Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Техника экспресс-погружений как универсальный способ достижения автономности учащихся в контексте формирования функциональной грамотности»
Ведущий стажировки: Куликова Дарья Андреевна, МБОУ «СОШ №121», учитель английского языка
Участники стажировки: педагогические работники школ
Даты проведения стажировки: 12.04-14.04.2023 г.
E-mail: kulikdar@gmail.com
Город: Снежинск, Челябинская область
Цель программы: Погружение участников стажировки в образовательную среду школы для приобретения опыта проектирования и реализации событий, используя технику экспресс-погружений как элемента формирования функциональной грамотности учащихся.
Задачи программы:
Бегеева Елена Борисовна, Зеленогорск
Богатырева Татьяна Сергеевна, Снежинск
Васильева Яна Витальевна, Новоуральск
Герасимовская Елена Евгеньевна, Лесной
Карпова Елизавета Александровна, Снежинск
Лебедева Анна Игоревна, Новоуральск
Мещанникова Юлия Александровна, Заречный СО
Орлова Наталья Анатольевна, Удомля
Остапенко Жанна Анатольевна, Железногорск
Руденко Елена Витальевна, Новоуральск
Рябышева Татьяна Валерьевна, Волгодонск
Соколовская Олеся Валерьевна, Снежинск
Шустова Анна Петровна, Сосновый Бор
Стажировка прошла в период с 12 по14 апреля 2023 года в городе Снежинск Челябинской области. В ней приняли участие 13 стажёров из 9 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Зеленогорск, Заречный СО, Железногорск, Снежинск, Сосновый Бор, Удомля, Новоуральск, Волгодонск, Лесной, Новоуральск.
Участниками являлись педагоги общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, а также заместители директоров и директор школы. Площадкой для коммуникации участников стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».
День первый. 12 апреля.
Началом стажировки послужила «Подходящая черта» – игра, которая позволила стажёрам увидеть между собой много общего: цели приезда, настрой и современные профессиональные реалии. Далее, через визуализацию образов «ответа отличника» и чуть позже, по индивидуальным фразам, участники попытались отгадать сферу деятельности своего напарника. Лишь у трёх пар участников это получилось. Выходит, что такое проявление читательской грамотности и креативного мышления не всегда достаточно для верных выводов.
Чтобы посмотреть и узнать, каким образом можно охватить как можно больше видов функциональной грамотности, наши стажёры присоединились к экспресс-погружению. Оно началось одновременно с этапом знакомства, и именно поэтому перед стажёрами была поставлена задача: попытаться выделить этапы мероприятия, к которому они вот-вот присоединятся, а также охарактеризовать их.
Важным условием было «выключение» роли учителя. Участники стажировки сами выбрали, к какой группе ребят присоединиться, теперь уже в роли равноправных участников экспресс-погружения. Стажёры должны были вникнуть в суть изучаемой проблемы и принять участие в работе учеников школы. Поразительно, с какой готовностью и открытостью взрослые включились в совместную работу с детьми, поэтому и переживание за результат их совместной работы было велико. Но именно на этом этапе время интерактивного участия в экспресс-погружении закончилось.
Мы снова собрались кругом участников стажировки, чтобы сравнить и зафиксировать варианты этапов данного мероприятия. Было выделено 7 основных этапов, которые практически на 100% совпали с этапами, заявленными в авторской техники. Разница лишь в формулировке названий. Отсюда мы сделали важный вывод: все этапы экспресс-погружения логично и лаконично связаны между собой, их можно чётко проследить и охарактеризовать.
Весь опыт, приобретённый каждым участником стажировки, было предложено фиксировать в БОРТ-журнале. Заполняя его в течение трёх дней, каждый мог увидеть свой прогресс, оставить пометки по идеям дня, зафиксировать свои вопросы, а также проследить отражение формирования функциональной грамотности на всех трёх уровнях.
В первый же день стажёры разобрались с характерными отличиями между технологией погружения и техникой экспресс-погружения. Последняя была признана наиболее подходящей формой работы именно в общеобразовательных учреждениях. Однако, нет ничего идеального, и следующим важным этапом стала форсайт-сессия, на которой под девизом «отвергая – предлагай!» стажёры постарались предусмотреть риски экспресс-погружений и предложили варианты их минимизации.
Заключительным аналитическим шагом для стажёров стала совместно разработанная селект-карта. Она призвана стать практическим инструментом при планировании проведения экспресс-погружения. Продумать нужно было множество критериев: от времени до средств и способов реализации. После обсуждения результатов этой работы за круглым столом, у каждого стажёра селект-карта оказалась заполненной. Как и первый лист БОРТ-журнала, где нашли отражение мысли и новые знания каждого стажёра.
Чтобы немного переключиться от интенсивной работы левого полушария, был проведен мастер-класс, приуроченный к наступающей Пасхе. Все стажёры проявили креативное мышление в декорировании и моделировании. Такой подарок, сделанный своими руками, всем пришёлся по душе!
Весь первый день стажировки, выпавший на всемирный День космонавтики, тонкой ниточкой был пронизан темой Космоса. И, конечно же, завершился он звёздно: участники стажировки приняли участие в Интеллектуальной битве «По следам Белки и Стрелки».
Яркой точкой дня стала экскурсия по вечернему Снежинску, подготовленная учащимися школы №121 для гостей. Ребята провели участников стажировки по центру города, через «Сад камней», познакомили с неофициальным символом – Снежиком, а также рассказали интересные факты об истории Снежинска и его основателях.
День второй. 13 апреля.
Так как на стажировку в Снежинск приехал чисто женский состав стажёров, учащиеся школы №121 прочли красивые стихи и сделали сладкий комплимент в начале дня. Ведь 13 апреля – Международный день благодарности растениям! А каждая женщина – это неповторимый цветок. Поэтому и подарки вышли цветочными: зефир в форме нежных бутонов и семена цветов, собранные участниками центра ЭКО-Тон. Надеемся, что посадив их у себя, каждый участник стажировки еще не раз вспомнит о проведённом времени и улыбнётся.
Этот день начался с обсуждения самого частого вопроса в БОРТ-журнале: как оценить сформированность функциональной грамотности у учащихся? Самым лучшим способом для ответа на этот вопрос была выбрана разработка критериев оценивания сформированности ФГ.
Каждая группа разработала свою карту оценивания сформированности функциональной грамотности в технике экспресс-погружения. Они вышли немного разными по формату, но по окончании презентации каждой из команд было отмечено, что эти карты замечательно дополняют друг друга. Итак, целостная картина экспресс-погружения у стажёров сформирована. Значит, можно переходить к планам мероприятий!
До конца второго дня стажёры в группах по 4-5 человек разрабатывали свои собственные планы экспресс-погружений, опираясь на все те этапы, которые они прошли ранее. В определённый момент к каждой команде подсаживался один из участников команды организаторов. В уже набросанные планы были добавлены временные рамки, и задача выхода на 2 или 3 уровень ФГ.
После цветочной викторины в тематику дня и обеда, стажёрам нужно было пройти последнее испытание: проверка на прочность разработанных планов. «Обмен идеями» предполагал следующее: один представитель команды переходил с планом к другой группе по кругу. Перед ним стояло две задачи:
По окончании всех переходов команды смогли ознакомиться с предложениями и вариантами коррекции от других стажёров. На «Битве проектов экспресс-погружения» все четыре команды пояснили свои планы с учётом внесённых изменений. Жаркие, но такие полезные комментарии к каждой защите снова показали, как сплочённо и неравнодушно стажёры подошли к трудам друг друга. Каждый стал победителем!
Наконец, на форсайт-сессии проведена работа над рисками, возможными уже для каждого конкретного плана. Участники групп зафиксировали себе эти риски и предложения по их преодолению.
При изучении БОРТ-журналов второго дня можно прийти к выводу: «белых пятен» практически не осталось, плодотворная аналитическая работа по планированию принесла удовлетворение всем участникам стажировки. Определены запросы каждой группы стажёров, подготовлены две площадки для проведения четырёх экспресс-погружений. Впереди стажёрские пробы третьего дня!
День третий. 14 апреля.
Зарядившись позитивным настроением еще в холле школы, стажёры разошлись по двум площадкам для проведения двух первых параллельных экспресс-погружений: группа учащихся 6-7 классов и группа учащихся 5-8 классов были вызваны по школьному радио в Актовый зал и Атомкласс.
«Улётная лаба» первой группы стажёров провела экспресс-погружение, приуроченное к Международному дню бумажных самолётиков. Учащиеся сами выбирали модель самолётика, сами её воплощали в жизнь и анализировали технические характеристики полёта их моделей. Результат вышел неоднозначный: не все модели оказались удачными на пробах полёта, но каждая ошибка была разобрана. По итогам экспресс-погружения участники приобрели опыт моделирования самолётов, узнали о необходимых физических характеристиках полёта, рассчитали стоимость материалов для изготовления конкретной модели и оценили работу своих групп. А некоторые ребята даже захотели сконструировать все новые модели дома!
Параллельно этому экспресс-погружению в Атомклассе проходило «Путешествие по Золотому кольцу Росатома». Команда стажёров работала с разновозрастными группами учащихся 5-8 классов. Ребятам нужно было не только узнать об интересных городах-участниках проекта «Школа Росатома», но и продумать подробный план для посещения этих мест определённой группой туристов. Ребята предлагали основные составляющие путешествия, рассматривали туристический потенциал трёх городов: Сосновый Бор, Железногорск и Заречный СО. Команды рассчитывали смету отдыха с учётом посещения достопримечательностей и, как результат, создали «Памятки путешественника» для конкретной группы в конкретном городе. Многие ребята загорелись идеей посетить города и снова встретиться с теми взрослыми, с которыми им довелось поработать в эти два часа.
После короткого перерыва команды поменялись: эксперты первых двух погружений стали ведущими. А бывшие ведущие – экспертами. Примечательно, что каждая команда-ведущий готовила для своих экспертов лист оценивания, где эксперты отмечали:
Теперь в Актовом зале пятиклассники работали с командой стажёров над темой: «Создание игр для Центра Детских Инициатив». Примечательно, что сами стажёры выбрали непростое направление – они решили двигаться в предметных рамках английского языка. И им это удалось! Ребята сами разработали дизайн, выбрали формат игры, продумали правила, оформили и выполнили самоанализ своего труда. Самые младшие участники экспресс-погружений смогли выступить и защитить свои игры. Условия работы на иностранном языке их не испугали. В завершение мероприятия каждый смог поиграть в игры разных команд: игры-бродилки «Capybara Game», «Animal quiz», «Picture spot» и игра-загадка «Read and Guess».
В Атомклассе ребята постарше, учащиеся восьмых и десятых классов, в это же время участвовали в экспресс-погружении, тема которого поставила их в тупик. Государственный праздник 1 мая для многих россиян, а для подростков в особенности, сейчас утратил свой первоначальный смысл. Ведущие стажёры поставили перед учениками проблему: нужно разработать школьные мероприятия, которые позволят возродить дух этого дня. 4 команды – 4 мероприятия, проработанные до мелочей, включая даже финансовые затраты и административные возможности. Самый главный результат – учащиеся готовы самостоятельно разрабатывать такие события и проводить их! С точки зрения взрослых, чего-то нового, конечно, не удалось придумать. Но идеи туристического похода с Первомайскими лозунгами, а также площадки, позволяющие переместиться в эпоху Советского времени, были новы для самих учащихся школы. И это главное!
4 часа стажёрских проб прошли на одном дыхании: каждая группа воплотила в жизнь подготовленные планы экспресс-погружений. А после круглого стола, за которым обсуждались успехи и непредусмотренные ранее риски, каждый стажёр смог ответить на главный вопрос: насколько же удалось освоить технику экспресс-погружения?
С невероятной сосредоточенностью и серьезностью стажёры заполнили третий лист БОРТ-журнала. Самооценка в этот момент особенно важна. А онлайн-анкетирование позволило нам прийти к следующим выводам:
Финал вышел невероятно трогательным! Была оформлена стена воспоминаний, были вручены сертификаты участникам стажировки и спет неофициальный гимн всех учителей – песня «Сансара». «…я буду петь голосами моих детей, и голосами их детей…» Работа с детьми, вклад в их развитие, развитие своих компетенций в поле функциональной грамотности – то, что объединяет нас всех!
С уважением, автор и ведущий стажировки, Дарья Андреевна Куликова