Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Игровые ситуации с дошкольниками как современная форма поддержки детской инициативы в развитии навыков коммуникации»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Антонова Мария Андреевна, Заречный СО
  2. Баландина Алёна Алексеевна, Трехгорный
  3. Баранова Татьяна Игоревна, Северск
  4. Борисова Оксана Николаевна, Заречный ЗАТО
  5. Коновалова Наталья Владимировна, Зеленогорск
  6. Кононова Татьяна Викторовна, Железногорск
  7. Локтионова Евгения Витальевна, Курчатов
  8. Меньшикова Екатерина Сергеевна, Озерск
  9. Ступникова Екатерина Валериевна, Десногорск
  10. Трушина Наталья Васильевна, Заречный ЗАТО
  11. Чуркина Екатерина Яковлевна, Железногорск

Ознакомиться  с программой стажировки

Информационный блок программы

Название программы «Игровые ситуации с дошкольниками как современная форма поддержки детской инициативы в  развитии навыков коммуникации»
Цель программы 1. Освоение стажерами способов самостоятельного создания условий для поддержки детской инициативы и развития навыков коммуникации в игровых ситуациях. 2. Самостоятельное проектирование предметно – пространственной среды группы для поддержки детской инициативы в разных видах детской деятельности с учетом стартовых  компетентностей стажеров в условиях собственных профессиональных умений.
Задачи программы1.Создать условия для активного погружения стажеров в практико- ориентированную деятельность по заданным модулям. 2. Исследовать проблематику понятий «общение», «коммуникация», «социальная перцепция», «игровые ситуации», «пространство детской инициативы» и т.д. 3. Разработать совместно со стажерами универсальные карты построения предметно-пространственной и образовательной среды ДОУ для стимулирования детской инициативы в игровых ситуациях. 4. Способствовать приобретению опыта проектирования и проживания игровых ситуаций, направленных на  развитии коммуникативных компетенция ребенка. 5. Сформировать кейс универсальных игровых технологий и коммуникативных игротренингов для дальнейшего использования стажерами полученных компетенций в своей профессиональной практике. 6. Сформировать у стажеров понимание места, роли и значения рефлексивных процедур, самопознания и самооценки, способствовать развитию рефлексивных навыков. 7. Обеспечить комфортные условия для работы участников стажировки. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры (подробное описание эффективных методик и технологий работы в рамках темы Конкурса). Согласно принципам ФГОС дошкольного образования наряду с требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования предусматривает требования к условиям ее реализации (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым), а также требования к развивающей предметно-пространственной среде. Первыми в этом ряду не случайно указаны требования к психолого-педагогическим условиям. Сегодня в образовательном учреждении актуальными являются поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу, их взаимодействия в разных видах деятельности, развитие коммуникативных навыков, уважение взрослыми человеческого достоинства детей, формирование и поддержка  детской инициативы и самостоятельности, положительной самооценки дошкольников, уверенности в своих возможностях и способностях, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагогов с воспитанниками, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учитывающего социальные условия его развития, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами такую задачу — создать  благоприятные условия  для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Для этого должны быть созданы следующие условия: — создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; — создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Создание этих условий и легли в представленный мною опыт в рамках стажерской программы. В условиях перехода на личностно ориентированную модель взаимодействие педагога с детьми актуальной является задача индивидуализации предметно-развивающей среды. Такая организация пространства является одним из условий, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка. Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация развивающей среды – это основа, при помощи который можно использовать современные образовательные технологии. Также это возможность многофункционального использования «центров» в пространстве группы, возможность сделать их объединенными или переходящими один в другой, а, главное, доступными для детей, в соответствии с определенной игровой ситуацией и настроением ребенка. В процессе обобщения опыта работы по развитию детской коммуникации в игровых ситуациях  мною  выделены 3 условия достижения основной цели дошкольного образования. Первое условие — развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи ребенка. Учреждение и ориентированная на развитие ребенка образовательная программа должны воспитывать и образовывать не столько ребенка, сколько его родителей; родители сами должны становиться активными участниками жизни в дошкольном учреждении. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку; — включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, найти интересное для ребенка содержание и адекватные для его развития формы обучения. Второе условие касается особенностей обучения детей дошкольного возраста. Л.С. Выготский выделяет два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен учиться по программе другого. Ребенок дошкольного возраста учится (в психологическом смысле этого слова) спонтанно. Дошкольник развивается в процессе обучения, если оно строится по его собственной программе. Наличие собственной программы обучения означает, что ребенок учится тому, что он считает нужным и интересным. Взрослый придумывает такие ситуации, в которых у ребенка возникает мотив обучения. В дошкольном возрасте реактивное обучение по программе взрослых должно трансформироваться в спонтанное обучение по собственной программе ребенка, сохраняя детскую инициативность и самостоятельность в выборе. Третье условие достижения основной цели дошкольного образованиятесно связано с предыдущими условиями и касается становления и развития детской игры. Игра создает условия для целенаправленного развития воли и эмоций, игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности. Хотя игра в силу наличия в ней правил способствует развитию произвольности, эта произвольность касается только поведения ребенка внутри игры. Игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка, способствует включению семьи ребенка в систему дошкольного образования. Именно детская игра обеспечивает те условия и те особенности организации дошкольного воспитания, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребенка.По мнению А. В. Запорожца, игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у детей компетенций создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал. Игровые ситуации и поддержка детской инициативы  способствуют развитию коммуникативных навыков  у дошкольников. Сверстник является главным партнером по общению для дошкольника. Технология работы педагога по развитию коммуникативных навыков в игровых ситуациях разделена мною на несколько этапов, которые соответствуют трем граням  общения  как сложного процесса взаимодействия между людьми, на которых степень влияния взрослого на инициативу ребенка различна, в зависимости от усвоенных компетенций и индивидуальных особенностей дошкольника. 1 этап – Коммуникация–это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Основные задачи развития коммуникации: Умение устанавливать психологический контакт Учет особенностей коммуникативного воздействия Аргументированность, логичность и адекватность ситуации общения Эффективность использования вербальных и невербальных средств общения Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается или из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Коммуникация – основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Проблемы развития коммуникативной культуры детей нашли свое отражение в работах отечественных педагогов и психологов: И. И. Иванец, Г. М. Андреевой, М. Г. Елагиной, Л. В. Чернецкой, И. А. Кумовой и других. Коммуникативные навыки являются условием развития личности детей и проявляются в процессе общения, обеспечивают готовность строить отношения в определенном стиле и с определенным типом предпочитаемых партнеров. Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учета ведущей деятельности – игровой. Взрослый на данном этапе выступает как основной источник информации. Дети принимают полученные новые понятия и начинают обмениваться или друг с другом. 2 этап – Интеракция – это организация взаимодействия между партнерами по общению, то есть обмен действиями. Вступая в контакт, собеседники узнают друг друга и находят точки соприкосновения, организуют совместную деятельность. Именно так и проявляется интерактивная функция общения. Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми. Различается ряд типов взаимодействия у дошкольников, прежде всего это кооперация и конкуренция.  Наиболее полно интеракция раскрывается в игровых ситуациях, сюжетно – ролевых играх, режиссерских, игр с правилами и т.д. Роль взрослого на данном этапе заключается в грамотном планировании предметно – пространственной среды группы,  моделировании игровых ситуаций, поддержке детской инициативы и самостоятельности в выборе партнера по игре и общению. 3 этап – Социальная перцепция – процесс восприятия и познания друг друга в процессе общения и установление на этой основе взаимопонимания. Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся: познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция); познание самого себя в процессе общения (рефлексия); прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция) На данном этапе стажеры познакомятся с такими понятиями как идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, казуальная атрибуция. Роль взрослого на данном этапе формирования коммуникативных навыков дошкольников отходит на второй план. Педагог занимает позицию наблюдателя и ведет дневник мониторинга по развитию коммуникации у дошкольников. Таким образом, в развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения: установление контакта; ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.); обсуждение вопроса, проблемы; принятие решения; выход из контакта. Развитие коммуникативных навыков осуществляется в форме игровой терапии, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Работа стажеров по приобретению новых знаний и обогащение своего педагогического опыта разделена на 3 блока: 1 блок – Анализ предложенной предметно – пространственной среды с точки зрения моделирования игровых ситуаций, способствующих развитию коммуникаций у дошкольников и поддержки детской инициативы. 2 блок – Самостоятельное построение предметно – пространственной среды и образовательной среды ДОУ с учетом требований ФГОС ДО для стимулирования детской инициативы в игровых ситуациях. 3 блок – Рефлексия — обмен и обобщение полученного опыта стажерами с помощью активных рефлексивных действий. Педагогический анализ построения предметно – пространственной среды группы включает в себя следующие компоненты: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; ненавязчивая помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных игровых ситуациях. Для оценивания предметно – пространственной и  развивающей среды группы разработаны карты оценивания Оценочная карта состояния предметно-пространственной  среды  № п/п  Показатели Баллы (от 1 до 3) Коммен- тарии Рекомен- дации 1.Предметно-игровая среда обеспечивает психологическую безопасность ребенка 1.1 Не провоцирует на агрессивные действия, насилие, проявление жестокости. 1.2 Не порождает отрицательных эмоций, проявления страха, неуверенности, беспокойства. 1.3 Не вызывает преждевременный интерес к сексуальным проблемам. 1.4 Не провоцирует пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. 2. Предметно – игровая среда безопасна для физического здоровья и отвечает требованиям Госстандарта и Госсанэпиднадзора России 2.1 Оборудование и игрушки изготовлены из безопасных для здоровья материалов 2.2 Имеют возрастную адресованность 2.3 Поддерживаются в чистоте 3. Предметно – игровая среда обеспечивает разностороннее развитие детей и имеет следующие качества 3.1 Полифункциональность (возможность гибкого, вариативного использования) 3.2 Дидактическая ценность, коррекционная направленность 3.3 Эстетическая направленность 3.4 Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям ребенка 4. Система условий обеспечивающих всю полноту развития разных видов игр 4.1 В игровой комнате выделены мини-среды для разных видов игр и созданы соответствующие условия: 4.2 Для режиссерских и сюжетно-ролевых игр: — материалы и поделки для режиссерских игр — комплекты образных игрушек и атрибутов для реализации замыслов в сюжетно-ролевых играх 4.3 Для театрализованных игр: — костюмы, элементы костюмов, театрально-игровые атрибуты — разные виды театров — театрально-игровое оборудование — аудиовизуальные средства — оформление спектакля, элементы костюмов, сделанные детьми по собственным дизайнерским проектам 4.4 Расположение, количество игрового оборудования и материалов удобно для детей и организации коллективной деятельности 4.5 Существует периодическая сменяемость игрового оборудования, что стимулирует активность детей Гибкость (динамичность, изменчивость) игрового пространства 5.1. Возможность включения ребенка в преобразования среды 5.2. Возможность преобразования среды педагогом в зависимости от ситуации. Полифункциональность среды и игровых материалов 6.1. Комплексная возможность использования предметов, атрибутов (во всех видах деятельности, играх). 6.2. Полифункциональность использования предметов, игрушек. Вариативность материалов  и оборудования для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала. 7.1. Возрастная  адресованность материалов и оборудования 7.2. Гендерная  адресованность материалов и оборудования 7.3. Индивидуальная  адресованность (для одаренных детей, для детей с особыми потребностями и т.д.) средний балл: Для определения количества баллов по каждому показателю рекомендуется следующая шкала: 1 балл – показатель отсутствует полностью 2 балла – показатель присутствует частично 3 балла – показатель присутствует в полном объеме Интерпретация результатов Достаточный уровень организации предметно-игровой среды — от 58 до 87 Не достаточный  — до 58 Мною разработаны карты наблюдения за развитием коммуникативных навыков, проявлениями инициативы и самостоятельности детей в  игровых ситуациях: Ф.И. ребенка Инициативность в выборе игровых ситуаций Инициативность в выборе и распределении ролей в игровой ситуации Наличие конструктивного диалога в игровой ситуации Реакция на конфликт в игровой ситуации Нуждается ли в помощи взрослого, на каком именно этапе игровой ситуации Дополнительно к карте педагог фиксирует персональные моменты развития коммуникативных навыков (вступать в диалог; поддерживать диалог; слушать собеседника; понимать собеседника; ясно выражать свои мысли; пользоваться формами речевого этикета; понимать настроения и чувства другого). Проживание различных игровых ситуаций позволяет воспитанникам уже с младшего дошкольного возраста достигать положительных индивидуальных образовательных результатов. Активное овладение коммуникативными навыками позволяет проявлять детскую инициативу и самостоятельность в выборе игровых ситуаций и партнеров по общению, самостоятельный поиск решения возникших трудностей. Планирование предметно – пространственной среды с учетом стимулирования игровых ситуаций способствует совершенствованию умений педагогов ДОУ вести педагогическое наблюдение, анализировать и обрабатывать полученные результаты и именно их ставить в основу планирования следующего этапа развития своих воспитанников; умения выстраивать предметно-пространственную среду относительно развития воспитанников группы, их личных предпочтений и запросов, позволяет педагогам перейти от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам». Планируемые результаты обучения: в ходе освоения  программы у стажеров  формируются  профессиональные компетенции: — организовывать процесс социально-личностного развития воспитанников ДОУ на основе партнерской деятельности взрослого и детей и  детей друг с другом. — организовывать  образовательный  процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей; — применять методы социально-личностного  развития,  детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации; — проектировать предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с возрастными особенностями и потребностями воспитанников, с учетом условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; — моделировать игровые ситуации для поддержки детской инициативы и развитии коммуникативных качеств дошкольников — осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; разрабатывать программы социально-личностного развития дошкольников, методические, дидактические материалы и пособия; выбирать  методическую литературу и  применять в профессиональной деятельности дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, использовать возможности  ИКТ. Опыт моей работы был представлен на X научно – практической конференции «Современные технологии в образовании» на муниципальном уровне.

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования 1.  Дневники стажеров, содержащие информационные и раздаточные материалы, раскрывающие содержательные и рефлексивные материалы стажировки. 2. Техническое обеспечение. ДОУ обладает достаточным количеством аудиторных площадей: ресурсно-методический центр, музыкальный, физкультурный зал, 12 групповых помещений, оснащенных современным мультимедийным оборудованием: в каждой группе естьмагнитно-маркерная доска, проектор, персональный ноутбук,  различная аудио, видео и фотоаппаратура. В музыкальном зале имеетсястационарный выдвижной потолочный экран и проектор, теле – и видеоаппаратура. В ресурсно-методическом центре располагается персональные компьютеры и ноутбуки, переносной экран и проектор,  интерактивная системаonline мониторинга качества образования Votum, веб-камеры, безлимитный Internet, оргтехника. 3. Учебно-методический комплект: авторские карты наблюдения за развитием коммуникативных навыков, проявлениями инициативы и самостоятельности детей в  игровых ситуациях: экспертныекарты оценки предметно-пространственной и образовательной среды ДОУ, обучающие презентации с опорными моментами технологии; авторские методические материалы для формирования базовых основ игровых технологий

Программа стажировки

Программа стажировки включает 3 модуля и рассчитана на 24 часа. Деятельность стажировочной площадки ориентирована на создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для приобретения новых профессиональных компетенций педагогическими кадрами. Данная программа основана на компетентностном и личностно-деятельностном подходах, предусматривает комплекс различных форм обучения: лекционные, практические занятия, практические пробы технологии и образовательной практики, групповое и индивидуальное проектирование, деловые игры и практические семинары («SWOT-анализ», «Фишбоун», «Снежный ком», «Worldcafe»),различные формы рефлексии: «Персональный органайзер», «Дерево желаний», «Синквейн», «Горячий стул», «VOTUM».На промежуточных этапах стажировки проводится оценочное событие, которое позволяет оценить уровень присвоения практического опыта стажерами и определить дальнейший маршрут прохождения программы стажировки.

В результате обучения стажеры ознакомятся с технологией, на практике освоят технологию создания игровых ситуаций в индивидуальном и групповом формате, узнают больше о своих ресурсах, разовьют творческую составляющую личности, будут иметь возможность исследовать себя, свои истинные потребности и мотивации, отработают часть собственной проблематики, создадут авторский образовательный продукт.

Требования к деятельности стажера по освоению программы:

—  участвует во всех дистанционных занятиях по данному направлению;

—  посещает семинарские занятия;

—  включается в работу творческих групп для выполнения задания;

  • оформляет и представляет руководителю стажерской практики  аналитический отчет о прохождении стажировки.
Модуль №1 Анализ стажерами предлагаемой развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО (7 часов)
Понятийные задачи: Определение ключевых ориентиров предметно-пространственной и образовательной среды. Формирование понятийной картины «игровые ситуации», «коммуникативные навыки», «пространство детской инициативы», «гендерный подход». Погружение в психолого-педагогические основания технологии игровых ситуации. Практические задачи: Экспертиза предметно- пространственной и образовательной среды групповых помещений ДОУ по созданным экспертным картам; Освоение ролей «наблюдатель», «участник», «руководитель» в процессе сюжетно – ролевой  игры. Обсуждение с помощью технологии коллективного разума («Три вопроса») ключевых ориентиров предметно-пространственной и образовательной среды.
Рефлексивный анализ и оценка: аутотестирование (ВХОД); выявление ожидания стажеров через технологию «Три вопроса» (что знаю? что хочу узнать? как узнать?); презентация экспертных карт анализа предметно-пространственной и образовательной среды ДОУ;
Модуль №2. Проектирование своего варианта построения предметно – пространственной и  образовательной среды с учетом поддержки детской инициативы и многообразия игровых ситуаций (7 часов).
Понятийные задачи: Рассмотрение концептуальных подходов к применяемым технологиям; Погружение в опорные точки технологии: — реализация принципа личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком как условия развития инициативы и свободы выражения ребенка; -моделирование — как способ фиксации выбора ребенка и правил поведения группы -учет гендернего подхода при проектировании предметно – развивающей среды Практические задачи: Создание банка практических материалов (игры, пособия) для моделирования игровых ситуаций. Моделирование структуры построения  предметно – пространственной образовательной среды в парах; Формирование толерантности к ситуациям неопределенности через систему практико-ориентированных приемов; Исследование действий педагогов ДОУ в пространстве образовательной практики.
Рефлексивный контроль и оценка: анализ требований стандарта для построения предметно – пространственной и образовательной среды ДОУ; внешняя оценка профессиональных действий стажеров; рефлексия с помощью технологии интервизия (один из командных форматов обсуждения процесса).
Модуль №3 Приобретение собственного опыта построения предметно – пространственной среды и моделирования игровых ситуаций для развития коммуникативных навыков дошкольников (10 часов)
Понятийные задачи: Формирование представлений о практических действиях педагогов по организации игровых практик; Расширение представлений о возможностях предметно – пространственной и образовательной практики на примере игровых ситуаций и коммуникативных игротренингов Практические задачи: Освоение практики моделирования игровых ситуаций с акцентом на поддержку детской инициативы и самостоятельности в роли «очевидца» или «участника» по самостоятельному выбору стажера; Организация средового пространства игровых ситуаций по собственного проекту, используя ресурс ДОУ; Поиск путей совершенствования образовательной практики в группах ДОУ в событийном формате «Новые идеи развития»
Рефлексивный контроль и оценка: презентация результатов работы групп (техника полипозиционного диалога); фиксация путей совершенствования практики в процессе представления продукта собственной деятельности; аутотестирование/ВЫХОД.

Учебный план стажировки

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
1 Входное аутотестирование через систему Votum. Погружение в психолого-педагогические основания построения предметно – образовательной среды 1,5
2 Выяснение ожидания стажеров через погружение в технологию коллективной мыслительной деятельности. Метод «Три вопроса» 1
3 Освоение функций ролей «очевидец», «эксперт», «активный участник», присвоенных стажерами в ходе погружений в процессе мотивационно — деятельностной игры. 1
4 Формирование понятийной картины «пространство детской инициативы»; визуализация образа понятия «игровые ситуации» посредством представления модели и (или) описания образа с учетом стартовых компетентностей стажеров. 1,5
5 Обсуждение с помощью технологии коллективного разума ключевых ориентиров предметно-пространственной и образовательной среды. Технология интервизия . «Среда — как условие успешности реализации развития коммуникативных навыков дошкольников и поддержка детской инициативы». Организация многоуровнего диалога стажеров в контексте обсуждения общей проблемы. 1
6 Создание карт по результатам работы интервизии.  Участие в экспертизе предметно-пространственной и образовательной среды групповых помещений ДОУ по созданным экспертным картам. Презентация результатов в группах. 2
7 Погружение в предметно – пространственную среду. Разбор практических кейсов. Работа с обучающим видео. 1,5 1,5
8 Моделирование структуры построения своего варианта предметно – пространственной среды  в парах сменного состава в присутствии эксперта практика (критерии оценки профессиональных действий стажеров – организация слаженного взаимодействия; умение быстро и конструктивно договариваться; использовать опыт и знания каждого; наличие опорных точек технологии в модели практики) 1
9 Разработка проекта полифункциональной, вариативной среды с учетом гендерных приоритетов 1
10 Сфокусированное обсуждение моделей структуры образовательной практики в группе. Презентация результатов работы группы. Технология полипозиционного диалога. 1
11 Практико — ориентированное освоение стажерами эффективных педагогических воздействий образовательной практики через моделирование игровых ситуаций 1,5
12 Освоение практики моделирования игровых ситуаций с акцентом на поддержку детской инициативы и самостоятельности в роли «очевидца» или «участника» по самостоятельному выбору стажера 1,5
13 Организация предметно – пространственной и образовательной среды по собственного проекту, используя ресурс ДОУ. 2
14 Освоение приемов коммуникативных игротренингов в роли «активного участника» через событийный подход организации опыта стажера (критерии оценки профессиональных действий стажеров – организация слаженного взаимодействия; умение быстро и конструктивно договариваться; использовать опыт и знания каждого; наличие опорных точек технологии в реализуемой практике) 2
15 Поиск путей совершенствования Предметно – пространственной среды в группах ДОУ в событийном формате «Новые идеи развития» (критерии оценки профессиональных действий стажеров: степень самостоятельности в решение поставленной задачи; принятие на себя ответственности) 1
16 Фиксация путей совершенствования практики в процессе представления продукта собственной деятельности (критерии оценки профессиональных действий стажеров — умение видеть возможности, согласованность целей и планируемых результатов, наличие образовательных эффектов) 1,5
Выходное аутотестирование 0,5
Итого 3,5 5,5 11,5 3,5

Способы оценки результатов стажировки

Внешняя оценка результатов стажеровПроизводится путем выставления баллов за проделанную работу и представленные практические материалы. Размещение авторских проектов на социальном ресурсе facebook . Для оценки проектов будут предложены следующие критерии: оригинальность и эстетичность оформления; наличие разделов, отображающих сущность опыта; новизна и доступность информации; значимость представленного опыта для практического применения. В интернет – голосовании смогут принять участие конкурсанты и любой посетитель сайта. Также при голосовании можно будет оставить рецензии на созданные материалы. Количество рецензий, их положительная или отрицательная направленность будут учтены при подсчёте голосов интернет – голосования. Положительные отзывы и достаточное количество голосов будут свидетельствовать об эффективности работы педагогов – стажёров по теме программы стажировки. Особо оценивается создание личностно и социально значимого продукта. Это может быть проект, модель или план действий, которые могли бы по окончании стажировки быть реализованы в своих ДОУ.
Самооценивание стажерами собственных результатов Одним из отчетных документов является дневник стажировки (единая форма), где стажер фиксирует свои впечатления, дает собственную оценку предлагаемым формам взаимодействия, форме их организации и содержанию, оценивает свои успехи и  результаты по темам, а также формулирует вопросы организаторам, для получения индивидуальных консультаций. Самооценивание стажерами достижения планируемых результатов стажировки осуществляется в ходе рефлексивно-аналитических семинаров на основе заполнения листа самооценки в соответствии с предложенной ниже 5-балльной шкалой оценивания:Общий результат прохождения стажировки определяется по итогам подсчета баллов: низкий результат стажировки или результат отсутствует – до 30 % баллов; пониженный результат стажировки – 30-50 % баллов; базовый результат стажировки – 51-60 % баллов; повышенный результат стажировки – 61-85 % баллов; высокий результат стажировки – 86-100 % баллов. Для оценки и анализа работы будет использоваться интервьюирование участников стажерских практик.  Рефлексия деятельности стажеров. Анкетирование. Обратная связь. Дневник стажера. На этом этапе стажеры «соберут свой педагогический кейс» и наполнят его разными   образовательными ресурсами, серией самостоятельно разработанных  моделей в процессе стажировки. Рефлексия деятельности стажерской площадки так же будет осуществляться по итогам каждого рабочего модуля и в целом всей программы на основе индивидуальных заметок в рубриках «Персонального органайзера» каждого стажера, который будет находиться в месте общего сбора стажеров и заполняться в конце каждой рабочей встречи. Лонгитюдная оценка проводится после внедрения полученных знаний в процессе стажировки через определенные промежутки времени через вебинары и электронную почту. В конце срока проведения стажировки участники программы получают рецензию на свою деятельность.

АНАЛИЗ СТАЖИРОВКИ

Стажировка проходила в г. Сосновый Бор Ленинградской области с 15 по 17 февраля 2017г. В стажировке приняли участие 11 педагогов из разных городом – атомщиков: Курчатов, Зеленогорск, Железногорск, Десногорск, Озерск, Северск, Заречный ЗАТО, Заречный СО и Трехгорный.

Гостей нашего детского сада приветствовали дети члены Комитета образования г. Сосновый Бор и сами воспитанники с зажигательным танцем «Хорошее настроение».
Целью моей стажировке было освоение стажерами способов самостоятельного создания условий для поддержки детской инициативы и развития навыков коммуникации в игровых ситуациях и самостоятельное проектирование образовательных событий, используя предметно – пространственную среду группы для поддержки детской инициативы в разных видах детской.

Чтобы выяснить запросы стажеров, мы использовали модель трех вопросов, где каждый рассказал, какие вопросы детской коммуникации его больше всего волнуют.
Каждый день стажировки начинался с девиза дня, который и задавал тему встречи. Так девиз первого дня: «Чтобы получить знания нужно учиться; Чтобы получить мудрость нужно наблюдать» натолкнул стажеров на мысль, что первый день будет посвящен обучению проведения экспертной оценке предметно – пространственной среды групп. В ходе первого дня стажеры узнали о принципах создания предметно – пространственной среды группы для поддержки детской инициативы и самостоятельности. Теоретические знания подкрепились практически – Я провела презентацию предметно – пространственной среды своей группы, а стажеры провели ее оценку с заполнением экспертной карты. Далее предлагалось выбрать один из пунктов карты и представить свою оценку другим участникам стажировки. В ходе обсуждения педагоги дали ценные рекомендации по оптимизации предметно – пространственной среды группы.

В конце первого дня стажеры разделились на подгруппы и проводили экспертную оценку других групп детского сада самостоятельно, а в качестве домашнего задания предлагалось сделать самостоятельные выводы и рекомендации по проведенной экспертизе.

Второй день стажировки начинался словами К.Д Успенского: «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни». После обсуждения домашнего задания стажерам предлагалось прожить яркие моменты образовательного события. Некоторые педагоги такой формат проведения совместной деятельности с ребенком увидели впервые. Стажеры с удовольствием погрузились в игру, самостоятельно придумывая ее дальнейший ход. Роль ведущего стажировки (а значит и воспитателя на группе) в данном событии недирективная помощь в продвижении игрового события, наводящие вопросы участникам=детям для поиска новых идей и выходов из проблемных ситуаций. В результате стажеры получили богатый опыт по подготовке и организации образовательных событий такого формата, увидели роль взрослого в развитии навыков коммуникации у дошкольников, поддержку детской инициативы и самостоятельности в событии и общении с партнерами по игре.

Далее предлагалась работа в подгруппах. Стажеры самостоятельно должны были спроектировать образовательное событие и предложить его коллегам. В ходе обсуждения родились такие вопросы:

• как можно привлечь детей, если не все хотят участвовать в событии;
• что должен делать воспитатель, если игра продолжается сама по себе и не требует «продвижения»;
• Как и когда заканчивать играть и др.

В ходе жарких дискуссий стажеры нашли ответы на свои вопросы. Так у нас родились такие события как «День рождение друга» и «Робот-помощник для мамы».
На следующем этапе второго дня стажировки педагоги пополнили педагогическую копилку в проведении коммуникативных игр с детьми. А потом стажеры провели практические пробы с детьми в группах. Непосредственное общение, интересные вопросы детей и любовно приготовленные подарки воспитанников никого не оставили равнодушными.
Третий день стажировки прошел под девизом: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А. Сухомлинский). И этот день был посвящен педагогу, его внутреннему миру, осмыслению его роли в образовательном пространстве ребенка. Ведь только заинтересованный взрослый сможет увлечь ребенка в интересный и яркий мир детства. Стажеры на себе испытали разные коммуникативные игры на вербальное и невербальное общение, сделали вывод, что невербальное общение не менее важно для всех, но это и труднее — понять другого человека по его жестам, мимике, взгляду. Завершилась стажировка глубокой рефлексии, где каждый проанализировал свою работу, что нового он приобрел за эти 3 дня. В кругу все участники стажировки поделились своими мыслями и новыми приобретениями:

• Исследовали понятия «общение», «коммуникация», «социальная перцепция», «игровые ситуации», «пространство детской инициативы»
• Экспертная оценка предметно – пространственной и образовательной среды ДОУ для стимулирования детской инициативы в игровых ситуациях.
• Приобрели опыт проектирования и проживания игровых ситуаций, направленных на развитие коммуникативных компетенций ребенка.
• Сформировали кейс универсальных игровых технологий и коммуникативных игротренингов для дальнейшего использования стажерами полученных компетенций в своей профессиональной практике.
• Поняли важную роль и значение рефлексивных процедур, самопознания и самооценки, рефлексивные навыки у педагогов.

Таким образом, я считаю, что поставленные перед собой задачи при планировании стажировочной программы выполнены.

По окончании стажировки всем участникам были вручены сертификаты.

Благодаря проекту «Школа Росатома» мы прожили три интереснейших дня с насыщенными событиями и новыми идеями. Воспитатели, заведующие ДОУ и заместители заведующий по УВР, логопед и педагог – психолог были объединены едиными задачами и вместе дошли до цели – совершенствование профессиональных умений и педагогических компетенций.

Если делаешь шаг – всегда остается след… Мы свой шаг сделали, спасибо «Школе Росатома!». Теперь мы вместе будем идти навстречу новому!

ФОТОАЛЬБОМ СТАЖИРОВКИ

Видеоролики стажировки

Отзывы стажеров

Отзывы стажеров

Полезные материалы

Дневник стажера