Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Личностно-ориентированные технологии как ресурс проектирования и реализации образовательного события. Эффективное применение личностно-ориентированных технологий в моделировании образовательного пространства, обеспечивающих единый процесс социализации-индивидуализации ребенка, развитие его способностей»
— развивать у стажеров профессионально – педагогические компетенции, обеспечивающих реализацию принципов личностно-ориентированных технологий в соответствии с ФГОС ДО
— формировать у стажеров положительную мотивацию и комплекс практических умений, необходимых для проектирования и реализации образовательных событий, обеспечивающих развитие инициативы и игровой деятельности дошкольников
— апробировать на практике стажерами освоенных технологий: спроектировать и реализовать образовательные события.
5. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.
«…создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности…»
ФГОС ДО.
Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном периоде, который переживает вся система дошкольного образования, обозначены новые ориентиры, направленные на:
Исходя из этого, я отметила для себя эффективность личностно-ориентированных технологий в проектировании и реализации образовательных событий, обеспечивающих поддержку и развитие игровой деятельности дошкольников, инициативы.
Моделирование образовательного развивающего пространства нового уровня должно обеспечивать сознательную, целенаправленную, систематически и взаимодополняющую деятельность педагогов, детей, родителей, направленную на всестороннее развитие ребенка, включающее такие структурные компоненты как самоопределение, самопознание, самореализацию и саморазвитие. Целью данного моделирования является организация такого образовательного развивающего пространства, в котором будут формироваться индивидуально-психологические и специальные способности детей. Кроме того моделирование образовательного пространства предполагает организацию деятельности дошкольников в событийном формате, что позволяет наиболее полно проявить ребенку личностные компетенции, быть реальным субъектом собственного развития, проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя в характерной для этого возраста деятельности, а именно в игре. Этого позволяют достичь личностно-ориентированные технологии, так как ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Стажеры получат возможность проектирования и реализации образовательных событий, внутри принципиально нового образовательного развивающего пространства; установят взаимосвязи компонентов такого пространства: субъектов системы образования, пространственно-предметной, социально-контактной и информационной.
Суть моделирования образовательного пространства с применением личностно-ориентированных технологий заключается в позиционировании ребенка как субъекта активности в единстве четырех составляющих: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, в общество, возникновение самосознания. Моя задача состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка, тем самым достигая искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированного подхода. Реализовать эти идеи помогает событийный формат образовательного процесса.
Реализуя, личностно-ориентированные технологии необходимо придерживаться шести стратегических принципов:
Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление к проявлению и развитию природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и содействие его дальнейшему развитию.
Принцип субъектности. Индивидуальность присуща тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общении и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в детском саду. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в образовательно-воспитательном процессе.
Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы малыш жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации образовательно-воспитательного процесса.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определить и развивать индивидуальные особенности детей и уникальность группы в целом. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
Принцип доверия и поддержки предполагает решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру образовательно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно- ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
Реализация данных принципов предполагает «через-себя-понимание», создание единого развивающего образовательного пространства, игровое построение процесса образования, а в качестве форм работы с детьми — организацию образовательных событий, включающих в первую очередь игровое взаимодействие, дискуссии, диалоги, совместные наблюдения и эксперименты. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют следующие методы и приемы: диалоги, дискуссии, наблюдения и эксперименты, игровые, рефлексивные, групповые, презентативные, исследовательские, поисковые методики, а так же метод проектов и проблемного обучения.
В рамках личностно-ориентированных технологий применяю такие направления:
Гуманно-личностные технологии для оказания помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения, осуществления индивидуального подхода.
Технология сотрудничества для реализации партнерских взаимоотношений «Взрослый — ребенок» и создания условий развивающей среды. Совместного определения разнообразной творческой деятельности.
Исследовательская технология для внедрения модели «обучение через открытие».
Имитационного моделирования (игровая) для поиска путей решения жизненно важных затруднений путем их моделирования в образовательном пространстве.
Деятельностная, для формирования у ребенка позиции субъекта деятельности и способности проектировать предстоящую деятельность.
Рефлексивная для осознания ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.
Если особенности всех технологий объединить в одну, то получится интегральная технология. В своей практике я определила и использую такую интегральную технологию, как технология моделирования образовательного пространства.
Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:
— разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;
— организуются групповые образовательные события на основе имитационно-ролевых игр;
— новый материал конструируется для реализации исследовательского метода, в ходе которого осуществляется деятельностный подход.
В организации развивающего образовательного пространства, основанного на личностно-ориентированных технологиях необходимо учитывать следующие особенности:
— оценка и необходимая коррекция психологических состояний всех участников образовательного процесса; (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);
— поддержка высокого уровня мотивации во взаимодействии с использованием приёма смещения мотива на цель;
— выявление и применение субъектного опыта по предложенной теме;
— использование различных сенсорных каналов для осуществления эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
— построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога;
— отказ от фронтальной работы как основной формы образовательной деятельности и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;
— гендерный аспект в организации различных форм работы; в подборе методов и приёмов образовательно-воспитательного процесса;
— положительная установка на успех и получение результата деятельности; создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах;
— системная рефлексия для ориентирования на последующую работу.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии являются на сегодняшний день одними из наиболее подходящих для всестороннего развития личности в процессе образования детей дошкольного возраста и максимально отвечающих требованиям ФГОС ДО.
Предлагаемая программа стажировки позволит слушателям, опираясь на имеющийся практический опыт, включиться в активную практическую работу по развитию и совершенствованию развивающего образовательного пространства среды в соответствии с ФГОС ДО; научиться проектировать и реализовывать образовательные события, направленные на поддержку детской инициативы и развитие игровой деятельности.
Для реализации программы стажировки автор располагает необходимым набором методических и дидактических разработок.
2. Программа стажировки.
Программа стажировки включает 3 модуля и рассчитана на 24 часа. ориентирована на воспитателей, старших воспитателей, специалистов и административных работников дошкольного образования.
В ходе обучения слушатели разрабатывают модель образовательного пространства, проектируют и реализуют образовательные события в нем, с применением личностно-ориентированных технологий, которые направлены на социализацию и индивидуализацию ребёнка, и развитие его способностей.
Модуль №1. «Самоопределение слушателей стажировки как субъектов развивающего образовательного пространства посредством погружения в образовательное событие, спроектированного на основе личностно-ориентированных технологий» (8 часов) | |
Понятийные задачи: Погружение в психолого-педагогические основания личностно-ориентированных технологий. Формирование понятийной картины «образовательное событие как отражение взаимосвязей многокомпонентного развивающего образовательного пространства в соответствии с ФГОС ДО». Определение ключевых компонентов и этапов организации образовательных событий с учетом личностно-ориентированных технологий. | Практические задачи: Освоение на практике методов личностно-ориентированных технологий в процессе образовательного события «Интерактивная игровая лаборатория». Обсуждение с помощью методов «мозговой штурм», «дебаты», ПОПС-формулы эффективности личностно-ориентированных технологий в проектировании и реализации образовательных событий. Экспертная оценка образовательных событий по разработанным картам. |
Рефлексивный анализ и оценка: самооценивание с помощью графика, разработанного автором стажировки; выявление реального опыта с помощью формулы ХИМС; размещение экспертных карт анализа образовательных событий на сайте; выбор форм и направлений прохождения стажировки. | |
Модуль №2. «Личностно-ориентированные технологии как ресурс проектирования и реализации образовательных событий, обеспечивающий социализацию-индивидуализацию ребенка, развитие его способностей» (10,5 часов). | |
Понятийные задачи: Ознакомление с концептуальными основами применяемой технологии; Погружение в технологию: — методы и приемы личностно-ориентированного взаимодействия -катализатор инициативности ребенка и формирования его активности; — технология моделирования образовательного пространства как способ организации образовательных событий. | Практические задачи: Разработка и анализ модели образовательного пространства как качественной компоненты развития личности ребенка. Методы: кейс-метод, синквейн. Деловая игра: «Личностно-ориентированное взаимодействие – гарант развития инициативы ребенка». Методы: банк идей, лаборатория игры. Разработка оценочной карты образовательного события. Погружение стажеров в образовательное развивающее пространство ДОУ с целью установления личностно-ориентированного взаимодействия всех участников стажерской площадки. |
Рефлексивный контроль и оценка: отражение эффективности работы в образовательном пространстве ДОУ на мониторинг-экране; оценка профессиональных действий стажеров с учетом интернет голосования. | |
Модуль №3. «Событийность образовательного процесса, как результат эффективности личностно-ориентированных технологий в организации игровой деятельности дошкольников». (5,5 часов) | |
Понятийные задачи: Формирование представлений о личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного пространства в игровой деятельности дошкольников; Расширение представлений о возможностях личностно-ориентированных технологий в проектировании и реализации образовательных событий; Идеальная модель образовательного развивающего пространства – гарант развития инициативности и игровой деятельности дошкольника. | Практические задачи: Освоение личностно-ориентированной модели взаимодействия в игровой деятельности с акцентом на индивидуализацию ребенка, развитие его способностей; Проектирование стажерами образовательных событий средствами личностно-ориентированных технологий; Проживание участниками стажировки образовательного события в роли модератора, фасилитатора, медиатора, тьютора по самостоятельному выбору. |
Рефлексивный контроль и оценка: презентация результатов работы групп; интернет-голосование по итогам работы в микро группах; заполнение анкеты «Результаты приращения профессиональных компетенций». |
3. Учебный план стажировки:
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1. | МОДУЛЬ 1. «Самоопределение слушателей стажировки как субъектов развивающего образовательного пространства посредством погружения в образовательное событие, спроектированного на основе личностно-ориентированных технологий» | ||||
1.1. | Тема 1. «Определение собственных дефицитов и личностно значимых целей в способности проектирования и реализации образовательных событий средствами личностно-ориентированных технологий» | 0,5 | 0,5 | ||
1.2. | Тема 2. «Погружение в психолого-педагогические основания личностно-ориентированных технологий через проживание образовательного события». «Интерактивная игровая лаборатория». | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
1.3. | Тема 3. «Роль личностно-ориентированных технологий в создании многокомпонентного развивающего образовательного пространства ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО» | 0,5 | 0,5 | ||
1.4. | Тема 4. «Образовательное событие как отражение взаимосвязей многокомпонентного развивающего образовательного пространства» | 0,5 | 0,5 | ||
1.5. | Тема 5. «Определение ключевых компонентов и этапов организации образовательных событий с учетом личностно-ориентированных технологий». | 0,5 | 0,5 | ||
1.6. | Тема 6. «Экспертиза и анализ эффективности личностно-ориентированных технологий в проектировании и реализации образовательных событий с позиции требований ФГОС ДО» | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
1.7. | Тема 7. «Рефлексия первого дня. Выбор форм и направления прохождения стажировки» | 0,5 | 0,5 | ||
2. | МОДУЛЬ 2. «Личностно-ориентированные технологии как ресурс проектирования и реализации образовательных событий, обеспечивающих социализацию-индивидуализацию ребенка, развитие его способностей» | ||||
2.1. | Тема 1. «Алгоритм проектирования образовательного события с применением личностно-ориентированных технологий» | 0,5 | 0,5 | ||
2.2. | Тема 2. «Разработка возможных ситуаций развития образовательного события, для реализации идей личностно-ориентированного взаимодействия». | 1 | |||
2.3. | Тема 3. «Методы и приемы личностно-ориентированного взаимодействия -катализатор инициативности ребенка и формирования его активности» | 0,5 | 1 | ||
2.4. | Тема 4. «Технология моделирования образовательного пространства как фактор проектирования и реализации образовательных событий» | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
2.5. | Тема 5. «Разработка и анализ модели образовательного пространства как качественной компоненты развития личности ребенка» | 0,5 | 0,5 | ||
2.6. | Тема 6. «Личностно-ориентированное взаимодействие – гарант развития инициативы ребенка. Планирование образовательной деятельности с учетом индивидуальных маршрутов развития детей» | 0,5 | 1 | ||
2.7. | Тема 7. «Разработка оценочной карты образовательного события» | 0,5 | |||
2.8. | Тема 8. «Личностно-ориентированные технологии как средство формирования активности ребенка в игровой, конструктивной, творческой, исследовательской и других видах деятельности» | 1 | 1 | 0,5 | |
3. | МОДУЛЬ 3. «Событийность образовательного процесса, как результат эффективности личностно-ориентированных технологий в организации игровой деятельности дошкольников» | ||||
3.1. | Тема 1. «Освоение личностно-ориентированной модели взаимодействия в игровой деятельности с акцентом на индивидуализацию ребенка, развитие его способностей» | 0,5 | 0,5 | ||
3.2. | Тема 2. «Идеальная модель образовательного развивающего пространства – гарант развития инициативности и игровой деятельности дошкольника» | 1 | 0,5 | ||
3.3. | Тема 3. «Проектирование стажерами образовательных событий с учетом принципов личностно-ориентированных технологий» | 1 | 0,5 | ||
3.4. | Тема 4. Проживание участниками стажировки образовательного события в роли модератора, фасилитатора, медиатора, тьютора по самостоятельному выбору. | 1 | |||
3.5. | Итоговая рефлексия выполнения программы стажировки | 0,5 | |||
Всего: | 1,5 | 8,5 | 10 | 4 | |
Итого: | 24 |
Разработанные в рамках стажировки проекты развивающих образовательных пространств будут размещены на сайте стажерской площадки. Внешняя оценка результатов деятельности стажеров будет возможна, благодаря организации работы Интернет-форума, в котором будет организована перекрестная оценка разработанных материалов стажерами по заранее разработанной критериальной шкале, либо по шкале разработанной самими стажерами. В оценивании посредством Интернет-голосования смогут принять участие коллеги стажеров, педагоги образовательных учреждений.
Руководитель стажировки оценивает по той же шкале каждого участника и дает рецензию.
2. Самооценивание стажерами собственных результатов (как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки).
Стажерам будет предложено:
1) Оценить разработанные материалы по разработанной критериальной шкале.
2) Заполнить анкету самооценки обучения по программе, подготовленную автором стажировки.
3) Принять участие в итоговой рефлексии, ответив на вопросы:
— себе по дальнейшей работе в освоении личностно-ориентированных технологий;
— коллегам по стажировке;
— автору стажировки.
С 2 по 4 апреля в МБДОУ д/с № 7 «Гнёздышко» города Полярные Зори Мурманской области проходила стажировка педагогических и руководящих работников детских садов по программе «Личностно-ориентированные технологии как ресурс проектирования и реализации образовательного события. Эффективное применение личностно-ориентированных технологий в моделировании образовательного пространства, обеспечивающих единый процесс социализации-индивидуализации ребенка, развитие его способностей».
В стажировке приняли участие коллеги из городов Полярные Зори Мурманской области, ЗАТО Заречный Пензенской области, ЗАТО Зеленогорск Красноярского края.
Целью стажировки являлось развитие у стажеров практической готовности проектировать и реализовывать образовательные события, опираясь на личностно-ориентированные технологии.
Первый день – «Экипаж».
Перед началом активного и плодотворного пути по просторам Школы Росатома, необходимо было собрать высокопрофессиональную команду мореплавателей, обладающих навыками личностно-ориентированного взаимодействия и моделирования образовательного пространства. Для этого Капитан Корабля назначил сбор всех претендентов на острове «Гнёздышко» за Полярным Кругом. На сборы прибыло 2 командующих фортом, 3 адмирала, 12 матросов и 12 юнг. Форт представили начальник отдела образования города Полярные Зори Е.В. Серебреникова и заведующий детским садом В.В. Голоднова. Адмиралтейство представили старший воспитатель детского сада Слободчикова Л.М., тифлопедагог Левушкина Ю.И. и капитан корабля Казарина Н.А. Матросами стали стажеры из городов присутствия госкорпорации Росатом: Андрейчик Наталья Владимировна, Белякова Татьяна Витальевна, Зайцева Оксана Игоревна, Криволуцкая Ольга Николаевна, Кругликова Юлия Михайловна, Кувшинова Татьяна Сергеевна, Орлова Татьяна Юрьевна, Тимошенко Татьяна Николаевна, Федоренко Наталья Сергеевна, Харламова Наталия, Херенская Светлана Александровна, Шахпазян Галина Львовна.
А юнгами стали воспитанники детского сада, проявившие инициативу и заинтересованность в предстоящем путешествии.
Поставленные задачи высшего командного состава были конкретными и широкомасштабными: найти следы игровой деятельности в дошкольном учреждении, изучить течения «Событие» и «Мероприятие», исследовать новые морские пути по реализации «Образовательного Со-Бытия», смоделировать идеальную модель образовательного пространства, открыть способы поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности.
Вовремя начавшийся прилив, помог всей команде определиться с намеченным курсом: распределили роли, обозначили проблемные зоны, проложили маршрут.
А именно. Приняли присягу и стали единой командой во время флэш-моба «Да мы так не похожи…» Ведь мы действительно все разные, каждый со своим характером, своими индивидуальными предпочтениями, но всё-таки, в нас всегда найдётся нечто общее: и взрослых с детьми, и у мальчиков с девочками. В дошкольном детстве это и будет маленьким чудом – найти точки соприкосновения, прожить детство вместе. Ничего невозможного нет. «Возможно все, на невозможное просто требуется больше времени» (Дэн Браун).
Есть на земле место, где нет ничего невозможного, и все становится реальностью. Там живут волшебники, которые открывают, дарят и вообще делают чудеса из ничего. Вы уже догадались, о чем я?
Мы все такие разные здесь,
Но мы такие, какие есть.
Мы можем быть маленькими или большими,
Можем быть веселыми и озорными.
Кто-то рисует, а кто-то поет,
Кто-то в коробке сказку найдет!
Каждый из нас настроен на чудо,
Ведь в детстве оно обитает повсюду.
Мы просто видим и верим!
И перед нами откроются двери,
Двери в мир прекрасный и большой,
Наполненный чудом и добротой!
Сегодня мы вместе,
И день такой чудесный!
Талантов наших не счесть,
Мы очень счастливы здесь!
Посвящение и поиск точек соприкосновения стало возможным благодаря общему образовательному событию «Апельсиновая сосулька». Взрослые и дети разного возраста (от 4 до 7 лет), вместе решали проблемные ситуации, отгадывали ребусы, принимали решения, выдвигали гипотезы, придумывали, творили, общались. А потом все вместе пошли на день рождения к Апельсиновой сосульке с подарками, с открыткой, песнями и тортом.
При прокладывании маршрута возникли сомнения и споры. Найти истину нам помогли дебаты «Эффективность ЛОТ в проектировании и реализации ОС». Наконец нам удалось определить основные пункты круиза «Образовательное событие».
Такая содержательная и плодотворная работа помогла матросам определиться с дальнейшим курсом нашего морского путешествия. Наметить личностно-значимые цели, определить собственные дефициты и оценить все возможные риски нашей кампании.
Именно поэтому стала необходимой работа, над изучением той «акватории», в которой нам предстояло трехдневное плавание. С этой целью мы разработали экспертные карты и отправились в командировки по разным направлениям: раннее, младшее, среднее, старшее. Проанализировав все плюсы и минусы предстоящего маршрута, мы смогли откорректировать оснащение будущей кампании, изучить компетенции личностного состава, предусмотреть возможные ситуации повышения профессионального уровня и наметить маршрут на уже спроектированной карте от о. «Тревоги» до о. «Просветления».
Сплоченная и целеустремленная команда организовала сбор всех необходимых в плавании компонентов: идеи, энергию, профессиональный опыт, творческий подход, музыку, хорошее настроение, детскую непосредственность и активность, самостоятельность, инициативность.
После сложного и насыщенного событиями первого дня, будущие мореплаватели разбрелись по кубрикам, где отрефлексировали прожитый день.
Второй день – «Морская кампания».
Утро второго дня ознаменовал общий сбор под флагом корабля «Вперёд». Погрузившись в опорные точки оснащения нашего судна, проанализировав все компоненты, мы пришли к выводу, что в плавание мы не взяли самый необходимый инструмент. Пришлось причалить в первом порту и посетить аукцион «Игровые ситуации, поддерживающие инициативу и самостоятельность». Матросы прибыли на аукцион со своими, уже устоявшимися критериями и традиционными знаниями. Чтобы пополнить бюджет кампании и отправиться в дальнейшее плавание полностью укомплектованными, нам пришлось выложить все имеющиеся средства для приобретения ЛОТов. Матросам представилась возможность проявить инициативу, самостоятельность и умение вовремя «отползать» на корму. Достаточно сложным в плане приращения оказалось умение «отползать». Матросы пытались контролировать действия юнг, продумывать каждый шаг и порой выполнять за них всю работу. Но тут, Капитану корабля пришла помощь, с того направления откуда не ждали. Свой вклад в развитие инициативы и самостоятельности внесли Морские пираты, которые пленили матросов и оставили юнг наедине с проблемами, решение которых стало жизненно необходимым. Матросы пришли к выводу, что их способность подбрасывать юнгам сложные задачки и давать возможность самостоятельно с ними справиться – это важная компетенция для современного дошкольного мореплавателя.
После посещения бухты Пиратов, встала острая необходимость в сборе кейсов в дорогу. Но так как сборы сопровождались постоянными пиратскими нападениями, кейсы оказались в нелепой комплектации. И казалось, на первый взгляд, что объединение компонентов образовательного пространства в одном кейсе невозможно. Но как уже было сказано: ничего невозможного нет и матросы — стажеры «зрят в корень». Они смогли объединить 3 компонента, по тонким, порой незримым, общим нитям. Например, кейс «Ярмарка – магазин – домашнее животное» подвигло на проектирование образовательного события, в котором животные из Зоо-магазина попали на ярмарку, чтобы найти Дом. Но покупатели животных сталкиваются с проблемой: сколько животных скрыто за стеной? Пришлось учиться считать животных по лапам. Результатом пробы по сбору кейсов стало умение использовать моделирование образовательного пространства для проектирования и реализации событий.
Так как целью нашей кампании являлось исследовать новые морские пути по реализации «Образовательного Со-Бытия», матросы вместе с капитаном, старпомом и боцманом погрузились в составление схемы характеризующей событие. Как начался шторм. Подводное течение «Мероприятие» вырвалось на поверхность и смешалось с течением «Событие». Были приняты срочные меры по разведению этих двух течений, матросы нашли отличительные признаки и шторм стих. И мы смогли продолжить работу над схемой. В результате получилась не одна, а три имеющие сходные черты и отличительные. В зависимости от направления, на котором будет использоваться схема, были внесены акценты, поддерживающие и развивающие режиссерскую, образную или сюжетно-ролевую игры.
На пути следования по течению «Событие» матросы задались вопросом о существовании алгоритма его проектирования. Поэтому встала необходимость встать на якорь и собрать антиконференцию по разработке такого алгоритма. Основными этапами стали: выбор темы, постановка образовательных цели и задач, определение содержания, подготовка предметно-пространственной среды.
Принимая во внимание все непредвиденные обстоятельства, которые возможны на пути нашего плавания, матросам предстояло создать спасательные шлюпки. Для ощущения реальности 3 команды матросов поочередно погружались в аквариум и проигрывали возможные трудности. Для этого капитан спроектировал ситуации, а матросы, используя арсенал педагогических методов и приемов, их решали.
В самом разгаре нашего плавания на горизонте показалась земля. Мы не знали чего ждать от аборигенов, как они нас встретят. Поэтому прежде чем причалить команды решили спроектировать события, которые помогут в установлении дружеских отношений с коренным населением острова «Гнёздышко». При помощи разведывательной операции стажеры получили данные о возрасте, интересах жителей. В группах они сконструировали скелет предстоящих событий, продумали задачи, которые смогут поддерживать интерес жителей на протяжении нашего пребывания на острове. Не осталось без внимания наличие точек активности, если вдруг интересы аборигенов окажутся разносторонними. Когда все приготовления были окончены на наш корабль прибыли посланники с острова и передали приглашение посетить племена, изучить их быт и уклад. Мы с радостью согласились, отложив на время свои разработки. Посетив остров, мы наблюдали за происходящим, попутно записывая корректировки в свои собственные проекты. С отливом мы вернулись на корабль со смешанными чувствами. Было понятно, что не везде мы нашли то, что искали. Выявили ряд нарушений в событийности, постарались разобраться в причинах. В итоге пришли к выводу, что посещение острова всё же пошло на пользу. Завтрашний день должен изменить устоявшийся уклад жизни аборигенов, и нам полезно было учесть все нюансы. Мы получили профессиональный вызов – в короткие сроки предстояло переиграть спроектированные события и внести изменения с учетом проведенной экспедиции.
В конце дня на корабль прибыл репортер с большой земли, и мы дали интервью, в котором подвели итоги дня.
Третий день — «Погружение в Со-бытие».
Утро третьего дня ознаменовалось спуском на воду шлюпок для перевозки подготовленных событий на остров. Но капитан не мог просто так отпустить матросов – стажеров в опасный самостоятельный путь. Поэтому перед погружением в шлюпки организовали игру – импровизацию по Баскет-методу. Времени на подготовку совсем не было, задачи капитана вбрасывались ситуативно и не давали возможности команде посовещаться. Действовать пришлось интуитивно, спонтанно, что было проблематично. Тем не менее, тренировка прошла успешно, перед погружением была необходима эмоциональная встряска.
Наконец мы высадились на берег, неся свои идеи, эмоции, сюжеты. Аборигены, уже познакомившиеся с нами накануне встретили нас достаточно дружелюбно. Для нас же было важным их принятие, личная заинтересованность. Матросы – стажеры перевоплотились в тех персонажей и приняли на себя роли, которые сами для себя избрали. Со-бытия начались. Аборигены взрослые пристально наблюдали за действиями стажеров, вели дневники и записывали все ходы. События случились, какими они стали, что удалось, а над чем предстоит работать мы еще не знали, но то что аборигены – дети хотели продолжать с нами играть и проживать сегодняшний день вселило в нас уверенность, что мы все сделали правильно. Конечно, после отбытия с острова и вхождения на палубу корабля мы еще долго рефлексировали, обсуждали, делились впечатлениями и выслушивали мнения аборигенов – взрослых. Капитан корабля так же дал оценку проведенным событиям, по его мнению, Со-бытия состоялись! Весь наш путь, наша кампания завершилась логичным результатом: сначала тщательное изучение, разработка, проектирование, учет нюансов, корректировки и наконец, проживание События.
Самое время для перезагрузки. С чем мы впервые вступили на корабль, с какими компетенциями сойдем с него. Какова идеальная модель образовательного пространства. Каково место в этой модели ребенка и педагогов. На эти вопросы матросы — стажеры искали ответы в своих группах. Взяв за основу абсолютно разные образы, все группы пришли к единому мнению, что главным в идеальной модели должен стать ребенок и его достижения. Это то, ради чего мы отправляемся в экспедиции, организовываем совместные кампании, изучаем новые пути. Все ради счастливого детства, детства в игре.
Но наше путешествие на этом не закончилось, и мы решили расширить акваторию изучения, для включения всех возможных компонентов пространства в образовательные события, которые еще будут на острове. Мореплаватели уже бывавшие в данной акватории знакомили матросов, прибывших издалека с бухтами, островами, проливами и другими достопримечательностями. Заморские мореплаватели с интересом изучали акваторию и вносили идеи по ее дальнейшему освоению.
Пока наш корабль завершал свой маршрут, в интернет сети состоялось событие по оценке идеальной модели.
Завершение кампании и прибытие на большую землю мы отметили приготовлением праздничного блюда «Успех». В рецепт капитана были добавлены ингредиенты от каждого матроса – стажера. Итогом стало вручение сертификатов, подтверждающих выход матросов в открытое море.
Делимся рецептом со всеми участниками проекта «Школа Росатома». Пусть у каждого из вас получится свой успех! Спасибо проекту, что мы имеем уникальную возможность быть первыми в освоении образовательных инициатив.
«РЕЦЕПТ УСПЕХА»
Прежде всего, помните, что успех – понятие индивидуальное.
ИНГРЕДИЕНТЫ:
ЦЕЛЬ + ЭНТУЗИАЗМ + ВРЕМЯ + ЭНЕРГИЯ + ПОДДЕРЖКА
Цель необходима на протяжении всего процесса приготовления успеха. Поэтому рассчитать ее нужно на определённый срок. И тут важно не допустить одну из двух ошибок: 1- не торопиться, 2 — слишком торопиться.
Цель нужно брать масштабную как, по сути, так и по способам достижения. Она должна бросать вызов вам и вашим возможностям, заставлять преодолевать себя. Thinking out of the box — «мыслить вне системы». Известная метафора о том, что необходимо выходить за рамки условий, чтобы найти верное решение.
Вероятность успеха многократно увеличивается при выборе конкретной цели. Но воздержитесь от раскрытия секрета своего успеха, до его достижения. Цель должна храниться в холодной тайне, иначе велик риск вместо успеха получить эффект замещения.
Без энтузиазма успех может не получиться. Поэтому добавляйте его по вкусу и не бойтесь переборщить. Большие перемены требуют много энтузиазма. Не забывайте поддерживать энтузиазм в активном состоянии. Для этого подойдут специи «Learning a new» и «New techniques». Чтобы температура приготовления успеха была постоянной, запишите все основания для того, чтобы усердно работать именно над этим проектом или целью. Перечитывайте свои записи, когда Ваш энтузиазм угасает. Рассчитайте время приготовления успеха, для этого правильно распределите время работы над отдельными этапами. Не готовьте одновременно несколько успехов, помните о вреде недопустимых ингредиентов (лень, откладывание на завтра, забывчивость и др.). Поставив успех на режим приготовления не отвлекайтесь, думайте об актуальности.
Энергии нужно положить в достаточном количестве, иначе усталость может повредить пышность успеха. Чтобы запас энергии не иссяк Вам нужно: давать себе достаточно времени для отдыха и нормально питаться; обращать внимание на свое эмоциональное состояние и здоровье.
Запаситесь единомышленниками, они могут понадобиться Вам в любой момент приготовления успеха. Выбирайте единомышленников по общей цели, желанию общаться по теме. Их можно найти в группах, на форумах, конференциях и семинарах.
Дальнейшее зависит только от Вас! И помните: «…мы расцветаем не тогда, когда всё сделали, но тогда, когда многое ещё предстоит сделать»! (Сара Льюис)