Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Технология работы с детьми, обеспечивающая развитие дошкольников посредством игровой деятельности «Творчество + Правила»
Формирование профессиональных компетенций стажеров посредством погружения в авторскую технологию, обеспечивающую развитие дошкольников посредством игровой деятельности «Творчество + Правила».
В основе идеи моего опыта лежит проблематика социально-личностного, социально-коммуникативного развития ребенка. Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложны процесс, в результате которого ребенок научается устанавливать и поддерживать необходимы контакты с окружающим миром. Процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный и начинать развивать ребенка надо с раннего возраста. Я считаю, что использование моей технологии поможет ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.
Для детей 3-7 лет ведущим видом деятельности (то есть основной деятельностью, которая оказывает наибольшее развивающее влияние на ребенка) является игра.
При создании своей технологии я использовала классификацию развития игровой деятельности по Г.Г. Кравцову и классификацию по видам игры Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. В нашем МАДОУ разработаны классификационные таблицы по данным технологиям. В ходе стажировки я предлагаю стажерам поработать с этими таблицами.
Развитие игровой деятельности.
Этапы возрастного развития дошкольника (начало) | Ведущий вид деятельности (Ввд) | Форма организации жизни (Фож) |
2-2,5 года | Режиссерская игра | Общение со взрослым Предметная деятельность |
3 года | Образная игра | Общение со взрослым Предметная деятельность Режиссерская игра |
4 года | Сюжетно-ролевая игра | Общение со взрослым Предметная деятельность Режиссерская игра Образная игра |
5,5-6 лет | С правилами игра | Общение со взрослым Предметная деятельность Режиссерская игра Образная игра Сюжетно-ролевая игра |
(по Г.Г. Кравцову)
Виды игры.
Виды игры | Возникновение | Отражение | Выражение | Значение |
Режиссерская | 2-2,5 года | Действие предметов, назначение предметов. | Ребёнок управляет по ходу развертывания сюжета действиями игрушек, выполняющих функций как людей, так и предметов, требующихся по ходу игры. Изображение действия. | Формируются способности сюжетотворчества, видение игровой ситуации в целом, умение посмотреть на ситуацию глазами разных персонажей. |
Образная | 3 года | Свойства предметов. Образы | Ребёнок воображает себя кем и чем угодно и соответственно ведёт себя так, как полагается действовать воображаемому объекту. Выделяет и воспроизводит какое-то ключевое действие или специфическую позу воображаемых образов. | Способность к отождествлению. |
С куклой | 3-3,5 года | Человеческие роли и отношения | Ребёнок воображает себя и действует с куклой, определяясь в своих реакциях состоянием и самочувствием куклы, заботой о её благополучии. | Учиться видеть партнёра. |
Сюжетно-ролевая | 4 года (в среднем дошкольном возрасте и наиболее эффективно развивается | Человеческие роли и отношения | Принимает на себя роль и взаимодействует с партнёром по игре в логике развития взаимоотношений, задаваемых сопряжёнными ролями. | Учиться согласованно взаимодействовать друг с другом. |
С правилами | 5,5-6 лет | Правила жизни | Осваивают, видоизменяют или создают правила, которые потом соблюдают в процессе игры. | Учатся соблюдать правила, формируется произвольность поведения. |
(по Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой)
Наблюдая за самостоятельной игровой деятельностью детей, я заметила, что последнее время в играх чаще всего отражаются сюжеты мультфильмов и мультсериалов, дети редко развивают сюжет на основе тем, затронутых в ходе непосредственно-образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимные моментах.
Поэтому, я считаю необходимым уделять внимание тематике детских игр. Ведь именно в игровых отношениях дети легче осваивают нормативное поведение, упражняются в различных способах выстраивания отношений с окружающими, учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Моя технология направлена на развитие ориентировки детей старшего дошкольного возраста в социально-значимых темах, посредством формирования игровых умений в играх с правилами. Название технологии сложилось из сочетания двух видов игр, которые близки старшим дошкольникам: режиссерская игра высокого уровня и игра с правилами. Последовательное проигрывание игрового сюжета в разных видах игр дает возможность детям глубоко погрузиться в тему, прожить ее с разных сторон, что значительно обогащает их социально- личностный опыт.
Этапы технологии «Творчество + Правила».
Первый этап. Чтение книги.
Выбор художественного произведения согласно тематическому планированию, чтение его детям. В старшем дошкольном возрасте я практикую чтение длинных произведений перед сном, а в совместной деятельности организую обсуждение прочитанного, рассматривание иллюстраций, предлагаю детям продуктивную деятельность по сюжету книги исходя из желаний ребенка: слепить героев произведения, нарисовать понравившийся сюжет.
Второй этап. Изготовление игрового макета.
Для того, чтобы дети начали проигрывать сюжет прочитанной книги, им необходим игровой маркер, поэтому я предлагаю детям сделать макет из бросового материала по сюжету художественного произведения. В процессе изготовления макета дети вспоминают сюжет произведения, обсуждают какими предметами будет наполнен макет, делают героев книги. Дети начинают режиссировать игру практически с самого начала создания макета. Режиссерская игра – это творческий вид игры, в котором деятельность идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию. Процесс конструирования и игры тесно связаны.
В процессе обыгрывания у детей часто возникает потребность добавить что-нибудь еще, доделать недостающие предметы. На этом этапе можно предложить детям изменять сюжет, «вбрасывая» в игру неожиданные повороты и идеи.
Третий этап. Создание настольной игры.
Подготовительный к школе возраст – это возраст формирования игры с правилами. Именно в играх с правилами имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Дети не только сами выполняют правила, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам.
Поэтому я предлагаю детям «поиграть по-другому», придумать и создать свою настольную игру по созданному на предыдущих этапах и обыгранному ими макету.
Шаги создания игры:
Особое внимание в своей стажировке я планирую уделить формированию игры с правилами на основании технологии Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой. В своей технологии авторы выделят два вида детских игр: сюжетную игру и игру с правилами.
«Детская игра включает в себя два основных вида: сюжетную игру и игpy с правилами. Общая характеристика игры заключается в том, что это деятельность необязательная, не связанная с достижением утилитарных целей, деятельность, доставляющая удовольствие. Но при этом каждый из указанных видов имеет свои специфические особенности, существенно отличающие их друг от друга».
Авторы указывают на отличия одного вида игры от другого, выделяют этапы и общую стратегию формирования игры с правилами, подчеркивают важность формирования обоих видов игры в дошкольном детстве. «Оба вида игры оказывают большое влияние на развитие у детей способности взаимодействовать друг с другом. В сюжетной игре ребенок оказывается сопричастным к смыслу игровых действий партнеров, приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими. В игре с правилами он осваивает общие способы реализации принципа равноправия (жребий, очередность), учится вступать в состязательные отношения с партнерами».
Формирование игры с правилами особенно важно для детей старшего дошкольного возраста так, как именно эта игра дает возможность детям перейти на следующий этап – учебная деятельность.
Модуль 1: Погружение стажеров в темы «Социально-коммуникативное развитие дошкольников», «Игровая деятельность дошкольников».
Задачи: актуализировать знания стажеров об основных направлениях социально-коммуникативного развития, соответствующих современным подходам и требованиям ФГОС ДО. Создать условия для актуализации у стажеров представлений о структуре, классификации и развитии игровой деятельности дошкольников.
Модуль 2: Погрузить стажеров в концептуальные основания и опорные точки технологии «Творчество + Правила».
Задачи: познакомить стажеров с опорными точками технологии «Творчество + Правила». Повысить контрольно-аналитическую компетенцию стажеров через выявление актуальных интересов дошкольников в игровой деятельности на группах МАДОУ. Приобрести практический опыт работы по авторской технологии, освоить приемы проектирования, изготовления и презентации игровых макетов и настольных игр.
Модуль 3: Приобретение и присвоение личного знания стажерами по авторской технологии «Творчество + Правила».
Задачи: создать условия для развития проектно-исследовательской, контрольно-аналитической, методико-технологической и коммуникативной компетентности стажеров посредством апробации авторской технологии на группах МАДОУ. Организовать презентацию стажерами идей прожитой технологии, путей совершенствования предъявленной технологии с учетом собственного, полученного в ходе стажировки опыта.
№ | Формулировка понятийной или практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1 МОДУЛЬ (8 ч.) | |||||
1. | Анкетирование (вход). | 0.5 | |||
2. | Квест по пространству МАДОУ «Где живет игра» — экспертиза предметно-пространственной и образовательной среды по созданным экспертным картам. Презентация результатов. | 1.5 | |||
3. | Социо-игра «Шапка вопросов», выяснение ожиданий стажеров. | 1 | |||
4. | Игра «Самый умный», активизация представлений стажеров по теме: «Социально-коммуникативное развитие дошкольника в контексте новых требований ФГОС ДО». | 1.5 | |||
5. | Разбор кейсов. Актуализация представлений о структуре игровой деятельности, классификации игры с учетом возраста воспитанников по Г.Г. Кравцову, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой (индивидуально, в группах). | 1.5 | |||
6. | Дискуссия «Стратегия формирования игры с правилами» (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова). | 0.5 | |||
7. | Приобретение практического опыта технологии в процессе просмотра деятельности с детьми по авторской технологии. | 1 | |||
5. | Рефлексия дня. Метод «Шесть шляп». | 0.5 | |||
2 МОДУЛЬ (8 ч.) | |||||
1. | Презентация опорных точек технологии «Творчество + Правила». | 1 | |||
2. | Работа в группах детей старшего дошкольного возраста МАДОУ с целью выявления актуальных интересов дошкольников по разработанным картам. | 1 | |||
3 | Проектирование модели макета игры, используя ресурсы МАДОУ. | 1 | |||
4. | Технологическая мастерская: освоение технологических приемов изготовления макетов для режиссерской игры. | 2 | |||
5. | Презентация изготовленных стажерами макетов. | 1 | |||
6. | Технологическая мастерская: освоение технологических приемов изготовления настольных игр. Презентация игр. | 1.5 | |||
7. | Рефлексия дня. Прием «Чемодан- Мясорубка- Корзина». | 0.5 | |||
3 МОДУЛЬ (8 ч.) | |||||
1. | Стажерская проба: наблюдение за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста в группах МАДОУ с целью определения тематики будущей настольной игры. | 1.5 | |||
2. | Стажерская проба: создание настольной игры по макету из групп МАДОУ. | 2.5 | |||
3. | Оценочное событие: представление стажерами идеи прожитой технологии сквозь призму её образовательных эффектов. | 2.5 | |||
4. | Анкетирование (выход). | 0.5 | |||
5. | Заключительная рефлексия – поиск путей совершенствования предъявленной технологии с учетом собственного, полученного в ходе стажировки опыта. | 1 | |||
ИТОГО: | 5 | 8.5 | 7 | 3.5 |
Проводится организаторами стажерской площадки во время презентации настольных игр, созданных совместно стажерами и детьми.
В роли экспертов выступят: заведующий МАДОУ№ 64 «Алые паруса», кандидат педагогических наук Романова Н.В., заместитель заведующего по УВР Ахметшина С.А., старший воспитатель Володина Н.А. Эксперты представляют качественный отзыв о провождении стажерами программы стажировки (качественная оценка).
Входная/выходная анкета содержит вопросы об уровнях сформированности профессиональных компетенций, которыми владеют стажеры. Анкета разработана на основе подходов И.П. Подласыго.
Стажер проставляет соответствующую оценку (по 5-ти балльной шкале) в начале и в конце стажировки. Анкеты обрабатываются, определяется суммарное изменение количества баллов по входной анкете. Стажеры знакомятся с результатами входной и выходной анкет (количественная оценка).
Форма организации оценки | Кем организована оценка | Способ фиксации |
Анкетирование участников: оценка результатов программы стажировки | стажеры | Балльная оценка, максимально – 5 баллов |
С 30 января по 1 февраля 2019 г. прошла стажировка по авторской технологии, обеспечивающей развитие дошкольников в игровой деятельности «Творчество + Правила» в г. Железногорске Красноярского края в МАДОУ №64 «Алые паруса». В стажировке приняли участие коллеги из городов: Снежинск, Лесной, Зеленогорск и коллеги из нашего города.
Целью стажировки явилось формирование профессиональных компетенций стажеров через погружение в авторскую игровую технологию «Творчество + Правила». Стажеров приветствовали начальник управления образования г. Железногорска, заведующий МАДОУ №64 «Алые паруса» и воспитанники детского сада. Они станцевали веселый танец и сыграли с гостями в социо-игру «Человек-к-человеку». Детско-взрослый флешмоб «Наша песня, то что нужно» закончил посвящение в стажеры.
Выявление ожиданий стажеров прошло с помощью игры «Шапка вопросов». (Социо-игры «Стою, на кого-то смотрю», «Волшебная палочка», «Эхо» и другие способствовали созданию рабочего настроя у стажеров, формированию слаженной стажерской команды.) Стажеры выразили желание познакомиться с авторской технологией «Творчество + Правила», изучить особенности формирования игры с правилами у дошкольников и применить полученные знания в работе с детьми.
Также стажеры заполнили анкеты по сформированности у них профессиональных компетенций. Самый низкий уровень сформированности выявлен по предметно-информационной компетентности, в среднем 50%, самые низкие баллы 2 и 6, самый высокий-12 из 15 возможных. Самый высокий уровень сформированности по контрольно-аналитической компетенции, в среднем 66%, самые низкие баллы 6 и 7, самые высокие 12 из 15 возможных у 4 человек. Проектно-исследовательская компетентность сформирована на 63%, самый низкий балл 8, высокий-18 из 20 возможных, методико-технологическая — на 61%, самый низкий балл — 7, самый высокий — 19 из 25 возможных.
Затем, стажеры в игре-квесте «Где живет игра?» по пространству детского сада, познакомились со средой в группах и определили ее дефициты и находки. «После квеста по группам выявила для себя новшества в организации ПРС», «Отметила некоторые «изюминки» в организации предметной среды» — это высказывания из рефлексии стажеров. По результатам обследования групп стажеры составляли проект идеальной РППС для поддержки и развития игровой деятельности. В ходе обсуждения составленных проектов, стажеры пришли к выводу, что РППС необходимо создавать в соответствии с ведущим видом игры, характерным для большинства детей группы, дополняя играми, находящимися в зоне ближайшего развития.
Технология «Творчество + Правила» направлена на развитие ориентировки детей старшего дошкольного возраста в социально-значимых темах, поэтому следующая групповая работа стажеров способствовала актуализации знаний о социально-коммуникативном развитии дошкольника в контексте ФГОС ДО. Ознакомившись с теоретическими материалами по теме, размещенными в дневниках, стажеры составляли вопросы друг для друга и отвечали на них. Это способствовало их пониманию решения задач социально-коммуникативного развития в игровой деятельности.
Формированию представлений об игровой деятельности, классификации игр (по Кравцовой Е.Е.) с учетом возраста воспитанников был посвящен разбор видеокейсов, продолживший работу стажёров. Рефлексия видеороликов натолкнула стажеров на мысль о том, что не всегда возраст детей соответствует ведущему виду игры по классификации Е.Е. Кравцовой. Проблемная дискуссия и помощь эксперта Елены Сергеевны Непомнящей, помогли разрешить это противоречие. Эта работа оказалась полезной и интересной для стажеров, поэтому в рефлексии они писали: «Актуализировали знания по классификации игр. Интересно и продуктивно прошел анализ видеороликов игры», «Интересная подача материала по теме игровой деятельности», «Елена Сергеевна Непомнящая мастерски направляла нашу команду на правильный курс». В рефлексии первого дня по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» стажеры отметили, что первый день был «очень позитивным, интересным и насыщенным», но «много вопросов еще осталось, надеюсь получить ответы на следующих встречах».
Второй день начался с разбора этапов формирования игры с правилами. Работу стажеров продолжило оценочное событие, в ходе которого, пользуясь предложенным листом наблюдений, они наблюдали за проявлениями инициативы и самостоятельности в игровой деятельности дошкольников на старшей и подготовительных группах и выявляли актуальные интересы детей. К сожалению, в плане стажировки не было предусмотрено время для полноценного обсуждения увиденного, выявленные интересы детей помогли стажерам перейти к реализации этапов авторской технологии.
Презентация опорных точек авторской технологии «Творчество + Правила» продолжила работу стажерской площадки. Далее стажёры познакомились с практическим опытом руководителя стажерской площадки по изготовлению игрового макета. Они понаблюдали за «сговором» детей и воспитателей, распределением дел и непосредственным изготовлением игрового макета по сказке «Соколиный костёр», события которой дети группы «Путешественники» проживали согласно тематическому планированию. В рефлексии просмотренной деятельности стажеры отметили мастерство педагога в организации совместной деятельности, умение замотивировать детей на создание макета, поддержке детских инициатив, которые способствуют развитию у детей самостоятельности, коммуникативных навыков (умение детей высказывать свое мнение, слушать других детей, договариваться по ходу работы, работать сообща).
Используя материалы стажерского дневника и ресурсы МАДОУ, стажеры в технологической мастерской изготавливали макет для режиссерской игры и настольную игру, учитывая выявленные интересы детей. Первая группа стажеров изготовила макет и игру по сказке А. Милн, Б. Заходера «Винни-Пух и все-все-все», вторая – по сказкам про Умку, третья подгруппа – по сказке А. Толстого «Золотой ключик». Изготавливая настольные игры, стажеры разрабатывали и моделировали их правила. Презентуя друг другу макеты и настольные игры, стажеры освоили этапы технологии. Игры у стажеров получились интересными, разными, каждая со своей «изюминкой».
Рефлексия «Чемодан – мясорубка – корзина» показала, что стажеры считают полезными и интересными идеи авторской технологии «Творчество + Правила», освоили её и хотят опробовать этапы технологии с детьми, в рефлексии стажеры писали, что «хотят проверить на личном опыте, как технология работает в жизни», как использовать технологию, «как метод решения когнитивных задач».
Следующий день начался стажерской пробой по созданию настольной игры по макетам, изготовленным в группах МАДОУ ранее педагогами и детьми. Стажеры первой группы изготовили с детьми подготовительной группы игру по сказке «Соколиный костер», обратившись к детям за помощью в изготовлении игры. Стажеры столкнулись с трудностью в организации детей, но преодолели её через постановку когнитивных задач, которые их заинтересовали. Презентацией изготовленной игры, они привлекли интерес остальных детей. Самый высокий интерес к изготовлению настольной игры по сказке «Царевна Льдинка» был у детей второй подготовительной группы. Это получилось благодаря тому, что стажеры использовали игровую мотивацию и поддержали инициативу детей по изменению не благополучного конца сказки на благополучный, тем самым спасли Льдинку. Во время создания игры стажеры вбросили когнитивные задачи, которые были успешно решены детьми. (Например: номеруя гусёк, ребенок написал последовательно цифры от 1 до 105 без ошибок). Третья подгруппа стажеров, изготавливая игру по сказке А. Усачева «Школа снеговиков», на старшем возрасте, столкнулась с затруднениями в доведении дела до конца. В ходе рефлексии стало понятно, что игры с правилами ещё не «живут» в этой группе, так как они не соответствуют возрасту детей. Тем не менее, стажеры справились с задачей, используя игровую мотивацию (письмо от снеговиков) и обращаясь к прошлому опыту детей.
Работу стажеров оценили эксперты из представителей администрации и специалистов МАДОУ. Они отметили, что все стажеры были включены в практическое взаимодействие, активно участвовали в стажерской пробе, предоставляли детям возможности самостоятельной деятельности, овладели приемами изготовления настольных игр, большинство стажеров умеют видеть инициативные проявления детей и поддерживать их, удерживают основные идеи технологии, участвуют в оценке результатов деятельности. Стажеры отметили, что будут использовать опыт технологии на практике. Анализ, проведенный Еленой Сергеевной, помог понять испытываемые трудности. Во время обсуждения было отмечено, что все стажеры справились с поставленной задачей.
Анализ заключительных анкет стажеров показал прирост по всем видам компетенций. Предметно-информационная компетентность — прирост, в среднем 39%, итоговый уровень сформированности 89%, самый низкий балл — 12, максимальный балл — 15 у 4 человек. Проектно-исследовательская компетентность — прирост 13%, в среднем 76%, самый низкий балл — 10, самый высокий — 17 из 20 возможных у 2 человек. Контрольно-аналитическая компетентность — прирост 11%, средний уровень сформированности — 77%, самый низкий балл — 6, максимальный балл — 15 у 1стажера. Методико-технологическая компетентность — прирост 24%, уровень — 85%, низкий балл — 18, максимальный балл — 25 у 2 стажеров.
В итоговой рефлексии стажёры дают положительные отзывы о прожитой стажировке: «Я говорю вам большое спасибо за эту, третью для меня стажировку. Мой профессиональный багаж пополнился новыми знаниями и умениями. Обязательно опыт, полученный на стажировке, буду применять в своей деятельности и поделюсь им с коллегами. Ваша технология «живая» и реальная, воплотимая в жизнь», «Я считаю, что стажировка удалась! В ходе стажировки мы полностью были увлечены технологией «Творчество + Правила». Прожили все этапы. Появилось желание использовать её в своей работе. Изначально было много вопросов, которые к концу третьего дня исчезли».
Коллектив детского сада, благодаря стажировке, познакомился и заинтересовался технологией, что создало предпосылки для творческого использования этой технологии педагогами других групп. Цель моей стажерской площадки-формирование профессиональных компетенций стажеров через погружение в авторскую игровую технологию «Творчество + Правила» реализована полностью. Эти три дня обогатили профессиональную деятельность, наметили точки роста и оставили неизгладимый след в памяти не только стажеров, но и руководителя стажировки и коллектива детского сада.