Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Реализация принципа индивидуализации и ценностного подхода в профориентационной деятельности»
Ведущий стажировки: Царева Ольга Борисовна, учитель, заместитель директора по УВР, МАОУ «Лицей» г. Лесного.
Участники стажировки: учителя основной и средней школы, педагоги-организаторы школ, заместители директоров по УВР, классные руководители и т.д.
Даты проведения стажировки: 18.03.2022 г., 19.03.2022 г., 22.03.2022 г.
E-mail: tcar406@mail.ru
Город: Лесной Свердловской области
Цель программы: обеспечить готовность стажеров к работе по формированию индивидуального маршрута обучающегося в профессиональном самоопределении в соответствии с новыми подходами и ценностными ориентирами; совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области организации профориентации с помощью событийных технологий.
Задачи программы:
Богданова Татьяна Александровна, Балаково
Яркова Ирина Викторовна, Усолье-Сибирское
Шамина Галина Ивановна, Нововоронеж
Карпова Наталья Александровна, Лесной
Жирных Юлия Леонидовна, Лесной
Кузина Ольга Александровна, Трехгорный
Вахрушева Татьяна Валерьевна, Новоуральск
Шишкина Ирина Олеговна, Заречный Пензенской области
Федорова Людмила Владимировна, Снежинск
Леонтьева Мария Николаевна, Саров
Шахова Татьяна Викторовна, Нововоронеж
Зырянова Ирина Вячеславовна, Лесной
Молодых Светлана Викторовна,Трехгорный
Мартьянова Ирина Леонидовна, Глазов
Мисинева Ольга Сергеевна, Курчатов
Матвеева Татьяна Геннадьевна, Димитровград
Вязовикова Оксана Сергеевна, Заречный Свердловской области
Сесина Ольга Викторовна, Курчатов
Лемаева Марина Александровна, Заречный Пензенской области
Босенко Ирина Васильевна, Снежинск
Дьяченко Наталья Николаевна, Зеленогорск
Щекалева Наталья Васильевн, Новоуральск
Бормотова Наталья Александровна, Северск
Кузина Ольга Александровна, Трехгорный
18, 19 и 21 марта на базе МАОУ «Лицей» проходила стажировка по теме «Реализация принципа индивидуализации и ценностного подхода в профориентационной деятельности».
Ведущий стажировки: Царева Ольга Борисовна, учитель истории и обществознания. Заместитель директора лицея по учебно-воспитательной работе.
Целью программы было обеспечить готовность стажеров к работе по формированию индивидуального маршрута обучающегося в профессиональном самоопределении в соответствии с новыми подходами и ценностными ориентирами; совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области организации профориентации с помощью.
На предстажировочном этапе была создана группа в «Вконтакте» для организации взаимодействия стажеров — https://vk.com/club210869508. Отбирая форматы и содержание стажировки, хотелось, чтобы стажеры в меньшей степени почувствовали то вынужденное расстояние между нами, хотелось бросить вызов дистанту.
В числе стажеров, которых изначально было 31, шесть заместителей директоров, два педагога-психолога, один методист. Удивительно, что тема профориентации привлекла и двух учителей начальных классов. Здорово, что в ознакомительной анкете, почти все стажеры отметили, что работа в жизни человека «должна приносить удовольствие», никто не жалеет о своем личном профессиональном выборе: себе, юному, дали бы совет «педагогический? отличный выбор, не сомневайся!» Однако далеко не у всех выбор профессии был осознанным, возможно, именно это стало мотивацией выбрать мою тему. Чтобы быть эффективным тьютором профессионального самоопределения.
Первый день. Перед тем как говорить о профориентации, было определено общее понятийное поле. Через работу в увеличивающихся группах сконструировано два понятия: «индивидуализация» и «профориентация». Решили, что профориентация – это отнюдь не «помощь в самоопределении», а создание условий для выявления интересов и готовности человека (кстати, не только школьного возраста) к ответственному выбору своего пути, социализация к будущему.
Следующий шаг — обозначить проблемы существующей системы профориентации. Ведь, если есть диагноз, то легче назначить лечение, если осознаешь проблему, то можешь определить задачи. Для проблематизации работаем с кейсом: пять молодых человек (от 23 до 38 лет) рассказывали о том, как они выбирали профессиональный путь. Анна закончила блестяще юридический и ушла в IT-сферу. Максим дважды пытался закончить вуз, но нашел себя, став консультантом по строительным материалам и делая ремонты сам. Юлия, имея высшее педагогическое образование и среднее профессиональное – швейное производство – стала руководить закупками обуви для крупной сети мультибрендовых магазинов. Алёна, закончила институт связи, работает по специальности, но не видит никаких перспектив для карьеры. Евгений сменил множество работ и подработок и понял, что может работать только на себя, а высшее образование получил, как он выразился «осознанно, в своё удовольствие».
Стажеры разглядели и сформулировал много проблем. Все группы отметили. Что по-прежнему субъективное мнение авторитетного для ребенка человека или закадычного друга становится главным ориентиром в выборе вуза и профессии. Безудержное психологическое анкетирование, как общепринятый способ выявления интересов и способностей личности, демотивирует старшеклассников и не приносит пользы. Ранняя профилизация, негибкость образовательного маршрута загоняют ребёнка в своеобразную «образовательную трубу». Не оставляют реального выбора. Чаще всего профессиограммы преподносятся только с глянцевой стороны, выпускники порой не подозревают о профессиональных болезнях и деформациях, о трудностях и рисках да и о реальном заработке не всегда знают. И в то же время самоопределение стало базироваться на прагматической мотивации: ориентация на заработок и престижность, без учёта «хочу, могу, надо». Не формируется ценностное представление о труде как о сфере самореализации, общественной пользе. Страшеклассники запуганы ответственностью, ЕГЭ, часто они реально не готовы к динамично меняющемуся миру. Не стрессоустойчивы, не умеют ставить цели, не мобильны, не свободны от стереотипов. Необходимы качественные изменения в профориентационной деятельности — таков вердикт стажёров. На электронной доске были сформулированы и задачи этих изменений.
Далее, знакомство с содержательной методикой «Хочу. Могу. Надо». Правда, задумывалось, как беседа, а получилась спич-сессия. Первым направлением профориентации вопрос: чего я хочу? Есть много способов проработки данного вопроса. И это совсем не вопрос: кем ты хочешь стать? Важно выявить не только интересы, но и особенности среды, условий будущей профессии. Работа в одиночку или в команде? Много ездить или находиться на одном месте? Работать на государство, на частника или на себя? Работать по шаблону или творчески? И прочая… прочая…
Следующий вопрос: что я могу? Какие у меня возможности физиологические и психологические? Что я умею делать? Что у меня получается лучше, чем у других? Здесь очень важно адекватно оценить свои сильные и слабые стороны. При одних и тех же условиях, если у человека нет предрасположенности или способностей к определенному виду деятельности, ему придётся прилагать намного больше усилий для достижения профессиональных успехов, чем тем, у кого такие задатки есть.
Наконец, последний параметр формулы — «надо». Этот компонент выступает в качестве востребованности профессии на рынке труда. Однако тут наша действительность преподносит сюрпризы: сегодня многие профессии стремительно уходят в небытие, вместо них появляются новые. К традиционным профессиям появляются новые требования, порой неожиданные и кардинально из иной сферы. Это ставит задачу, прежде всего, формировать так называемые «мягкие навыки».
Антиконференция – это способ свободного высказывания и обсуждения негативного опыта. Именно нежелательные и малоэффективные форматы были зафиксированы и переоценены на доске jamboard.
Пожалуй, главная задача дня — переосмысление профориентационной работы и стимулирование к поиску новых, эффективных методик и технологий — достигнута. Дальше — сами технологии.
Второй день. Он наполненэкспертными и деятельностными пробами в событиях по профориентации.
В начале стажёры оценивали воспитательный потенциал дистанционного события «Сетевое рекрутинговое агентство». Обнаружили в нём не только элементы методики «Хочу. Могу. Надо.», но и другие воспитательные задачи: создание условий для понимания норм сетикета, информационной грамотности.
Потом в помещение open space лицея пришли девятиклассники, сразу два класса. И стажёры стали свидетелями первой половины классного часа «На что потратить жизнь». Ребятам раздали 10 «ж» (жетонов), как деньги. На которые можно купить ценности в электронном магазине, ценности выставлены и материальные, и духовные. Правда ребята не знали сколько «товаров» будет продаваться, какова будет стоимость, и главное. Им нужно было принимать решение «здесь и сейчас», пока слайд с ценностями перед их глазами. Как только последняя «комната ценностного магазина» закрылась, стажёрам было предложено в трех группах сконструировать продолжение этого события, создать рефлексивную сессию. Ведь в данном формате — это главная часть. А девятиклассники продолжили классный час. Позже мой вариант рефлексии, записанный на видео, можно будет сравнить с тем, что получилось у стажёров.
Стажёры предложили необычные и интересные вопросы для рефлексии. Например, согласны ли вы с ценой, выставленных товаров? Порекомендовали делать коллективную наглядную работу для визуализации. Теперь этот формат для меня пополниться новыми идеями.
Третья проба — не конструирование, не экспертиза, а участие в реальном событии: неклассические дебаты «Учителя против учеников». Стажёры были по одну сторону экрана, десятиклассники по другую — в open space. Позиции «за» и «против» были заданы. Тайминг и формат выступления жёстко регламентированы. Темы были таковы:
— В век технологии и естественнонаучной революции гуманитарии не востребованы.
— «Мягкие навыки» важнее «специальных знаний и умений».
— Главный критерий в выборе профессии это её востребованность на рынке труда.
— Отличный аттестат – гарантия успешного профессионального будущего.
— Выбрать профессиональный путь в школе невозможно.
Позже, на рефлексии дебатов стажёры отмечали, что дети иногда были даже более убедительными. Всё-таки договориться в интернет-пространстве гораздо сложнее, нежели очно.
В конце дня — обсуждение представленных технологий и генерация и поиск других форматов стимулирования мотивации профессионального самоопределения через «вертушку форматов». Теперь у участников стажировки будет возможность пользоваться «копилкой» разных новых идей и приёмов, которые будут полезны в организации воспитательной деятельности. По итогам дня стажёры сделали вывод: чтобы профориентация была эффективной необходимо делать упор на ценностный подход, подкреплять субъектную позицию ребенка, не бояться прямых вопросов, продумывать рефлексивную часть событий и мероприятий.
Третий день. Он как выпускной, так как стал дедлайном работы в творческих группах.
Первое событие было проведено онлайн в школе №14 г. Сарова Леонтьевой Марией Николаевной. Мероприятие задумывалось как «данетки» к профессионалу, ребята должны были отгадать профессию приглашённого гостя. И хотя ученики быстро раскусили специальность Елены Бабиновой, дизайнера одежды, вопросы не прекратились.
Вторая идея — это кейс-ситуации «Я сегодня, я завтра». Мероприятие дистанционное, стажёры встретились с теми девятиклассниками, которые участвовали в формате «На что потратить жизнь». Ребята, работая в группах, решали кейсы. Например: «Николай К. выбрал профессию осознанно: он с детства увлекался резьбой по дереву, любил мастерить. После 9 класса он поступил в строительный техникум. Но после 1 курса решил, что уже может пойти работать, учиться хватит. Разработайте варианты профессиональных маршрутов для Николая.» Ученики почувствовали себя практически социальными педагогами. Особенно радует, что набрали множество аргументов для Николая, чтобы продолжал учиться.
Третья проба — «Профессии будущего» для семиклассников. Тоже дистантно. Ребятам предлагали придумать профессию из двух современных, придумать ее название, профессиональные обязанности, необходимые качества. Например, соединить «фермера» и «урбаниста», «учителя» и «навигатора дронов», «геолога» и «космонавта» и пр. Иногда получалось смешно, иногда — практически уже существующая специальность. Безусловно, это наглядное представление того, как важны знания и навыки самых разных дисциплин, для будущего никогда не надо зарекаться: «Вот физика/история, биология … мне точно не понадобится!» Именно такой вывод и сделали ребята в конце занятия.
Каждое событие было под прицелом SWOT-анализа. Каждое было взято «на вооружение» и на кастомизацию для своего учреждения, для своего класса. Каждому стажёру хочется сказать спасибо за активность и идеи!
Спасибо говорили все и всем в самом финале. После того, как сделали сборку форматов, составили облако слов, высказались в эфире и в очередной раз пожалели, что стажировка онлайн. Наверняка, гораздо больше можно высказать и инициировать без фильтра вебконференцсвязи.
В нашем сообществе стажёры оставили отзывы. Например, вечная провокаторша и спорщица, Зырянова Ирина Вячеславовна: «Осознанно шла на стажировку к Ольге Борисовне Царевой. Целеполагание выразила так: разрешение противоречия между необходимостью перестраивать методы и приемы в организации воспитательной системы по профессиональному самоопределению старших школьников с учетом их ИП и неготовностью старшеклассников перестроить свой маршрут с учетом вызовов времени. Сами форматы устроены на стажировке так, что постоянно рождается дискуссия по поводу понятий: профориентация и/или профессиональное самоопределение. Разность? Или переход от привычной профориентации к деятельностному подходу в организации среды для профессионального самоопределения? Метод «Хочу. Могу. Надо» мне показался провокационным и очень эффективным. Антиконференция навела на фокус многие проблемы: между необходимостью организации деятельностных форматов, направленных на построение или корректировку индивидуальной образовательной программы старшеклассника, и/ или проведение мероприятий, формализующих процесс профориентационной работы в школе. Вызвало споры мотивационное эссе, олимпиады, экскурсии: форматы ресурсные или формальные?» (часть отзыва)
Или Дьяченко Наталья Николаевна из Зеленогорска: «На стажировку «Реализация принципа индивидуализации и ценностного подхода в профориентационной деятельности» Ольги Борисовны Царевой записалась не раздумывая, потому что: во-первых, тема мне близка и очень интересна (я – тьютор, занимаюсь вопросами профориентации и самоопределения), во-вторых, «шла на имя» руководителя стажировки, Ольга Борисовна привлекает внимание своей неординарностью, креативностью. Мои ожидания были оправданы, групповые форматы («Антиконференция», «Хочу. Могу. Надо», «Неклассические дебаты») в сессионных залах способствовали продуктивному общению, направленному не только на выявление проблемных вопросов, но и на поиск способов их решения на принципах деятельностного подхода в профориентации!»
Или Федорова Людмила Владимировна из Снежинска: «… И уже во второй день я с нетерпением ждала нашей встречи. Следующие два дня мы «горели» общим делом. В группах анализировали существующие проблемы, принимали решения по их устранению, продумывали формат мероприятия. Причем меняющийся состав группы помог увидеть и услышать всех. Спасибо всем стажерам за интересные идеи, открытость в общении, поддержку…» Как раз с Людмилой уже практически через неделю удалось встретиться на командном конкурсе педагогов будущего! Полагаю, наше маленькое сообщество действительно можно называть так.
В нашем сообществе стажёры оставили отзывы. Например, вечная провокаторша и спорщица, Зырянова Ирина Вячеславовна: «Осознанно шла на стажировку к Ольге Борисовне Царевой. Целеполагание выразила так: разрешение противоречия между необходимостью перестраивать методы и приемы в организации воспитательной системы по профессиональному самоопределению старших школьников с учетом их ИП и неготовностью старшеклассников перестроить свой маршрут с учетом вызовов времени. Сами форматы устроены на стажировке так, что постоянно рождается дискуссия по поводу понятий: профориентация и/или профессиональное самоопределение. Разность? Или переход от привычной профориентации к деятельностному подходу в организации среды для профессионального самоопределения? Метод «Хочу. Могу. Надо» мне показался провокационным и очень эффективным. Антиконференция навела на фокус многие проблемы: между необходимостью организации деятельностных форматов, направленных на построение или корректировку индивидуальной образовательной программы старшеклассника, и/ или проведение мероприятий, формализующих процесс профориентационной работы в школе. Вызвало споры мотивационное эссе, олимпиады, экскурсии: форматы ресурсные или формальные?» (часть отзыва)
Или Дьяченко Наталья Николаевна из Зеленогорска: «На стажировку «Реализация принципа индивидуализации и ценностного подхода в профориентационной деятельности» Ольги Борисовны Царевой записалась не раздумывая, потому что: во-первых, тема мне близка и очень интересна (я – тьютор, занимаюсь вопросами профориентации и самоопределения), во-вторых, «шла на имя» руководителя стажировки, Ольга Борисовна привлекает внимание своей неординарностью, креативностью. Мои ожидания были оправданы, групповые форматы («Антиконференция», «Хочу. Могу. Надо», «Неклассические дебаты») в сессионных залах способствовали продуктивному общению, направленному не только на выявление проблемных вопросов, но и на поиск способов их решения на принципах деятельностного подхода в профориентации!»
Или Федорова Людмила Владимировна из Снежинска: «… И уже во второй день я с нетерпением ждала нашей встречи. Следующие два дня мы «горели» общим делом. В группах анализировали существующие проблемы, принимали решения по их устранению, продумывали формат мероприятия. Причем меняющийся состав группы помог увидеть и услышать всех. Спасибо всем стажерам за интересные идеи, открытость в общении, поддержку…» Как раз с Людмилой уже практически через неделю удалось встретиться на командном конкурсе педагогов будущего! Полагаю, наше маленькое сообщество действительно можно называть так.