Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Использование авторского метода «Минипроекты» в процессе организации проектной деятельности и при формировании функциональной грамотности на уроках информатики

Использование авторского метода «Минипроекты» в процессе организации проектной деятельности и при формировании функциональной грамотности на уроках информатики

Ведущий стажировки: Камалов Ренат Рифович, МБОУ «Гимназия №14», учитель информатики

Участники стажировки: учителя основной и старшей школы, руководители проектной деятельности обучающихся, педагоги дополнительного образования

Даты проведения стажировки: 18.04-20.04.2023 г.

E-mail: kamalovrr@mail.ru

Город: Глазов, Удмуртская Республика

Цель программы:

  • Совершенствование профессиональной компетенции учителей-предметников и учителей информатики в использовании информационных технологий и ресурсов с учетом организации проектной деятельности и формирования функциональной грамотности среди учащихся различных возрастных групп.
  • Изучение авторского метода «Минипроекты», приобретение и закрепление знаний, умений и навыков практического использования компьютерной техники как на уроках информатики, так и в процессе реализации проектной деятельности обучающихся.

Задачи программы:

  • Ознакомление учителей-предметников и учителей информатики с авторским методов «Минипроекты», способами внедрения метода в практическую деятельность образовательной организации, отражение вопросов применения метода «Минипроекты» на различных этапах урока и внеурочной деятельности.
  • Приобретение практических навыков использования метода «Минипроекты», изучение специфики применения метода, углубление знаний, умений и навыков практической работы с информационно-технологическими инструментами и ресурсами, учитывая организацию проектной деятельности обучающихся.
  • Систематизация знаний и компетенций учителей-предметников в контексте использования метода «Минипроекты» и возможностью вписать его в структуру современного урока.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/public218811655

Участники стажировки

Бондаренко Ольга Павловна, Удомля

Васина Людмила Сергеевна, Десногорск

Иванцова Юлия Сергеевна, Новоуральск

Ивкина Наталья Вячеславовна, Новоуральск

Кириленко Елена Викторовна, Железногорск

Коротков Владислав Олегович, Лесной

Костин Вадим Викторович, Заречный ПО

Маковеева Наталья Викторовна, Лесной

Максимова Ольга Николаевна, Глазов

Потапова Юлия Викторовна, Лесной

Прозорова Анна Николаевна, Глазов

Шаньгина Лариса Валентиновна, Полярные Зори

Анализ стажировки

Стажировка проходила с 18 по 20 апреля 2023 года на базе МБОУ «Гимназия №14» г.Глазова Удмуртской Республики, в ней приняли участие педагоги из 7 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Лесной, Новоуральск, Полярные Зори, Удомля, Димитровград, Заречный ПО, Глазов. Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».

Для проведения стажировки использовалась технология геймификации и в рамках игровой модели каждый стажер прошел 12 ступеней мастера проектов. Задачи, которые решались стажерам на каждой ступени, были обозначены в дневнике стажировки. Решая педагогическую задачу на каждой ступени маршрута стажировки, педагоги получали специальные карточки с описанием и QR-кодом для скачивания программного продукта, расширяющего арсенал инструментов для работы с детьми с использованием метода минипроектов. К окончанию обучающего двенадцатиступенчатого маршрута стажировки участники собрали целую коллекцию программных продуктов для подготовки образовательных форматов, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся. И это было полезно для стажеров, так как по итогам прохождения всех 12 ступеней обучающего маршрута стажерам предстояло создать образовательное событие для детей на основе применения метода минипроектов. Образовательное событие стажеры создавали в командах, помогая друг другу в применении метода минипроектов.

Суть метода минипроектов заключается в презентации программного продукта и последующей самостоятельной фиксации детьми проблем, которые могут решаться с использованием этого программного продукта, и результатов, которые будут получены в процессе решения проблем. Таким образом учащийся самостоятельно создает минипроект, но на этом его действия не завершаются, так как следующим тактом учащиеся фиксируют возможности использования программного продукта в каком-либо «большом» проекте и проводят презентацию замысла будущего «большого» проекта.

Последовательность этих действий и составляет алгоритм применения метода минипроектов:

1) презентация нового программного продукта;

2) фиксация проблем, которые могут быть решены с использованием этого программного продукта;

3) решение зафиксированной проблемы с помощью нового программного продукта, (получение продукта минипроекта);

4) исследование возможностей программного продукта для создания «больших» проектов, описание замысла «большого» проекта;

5) презентация замысла «большого» проекта.

Этот алгоритм стажеры многократно реализовали практически на каждой ступени маршрута стажировки.

На первой ступени игрового маршрута стажировки состоялось знакомство стажеров друг с другом. Стажеры были разделены на три группы («Красные», «Синие» и «Зеленые») и получили задание: с помощью сервисов социальной сети «ВКонтакте» презентовать свою команду, создав специальную группу. Таким образом, с использованием программных возможностей социальной сети «ВКонтакте» стажеры решали проблему презентации участников своей команды, а по итогам этой совместной работы был создан продукт – группа в социальной сети (первые три пункта алгоритма разворачивания метода минипроектов). Команды справились с задачей, создав три группы во «ВКонтакте»: группа «Синий атом», группа «Самые красные», группа «Зеленые».

На второй ступени игрового маршрута стажировки педагоги приняли участие в мастер-классе «Активные методы обучения и функциональная грамотность». Стажеры познакомились с уровнями и видами функциональной грамотности. Рассмотрели различные методы обучения, которые могут работать на формирование функциональной грамотности, особо сфокусировались на активных методах обучения, предложили задания для формирования функциональной грамотности при помощи активных методов обучения. Стажеры снова работали в команде и фиксировали результаты своей работы на виртуальной доске «МИРО».

Стажеры предложили различные варианты применения активных методов обучения для формирования функциональной грамотности учащихся на трех разных уровнях. По итогам работы на этой ступени стажеры выяснили для себя ключевую особенность трех уровней формирования функциональной грамотности – каждый уровень предполагает деятельность по самостоятельному добыванию учащимися новых знаний с использованием имеющихся знаний.

На третьей ступени маршрута стажировки участникам была предоставлена возможность развернуть дискуссию на тему: «Применение активных методов обучения: необходимость или обязанность». На дискуссию было отведено всего 30 минут, но за это время стажеры познакомились со структурой учебной деятельности (действия целеполагания, моделирования, контроля и оценки) и зафиксировали важную мысль о том, что суть активных методов обучения в самостоятельном разворачивании учащимися всех четырех действий, составляющих структуру учебной деятельности.

На четвертой ступени маршрута стажировки участникам были представлены четыре отрытых урока. Все четыре урока проходили одновременно и у стажеров каждой из трех команд стояла задача разделиться так, чтобы представители команды попали на все уроки, зафиксировали особенности применения метода минипроектов и признаков, по которым можно было судить, что благодаря методу минипроектов у учащихся формируется функциональная грамотность. После посещения открытых уроков стажеры вновь объединились в свои команды и рассказали друг другу об увиденном, а затем провели совместный анализ открытых уроков, работая с инструментом гугл-документы, в очередной раз применяя алгоритм разворачивания метода минипроекта: презентация программного продукта (гугл-документы), фиксация проблемы (необходимость провести совместный анализ посещенных уроков), получение итогового продукта (анализ уроков). Команды справились и с этим заданием:

На пятой ступени маршрута стажировки педагоги приняли участие в мастер-классе «Рецепт хорошего минипроекта» (теоретическая часть + мозговой штурм).

На этой ступени стажеры познакомились с теоретическим описанием метода минипроектов, который они неоднократно прожили на предыдущих ступенях маршрута стажировки. Была представлена структура метода минипроектов, варианты программного обеспечения, которые использует в своей работе руководитель стажировки, а также были приведены примеры минипроектов.

Пять ступеней маршрута стажировки были пройдены всего за один день – в самый первый день стажировки. Еще семь ступеней предстояло пройти стажерам в оставшиеся два дня напряженной работы.

Рефлексия первого дня стажировки показала, что стажеры не совсем осознали структуру метода минипроектов. Поступил реальный заказ показать пример применения метода.

На шестой ступени маршрута стажировки была развернута дискуссия: «Три активных метода обучения – проектный, кейс и метод минипроектов: может быть они родные братья?»

Начали с обсуждения метода минипроектов (был показан минипроект с текстовым квестом Twinery), а далее с использованием доски Padlet стажеры обобщали свой опыт использования трех активных методов обучения:

  • кейс-метод (команда «Зеленых»),
  • метод проектов (команда «Синих»),
  • метод минипроектов (команда «Красных»).

Стажеры грамотно проанализировали три метода, при этом увидели связи между методами и особенности каждого метода (результаты работы стажеров).

На седьмой ступени маршрута стажировки участники начали разработку концепций будущих образовательных событий, которые они получили возможность реализовать в третий день стажировки. Начали с обсуждения выполненного домашнего задания, которое стажеры получили по итогам первого дня стажировки: стажеры должны были познакомиться с предложенным программным обеспечением и использовать его для создания события, применив метод минипроектов. Бурное обсуждение участниками команд вариантов программного обеспечения, которое можно использовать для создания образовательного события показал, что при реализации метода минипроектов – это главный этап. Однако концепцию события стажеры разрабатывали по общей схеме: проблема, используемый программный продукт, возможности для создания «большого» проекта, продукт минипроекта, презентация минипроекта.

Концепции минипроектов команды представили в гугл-презентациях:

На восьмой ступени маршрута участники стажировки обсудили концепции спроектированных образовательных событий с использованием метода минипроектов в формате «вертушки». Стажеры из каждой команды представили идею спроектированного события другим командам. Такое обсуждение помогло каждой команде обогатить идею спроектированного события, найти сильные и слабые места в их идеях, чтобы лучше подготовиться к реализации разработанных идей.

На девятой ступени маршрута стажировки педагогам предстояла безопасная стажерская проба. Команды апробировали свои идеи друг на друге в пятнадцатиминутном экспресс-формате. Получилась своеобразная репетиция в условиях, приближенных к реальным.

На десятой ступени маршрута стажировки педагоги создали варианты экспертного листа. Стажеры попытались создать удобную схему для оценки образовательного события. Экспертные листы стажеры создавали в гугл-таблицах и они получились совершенно разными.

Одиннадцатую ступень маршрута стажировки команды педагогов преодолевали самостоятельно по окончании второго дня стажировки. Они определились с возрастом детей, которых будут готовы пригласить на совместное занятие и готовили все необходимые материалы для проведения этого занятия.

Рефлексия второго дня стажировки прошла очень эмоционально, обсуждались конкретные программные продукты, приводились примеры использования программных сервисов, а главное – обратили внимание на комментарии эксперта.

На двенадцатой ступени маршрута стажировки педагоги провели открытые занятия с детьми, реализовав свои идеи образовательных событий с применением метода минипроектов.

Стажеры из группы «Красных» представили событие с использованием программного продукта «Лента времени» и анонсировали использование капсулы времени в социальной сети «ВКонтакте». Школьники создали ленты времени «20 апреля в жизни человечества» в разных сферах деятельности человека: культура, искусство, спорт. Продукты минипроектов получились интересными.

Стажеры из группы «Зеленых» представили событие с использованием программного сервиса BgEraser и сервиса Google-Slides. Детям была подброшена идея создать обложку журнала со своим участием. Школьники демонстрировали уверенное владение информационными компетенциями и презентовали свои креативные творческие продукты.

Стажеры из группы «Синих» представили события с использованием программы FlyVi. Стояла задача создать презентацию, на которой представить самые любимые и интересные локации образовательной организации. Пока несколько групп учеников отправились в мини-экспедиции, чтобы выбрать и креативно сфотографировать самые любимые локации гимназии, один из стажеров презентовал программный продукт ученикам, которые выбрали роль технического редактора создаваемой презентации. Мини-экспедиции завершились быстро и вот уже несколько объединенных команд учащихся начали создавать презентации любимых локаций: столовой, библиотеки, лаунж-зоны. Ребята с удовольствием представляли продукты своего творчества. А одна из локаций гимназии была презентована на английском языке (ведь гимназия, в которой учатся ребята – лингвистическая) и это был еще один вариант использования имеющихся знаний детей в качестве инструмента для создания нового продукта, а значит занятие работало на формирование функциональной грамотности учащихся.  

Анализ образовательных событий был очень эмоциональным. Роман Селюков, эксперт-куратор стажировки представил свой экспертный лист, а проведенный им анализ реализованных образовательных событий завершил стажировку в концепции игры, в которой могут быть победители. В соответствии с математической моделью подсчета баллов в экспертном листе Романа Селюкова были подведены итоги его экспертной оценки событий. Победила (набрала больше всего баллов) команда «Синих». Но тем и хороша коллегиальная работа – все присутствующие могли выступить своеобразным экспертным зеркалом друг для друга. Согласно личной оценке руководителя стажировки, лучшее событие реализовала команда «Красных», а по оценке директора гимназии – победила команда «Зеленых», так как представила очень оригинальные презентации локаций гимназии.

Двенадцать ступеней маршрута стажировки педагоги достойно преодолели. Как итог – они освоили метод минипроектов и на практике попробовали его применить для обеспечения формирования функциональной грамотности учащихся. С собой домой стажеры увезли и внушительную коллекцию программных продуктов, которые они смогут использовать в своей работе, реализуя метод минипроектов, и позитивный опыт пробы новой для них педагогической технологии.

С уважением, автор и ведущий стажировки, Ренат Рифович Камалов

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Полезные материалы

Блокнот участника
Буклет стажировки