проживут» 3 дня стажировки.

Программа стажировки «GAME`S FACTORY» (Фабрика игры) включает 3 модуля: «Жили-были…» – вводный модуль, направленный на исследование проблемы и погружение в теорию. «Появление друга-помощника» – практический модуль, направленный на обогащение опыта работы, продуктивное взаимодействие. «Счастливый конец» – заключительный, направлен на использование приобретенных навыков, рефлексию и оценку работы стажировочной площадки.

Активные методы работы со стажёрами: мозговой штурм, дебаты, самоанализ, деловая игра, ролевая игра, круглый стол, рефлексия, ситуационный анализ – ролевой метод «Шесть шляп», творческая мастерская, POEMS-анализ, методический мост – обеспечивают высокий уровень работоспособности и активности. Такая организация стажировки позволит ее участникам на себе испытать эффективность применения технологии «Game up» для поддержки и развития детской игры и успешно овладеть ее приемами для дальнейшей педагогической работы.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировкиСодержание
«GAME`S FACTORY: Жили-были…» – вводный модуль (4 часа)
I. Формировать личностные и профессиональные компетенции педагогов: создание тезауруса стажёра по теме стажировочной программы, проявление инициативы в выборе вектора прохождения стажировки, запуск механизма технологии–    Входная диагностика, актуализация имеющегося опыта работы в условиях реализации ФГОС ДО; –    «Синектическая сессия»: определение стажёрами личностно-значимых целей обучения на стажировке; –    «Организация исследовательских бюро» – технология создания команды, создание маркеров наблюдения; –    Практико-ориентированный анализ «Достижение целевых ориентиров дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»; –    Круглый стол «Многокомпонентное развивающее образовательное пространство «GAME`S FACTORY» в соответствии с ФГОС ДО».
–    GAME`S FACTORY: «Game up» – запуск игры – знакомство с технологией, алгоритм внедрения и применения технологии в условиях самодеятельной игры; –    Мультимедийная презентация: «Game up», родители: развитие социального интеллекта детей, посредством включения в игровую деятельность родителей»; –    «Game up», стажеры»: Выбор форм проведения стажировки и вектора прохождения стажера в ней.
«GAME`S FACTORY: Появление друга-помощника»практический модуль (14 часов)
II. Формировать умение встраивать «собственную практику» в структуру работы площадки III. Актуализировать практический навык стажеров по освоению технологии «Game up» на уровне «взрослый – взрослый»–    «GAME`S FACTORY»: рассмотрение принципов технологии моделирования образовательного пространства, включающего организацию разнообразных видов деятельности – условие формирования активности ребенка; –    Стажерская проба: проектирование экспертной карты по оценке предметно-пространственной и образовательной среды; –    Погружение стажеров в образовательную среду ДОУ: апробация разработанной карты; –    «Игровое бюро»: проектирование игровых ситуаций с применением заявленной технологии; –    Оценочное событие: презентация стажерами собственных «игровых бюро» (рефлексия стажёров).
IV. Формировать умение переносить собственную практику в освоении технологии «Game up» на уровень «взрослый – ребёнок» (апробация полученного опыта)–    Стажерская проба: «Внедрение и апробация «Игровых бюро» с воспитанниками МАДОУ»; –    Методический мост «Применение «Game up» в образовательном пространстве» (Оценочное событие).
«GAME`S FACTORY: Счастливый конец» – заключительный модуль (6 часов)
V. Формировать умения разрабатывать критерии самооценки деятельности в условиях стажировочной площадки и оценивать эффективность самореализации по данным критериям (публичная защита стажёрами результатов деятельности программы = самопрезентация)–    Семинар-практикум «Обобщение материалов по овладению приемами технологии «Game up», направленной на развитие и поддержку игровой деятельности у детей в рамках ФГОС дошкольного образования»; –    «GAME`S FACTORY: Мастерская идей»: презентация стажёрами «продуктов», созданных во время стажёрских проб; –    Стажерская проба «Создание системы оценки результативности и эффективности применения технологии «Game up» для поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста»; –    Оценочное событие POEMS-анализ, заполнение рефлексивной карты стажёра.
2.2. Учебный план стажировки.
Формулировка понятийной и практической задачи, решаемой в рамках стажировкиКоличество часов
ЛекцииПрактические занятияСтажёрская пробаОценочное событие
I. Формировать личностные и профессиональные компетенции педагогов: создание тезауруса стажёра по теме стажировочной программы, проявление инициативы в выборе вектора прохождения стажировки, запуск механизма технологии0,52
II. Формировать умение встраивать «собственную практику» в структуру работы площадки0,51
III. Актуализировать практический навык стажеров по освоению технологии «Game up» на уровне «взрослый – взрослый»432
IV. Формировать умение переносить собственную практику в освоении технологии «Game up» на уровень «взрослый – ребёнок» (апробация полученного опыта)221
V. Формировать умения разрабатывать критерии самооценки деятельности в условиях стажировочной площадки и оценивать эффективность самореализации по данным критериям (публичная защита стажёрами результатов деятельности программы = самопрезентация)222
11085

Способы оценки результатов стажировки.

3.1. Внешняя оценка результатов стажёров.
  1. Рецензирование созданных материалов экспертной группой: Сабирова Т.И., заведующий МАДОУ, Польская О.В., заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, Фатеева Е.В., автор стажировочной программы, сторонние приглашённые эксперты;
  2. Представление созданных материалов сетевому педагогическому сообществу и получение экспертной оценки;
  3. Представление материалов на конкурсы и в СМИ муниципального, областного и федерального уровней, написание методических статей по изученным вопросам;
  4. Размещение полученных материалов на сайтах педагогических сообществ («Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/», «Школа Росатома», «Педсовет.org», Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру», «Дошкольное воспитание и образование», «Всё для детского сада», «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» и пр.).
3.2. Самооценивание стажёрами собственных результатов.

Самооценивание стажёрами собственных результатов будет проходить по ежедневным маркерам наблюдения, которые участники создадут в первый день работы стажёрской программы.

Также планируется оценочное событие в виде POEMS-анализа и заполнение рефлексивных карт.

Рефлексивная карта стажёра.

Оценка стажёром уровня представленных результатовНе проявлено (низкий уровень)Частично (средний уровень)Полностью (высокий уровень)
Достижение цели стажировки
Значимость выполняемой стажёром работы
Самостоятельность при выполнении поставленных задач
Мотивация в проведении стажёрской пробы
Качество и практическая значимость созданных стажёром материалов
Что не удалось:

Результат работы стажерской площадки признается успешным в том случае:

  • если не менее половины стажеров дают положительный отзыв о результатах программы стажировки,
  • не менее половины стажеров получают положительную рецензию на созданные материалы (качественные критерии) и среднее арифметическое значение результатов работы стажера не менее половины от максимального количества баллов (количественный критерий).
План проведения стажировки

Анализ стажировки

Дети очень любят наряжаться, примерять разные образы. Но часто возникают проблемы с простраиванием сюжета игры. Суть сюжетной игры в свободном движении в воображаемой ситуации, в отсутствии заранее подготовленного законченного плана ее развертывания. Иногда недостаток жизненного опыта детей ведет к «затуханию» игры или ее прекращению.

Общепризнанно, что главным фактором развития социального интеллекта в раннем дошкольном детстве является семья. Мы ставим перед собой задачу: повышать уровень социального и эмоционального интеллекта детей через «проживание жизненных ситуаций» в игре, включая родителей в игру, тем самым перенося жизненный опыт взрослого в игру.

Исходя из изложенного материала, были поставлены цель и задачи стажировки «Создание многокомпонентного образовательного пространства для развития социального интеллекта детей посредством внедрения технологии «Game up», обеспечивающей поддержку и развитие дошкольников в игровой деятельности».

Цель: овладение стажёрами приемами технологии «Game up», обеспечивающей развитие социального интеллекта дошкольников, поддержку и развитие их в игровой деятельности.

Задачи:

— создание условий для погружения стажёров в сензитивную среду апробации приемов педагогической технологии, обеспечивающей поддержку и развитие дошкольников в игровой деятельности;

— знакомство с технологией «Game up»: алгоритм внедрения и варианты использования в образовательном процессе, совместной деятельности и взаимодействии с родителями (законными представителями) детей;

— развитие самостоятельного мышления стажёров и получение наглядного результата мыслительной деятельности при использовании технологии «Game up»;

— создание условий для рефлексии и самооценки стажёрами своей деятельности;

— разработка критериев самооценки результатов стажёрских проб.

Первый день можно охарактеризовать как день погружения в теорию.  

В рамках знакомства педагогам было предложено представить себя в любом художественном образе для обозначения своей позиции и ожиданий от стажировки. Из общей картины ожиданий видно, что 33% стажеров нацелены на личностные изменения своей педагогической позиции по отношению к детской самодеятельной игре, 25% стажеров приехали с желанием получить новые знания и практический опыт внедрения игровых технологий для поддержки детской игры, 42% обозначили в ожиданиях новые знакомства с коллегами и обмен опытом по теме стажировки.

Далее последовала входная диагностика и актуализация имеющегося опыта педагогов в условиях реализации ФГОС ДО. По результатам диагностики было замечено, что 58% стажеров уже знакомы с классификацией видов детской самодеятельной игры Е.Е. Кравцовой. Это позволило организовать работу по знакомству с технологией Е.Е.Кравцовой и систематизации знаний и в командах стажеров с опорой на имеющийся опыт педагогов.

Большой блок работы, направленный на анализ проблематизации развития детской самодеятельной игры, был проведен в виде синектической сессии «Изба страхов игры». В ходе дискуссии стажерами были выявлены затруднения, которые препятствуют развитию игры, проведен критический анализ причин «затухания» игры и отбор оригинальных идей по решению данных проблем.

Проделанная работа позволила стажерам определить функционал воспитателя по поддержке детской самодеятельной игры.

В рамках стажерской пробы были разработаны карты по оценке РППС, направленной на поддержку детской самодеятельной игры, по которым стажеры и провели оценку среды в группах ДОУ. Перед стажерами была поставлена задача прежде чем провести оценку среды, определить по остаткам игровой деятельности возрастную категорию группы. В ходе погружения стажеров в игровую развивающую среду групп педагоги  показали свой высокий профессионализм, но и зафиксировали определенные трудности в определении возрастной группы детей по представленной РППС. В командной работе по представлению результатов анализа среды была отмечена активная профессиональная позиция стажеров.

Так же стажерами в ходе дискуссии и обсуждения было отмечено понимание важности участия всех компонентов Многокомпонентного развивающего образовательного пространства для поддержки и развития детской игры.

 Логическим завершением первого дня, в рамках рефлексии,  стало задание по написанию стажерами спонтанной сказки с участием в сюжете героя, представленного утром в качестве «своего творческого Я» (при знакомстве), выражением собственного мнения о проведенном дне и использованием 3 карт Проппа, с которыми педагоги познакомились в ходе работы за день.

Результат рефлексии показал смещение позиции части участников стажировки в сторону личностных изменений «играющего педагога» (17% стажеров). Но некоторыми педагогами были отмечены собственные дефициты в определении ведущего вида игры и возрастной группы, трудности в осмыслении игры как преобладающего вида в образовательном процессе (33% стажеров), а так же в перестроении своего педагогического мышления (17% стажеров).

В ходе работы в течение дня стажерами были обозначены такие качества играющего педагога, как умение передавать образ героя и умение сочинять сказки для развития и поддержки детской игры. Поэтому домашнее задание было напрямую связано с этим ресурсом педагогического мастерства. Задание  предполагало работу в группах по сочинению Short-story c использованием карт Проппа, полученных стажерами в ходе выполнения заданий в течение дня. Таким образом, постепенно происходило знакомство с картами Проппа, которые напрямую связаны с предлагаемой на стажировке технологией.

Второй день прошел в ключе знакомства с технологией «Game up» и ее практической отработкой.

Ярким началом второго дня стало обыгрывание подготовленных вечером Short-story. Основной задачей данного задания было раскрытие творческого потенциала стажеров в области создания продуманных образов из различного материала и творческого, эмоционального представления своего образа и включение его в общий сюжет.

Обеспечить наглядное знакомство с технологией «Game up» позволило включение стажеров в образовательное событие «Game`s factory», в рамках которого были представлены различные варианты использования карт Проппа для организации  и развития игровой деятельности детей.

В ходе события работали различные мастерские и игровые зоны. Стажеры наравне с детьми участвовали в игровой, экспериментальной и предметной деятельности.

В ходе анализа образовательного события стажерами была отмечена эффективность применения технологии для развития игровой деятельности детей. Хотя часть стажеров заметили отсутствие непосредственно самодеятельной игры на отдельных этапах события, но отметили, что технология продуктивно сработала для провокации самодеятельной игры на этих этапах. Так же  были выдвинуты идеи как можно организовать дальнейшую работу с детьми по обогащению игры. А в продуктивной деятельности стажерами отмечен высоко качественный уровень навыков детей по обогащению игры атрибутами и элементами костюмов.

В течение оставшегося дня педагоги отмечали, что участие в образовательном событии послужило подготовительным этапом к самодеятельной игре.(этот анализ лучше сделать более развернутым, т.к. это важный и интересный момент, и игра все-таки была, а при обсуждении стажерами были выдвинуты идеи как можно было организовать дальнейшую работу с детьми по обогащению игры)

Далее стажерам было дано задание самим организовать (спровоцировать) или включиться в детскую игру. Для погружения стажерам были предложены группы старшего и подготовительного возраста. Педагогами отмечено, что дети свободны в игровой деятельности. Но возникли  некоторые трудности с обыгрыванием продуманного «сценария» игры, так как дети приняли не все провокации педагогов и предложили свои варианты разворота сюжета. Позже, при рефлексии, стажерами было отмечено, что эти трудности они не расценивают как неприятие детьми игры. Участниками стажировки сделан вывод, что для детской самодеятельной игры более важно умение педагога импровизировать, чем подготовленный сценарий или сюжет игры.

В свою очередь педагогами-экспертами детского сада был отмечен хороший уровень игровых умений стажеров и их способность к импровизации. Так же стажерами и экспертами была отмечена эффективность применения игровых приемов, полученных в ходе стажировки.

В качестве рефлексии второго дня стажерам было предложено составить синквейн о впечатлениях прожитого дня. Участники отметили изменения, которые произошли благодаря получению новой информации, расширению опыта в практической работе, а так же переосмысление своего отношения к игре.

Третий день был направлен на оценку эффективности технологии, а так же собственной деятельности стажеров.

К началу третьего дня стажеры уже знакомы с принципами работы технологии «Game up», и даже апробировали ее применение на практике. Поэтому для завершения картины о Многокомпонентном развивающем образовательном пространстве (МРОП) логично выглядело обсуждение мультимедийной презентации ««Game up», родители» и активных форм работы технологии для всех компонентов МРОП.

Большим блоком работы стал POEMS-анализ технологии «Game up», проведенный в виде дебатов. В ходе подготовки педагоги-стажеры в пяти микрогруппах анализировали достоинства и недостатки технологии по пяти кластерам People (люди), Objects (предметы), Environment (окружающая среда), Messages (коммуникационные послания), Services (услуги). После чего каждая группа в виде дебатов представляла плюсы и минусы технологии по одной из категорий.

POEMS-анализ предоставил стажерам возможность проанализировать технологию на собственном опыте, а проведенная в форме дебатов защита позволила расширить спектр особенностей технологии. Педагоги могли легко спроецировать внедрение технологии в свою педагогическую деятельность и оценить возможность ее применения.

Завершением стажировки стала рефлексия «Web-впечатления». Сеть впечатлений стажеры «тянули», осмысливая три прожитых дня стажировки, глубоко анализируя прожитый опыт и приобретенные навыки, обозначая свою позицию принятия или непринятия ключевых моментов технологии и оправданность ожиданий от стажировки. По мнению экспертов и инициативе стажеров итоговое мероприятие прошло в глубоко рефлексивной форме. Для нас, как организаторов стажировки, значимо желание стажеров поделиться своими переживаниями и дать обратную связь. Большая часть рефлексивных комментариев стажеров содержала планы на перспективу: завершение работы над фотоальбомами, трансляция полученного опыта в своих коллективах, работа над собой. При этом было несколько высказываний и об опасениях относительно их реализации своих планов. Но, по собственному мнению стажеров, эти опасения еще более мотивируют их для внедрения полученного опыта в свою деятельность. А так же в ходе заключительного анализа стажерами отмечено, что все ожидания оправдались, даже в большем объеме, чем предполагали в начале стажировки.

В рефлексивных же картах по окончании стажировки 67% стажеров отметили, что стажировка помогла им пересмотреть свою позицию по отношению к детской игре и «предвзятое к ней отношение», а так же побороть «свои страхи», как играющего педагога.

Анализ результатов стажировки.

Стажировка предполагала большой объем практики взаимодействия стажеров с детьми. Выход в группы происходил ежедневно. Работа с воспитанниками была организована как в непосредственно игровой деятельности, так и в рамках педагогического наблюдения и оценки среды. Весь теоретический материал, представленный на стажировке, получал свое подтверждение и закрепление на практике в деятельности с воспитанниками. Такая организация рабочего процесса позволила не только обеспечить формирование у стажеров понимания взаимосвязи теории с работой педагогов в группах, но и обеспечить смену деятельности во время всей стажировки.

Так же особенностью данной стажировки стало то, что более половины стажеров были уже знакомы с классификацией и особенностями игр по Е.Е. Кравцовой, что позволило организовать работу в группах с опорой на имеющийся опыт и знания стажеров. Опыт передавался в ходе взаимодействия стажеров.

Всеми стажерами были отмечены интересные и активные формы работы, а так же деятельностный подход к работе с педагогами на стажировке, способствующие профессиональным и личностным изменениями.

В заключение отметим, что команда МАДОУ №1 считает прошедшую стажировку успешной. Все поставленные задачи были решены, и цель стажировки достигнута.
 

Фотоальбом стажировки

Видеоролики стажировки

Отзывы стажеров

Отзывы стажеров