Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Педагогическая навигация: образование через игру»

«Педагогическая навигация: образование через игру»

Ведущий стажировки: Фура Екатерина Львовна, МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Гармония», структурное подразделение – детский сад №22 «Надежда», воспитатель

Участники стажировки: воспитатели дошкольных образовательных организаций

Даты проведения стажировки: 08 – 10 апреля 2024 года

E-mail: ekaterinafura@yandex.ru

Город: Новоуральск, Свердловская область

Цель программы: сформировать у стажеров целостные представления об игровой деятельности с включением когнитивных задач по пяти образовательным областям, отраженных в ФОП ДО, для ее успешного внедрения в образовательный процесс.

Задачи программы:

  • Способствовать формированию представлений об игровой деятельности как основе образовательного процесса, направленной на личностное развитие детей в соответствии с целевыми ориентирами ФОП ДО.
  • Создать условия для активного погружения стажеров в практико-ориентированную деятельность по освоению тактики изменения педагогического взаимодействия с детьми.
  • Предоставить возможность стажерам самостоятельно апробировать, инициативные педагогические действия для достижения баланса между запланированными и инициированными детьми видами деятельности в рамках игровой деятельности.
  • Обогатить профессиональный опыт использования различных форм и методов развивающего оценивания качества образовательной деятельности.
  • Совершенствовать рефлексивные умения педагогов в процессе осуществления стажерской практики.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/club224743579

Участники стажировки

Ведерникова Александра Игоревна, Лесной

Гусарова Ксения Сергеевна, Озерск

Еремеева Наталия Владимировна, Лесной

Каблова Надежда Юрьевна, Саров

Караева Елена Сергеевна, Заречный ПО

Карягина Ангелина Николаевна, Трехгорный

Леус Екатерина Юрьевна, Зеленогорск

Ломакина Анастасия Анатольевна, Лесной

Новгородцева Ольга Сергеевна, Снежинск

Окишева Евгения Сергеевна, Северск

Олейникова Вера Владимировна, Усолье-Сибирское

Перетокина Ксения Владимировна, Заречный ПО

Рогова Ксения Алексеевна, Снежинск

Титова Анна Борисовна, Трехгорный

Фесенко Екатерина Владимировна, Снежинск

Хаиртденова Ольга Михайловна, Снежинск

Чернышева Лариса Дмитриевна, Лесной

Чухалева Оксана Васильевна, Заречный СО

Шаршакова Марина Александровна, Димитровград

Анализ стажировки

Стажировка проходила с 8 по 10 апреля 2024 года на базе детского сада №22 «Надежда», структурного подразделения МАДОУ детский сад «Гармония» города Новоуральска Свердловской области, в которой приняли участие воспитатели, старшие воспитатели и педагог-психолог из 11 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Лесной, Зеленогорск, Заречный ПО, Димитровград, Усолье-Сибирское, Северск, Озерск, Саров, Заречный СО, Трехгорный и Снежинск. Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».

День первый.

Первый день стажировки начался со встречи стажёров в холле детского сада. Дети приветствовали гостей и для поднятия настроения дарили каждому парус «Надежды», сделанный своими руками, с приятными пожеланиями на будущие 3 дня стажировки. На торжественном открытии всех стажеров превратили в интернов «Школы Росатома» и объявили стажировку в «Клинике «Надежда» открытой. Интерны прочитали клятву, им были вручены специальные отличительные значки интернов и после этой торжественной части интерны были пригашены в ординаторскую.

В ординаторской у каждого стажера был «Дневник интерна» для важных записей, для выполнения заданий и, в том числе, для отражения своих ожиданий о стажировке в рубрике «Ожидание/реальность».

Колонку «Ожидание» интерны заполняли в первый день.

Несколько примеров ожиданий стажеров:

  • «Новый опыт для работы»
  • «Хочу понять, что такое «Детский сад «Школы Росатома»»
  • «Как реализовать образовательные задачи в Образовательном событии»
  • «Посмотреть РППС»
  • «Узнать об организации образовательной деятельности через игру» и др.

Колонка «Реальность» заполнялась в последний день стажировки, чтобы увидеть то, какой прирост получили стажеры. Несколько примеров ответов стажеров:

  • «Переняла опыт в организации РППС в каждой возрастной группе»
  • «Научилась правильно организовывать пространство группы»
  • «Узнала об Образовательном событии»
  • «Посмотрела, как в игре решаются образовательные задачи»

Ведущий стажировки объявил миссию интернов: создание вакцины «Успешное образование в игре». Каждый день мы наполняли пробирку теми составляющими, которые необходимы для успешного образования в игре. Этот метод рефлексии позволит стажерам систематизировать свои полученные знания, чтобы не оставлять важные опорные точки, где-то в просторах «Дневника интерна», а прямо увидеть их и вспомнить, что было содержательного по каждому пункту.

Чтобы лучше познакомиться со стажёрами, узнать об их профессиональном опыте и личных интересах, было предложено написать о себе в блиц-интервью «Давайте знакомиться»: где свой профессиональный опыт они отражали с помощью одного слова прилагательного, а ожидания – одного существительного, благодаря этому стало ясно, что на стажировку приехали единомышленники, готовые к новым открытиям и жаждущие профессионального прироста. Например, Вера Олейникова из Усолья-Сибирского сформулировала ожидания с помощью слова «Игра», Анна Титова из Трехгорного – «Событие» и так далее. Стажеры хотели узнать, зачем играть с детьми, что такое образовательное событие, и как решать образовательные задачи в игре?

Подготовить «почву» для рассуждений и узнать, какие технологии легли в основу «Технологической карты» ведущий стажировки воспользовалась выбранной концепцией стажировки в клинике «Надежда» и все этапы отразила в виде «Справочника болезней», где мы определяли «болезнь» и подбирали «лечение». «Болезни» касались не конкретных педагогов ДОУ, обобщенный «портрет» педагога ДОУ, их заблуждения, неправильный подход к работе. А мы, как педагоги, стремящиеся к правильному подходу, для счастливого дошкольного детства детей, изучаем «болезнь» и ищем пути «лечения». А дальше «лечение» – было отражением тех технологий, с которыми участники знакомились в течение трех дней стажировки.

Первый день можно охарактеризовать как день погружения в теорию, для этого команда детского сада подготовила «вещественные доказательства», которые стимулировали стажеров на рассуждения и провоцировали их на дискуссии.

Первую «болезнь», которая является целью деятельности учреждения сети проекта «Школа Росатома», определили все участники стажировки: «Как реализовать ФОП ДО с помощью Сетевых стандартов проекта «Школа Росатома». Для изучения данной «болезни», участники стажировки собрали анамнез: что такое ФОП ДО и Сетевые стандарты «Школы Росатома». Для лечения данной «болезни», команда клиники «Надежда» с детьми подготовили анимационный мультфильм-сказку, где рассказали историю развития дошкольного образования со времен ФГТ до наших дней. По окончании сказки и в процессе обсуждений, участники стажировки сделали вывод, что Сетевые стандарты позволяют на высоком уровне реализовывать требования ФГОС и ФОП дошкольного образования, они в априори не могут вступать в противоречие. Каждый интерн в «Справочнике болезней» записал первое «лечение».

Переходя к следующему этапу, внимание интернов было обращено на важное понятие, волнующее каждого участника стажировки – «игра». Одним из Сетевых стандартов «Школы Росатома» определено, что игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Это же отражено в Федеральной программе, но мы решили определить истину – так ли это? Для чего ведущий стажировки пригласил интернов на «Практику №1». Все участники погрузились в совместную деятельность ведущего стажировки с ребятами из группы «Звездочка» в режиме реального времени. После этого интерны провели анализ и определили, что совместная деятельность с детьми – это самобытная деятельность ребенка, а задачи решаются в образовательном событии, стартом для которого является ведущая деятельность ребенка.

Одной из задач дня, посвященного теории, было знакомство стажеров с классификацией видов развития детской игровой деятельности Е.Е. Кравцовой, так как не все участники были знакомы с данным подходом. Последовавшее за этим знакомство с содержанием и требованиями к организации деятельности педагога в соответствии с данной технологией проходило в форме активного анализа педагогами своей ежедневной практической деятельности. Компетенции, сформировавшиеся у стажеров в ходе такого анализа: во-первых, расширение теоретических знаний в области дошкольного образования, во-вторых, осознание необходимости регулярной саморефлексии и анализа собственной педагогической практики для улучшения качества образования.

Затем, когда раскрыты все нюансы технологии развития и поддержки игры, интерны определили, какой вид игры продемонстрировал ведущий стажировки – это была образная игра. Как же они это определили? Во-первых, педагог был в образе бабушки Марфы: подобран образ, речь педагога была изменена с говором человека старшего поколения. Во-вторых, когда педагог вошел в игру детей, ребята были в самодеятельной игре, в разных образах: лиса, волк, богатырь, царевны и так далее. В-третьих, когда педагог зашел в игру, каждый образ детей был акцентирован, дети продемонстрировали свои образы, подобрав присущие для конкретного образа движения.

Была попытка взглянуть на игру «глазами ребенка»: обозначить те затруднения, с которыми сталкивается ребенок в своей повседневной жизни, и которые препятствуют развитию игры, и представить игру как деятельность, в которой нет взрослого. Проделанная работа позволила стажерам определить связь образной игры с другими видами игр, а также познакомиться с ее структурными компонентами.

Конкретизировать понимание архитектуры образа стажерам также помогло обсуждение «Элементы образа», в результате которого им пришлось по-новому проанализировать свой опыт образной игры с детьми, чтобы выделить ключевые элементы образа и сформулировать их содержание. Основной задачей стажеров была декомпозиция такого объекта, как «образ», который они фактически наблюдают в самостоятельных играх детей со стороны, и сделать вывод не только о внешних чертах, но и о психологической составляющей образной игры. В ходе обсуждения стажеры как показали свой высокий профессионализм, так и зафиксировали определенные дефициты в понятийной и методической базе. Например: стажеры столкнулись с задачей декомпозиции понятия «образ» в контексте детской игры, выявление дефицитов позволило стажерам осознать необходимость более глубокого изучения методических подходов к работе с детьми в рамках образно-ролевых игр, чтобы более эффективно реализовывать образовательные цели. В результате работы стажерами был сделан вывод о том, что они в своей практике не всегда прорабатывали содержание образа и не выделяли его внутренние компоненты, ограничиваясь внешней стороной создания образа.

После обсуждений интерны сделали новую запись в «Справочнике болезней», где прописали «лечение» для тех, кто не до конца понимает суть игры у дошкольников. «Лечение» заключалось в том, чтобы погрузиться в технологию развития игровой деятельности Е.Е.Кравцовой.

Далее последовала следующая проблема для участников стажировки, сформулированная исходя из блиц-интервью «Что такое Образовательное событие?». Участникам стажировки было предложено определить, что же такое «Образовательное событие» и в интерактивной форме определить важные факторы для того, чтобы реализовать Событие.

Стажеры в ходе погружения в данную форму взаимодействия сформировали следующие компетенции:

  • Умение организовывать Образовательное событие. Стажеры освоили методику создания и проведения Образовательного события, понимая его целенаправленный характер и нелинейную структуру. Они научились провоцировать детей на постановку задачи и преодоление трудностей в процессе поиска решения.
  • Развитие творческого мышления и гибкости. Стажеры осознали, что в Образовательном событии отсутствует четкий план и научились работать в условиях неопределенности, где необходимо гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства и предоставлять детям возможность выбора собственного пути решения задачи.
  • Умение анализировать и рефлексировать. Стажеры научились проводить рефлексию Образовательного события, оценивая его результаты и свой вклад в него. Они осознали важность постоянного самоанализа и поиска новых подходов к обучению.
  • Умение работать в команде и поддерживать субъектную позицию. Стажеры научились эффективно взаимодействовать в рамках организации Образовательного события, учитывая субъектную позицию каждого участника и стимулируя их к совместной деятельности.

Таким образом, погружение в данную форму взаимодействия помогло стажерам развить ключевые компетенции, необходимые для успешной педагогической деятельности в дошкольном образовании.

После обсуждения интерны сделали записи у себя в «Дневниках интерна» и заполнили «Справочник болезней», отразив в колонке «лечение» формулу Образовательного события.

Следующим тактом первого дня стажировки стало практическое задание в подгруппах. В четырех подгруппах интерны активно обсуждали и оформляли свои мысли на тему «Кто участвует в образовании дошкольников в детском саду». Можно выделить следующие компетенции, которые сформировались у стажеров в ходе работы:

  • Коммуникативные навыки. Стажеры научились эффективно обсуждать и выражать свои мысли в групповом формате. Они умеют слушать и уважительно относиться к мнению других участников, а также выстраивать конструктивный диалог.
  • Коллективное мышление. Стажеры развили способность к совместной работе в группе. Они умеют генерировать идеи, анализировать информацию и принимать общие решения в коллективе.
  • Понимание субъектности образовательного процесса. Стажеры глубже поняли, какие участники (включая родителей, педагогов, администрацию и самого ребенка) играют роль в образовании дошкольников. Они осознали важность сотрудничества и взаимодействия всех участников для достижения общей цели – развития ребенка.
  • Аналитические навыки. Стажеры научились анализировать сложные вопросы, связанные с образованием дошкольников, и выделять ключевые аспекты для дальнейшего изучения и обсуждения.

Таким образом, подгрупповые задания помогли стажерам развить разносторонние компетенции, необходимые для успешной работы и эффективного взаимодействия с коллегами и другими участниками образовательного процесса. Это задание позволило глубже понять, как важна роль специалистов в процессе образования малышей, так как каждая команда выделила их ключевое значение. В «Справочнике болезней» была выделена новая «болезнь»: «Включение специалистов». Каким образом специалисты включаются в жизнь детей? Это стало нашим вопросом и исследовательским заданием. Благодаря этому исследовательскому заданию стажеры увидели, что важность специалистов заключается не только в передаче знаний, но и в создании поддерживающей, вдохновляющей и безопасной обстановки, где дети могут развиваться, экспериментировать и учиться. Таким образом, погружение в тему роли специалистов в образовании дошкольников помогло стажерам расширить свое понимание образовательного процесса и признать важность каждого участника команды в формировании успешной образовательной среды для детей.

Ведущий стажировки внимательно наблюдала за рефлексивными моментами, которые помогли стажерам получить представление о приобретении опыта включения специалистов в образовательный процесс:

  • Стимулирование диалога. Была создана атмосфера открытого обсуждения, где стажеры могли делиться своими мыслями и опытом по вопросам включения специалистов. Это стимулировало активное общение и обмен мнениями, что способствовало более глубокому пониманию роли специалистов в образовании.
  • Организация рефлексивных практик. Было осуществлено поощрение стажеров к проведению саморефлексии и анализу своей работы с учетом взаимодействия со специалистами. Это помогало им осознать свои сильные и слабые стороны, а также выявлять области для улучшения в работе в команде.

Многие из стажеров были неопределенны в ответах или делились своим опытом, понадобилось понять, как специалисты активно вовлекаются в деятельность детей на примере работы детского сада №22 «Надежда», представив своих специалистов, таких как Мисс Джулия, специалист по английскому языку, и Ирина Довбинштейн, инструктор по физической культуре. Они поделились своим опытом включения в игровые события детей разных возрастов, подчеркнув, что даже инструктор по физической культуре, имея свои строгие правила, может успешно решать свои задачи, подстраиваясь под интересы и инициативу детей.

Следует отметить, что старшие воспитатели и специалисты, присутствующие на стажировке, получив информацию о включении специалистов в образовательный процесс в детском саду №22 «Надежда», начали осознавать ключевую роль специалистов в образовании дошкольников. Они стали понимать, что специалисты являются неотъемлемой частью команды, включение которых в Образовательное событие обогащает его и делает более эффективным. Участники стажировки получили представление о том, как можно включать специалистов в образовательные мероприятия, чтобы максимально раскрыть потенциал каждого участника команды. Это должно включать совместное планирование, проведение обсуждений, совместную подготовку и проведение мероприятий, а также взаимодействие во время реализации Образовательных событий.

Стало ясно, что включение специалистов в образовательный процесс детского сада обогащает опыт детей, предоставляя им доступ к разнообразным знаниям и навыкам. Благодаря этому опыту, старшие воспитатели и специалисты, участвующие в стажировке, намерены принести в свой детский сад новые идеи и методики работы с детьми, которые они приобрели на стажировке. Они собираются внедрять практики совместного взаимодействия с другими специалистами, что способствует более полному и разностороннему развитию детей. Воспитатели также сделали выводы, ведь именно с ними необходимо тесно взаимодействовать специалистам. Общий вывод был отражен в «Справочнике болезней».

Освоение технологии событийности и технологии развития деткой игры Е.Е.Кравцовой продолжилось в группах детского сада, для чего стажеры разделились на 7 групп по 3-2 человека. На выходе из ординаторской интернов ждали волонтеры – дети, которые заботливо отвели стажеров в нужную группу. Задача стажеров была четко сформулирована: наблюдение за игрой детей, выявление вида игры, сбор доказательной базы. По завершению погружения в группы детского сада каждой команде была предоставлена возможность рассказать о том, что они увидели в группах. В ходе обсуждений, все группы интернов справились с заданием и точно определили вид игры на каждой группе, даже найдя интересные факты: у групп «Сказка» и «Звездочка» стажеры заметили разновозрастное сообщество. В обеих группах было 3 возраста. В группе «Сказка»: образная, сюжетно-ролевая, игры с правилами. Группа «Звездочка»: режиссерская, образная, сюжетно-ролевая. У группы стажеров также возникли вопросы к экспертам детского сада и «хозяйкам» старшей группы «Радуга». Стажеры поставили вопрос о том, что педагог не заводит образовательное событие, игра педагога не была успешна и вброшенные образовательные задачи были неуместны и не решены педагогом. На что Татьяна Вишнякова на правах «хозяйки» пояснила, что она включилась в самодеятельную игру детей, а не заводила новое событие, не преследовала цель вброса задачи, а лишь подкидывала в процессе игры провокации для развития сюжета и задачи на повторение.

После такого дискурса стажеры приобрели следующие компетенции:

  • Критическое мышление. Стажеры научились анализировать ситуации, выдвигать вопросы и осмысливать информацию, представленную экспертами и опытными педагогами.
  • Понимание роли педагога. Стажеры усвоили, что роль педагога в образовательном процессе может быть разнообразной и не всегда сводится к инициированию новых событий. Педагог может активно включаться в уже существующие игры детей, способствуя их развитию.
  • Гибкость в подходе. Стажеры осознали, что в процессе работы с детьми важно быть гибкими и адаптировать свои действия под текущую ситуацию. Они научились видеть возможности в уже существующих игровых процессах и использовать их для образовательных целей.
  • Разностороннее понимание образовательного процесса. Появилось понимание того, что образовательные задачи могут быть встроены в самодеятельную игру детей, что помогло стажерам увидеть разнообразные способы обучения и воспитания, не ограничиваясь традиционными методами.

Итоги первого дня стажеры с ведущим стажировки подвели в процессе культурной практики «Вечерний круг». Создав комфортную атмосферу, ведущий стажировки дал возможность высказать свои впечатления каждому стажеру. И как все заметили, это было необходимо, поскольку за весь день было очень много информации, перевернувшие взгляды на образование дошкольников. Стажеры поделились тем, что не представляли, как на практике можно использовать игру для образования детей.

В качестве домашнего задания, стажерам было предложено разработать проект Образовательного события. Намеренно не были предоставлены шаблоны и примеры, так как за день было проанализировано множество Образовательных событий. Когда стажеры столкнутся с вопросами «Как?» и «С чего начать?», им нужно будет обратиться к прожитому опыту первого дня и на его основе разработать свое Образовательное событие для групп, которые они посещали, ведь они уже изучили интересы каждой группы и определили вид игры.

Первый день стажировки завершился выступлением выпускников детского сада №22 «Надежда» 2018 года. Они рассказали о своем первом сетевом выпускном «Школы Росатома», о своей жизни в стенах сада, о прожитых событиях. А также поделились своими достижениями на сегодняшний день и объяснили, что именно событийная организация работы детского сада помогла им стать разносторонними личностями. Затем ребята провели мастер-класс по изготовлению браслетов с логотипом «Школы Росатома».

День второй.

Второй день стажировки начался очень насыщенно. После зажигательного флешмоба, организованного детьми, интерны отправились на культурную практику «утренний круг», где дети познакомили взрослых с тем, как они начинают каждый новый день в своей группе.

Далее были представлены проекты Образовательных событий стажеров. В ходе обсуждений выполненного задания участники стажировки отметили, что столкнулись с проблемой, которая была задумана ведущим стажировки. Они совместными усилиями разработали проекты Образовательных событий, опираясь на интересы конкретной группы, которую они посещали в первый день. Стажеры определили следующие ключевые моменты:

  • Обозначили идею события, выбрав сюжет и игрушки, которые заинтересуют детей в конкретной группе;
  • В соответствии с возрастом определили образовательные задачи, которые они планируют решить в ходе события;
  • Предположили способы привлечения детей к игре или введения нового события в группе.

Группа «Звездочка» (средняя группа) организовала Образовательное событие под названием «Незнайка летит в Космос». Стажеры заметили, что дети в группе увлечены Космосом и проживают образную игру. Поэтому они решили расширить эту тему. Планировалось познакомить детей с персонажем Незнайкой, который готовится к космическому путешествию. Для этого требовалось подготовиться к полету, провести упражнения для поддержания здоровья и создать сюжетную проблему – отсутствие ракеты. Кроме того, была проработана задача по развитию речи, включая закрепление относительных прилагательных и согласование их с существительными. В рекомендациях стажерам было предложено рассмотреть возможность замены героя, так как Незнайка может быть неактуальным для этапа развития группы.

Группа «Умка» (средняя группа) организовала Образовательное событие под названием «Пушистый гость». Источником вдохновения послужила сюжетная провокация: принцесса с корзинкой, в которой находится игрушечная кошка. В процессе игры дети сталкиваются с грустным котенком, которого нужно покормить и развеселить. Это задание способствует развитию речи, социально-коммуникативных навыков и художественно-эстетического восприятия. Рекомендации стажерам включали подбор подходящих образов с учетом образной игры.

Группа «Сказка» (разновозрастная группа) предложила Образовательное событие под названием «Создание игры-бродилки». Педагоги, обращая на себя внимание в спорах, направили детей к созданию игры-бродилки по сказкам. Это событие ставило перед детьми ряд задач, включая узнавание сказок по героям, развитие творческого мышления и мелкой моторики, а также формирование навыков работы в команде. Продуктом события стала игра-бродилка. Рекомендации стажерам включали выбор актуальной темы для развития, а также учет возрастных особенностей и вида игры.

Группа «Кораблик» (подготовительная группа) организовала Образовательное событие под названием «Атомоход спешит на помощь». Продуктом стала настольная игра «Морское освобождение». Рекомендации стажерам включали усложнение сценария.

Группа «Непоседы» (2 младшая группа) предложила Образовательное событие под названием «Сказка». Воспитатель в роли рассказчика на игровом поле режиссировал сценарий с помощью игрушек и вбрасывал образовательные задачи. Рекомендации включали конкретизацию события с учетом интересов детей.

Группа «Фиксики» (2 младшая группа) предложила Образовательное событие под названием «Зайчик и мишка на Луне». Стажеры решили развить тему Космоса, так как не заметили ее в играх детей. Планировалось, что зайчик и мишка отправляются на Луну. Рекомендации включали выбор другой темы, так как тема Космоса могла быть неактуальной для данной группы.

Группа «Радуга» (старшая группа) не предложила конкретного проекта Образовательного события. Но был примерный маршрут, который расходился по темам игр, которые на данный момент «жили» в группе. Соответственно, было развито несколько сюжетных идей. К каждой игре можно было присоединиться и развить сюжет с вбросом образовательных задач. В качестве рекомендаций был обозначен дефицит в формулировке задач.

Педагоги, участвуя в подготовке и представлении проектов Образовательных событий, приобрели следующие компетенции:

  • Проектирование образовательного процесса. Педагоги научились разрабатывать Образовательные события исходя из интересов и потребностей конкретной возрастной группы детей. Они определили основные идеи и сюжеты событий.
  • Адаптация к возрастным особенностям. Стажеры учитывали возрастные особенности детей при подготовке задач и игровых ситуаций, чтобы они были доступны и интересны для своей целевой аудитории.
  • Творческий подход. Участники стажировки разработали способы привлечения детей к участию в событиях и играх, проявив творчество и фантазию в создании стимулирующей обучающей среды.
  • Коллаборация и совместная работа. Интерны осознали важность совместной работы и обмена идеями при подготовке Образовательных событий. Они совместно решали проблемы и разрабатывали планы действий для успешной реализации проектов.

Возвращаясь к «Справочнику болезней», ведущий стажировки выделил следующую «болезнь»: «РППС». Стажеры были спровоцированы на рассуждения о важном факторе для Образовательного события: доступная и открытая развивающая предметно-пространственная среда.

На этом этапе был сюрпризный момент, когда стажеры смогли увидеть и услышать не только одного ведущего стажировки, но и еще одного победителя Конкурса воспитателей – Галину Телятникову из г.Заречного Пензенской области, которая в режиме онлайн раскрыла особенности РППС на двух возрастах: вторая младшая и средняя группа. А педагоги детского сада №22 «Надежда» продолжили раскрывать особенности РППС на старшем возрасте.

Затем стажерам было предложено закрепить знания о РППС с помощью практического задания. Интерны разделились на 4 группы, и каждая получила проект пустого группового помещения. Участникам стажировки нужно было создать проект группового помещения на определенный возраст. Данное практическое задание было успешно выполнено, стажеры учли все особенности игры, подобрали элементы РППС для поддержки конкретного вида игры, учли, что РППС группы должна быть доступна, открыта, чтобы побуждала детей на новые открытия, а не ограничивала их. Практическое задание получило название от стажеров «Группа под ключ».

Для того, чтобы продолжить погружение в тему стажировки, ведущий стажировки представила новое Образовательное событие «В гостях у царевны». Перед погружением стажеры снова распределились на 3 группы с помощью жеребьевки. В ходе данного Образовательного события необходимо было в группах собрать доказательную базу, чтобы после Образовательного события проанализировать его:

  1. Возраст детей, вид игры.
  2. РППС (что указывает на возраст).
  3. Образовательные задачи.
  4. Вовлеченность детей.
  5. Начало события: способ, применяемый педагогом.
  6. Было ли это ОС?
  7. Инициатор ОС?
  8. Проблема, поставленная перед детьми.

Анализ прошел в форме «соревнований». Каждой группе выдали музыкальный инструмент, который служил сигналом для ответа. Каждая группа придумала название: «Апельсинки», «Незабудки», «Хитрые лисички». За каждый правильный ответ группы получали один балл. Данная форма анализа провоцировала стажеров проявлять активность, в ходе наблюдения за Образовательным событием они обращали внимание на каждый этап события, анализировали и фиксировали важные составляющие.

Подводя общий итог события «В гостях у царевны», было акцентировано внимание стажеров на том, каким образом началось событие, что использовал педагог для привлечения внимания, какие акценты педагог сделал в процессе события, что пришло на помощь педагогу, чем можно воспользоваться (какими методами или приемами) в других событиях? Эти наводящие вопросы были провокацией для стажеров, которая направила их на верную мысль: необходима систематизация информации. Событие – это не спланированный сценарий, а некая импровизация с запланированной целью. Педагоги, участвуя в форме анализа события в виде «соревнований», приобрели следующие компетенции:

  • Аналитические навыки. Стажеры развили способность к анализу образовательных событий, выявлению ключевых моментов и составляющих успеха. Педагоги научились внимательно анализировать каждый этап события и фиксировать важные аспекты.
  • Активное участие. Форма «соревнований» стимулировала участников стажировки проявлять активность и внимание к деталям в процессе анализа. Они активно участвовали в обсуждениях, предлагали свои идеи и решения.
  • Систематизация информации. Интерны осознали важность систематизации информации и выделения ключевых моментов события. Они научились формулировать наводящие вопросы, которые помогли им структурировать и организовать свои мысли.
  • Практические навыки. Стажеры получили опыт использования различных методов и приемов в образовательной деятельности, осознавая их эффективность и применимость в различных ситуациях.

Следующим этапом стажировки стало погружение в «Технологическую карту для средней группы», разработанную ведущим стажировки. Для начала стажеры с ведущим стажировки повторили основные технологии, ставшие основами «Технологической карты»: технология развития игры Е.Е.Кравцовой, технология событийности и технология открытой образовательной среды.

Все изученные технологии нашли свое место в «Технологической карте», но поскольку карта разработана только на средний возраст, стало необходимо разработать карты для других возрастов: вторая младшая, старшая и подготовительная. А как же там происходит включение в игру? В чем разница? Разработав карты в группах, стажеры представили свои труды в форме «Оперативного собрания: результаты консилиума». В ходе данной работы стажеры приобрели следующие компетенции:

  • Аналитические навыки. Разработка методических инструментов требует анализа образовательных потребностей. Педагоги научились проводить анализ ситуации, выявлять проблемы и разрабатывать эффективные методы их решения.
  • Креативное мышление. Стажеры разработали новые идеи и подходы к обучению, что требует креативного мышления. Они нашли нестандартные решения для достижения образовательных целей и стимулирования творческого развития детей.
  • Коллаборация и коммуникация. Разработка методических инструментов часто происходит в коллаборации с коллегами. Педагоги научились эффективно взаимодействовать в команде, обмениваться идеями и координировать свои действия для достижения общих целей.
  • Профессиональное саморазвитие. Работа над разработкой методических инструментов позволила стажерам углубить свои знания и навыки в области педагогики.

Далее стажеры снова распределились по подгруппам. На этот раз их было четыре. Распределение стажеров на подгруппы для работы и постоянная смена коллег способствуют приобретению следующих компетенций:

  • Гибкость и адаптивность. Стажеры научились быстро адаптироваться к различным условиям и новым коллегам. Они развили способность эффективно функционировать в разнообразных командных структурах и справляться с переменами в рабочей среде.
  • Коммуникационные навыки. Постоянное взаимодействие с разными коллегами требовали от стажеров развития навыков эффективного общения. Они научились четко выражать свои мысли, слушать и учитывать точки зрения других участников команды и конструктивно взаимодействовать с ними.
  • Коллаборация и сотрудничество. Работа в подгруппах позволила стажерам развивать умение сотрудничать с разными людьми для достижения общих целей. Они научились эффективно распределять обязанности, доверять своим коллегам и активно вносить свой вклад в совместные проекты.
  • Профессиональное обучение и рост. Постоянная смена коллег дала стажерам возможность изучать различные методики работы и подходы к педагогической практике. Они расширили свой профессиональный кругозор, учились от коллег и интегрировали новые знания и навыки в свою собственную практику.
  • Управление временем и задачами. Распределение на подгруппы требовало от стажеров умения эффективно организовывать свое время и приоритезировать задачи. Они научились работать в условиях ограниченных ресурсов и управлять своими обязанностями в рамках установленных сроков.

Задачей следующего этапа стало апробирование технологических карт в действии. Перед стажерами была поставлена задача – инициировать образовательное событие в рамках стажерской пробы «Полный, вперед!».

У стажеров получились следующие образовательные события:

Вторая младшая группа. Образовательное событие «Мама кошка кормит котят». Мама кошка кормит котят, подбирают нужное количество тарелочек. Большая тарелка – для мамы, маленькие тарелки – для котят. Необходимые атрибуты: игровое поле, мелкие игрушки (предметы-заместители), раздаточный материал: круг большого размера и круг маленького размера.

Подготовительная группа. Образовательное событие «Подарок в Заречный ПО». Педагоги спланировали, что вход в игру может быть от лица самих стажеров. Определить проблему для детей, что они из другого города, едут к своим ребятам, а подарок купить не успели и хотели бы рассказать о достопримечательностях Новоуральска.

Средняя группа. Образовательное событие «Полет в Космос». Командир космодрома пришел к ребятам в группу для того, чтобы набрать команду для полета в Космос.

Старшая группа. Образовательное событие «Путешествие». Игра разворачивается на корабле. Дети разбирают роли, взаимодействуют между собой в своих ролях. Воспитатель входит в игру в роли кока. Вбрасывает образовательную задачу с помощью яркого звукового приема. Увидев паука, восклицает. Развивает сюжет с решением образовательной речевой задачи: звуковая культура слова «паук».

После этапа работы, который включал апробирование технологических карт в действии и инициирование Образовательного события, стажеры приобрели следующие компетенции:

  • Планирование и подготовка событий. Стажеры научились разрабатывать и организовывать Образовательные события с использованием технологических карт. Это включает определение целей события, выбор соответствующих методов и игр, а также подготовку необходимых материалов.
  • Рефлексия и оценка. Стажеры приобрели способность анализировать проведенные события и оценивать их эффективность. Они могут выявлять успешные стратегии и методы работы, а также выявлять области для улучшения и развития.
  • Работа в команде. Участники стажировки улучшили свои навыки работы в коллективе, сотрудничая с другими стажерами и педагогами для достижения общих целей. Это включает распределение обязанностей, эффективное взаимодействие и решение проблем вместе.
  • Творческое мышление. Стажеры научились применять творческий подход при планировании и проведении Образовательных событий, а также при решении возникающих проблем и ситуаций в процессе работы.

Подвести итог второго дня было предложено в формате анализа образовательных событий. Стажёры определили свой личный профессиональный прирост, а также выявили дефициты. Например, стажеры поняли, что событие – это их привычное «занятие», только в доступной для детей форме; прочувствовали на себе ответственность за то, как взрослые играют, передавая опыт детям; из дефицитов в качестве примера можно привести самую частую по мнению стажеров проблему в скованности, стеснении и не выразительности речи педагогов. Были высказаны рекомендации друг другу, например, стажеры рекомендовали более активно включаться в свои роли в Образовательном событии, конкретизировать образовательные задачи и уточнить актуальные персонажи для детей.

На «вечернем круге» интерны вместе с ведущим стажировки добавили в вакцину «Успешное образование в игре» следующие ингредиенты, которые «прожили» за второй день: Открытая образовательная среда и Технологическая карта.

Завершился второй день стажировки мастер-классом от гостя детского сада №22 «Надежда». Гостья рассказала об истории Урала, рассказала, какие раньше были куколки, что каждая несла какой-то смысл. Для участников стажировки был проведен мастер-класс «Подорожница» – это куколка, которую в старину изготавливали из лоскутков и ниток. Особенность в том, что куколка делается без единого стежка, а смысл куклы в том, что она – как оберег в дороге, всегда приведет домой, убережет от трудностей.

День третий.

Третий день по традиции начался с бодрящего флешмоба. На «утреннем круге» ведущий стажировки настроил стажеров на продуктивную работу, повторив вместе опорные точки Образовательных событий с помощью технологической карты.

В ходе интерактивной беседы ведущий определил роли педагогов в образовательных событиях и привел примеры. В качестве компетенции, приобретенной в этой интерактивной беседе, стало следующее: стажеры развили эмпатию и понимание, осознали важность учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и реагировать на их эмоциональные потребности. Они научились воспринимать мир через глаза детей и адаптировать свои подходы в соответствии с этим.

После этого стажеры отправились на экскурсию по разным группам, чтобы лучше понять пространство сада и его возможности для взаимодействия с детьми. В результате экскурсии были выявлены особенности игры, предпочтения детей и соответствие среды их интересам и возрасту, отраженные в дневнике стажера.

Подготовка к проведению Образовательных событий началась с решения когнитивных задач, учитывая рекомендации и самоанализ. В ходе работы стажеры разделились на подгруппы, одни из которых разрабатывали экспертные карты для Образовательных событий, а другие начали подготовку к реализации событий на четырех возрастах (младшая группа, средняя, старшая, разновозрастная), внося изменения в задачи и сюжет с использованием имеющихся материалов.

Далее группы стажеров приступили к реализации Образовательных событий, при этом каждая группа имела поддержку экспертов из детского сада №22 «Надежда», которые помогли сделать заключение по анализу происходящего. Анализ проб проходил в формате «Открытого микрофона». Произошла глубокая рефлексия по каждому событию. Высказались все: и проводившие Образовательные события, и стажеры-эксперты, и эксперты детского сада. Конкретизация опыта стажеров в ходе «Открытого микрофона» помогла зафиксировать проблемные места и определить лучшие практики стажеров – благодаря экспертным картам, которые разработали стажеры. Видеоматериалы со стажерских проб помогли наглядно увидеть, какие трудности возникли у стажеров в ходе образовательных событий.

С какими же трудностями встретились стажеры в ходе инициирования Образовательных событий? Ярким примером поддержки детской инициативы стал стажер из группы «Сказка». Придя в группу, она заметила, что несколько детей увлеченно играли в игру-бродилку. Благодаря чему, когда она с командой запускала своё Образовательное событие «Подарок в Заречный ПО», выбор проблемы был актуален для детей. Она поддержала их инициативу, когда дети решили устроить путешествие с помощью бродилки по значимым местам города. И ее проблема помогла привлечь внимание детей. Но что будет, если не отследить инициативу? Такой вариант мы смогли отследить в этой же группе. Стажеры не учли, что возраст детей в группе «Сказка» разный. Поэтому привлечь ребенка в образной игре (с переходом в сюжетно-ролевую) в это Образовательное событие не удалось.

Во второй младшей группе не удалось по началу привлечь детей к событию, поскольку именно в этой группе дети на стадии перехода в образную игру, но применив ярко-эмоционально окрашенные приемы, стажерам удалось привлечь детей группы. И все получилось. Ребята включились в деятельность и смогли прожить образовательную задачу, подкинутую педагогом. У стажеров сложилась картина инициирования образовательных событий на разных возрастах.

В заключительной части стажировки был завершены записи в «Справочнике болезней». Заключительной «болезни»: «Инициатива?», было прописано «лечение»: «Инициатива – основа развития дошкольников». А вакцина «Успешное образование в игре» была завершена важным ингредиентом – «детская инициатива».

На торжественном закрытии стажировки были вручены сертификаты, сказаны теплые слова и пожелания. Проведя анализ ожиданий и результатов стажировки, все пришли к выводу, что у стажеров произошли профессиональные и личностные изменения, появилось желание внести представленные технологии в свою практику. Ожидания, с которыми стажеры пришли на стажировку, не только оправдались, но и превзошли их.

Проанализировав отзывы стажёров, нужно отметить, что они планируют транслировать и воплощать полученный опыт в своих детских садах, содержат планы на дальнейшее профессиональное развитие, также все стажеры отметили положительный эмоциональный фон стажировки, работу сплоченной команды детского сада №22 «Надежда» и возможность для профессионального общения и обмена опытом.

Надеемся, что атмосфера сотрудничества и позитива, созданная на стажировке, будет способствовать дальнейшему общению и взаимодействию педагогов проекта «Школа Росатома»!

С уважением, автор и ведущий стажировки Екатерина Львовна Фура

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Полезные материалы