Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Технология поддержки и развития детской игры у детей с ОВЗ и нормативно развивающихся дошкольников на основе сенсорного подхода»
Создать условия для практического овладения стажерами технологии поддержки и развития детской игры у детей с ОВЗ и нормативно развивающихся на основе сенсорного подхода;
В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка» (раздел 1.4, п. 2) при этом Стандарт ставит задачу «обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)» (раздел 1.6, п. 2).
Сетевые стандарты проекта «Школа Росатома», конкретизируя ФГОС ДО, требуют реализации в ООП ДО идей «опоры при освоении ребенком культуры на природные особенности личности дошкольника» и «обеспечения развития в деятельности относительно которой у ребенка есть понимание того, что именно он делает, зачем он это делает, есть осознание собственных замыслов».
Исходя из этих положений, образование дошкольника с нарушением зрения должно строиться на основе учета его индивидуальных психофизических особенностей и особых образовательных потребностей, обеспечивая личностный рост, реализацию адаптивно-компенсаторного потенциала, что на этапе завершения ДО должно привести к равным со сверстниками без зрительной недостаточности стартовым возможности освоения ООП НОО.
Доминирующее значение в решении вышеперечисленных задач имеет коррекционно-развивающая направленность всего образовательного процесса и взаимодействие специалистов и воспитателей. Мы считаем, что здесь есть определенная проблема. С одной стороны образовательная деятельность ДОО должна способствовать достижению ребенком целевых ориентиров и представлять собой целостный образовательный процесс, с другой стороны, традиционная практика реализации коррекционно-развивающей работы не соответствует идеологии ФГОС ДО (взаимодействие: субъект-объектное; основная форма организации – занятие; планирование имеет жесткую регламентацию). Реализация представляемой технологии рассматривается не изолировано, а встраивается в общий образовательный процесс, решает комплексно коррекционные и общеобразовательные задачи и соответствует ценностям, философии и принципам, реализуемой в МБДОУ № 37 АООП ДО.
Дошкольник с нарушением зрения живет в условиях трудностей зрительного отражения и суженной сенсорной системы. Одной из особенностей их развития является то, что освоение разных видов игр происходит замедленными темпами. Это обусловлено бедностью чувственного опыта, недостаточностью осмысленности чувственного отражения, обедненным запасом представлений об окружающем, определенными трудностями взаимодействия с предметно-объектным миром, снижением общей и двигательной активностей, трудностями развития зрительно-моторной координации. При этом закономерности и этапы развития игровой деятельности дошкольника с нарушением зрения совпадают с обще дидактическими.
Исходя из вышесказанного, для развития игры ребенка с нарушением зрения особенно значимо сенсорное развития. Ведь дети отражают в игре только то, что им хорошо знакомо. Познание начинается с восприятия. Для того чтобы в кусочке деревяшки увидеть часть от машины, ребенку необходимы целостные представления о машине, и тогда бесполезная на первый взгляд вещь вдруг становится частью детской игрушки и обретает смысл. Чтобы ребенок научился играть, он должен научиться воображать. Воображение в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых требует определенных усилий со стороны взрослых, создания ими особых условий и первое из них — реализация сенсорного подхода. Задача тифлопедагога – организовать предигровую практику детей, наполненную красочными образами, слуховыми, тактильными, обонятельными стимулами, развивающими воображение, а в дальнейшем самостоятельную игру.
Что мы подразумеваем под сенсорным подходом?
Сенсорный Подход – путь к развитию и обучению ребенка, базирующийся на его сенсОрном переживании и на ощущении себя относительно окружающего пространства. Это вИдение связей между спонтанным телесным опытом ребёнка и эффективностью его развития, а также применение этого знания в обучении.
Технология поддержки и развития детской игры у детей с ОВЗ и нормативно развивающихся на основе сенсорного подхода.
Цель: обеспечение освоения разных видов игр дошкольниками с ОВЗ и нормативно развивающимися в соответствии с возрастными требованиями (технология Е.Е. Кравцовой) на основе использования сенсорного подхода.
Задачи:
Ниже мы конкретизируем каждый шаг – действия педагога по реализации Технологии.
Наблюдения дают возможность увидеть, осмыслить и принять реальный уровень развития ребенка (детей), и, значит, организовать образовательную деятельность не по названию возрастной группы, не по внешней программе, а, прежде всего, в соответствие с реальными возможностями и образовательными потребностями детей.
Правила педагогического наблюдения.
Сравните:
Не проявляет интерес к игрушкам. Не умеет использовать предметы-заместители. Не умеет самостоятельно придумывать сюжет.
И
12.03.2010. Майя (3 г. 8 мес.). Рисует, сидя за столом (ставит точки измазанным в краске пальчиком) и приговаривает: «Дин, дин, дин, дин…». Воспитатель спрашивает: «Что ты рисуешь?» Молчит. Потом удовлетворенно осматривает листок и с протяжным вздохом завершает: «Всё…».
03.12.2014. Дети одеваются на прогулку. Артем (3 г. 4 мес.) ищет свой шарф: «Вы не видели мой шарф?», – спрашивает он у всех детей. «А какой он у тебя?» «Да такой предлинный. Предлиннее, чем твой».
Педагог целенаправленно организует как игры в центрах активности, так и необычные сенсорные переживания. Материал для таких игр вносится в группу и обыгрывается с детьми (например, хождение по коре деревьев и др.) Ведь игра не формальное занятие, она, прежде всего, должна доставлять удовольствие. При этом педагог вовлекает детей в комментирование ощущений, обыгрывание действия, придумывание сюжета и т.д. Используется прием «Тематические сенсорные подносы и ландшафты». На поднос собираются предметы по одной теме. Подбираются предметы разной текстуры, преимущественно натуральные, поэтому, как правило, с запахом. Желательно, чтобы часть предметов была незнакома детям.
Более полный каталог игр представлен в авторском методическом пособии: Грищенко Т.А. «Сенсорное развитие детей дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования» — М.: Владос, 2017.
Мы сознательно не отделяем содержание деятельности тифлопедагога от воспитателя, а обозначаем их как «педагог», так как уверены, что результативность можно достигнуть только при тесном взаимодействии и совместном решении образовательных задач специалистом и воспитателем. Ниже представлены примерные действия педагога, по поддержке развития игры, которые планируются на основе наблюдения.
Режиссерская игра:
Образная игра:
Сюжетно-ролевая игра:
Игра с правилами:
Воспитатель использует сенсорные игры для перехода ребенка от сюжетно-ролевой игры к играм с правилами:
Игра – исследование:
Педагоги используют целенаправленное планирование по принципу «обучение через все органы чувств». В проектной деятельности педагог создает условия для приобретения ребенком нового сенсорного опыта или стимулирует использование имеющегося опыта. Фокус на том, каким образом можно поддержать любопытство творчество детей, их желание экспериментировать.
количество часов | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки, содержание работы |
МОДУЛЬ 1. (1 час) | 1. Самоопределение стажеров как субъектов образовательных отношений относительно сенсорного подхода и развития игровой деятельности на его основе. Актуализация запроса стажеров по теме стажировки. Самоанализ стажерами собственной педагогической практики, определение конкретного запроса на погружение в темы стажировки. Планирование стажерами собственных точек роста по теме стажировки. Методы: он-лайн тестирование, интервьюирование на странице МБДОУ № 37 «Теремок» в социальной сети Facebook, интерактивное моделирование стажерами собственного образовательного маршрута. Рефлексия: определение своего места на лестнице ожиданий / достраивание лестницы. |
МОДУЛЬ 2. (21 час) | 1. Приобретение стажерами собственного опыта проживания в технологии поддержки и развития детской игры в разновозрастной группе детей с нарушением зрения на основе сенсорного подхода. Погружение в единое понятийное поле «сенсорный подход: традиции и инновации». Обсуждение социокультурной ситуации развития дошкольника и его игры. Проведение собственного анализа специфики реализации сенсорного подхода в работе с детьми с ОВЗ, актуализация значения сенсорного развития нормативно развивающегося дошкольника для полноценного формирования игровой деятельности, инновации сенсорного подхода. Методы: педагогический квест «Собери сундук терминов», метод «Word cafe» «Портрет современного дошкольника», «Река времени» — современная социокультурная ситуация развития дошкольника и его игра. Рефлексия: диаграмма новизны. 2. Проектирование экспертной карты, по которой можно будет оценить РППС на соответствие реализации сенсорного подхода в контексте поддержки детской игры. Экспертиза предметно-пространственной среды групп, кабинетов МБДОУ № 37 «Теремок». Проектирование стажерами развивающей предметно-пространственной среды, поддерживающей и развивающей игровую деятельность на основе сенсорного подхода и заданной темы, в разновозрастной группе ДО. Будут созданы условия для продуцирования идей изменения, идей-ресурсов среды самостоятельной игры детей, идей задействования других пространств здания и территории детского сада. Дискуссионно и практикоориентированно будут обсуждаться такие аспекты как частота сменяемости материала, безопасность, эффективность, соотнесение эффективности и трудо/финансовых вложений, новые идеи сенсорной стимуляции и др. Методы: проектирование, экспертная оценка, проектная визуализация идей («коллаж», «макетирование из кубиков», макетирование из сенсорных материалов, рисунок), «Ярмарка проектов» (защита проектов) 3. Разработка функционала воспитателя, специалистов по применению технологии поддержки и развития детской игры у детей с ОВЗ и нормативно развивающихся дошкольников на основе сенсорного подхода. Анализ соответствия технологии задачам поддержки развития игровой деятельности дошкольника специалистом и воспитателем. Методы: проектирование, экспертная оценка. Рефлексия: «образовательная среда сенсорного подхода = среда для игры?». 4. Погружение стажеров в технологию наблюдения как основы поддержки и развития игровой деятельности. Наблюдение – один из самых полезных инструментов педагога, закрепленный в требованиях ФГОС. В ходе семинара будут обсуждаться вопросы: как выкроить время наблюдений и их запись, как определить цели наблюдения, что конкретно и где фиксировать, как интерпретировать записи и в чем их польза. Стажерам будет предложено провести стажерскую пробу наблюдения (технология Свирской Л.В.) и на основе наблюдения разработать рекомендации по развитию игровой деятельности конкретного ребенка в соответствии с технологией Е.Е. Кравцовой. На основе выполненного наблюдения и технологической карты спланировать событие дня, включающее игровую сенсорную провокацию, реализовать свой замысел в стажерской пробе. Методы: проектирование, презентация, обще групповые обсуждения (технология управления изменениями – экспертиза и доращивание проектных идей), стажерская проба – наблюдение, стажерская проба — совместная игровая деятельность с детьми, презентация проведенного события, оценочное событие. Рефлексия: «Тактильные таблички». 5. Панельная дискуссия, может ли сенсорный подход быть основой для других технологий поддержки и развития игры дошкольника? Актуализация опыта стажеров по реализации технологий поддержки детской игры, которыми они пользуются и их тюнинг на основе сенсорного похода. Методы: кейс идей. Рефлексия: индивидуальная, «Красный цвет – эффекта нет, а зеленый – получилось! И в работе пригодилось!». |
МОДУЛЬ 3. (2 часа) | Текущая рефлексия стажерами собственных приростов по реализации тем стажировки (в ходе стажировки). Методы представлены выше. Итоговая Рефлексия стажерами собственных успехов и дефицитов по итогам прохождения стажировки. Внешняя оценка результатов стажеров. Методы: он-лайн анкетирование, итоговый круг «Мои собственные успехи и дефициты». Рефлексия: сравнительный анализ он-лайн анкет входящего и итогового анкетирования, анализ стажерами уровня реализации собственного образовательного маршрута стажировки (лестница ожидания – лестница реализации). |
№ | Формулировки понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки. | количество часов | |||
лекции | Практические занятия | стажерская проба | Оценочное событие | ||
За 7 дней до начала стажировки. | |||||
МОДУЛЬ 1. «Самоопределение стажеров как субъектов образовательных отношений относительно развития игровой деятельности на основе сенсорного подхода в образовании дошкольников с ОВЗ (1 час) | |||||
Тема 1. | Актуализация запроса стажеров по теме стажировки. | 0,5 | |||
Тема 2. | Он-лайн анкетирование: выбор стажерами собственного образовательного маршрута, | 0,5 | |||
1-ый день. | |||||
МОДУЛЬ 2. Приобретение собственного опыта проживания в технологии поддержки и развития детской игры в разновозрастной группе детей с нарушением зрения на основе сенсорного подхода (21 час) | |||||
Тема 1. | Игровой квест. Сенсорный подход в контексте поддержки развития детской игры: традиции и инновации. | 1,5 | |||
Тема 2. | Социокультурная ситуация развития дошкольника и его игра | 1 | |||
Тема 3. | Стажерская проба. Проектирование экспертной карты оценивания РППС на соответствие реализации сенсорного подхода в контексте поддержки детской игры. | 1 | |||
Тема 4. | Оценочное событие. Экспертиза предметно-пространственной среды групп, кабинетов МБДОУ № 37 «Теремок». | 1 | |||
Тема 5. | Стажёрская проба. Проектирование стажерами развивающей предметно-пространственной среды, поддерживающей и развивающей игровую деятельность на основе сенсорного подхода и заданной темы, в разновозрастной группе ДО. | 1 | |||
Тема 6. | Оценочное событие. «Ярмарка проектов» | 1 | |||
Тема 7. | Стажерская проба. Разработка функционала педагогов, специалистов по применению технологии поддержки и развития детской игры у детей с ОВЗ и нормативно развивающихся дошкольников на основе сенсорного подхода. | 1,5 | |||
Тема 8. | Оценочное событие. Наблюдение за совместной деятельностью педагогов и детей. Анализ соответствия технологии задачам поддержки развития игровой деятельности дошкольника специалистом и воспитателем. | 1,5 | |||
Тема 9. | Технология наблюдения в детском саду или как «экологично» поддержать ребенка в его развитии. Стажерская проба: наблюдение за свободной игрой ребенка. Стажерская проба: разработка рекомендаций по развитию игровой деятельности конкретного ребенка в соответствии с технологией Е.Е. Кравцовой. Оценочное событие: экспертиза разработанных рекомендаций. | 2 | 2 | ||
Тема 10. | Оценочное событие. Мастер-классы педагогов МБДОУ. Самостоятельные и совместные игры детей с сенсорными стимулами различной модальности. | 1,5 | |||
Тема 11. | Требования к проектированию совместной игры/события на основе сенсорной провокации. | 0,5 | 1 | ||
Тема 12. | Стажерская проба. Проведение игрового события с детьми. | 1,5 | |||
Тема 13. | Оценочное событие. Мультимедийная презентация стажерами собственного опыта реализации технологии поддержки и развития детской игры у детей с ОВЗ и нормативно развивающихся на основе сенсорного подхода. | 1 | |||
Тема 14. | Сенсорный подход как основа для других технологий поддержки и развития игры дошкольника. Кейс идей. | 0,5 | 1,5 | ||
МОДУЛЬ 3. Рефлексия погружения в реализацию технологии поддержки и развития детской игры в разновозрастной группе детей с нарушением зрения на основе сенсорного подхода. (2 часа) | |||||
Тема 1. | Как педагоги смыслы искали… | 2 | |||
Итого: | 4,5 | 13,5 | 6 |
Внешняя оценка результатов работы стажеров будет проходить через качественную оценку экспертами: специалистами управления образования г.Железногорска, заведующим МДОУ № 37 «Теремок» — победителем конкурсов проекта «Школа Росатома» (3 эксперта) Экспертам будет предложено выбрать форму оценивания и результаты размещения.
Внешняя оценка результатов работы стажеров будет проходить через размещения отзывов стажеров на официальной страничке МБДОУ № 37 «Теремок» в социальной сети Facebook и отзывам коллег.
Внешняя оценка результатов стажеров оценивается по следующим критериям (экспертам будет предложено доработать критерии или предложить свои):
Результаты стажировки признаются успешными, если стажер получает не менее половины положительных отзывов внешних экспертов и коллег.
Результаты стажировки признаются успешными, если у стажера по итогам анализа анкет и рефлексий произошёл личностный и деятельностный прирост.
Результаты сомооценивания стажерами собственных результатов признаются успешными, если стажер на более чем 50% вопросов анкеты дает положительный ответ.
С 3 по 5 апреля 2019 года на базе МБДОУ № 37 «Теремок» — участника сети инновационных образовательных организаций проекта «Школа Росатома» прошла стажировка победителя Конкурса педагогических работников, владеющих технологиями работы с детьми, соответствующими требованиям ФГОС дошкольного образования Татьяны Анатольевны Грищенко по теме «Технология поддержки и развития детской игры у детей с ОВЗ и нормативно развивающихся дошкольников на основе сенсорного подхода».
В стажировке приняли участие педагоги из 8 городов присутствия Госкорпорации «Росатом»: Курчатов, Нововоронеж, Димитровград, Новоуральск, Снежинск, Зеленогорск, Железногорск, Заречный ЗАТО. Целью стажировки было создать условия для практического овладения стажерами технологии поддержки и развития детской игры у детей с ОВЗ и нормативно развивающихся на основе сенсорного подхода;
Как и было заявлено на дистанционном этапе, для нас при проведении стажировки были важны, как знаниевый компонент, так и форма, в которой она будет проходить. Именно событийный формат задает личностное развитие, является матрицей профессионально-деятельностных позиций и компетенций, дает возможность стажерам посмотреть на себя через себя, стать профессионалом нового типа, который может быть учителем самому себе, ориентироваться в разнообразии мира.
Заочный этап стажировки.
У нас были грандиозные планы на три дня стажировки. Мы понимали: если начнем «раскачиваться» во время стажировки, время будет упущено. Была задача еще до начала стажировки сплотить стажеров, познакомить друг с другом, выяснить индивидуальные запросы и определиться с единым понятийным полем: «Встретившись, мы должны говорить на одном языке». Для этого мы предприняли ряд шагов:
вид игры (по классификации Е.Е. Кравцовой) | возраст | значение данного вида игры для развития ребенка |
Все стажеры выполнили задание, продемонстрировав знание базовых положений и периодизации.
Он-лайн занятие состояло из 4-х частей:
В онлайн занятии приняли участие 80% стажеров, также можно было посмотреть запись. Активное участие в обсуждении, дискуссии, выполнении заданий свидетельствует о том, что все участники он-лайн занятия находились на одной волне, понимая друг друга, испытывая профессиональное желание роста. В конце занятие многие высказывали желание скорее встретиться и продолжить работу.
Результатом он-лайн занятия стало создание единого смыслового поля и актуализация темы стажировки. Был уточнен запрос стажеров. Например, что дисфункция сенсорной интеграции не будет рассматриваться. Было выявлено, что для большинства стажеров актуальным является именно работа специалиста по поддержке игры, его (специалиста) взаимодействие с воспитателем. Для меня, как руководителя стажировки, стало значимым, что на стажировке не будет случайных людей. Всех без исключения волнует вопрос, как строить образовательный процесс с детьми с ограниченными возможностями в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Показателен ответ Бобковой М.Б. на вопрос о мотивации выбора стажировки: «Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение: как средство развития, как средство коррекции и компенсации. На стажировке хочу разобраться в комплексности подхода к решению коррекционных и общеразвивающих задач в работе с детьми с ОВЗ».
Очный этап стажировки.
Очный этап стажировки был организован в соответствии с деятельностным подходом и проблемным методом обучения. Все темы предполагали игру: игру с коллегами, игру с детьми, стажеры не получали готовых решений. Нашей задачей было создать такие условия, чтобы стажеры почувствовали собственный импульс к развитию и исследованию. От анализа РППС к моделированию собственной среды; от просмотра и наблюдения деятельности, к обобщению в виде разработки функционала; от анализа деятельности и знакомства с технологической картой к разработке собственной деятельности и практической реализации задуманного. Важным итогом было понимание стажерами спонтанности и необходимости импровизации в детальности педагога. Быть во внимании и чувствительности к ребенку, не откладывать на потом решение здесь и сейчас возникших задач, уметь менять свои планы в зависимости от состояния ребенка.
Первый день стажировки.
Первый день стажировки начался с открытия стажерской площадки. Гостей приветствовала методист МКУ «Управление образования» Лосева В.В. Танец воспитанников детского сада «Светит солнышко» создал позитивный настрой, приподнятое настроение. Затем на английком языке дети познакомились с участниками стажировки и пригласили их на общий танец-песню «Hokey Pokey». Стажеры активно включились в диалог и дружно вышли в танец.
Очное знакомство с участниками стажировки продолжилось с помощью психологического упражнения «Растопить лёд», целью которого было, как можно больше узнать об участниках стажировки и максимально сблизиться всем ее участникам. Стажерам и гостям было предложено разбиться на пары и за 5 минут узнать друг о друге имя, хобби, профессию, другую интересную информацию и потом рассказать всем. В результате мы узнали, что среди участников стажировки педагоги разных профессий, увлеченных работой, но и ценностно относящихся к семье, внукам, увлеченных спортом, профессионально занимающихся вокалом.
После того как «лед был растоплен» руководитель стажировки запустила игру. Мы уверены, говорить об игре можно только играя, поэтому превратили стажировку в игру-космическое исследование. Были распределены роли экипажа космического корабля. Представлен цент управления полетом – эксперты стажировки: Минеева Ю.В. – заведующий МБДОУ № 37 «Теремок» и Лебедева Н.И. – старший воспитатель МБДОУ № 37 «Теремок».
Астронавты исследователи – стажеры получили космические конверты. Одели опознавательные бейджи, идентификационные браслеты, примерили космические очки, которые понадобятся для связи с жителями планеты, чтобы лучше чувствовать и понимать их. Также в космических конвертах были органайзеры астронавтов и сведения о вселенной «Железногорск», в которой находится планета «Теремок». Центр управления полетом – эксперты стажировки получили критерии оценивания работы астронавтов-стажеров, но при необходимости они могли изменить критерии или предложить свои. Командир космического корабля – руководитель стажировки поставила перед астронавтами задачу: исследовать планету, получить максимальную информацию о ее жизни, познакомиться и подружиться с жителями планеты.
Первый десант на планету. Установка на десант была следующей: десант будет длиться 30 мин (на столько рассчитан воздух), надо выполнить задание – собрать информацию, а параллельно исследовать среду и провести экспертизу последнего пункта с помощью экспертных карт (которые также надо было найти во время десанта). У каждой группы стажеров был житель планеты «Теремок» — ребенок, который при необходимости мог помочь в ориентировке по плану детского сада.
Организация деятельности по типу квеста за короткий промежуток времени решила одновременно несколько задач:
После окончания десанта астронавты-стажеры приготовили выступления по выше обозначенным темам, которые и представили своим коллегам. Таким образом, мы актуализировали знания и были готовы к погружению в технологию стажировки.
Базовые положения технологии поддержки и развития детской игры у детей с ОВЗ и нормативно развивающихся дошкольников на основе сенсорного подхода были представлены руководителем стажировки Т.А. Грищенко и проиллюстрированы видео роликами, отражающими, как сенсорная провокация может перерасти в игру детей, как в игре могут решаться коррекционно-развивающие задачи. Проблемные вопросы ведущего стимулировали дискуссию о взаимообратной зависимости: эффективности коррекционной работы, реализуемой в игре, соответствующей возрасту и эффективности сенсорной стимуляции для поддержки развития игры. Особый интерес вызвала таблица, в которой периодизация развития игры была соотнесена с этапами сенсорного развития.
Далее стажеры перешли к непосредственному освоению технологии через решение первой задачи стажировки: активного погружения стажеров в деятельность по проектированию развивающей предметно-пространственной среды на основе сенсорного подхода, дающего ребёнку с нарушением зрения чувственную основу игровой деятельности.
Стажеры представили результаты экспертизы предметно-пространственной среды групп детского сада на предмет обеспечения поддержки детской игры. Выступления стажеров показали с одной стороны их понимание необходимых условий для каждого вида игр, с другой стороны выявило определенные дефициты в классификации игр и понимании перехода от одной игры к другой. Произошло осознание, что жесткой временной границы нет и в группе должны быть условия для возникновения следующего вида игры. Эти представления уточнялись и конкретизировались в ходе представления стажерской пробы с использованием практических примеров.
В экспертных картах, предложенных стажерам для экспертизы среды, из индикаторов мы убрали показатели, связанные с сенсорным наполнением среды. Это было определенно провокацией и стало следующей стажерской задачей: доработать экспертную карту на соответствие реализации сенсорного подхода. Деятельность проходила с использование метода «мировое кафе». В результате продуктивного диалога и обсуждения было выработано общее видение проблемы, стажеры имели возможность еще раз систематизировать представления о видах игры и необходимых условиях поддержки каждого вида игры, посмотрев на проблему с точки зрения сенсорного подхода. В ходе представления результатов работы каждого стола произошли значимые дискуссии: о роли образной игрушки, о значении в коррекционной работе по поддержке развития игры у детей с ОВЗ наличия возможности проигрывать «по-настоящему» ролевые действия (мыть посуду, стирать белье, месить тесто, заваривать чай, качаться в гамаке, промокнут до нитки).
Следующей стажерской пробой было изготовление игровых макетов, наполненных сенсорным содержанием. Какую цель данной деятельности преследовала я, как руководитель стажировки? С одной стороны дать возможность проявить творчество, в общей деятельности сплотить группу, а главное – заземлить стажеров. Дать возможность осязать и творить с различными материалами (тесто, песок, поролон, картон, камешки – далеко не весь перечень предложенных материалов), пропустить через себя то, что чувствуют дети, когда их среда становится насыщенной сенсорными стимулами (в данном случае тактильными).
В ходе оценочного события «Ярмарка проектов» (защита проектов) стажеры не просто рассказывали, как можно играть, а играли, как будто они дети. Этот подход был актуализирован экспертом Еленой Сергеевной Непомнящей, и оказался чрезвычайно показателен. Оказалось, рассказывать и играть – абсолютно разные деятельности и, практика сразу выявила плюсы и минусы представленных идей. В результате аукциона (у всех стажеров и гостей стажировки было по 2 монетки, которые можно было отдать за любой проект, кроме своего) три проекта (всего получилось 6 игр) были проданы за равное количество монет. Остальные оказались невостребованные. Игра есть игра.
В завершении дня стажерам было предложено в качестве рефлексии высказаться по поводу утверждения «Образовательная среда сенсорного подхода = среда для игры?» Все стажеры согласились, что это утверждение верно, обосновав это высказываниями. Приведем некоторые из них:
Также стажерами была заполнена гистограмма новизны, в которой они отразили свои собственные ощущения первого дня стажировки, насколько изменилась их профессиональная компетентность по теме стажировки, свои личностные и деятельностные приросты.
Лебедева Н.И. как эксперт подвела итог первого дня, сообщив, что первый десант на планету «Теремок» с точки зрения центра управления полетом прошел успешно. Поставленные задачи выполнены, команды демонстрируют сплоченности и креативность.
Завершился день экскурсией по городу, которую провела методист музейно-выставочного центра г. Железногорска Землянская И.И. Интересный рассказ вызвал живой отклик у стажеров. Неформальное общение, вопросы, эмоции способствовали объединению нашего стажерского коллектива.
Второй день стажировки.
Продолжаем играть и погружаться в технологию поддержки и развития детской игры у детей с ОВЗ и нормативно развивающихся дошкольников на основе сенсорного подхода. Перед руководителем стажировки стояли задачи создать условия для:
В начале второго дня руководителем стажировки была представлена сводная гистограммы новизны, составленная из индивидуальных гистограмм стажёров, заполненных накануне. Как «было» стажеры оценили свою компетентность на 41,6% от 100, как «стало» на 66,7%. В той или иной степени прирост отметили все стажеры.
«Второй день – полет успешный» — объявляет руководитель стажировки и дает установку, что второй десант на планету «Теремок» будет связан с наблюдением за жителями планеты. Умение наблюдать – важная компетентность педагога, работающего с использованием сенсорного подхода. Звучит инструкция для астронавтов-стажеров, о правилах и процедуре наблюдения в соответствии с технологией Л.В. Свирской: «для чего наблюдать?», «что наблюдать?», «как наблюдать?», «как фиксировать?», «как интерпретировать?».
Наблюдение проходило в разновозрастной группе с 3 до 7 лет в течение одного часа. Стажерам была представлена игровая деятельность детей на основе сенсорной провокации. Стажеры разделились по 3 человека и получили имя ребенка, за которым должны были вести наблюдение.
Утренний круг, совместная игра с педагогом, самодеятельная игра детей – вот виды деятельностей, в которых стажеры могли наблюдать ребенка. Затем каждая тройка стажеров должны были объединить и зафиксировать свои наблюдения на 6-ти стикерах (только самое важное, показательное) и представить рекомендации деятельности педагогов по поддержке развития игры у конкретного ребенка.
На этом этапе произошел видимый выход из зоны комфорта:
Это было мощно, продуктивно, профессионально! Эксперт «Школы Росатома» Елена Сергеевна Непомнящая уточняющими вопросами, собственными наблюдениями провоцировала стажеров на поиск первопричины проблемы, а потом искать, перебирать и находить правильную стратегию. Здесь особую роль сыграли опыт стажеров, опыт руководителя стажировки, опыт экспертов в активном, щедром обмене опытом и педагогическими идеями.
Мастер классы педагогов детского сада были важным элементом стажировки. Это время творческой паузы, профессионального общения, расслабления и отдыха. И тоже в контексте сенсорного подхода. Небольшая передышка перед важным этапом обобщения.
В первую половину дня стажеры не только наблюдали, им была в практике показана технология и ее идея сенсорной провокации как способа обогащения игрового действия. Сложность представленной практики заключалось в том, что сенсорная провокация должна была сработать на детей разного возраста (разновозрастная группа детей). По закону проблемного обучения, прожив опыт наблюдения и проектирования педагогических действий по поддержке игры конкретного ребенка, стажеры перешли к обобщению: разработке функционала педагога по поддержке детской игры. Мы сознательно не отделяем содержание деятельности специалиста от воспитателя, а обозначаем их как «педагог», так как уверены, что результативность можно достигнуть только при тесном взаимодействии и совместном решении образовательных задач специалистом и воспитателем. Работа проходила в группах, которые уже сплотились в результате предыдущей деятельности. Я, как руководитель стажировки, с радостью наблюдала, что дискуссии внутри групп становятся все активнее, стажеры не бояться спорить, аргументировано отстаивают свою точку зрения, начинает работать коллективный разум. Результат: за короткий отрезок времени, без каких-либо подсказок, был разработан качественный содержательный функционал педагога по поддержке каждого вида игры. И видно, как распускаются почки весной, так и ростки понимания детской игры у моих стажеров смело рвутся на волю и, они начинают испытывать драйв от своей деятельности.
Вижу: готовы к большой игре. Установка на подготовку: представление технологической карты на примере просмотренной деятельности и выбор задания на провокацию (тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную). 60 минут на подготовку игры. Это много или мало? На мой взгляд – это режим мозгового штурма. По-другому не получается – это стажировка проекта «Школа Росатома»!
Второй день стажировки завершился рефлексией. Заполнением гистограмм новизны второго дня и выбором смайлика с шуточным определением эмоций: «счастье есть!», «спокойствие, только спокойствие!», «командовать парадом буду я!», «извела меня кручинао!». Можно и нужно шутить, решили мы!
Пункт в программе стажировки: «концерт коллективов МБУ ДО ДТДиМ» ни у кого не вызывал особых эмоций. Ни мы, ни стажеры не ожидали увидеть такой феерический концерт подготовленный Дворцом творчества! В приветственной речи начальник МКУ «Управление образования» Валерий Геннадьевич Головкин сказал важную мысль, что главные во всем этом – дети, и ради них, наших воспитанников, преодолевая тысячи километров, мы едем получать новый опыт! «Эмоции испытанные нами на концерте непередаваемы словами!» — общее впечатление от концерта стажеров и всех зрителей.
Третий день стажировки.
Задачи третьего дня стажировки:
Итоговый день. Как мы для себя его определила – день большой игры; день — лакмусовая бумажка достижений 2-х дней стажировки.
Наблюдаю, как стажеры уже по-домашнему уверенно ориентируются в детском саду. До начала официальной работы третьего дня побежали в группы, поздороваться, увидеть детей, закончить последнюю подготовку к игре.
В начале дня, уже по традиции, руководитель стажировки проводит анализ рефлексии предыдущего дня. Одна группа стажеров выбрала эмоцию «Спокойствие, только спокойствие!» Видимо, вчера было напряжение, не все удалось продумать по организации игры. Узнаю: вечером встретились, обсудили, сейчас — готовы к игре. Остальные смайлики улыбаются – «счастье есть!» Сводная гистограммы новизны: как «было» стажеры оценили свою компетентность на 39 % от 100, как «стало» на 83,3%. Вот это ощущение личностного прироста!
Прозвучала фраза: «Третий десант на планету разрешаю!» и стажеры отправились играть. У всех игра разворачивалась по-разному.
Группа детей среднего возраста, световая провокация. Разворачивается образная игра. Вот дети превратились в игрушки. Помогли доктору Плюшевой и её друзьям собачке и зайчику найти спрятанные картинки. Выделение части на предметной картинке светом – интересная находка, несущая коррекционную направленность формирования целостности и предметности восприятия. Как дальше разворачивалась уже самодеятельная игра детей, узнаем из рефлексии.
Разновозрастная группа 5-7 лет. Фея вкуса волшебной страны «Запахов и вкусов» искала и собирала новые ароматы и вкусы для своих гостей. Стажеры предложили детям создать игру с правилами «Рецепт», инициировали игру в поваров. Сенсорная провокация: запахи огурца, сравнение запаха шинкованного овоща, микса с другими овощами. Вывод запахи усиливаются! Какие сенсорные находки! И дети в роли с полной ответственностью профессиональных поваров!
Разновозрастная группа 3-7 лет. Тактильная провокация. Сложнейшая задача: создать условия для игры детей разного возраста – высший пилотаж. Три поросенка строят дорогу к дому. Схемы для детей старшего возраста, решение когнитивных и сенсорных задач. Справились!
Разновозрастная группа 3-7 лет. Слуховая провокация. Недоумение: как трудно дети различают звуки без зрительной основы. Слуховой анализатор является дистантным и играет важнейшую роль в ориентировке ребенка – еще раз убеждаемся в значимости сенсорного развития с использованием ВСЕХ сохранных анализаторов. Сразу несколько сюжетных линий: корабль пиратов, необитаемый остров и спасение пассажира, поиск клада и образная игра в рыбок.
Рефлексия – важный этап любой деятельности. Каждая группа готовила презентацию своей игры и анализ деятельности педагогов по поддержке игры. Важно было не уйти во взаимное восхваление: «Как все здорово у всех получилось!» Нет, получилось хорошо, но не на 5+. Ценно было обсуждение, коллективное продуцирование идей, как сделать лучше, правильнее, игровее (простите за новый термин). Здесь не удержали образ, здесь ушили в дидактику, здесь вошли в игру как учли в институте, а ведь можно вот так, без привычного: «Дети, кто я, вы меня узнали?». А здесь, посмотрите, как классно поддержали сюжет, сколько артистизма, услышали детскую инициативу и не стали продавливать собственные планы. Обсуждение так захватило всех, хотелось говорить, придумывать новые идеи, но время неумолимо… ФИНАЛ стажировки.
Рефлексивный круг с теплом и добром апельсинчиков – символов «Школы Росатома», сделанных своими руками. Свой апельсинчик надо было передать другому стажеру с высказыванием на тему, может ли сенсорный подход быть основой для других технологий поддержки и развития игры дошкольника? Стажеры едины в мнении: сенсорный подход будет применяться ими в деятельности и реализации других технологий поддержки развития детской игры.
Результаты сомооценивания стажерами собственных результатов, оценка экспертов свидетельствуют об успешном прохождении стажировки всеми стажерами.
Индивидуальный выбор стажёров, кому подарить свой апельсинчик, свидетельствует, что они не только приросли профессионально, но и приобрели друзей, профессиональных единомышленников. Финальная песня «Счастье» в исполнении воспитанников детского сада, слова до слез тревожащие сердце «мы Вам желаем удачи в пути и счастья найти!», вручение свидетельств о прохождении стажировки и медалей «Теремок». Астронавты-исследователи выполнили свою миссию и могут возвращаться домой!
Стажировка закрыта. Все задачи выполнены. Но, до сих пор на страничку «Железногорск, Теремок, стажировки» в Facebook приходят посты с рефлексией стажировки. По законам психологии — это правильно: рефлексивный выдох происходит после выхода из деятельности. Спасибо всем организаторам и участникам стажировки. Нашим воспитанникам, которые создавали игровые паузы на стажировке: «узнай на вкус с закрытыми галазми», «а почему никто не танцует?», «волшебные комочки». Спасибо эксперту «Школы Росатома» Непомнящей Елене Сергеевне за активное участие в каждом действии стажировки!
Стажировка завершена. Игра продолжается!
Послесловие.
Почва из под ног, отрыв!
Взрыв эмоций! Пробуксовка!
И мощнейший вдруг прорыв!!!
Споры, взгляды, разговоры…
Мозг кипит!!! Вопросов тьма!
А эксперт наш непреклонен:
Миром правит здесь ИГРА!
Как распределите роли?
В образе Вы или нет?
Режиссерские пароли,
Атрибутика, сюжет?
За ребенком наблюдаем
И оценок не даём.
Функционал мы разбираем
Рекомендации несём.
Стоп!
Опять перезагрузка!
Поняли, мы не туда …
Игры с правилами, космос,
Макеты, Open Space, игра…
Здорово, что есть стажёры ,
И эксперты, Теремок!
Жизнь за три дня стажировки спрессовалась вдруг в комок!
Яркий, шумный, событийный,
Безоценочный, мобильный,
Развивающий, сенсорный,
Артистичный и задорный!
Познавательный, практичный,
Позитивный, эстетичный!
Дети, игры, игры, дети-
Как же все не растерять?
Воплотить свои задачи, детский смысл игры понять.
Ту живую непосредственность,
И горящие глаза!
Мы несём за то ответственность!
Без игры нам здесь — нельзя!
Это жизнь, эмоций полная, так естественна, ярка,
Игрового процветания в стенах чудо-«Теремка»!!!
Еременко Ирина, г.Зеленогорск