Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Развитие ребёнка в режиссёрской игре через обыгрывание литературных произведений»
Развитие профессиональной компетентности педагогов в проектировании и организации режиссёрской игры как основы дальнейшего становления и развития игровой деятельности дошкольника.
«Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников». А.Н. Острогорский.
Идея моей педагогической практики: изучение и поддержка режиссёрской игры как способа развития ребёнка дошкольного возраста. Я реализую технологии развития режиссёрской игры с помощью обыгрывания литературных произведений.
По мнению Е.Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.
Режиссёрские игры возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях: 1) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может играть роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер); 2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа. Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников, но это более характерно для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Учитывая всю ценность режиссёрских игр, я создаю в группе такую образовательную среду, которая будет поддерживать режиссёрскую игру и способствовать дальнейшей стадии развития игры: образной.
Для режиссёрских игр предлагаю детям реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, куклы с закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой). Ещё один вид игрушек – прототипические – лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.
Третий вид игрушек – предметы-заместители, т.е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как шарики, кубики, палочки, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.
Обязательно вношу в игровую среду кубики, нескольких видов, из которых дети могут строить разные постройки для дальнейшего обыгрывания.
В режиссёрской игре важно наличие у ребенка индивидуального пространства (укромного места) для игры. Поэтому особым интересом в групповом помещении у детей пользуется «волшебный сундучок», в котором дети могут найти разные ткани, платки, с помощью которых можно сделать место для уединения.
«Проживание сказки» сопровождает детей постоянно. В специально организованной образовательной деятельности и в режимных моментах использую методы и способы для поддержки детской игры через обыгрывание литературных произведений:
Таким образом, поддерживая развитие режиссёрской игры, я достигаю новых образовательных результатов в личностном и познавательном развитии детей.
Деятельность стажеров в рамках программы стажировки будет направлена на реализацию задач, заявленных в информационном блоке. Данная программа основана на деятельностном подходе, предусматривает комплекс различных форм обучения: практические занятия, практические пробы, групповое и индивидуальное проектирование, деловые игры.
В результате стажировки по данной программе слушатели получат возможность:
Программа рассчитана на 24 часа и содержит поэтапную реализацию в трёх модулях.
Модуль 0. Дистанционное взаимодействие с участниками стажировки, выявление запросов стажёров.
Модуль 1. Погружение в проблемный и понятийный анализ по теме программы.
Предполагает позиционное самоопределение стажёров, готовность к продуктивному взаимодействию в рамках площадки на основе собственных базовых компетентностей. Направлен на осознание стажёрами актуальности изменений в деятельности педагога дошкольной организации, анализ и выявление проблем и точек роста, необходимости использования новых эффективных технологий в современном образовательном процессе. Модуль построен на совместной работе и работе в малых группах, направленной на определение понятий «игровая компетентность», «игровая позиция», «режиссёрская игра», «образная игра», «этапы становления игры».
Формы, методы, приёмы: анкетирование, тестирование, работа с «Дневником стажёра», решение кейса, технология «Worldcafe».
Модуль 2. Практика использования эффективных способов и приёмов поддержки и организации режиссёрской игры.
Практико-ориентированное освоение стажёрами методов и приёмов поддержки режиссёрской игры. Погружение стажёров в игровое событие. Освоение функций ролей «очевидец», «активный участник», «следователь». Практика использования технологии через имитационную игру и реальное игровое взаимодействие с детьми.
Модуль построен на совместной, подгрупповой и индивидуальной деятельности стажёров.
Формы, методы, приёмы: лекция, мастер-класс, имитационные и коммуникативные игры, наблюдение, аналитическая деятельность, практическое погружение в образовательное пространство.
Модуль 3. Итоговая практика и рефлексия по программе стажировки.
Предполагает совместную разработку стажёрами практических кейсов, обобщение и диссимиляция разработанных стажёрами продуктов деятельности, рефлексию прожитых событий, самоанализ и взаимоанализ результатов работы в рамках площадки.
Формы, методы, приемы: работа в малых группах над созданием совместных продуктов деятельности с последующей презентацией результатов, общегрупповые обсуждения, дебаты.
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
Модуль 0 Выяснение ожиданий и запросов стажёров в рамках понятийных и практических задач программы стажировки, через дистанционное взаимодействие – создание группы «Игра-ребёнок-развитие» на Facebook; – включение в программу понятийных или практических задач по запросу стажёров; – представление практических задач для выполнения домашнего задания: организация взаимодействия с ребёнком в режиссёрской игре. | |||||
Модуль 1. Погружение в проблемный и понятийный анализ по теме программы. | |||||
1. | Обеспечение организационно-содержательного входа в стажировку через ознакомление стажеров с индивидуальными дневниковыми кейсами. | 0,5 | |||
2. | Выявление понятийного уровня и точек роста стажёров через анализ входящего тестирования и самооценку базовых компетенций «График успеха – шаг первый: Я знаю». | 0,5 | 0,5 | ||
3. | Создание условий для накопления стажерами собственного практического опыта через наблюдение за деятельностью педагогов по поддержке игровой деятельности дошкольников и стажёрские пробы организации и (или) поддержки режиссёрской игры (с учётом базовой компетентности стажёров). | 2 | |||
4. | Определение практических умений стажёров по организации и (или) поддержки деткой игры через самооценку первичных стажёрских проб и фиксацию результатов «График успеха – шаг первый: Я умею». | 0,5 | |||
5. | Актуализация представлений стажеров об этапах развития детской игры. Формирование понятийной картины «ведущий вид деятельности», «игровое поведение», «режиссёрская игра», «этапы становления игры» через включение стажёров в работу проблемного семинара «Играющий ребёнок» Этапы развития детской игры». | 1 | |||
6. | Определение ключевых ориентиров предметно-пространственной среды для поддержки детской игры на разных возрастных этапах. Технология «Worldcafe». | 1 | |||
7. | Создание условий для фиксации найденного способа решения обозначенной проблемы в виде технологических карт предметно – пространственной среды (по результатам работы «Worldcafe»). | 1 | |||
8. | Актуализация представлений стажеров об опыте игрового поведения дошкольника и этапах развития детской игры через практический разбор кейсов игровых ситуаций. Организация этапа оценки деятельности участников как промежуточного результата деятельности в рамках стажировки. Экспертное оценивание работы стажёров в ходе решения кейса и представления вариантов решений. | 1 | 1 | ||
9. | Рефлексия дня метод «Мишень» | 0,5 | |||
Модуль 2. Практика использования эффективных способов и приёмов организации и поддержки режиссёрской игры. | |||||
1. | Рассмотрение концептуальных подходов к применяемым методам и приёмам через представление опыта педагога-практика, владеющего технологией «Проживание сказки». | 0,5 | |||
2. | Создание условий для накопления стажерами собственного практического опыта через погружение стажёров в игровое событие. Освоение стажёрами функций ролей «очевидец», «активный участник», «следователь» в процессе наблюдения и исследования, анализа деятельности педагогов по поддержке режиссёрской игры. | 2 | |||
3. | Поиск путей совершенствования применения технологии через игровое моделирование режиссёрской игры с использованием кумулятивных сказок. Включение стажёров в имитационную игру с использованием ролей «ребёнок», «педагог», «родитель». | 1,5 | |||
4. | Актуализация представлений стажёров о характеристиках режиссёрской игры через апробацию стажёрами роли эксперта. Отбор целей и задач для организации режиссёрской игры из общего массива задач. | 1 | |||
5. | Создание условий для накопления стажерами практического опыта использования технологии через погружение в образовательный процесс ДОУ. Наблюдение и самостоятельная организация стажёрами игрового взаимодействия с детьми в разных возрастных группах. | 1 | |||
6. | Организация этапа оценки и самооценки деятельности участников как промежуточного результата деятельности в рамках стажировки. Экспертиза организации стажерами игрового взаимодействия с детьми. | 1 | |||
7. | Самооценка. Заполнение рефлексивных карт и фиксация результатов в «Графике успеха». | 0,5 | |||
Модуль 3. Итоговая практическая и рефлексивная деятельность по результатам программы. | |||||
1. | Создание условий для накопления стажерами собственного практического опыта через погружение в образовательную среду, способствующую развитию игровой деятельности дошкольников. Наблюдение за деятельностью педагогов по поддержке игровой деятельности дошкольников. | 2 | |||
2. | Фиксация путей совершенствования практики в процессе разработки и представления стажёрами продукта собственной деятельности в форме универсальных карт, содержащих критерии оценки профессиональной компетентности педагога в пространстве развития и поддержки детской игры и универсального алгоритма действий педагога при проектировании и организации режиссёрской игры на разных возрастных этапах. | 1 | 1 | ||
3. | Создание условий для углублённого анализа стажёрами теоретических понятий и практических навыков, полученных в ходе стажировки через введение в интеллектуальную игру «Дебаты» «Развивающий потенциал технологии «Проживание сказки». | 1 | |||
4. | Организация этапа оценки и самооценки деятельности участников стажировки как итоговый результат деятельности в рамках стажировки. | 1 | |||
5. | Круглый стол по результатам стажировки. Представление «Графика успеха», выводы, предложения, прогнозирование деятельности. | 1 | |||
6. | Стоп-плакат | ||||
ИТОГО: 24 часа | 0,5 | 8,5 | 9,5 | 5,5 |
Рефлексивная карта стажёра (форма).
Этап стажировки | Теоретические знания (Знаю от 0 до 5 баллов) | Практические умения ( Умею 0 до 5 баллов) |
Начальный этап | ||
1 модуль | ||
2 модуль | ||
Завершающий этап |
График успеха (форма).
С 04 по 06 марта 2019 года в МБДОУ д/с № 24 г. Зеленогорска Красноярского края проходила стажировка для педагогических работников дошкольного образования по теме «Развитие ребёнка в режиссёрской игре через обыгрывание литературных произведений». Ведущий стажировки — победитель конкурса педагогических работников, владеющих технологиями работы с детьми, соответствующими требованиям ФГОС дошкольного образования Хаустова Ирина Владиславовна. Куратор стажировки — эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» Непомнящая Елена Сергеевна.В стажировке приняли участие педагоги из Новоуральска, Снежинска, Железногорска и Зеленогорска.
Цель стажировки: развитие профессиональной компетентности педагогов в проектировании и организации режиссёрской игры как основы дальнейшего становления и развития игровой деятельности дошкольника.
В программе стажировки был организован нулевой дистанционный модуль. В рамках модуля проведён опрос потенциальных участников стажировки с целью определения базовых представлений стажёров по теме стажировки, выявлены их ожидания от участия в стажировке, проведена корректировка практических задач, в соответствии с запросами стажёров.
Для проведения нулевого модуля была создана закрытая группа «Игра-ребёнок-развитие» на сайте facebook. В группе состоялось заочное знакомство стажеров, и были предложены для обсуждения некоторые вопросы, касающихся темы площадки. Дискуссия по предложенной теме помогла понять общие взгляды стажёров на детскую игру, их позицию как воспитателя в сопровождении игры, что использовалось в дальнейшем в работе площадки.
Открытие стажировки состоялось 04.03. С приветственным словом выступили: муниципальный координатор проекта Школа Росатома в г. Зеленогорске — Китаева Ольга Петровна, главный специалист по дошкольному образованию Управления образования Администрации ЗАТО г. Зеленогорска — Бандукова Юлия Леонидовна, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» Непомнящая Елена Сергеевна.
Начало площадки было мотивационным моментом к включению стажёров в профессиональный диалог. Ведущий – Хаустова И.В. начала обращение к стажёрам со старинной притчи, в которой раскрывалась важность для педагогов таких моментов, в которых следует приостановить свою деятельность и получить новые профессиональные знания и умения. Эффективней всего, как сказала Ирина Владиславовна, такие знания обретаются в очном профессиональном общении, именно таком, каким оно представляется в рамках стажировочной площадки. Стажировка в реальном временипозволяет полностью погрузиться в образовательный процесс, и именно в это время происходит качественный скачок в профессиональном развитии.
Так как стажировка была посвящена наиболее важному вопросу современной дошкольной педагогики — детской игре, стажёры погружались в образовательный процесс с помощью игры.
Первая игра — «4 угла», целью которой было очное знакомство стажеров и самоопределение в деятельности площадки. С помощью одного вопроса «Почему я здесь?» и четырёх предложенных ответов стажёрам нужно было объединиться в подгруппы и определить свою деятельность в рамках площадки. Из четырех предложенных вариантов стажеры выбрали всего два варианта:86% стажёров выбрали вариант «Эта тема необходима мне для профессиональной деятельности» и 14% выбрали вариант «Хочу узнать что- то новое». Анализ этой игры показал, что тема авторской программы стажировки интересует многих педагогов, так как она мало изучена и методической литературы по данной теме недостаточно.
Далее стажёры ознакомились с индивидуальными дневниковыми кейсами и прошли тестирование, которое помогло определить базовый уровень их теоретических знаний. По результатам тестирования выявилось, что уровень знаний находится в среднем на отметке 2,5-3 балла из 5. Отметку базового уровня стажёры внесли в «График успеха», с помощью которого участникам была представлена возможность отследить динамику личного прироста знаний и умений в ходе стажировки.
Создание условий для накопления стажерами собственного практического опыта было реализовано через погружение в игровое событие «Однажды в сказке». Стажёрам было предложено выполнить в ходе события разную миссию: «очевидец», «активный участник» и «следователь». Роли определили по жребию с помощью «волшебной шляпы», данный приём помог стажёрам в понимании реальной и мнимой ситуации и показал возможные способы входа в игру.
Последующее обсуждение хода события стажёрами с позиции различных ролей, а также участие в обсуждении эксперта — куратора Елены Сергеевны Непомнящей помогли выделить важные моменты в таком инновационном формате, как образовательное событие – это: межвозрастное взаимодействие детей, роль и позиция воспитателя в рамках события, вброс и решение когнитивной задачи.
Актуализация представлений стажеров об этапах развития детской игры по концепции Е.Е.Кравцовой, формирование понятийной картины «ведущий вид деятельности», «игровое поведение», «мнимая и реальная ситуация», «этапы становления игры» реализовалось через включение стажёров в работу проблемного семинара «Играющий ребёнок» Этапы развития детской игры». В ходе семинара участники учились понимать ситуацию игры, различать разные виды игры. Обозначили важность каждого вида игры для детей в разном возрасте и роль взрослого в становлении и развитии игры.
Следующим этапом была организована экскурсия по группам ДОУ, целью которой было определение ключевых ориентиров при организации предметно – пространственной среды групп в соответствии с ведущим видом игры. После экскурсии стажёры перешли к самостоятельной практике. В технологии «Worldcafe» стажёры определили ключевые ориентиры предметно- пространственной среды для поддержки детской игры на разных возрастных этапах. Фиксация найденного способа решения обозначенной проблемы была представлена в виде технологических картпредметно-пространственной среды разных возрастных групп.
Актуализация представлений стажеров об опыте игрового поведения дошкольника и этапах развития детской игры была реализована через практический разбор кейсов игровых ситуаций. Анализ кейсов ещё раз показал значимость игры в развитии ребёнка и выявил много спорных вопросов, важных для решения педагогами, реализующими свою деятельность в игровом формате: признаки режиссёрской игры, отличие от других видов, разница между режиссёрской игрой в младшем возрасте и высоким уровнем режиссёрской игры в конце дошкольного возраста. Все эти вопросы помогли подготовить стажёров к следующему модулю программы.
С целью поддержки мотивации, стажёры в конце первого модуля были вовлечены в игровое взаимодействие с детьми. Им было предложено поддержать небольшую игровую ситуацию, с чем все стажёры достаточно хорошо справились. Эта ситуация помогла закончить первый модуль на высоком эмоциональном уровне.
Организация этапа самооценки деятельности участников как промежуточного результата деятельности в рамках стажировки была сконцентрирована на работе с «Графиком успеха», по шкале «Я умею» стажёры оценили себя достаточно высоко в пределах 3-5 баллов.
Для рефлексии первого дня использовалсяметод «Мишень». Каждое мероприятиимодуля стажёры оценивали по десятибалльной шкале. Наиболее интересной и значимой для себя многие стажёры выбрали работу в технологии «Worldcafe».
Стажёрам было предложено домашнее задание: с помощью методики мыслительной деятельности «Идеал» обсудить вопрос «Как организовать условия для детской свободной игры в соответствии с СанПин». Результаты стажёры представляли в группе facebook «Игра-ребёнок-развитие». Большинством голосов самый лучший результат представили стажёры из города Железногорска: Нина Залога и Ирина Червякова, которые наиболее полно раскрыли проблемные моменты и возможности их решения.
Во второй день (второй модуль) стажёры были погружены в опорные точки технологии организации и поддержки режиссёрской игры.
Рассмотрение концептуальных подходов к применяемым методам и приёмам реализовалось через представление опыта автора программы «Проживание сказки». Стажёрам была представлена карта наблюдения игры, в которой рассматривался вход в игру, непосредственно игра и выход из игры. Ирина Хаустова представила практические приёмы поддержки и организации режиссёрской игры с детьми младшей группы. По итогам эксперт Елена Сергеевна Непомнящая отметила, что при такой поддержке дети играют везде: на столе, спрятавшись под столом, на окне, рисуя на листе бумаги, на макете. Видно, что авторская технология работает, но некоторым детям нужно переходить из режиссёрской игры в образную.
С целью совершенствования применения технологии было организовано игровое моделирование режиссёрской игры. Стажёры включились в имитационную игру с использованием ролей «ребёнок», «воспитатель», «администрация». Данная форма помогла сконцентрировать внимание стажёров на взаимодействии в игре с детьми с разными характерными особенностями. Преодолевая проблемные ситуации, стажёрам удалось совершить действительно важный прорыв в понимании и совершенствовании умений поддержки детской игры, понимании того, каким образом теория игры воплощается в практике с учётом множества факторов индивидуальности ребёнка.
Фиксация путей совершенствования практики была организована в процессе разработки и представления стажёрами продукта собственной деятельности: универсальных карт, содержащих критерии оценки профессиональной компетентности педагога в пространстве развития и поддержки детской игры.Универсальные карты составлялись «методом развивающейся кооперации», который способствовал включению каждого участника в продуктивный процесс и внесению собственного компонента в общий продукт, а также помог раскрыть умение каждого стажёра работать в профессиональной команде.
Первый совместный продукт деятельности стажёров был использован на следующем этапе работы площадки — при наблюдении стажёров за деятельностью воспитателя в игровом взаимодействии с детьми.
Стажёры были погружены в реальный образовательный процесс. Наблюдение проводилось на младшей и подготовительной группах, что помогло определить контраст между началом режиссёрской игры и режиссёрской игрой высокого уровня.
После наблюдения участники осуществили первые стажёрские пробы в организации и поддержке детской игры и далее самостоятельно оценили собственную деятельность. В оценке стажёрских проб принимали участие эксперты — воспитатели МБДОУ д/с № 24 высшей квалификационной категории, владеющие технологией поддержки режиссёрской игры. Эксперты отметили как эффективные моменты в деятельности стажёров, так и точки роста, на которые следует обратить внимание: вход воспитателя в игровое взаимодействие, удержание образа (если он был принят), поддержка и развитие сюжета, не разрушая детское игровое пространство.
В рефлексии второго дня «Синквейн» большинство стажёров выбрали слово «игра». Через полученные в ходе работы в течение 2 х дней понятия о режиссёрской игре,стажёры раскрыли значение игры для детей и самих себя, как педагогов. Уже более уверенно, после рефлексии дня, стажёры отметили положительную динамику в знаниях и умениях в «Графике успеха».
Третий день стажировки начался с самостоятельной организации стажёрами игрового взаимодействия с детьми в младшей и подготовительной группах. Работу стажёров оценили эксперты и выявили, что все стажёры были включены в практическое взаимодействие, активно участвовали в детской игре, учитывая полученные ранее представления и практические навыки.
В процессе анализа деятельности стажёров в рамках педагогического наблюдения и собственных стажёрских проб, был совместно разработан и представлен универсальный алгоритм действий педагога при проектировании и организации режиссёрской игры на разных возрастных этапах.
Условия для углублённого анализа стажёрами теоретических понятий и практических навыков, полученных в ходе стажировки, были созданы через введение в интеллектуальную игру «Дебаты». В публичной дискуссии участники аргументировали две контрастно разных позиции «Технология «Проживание сказки» имеет развивающий потенциал» и «Технология «Проживание сказки»не имеет развивающего потенциала». «Дебаты» никого из стажёров не оставили равнодушным. Было прожито в команде и представлено множество аргументов, как за технологию, так и против неё. В ходе дискуссии стажёрам предстояло обобщить все знания о режиссёрской игре и, представленной в ходе стажировки, авторской технологии «Проживание сказки», что в полном объёме удалось участникам.
За круглым столом по результатам стажировки и в ходе рефлексии «стоп — плакат», стажёры оценили положительно собственный прирост в теме режиссёрской игры и направлении, представленном в рамках стажировки. Отметили, что будут использовать данный опыт в собственной педагогической практике.
Анализ анкет стажёров показал, что 100% стажёров получили прирост в игровой компетентности, а именно в проектировании и организации режиссёрской игры. Самый минимальный прирост составил 24%, а самый максимальный 86%, в среднем у всех стажёров прирост компетенций составил 52%.
В итоговой рефлексии стажёры оставили много положительных отзывов. Вот некоторые из них: «Уважаемые коллеги! Сколько положительных эмоции, знаний, приёмов Вы смогли донести до нас! Большое спасибо за «погружение» в тему, разложили всё по полочкам. Я для себя взяла эту технологию и буду внедрять обязательно!». «Мне очень понравилась стажировка. Взяла для себя много нового и интересного. Большое спасибо организаторам. Эти три дня были очень насыщенными и познавательными. Спасибо!». «Выражаю огромную благодарность коллективу МБДОУ д/с №24 в подготовке и проведении стажёрской площадки. Занятия позволили мне не только обогатить свой опыт в организации и подготовки режиссёрской игры, но и задуматься, проанализировать весь свой опыт и знания, касающиеся РППС, взаимоотношению с детьми и даже о противоборстве реальности и волшебства, сказочности. Багаж и опыт, полученный мною, бесценен. Я перенесу его в свой педагогический коллектив и технологию Ирины Владиславовны Хаустовой обязательно применю в своей деятельности». «Проучившись эти три дня, для меня наполнились смыслом мои действия, увидела, к чему мне нужно стремиться в работе, где у меня «запали» собственные знания. Понравилась технология «Проживание сказки», обязательно применю её в своей работе. Спасибо, что упорядочили мои знания и умения. Очень рада, что попала к Вам на стажировку. Ещё раз спасибо «Искорки»!!!».
Цель стажировки – развитие профессиональной компетентности педагогов в проектировании и организации режиссёрской игры как основы дальнейшего становления и развития игровой деятельности дошкольника, достигнута в полном объёме.