Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Педагогическая технология использования системы «Модуль-игра», обеспечивающая развитие дошкольников в игровой деятельности»
Совершенствование профессиональных компетенций стажеров по освоению и реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности.
Практически никого не надо убеждать, что ребенок дошкольного возраста – это существо играющее. Все изменения в психике и в личности дошкольника связаны с игрой. Игра определяет формы взаимодействия дошкольников с окружающими, игра готовит ребенка к переходу на новый этап, к новой ведущей деятельности. Поэтому, если мы хотим научить ребенка учиться, нужно с ним играть. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативы и самостоятельности. Ребенок-субъект – хозяин своих действий. Самостоятельная деятельность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и, в конечном счете, себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства собственной активности. Ведущая деятельность возрастного периода неразрывно связана с воображением. Любые ситуации, игры будут иметь развивающий характер, если связаны с воображением. Действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления.
Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений. Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, способствует формированию у ребенка способности определенным образом ориентироваться в них. Необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми.
В игре формируется:
Игра, хоть и считается ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, возникает не сразу. Согласно концепции Е.Е. Кравцовой:
Особое условие развития сюжетно-ролевой игры – детские игрушки, являющиеся точной копией реальных предметов, или даже сами эти предметы. Ребенку с такой игрушкой ничего не нужно домысливать самому. Все заложено в самой игрушке, не остается места воображению.
Очень часто игрушки отвлекают ребенка и становятся не средством игры, а ее целью, поэтому очень важно предоставит детям бросовый, неоформленный материал в избытке. Нужны инструменты – сделай или представь их себе. И то, и другое станет развивать воображение. Настоящие же инструменты могут переключить внимание ребенка, и его деятельность будет идти не от замысла, а от наличия той или иной игрушки.
Для развертывания сюжетно-ролевой игры идеально подходит предметно-игровая система «Модуль-игра», отвечающая определению развивающей предметной среды: она функционально моделирует развитие детской деятельности; создана с учетом многолетних исследований, проводимых автором системы С.Л. Новоселовой.
В игре дети сами создают себе из модулей-элементов любую, отвечающую их игровому замыслу предметно-игровую среду, гибко меняя ее по ходу игры. Это может быть и прилавок магазина, и приемная врача, и стройка, и т.п.
Система «Модуль-игра» – это и новые возможности детского конструирования. Сооружая постройку для себя, дети учитывают свой рост и возможность действовать внутри постройки.
Система «Модуль-игра» предоставляет уникальную возможность конструирования не только традиционным способом составления целого из частей, но и путем изымания из целого большого модуля отдельных его составных элементов, что обогащает содержание конструктивной деятельности дошкольников, развивая их проектное мышление, будит фантазию.
Система «Модуль-игра» является дидактическим материалом для сенсорного, сенсомоторного развития. Дети знакомятся с формой, величиной, количеством предметов, их весом, положением относительно друг к другу и окружающему пространству. Дети приобретают способность соотносить практические действия с конкретными свойствами элементов-модулей, а также планировать свои действия с учетом цели и замысла.
Система «Модуль-игра» – это не только развивающая предметная среда для игр, но и развивающая педагогическая технология, которая учитывает значение игры в детском развитии.
Данная стажёрская программа познакомит педагогов с технологией использования системы «Модуль-игра» в игровой деятельности дошкольников. Стажёрам будут созданы условия для апробации системы «Модуль-игра» в образовательном пространстве ДОУ.
Программа стажировки включает 3 блока и рассчитана на 24 часа.
Данная программа основана на компетентностном и личностно-деятельностном подходах, предусматривает комплекс различных форм обучения: мастер-классы, лекционные занятия и практические семинары.
Основные формы, методы, приемы обучения: использование RAFT-технологии; работа в группах над созданием совместных проектов с последующей презентацией результатов этой работы, обсуждения; различные формы рефлексии: «Плюс — минус — интересно», «Три М», «Чемодан, мясорубка, корзина», техника «Рефлексивная мишень».
1 блок направлен на погружение стажеров в концепцию развития игровой деятельности.
Основные формы, методы, приёмы на данном этапе: тестирование, семинар-практикум, проба, презентации из опыта работы, RAFT- технология.
2 блок направлен на рассмотрение требований «Шкал ECERS-R» к организации РППС и игровой деятельности воспитанников и создание оценочных карт игровой деятельности детей с учетом требований шкал.
Основные формы, методы, приёмы: структурированное наблюдение, работа с оценочными листами, со «Шкалами ECERS-R».
3 блок предусматривает проектирование игровой деятельности по решению образовательных задач с использованием системы «Модуль-игра».
Основные формы, методы, приёмы: обсуждения, работа в малых группах над созданием совместных проектов с последующей презентацией результатов.
В процессе стажировки участники ведут двухчастный дневник (в одной графе – наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой – комментарии), что позволит в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.
Формулировка понятийной и (или) практической задачи | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | |
1 блок | ||||
Открытие стажерской площадки. Блиц-знакомство. | 1 | |||
Выявление ожиданий стажеров по теме стажировки. Входящее тестирование. | 0,5 | |||
Актуализация стажерами теоретических основ «Концепции развития детской игры Е.Е Кравцовой». | 1 | |||
Наблюдение и включение стажеров в детскую деятельность. Определение в практике этапа развития игровой деятельности. | 1 | |||
Проведение собственного анализа «Закономерности и этапы развития игровой деятельности» с применением RAFT-технологии. | 1 | |||
Ознакомление с системой «Модуль-игра» через презентацию опыта работы. | 1 | |||
Обсуждение возможностей интеграции системы «Модуль-игра» в игровую деятельность детей. Презентация стажерами результатов обсуждения на основе модели «Плюс-минус». Формирование кейса «Модуль-игра». | 1 | |||
Рефлексия «Плюс — минус — интересно». | 1 | |||
2 блок | ||||
Наблюдение практического опыта игровой деятельности с применением системы «Модуль-игра» в старшей группе ДОУ. | 1 | |||
Дискуссионный анализ «Эффекты применения системы «Модуль-игра». | 0,5 | |||
Рассмотрение требований «Шкал ECERS-R» к организации РППС и игровой деятельности воспитанников. Создание оценочных карт игровой деятельности детей с учетом требований «Шкал ECERS-R» и концепции Е.Е. Кравцовой. | 1 | 1 | ||
Исследование действий педагогов ДОУ в поддержке и организации игровой деятельности воспитанников. Заполнение оценочных карт игровой деятельности детей с учетом требований «Шкал ECERS-R» и концепции Е.Е. Кравцовой. | 0,5 | 1 | ||
Исследование стажерами предметно-пространственной среды групп ДОУ, способствующей развитию игровой деятельности дошкольников с применением оценочных карт. Обсуждение результатов. | 0,5 | 1 | ||
Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина». | 1 | |||
3 блок | ||||
Проектирование игровой деятельности с решением образовательных задач с использованием системы «Модуль-игра». | 1 | 1 | ||
Презентация проекта игры с использованием системы «Модуль-игра». | 1 | |||
Погружение стажеров в практический опыт решения образовательных задач в игровой деятельности. | 2 | |||
Обсуждение и поиск путей по расширению педагогических компетенций в вопросах развития игровой деятельности. | 1 | |||
Презентация материалов кейса «Модуль-игра». | 2 | |||
Рефлексия стажерской площадки: «Три М», «Схема-паутина» | 1 | |||
Всего: 24 часа | 4,5 | 8,5 | 7 | 4 |
Форма оценки | Эксперты | Каков способ фиксации самооценки |
Анкетирование участников стажёрской площадки. | Участники стажёрской площадки. | Баллы. |
Отзывы о результатах работы стажёрской площадки. | Участники стажёрской площадки. | Качественная оценка. |
Проведение экспертизы другими участниками стажерской площадки. | Участники стажёрской площадки. | Экспертные листы, баллы. |
Как и в какой форме организована самооценка | Кем будет организована оценка | Каков способ фиксации самооценки |
Рефлексия по каждому блоку стажировки. | Стажер. | Дневник. |
Оценочный лист: ответы на вопросы: · Выполнил ли я то, что задумал? · Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат программы? · Всё ли получилось так, как я задумывал? · Что было сделано хорошо? · Что было сделано плохо? · Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно? | Стажер. | Заполнение оценочного листа. |
«Стоп-кадр»: стажер выбирает личностно значимый момент стажировки. | Стажёр. | Фотоальбом. |
Первый день начался с открытия стажерской площадки интеллектуальной игрой «Что? Где? Когда?», в которой крутился настоящий волчок и гости отвечали на вопросы, выясняя что, где, когда будут делать на площадке. Маленькая волшебная Совушка принесла гостям небольшие сувенирчики, с помощью которых стажеры разделились на команды, представились друг другу.
Муниципальный координатор проекта «Школа Росатома» Ольга Петровна Китаева приветствовала гостей из городов Зеленогорска и Железногорска. Заведующий детским садом Ольга Львовна Истомина познакомила гостей с историей детского сада, ведь в этом году мы отмечаем 60-летний юбилей.
Стажеры получили программу, дневники стажировки для дальнейшей работы, выполнили входящее тестирование. Затем вместе с ведущим выявили ожидания от стажировки, которые разделились на три блока:
Работа закипела: стажеры отправились наблюдать игровую деятельность детей младшей, старшей, подготовительной групп, фиксировать виды детской деятельности на данных группах, знакомиться с детьми.
После небольшой кофе-паузы стажеры углубились в изучение концепции
Е.Е. Кравцовой, конкретизировали педагогические знания по периодизации развития игры по критерию Л.С. Выготского: наличие мнимой (воображаемой) ситуации, провели собственный анализ этапов развития игровой деятельности на основе своих наблюдений, представили результаты наблюдения с применением RAFT-технологии, используя разные роли: депутата, журналиста, заместителя заведующего.
Затем стажерам предстояла работа по ознакомлению с содержанием научно-методического обоснования системы «Модуль-игра» С.Л. Новоселовой и интегрирования ее в модель развития детской игры.
Стажеры познакомились с системой «Модуль-игра», ее составом, принципом изготовления, схемой сборки отдельных модулей в один большой модуль-куб, со стороной 1 м. Педагоги работали в группах, выясняли возможности применения системы «Модуль-игра» в деятельности детей, представляли результаты: одна команда построила целый город и организовала экскурсию для детей, вторая команда разыграла сказку-драматизацию «Заюшкина избушка» и показала, как можно изучать состав слова с помощью отдельных модулей, а третья команда отправилась в путешествие на корабле.
Подвела итог первого дня рефлексия «+» «-» «интерес?»
Утром второго дня педагогов встречала маленькая Совушка с презентиками от детей старшей группы и словами наставления.
Стажеры наблюдали практический опыт игровой деятельности с применением системы «Модуль-игра» в старшей группе «Путешествие на Мадагаскар», обсудили эффекты применения системы «Модуль-игра в игровой деятельности.
Так как система «Модуль-игра» является компонентом развивающей предметно-пространственной и игровой среды, то коллеги познакомились с требованиями «Шкал ECERS-R» к организации РППС и игровой деятельности воспитанников, изучили опыт работы со «Шкалами ECERS-R», как инструмента оценки предметно-пространственной среды группы, научились заполнять оценочные листы и выводить средний балл оценки РППС. Для многих коллег стажерская работа по «Шкалам ECERS-R» позволила обогатить практический опыт применения шкал в организации образовательной работы с детьми.
Затем прошла экспертиза предметно-пространственной среды старшей группы, которая является участником исследования в рамках проекта «Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования РФ» и участником Федерального исследования качества дошкольного образования (НИКО ДО).
Для экспертизы использовались оценочные листы «Шкал ECERS-R» показателей 3-6 подшкалы «Предметно-пространственная среда», показатель 24 – ролевые игры, 35 – свободная игра.
Используя «Шкалы ECERS-R» и концепцию Е.Е. Кравцовой стажеры создали оценочные карты игровой деятельности детей, действий педагогов в поддержке и организации игровой деятельности воспитанников для режиссерской, образной, с/р игры, игры с правилами.
Неоценимую помощь в обсуждении оценочных карт оказала эксперт проекта «Школа Росатома» Елена Сергеевна Непомнящая. Затем стажеры отправились на разные группы заполнять оценочные карты игровой деятельности детей и действий педагогов.
Результаты представили на обсуждении и пришли к выводу: дети и педагоги в группах – играющие субъекты деятельности.
Итог второго дня – рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина». Некоторые стажеры уже пришли к выводу, на что необходимо сделать компетентный акцент в работе с детьми в своих группах.
Работа третьего дня началась пораньше, ведь стажерам предстояло спроектировать игровую деятельность с решением образовательных задач и использованием системы «Модуль-игра» для младшей, старшей и подготовительной групп. За деятельностью стажеров наблюдали педагоги-практики. Затем прошла презентация игр на разный возраст и стажеры отправились реализовывать свои замыслы в группы ДОУ.
В младшей группе развернулась режиссерская игра с Колобком на поле из модулей, где педагоги решали образовательные задачи по закреплению понятий: большой — маленький, узкий – широкий, высокий – низкий. А небольшая группа малышей устроила себе горку, соорудив ее из отдельных модулей, и увлеченно скатывалась.
В старшей группе стажеры развернули с/р игру «Дорога домой». Несмотря на то, что в группе присутствовало всего 5 человек (дети остались дома из-за мороза -40) все откликнулись на игру, увлеченно строили поезд из модулей, распределяли роли, рисовали билеты, считали вагоны и развозили гостей по станциям. Образовательные задачи по закреплению счета в пределах 10 были выполнены.
В подготовительной группе стажеры организовали игру с правилами «Универсиада – 2019». Из модулей соорудили вместе с детьми разнообразные препятствия для преодоления, выяснили, какие виды спорта будут представлены на Универсиаде в Красноярске, обговорили правила игры и соревнование началось. Все дети группы (10 человек) изъявили желание участвовать в Универсиаде. Самые ловкие победили. Затем дети перенесли игру-бродилку на бумагу.
На обсуждении вместе анализировали, что удалось реализовать из задуманного, а что не получилось, искали пути по расширению педагогических компетенций в вопросах развития игровой деятельности, слушали и брали на заметку комментарии эксперта проекта «Школа Росатома» Е.С. Непомнящей.
По данным внешней оценки результатов деятельности стажёров, по результатам оценочных событий педагогами-практиками детского сада, все педагоги-стажеры получили положительную оценку.
Самооценивание стажерами собственных результатов осуществлялось путем заполнения «Листов самооценки стажера».
В процессе стажировки участники вели дневник, где записывали наблюдаемые факты, высказывания, комментарии, что позволило в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.
Стажеры оставили много положительных, душевных отзывов о работе стажерской площадки. На закрытии стажировки был продемонстрирован видеоролик о ходе стажировки, разыграна беспроигрышная лотерея. Все стажеры получили сертификаты.
Так незаметно, на одном дыхании, пролетели три дня увлеченной и плодотворной работы.
Цель моей стажерской площадки по обеспечению освоения и применения стажерами системы «Модуль-игра» в игре достигнута.