Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Проблемно-поисковая технология, как инструмент педагога, обеспечивающий развитие и поддержку игровой деятельности дошкольников»
Совершенствование и развитие профессиональных компетенций педагогов по проблемам реализации технологий, способствующих поддержке и развитию игровой деятельности дошкольников.
Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребенка является освоение игровой деятельности.
В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Они отмечают углубление противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка дошкольника и явным перевесом в сторону обучения детей. Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствует особенностям субкультуры современного ребенка. Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.
ФГОС ДО выдвигает требование о том, чтобы развитие ребенка происходило в ведущем виде деятельности – игре, которая оказывает максимальный развивающий эффект. Так как ребенок через полученные в игровой деятельности впечатления, ощущения и опыт, приобретает знания, которые эмоционально проживаются и остаются с ним на всю жизнь.
Таким образом, стандарт определяет игру, как пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. Поэтому выходит, что инициативность напрямую связана с уровнем развития игры, которая обеспечивает все необходимые предпосылки для формирования учебной самостоятельности в школе.
Понимая ценность полноценной игры, педагоги нашего ДОУ уделяют её развитию особое значение и место в совместной деятельности с дошкольниками. Нами был получен опыт поддержки и развития детской игры, который постоянно обогащается за счет применения проблемно-поисковой технологии. Эта технология основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джорджа Дьюи. и предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций, активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей. Для применения этой технологии в своей педагогической практике, учитываем требования к созданию проблемной ситуации (по А.М. Матюшкину):
В проблемно-поисковой технологии выделяют структурные единицы: проблемный вопрос, задача и ситуация. Применяя эту технологию, научились их различать и умело использовать в своей практике.
Благодаря вбрасыванию проблемных ситуаций, вопросов, задач, в момент «затухания» детской игры, происходит стимулирование детской активности, которая позволяет продолжить игру с изменившейся линией сюжета. Это, конечно, не сразу получается. Для этого создаем «провокации», готовя их в предметно-пространственной среде, разворачиваем ход детской активности в русло познавательно-исследовательской деятельности.
Различаем и применяем четыре основных типа проблемных ситуаций: 1) ситуация нехватки знаний (дошкольники не могут решить задачу, ответить на вопрос из-за отсутствия необходимых знаний); 2) ситуация новых условий (необходимые знания у детей имеются, однако им предстоит придумать, как применить их в новых условиях); 3) ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (например, ребенку надо выбрать из нескольких известных ему способов решения самый рациональный); 4) ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно такой результат.
Опытным путем пришли к пониманию того, что существует 4 уровня проблемности и каждый уровень зависит от возраста и подготовленности детей, поэтому вводили их поэтапно. Стала понятна необходимость владения контекстом и содержанием игры, для того, чтобы в нужный момент привнести интригу в игровое действие детей. Решение игровой проблемной ситуации не ставит точку в развитии игры. Осваивая новые знания, детская игра стала разворачиваться в новом сюжете и продолжилась.
Опыт работы убедил меня и моих коллег в том, что эта технология оказывает максимально развивающий эффект, способствует формированию таких важных качеств дошкольников как инициативность, самостоятельность, любознательность, умение принимать решения, выслушивать мнение товарища и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
В результате у детей формируется познавательный интерес и их действия в различных видах деятельности. Такое содействие и сотрудничество с детьми способствует признанию ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
Для применения данной технологии и организации эффективного воспитательно-образовательного процесса продумываем и заботливо организовываем богатую стимулами развивающую предметно пространственную среду. Дети сами принимают участие в ее формировании, исходя из интересов и потребностей каждого.
Применяя проблемный подход взаимодействия с дошкольниками, выяснила, что лучше начинать с приемов, позволяющих удивить, заинтриговать детей, вызвать положительные эмоции, чем начинать с вопросов и проблем, вызывающих затруднение, чувство беспомощности. Именно удивление стало стимулом к началу поисковой, творческой познавательной деятельности детей. А это требует ежедневного продумывания своей деятельности воспитателем.
Данное обстоятельство чрезвычайно важно для становления профессиональной компетентности педагога, для выработки его ответственной профессиональной позиции.
Поэтому для создания детской игры, способствующей развитию детской инициативности, самостоятельности воспитателю необходимо овладеть следующими компетенциями и ценностями: игровой, работа с интересами ребенка, управление предметно-развивающей средой группы.
Игровая компетентность: взрослый умеет играть сам и получает удовольствие от игры, умеет создать условия для детской игры, умеет включаться в игровую деятельность детей для ее развития, умеет наблюдать за свободной игрой детей и оценивать уровень развития игровых способностей.
Работа с интересами ребенка: взрослый умеет удивляться и удивлять, умеет услышать и поддержать детское любопытство, способен изменить образовательную деятельность так, чтобы она способствовала поиску ответов на детские вопросы. Он гибок в отношении планов дня и организации конкретной познавательной деятельности, способен предъявить детский интерес родителям и включить их в работу, умеет оформить результаты.
Управление предметно-развивающей средой группы: Взрослый умеет преобразовывать пространство группы в соответствии с новыми задачами, имеет собственный стиль организации пространства, способен удержать одновременно работу малых детских групп, умеет сотрудничать с детьми в оформлении пространства группы.
Опираясь на вышеперечисленные идеи опыта, и учитывая деятельностный подход, надеюсь помочь стажерам сформировать профессиональную компетенцию в области поддержки и развития игровой деятельности дошкольников.
I МОДУЛЬ: Средовой подход – как условие развития и поддержки игровой деятельности дошкольника:
II МОДУЛЬ: Проблемно-поисковая технология, способствующая развитию игровых навыков дошкольников в пространстве детской игры:
III МОДУЛЬ: Технологический карман педагога – приобретение и проживание собственного опыта проектирования и реализации игрового образовательного события с применением проблемно-поисковой технологии.
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1. | Выявление ожиданий стажеров через погружение в технологию коллективной мыслительной деятельности (метод «Снежный ком») | 0,5 | |||
2. | Погружение в концептуальные основы игровой деятельности дошкольников | 0,5 | 0,5 | ||
3. | Обсуждение с помощью технологии коллективного разума ключевых ориентиров предметно-пространственной игровой среды (технология «Worldcafe») «Среда, которая располагает ресурсами и благоприятна для развития игровой деятельности» | 1,5 | |||
4. | Участие в экспертизе предметно-пространственной образовательной среды групповых помещений ДОУ по экспертным картам | 1 | |||
5. | Презентация результатов в группах «Модель идеального игрового пространства» | 1,5 | 0,5 | ||
6. | Разбор видеокейса «Игра» (из опыта работы) и выделение основных точек игровой деятельности детей | 0,5 | 1 | ||
7. | Рефлексия «Кубик Блума» | 0,5 | |||
8. | Наблюдение за действиями педагогов по поддержке игровой деятельности дошкольников | 1 | |||
9. | Разработка стажерами в командах листа наблюдений за деятельностью воспитателя в игровой деятельности (определение функционала воспитателя) | 2 | |||
10. | Погружение в опорные точки проблемно-поисковой технологии через знакомство с её основными принципами | 0,5 | 0,5 | ||
11. | Составление технологической карты действий педагога с применением проблемно-поисковой технологии | 1 | 0,5 | ||
12. | Освоение технологии через погружение в использование проведение стажерских проб с дошкольниками в разных возрастных группах | 1 | 1,5 | ||
13. | Рефлексия «Плюс, минус, интересно» | 0,5 | |||
14. | Определение основных принципов игрового образовательного события | 0,5 | 0,5 | ||
15. | Проектирование модели игрового образовательного события (технология «коллективный разум») | 0,5 | 0,5 | ||
16. | Подготовка и проведение образовательного события с использованием проблемно-поисковой технологии | 1 | 1 | ||
17. | Поиск путей совершенствования технологии через аукцион идей «Формы организации детей, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности ребенка дошкольника» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
18. | Рефлексия стажировки (технология «Чемодан, мясорубка, корзина») | 1 | |||
Итого: 24 часа | 3 | 6,5 | 9 | 5,5 |
№ | Форма организации оценки | Кем организована оценка | Способ фиксации |
1. | Отзыв стажеров о результате стажировки | Стажеры | Качественная оценка |
2. | Экспертная оценка стажерских проб | Методисты Управления образования, старшие воспитатели г. Железногорск | Качественный отзыв |
3. | Рефлексия стажеров «игрового образовательного события» | Стажеры | Качественная оценка |
4. | Анкетирование стажеров через Google – формы (входное – выходное) | Стажеры | Количественная оценка |
Проводится анкетирование стажеров с помощью технологий «Снежный ком», «Плюс, минус, интересно», «Кубик Блума», «Чемодан, мясорубка, корзина» на начальном и заключительном этапе стажировки. Результативность работы стажёра определяется положительной динамикой.
С 19 по 21 февраля 2019 года проходила стажировка для педагогических работников дошкольного образования по теме «Проблемно-поисковая технология – как инструмент педагога, обеспечивающий развитие и поддержку игровой деятельности дошкольников».
В стажировке приняли участие педагоги из Снежинска, Удомли, Новоуральска, Лесного, Заречного (Пензенской области), Зеленогорска, Железногорска. Целью стажировки являлось совершенствование и развитие профессиональных компетенций педагогов по проблемам реализации технологий, способствующих поддержке и развитию игровой деятельности дошкольников.
Стажировку открыли приветственным словом специалист Управления Образования города Железногорска и заведующая МБДОУ № 29 «Золотая рыбка». Затем, дети спели песню «Здравствуйте!», прочитали стихи о городах, из которых приехали стажеры, а на карте появлялся герб этого города. Педагоги были посвящены в стажеры, повязанными на шею французскими платками оранжевого цвета. Дети и стажеры поучаствовали в флешмобе.
Для сплочения коллектива стажеров была организована игра «Клубок Росатома», которая заключалась в том, что стажеры передавали оранжевый клубок, представляясь и рассказывая немного о себе, в обратную сторону все делились тем, как они связаны с проектом «Школа Росатома». После этого стажерам вручили «Дневник стажера», который они с удовольствием рассмотрели и подписали. Ожидания стажеров от предстоящей стажировки были выявлены через метод «Снежный ком». Это было желание погрузиться в практическое взаимодействие с детьми, обменяться опытом, овладеть проблемно-поисковой технологией и попробовать собственные силы в реализации этой технологии в игре с детьми.
Также стажеры заполнили анкеты, в которых выявилось, что из 13 педагогов – 6 человек поставили себе 0 (из 5 баллов), оценив своё знание опорных точек проблемно-поисковой технологии, и 7 человек из 13 затруднялись в классификации игровой деятельности по Е.Е. Кравцовой и во владении приемами поддержки игровой деятельности детей.
Затем, стажеры погрузились в концептуальные основы игровой деятельности по Е.Е. Кравцовой, выполнение заданий в дневнике стажера:
В рефлексии первого дня многие стажеры отметили первую теоретическую часть стажировки, как очень удачную. Им понравилась легкая, понятная и интересная подача информации, активные формы работы.
Затем, стажеры вспомнили о том, какая развивающая предметно-пространственная среда располагает ресурсами и благоприятна для развития игровой деятельности. И закрепили свои знания с помощью технологии коллективного разума «Worldcafe», вспомнив основные составляющие предметно-пространственной среды для режиссерской, образной, сюжетно-ролевой игры и игры с правилами. Педагоги работали в командах, затем представляли результаты своей работы.
После этого, педагогам предстояла экспертиза РППС трёх групп ДОУ по экспертным картам, составленным согласно требованиям «Шкал ECERS-R». После проведенной экспертизы, стажеры этими же командами составляли и предложили для обсуждения проект «Модель идеального игрового пространства», учитывая дефициты, особенности группового помещения и возраста детей. Эта работа для стажеров показалась интересной и полезной, поэтому в рефлексии были такие высказывания: «Узнала практические подсказки в процессе оценивания среды группы», «Понравились находки в РППС групп детского сада», «Было интересно участвовать в экспертизе РППС в группах ДОУ по экспертным картам и составлять проект «идеального игрового пространства»». Но в то же время, были выявлены стажерами и экспертом проекта «Школа Росатома» Непомнящей Еленой Сергеевной дефициты РППС групп с учетом вида игры, в которой «живут» дети. Например, в группе с образной игрой, необходимо иметь зеркало в полный рост и наличие костюмов на каждого ребенка, а также должны присутствовать фотографии детей в разных образах, с различной мимикой для образца.
Сначала, когда стажеры погрузились в опорные точки «Проблемно-поисковой технологии через знакомство с её основными принципами» и закрепили полученные теоретические знания через выполнение заданий в дневнике стажера: придумать и написать проблемный вопрос, проблемную ситуацию и проблемную задачу, было всё понятно. Но, когда работа с проблемно-поисковой технологией продолжилась с разборами в командах видеокейсов «Игра» из опыта работы детского сада, вот здесь появилось у стажеров и у эксперта очень много вопросов. Стажерам предстояло просмотреть видеоролик и определить возраст детей, вид игры, увидеть и назвать все используемые воспитателем структурные единицы технологии, определить уровень проблемности, предложить свой вариант использования технологии.
В результате споров и обсуждений, пришли к выводу: что не во всех роликах удалость педагогам реализовать задуманное, поэтому благодаря комментариям эксперта Елены Сергеевны Непомнящей, стали искать пути решения сложившихся проблем через расширение педагогических компетенций. В своей рефлексии первого дня «+», «-», «интересно», стажеры отметили, что этот практический разбор видеокейсов был им очень интересен, полезен для рассмотрения и оценки, но в то же время, вызвал множество вопросов и недопонимания. Это было «крушение» сложившихся стереотипов и представлений не только у стажеров, но и у педагогов детского сада.
Утро второго дня началось с коробочки пожеланий на предстоящий рабочий день, и работа закипела. Познакомившись с листом наблюдения за деятельностью воспитателя и детей в игровой деятельности с использованием проблемно-поисковой технологии, стажеры наблюдали практический показ на младшей, средней и подготовительной группах в течение часа. Стажерам важно было выявить актуальные интересы детей разных возрастов и посмотреть, практический вброс проблемно-поисковой технологии в игровую деятельность детей. Практический показ выявил серьезные проблемы в игровой деятельности на всех возрастных группах: что не все дети одного возраста «живут» в одном виде игры, что не хватает самостоятельности у детей, отсутствует культурный опыт игры, воспитатели испытывают затруднения в руководстве детской игрой, поддержке детской инициативы. Неоценимую помощь в обсуждении деятельности воспитателей в разных видах игр и ценные практические советы по руководству детской игрой оказала эксперт проекта «Школа Росатома» Елена Сергеевна Непомнящая.
Затем, используя результаты педагогического наблюдения и технологическую карту действий педагога в организации игровой деятельности с применением проблемно-поисковой технологии, стажеры составили сценарный план игры для проведения стажерской пробы. После небольшой подготовки, прошли стажерские пробы. Одна команда стажеров организовала в младшей группе режиссерскую игру, в которой познакомила детей с предметами заместителями. В игру были включены образовательные задачи (классификация домашних и диких животных, особенности их внешнего вида, слова противоположности: короткий – длинный хвост и т.д.), проблемные ситуации: как петушку добраться к домику, чтобы не попасть в лапы к лисе. Всем было интересно наблюдать, как стажер до конца ждал инициативу от детей, понимая важность момента. В итоге, подключилось большинство детей, игровые действия были разнообразны и интерес к игре у детей долго не угасал. Удовольствие от процесса получили все: и стажеры, и дети, и воспитатели, и все наблюдавшие действие воочию.
Другая команда стажеров, понимая, что в данный момент для детей средней группы самым ярким и интересным образом является образ служебной собаки, ввела в образную игру проблемную ситуацию: старому служебному псу Рексу нужна смена. Детям непросто было взять на себя образ собаки, некоторым детям было сложно посмотреть на себя в зеркало и полюбоваться своим образом, но у стажеров получилось совместить образную игру с проблемно-поисковой технологией и решить поставленную задачу. Этому способствовало яркое погружение с самоотдачей стажеров в образы собаки Рекса и военного командира. Дети были настолько очарованы и заинтересованы игрой стажеров, что долго проживали в этой игровой ситуации.
Третья команда стажеров вбрасывала в сюжетно-ролевой игре проблему спасения людей, попавших в беду на сейсмически активном острове. Дети активно включились в игру, построили корабль и увлеченно спасали людей, оказывая им медицинскую помощь, предоставляя продукты питания и в конце игры, эвакуировали попавших в беду людей с острова. Эта игра имела для детей не только развивающее значение, но и внесла большой воспитательный эффект. Дети были так погружены в игровое взаимодействие, так по-настоящему сочувствовали и помогали спасти раненого человека, что стало понятно, что этот день останется в их памяти навсегда.
Во время проведения стажерских проб присутствовали внешние эксперты – старшие воспитатели детских садов города, которые отметили, что условия для стажерских проб были созданы, практически все стажеры были включены в практическое взаимодействие, у них была возможность показать себя и свои знания, и они это сделали на высоком профессиональном уровне.
В рефлексии второго дня «Кубик Блума» все стажеры отметили, что благодаря практическим показам воспитателей, их участию в стажерских пробах и анализу, проводимому Еленой Сергеевной, им стал понятен механизм включения на практике проблемно-поисковой технологии в игровую деятельность детей. В своей рефлексии стажеры отметили, что не сомневаются, что у них получится применить полученный опыт включения проблемно-поисковой технологии в игровую деятельность детей на практике.
Третий день стажировки начался с погружения в опорные точки образовательного события и определения отличия его от других видов деятельности. Теперь стажерам предстояло в короткие сроки спроектировать образовательное событие с включением проблемно-поисковой технологии для детей младшей, средней и подготовительной группы. Стажеры выбрали актуальную тему, живущую во всех группах – День защитника Отечества. Решено было организовать в музыкально-спортивном зале штаб, в котором располагались разные центры активности на выбор детей. Дети были приглашены командиром-стажером в штаб для набора новобранцев. Но для того, чтобы туда попасть, детям подготовительной группы надо было привести с собой новобранца из младшей группы. В штабе для детей работали точки активности: изготовление погонов, пилоток, атрибутов служебной собаки (ушки и лапы), медицинский пункт для поправки здоровья и полоса препятствий, пройдя которую каждый мог получить награду – медаль на грудь. В рефлексии образовательного события стажеры отметили, что активность детей была высокой во всех точках. Детская инициатива особенно проявлялась в творчестве изготовления своих погонов, ни на кого не похожих. Пиком образовательного события стал парад солдат и служебных собак, который состоялся по инициативе самих детей под звуки военных маршей. Это ещё раз показывало, что образная игра в средней группе была удачно принята детьми и прожита в полном объеме. Во время обсуждения стажеры анализировали, что удалось реализовать из задуманного, а что является точками роста, для них, педагогов детского сада и для детей.
Анализ анкет стажеров показал, что 100% все стажеры получили прирост в своих компетенциях по применению проблемно-поисковой технологии во время стажировки. Самый минимальный прирост составил 14%, а самый максимальный – 78%, а в среднем у всех стажеров прирост компетенций составил – 46%. Сверившись с ожиданиями стажеров в начале стажировки, оказалось, что все их ожидания оправдались. Они приобрели практический опыт применения проблемно-поисковой технологии в игровой деятельности дошкольников. Для поиска путей совершенствования технологии через «Сундучок идей», стажеры предложили формы организации детей, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности ребенка дошкольника из собственного опыта работы.
В итоговой рефлексии стажеры оставили много положительных, душевных отзывов о прожитых трех днях стажировки. Вот некоторые из них: «Очень рада была оказаться на этой стажировке. Опыт, полученный здесь, неоценим. Произошло переосмысление своей деятельности, открылись возможности для реализации своего потенциала. Пришло осознание необходимости изменения среды образовательного учреждения, применения новых технологий в педагогической деятельности. Буду обязательно применять проблемно-поисковую технологию в работе. Я в восторге от образовательного события, организованного нами на стажировке. Это для меня открытие! Буду верить, что смогу реализовать это на практике. Спасибо!», «Стажировка прошла на одном дыхании, продуктивно, интересно! Кажется, что всё знакомо, но понимаешь, что ещё учиться и учиться. И это здорово! Хочется сказать большое спасибо организаторам стажировки. Большая работа, огромный труд и прекрасный результат! Спасибо!»
Конечно, во время стажировки вскрылось много проблем, и одной из самых серьезных было то, что у педагогического коллектива было мало опыта игрового взаимодействия по Е.Е. Кравцовой и в применении проблемно-поисковой технологии, которые пришлось преодолевать по ходу стажировки. Но разобравшись со многими вопросами, относительно поддержки детской игры, педагоги детского сада получили значительный прирост профессиональных компетенций. И поэтому, так непросто, но очень интересно и продуктивно пролетели три дня стажировки, которые оставили неизгладимые впечатления в памяти детей, руководителя стажировки, педагогов детского сада и стажеров.
Цель моей стажерской площадки – совершенствование и развитие профессиональных компетенций педагогов по проблемам реализации технологий, способствующих поддержке и развитию игровой деятельности дошкольников, достигнута в полной мере.