Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Технология событийности как способ формирования читательской грамотности и 4К навыков»

«Технология событийности как способ формирования читательской грамотности и 4К навыков»

Ведущий стажировки: Кононенко Мария Дмитриевна, МБОУ «СОШ № 9 им. В.И. Некрасова», учитель русского языка и литературы

Участники стажировки: педагогические работники школ

Даты проведения стажировки: 21.03-23.03.2023 г.

E-mail: mbordus@yandex.ru

Город: Сосновый Бор, Ленинградская область

Цель программы: Формирование и развитие читательской грамотности и 4К навыков учащихся на материале современной подростковой литературы через событийный формат обучения.

Задачи программы:

  • включить стажеров в практическую деятельность по формированию читательской грамотности через событийный формат обучения на материале современной подростковой литературы;
  • погрузить стажеров в метапредметную среду по формированию читательской грамотности и 4К навыков через проектирование и реализацию образовательного события на материале современной подростковой литературы;
  • сформировать у стажеров понимания места и роли 4К навыков (креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация) и способствовать их развитию у школьников;
  • способствовать формированию у стажеров навыков планирования и оценки метапредметных, предметных и личностных результатов через планирование образовательного события по развитию читательской грамотности;
  • погрузить стажеров в практическую деятельность по преобразованию учебных задач в учебные ситуации.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/club218565498

Участники стажировки

Бормотова Виктория Васильевна, Сосновый Бор

Золотарева Софья Ахматовна, Глазов

Идрисбаева Светлана Николаевна, Полярные Зори

Коткова Алиса Анатольевна, Балаково

Краснова Елизавета Сергеевна, Снежинск

Лосева Ирина Борисовна, Железногорск

Маклакова Анастасия Павловна, Заречный ПО

Мальшакова Елена Юрьевна, Трехгорный

Патапова Светлана Валентиновна, Заречный СО

Татулян Светлана Юрьевна, Сосновый Бор

Фомичева Мария Александровна, Курчатов

Юшкевич Татьяна Васильевна, Десногорск

Анализ стажировки

Пролог. А нужно ли читать развивать читательскую грамотность?

Однажды моя ученица на уроке литературы задала мне вопрос: «Мария Дмитриевна, а как «Капитанская дочка» пригодилась вам в жизни?» Это очень хороший вопрос, ведь он заставил меня задуматься над тем, что современные дети часто не видят связи между школьными предметами и реальными жизненными задачами. Знания, полученные в школе, не должны быть оторваны от жизни, учащиеся должны понимать, что они делают, как и зачем.

Глава первая. Факты и цифры.

Подготавливая материалы для новых рассказов и очерков, Жюль Верн собирал интересные научные факты, рассказы путешественников о необычных случаях, произошедших с ними в экзотических странах. Поэтому уделим немного времени статистике.

12 стажеров из 11 городов-участников проекта «Школа Росатома» собрались в МБОУ «СОШ № 9 им. В. И. Некрасова», чтобы научиться через событийный формат «прокачивать» читательскую грамотность и 4К навыки у своих учеников. 6 семиклассников, 8 восьмиклассников, 5 девятиклассников были задействованы в презентации и дальнейшей доработке идей образовательных событий в формате «Высунуть нос из норы»; 54 ученика участвовали в опасной пробе стажеров «Встреча со зверем»; 1 детский писатель приехал на встречу со стажерами; 3 современных подростковых книги были прочитаны.

Это точные факты, а дальше мы ступаем на тропу «зверя» (символ стажировки – зверь, как что-то неизвестное, непонятное, чем стажерам предстояло овладеть). На этой тропе подстерегают опасные пробы, нужно самостоятельно добыть знания, овладеть новыми навыками и умениями, чтобы добраться из точки А в точку Б.

Глава вторая. Знакомство со зверем.

Стажировке предшествовал дистанционный этап – книжный клуб «Читаем зверские книги». 3 книги подростковых писателей – 3 кита, на которых была выстроена последующая работа. Например, повесть Н.Волковой «Разноцветный снег» легла в основу образовательного детско-взрослого события в первый день стажировки.

Знакомство – очень важный этап на командообразование и принятие каждого члена группы. Через технику метафорических карт зафиксировали актуальное состояние, сформулировали личные профессиональные цели, выявили собственные ресурсы и дефициты. Далее работа с мотивацией. Сформулировали предполагаемые результаты стажировки. Стажеры индивидуально работали с Padlet-доской. Получилось ярко!

Работали с ключевыми словами из темы стажировки. Убили сразу 2 зайцев: первый заяц – прием работы с текстом на развитие читательской грамотности, второй заяц – анализ содержания стажировки, выделили проблемное поле и зафиксировали вопросы. Итоговый продукт – облако слов.

Работали с читательской грамотностью. Узнали, что такое тексты новой природы. Выполнили безопасную стажерскую пробу: попробовали создать задание на формирование читательской грамотности в форме текста новой природы. Тексты новой природы взорвали стажировку! В каждой второй рефлексии про них! Вот уж точно никогда не знаешь, где выстрелит ружье.

Переходим к следующему содержательному блоку стажировки – образовательному событию. А что такое вызов? Сразу 2 вызова. Первый вызов – детский: мастер-класс от учащихся школы 9 по созданию визуального и текстового контента в социальных сетях для стажеров. Второй вызов – взрослый: публиковать каждый день содержательный контент по теме стажировки, сопровождая качественным визуальным рядом. Как это сделать, рассказали и показали учащиеся. Они же провели консультации по индивидуальным запросам стажеров.

Погрузились в опыт образовательного детско-взрослого события по повести Н.Волковой «Разноцветный снег». Стажеры могли выбрать одну из двух ролей: эксперт или участник разновозрастной группы учащихся с 7 по 9 класс. За детско-взрослым взаимодействием всегда интересно и полезно наблюдать. Тут и раскрываются карты, кто может отбросить условности и встать на один уровень с учеником, а кто по традиции выстраивает вертикаль учитель – ученик. И это тоже вызов.

О том, как привлечь учащихся к чтению, как выбрать книгу, как рождаются любимые герои и другие вопросы стажеры смогли лично задать детской писательнице Нине Дашевской. Да-да, стажеры стали участниками творческой встречи с настоящим писателем! Нина Дашевская автор таких замечательных книг для подростков, как «День числа Пи» (эта книга была задана стажерам на «домашнее чтение» на дистанционном этапе), «Я не тормоз», «Вилли» и др. Теперь стажеры знают, как формировать читательский круг своих учеников, и что предметный материал можно изучать не только по учебникам, но и через художественную литературу. В конце дня на рефлексии стажеры признали первый день событием в том числе и из-за встречи с Ниной Дашевской, которая стала сюрпризом для них.

Кстати, о событии. Следующим шагом было создание конструктора образовательного события через сравнительную таблицу мероприятия и события. И снова прием по развитию читательской грамотности: работа с разными видами информации, умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, критическое осмысление информации.

Вот так за один день в режиме аврала в условиях дефицита времени стажеры через собственную деятельность погрузились в технологию событийности с целью формирования читательской грамотности у учащихся. В конце дня узнали, удалось ли стажерам ухватить зверя за хвост? Это рефлексия такая: что делает сегодняшний день событием? Какими достижениями вы сегодня гордитесь? Как вы можете применить это в своей деятельности?

Глава третья. Не так страшен зверь, как его малюют.

В начале второго дня вспомнили, что произошло вчера. А вдруг кто-то забыл? А потом погрузились в опыт проекта «Читая, взрослеем!» Заведующая библиотечно-информационным центром Алла Иванова рассказала, как в системе, начиная с 5 класса, формировать читательскую грамотность и… 4К навыки. А что это за навыки такие? Стажеры по жребию в подарок получили по навыку. Пришлось разбираться, что такое коммуникация, кооперация, критическое мышление и креативность, и как их у учеников формировать. А потом еще одну безопасную пробу совершили: навыками обменялись и придумали задание на развитие одного из них.

А дальше тропа зверя резко повернула: закончились безопасные пробы, начались разрывы и опасные пробы. Начиналось все мирно, стажеры в группах начали разрабатывать идеи собственных проб: событий на формирование читательской грамотности. Но свои результаты они представляли самому строгому жюри – учащимся. Потом ребятам предложили присоединиться к той команде стажеров, идея которой им показалась наиболее интересной. Как распределись ученики? 11, 5 и 3. Это был разрыв для учителей. На рефлексии стажеры сказали, что для них это стало сигналом к изменению идеи. И ученики помогли им доработать события. Этот опыт им пришлось пережить, чтобы осознать свои дефициты. Не всегда то, что мы делаем, нравится ученикам.

А как понять, что проба получилась? Теперь, когда стажеры познали событийность, читательскую грамотность и 4К навыки, они понимают, можно ли их измерить и как. Поэтому в конце дня стажеры создавали критериальный лист.

И еще об одном разрыве. Моя технология универсальная, на стажировку приехали разные учителя-предметники. Когда я читала рефлексии по итогам первого дня, то поняла, что есть стажеры, которые испытывают трудности в том, как применить технологию в своей педагогической деятельности. Например, кажется, что подростковая литература и физика понятия несовместимые. Одному из стажеров я дала индивидуальное задание: подумать, можно ли изучать темы по физике на основе книги «День числа Пи»? Стажер выбрал отрывок, где дедушка простым языком пытается объяснить Лёве, что такое маятник Фуко. Отрывок лег в основу темы «Маятники», которую проходят в 9 классе. Вот так ЗУН из одного предмета, становятся инструментом для получения ЗУН из другого. Из литературы в физику.

А вечером стажеры пустились в культурную экспедицию по городу. Ее цель – показать, что читательскую грамотность можно формировать в любом месте, не только в школе через книжку, например, в городской среде. А выйти за пределы класса, территории школы бывает полезно, ведь ученики рано или поздно там и окажутся.

Глава четвертая. Ручной зверь.

Третий день самый важный. Стажеры показывают, овладели ли они технологией по формированию читательской грамотности. 3 образовательных события, в которые была «зашита» читательская грамотность! Ученики пришли на урок ко мне, а неожиданно попали на урок к незнакомым учителям. Стажеры оценивали друг друга с помощью оценочных листов, которые разработали на второй день.

Образовательное событие 1. На основе еще неизданной книги «Теорема близнецов». Учащиеся 8 класса разбирались с эмоциями и чувствами героев по цитатам из произведения, создавали на основе текста новые произведения, творчески проживали событие. За 45 минут стажерам удалось уместить большое количество разных форм и приемов.

Образовательное событие 2. На основе книги «День числа Пи». Учащиеся 7 класса создавали тексты новой природы – интеллект-карты. Инсценировали и отгадывали отрывки из текста. Стажерам удалось выстроить искренние доверительные отношения с учащимися всего за 45 минут. Доверие детей сложно завоевать!

Образовательное событие 3. На основе книги «День числа Пи». Учащиеся 7 класса написали рэп на основе произведения и устроили рэп-баттл, создали альтернативную обложку книги. Особенно горжусь этой группой, ведь в предыдущий день к их команде присоединилось меньше всего учеников, но они осознали свои дефициты, услышали запрос детей и «переобулись в воздухе». Отрицательный опыт при правильном осмыслении становится ценным капиталом!

Что поняли на рефлексии? Сложнее всего дался стажерам вызов. Критериальный лист не сработал, требуется доработка. Пробой стажировка не закончилась, впереди новые пробы, вопросы, на которые необходимо искать ответы. Например, несколько раз прозвучал один и тот же вопрос: «Как выстраивать педагогическую деятельность так, чтобы ученик был субъектом свой деятельности?» Вот вам идея для программы будущей стажировки! Кто там на следующий год собирается на Конкурс учителей?

А завершить анализ хочу синквейном, который прочитала в одном из отзывов о стажировке (орфография и пунктуация автора сохранены).

Стажировка

Стремительная, успешная

Учит, озадачивает, бросает вызов

Каждому участнику мыслей добавляет

Испытание

С уважением, автор и ведущий стажировки Мария Дмитриевна Кононенко

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Полезные материалы

Блокнот участника стажировки
Газета ТЕРА-пресс о стажировке
Облако слов