Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Межпредметное интегративное погружение как образовательное событие, направленное на реализацию индивидуальных смыслов и возможностей участников»
Название программы | «Межпредметное интегративное погружение как образовательное событие, направленное на реализацию индивидуальных смыслов и возможностей участников» |
Цель программы | Формирование у стажеров способности организации образовательного события (в том числе в сети Интернет) через деятельностное освоение технологии межпредметного интегративного погружения. |
Задачи программы | обеспечить освоение стажерами принципов технологии межпредметного интегративного погружения; сформировать у участников представление о возможностях технологии в реализации индивидуальных смыслов и возможностей участников; охарактеризовать, сравнить и опробовать различные инструменты для организации межпредметного погружения в сети Интернет; совместно разработать открытую Интернет-площадку стажировки и организовать деятельность стажеров в сети как участников межпредметного интегративного погружения; создать технологическую карту межпредметного интегративного погружения и смоделировать образовательные события в технологии погружения; организовать проведение стажерских проб с учащимися МАОУ «Лицей»; организовать рефлексию и экспертную оценку стажерских проб (в том числе в сети Интернет); продолжить событие на открытой Интернет-площадке стажировки (предложение sketch-идей для погружений, обмен фото и видеоматериалами о событиях, технологическими картами проведенных межпрежметных интегративных погружений, ссылками на методические материалы и т.д.). Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры. При последовательной работе с погружениями они становятся системообразующим элементом образовательной программы школы, основными узлами, к которым стягиваются разные предметные линии и от которых расходятся связи к другим содержательным областям и видам занятий. Технология межпредметного интегративного погружения: Формирует у детей понимание целостности окружающего мира. Позволяет преодолеть предметную разрозненность и выделить общие для многих наук и сфер деятельности понятия, общие методы и способы учебной и практической деятельности. Увязывает учебный материал с жизнью, с практической деятельностью, что позволяет детям увидеть пользу, практическое воплощение изучаемого в школе материала. Дает каждому участнику возможность пройти по индивидуальной образовательной траектории (наполнить деятельность своими смыслами и содержанием, проявить собственные способности и реализовать возможности). Организует разновозрастные детские и детско-взрослые сообщества. Позволяет привлечь экспертов и специалистов, заинтересованных в теме погружения. Основана на командной работе педагогов-предметников по согласованию смыслов, содержания, форм работы с детьми, что помогает сгладить несогласованность и несинхронность предметных программ. Подготовка погружения естественным образом становится педагогической мастерской, когда учителя и специалисты обмениваются опытом и идеями для реализации общего замысла, выходя за рамки своих предметов. Позволяет создать «рваный» ритм школьной жизни, разрывающий предсказуемую учёбу яркими событиями. «Оживляет» школьные предметы и дает дополнительную мотивацию к учёбе для детей, к творческому поиску – для педагогов. Образовательным вызовом для участников стажировки станет разработка и представление образовательного события (в том числе в сети Интернет) в технологии межпредметного интегративного погружения. Стажировка разворачивается как пространство компетентностных проб участников. Участникам будет представлен опыт проведения образовательных событий в МАОУ «Лицей». Стажеры посмотрят видеорепортажи и «следы» в сети Интернет нескольких завершенных межпредметных интегративных погружений. Визуализация и «проживание» этих событий даст наглядное представление о принципах технологии, содержании и возможных формах организации погружений. Для организации межпредметного погружения в сети Интернет можно использовать различные инструменты, выбор которых зависит от сюжетной линии и структуры погружения, планируемых результатов, количества и возможностей участников. Будут рассмотрены возможности различных программных продуктов, проведен сравнительный анализ и обмен имеющимся опытом по их использованию. Участнику стажировки предстоит: совместно с другими участниками определить общие и индивидуальные цели стажировки, осуществить планирование деятельности; на основе представленного опыта проведения погружений в МАОУ «Лицей» самостоятельно сформулировать принципы технологии и структуру межпредметного погружения и разработать технологическую карту события; моделировать Интернет-пространство события; совместно с другими стажерами организовать открытую Интернет-площадку стажировки, изменять и дополнять её в зависимости от возникающих в ходе стажировки новых задач; в сети Интернет совместно с другими стажёрами создать банк sketch-идей для погружений (Скетчи — это визуальные заметки, представляющие собой сочетание текста, рисунков и схем); на основе выбранной sketch-идеи самостоятельно разработать образовательное событие в технологии погружения и разместить эту модель в Интернет-пространстве события; в группе с другими стажёрами провести стажерскую пробу с учащимися МАОУ «Лицей», разместить фотоотчеты в сети Интернет; с помощью Интернет-голосования получить оценку предложенных каждым стажёром sketch-идей и разработанной модели погружения; экспертную оценку стажёрской пробы. обменяться впечатлениями о приобретенном во время стажировки опыте с другими участниками и организаторами (в том числе в Интернет-пространстве стажировки). У стажёров и других пользователей сети появится возможность дальнейшего профессионального общения, обмена идеями и опытом на созданной Интернет-площадке, посвященной методологии организации образовательных событий в технологии межпредметного интегративного погружения. Можно сказать, что во время стажировки участники пройдут все этапы погружения «изнутри», став участниками образовательного события. При этом будут сохраняться все особенности событийного образовательного формата: Моделируется тема для предельного разбора и переосмысления. Задачность и режим стажировки имеет «недоопределенный» характер, оставляя место для субъектного поведения стажеров, реализации индивидуальных смыслов и возможностей. Высокая интенсивность и открытость стажировки. Конкурсный режим предполагает не только открытые критерии оценивания, но и несколько тактов позиционной экспертизы (с позиций других стажеров, экспертов, учащихся…). Группа участников – смешанная (стажеры из разных городов), а рейтинг – не только групповой, но и индивидуальный. По всем способам деятельности проводится тьюторское сопровождение, и с завершением события оно не только не заканчивается, а продолжается — рефлексией, организацией общения участников стажировки в сети Интернет, встраиванием их в дальнейшие образовательные программы их образовательных учреждений. |
Перечень необходимого оборудования | 2 компьютерных класса; Единая локальная компьютерная сеть; Свободный доступ к интернету в учебных кабинетах; Интерактивные доски, документкамеры; Соответствующее программное обеспечение; Комплект материалов: ФГОС, Примерная образовательная программа, методические материалы по организации межпредметных интегративных погружений; Возможно использовать при проведении стажерских проб: оборудование школьных лабораторий по химии, физике, биологии; нанолаборатория; инженерный технопарк (3D-принтер, станок с ЧПУ, лаб-диск «Физика», набор «Нанотехнологии в чемодане», наборы «Электроника для начинающих», цифровой микроскоп, телескоп и т.д.). |
№ п/п | Формулировки понятийных или практических задач | Количество часов | Содержание работы |
1. | Актуализация личностных смыслов участников стажировки | 0,5 | Определение стажёрами личностно значимых целей стажировки |
2. | Осмысление принципов и инструментов технологии междисциплинарного интегративного погружения. | 2 | Работа в формате World Cafe. Представление опыта проведения погружений в МАОУ «Лицей». Выявление смысловых уровней события, описание структуры погружения в ходе совместного анализа и обсуждения. Неформальное знакомство участников стажировки друг с другом. |
3. | Целеполагание и совместное планирование деятельности. | 1 | Определение индивидуального и группового смыслов деятельности. Критерии оценивания деятельности участников стажировки. |
4. | Создание Интернет-пространства образовательного события | 2 | Google-документы, Google-blogger, Wiki, WordPress, сообщество в социальной сети, сайт события и др. Характеристика возможностей и критерии выбора инструментов для организации события в сети Интернет. Организация открытой Интернет-площадки стажировки. |
5. | Этапы создания образовательного события в технологии межпредметного интегративного погружения | 3 | Образовательный вызов. Определение межпредметного понятия и универсальных способов учебной деятельности. Программно-предметное содержание. Игровой сюжет. Согласование сюжетной и содержательной линий. Результаты деятельности участников (личностные, метапредметные, предметные). Позиции участников рабочей группы педагогов и специалистов. Стажерские пробы техник. |
6. | Моделирование межпредметного интегративного погружения (в том числе в сети Интернет) | 7,5 | Sketch-идеи погружений. Технологическая карта погружения (участники, содержание, правила, основные события, форматы времени, продукт, эксперты и т.д.). Риски при проведении погружения. Изменение и дополнение Интернет-пространства стажировки. Взаимодействие участников в сети Интернет. |
7. | Презентация продукта стажировки | 6 | Стажерские пробы с учащимися МАОУ «Лицей». Внешняя оценка стажерских проб. |
8. | Организация рефлексии и самооценки | 2 | Рефлексивный анализ результатов дня. Взаимное оценивание проделанной работы (Интернет-голосование) и комментирование промежуточных результатов в сети. Анализ внешней оценки стажерских проб. |
http://www.theworldcafe.com — адаптированный перевод М. А. Пронина и Р. Афтанделяна при участии Е. Марчук. Согласно этике сообщества практиков все материлы The World Cafe могут быть свободно использованы при наличии ссылки на сайт (на авторов материала и рисунков) и на авторов переводов.
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1. | Актуализация личностных смыслов участников стажировки. Экспресс-опрос | 0,5 | |||
2. | Осмысление принципов и инструментов технологии междисциплинарного интегративного погружения. представление опыта проведения погружений в МАОУ «Лицей» (выездная школа «Надежды Росатома» для старшеклассников; «Погружение в профессию: технопредпринимательство» для учащихся 7-9 классов; «День науки» для начальной школы) При совместном анализе и обсуждении: выявление 4-х смысловых уровней события, выделение и описание этапов погружения. | 0,5 1,5 | |||
3. | Целеполагание и совместное планирование деятельности. определение индивидуального и группового смыслов деятельности; критерии оценивания деятельности участников стажировки. | 1 | |||
4. | Создание Интернет-пространства образовательного события: Google-документы, Google-blogger, Wiki, WordPress, сообщество в социальной сети, сайт события и др.; Возможности и критерии выбора программного обеспечения для организации события в сети Интернет; Отбор инструментов и организация открытой Интернет-площадки стажировки. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
5. | Этапы создания образовательного события в технологии межпредметного интегративного погружения. Образовательный вызов. Определение межпредметного понятия и универсальных способов учебной деятельности. Программно-предметное содержание. Игровой сюжет. Согласование сюжетной и содержательной линий. Риски при проведении погружения. Позиции участников рабочей группы педагогов и специалистов. Результаты и продукт деятельности участников. Критерии оценивания. | 1,5 0,5 | |||
6. | Моделирование межпредметного интегративного погружения (в том числе в сети Интернет): создание банка sketch-идей погружений в Интернет-пространстве стажировки; образовательный вызов составление технологической карты погружения (участники, содержание, правила, основные события, форматы времени, продукт, эксперты и т.д.). Изменение и дополнение Интернет-пространства стажировки. Взаимодействие участников в сети Интернет (знакомство с результатами работы стажёров, комментарии). Определение лучших идей для погружений, выбор 3-х технологических карт для проведения стажерских проб путем Интернет-голосования. | 1 1 3 1 1 | 0,5 1 | ||
7. | Презентация продукта стажерскими командами. Стажерские пробы с учащимися МАОУ «Лицей» в соответствии с разработанными технологическими картами. Презентация результатов в сети Интернет. Внешняя оценка стажерских проб. | 5 0,5 | 0,5 | ||
8. | Организация рефлексии и самооценка в том числе в сети Интернет (по результатам каждого дня и стажировки в целом) | 1 | 1 | ||
0,5 | 7 | 13 | 3,5 |
Внешняя оценка результатов стажеров | Размещение материалов стажировки в открытом Интернет-пространстве, созданном участниками стажировки, с возможностью комментариев от пользователей сети Интернет. Экспертная оценка стажерских проб в соответствии с разработанными во время стажировки критериями (экспертные листы, баллы). Размещение результатов экспертной оценки в Интернет-пространстве стажировки. Качественная оценка стажерских проб учащимися МАОУ «Лицей» (отзывы, комментарии в Интернет-пространстве стажировки) Взаимооценка участников стажировки на разных этапах работы в форме Интернет-голосований за лучшие sketch-идеи погружений; за событие, «в котором я хотел бы участвовать». По результатам двух Интернет-голосований и позиционной экспертизы стажерских проб формируется рейтинг участников. |
Самооценивание стажерами собственных результатов | Самооценивание стажерами собственных результатов через рефлексивный анализ в форме комментариев в Интернет-пространстве стажировки на завершающем этапе работы (эмоциональная и содержательная составляющая оценки приобретенного опыта). |
Работа стажировки на дистанционном этапе началась с обсуждения особенностей события, в том числе образовательного. В результате стало очевидно, что у всех участников стажировки различное понимание этого явления. По отношению к технологии межпредметного интегративного погружения участники также находились на разных позициях: одни еще не имели о ней никакого представления; другие – знали о технологии, но не пробовали в своей профессиональной деятельности; третьи – уже имели опыт проведения межпредметных погружений. Понимание этих моментов позволило организатору стажировки спланировать работу на очном этапе с учетом различных стартовых позиций участников.
Стажировка «Межпредметное интегративное погружение как образовательное событие, направленное на реализацию индивидуальных смыслов и возможностей участников» проводилась с 27 февраля по 1 марта 2017 года в городе Лесном на базе МАОУ «Лицей».
Цель — формирование у стажеров способности организации образовательного события (в том числе в сети Интернет) через деятельностное освоение технологии межпредметного интегративного погружения.
Исходя из поставленной цели, работа стажировочной площадки разворачивалась как образовательное событие с преобладанием практической работы и компетентностных проб участников.
Для эмоционального восприятия технологии межпредметных погружений и ее возможностей стажерам были предложены видеоматериалы проведенных в МАОУ «Лицей» погружений (выездная школа «Надежды Росатома» для старшеклассников; фестиваль «CINEMAния» для 9-х классов; «Технопредпринимательство» для 7-х классов; «Морская регата – 2017» для 4-х классов). Визуализация и «проживание» этих событий дало наглядное представление о принципах технологии, содержании и возможных формах организации погружений. В ходе работы педагогической мастерской стажеры проводили рефлексивный анализ увиденного и оценивали возможности организации и проведения погружений в своем образовательном учреждении. В результате активной дискуссии выявились преимущества технологии, позволяющие реализовать требования ФГОС, и ряд возможных затруднений, на которые обращалось особое внимание в процессе последующей работы.
Два затруднения, сформулированные большинством участников стажировки, касались содержания работы в технологии МИП. Они стали «стержнем» работы в первый день:
На практике были опробованы инструменты для организации события в сети Интернет, проанализированы ограничения и возможности их использования. В результате совместного моделирования Интернет-пространства стажировки создан банк sketch-идей для погружений и образовательных вызовов, которые возможно использовать в последующей педагогической деятельности.
Ежедневная рефлексия проводилась не по заданным вопросам, а формулировалась самими участниками по трем направлениям:
Участники совместно работали в соц. сети, моделируя опрос с добавлением собственных вариантов ответа по каждому из направлений.
Затруднения, касающиеся деятельности педагогов при подготовке и во время погружения, прорабатывались во второй день работы стажировочной площадки:
Подготовка погружения за 4 часа — «сверхзадача» второго дня – обусловила высокий темп работы и активное взаимодействие участников друг с другом и педагогами лицея.
Стажерские пробы – презентация продукта деятельности стажеров – оценочное событие – все это происходило одновременно в третий день стажировки.
Событие началось для детей с ситуации выбора. «Служба медиации», «Олимпиада – 3017», «Комфортная среда» — каждый ребенок мог решить, в каком погружении ему хочется участвовать. Стажеры вовлекли в событие больше 50 детей. Выбор детей распределился неравномерно.
На этапе рефлексии стажеры обменялись с детьми впечатлениями о совместной работе.
В рефлексивном эссе по итогам работы участникам нужно было ответить на вопрос «Можно ли назвать нашу стажировку образовательным событием?» Эта форма рефлексии позволила организатору стажировки оценить эффективность собственной деятельности и понимание стажерами особенностей событийного формата. Среди аргументов в пользу положительного ответа стажеры отметили следующие:
Такие выводы участников дают основание думать, что цель стажировки достигнута, благодаря совместной деятельности организатора, участников и детей.
Хочется поблагодарить стажеров и коллег за деловую, творческую, дружескую атмосферу, которая была создана в дни работы и позволила прийти к общему результату!